Автор: Никулина Оксана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ п.г.т. Уруша
Населённый пункт: п.г.т. Уруша, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проблема одарённости в школе"
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа рабочего поселка (поселка городского типа)
Уруша Сковородинского района Амурской области
Выступление на методическом совете:
«Проблема одарённости»
Подготовила: Никулина О.А.
Презентация (Слайд1)
Проблема одарённости в настоящее время становится все более актуальной.
Это,
прежде
всего,
связано
с
потребностью
общества
в
неординарной
творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и
талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования
системы образования. Исследования, проведенные во многих странах мира,
убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования,
изменить
отношение
педагога
к
одаренному
ребенку,
снять
барьеры,
блокирующие его таланты.
Как это ни удивительно, но для школы самым «крепким орешком»
оказывается -
ни
много
ни
мало -
одаренный
ребенок.
Особенно
для
учителей,
руководствующихся
принципом помогать
слабым.
Ведь
этот,
казалось
бы,
вполне
милосердный
принцип
нередко
оборачивается
то
беспечным
равнодушием,
то
преступной
черствостью
по
отношению
к
действительно одаренным детям.
Слайд2
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в
особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей
такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и
мышления,
они
более
восприимчивы
к
сенсорным
стимулам
и
лучше
понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому
отношению
не
только
к
себе,
но
и
к
окружающему.
Поэтому
педагоги,
работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к
критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают
невербальные
сигналы
как
проявление
неприятия
себя
окружающими.
В
результате
ребенок
может
производить
впечатление
отвлекающегося,
непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует
стандартных требований (всё как у всех), им сложно быть конформистами,
особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами
и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так
принято, не является аргументом.
Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой
не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному
расстройству и дестабилизации поведения.
Слайд 3
Большинство
психологов
убеждены,
что
характер
развития
одарённости – это результат сложного взаимодействия:
деятельности
ребёнка, наследственности (т.е. природных задатков), социокультур
ной среды
Слайд4
Выделяют 2 точки зрения на частоту проявления детской одарённости
•
Все дети являются одарёнными.
•
До
уровня
одарённости
можно
развить
практически
любого
здорового ребёнка при создании благоприятных условий.
И
•
Одарённые дети встречаются крайне редко.
•
Это
уникальное
явление,
в
этом
случае
основное
внимание
уделяется поиску одарённых детей.
Слайд5
Признаки одарённости
Дети очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и
не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
Способны долгое время (до нескольких часов) концентрировать
внимание
на
одном
деле,
«погружается»
в
него,
если
оно
ему
интересно.
В
общении
между
собой
производят
впечатление
говорящих
разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут перейти на
«нормальное» общение.
Часто «перескакивают» через последовательные этапы развития
Слайд 6
Кого считают одаренным
"Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет
внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде
деятельностисти".
Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В
специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий
детей, которых обычно и называют одаренными:
Слайд 7
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта
( и н т е л л е к т у а л ь н а я
о д а р е н н о с т ь ) ;
-
дети
с
высоким
уровнем
творческих
способностей
(творческая
одаренность);
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные
музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию
д е т е й
ч а щ е
н а з ы в а ю т
т а л а н т л и в ы м и ;
- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Слайд 8
Трудности распознавания
В любом классе одни дети учатся получше, другие похуже. Как правило, о
первых учителя говорят как о более способных. Многим учителям именно с
ними удобно работать на уроке и по их ученическим успехам судить о
результативности своей деятельности.
Слайд 9
Но входят ли в их число так называемые одаренные дети? Оказывается, что,
как правило, нет! В большинстве случаев мы имеем как раз обратное. Жизнь
показывает,
что
одаренность
ребенка
часто
сопровождается
весьма
неблагоприятными учительскими характеристиками: нерадивый, халатный,
невнимательный, озорной, своенравный.
А
из
многих
биографий
выдающихся
людей
мы
знаем,
что
одаренный
ребенок
в
детстве
может
даже
производить
впечатление
заспанного.
(Современные психологи так и вовсе считают, что при одном лишь внешнем
наблюдении за детьми бывает очень трудно отличить ребенка одаренного от
умственно отсталого.
Итак, проблема детской одаренности начинается с трудности распознавания.
Слайд 10
Очень часто у ребенка, который со стороны казался вполне ординарным или
даже
проблематичным,
могут
обнаруживаться
весьма
поразительные
пристрастия.
Например,
ночами
напролет
заниматься
чтением
книг,
«проглатывая» их дюжинами и, казалось бы, без всякого разбора.
Считается, что для воспитания особо одаренных детей следует открывать
специальные классы. Дескать, в нормальных классах они будут изнывать от
скуки.
Но одарённые дети часто избалованны. И в предстоящей жизни они, скорее
всего,
будут
постоянно
требовать
к
себе
исключительного
отношения.
Поэтому будет лучше, если одаренного ребенка обучать в самом обычном
классе,
с
самыми
обычными
детьми.
А
не
подчеркивать
е го
исключительность, зачисляя в какую-то особую школу.
Слайд11
В
конечном
счете
школа -
часть
большого
мира.
И
ребенку
полезно
сталкиваться с проблемами, которые его будут окружать в последующей
жизни и с воздействием которых он должен будет справиться.