Напоминание

Рабочая программа по биологии, 7 класс (ФГОС)


Автор: Тагандурдыева Кельдихан Беркелиевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: а.Абдул-Газы, Ставропольский край
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая программа по биологии, 7 класс (ФГОС)
Раздел: среднее образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В.В. Латюшин,

В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. «Дрофа», 2012. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством

образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, образовательной

программы ОУ, авторской программы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных

учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2014г).

Изменений в программу не вносилось.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование

универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В ней также соблюдается

преемственность с примерными программами начального общего образовании.

Программа является базовой т. е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы, который должен быть

представлен в любой рабочей или авторской программе.

В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие основных видов деятельности обучаемых, в частности включать

обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы,

ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои

идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение,

сравнение,

различение,

классификация,

наблюдение,

умения

и

навыки

проведения

эксперимента,

умения

делать

выводы

и

заключения,

структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Цели, решаемые при реализации рабочей программы

Цели:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную

группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической

науки.

ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других

людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности,

связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как

способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Нормативно –правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса построена на основе:

Федерального закона №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации»,

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

Программы общего образования по биологии под редакцией В.В. Пасечника, УМК «Биология 5-9 кл.» В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г.

Швецова;

Учебного плана МКОУ ООШ №18 а. Абдул-Газы на 2017-2018 учебный год.

Информация о количестве часов, на которые рассчитана программа

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом

данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 7 классе в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Данная программа реализуется с помощью учебника: Биология: Животные. 7 кл, учебник/В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.-М. Дрофа,2016г.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов

обучения и педагогических технологий.

Содержание программы

Биология. Животные

7 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (2 часа)

Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия

животных и растений. Систематика животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

эволюционный путь развития животного мира;

историю изучения животных;

структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории.

Учащиеся должны уметь:

определять сходства и различия между растительным и животным организмом;

объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения

новых пород животных.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

давать характеристику методам изучения биологических объектов;

классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;

наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

использовать знания по зоологии в повседневной жизни;

применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций.

Раздел 1. Простейшие (2 часа)

Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе

и жизни человека; колониальные организмы.

Демонстрация

Живые инфузории. Микропрепараты простейших.

Раздел 2. Многоклеточные животные (34 часа)

Беспозвоночные животные.

Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни

человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация

Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы. Видеофильм.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические

особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Многообразие кольчатых червей.

Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и

жизни человека.

Демонстрация

Многообразие моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и

жизни человека.

Демонстрация

Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности;

значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Знакомство с разнообразием ракообразных.

Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе

и жизни человека.

Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и

жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение представителей отрядов насекомых

Тип Хордовые. Класс Ланцетники.

Позвоночные

животные.

Надкласс

Рыбы:

многообразие

(круглоротые,

хрящевые,

костные);

среда

обитания,

образ

жизни,

поведение;

биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные и практические работы

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и

жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды, занесенные в Красную книгу Хабаровского края.

Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в

природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды, занесенные в Красную книгу Хабаровского края.

Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и

жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды, занесенные в Красную книгу Хабаровского края.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения птиц.

Экскурсии

Изучение многообразия птиц.

Класс

Млекопитающие:

важнейшие

представители

отрядов;

среда

обитания,

образ

жизни

и

поведение;

биологические

и

экологические

особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды, занесенные в Красную книгу Хабаровского края.

Демонстрация

Видеофильм.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

систематику животного мира;

особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;

значение в природе и жизни человека;

исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.

Учащиеся должны уметь:

находить отличия простейших от многоклеточных животных;

правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;

распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;

раскрывать значение животных в природе и в жизни человека;

применять полученные знания в практической жизни;

распознавать изученных животных;

определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;

наблюдать за поведением животных в природе;

прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;

работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение;

отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении;

вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных;

привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;

оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;

использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;

абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания;

обобщать и делать выводы по изученному материалу;

работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;

презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ.

Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен

веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения.

Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация

Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.

Лабораторные и практические работы

Изучение особенностей различных покровов тела.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

основные системы органов животных и органы, их образующие;

особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;

эволюцию систем органов животных.

Учащиеся должны уметь:

правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия;

объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;

сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп;

описывать строение покровов тела и систем органов животных;

показать взаимосвязь строения и функции систем органов животных;

выявлять сходства и различия в строении тела животных;

различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах – органы и системы органов животных;

соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;

использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и функций органов и их систем у животных;

выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных;

устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе регуляции деятельности организма;

составлять тезисы и конспект текста;

осуществлять наблюдения и делать выводы;

получать биологическую информацию о строении органов, систем органов, регуляции деятельности организма, росте и развитии животного

организма из различных источников;

обобщать, делать выводы из прочитанного.

Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 часа)

Продление

рода.

Органы

размножения.

Способы

размножения

животных.

Оплодотворение.

Развитие

животных

с

превращением

и

без.

Периодизация и продолжительность жизни животных.

Лабораторные и практические работы

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

основные способы размножения животных и их разновидности;

отличие полового размножения животных от бесполого;

закономерности развития с превращением и развития без превращения.

Учащиеся должны уметь:

правильно использовать при характеристике индивидуального развития животных соответствующие понятия;

доказать преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме;

характеризовать возрастные периоды онтогенеза;

показать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания;

выявлять факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного;

распознавать стадии развития животных;

различать на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных;

соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

сравнивать и сопоставлять стадии развития животных с превращением и без превращения и выявлять признаки сходства и отличия в развитии

животных с превращением и без превращения;

устанавливать причинно-следственные связи при изучении приспособленности животных к среде обитания на разных стадиях развития;

абстрагировать стадии развития животных из их жизненного цикла;

составлять тезисы и конспект текста;

самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;

конкретизировать примерами рассматриваемые биологические явления;

получать биологическую информацию об индивидуальном развитии животных, периодизации и продолжительности жизни организмов из

различных источников.

Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного

мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Демонстрация

Палеонтологические доказательства эволюции.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;

причины эволюции по Дарвину;

результаты эволюции.

Учащиеся должны уметь:

правильно использовать при характеристике развития животного мира на Земле биологические понятия;

анализировать доказательства эволюции;

характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы;

устанавливать причинно-следственные связи многообразия животных;

доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;

объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных;

различать на коллекционных образцах и таблицах гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы у животных;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

выявлять черты сходства и отличия в строении и выполняемой функции органов-гомологов и органов-аналогов;

сравнивать и сопоставлять строение животных на различных этапах исторического развития;

конкретизировать примерами доказательства эволюции;

составлять тезисы и конспект текста;

самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;

получать биологическую информацию об эволюционном развитии животных, доказательствах и причинах эволюции животных из различных

источников;

анализировать, обобщать высказывать суждения по усвоенному материалу;

толерантно относиться к иному мнению;

корректно отстаивать свою точку зрения

Раздел 6. Биоценозы (4 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи

питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсии

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов;

признаки экологических групп животных;

признаки естественного и искусственного биоценоза.

Учащиеся должны уметь:

правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия;

распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания;

выявлять влияние окружающей среды на биоценоз;

выявлять приспособления организмов к среде обитания;

определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу;

определять направление потока энергии в биоценозе;

объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза;

определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;

устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов;

конкретизировать примерами понятия «продуценты», «консументы», «редуценты»;

выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепи питания и пищевой цепи;

самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы;

систематизировать биологические объекты разных биоценозов;

находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений;

находить в словарях и справочниках значения терминов;

составлять тезисы и конспект текста;

самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;

поддерживать дискуссию.

Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)

Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсии

Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

методы селекции и разведения домашних животных;

условия одомашнивания животных;

законы охраны природы;

признаки охраняемых территорий;

пути рационального использования животного мира (области, края, округа, республики)

Учащиеся должны уметь:

пользоваться Красной книгой;

анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;

Учащиеся должны понимать:

причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге;

выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны;

находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов;

находить значения терминов в словарях и справочниках;

составлять тезисы и конспект текста;

самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

знать правила поведения в природе;

понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

уметь реализовывать теоретические познания на практике;

видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными;

признавать право каждого на собственное мнение;

формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;

проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

уметь отстаивать свою точку зрения;

критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения

существующего мнения.

Содержание программы.

Биология. Животные.

7 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (2 часа)

Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и

различия животных и растений. Систематика животных.

Раздел 1. Простейшие (2 часа)

Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в

природе и жизни человека; колониальные организмы.

Демонстрация

Живые инфузории. Микропрепараты простейших.

Раздел 2. Многоклеточные животные (34 часа)

Беспозвоночные животные.

Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни

человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация

Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла.. Видеофильм.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические

особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и

жизни человека.

Демонстрация

Многообразие моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и

жизни человека.

Демонстрация

Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности;

значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе

и жизни человека.

Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и

жизни человека.

Лабораторные и практические работы

№1 Изучение представителей отрядов насекомых

Тип Хордовые. Класс Ланцетники.

Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение;

биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и

жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в

природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни

человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные и практические работы

№2 Изучение внешнего строения птиц.

Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические

особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды

Демонстрация

Видеофильм.

.Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (12 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен

веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения.

Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация

Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.

Лабораторные и практические работы

№3 Изучение особенностей различных покровов тела..

Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 часа)

Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без.

Периодизация и продолжительность жизни животных.

Лабораторные и практические работы

№4 Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного

мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения

животных.

Демонстрация

Палеонтологические доказательства эволюции.

Раздел 6. Биоценозы (5 часов)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи

питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсии

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека

(6часов)

Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Обобщение материала курса

формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений,

самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения

конфликта.

Приложение

Календарно - тематическое планирование по биологии

на 7 класс

Тема урока

Тип урока

Основные

виды

деятельности

Основные

понятия,

термины

Планируемые результаты (в соответствии ФГОС)

Кол-

во

часов

Дата

план./

дата

предметные

метапредметные

личностные

УУД

факт.

Введение. Основные сведения о животном мире - 2 ч

1

История развития

зоологии

Урок формирования

знаний

Задание на дом §1

-формулируют

общие

сведения о

животном

мире.

- знакомятся с

методами

изучения

животных;

.

Систематика

Зоология

систематиче

ские

категории.

Определяют

понятия

«систематика»,

«зоология»,

«систематическ

ие категории».

Описывают и

сравнивают

царства

органического

мира.

П: . дают характеристику

методам изучения биологических

объектов

Р: описывают и сравнивают

царства органического мира

Отрабатывают правила работы с

учебником

К: научить применять двойные

названия животных в общении со

сверстниками, при подготовке

сообщений, докладов,

презентаций

Развития

познавательных

интересов, учебных

мотивов; развитие

доброжелательности,

доверия

и внимательности к

людям

1

2

Современная

зоология

Задание на дом §2

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

-знакомятся со

структурой

зоологии

Зоологическ

ие науки

Составляют

схему

«Структура

науки

зоологии».

П: классифицируют объекты по

их принадлежности к

систематическим группам;

Р: описывают различных

представителей животного

царства

К: используя дополнительные

источники информации,

раскрывают значение

зоологических знаний,

Развитие

сопереживания,

эмоционально-

нравственной

отзывчивости

1

Простейшие -2ч

3

(1)

Простейшие:

корненожки,

радиолярии,

споровики,

солнечники

Р/к. Наиболее часто

встречаемые

заболевания в СК,

вызванные

простейшими

Урок закрепления и

совершенствования

-знакомятся с

многообра

зием, средой

обитания,

образом жизни,

биологи

ческими и

экологическим

и особеннос

тями

простейших.

Цисты

-определяют

особенности

строения

представителей

простейших

-знакомятся с

многообразием

простейших,

П: определяют понятия

«простейшие», «циста»

Р: систематизируют знания при

заполнении таблицы

«Многообразие простейших

животных »

К обмениваются знаниями после

заполнения таблицы

Развитие

осмысленного

отношения к тому, что

делает.

1

знаний

Задание на дом §3

4

(2)

Простейшие:

жгутиконосцы.

инфузории.

Задание на дом §4

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

-выявляют

значение

простейших в

природе и

жизни

человека.

Колониальн

ые

организмы

-продолжают

заполнение

таблицы

«Сравнительна

я

характеристика

групп

простейших».

-знакомятся со

и значением

простейших в

природе и

жизни человека

П:определяют понятие

«колония»

Р: систематизируют знания при

заполнении таблицы

«Сравнительная характеристика

групп простейших».

К: умение работать в составе

группы.

Развитие

любознательности,

интереса к новым

знаниям

1

Многоклеточные животные – 34ч

5

(1)

Тип Губки.

Задание на дом §5

Урок формирования

новых знаний

-изучают

многообразие,

среду

обитания,

образ жизни

губок ,

значение в

природе и

жизни

человека.

Ткань

Рефлекс

Специализац

ия клеток

-развивать

умение

выделять

существенные

признаки типа

Губки

-выявлять

черты

приспособлени

й Губок к среде

П: умение давать определения

понятиям, классифицировать

объекты

Р:умение планировать свою

работу при выполнении заданий

учителя

К: умение высказывать свою

точку зрения

Формирование

интеллектуальных

умений строить

рассуждения,

сравнивать, делать

выводы

1

6

(2)

Тип

Кишечнополостные.

Задание на дом §6

Урок формирования

новых знаний

-изучают

многообразие,

среду

обитания,

образ жизни

кишечнополост

ных, значение в

природе и

жизни человека

Эктодерма

Энтодерма

Кишечная

полость

Радиальная

симметрия

-выявление

особенностей

Кишечнополос

тных --знание

правил

оказания

первой помощи

при ожогах

ядовитыми

кишечнополост

ными

П: умение работать с

различными источниками

информации,

Р:умение определять цель

работы, планировать ее

выполнение

К: умение воспринимать

информацию на слух, задавать

вопросы.

Учебное

сотрудничество с

учителем и

одноклассниками в

приобретении новых

знаний

1

7

(3)

Тип Плоские черви

-выявляют

признаки типа

Паренхима

Система

-выявление

приспособлени

П:умение выделять главное в

тексте, структурировать учебный

Умение применять

полученные на уроке

1

Задание на дом§7

Урок формирования

новых знаний

Плоские черви

.

органов

гермафродит

хозяин

промежуточ

ный; хозяин

окончательн

ый

я организмов к

паразитическо

му образу

жизни.

-знание

основных

правил,

позволяющих

избежать

заражения

паразитами

материал

Р:умение организовать

выполнение заданий учителя.

К: умение слушать учителя.

знания на практике,

Понимание важности

сохранения здоровья

8

(4)

Тип Круглые черви

Задание на дом §8

Урок формирования

новых знаний

-изучают

биологические

и экологи

ческие особен

ности Круглых

червей, их

значение в

природе и

жизни человека

Раздельнопо

лые

животные

первичная

полость тела

-развивать

умения

распознавать и

описывать

строение

Круглых

червей

-сравнивать

плоских и

круглых

червей.

П: умение готовить сообщения,

представлять результаты работы

классу

Р:умение делать выводы по

результатам работы

К:умение слушать

одноклассников, высказывать

свое мнение

Умение применять

полученные на уроке

знания на практике,

понимание важности

сохранения здоровья

1

9

(5)

Тип Кольчатые

черви. Класс

Полихеты

Задание на дом §9

Урок формирования

новых знаний

-знакомятся с

многообра

зием, средой

обитания.

образом жизни

полихет

Вторичная

полость тела

параподии

-составить

представление

о

классификации

Кольчатых

червей, их

особенностях

строения и

многообразии.

П: уметь подбирать критерии для

характеристики объектов,

работать с понятийным

аппаратом

Р:умение организовано

выполнять задания.

К: уметь воспринимать разные

виды информации.

Понимать

необходимость

бережного отношения

к природе

1

10

(6)

Тип Кольчатые

черви: классы

Олигохеты и Пиявки

Лабораторная

работа №1.

«Знакомство с

многообразием

кольчатых червей»

-знакомится с

многообра

зием, средой

обитания.

образом

жизни

Олигохет и

Пиявок.

Диапауза

защитная

капсула

гирудин

анабиоз

-знать

представителей

типа Кольчатых

класса

Малощетинков

ых и их

значение в

природе и

П: давать определения понятиям,

уметь работать с

изобразительной наглядностью

Р: уметь работать с

инструктивными карточками

К: уметь работать в малых

группах.

Уметь объяснять роль

малощетинковых

червей в природе и

жизни человека

1

Урок формирования

новых знаний

Задание на дом §10

- изучают их

значение в

природе и

жизни человека

жизни человека

11

(7)

Тип Моллюски

Р/к.Моллюски,

встречаемые в

нашей местности.

Задание на дом §11

Урок формирования

новых знаний

-дают общую

характеристику

строения

Моллюсков

- изучают их

значение в

природе и

жизни человека

Мантия

мантийная

полость

легкое

терка

-определяют

понятия: темы

П: получают знания о

местообитании, строении,

образе жизни Моллюсков

Р :самостоятельно

формулировать проблему в

индивидуальной учебной

деятельности.

К: в дискуссии уметь выдвинуть

контраргументы

Воспитание

бережного отношения

к природе, особенно

живой,

1

12

(8)

Классы моллюсков.

Задание на дом

§12

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

-изучают

классы:

Брюхоногие,

Двустворчатые,

Головоногие.

Реактивное

движение

чернильный

мешок

-выявляют

различия

между

представителя

ми разных

классов

моллюсков

П: знания о строении и образе

жизни, значении представителей

моллюсков

Р: Составлять план решения

проблемы

К: различать мнение,

гипотезы, доказательство, факты;

теории.

Учиться убеждать

других людей в

необходимости

овладения стратегией

рационального

природопользования

1

13

(9)

Тип Иглокожие

Задание на дом §13

Урок формирования

новых знаний

- дают общую

характеристику

Иглокожих

- изучают их

значение в

природе и

жизни человека

Водно-

сосудистая

система

известковый

скелет.

-сравнивают

между собой

представителей

разных классов

иглокожих

П: знание особенностей

строения типа Иглокожие

Р:уметь оценить успешность

своей образовательной

деятельности

К: умение выступать и

оценивать выступления

Потребность в

справедливом

оценивании своей

работы и работы

одноклассников.

1

14

(10)

Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные

Лаб. работа №2.

«Знакомство с

разнообразием

ракообразных»

Р/к.Разнообразие

ракообразных в

водоемах СК.

- дают общую

характеристику

.

Членистоногих

- изучают их

значение в

природе и

жизни человека

Внешний

скелет

смешанная

полость

тела,хитин

сложные

глаза

партеноге

нез

-определяют

понятия темы

П: знания о многообразии

членистоногих

Р: Составлять план решения

проблемы

К: отстаивают свою точку

зрения, приводят аргументы,

Иллюстрируют

примерами значение

ракообразных в

природе и жизни

человека

1

Задание на дом §14

15

(11)

Класс

Паукообразные

Задание на дом

§14

Урок формирования

новых знаний

-изучают

биологические

и

экологические

особенности

Паукообразных

Паутинные

бородавки

паутина

-определяют

понятия темы

-изучение

клещей.

П: знания о многообразии

паукообразных

Р: иллюстрируют примерами

значение паукообразных в

природе и жизни человека

К:отстаивая свою точку зрения,

приводить аргументы,

подтверждая их фактами.

Учиться

использовать свои

взгляды на мир для

объяснения

различных ситуаций,

решения

возникающих

проблем и извлечения

жизненных уроков

1

16

(12)

Класс Насекомые

Лаб. работа №3

«Изучение

представителей

отрядов насекомых»

Р/к. Фоновые,

редкие и исчезающие

виды насекомых СК.

Задание на дом §15

Урок формирования

знаний

- и з у ч а ю т

биологические

и

экологические

особенности

Насекомых

Типы

ротового

аппарата

инстинкт

прямое

развитие

непрямое

развитие

-получают

зн а н и я

о

местообитании,

с т р о е н и и

и

образе

жизни

насекомых.

-определяют

понятия: темы

П: знания общей характеристики

насекомых

Р:выполняют наблюдения,

оформляют отчёт, делают

выводы

К: отстаивают свою точку

зрения, приводят аргументы

Осознание своих

возможностей в

учении. Повышать

интерес к получению

новых знаний.

Уважать себя и верить

в успех других.

1

17

(13)

Отряды насекомых:

Таракановые,

Прямокрылые,

Уховертки, Поденки

Задание на дом §16

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

-дают знания о

типах развития

насекомых

Таракановые

Прямокрыл

ые,

Уховертки,

Поденки

-получают

зн а н и я

о

местообитании,

с т р о е н и и

и

образе

жизни

насекомых.

П: работать с текстом параграфа

выделять в нем главное

Р : самостоятельно обнаруживать

и формулировать проблему

К:готовят презентацию

изучаемого материала с

помощью компьютерных

технологий .

Учиться

самостоятельно

выбирать стиль

поведения,

1

18

(14)

Отряды насекомых:

Стрекозы, Вши,

Жуки, Клопы.

Задание на дом §17

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

- и з у ч а ю т

отряды

насекомых

Стрекозы,

Вши,

Жуки,

Клопы

-представители

отрядов

Стрекозы, Вши,

Жуки, Клопы

-знания о

строении и

образе жизни

-вредители

растений и

П : выбирать удобную для себя

форму фиксации и представления

информации

Р:уметь оценить успешность

своей образовательной

деятельности

К:отстаивая свою точку зрения,

приводить аргументы,

подтверждая их фактами.

Обосновывают

необходимость

использования

полученных знаний в

жизни

1

переносчики

заболеваний.

19

(15)

Отряды насекомых:

Чешуекрылые

(Бабочки),

Равнокрылые,

Двукрылые, Блохи

Р/к. Фоновые,

редкие и исчезающие

виды насекомых СК.

Задание на дом §18

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

- и з у ч а ю т

отряды

насекомых

Чешуекрыл

ые(Бабочки),

Равнокрылы

е,Двукрылые

, Блохи

представители

отрядов

-знания о

строении и

образе жизни

П : фиксировать полученные

результаты в таблицу

Р: уметь оценить успешность

своей образовательной

деятельности

К:готовят презентацию

изучаемого материала с

помощью компьютерных

технологий

Осознавать свои

интересы, находить и

изучать в учебниках

материал имеющий

отношение к своим

интересам.

1

20

(16)

Отряд Перепончато

крылые

Задание на дом §19

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

-изучают отряд

Перепончатокр

ылые, их

значение в

природе и

жизни

человека.

Общественн

ые

насекомые.

мед и

другие

продукты

пчеловодств

а

. -получают

знания о

местообитании,

строении и

образе жизни,

значении

Перепончатокр

ылых

П: иллюстрируют значение

перепончатокрылых в природе и

жизни человека примерами

Р: обнаруживать и

формулировать проблему

учебной деятельности

К: уметь воспринимать разные

виды информации.

Обосновывают

необходимость

использования

полученных знаний в

жизни

1

21

(17)

Обобщающий урок

по теме

«Многоклеточные

организмы.

Беспозвоночные»

Комбинированный

урок

Осуществляют

систематизаци

ю и обобщение

понятий

раздела,

контроль

знаний.

Применяют

полученные на

уроке знания

на практике

1

22

(18)

Тип Хордовые

Подтипы:

Бесчерепные и

.-изучают

общую

характеристику

Внутренний

скелет

Нервная

-определяют

понятия темы

-распознают

П: доказывают усложнение в

строении ланцетника по

сравнению с кольчатыми червями

Рефлексируют,

оценивают результаты

деятельности

1

Черепные

Задание на дом §20

Урок формирования

новых знаний

и. признаки

хордовых

трубка,

Двустороння

я симметрия

тела,

Вторичная

полость.

животных типа

Хордовых.

-объясняют

роль в природе

и жизни

человека

Р: работают с учебником и

дополнительной литературой.

корректируют вои знания

К: высказывают свою точку

зрения, задают вопросы,

выражают свои мысли

23

(19)

Класс Рыбы.

Задание на дом§21

Урок формирования

новых знаний

.-изучают

общую

характеристику

и признаки рыб

Выявляют роль

плавников в

движении рыб.

расположение

и значение

органов чувств.

Хрящевые

рыбы,

костные

рыбы, чешуя

плавательны

й пузырь

боковая

линия.

-определяют

понятия: темы

«плавательный

-выделяют

особенности

строения рыб.

-формулируют

вывод

структурируют

знания

П:распознают и описывают

внешнее строение рыб в связи

со средой обитания

Р: определяют цель работы,

корректируют свои знания

К: умение работать в парах,

высказывают свою точку зрения,

выражают в ответах свои мысли

Осознают и

осмысливают

информацию

1

24

(20)

Подкласс Хрящевые

рыбы

Задание на дом

§ 22

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

- изучают

особенности

хрящевых рыб

Акулы,

Скаты,

Химерообра

зные

-распознают и

описывают

хрящевых рыб.

доказывают

родство

хрящевых рыб

с

ланцетниками.

-раскрывают

значение

хрящевых рыб

в природе

П:характеризуют многообразие,

образ жизни, места обитания

хрящевых рыб.

Р:корректируют свои знания:

оценивают собственные

результаты

К:работают с дополнительными

источниками информации

Развивают

любознательность,

развивают интерес к

окружающему миру

Осознают и

осмысливают

информацию

1

25

(21)

Подкласс Костные

рыбы

Р/к. Основные виды

рыб рек и водоемов

СК.

Задание на дом §23

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

- изучают

особенности

костных рыб.

Отряды:

Осетрообразны

е, Сельде

образные,

Лососеобраз

ные, Карпо

образные,

Нерест

проходные

рыбы

-определяют

понятия темы

-объясняют

значение

кистепёрых и

двоякодышащи

х рыб для

понимания

эволюции

животных.

П:. выявляют черты сходства и

различия между

представителями данных отрядов

костных рыб

Р:работают с дополнительными

источниками информации

корректируют свои знания

оценивают собственные

результаты

К: умение слушать и участвовать

Осмысливают

информацию о

эстетической

ценности рыб,,

значении в природе и

жизни человека,

правилах рыбной

ловли и охраны

водоемов

1

Окунеобразные

в дискуссии.

26

(22)

Класс Земноводные

Р/к. Видовое

разнообразие и

охрана амфибий в

СК.

Задание на дом §24

Урок формирования

новых знаний

- изучают

особенности

Земноводных

Отряды:

Безногие,

Хвостатые,

Бесхвостые

-значение в

природе

Цикл

развития

-определяют

понятия: темы.

-выделяют

особенности

строения в

связи со средой

обитания.

П: выявляют различия в

строении рыб и земноводных

Р: корректируют свои знания,

умение организовано выполнять

задания. Развитие навыков

самооценки

К:умение слушать, высказывать

свою точку зрения.

Развивают

любознательность,

умение сравнивать,

устанавливать

причинно-

следственные связи,

1

27

(23)

Класс

Пресмыкающиеся,

Отряд Чешуйчатые .

Задание на дом

§25

Урок формирования

новых знаний

-изучают

общую

характеристику

Рептилий, их

приспособлени

я к жизни в

наземно-

воздушной

среде:

Внутреннее

оплодотворе

ние

диафрагма

кора

больших

полушарий

-определяют

понятия:

темы

-определяют

принадлежност

ь к типу, классу

и распознают

распространён

ных

представителей

класса.

П: сравнивают строение

земноводных и пресмыкающихся

Р: уметь самостоятельно

контролировать своё время

К:отстаивать свою точку зрения,

приводить аргументы ,

признавать свои ошибки.

Приобретать опыт

участия в

коллективных делах

1

28

(24)

Отряды Черепахи и

Крокодилы.

Задание на дом

§26

Урок

совершенствования

знаний

-изучают

особенности

пресмыкающих

ся, отряды

Черепахи и

Крокодилы,

значение в

природе

Внутреннее

оплодотворе

ние

диафрагма

кора

больших

полушарий

-определяют

понятия:

темы

-определяют

принадлежност

ь к типу, классу

и распознают

распространён

ных

представителей

класса.

П: сравнивают строение

земноводных и пресмыкающихся

Р: уметь самостоятельно

контролировать своё время

К:отстаивать свою точку зрения,

приводить аргументы ,

признавать свои ошибки.

Приобретать опыт

участия в

коллективных делах

1

29

(25)

Класс Птицы.

Отряд Пингвины

Лабораторная

работа №4.

«Изучение внешнего

строения птиц»

Задание на дом§27

- и з у ч а ю т

общую

характеристику

Птиц, их

Приспособлени

я к полету.

Отряд

Гнездовые

птицы

Выводковые

птицы,

инкубация.

воздушные

мешки

-определяют

понятия:

темы

П:проводят наблюдения за

внешним строением птиц.

Р:устанавливают цели

лабораторной работы

,составляют план и

последовательность действий

К:интересуются чужим мнением

Ориентация на

понимание причин

успеха в учебной

деятельности,

Осознавать свои

интересы, находить и

изучать в учебниках

1

Урок

совершенствования

знаний

Пингвины

теплокровно

сть

и высказывают свое ,умеют

слушать и слышать друг друга

материал

30

(26)

Отряды:

Страусообразные,

Нандуобразные,

Казуарообразные,

Гусеобразные

Р/к. Орнитофауна

СК.

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

Задание на дом§28

-изучают

особенности

строения и

приспособлени

я к среде

обитания птиц

различных

отрядов,

Копчиковая

железа

-определяют

понятия темы

- определяют

принадлежност

ь к отряду

П:выявляют черты сходства и

различия представителей

указанных отрядов птиц

Р:ринимают познавательную

цель, сохраняют ее при

выполнении учебных действий

К: Работают в группах с

учебником и дополнительной

литературой.

Иметь навыки

продуктивного

сотрудничества со

сверстниками

Уметь грамотно

использовать в устной

и письменной речи

биологическую

терминологию

1

31

(27)

Отряды: Дневные

хищные, Совы,

Куриные

Задание на дом§29

Урок формирования

знаний

- изучают

особенности

строения и

приспособлени

я к среде

обитания птиц

различных

отрядов

Хищные

птицы

растительно

ядные птицы

оседлые

птицы

кочующие

птицы

перелётные

птицы

-определяют

понятия темы

- определяют

принадлежност

ь к отряду

П:изучают взаимосвязи,

сложившиеся в природе.

Р: сформировать умение

совершенствовать

самостоятельно выработанные

критерии оценки.

К: готовят презентацию на

основе собранных материалов

Обсуждают

возможные пути

повышения

численности хищных

птиц

1

32

(28)

Отряды:

Воробьинообразные,

Голенастые

Р/к. Птицы

Красной книги СК.

Задание на дом§30

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

-изучают

особенности

строения и

приспособлени

я к среде

обитания птиц

различных

отрядов

Насекомояд

ные птицы

зерноядные

птицы

всеядные

птицы

-определяют

понятия темы

- определяют

принадлежност

ь к отряду:

П: знакомятся с представителями

отрядов ..

Р:принимают познавательную

цель, сохраняют ее при

выполнении учебных действий

К:работают в группах с

учебником и дополнительной

литературой. Готовят

презентацию на основе

собранных материалов

Иметь навыки

продуктивного

сотрудничества со

сверстниками

Уметь грамотно

использовать в устной

и письменной речи

биологическую

терминологию

1

33

(29)

Класс

Млекопитающие

Подклассы

Однопроходные

-изучают

важнейших

представителей

отрядов

Шерстяной

покров.

железы

млекопитаю

-определяют

понятия темы

П: сравнивают изучаемые

группы животных между собой.

Выявляют приспособленности

этих животных к различным

Формирование

бережного отношения

к природе.

1

Сумчатые,

Плацентарные.

Отряды

Насекомоядные

Рукокрылые.

Р/к. Рукокрылые

Красной книги СК.

Урок формирования

знаний

Задание на дом §31

млекопитающи

х, их

биологические

и

экологические

особенности. .

исчезающие,

редкие и

охраняемые

виды.

щих

живорожден

ие, матка

условиям и местам обитания.

Р: принимают познавательную

цель, сохраняют ее при

выполнении учебных действий

К:умение работать с

дополнительными источниками

информации

34

(30)

Отряды: Грызуны,

Зайцеобразные.

Задание на дом§32

Урок формирования

знаний

- изучают

важнейших

представителей

отрядов

млекопитающи

х.

исчезающие,

редкие и

охраняемые

виды

Резцы.

- определяют

принадлежност

ь к отряду

П:работают с текстом параграфа.

Сравнивают представителей

изучаемых отрядов между собой

Р: составляют план и

последовательность действий

К:умение работать с

дополнительными источниками

информации

Уважительно

относиться к учителю

и одноклассникам

1

35

(31)

Отряды:

Китообразные,

Ластоногие,

Хоботные, Хищные

Р/к. Хищные

животные,

занесенные в

Красную книгу СК.

Задание на дом §33

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

изучают

важнейших

представителей

отрядов

млекопитающи

х.

исчезающие,

редкие и

охраняемые

виды

Видоизмене

ние

конечностей

вторично-

водные

животные

зубная

формула

миграция,

цедильный

аппарат

-определяют

понятия темы

- определяют

принадлежност

ь к отряду

П: сравнивают представителей

изучаемых отрядов между собой

Р: составляют план и

последовательность действий

К:умение работать с

дополнительными источниками

информации использование для

поиска возможности Интернета.

Отрабатывают умение

работы с разными

источниками

информации.

1

36

(32)

Отряды:

Парнокопытные,

Непарнокопытные.

Задание на дом

§34

Урок формирования

знаний

изучают

важнейших

представителей

отрядов

млекопитающи

х. их

биологические

копыта

рога

сложный

желудок

-определяют

общее в

строении у

всех копытных

.

П:сравнивают

представителей

изучаемых отрядов между собой

Р:фиксируют результаты в

таблицу

К:умение работать с

дополнительными источниками

информации использование для

Умение соблюдать

дисциплину на уроке

1

и

экологические

особенности.

поиска возможности Интернета.

Приматы

Задание на дом

§35

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

изучают отряд

Приматы, их

биологические

и

экологические

особенности.

высшие

приматы,

низшие

приматы

-определяют

понятия:

«приматы»,

«человекообраз

ные обезьяны».

П:сравнивают

биологические

о с о б е н н о с т и

п р и м а т о в

и

представителей

других

групп

млекопитающих

Р:фиксируют результаты в

таблицу

К:умение работать с

дополнительными источниками

информации использование для

поиска возможности Интернета.

Отрабатывают умение

работы с разными

источниками

информации.

1

38

(34)

Обобщающий урок

по теме

«Многоклеточные

животные. Тип

Хордовые».

Комбинированный

урок (формирования

знаний, закрепления

и

совершенствования

знаний)

Задание на дом

Повторить §21-35

Повторяют и

обобщают

материал по

изученным

темам

Основные

термины по

всем темам

обобщения

.определяют

понятия темы

П:сравнение биологических

объектов и процессов, умение

делать выводы и умозаключения

Р:самостоятельно создают

алгоритм деятельности при

решении проблем поискового

характера.

К: умеют слушать друг друга,

дискутировать.

Формирование

коммуникативной

компетенции в

общении и

сотрудничестве с

учителем и со сверст

никами.

1

39

(35)

Контрольная работа

по теме

«Многоклеточные

животные.

Тип Хордовые»

Урок контроля

знаний

Задание на дом

Не задано

осуществляют

проверку

знаний по

изученной теме

Основные

термины по

всем темам

работы

Демонстрирую

т полученные

знания

П: анализ и синтез материала

Р: самостоятельность в

изложении материала

К: развитие навыков

самоконтроля

Формируется научное

мировоззрение

1

Эволюция строения и функций органов и их систем у животных-12ч

40

(1)

Покровы тела.

Лабораторная

работа №5

« Изучение

особенностей

различных покровов

тела»

Задание на дом §36

Урок формирования

знаний

-изучают

покровы тела у

животных, их

функции,

приспособлени

я к условиям

жизни.

Плоский

эпителий

эпидермис

собственно

кожа

кутикула

-определяют

закономерност

и строения

покровов тела;

- показывают

взаимосвязь

строения

покровов с их

функцией

- различать

разные виды

покровов;

П:осуществлять наблюдения и

делать выводы, анализировать,

сравнивать, классифицировать и

обобщать факты и явления,

выявлять причины и следствия

Р: сформировать умение

самостоятельно определять цель

учебной деятельности

К: сформировать умение

самостоятельно организовывать

учебное взаимодействие при

работе в группе

Осмысливание темы

урока,

установление

учащимися связи

между целью учебной

деятельности и ее

мотивом

1

41

(2)

Опорно-

двигательная

система

Задание на дом §37

Урок формирования

знаний

-изучают

типы скелетов:

внешний,

внутренний.

Наружный

и

внутренний

скелет хорда

позвоночник

грудная

клетка, киль

пояса

конечностей

-определяют

понятия темы

-эволюция

изучаемой

системы

органов

животных.

П: умение работать с

информацией.

Р:умение организовывать свою

деятельность.

К: умение эффективно

сотрудничать как с учителем, так

и со сверстниками

Ориентация на

личностный

моральный выбор,

оценить собственный

вклад в работу группы

1

42

(3)

Способы

передвижения.

Полости тела.

Задание на дом §38

Урок формирования

знаний

-изучают

основные

способы

передвижения:

амебоидное, за

счет жгутиков

и ресничек, с

помощью

мышц

Полости

тела:

первичная,

вторичная,

смешанная

рассматривают

способы

передвижения

животных

эволюцию

полостей тела.

П:осуществлять наблюдения и

делать выводы, научиться

работать с информацией

Р: уметь организовывать

учебную деятельность

К: уметь планировать и

составлять совместную

деятельность.

Установление связи

между целью учебной

деятельности и ее

мотивом.

1

43

(4)

Органы дыхания и

газообмен

Задание на дом §39

Урок формирования

знаний

-изучают пути

поступления

кислорода,

приспособлени

я к условиям

жизни. .

Диффузия

Газообмен

Диафрагма

Органы

дыхания

-определяют

понятия :темы

-

рассматривают

вопросы

эволюции

системы

П:изучить эволюцию органов

дыхания у животных.

Р: сравнивать строение органов

дыхания животных разных

систематических групп

К: умение распределять

обязанности и взаимно

контролировать друг друга,

Образование знания о

моральных нормах

поведения в природе,

устанавливать связь

между целью

деятельности и ее

результатом.

1

44

Органы

-изучают

Органы

- показывать

П: объяснять закономерности

Осознавать неполноту

1

(5)

пищеварения.

Задание на дом §40

Урок формирования

знаний

способы

питания

животных,

строение

пищеварительн

ой системы

млекопитающи

х

пищеварени

я

взаимосвязь

строения и

функции

органов

пищеварения

строения органов пищеварения и

механизмы их

функционирования

Р: умение вносить коррективы в

план действий

К:умение договариваться и вести

дискуссию

знаний, проявлять

интерес к новому

содержанию

45

(6)

Обмен веществ и

превращение

энергии

Задание на дом §40

Урок открытия

новых знаний

-изучают обмен

веществ,

превращение

энергии у

животных

ферменты.

-устанавливают

зависимость

скорости

протекания

обмена

веществ от

состояния

животного и

внешних

факторов

П: раскрывают значение обмена

веществ и превращения энергии

для жизнедеятельности

организмов

Р: самостоятельно формулируют

познавательную цель и строят

действия в соответствии с ней

К:Развивают умение

продуктивно взаимодействовать

со сверстниками и взрослыми

Формирование

личностных

представлений об

обмене веществ

1

46

(7)

Кровеносная

система. Кровь

Задание на дом§41

Урок формирования

знаний

- изучают

способ

транспортиров

ки веществ.

Сердце

Капилляры

Артерии

Вены

Круги

кровообращ

ения Аорта,

Фагоцитоз,

Плазма

Форменные

элементы

-составляют

схемы и

таблицы,

систематизиру

ющие знания о

кровеносных

системах

животных.

П: -выявляют причины

усложнения кровеносной

системы животных разных

систематических групп в ходе

эволюции

Р: развивают навыки анализа

объектов и фактов

К:обсуждение результатов

работы, умение выражать и

отстаивать свою точку зрения

Интерес к

приобретению новых

знаний, толерантное

отношение к

животным.

1

47

(8)

Органы выделения

Задание на дом

§42

Урок формирования

знаний

-изучают

строение

органов

выделения

животных.

канальцы,

почка,

мочеточники,

мочевой

Канальцы

Почка,

Мочеточник

и мочевой

пузырь

клоака

-описывают

органы

выделения и

выделительные

системы

животных

разных

систематически

х групп

П: выявляют причины

усложнения выделительных

систем животных в ходе

эволюции

Р:сравнивают выделительные

системы животных разных

систематических групп.

К:Умеют слушать и слышать

друг друга делать выводы при

Отработка умений

работы с текстом,

формирование

правильной

самооценки.

1

пузырь, моча

изучении материала

48

(9)

Нервная система.

Рефлекс. Инстинкт

Задание на дом

§43

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

- изучают

строение

нервной

системы

животных

Рефлексы

инстинкты

раздражимо

сть нервная

ткань

головной и

спинной

мозг

-описывают и

сравнивают

нервные

системы

животных

разных

-устанавливают

зависимости

функций

нервной

системы от её

строения.

П: Раскрывают значение нервной

системы для жизнедеятельности

животных

Р:составляют схемы и таблицы,

систематизирующие знания

К:получают биологическую

информацию из различных

источников, в том числе из

Интернета

Формирование

коммуникативной

компетентности в

общении и

сотрудничестве со

сверстниками и

учителем.

1

49

(10)

Органы чувств.

Регуляция

деятельности

организма

Задание на дом §44

Урок формирования

знаний

- изучают

механизмы

регуляции

функций

организма

Простой

глазок

сложный

фасеточный

глаз

монокулярн

ое зрение

бинокулярно

е зрение

-определяют

понятия:

«нервная

регуляция»,

«жидкостная

регуляция».

.

П:устанавливают зависимость

функций органов чувств от их

строения.

Р:различают на муляжах и

таблицах органы чувств

составляют схемы и таблицы,

систематизирующие знания

К: получают биологическую

информацию из различных

источников, в том числе из

Интернета

Умение соблюдать

дисциплину на уроке,

уважительно

относиться к учителю

и одноклассникам

1

50

(11)

Продление рода.

Органы

размножения.

Задание на дом §45

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

-изучают

бесполое и

половое

размножение у

животных

Плацента.

раздельнопо

лые

животные.

гермафродит

ы

-определяют

понятия темы

П : приводят доказательства

преимущества полового

размножения

Р:самостоятельно формулируют

познавательную цель и строят

действия в соответствии с ней

К:развивают умение

дискутировать

Формирование

личностных

представлений о

значении и

необходимости

продления рода.

1

51

(12)

Обобщающий урок

по теме «Эволюция

строения.

Взаимосвязь

строения и функций

органов и их систем»

Задание на дом

обосновывают

необходимость

использования

полученных

знаний в

повседневной

жизни

Все понятия

темы

-сравнение

биологических

объектов и

процессов,

-умение делать

выводы и

умозаключения

П: анализ и синтез материала

Р:самостоятельно создают

алгоритм деятельности при

решении проблем поискового

характера.

К:развитие навыков

самоконтроля, распределения

Формирование

коммуникативной

компетенции в

общении и

сотрудничестве с

учителем и со

сверстниками.

1

не задано

Урок контроля

знаний

на основе

сравнения

времени

Индивидуальное развитие животных – 3ч

52

(1)

Способы

размножения

животных.

Оплодотворение

Задание на дом §46

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

-изучают

способы

бесполого

размножения:

деление,

почкование и

полового

размножения

Почкование

оплодотворе

ние

(внешнее,

внутреннее).

-определяют

понятия темы

П:раскрывают биологическое

значение полового и бесполого

размножения . Приводят

доказательства преимущества

внутреннего оплодотворения и

развития зародыша в

материнском организме

Р: принимают познавательную

цель, сохраняют её при

выполнении учебных действий

К: умение слушать учителя.

Представление о

размножении, как

одном из главных

свойств живого,

обеспечивающем

продолжение рода.

1

53

(2)

Развитие животных

с превращением и

без превращения

Задание на дом§47

Урок формирования

новых знаний

-изучают типы

развития и

стадии

развития с

превращением

и без

превращения

Индивидуал

ьное

развитие

развитие с

полным

превращени

ем, и с

неполным

превращени

ем развитие

без

превращени

я

метаморфоз

-используют

примеры

развития

организмов для

доказательства

взаимосвязей

организма со

средой их

обитания

П:описывают и сравнивают

процессы развития с

превращением и без

превращения. Раскрывают

биологическое значение развития

с превращением и без

превращения

Р:составляют схемы и таблицы,

систематизирующие знания о

развитии с превращением и без

превращения у животных.

К:обмениваются знаниями для

принятия эффективных

совместных решений.

Представление о

развитии животных с

метаморфозом и без

него и экологическом

значении стадий в

развитии животных.

1

54

(3)

Периодизация и

продолжительность

жизни животных.

Задание на дом§48

Урок формирования

новых знаний

-изучают

различные

периоды

формирования

и роста

организмов.

Половое

созревание

онтогенез

эмбриональн

ый период

постэмбрио

нальный

период

-определяют

понятия: темы

П:объясняют причины разной

продолжительности жизни

животных

Р:сравнивают животных,

находящихся в одном и в разных

периодах жизни

К: получают из различных

источников биологическую

Отработка умений

работы с объектами

природы

1

информацию о периодизации и

продолжительности жизни

животных.

Развитие и закономерности размещения животных на Земле – 3ч

55

(1)

Доказательства

эволюции животных.

Задание §49

Урок формирования

новых знаний

-понятие об

эволюции

–изучают

доказательства

эволюции.

Филогенез

переходные

формы

гомологичн

ые органы

Атавизм

-определяют

понятия темы

П: описывают и характеризуют

гомологичные, аналогичные и

рудиментарные органы и

атавизмы. Выявляют факторы

среды, влияющие на ход

эволюционного процесса

Р:нализируют

палеонтологические,

сравнительно -анатомические и

эмбриологические

доказательства эволюции

животных

К:вступают в диалог, участвуют

в коллективном обсуждении

Формирование

личностных

представлений о

целостности природы.

1

56

(2)

Ч. Дарвин о

причинах эволюции

животного мира.

Задание на дом

§50,51

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

-выявляют

усложнение

строения

животных и

разнообразие

видов как

результат

эволюции

Наследствен

ность,

изменчивост

ь

борьба за

существован

ие

естественны

й отбор

-определяют

движущие

силы эволюции

животных

П:объясняют значение

наследственности, изменчивости

и борьбы за существование в

формировании многообразия

видов животных.

Р:развитие навыков самоанализа

К: умение воспринимать

информацию на слух и

визуально, отвечать на вопросы

учителя.

Понимание роли

человека в познании

мира

Осознание

возможности участия

каждого человека в

научных

исследованиях

1

57

(3)

Ареалы обитания.

Миграции.

Закономерности

размещения

животных.

Р/к. Фауна степной

зоны.

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

-изучают

основные

закономерност

и размещения

животных на

Земле

Ареал

эндемик

космополит

реликт

миграция

-определяют

понятия темы

П:характеризуют механизм

видообразования на примере

галапагосских вьюрков

Р: осознают пройденный

материал и качество его

усвоения

К::учение работать в группах

при изучении опорного

конспекта

Эстетическое

восприятие природы и

важность сохранения

биоразнообразия

1

Задание на дом §52

Биоценозы – 5ч

58

(1)

Р/к. Естественные и

искусственные

биоценозы (на

примере нашей

местности)

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

Задание на дом

§53

-рассматривают

примеры

биоценозов.

-изучают среды

жизни, условия

в различных

средах.

Биоценоз

ярусность

продуценты

консументы

редуценты.

основные

среды

жизни:

-определяют

понятия темы

- выявляют

причины

устойчивости

биоценоза

П:изучают признаки

биологических объектов:

естественного и искусственного

биоценоза

Р: умение организовывать свою

деятельность, вносить

коррективы в план действий

К:поддерживают дискуссию

Формирование основ

экологического

сознания

1

59

(2)

Факторы среды и их

влияние на

биоценозы.

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

Задание на дом

§54

-изучают

различные

факторы среды

и их влияние

на биоценоз.

Биотические

абиотически

е и

антропогенн

ые факторы

-определяют

понятия темы

П:характеризуют взаимосвязь

организмов со средой обитания,

Р:ставят учебную задачу на

основе соотнесения того, что уже

известно и усвоено

К: используют адекватные

языковые средства для

отображения своих чувств,

мыслей и побуждений

Формирование основ

экологической

культуры

1

60

(3)

Цепи питания, поток

энергии

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

Задание на дом §55

рассматривают

примеры цепей

питания.

Цепи

питания «

пирамида:

пищевая,

биомассы

энергетичес

кая

продуктивно

сть

-определяют

понятия темы

-

рассматривают

пищевые или

трофические

связи

П:составляют пастбищные и

детритные цепи питания. Знают

формулировку правила

экологической пирамиды

Р:используют самостоятельные

наблюдения для формулировки

вывода.

К:поддерживают дискуссию

Формирование основ

экологического

сознания.

1

61

(4)

Экскурсия

Изучение

взаимосвязи

животных с другими

компонентами

биоценоза

Урок закрепления

знаний

Задание на дом §56

-выявляют

взаимосвязи

организмов:

межвидовые и

внутривидовые

.

Взаимосвязи

организмов:

межвидовые

и

внутривидов

ые и со

средой

обитания

Выполняют

непосредствен

ные

наблюдения в

природе и

оформляют

отчёт,

включающий

описание

П:нализируют взаимосвязи

организмов со средой обитания,

их приспособленности к

совместному существованию.

Р:отрабатывают правила

поведения на экскурсии.

К:работают в группах,

выполняют практические

задания в ходе экскурсии

Уметь соблюдать

правила поведения во

время экскурсии

Уважительно

относиться к учителю

и одноклассникам

1

экскурсии, её

результаты и

выводы

62

(5)

Повторительно-

обобщающий урок

по теме

«Биоценозы»

Комбинированный

урок

осуществляют

контроль

знаний по

изученной теме

Основные

термины по

всем темам

работы

Демонстрирую

т полученные

знания

П: анализ и синтез материала

Р: самостоятельность в

изложении материала

К: развитие навыков

самоконтроля

Формируется научное

мировоззрение

1

Животный мир и хозяйственная деятельность человека – 6ч

63

(1)

Воздействие

человека и его

деятельности на

животных.

Р/к. Промысловые

животные СК

Задание на дом §57

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

-выявляют

способы

воздействия

человека и его

деятельности

на животных и

среду их

обитания.

Промыслы

промысловы

е животные

-определяют

понятия:

«промысел»,

«промысловые

животные».

П:знать способы

положительного и

отрицательного воздействия

человека и его деятельности на

животных и среду их обитания;

Р: уметь организовать работу

согласно установленным

правилам работы в кабинете.

К: уметь слушать учителя и

отвечать на вопросы

Анализируют

причинно-

следственные связи,

возникающие в

результате

воздействия человека

на животных и среду

их обитания.

1

64

(2)

Одомашнивание

животных.

Задание на дом

§58

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

- изучают

основы

содержания и

селекции с/х

животных.

Одомашнива

ние

Селекция

Определяют

понятия:

«одомашниван

ие», «отбор»,

«селекция»,

П:знать этапы одомашнивания

животных, основы

разведения, содержания и

основные методы селекции

сельскохозяйственных животных

Р:уметь делать выводы по

результатам работы.

К: уметь воспринимать

информацию на слух, отвечать на

вопросы учителя, работать в

группах

Уметь

структурировать

учебный материал,

выделять в нем

главное

Умение применять

полученные на уроке

знания на практике,

1

65

(3)

Законы об охране

животного мира.

Система

мониторинга.

Задание на дом§ 59

-знакомятся с

федеральными

и

региональными

законами об

охране

Федеральны

е и

региональны

е законы

мониторинг

Определяют

понятия:

«мониторинг»,

«биосферный

заповедник».

П:знакомство с законами об

охране животного мира.

Знать основы системы

мониторинга

Р: составляют схемы

мониторинга

Понимание

необходимости

охраны животных с

целью сохранения

видового

разнообразия.

1

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

животного

мира

К: уметь работать с

различными источниками

информации

66

(4)

Охраняемые

территории. Красная

книга.

Задание на дом §60

Урок закрепления и

совершенствования

знаний

-знакомятся с

разными

видами

охраняемых

территорий.

-изучают

основы

рационального

использования

животных

Заповедники

заказники

природные

парки

памятники

природы.

Красная

книга.

Определяют

понятия:

«заповедники»,

«заказники»,

«памятники

природы»,

«акклиматизац

ия».

П: знакомятся с Красной книгой.

Определяют признаки

охраняемых территорий.

Р: уметь организовать выполнение

заданий учителя, делать выводы по

результатам работы

К: уметь выделять главное в тексте,

готовить сообщения и презентации и

представлять результаты работы

.уметь работать в составе творческих

групп

Формирование основ

экологического сознания

на основе признания

ценности жизни во всех

проявлениях и

необходимости

ответственного,

бережного отношения к

окружающей среде и

рационального

природопользования.

1

67

(5)

Повторительно-

обобщающий урок

по курсу «Биология.

Животные»

Комбинированный

урок

Задание на дом

Повтор. курса

«Животные»

Повторяют

материал курса,

осуществляют

итоговый

контроль

знаний по

курсу

Все понятия

темы

Систематизаци

я знаний по

теме

П: умение владеть

биологической терминологией

Р:развитие навыков анализа и

синтеза материала

К::умение излагать материал

Понимание

необходимости

знаний, их

использование в

жизни

1

68

(6)

Заключительный

урок по курсу

«Биология.

Животные»

- повторяют

материал курса

Основные

понятия

курса

Систематизаци

я полученных

знаний

П: умение владеть

биологической терминологией

Р:развитие навыков анализа и

синтеза материала

К::умение излагать материал

Понимание

необходимости

знаний, их

использование в

жизни

1

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» в 7 классе

Планируемые результаты обучения структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные,

общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения биологии:

1)

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

2)

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на

основе мотивации к обучению и познанию,

3)

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

4)

формирование толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и

сообществах,

5)

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в

процессе образованной, общественно полезной, учебно - иследовательской, творческой и других видах деятельности;

6)

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного

поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

7)

формирование

основ

экологического

сознания

на

основе

признания

ценности

жизни

во

всех

её

проявлениях

и

необходимости

ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1)

учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и

интересы в учебе и познавательной деятельности;

2)

знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;

3)

формирование умения работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию;

4)

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

5)

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

6)

формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные

точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметные результаты обучения :

1.

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

выделение существенных признаков биологических объектов;

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных; опасных для человека;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!