Автор: Дробязко Анжелла Давидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: "«Краснодар – столица Кубани»
Тема: "Родная Кубань
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в подготовительной группе
«Мой край – Кубань моя родная»
Цели и задачи: Обобщать знания детей о развитии сегодня нашего края, прививать любовь к
родному городу, обращать внимание детей на его красоту, учить радоваться новому облику
нашей малой родины.
Материалы: фотографии с видами Краснодара, иллюстрации в книгах, книга «Стихи
кубанских поэтов»
Ход занятия:
Звучит раздольная русская народная песня «Выйду на улицу».
Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание на мелодию песни, какая она разудалая,
раздольная, широкая, красивая, такая, как наши кубанские степи, могучая, как наши высокие
горы. Мы любим свой край, он особенный. Любовь к своей стране невозможна без любви к
истории своего края. Родина, Кубань – эти слова неразрывно связаны друг с другом.
До 19 века Кубань представляла собой нераспаханную степь. Густая, высокая трава наполняла
степь ароматом цветов, казалось она ждала, что придет земледелец и начнет пользоваться её
плодородными просторами. Казаки, прибывшие на Кубань, начали распахивать степь. Земля
была очень твердая, плуг и соха с трудом могли её поднять. С годами кропотливого труда
распашка земли становилась легче. Важнейшей культурой на Кубани являлась пшеница. А что
еще стали сажать вслед за пшеницей?
Дети: Стали сажать подсолнечник. Вначале его выращивали на семечки, потом стали давить
из него масло. Еще садили кукурузу.
Воспитатель: Где впервые на Кубани были посажены первые виноградники?
Дети: Первые виноградники были посажены на Тамани, там подходящая для этого почва.
Воспитатель: Чем еще занимались кубанцы, что выращивали?
Дети: Занимались садоводством, растили черешни, вишни, сливы. А ещё яблоки, груши,
персики, абрикосы.
На полях растут картофель, капуста, помидоры, огурцы.
Воспитатель: Ребята, теперь вы, наверное, уже представляете, какова наша необъятная страна,
край, где мы живем. Как называется столица Краснодарского края?
Дети: город Краснодар.
Воспитатель: А как называется наша главная река?
Дети: Кубань – река.
Воспитатель: Кубань берет свое начало высоко в горах и несет свои воды в Азовское море.
Недаром наш край тоже называют Кубанью, как и нашу полноводную широкую реку.
Богат наш край, все у нас растет, зреет и в саду, и поле, и в огороде. Отгадайте, про что я сейчас
говорю.
В поле – метелкой,
В мешке – жемчугом. (Веник).
Как во поле, на кургане
Стоят девушки с серьгами. (Овес).
Мала мышка – золотая кубышка. (Просо).
У закутанных девиц ветер волос шевелит. (Кукуруза).
Из земли вырастаю, весь мир одеваю. (Лен).
Воспитатель: Загадки вы разгадали, молодцы. А знаете ли вы, что кубанская земля – очень
древняя. Она богата плодородной почвой, богата полезными ископаемыми: мрамором, рудой
газом. В лесах обитает множество животных. Каких животных вы знаете и можете назвать?
Дети: Кабан, волк, лиса, заяц, белка.
Воспитатель: А в горах живут редкие кавказские зубры и леопарды. На Кубани есть
заповедники, где люди – егеря ухаживают и охраняют животных от браконьеров. У водоемов
можно встретить ондатру, выдру, енота. А какая рыба водится в наших реках, озерах, лиманах?
Дети: Судак, сом, сазан, карп, карась, щука, толстолобик, тарань.
Воспитатель: Молодцы, рыб знаете как заправские рыболовы.
А теперь пришла пора,
Поиграть нам, детвора.
Проводится игра
«Кауны» Цель: развивать быстроту, ловкость.
Ход игры. На одном конце площадки проводится черта - это «бахча». За чертой на расстоянии
2-3 шагов от нее «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается «дом
детей». Выбирается сторож. Когда «сторож» засыпает, дети направляются к бахче со словами:
«Крадем, крадем кауны, деда не боимся
Дед нас палкой - мы его каталкой»
Сторож просыпается, дети бегут «домой»,а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в
сторону шалаша.
Воспитатель: Ребята, мы очень много говорили о нашем прекрасном городе и крае, вы узнали
много нового и интересного, познакомились с историей Кубани, теперь вы можете рассказать о
нашем городе своим друзьям, знакомым, родителям. Здесь у меня альбомы с фотографиями,
давайте полюбуемся видами нашего города Краснодара. Что вы можете сказать?
Дети: Город стал очень красивым, много многоэтажных домов, все они разные.
Стало больше цветов на улицах, фонтанов, зеленых парков и скверов.
Воспитатель: Ребята, наш город по праву считается очень зеленым. Какие деревья у нас
растут.
Дети: Липы, тополя, клены, каштаны, орехи, березы, ели, платаны.
Воспитатель: А какое стихотворение вы знаете, расскажите.
Дети:
Зеленые улицы,
Парки и скверы.
Высокое небо,
Кубани прибой.
Цветущие клумбы,
Улыбки, веселье –
Это мой город родной.
Воспитатель: Ребята, вы каждый день приходите в детский сад. По дороге вы видите, как
идет строительство, как растет наш город. За последние годы наш Краснодар стал ещё лучше,
ещё краше, ещё богаче. Люди, которые живут в нашем крае, стараются, чтобы он был самым
красивым и чистым. Для этого и нам с вами, его жителям нужно поддерживать чистоту и
порядок, не сорить, не бросать и не оставлять мусор в неположенных местах. О городе, как о
своем родном доме, нужно заботиться всем: и взрослым, и детям. Ведь в нашей заботе наша
любовь и уважение. Каждый, кто родился и вырос на Кубани, любит свою Родину, она у
каждого из нас лишь одна. Прочитайте, пожалуйста стихотворение о Родине, которое вы
знаете.
Дети: Дети:
В жизни нам дана
Родина одна.
У меня она-
Вишня у окна.
Здесь моя судьба,
Радость и борьба.
Видно так и быть
Здесь мне век прожить.
До конца дружить,
До конца любить.
Здесь мои друзья,
Здесь моя семья.
Больше не скажешь,
Здесь земля моя.
Воспитатель: Замечательное стихотворение, слова идут от самого сердца. И хочется сказать
вам, ребята, чтобы и вы также любили свою Родину, свою Кубань, чтобы всегда помнили, что
Родина у нас одна.