Напоминание

Нравственное воспитание как основа формирования личности ребёнка дошкольного возраста


Автор: Орлова Александра Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №74
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Нравственное воспитание как основа формирования личности ребёнка дошкольного возраста
Дата публикации: 10.07.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нравственное воспитание как основа формирования личности ребенка

дошкольного возраста

Нравственное

воспитание

является

одним

из

компонентов

всех

образовательных систем в отечественной педагогике. Усвоение нравственных

норм

обеспечивает

вхождение

ребенка

в

социум,

позволяет

налаживать

эффективные связи с окружающими. Результатом нравственного воспитания

является поведение, в котором отражен определенный набор нравственных

качеств

личности.

Значительный

вклад

в

осмысление

содержания

нравственного воспитания внесен отечественным специалистом в области

возрастной психологии, профессором, научным руководителем Московского

городского

Центра

психолого-педагогической

экспертизы

игр

и

игр

и

игрушек

Е.О.

Смирновой. Она

привела

убедительные

доказательства,

свидетельствующие о том, что наличие определенного объема нравственных

представлений не делает человека более духовным: «прямого соответствия

между знанием моральных норм и их выполнением нет» Из этого следует:

для

формирования

любого

нравственного

качества

важно,

чтобы

оно

проходило

осознанно.

Поэтому

нужны

знания,

на

основе

которых

будут

складываться

представления

о

сущности

нравственного

качества,

о

его

необходимости

и

о

преимуществах

овладения

им.

У

ребенка

должно

появиться

желание

овладеть

нравственным

качеством,

то

есть

мотив.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою

очередь,

формирует

социальные

чувства.

Чувства

придают

процессу

формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность

складывающегося качества.

Знания

и

чувства

порождают

потребность

в

их

практической

реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя

функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность

формируемого

качества.

Главными

факторами

нравственного

поведения

становятся моральные убеждения личности, уровень ее культурного развития

и волевой настрой.

Таким образом, нравственное поведение определяет жизнь личности и

воплощает ее понятие о добре и зле, справедливости и счастье через систему

поступков

в

обыденных

житейских

ситуациях.

Нравственное

поведение

предусматривает с одной стороны свободу выбора человека, а с другой – оно

ограничено рамками принятых в обществе правил и норм. Это поведение

предполагает

умение

решать

проблемы

выбора

между

личными

устремлениями и требованиями общества.

В

пособии

для

воспитателей

детского

сада

«Посеешь

привычку

пожнешь

характер»,

написанном

Л.И.

Каплан,

сказано,

что

привычки

нравственного

поведения

формируются

благодаря

приучению

ребенка

выполнять

посильные

поручения.

Малыша

также

приучают

считаться

с

мнением

и

желаниями

окружающих.

Для

этого

родители

и

воспитатели

показывают ему, как меняется настроение сверстников, когда те получают

возможность немного поиграть с чужой игрушкой (умение делиться).

В раннем возрасте ребенок во многом поступает на основе подражания

взрослым: его привлекают действия других людей, в результате чего он

пытается

повторить

то

же

самое,

манипулируя

предметами.

Годовалый

малыш охотно выполняет поручение матери, предложившей понести сыну

(дочери) небольшую покупку. При этом он получает истинное удовольствие.

Мотивом подобных действий в этом возрасте становится интерес.

К трем годам, когда проходит возрастной кризис, ребенок испытывает

удовольствие от того, что ему удалось выполнить некие действия (выражено

во фразе «Я сам»), что стимулирует его прилагать новые усилия. По мере

взросления

более

осознанно

оцениваются

результаты

собственной

деятельности. Следовательно, делает выводы Л.И. Каплан, ребенок уже «в

состоянии осмыслить правила поведения».

Какие же это правила? Так, входя в помещение, нужно вытирать ноги,

поскольку люди заботятся о чистоте и порядке. Это достаточно тяжелый труд,

значит, необходимо с уважением относиться к нему. Или другая ситуация:

выполняя

поручение

взрослого

помыть

розетки

после

занятий,

ребенок

расплескал

воду:

сопереживая

сверстнику,

хорошо

бы

предложить

ему

помощь в устранении непорядка.

В

процессе

ежедневного

соблюдения

подобных

правил

у

ребенка

постепенно формируется привычка нравственного поведения. В этой связи,

пишет

Л.И.

Каплан,

значимую

роль

в

процессе

воспитания

играет

объяснение, почему важно поступать так, а не иначе. Это помогает применять

правила в разных жизненных ситуациях.

В программе «Нравственное воспитание в детском саду», составленной

В.И.

Петровой

и

Т.Д.

Стульник

отмечается,

что

формирование

представлений о социальных нормах необходимо осуществлять в совместной

игре.

Так,

например,

детям

младшего

дошкольного

возраста

педагог

показывает, как следует проявлять заботу об окружающих: он кормит куклу,

укладывает

ее

спать,

одевает

ее.

Тем

самым

взрослый

демонстрирует

отношение к потребностям других (в отдыхе, еде и прочем).

Усваивая способы социально одобряемого поведения через внешние

действия, ребенок постепенно переносит их во внутренний план. Благодаря

этому формируется привычка нравственного поведения. По своей сути, это

тот

самый

«внутренний

взор»,

который

позволяет

контролировать

собственное поведение и оценивать действия окружающих.

В

младшем

дошкольном

возрасте

важно,

чтобы

социальный

опыт

ребенка

пополнился

множеством

единичных

положительных

поступков.

Ребенок еще не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно

благодаря

оценкам

взрослых

начинает

понимать,

что

одобряется

и

осуждается. Взрослые должны научить ребенка, что необходимо проявлять

гуманное отношение и к людям, и природе. Ведущими методами воспитания

здесь необходимо назвать пример взрослых и организацию педагогических

ситуаций. Эффект названных методов усиливается оценкой взрослых и их

похвалой.

Средствами

нравственного

воспитания

в

младшем

дошкольном

возрасте

являются

сам

взрослый

как

носитель

положительного

способа

поведения,

а

также

произведения

фольклора

(песенки,

потешки,

сказки).

Взрослые

должны

продемонстрировать

малышу,

что

социальной

нормой

является отзывчивость. Она проявляется в простых формах взаимопомощи, в

действиях,

направленных

на

совместное

преодоление

каких-либо

затруднений, в моральной поддержке, в умении делиться игрушками.

Для

осуществления

нравственного

воспитания

детей

дошкольного

возраста необходимо соблюдение ряда принципов, которые обеспечивают

эффективность

проведенной

работы.

Об

этом

говорится

в

учебно-

методическом пособии И.О. Карелиной «Методика обучения и воспитания в

области дошкольного образования». К числу принципов отнесены:

1)

единство

и

целостность

воспитательного

процесса

(установление

преемственности между задачами, содержанием и методами нравственного

воспитания на всех этапах возрастного развития);

2)

воспитание детей в коллективе (педагог постепенно формирует группу

детей

как

первичный

коллектив,

для

которого

характерны

элементы

взаимопомощи);

3)

требовательность к ребенку в сочетании с уважением к его личности

(уважение к личности воспитанника означает веру в его силы, проявление

доброжелательности,

чуткости;

в

каждом

ребенке

необходимо

находить

положительные качества и опираться на них в воспитании);

4)

учет

индивидуальных

особенностей

детей

(педагог

должен

хорошо

знать

своих

воспитанников,

учитывать

темперамент,

черты

характера,

жизненный

и

нравственный

опыт

ребенка,

особенности

эмоциональной

сферы);

5)

единство воздействий на чувства, сознание и поведение детей (требует

комплексного

подхода

к

ребенку

при

выборе

средств

и

методов

нравственного воспитания);

6)

систематичность и последовательность;

7)

единство требований к детям в детском саду и семье.

В

этом

же

источнике

охарактеризованы

условия

нравственного

воспитания дошкольников:

моральный облик педагога. У него должна быть развита эмпатия –

эмоциональная отзывчивость на переживания ребенка, чуткость; личностные

качества: педагогический такт, профессиональная зоркость, рефлексия, вера в

возможности ребенка; педагог должен обладать высоким общекультурным

уровнем;

осуществление

нравственного

воспитания

в

процессе

всей

педагогической

работы

с

дошкольниками.

Средствами

нравственного

воспитания

являются:

1)

художественная

литература,

изобразительная

деятельность,

музыка;

2)

природа

(забота

о

растениях

и

животных);

3)

собственная

деятельность

детей,

в

процессе

которой

он

учится

нравственному поведению; 4) окружающая ребенка обстановка;

программно-методическое обеспечение;

организация предметно-развивающей среды.

организация совместного образа жизни детей;

организация

работы

на

занятиях

и

в

повседневной

жизни

(игры,

беседы, создание проблемных ситуаций);

комплексное использование методов нравственного воспитания.

Подводя итоги, сделаем вывод о том, что организацию нравственного

воспитания

необходимо

осуществлять

с

детских

лет.

Это

наиболее

сензитивный период для усвоения норм и правил, по которым живет социум.

Результатом нравственного воспитания является нравственное поведение. В

нем выражено знание о нравственности, отношение к соблюдению норм,

потребность в выполнении правил (социальных норм).

Каплан Л.И. Посеешь привычку – пожнешь характер // Хрестоматия по

дошкольной педагогике. – Ростов/н/Д.: Феникс, 2013. – 198 с.

Петрова

В.И.

Нравственное

воспитание

в

детском

саду:

Программа

и

методические рекомендации / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: Мозаика-

Синтез, 2008. – 80 с.

Смирнова

Е.О.

Соотношение

непосредственных

и

опосредованных

побудителей

нравственного

поведения

детей

/

Е.О.

Смирнова,

В.М.

Холмогорова // Вопросы психологии. – 2010. № 1. – с. 27-36.

Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс

лекций: учебно-методическое пособие / сост. И. О. Карелина. – Рыбинск:

филиал ЯГПУ, 2012. – 68с.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!