Автор: Тагандурдыева Кельдихан Беркелиевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: а.Абдул-Газы, Ставропольский край
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая программа по биологии, 7 класс (ФГОС)
Раздел: среднее образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В.В. Латюшин,
В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. «Дрофа», 2012. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством
образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, образовательной
программы ОУ, авторской программы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных
учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2014г).
Изменений в программу не вносилось.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование
универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В ней также соблюдается
преемственность с примерными программами начального общего образовании.
Программа является базовой т. е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы, который должен быть
представлен в любой рабочей или авторской программе.
В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие основных видов деятельности обучаемых, в частности включать
обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы,
ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение,
сравнение,
различение,
классификация,
наблюдение,
умения
и
навыки
проведения
эксперимента,
умения
делать
выводы
и
заключения,
структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Цели, решаемые при реализации рабочей программы
Цели:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную
группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической
науки.
ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других
людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности,
связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как
способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Нормативно –правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса построена на основе:
Федерального закона №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации»,
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
Программы общего образования по биологии под редакцией В.В. Пасечника, УМК «Биология 5-9 кл.» В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г.
Швецова;
Учебного плана МКОУ ООШ №18 а. Абдул-Газы на 2017-2018 учебный год.
Информация о количестве часов, на которые рассчитана программа
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом
данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 7 классе в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Данная программа реализуется с помощью учебника: Биология: Животные. 7 кл, учебник/В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.-М. Дрофа,2016г.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов
обучения и педагогических технологий.
Содержание программы
Биология. Животные
7 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия
животных и растений. Систематика животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
эволюционный путь развития животного мира;
историю изучения животных;
структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории.
Учащиеся должны уметь:
определять сходства и различия между растительным и животным организмом;
объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения
новых пород животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
давать характеристику методам изучения биологических объектов;
классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;
наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций.
Раздел 1. Простейшие (2 часа)
Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе
и жизни человека; колониальные организмы.
Демонстрация
Живые инфузории. Микропрепараты простейших.
Раздел 2. Многоклеточные животные (34 часа)
Беспозвоночные животные.
Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни
человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация
Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы. Видеофильм.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические
особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Многообразие кольчатых червей.
Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и
жизни человека.
Демонстрация
Многообразие моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и
жизни человека.
Демонстрация
Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности;
значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Знакомство с разнообразием ракообразных.
Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе
и жизни человека.
Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и
жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение представителей отрядов насекомых
Тип Хордовые. Класс Ланцетники.
Позвоночные
животные.
Надкласс
Рыбы:
многообразие
(круглоротые,
хрящевые,
костные);
среда
обитания,
образ
жизни,
поведение;
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные и практические работы
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и
жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды, занесенные в Красную книгу Хабаровского края.
Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в
природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды, занесенные в Красную книгу Хабаровского края.
Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и
жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды, занесенные в Красную книгу Хабаровского края.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсии
Изучение многообразия птиц.
Класс
Млекопитающие:
важнейшие
представители
отрядов;
среда
обитания,
образ
жизни
и
поведение;
биологические
и
экологические
особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды, занесенные в Красную книгу Хабаровского края.
Демонстрация
Видеофильм.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
систематику животного мира;
особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;
значение в природе и жизни человека;
исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.
Учащиеся должны уметь:
находить отличия простейших от многоклеточных животных;
правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;
раскрывать значение животных в природе и в жизни человека;
применять полученные знания в практической жизни;
распознавать изученных животных;
определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;
наблюдать за поведением животных в природе;
прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;
работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение;
отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении;
вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных;
привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;
оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;
использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;
абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания;
обобщать и делать выводы по изученному материалу;
работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;
презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ.
Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен
веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения.
Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация
Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.
Лабораторные и практические работы
Изучение особенностей различных покровов тела.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
основные системы органов животных и органы, их образующие;
особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;
эволюцию систем органов животных.
Учащиеся должны уметь:
правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия;
объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;
сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп;
описывать строение покровов тела и систем органов животных;
показать взаимосвязь строения и функции систем органов животных;
выявлять сходства и различия в строении тела животных;
различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах – органы и системы органов животных;
соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;
использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и функций органов и их систем у животных;
выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных;
устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе регуляции деятельности организма;
составлять тезисы и конспект текста;
осуществлять наблюдения и делать выводы;
получать биологическую информацию о строении органов, систем органов, регуляции деятельности организма, росте и развитии животного
организма из различных источников;
обобщать, делать выводы из прочитанного.
Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 часа)
Продление
рода.
Органы
размножения.
Способы
размножения
животных.
Оплодотворение.
Развитие
животных
с
превращением
и
без.
Периодизация и продолжительность жизни животных.
Лабораторные и практические работы
Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
основные способы размножения животных и их разновидности;
отличие полового размножения животных от бесполого;
закономерности развития с превращением и развития без превращения.
Учащиеся должны уметь:
правильно использовать при характеристике индивидуального развития животных соответствующие понятия;
доказать преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме;
характеризовать возрастные периоды онтогенеза;
показать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания;
выявлять факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного;
распознавать стадии развития животных;
различать на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных;
соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
сравнивать и сопоставлять стадии развития животных с превращением и без превращения и выявлять признаки сходства и отличия в развитии
животных с превращением и без превращения;
устанавливать причинно-следственные связи при изучении приспособленности животных к среде обитания на разных стадиях развития;
абстрагировать стадии развития животных из их жизненного цикла;
составлять тезисы и конспект текста;
самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;
конкретизировать примерами рассматриваемые биологические явления;
получать биологическую информацию об индивидуальном развитии животных, периодизации и продолжительности жизни организмов из
различных источников.
Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного
мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация
Палеонтологические доказательства эволюции.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;
причины эволюции по Дарвину;
результаты эволюции.
Учащиеся должны уметь:
правильно использовать при характеристике развития животного мира на Земле биологические понятия;
анализировать доказательства эволюции;
характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы;
устанавливать причинно-следственные связи многообразия животных;
доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;
объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных;
различать на коллекционных образцах и таблицах гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы у животных;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
выявлять черты сходства и отличия в строении и выполняемой функции органов-гомологов и органов-аналогов;
сравнивать и сопоставлять строение животных на различных этапах исторического развития;
конкретизировать примерами доказательства эволюции;
составлять тезисы и конспект текста;
самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;
получать биологическую информацию об эволюционном развитии животных, доказательствах и причинах эволюции животных из различных
источников;
анализировать, обобщать высказывать суждения по усвоенному материалу;
толерантно относиться к иному мнению;
корректно отстаивать свою точку зрения
Раздел 6. Биоценозы (4 часа)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи
питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсии
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов;
признаки экологических групп животных;
признаки естественного и искусственного биоценоза.
Учащиеся должны уметь:
правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия;
распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания;
выявлять влияние окружающей среды на биоценоз;
выявлять приспособления организмов к среде обитания;
определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу;
определять направление потока энергии в биоценозе;
объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза;
определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;
устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов;
конкретизировать примерами понятия «продуценты», «консументы», «редуценты»;
выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепи питания и пищевой цепи;
самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы;
систематизировать биологические объекты разных биоценозов;
находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений;
находить в словарях и справочниках значения терминов;
составлять тезисы и конспект текста;
самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;
поддерживать дискуссию.
Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсии
Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
методы селекции и разведения домашних животных;
условия одомашнивания животных;
законы охраны природы;
признаки охраняемых территорий;
пути рационального использования животного мира (области, края, округа, республики)
Учащиеся должны уметь:
пользоваться Красной книгой;
анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;
Учащиеся должны понимать:
причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге;
выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны;
находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов;
находить значения терминов в словарях и справочниках;
составлять тезисы и конспект текста;
самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
знать правила поведения в природе;
понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
уметь реализовывать теоретические познания на практике;
видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными;
признавать право каждого на собственное мнение;
формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
уметь отстаивать свою точку зрения;
критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения
существующего мнения.
Содержание программы.
Биология. Животные.
7 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и
различия животных и растений. Систематика животных.
Раздел 1. Простейшие (2 часа)
Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в
природе и жизни человека; колониальные организмы.
Демонстрация
Живые инфузории. Микропрепараты простейших.
Раздел 2. Многоклеточные животные (34 часа)
Беспозвоночные животные.
Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни
человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация
Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла.. Видеофильм.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические
особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и
жизни человека.
Демонстрация
Многообразие моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и
жизни человека.
Демонстрация
Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности;
значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе
и жизни человека.
Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и
жизни человека.
Лабораторные и практические работы
№1 Изучение представителей отрядов насекомых
Тип Хордовые. Класс Ланцетники.
Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение;
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и
жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в
природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни
человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные и практические работы
№2 Изучение внешнего строения птиц.
Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические
особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды
Демонстрация
Видеофильм.
.Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (12 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен
веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения.
Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация
Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.
Лабораторные и практические работы
№3 Изучение особенностей различных покровов тела..
Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 часа)
Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без.
Периодизация и продолжительность жизни животных.
Лабораторные и практические работы
№4 Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного
мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения
животных.
Демонстрация
Палеонтологические доказательства эволюции.
Раздел 6. Биоценозы (5 часов)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи
питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсии
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека
(6часов)
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Обобщение материала курса
формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений,
самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения
конфликта.
Приложение
Календарно - тематическое планирование по биологии
на 7 класс
№
Тема урока
Тип урока
Основные
виды
деятельности
Основные
понятия,
термины
Планируемые результаты (в соответствии ФГОС)
Кол-
во
часов
Дата
план./
дата
предметные
метапредметные
личностные
УУД
факт.
Введение. Основные сведения о животном мире - 2 ч
1
История развития
зоологии
Урок формирования
знаний
Задание на дом §1
-формулируют
общие
сведения о
животном
мире.
- знакомятся с
методами
изучения
животных;
.
Систематика
Зоология
систематиче
ские
категории.
Определяют
понятия
«систематика»,
«зоология»,
«систематическ
ие категории».
Описывают и
сравнивают
царства
органического
мира.
П: . дают характеристику
методам изучения биологических
объектов
Р: описывают и сравнивают
царства органического мира
Отрабатывают правила работы с
учебником
К: научить применять двойные
названия животных в общении со
сверстниками, при подготовке
сообщений, докладов,
презентаций
Развития
познавательных
интересов, учебных
мотивов; развитие
доброжелательности,
доверия
и внимательности к
людям
1
2
Современная
зоология
Задание на дом §2
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
-знакомятся со
структурой
зоологии
Зоологическ
ие науки
Составляют
схему
«Структура
науки
зоологии».
П: классифицируют объекты по
их принадлежности к
систематическим группам;
Р: описывают различных
представителей животного
царства
К: используя дополнительные
источники информации,
раскрывают значение
зоологических знаний,
Развитие
сопереживания,
эмоционально-
нравственной
отзывчивости
1
Простейшие -2ч
3
(1)
Простейшие:
корненожки,
радиолярии,
споровики,
солнечники
Р/к. Наиболее часто
встречаемые
заболевания в СК,
вызванные
простейшими
Урок закрепления и
совершенствования
-знакомятся с
многообра
зием, средой
обитания,
образом жизни,
биологи
ческими и
экологическим
и особеннос
тями
простейших.
Цисты
-определяют
особенности
строения
представителей
простейших
-знакомятся с
многообразием
простейших,
П: определяют понятия
«простейшие», «циста»
Р: систематизируют знания при
заполнении таблицы
«Многообразие простейших
животных »
К обмениваются знаниями после
заполнения таблицы
Развитие
осмысленного
отношения к тому, что
делает.
1
знаний
Задание на дом §3
4
(2)
Простейшие:
жгутиконосцы.
инфузории.
Задание на дом §4
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
-выявляют
значение
простейших в
природе и
жизни
человека.
Колониальн
ые
организмы
-продолжают
заполнение
таблицы
«Сравнительна
я
характеристика
групп
простейших».
-знакомятся со
и значением
простейших в
природе и
жизни человека
П:определяют понятие
«колония»
Р: систематизируют знания при
заполнении таблицы
«Сравнительная характеристика
групп простейших».
К: умение работать в составе
группы.
Развитие
любознательности,
интереса к новым
знаниям
1
Многоклеточные животные – 34ч
5
(1)
Тип Губки.
Задание на дом §5
Урок формирования
новых знаний
-изучают
многообразие,
среду
обитания,
образ жизни
губок ,
значение в
природе и
жизни
человека.
Ткань
Рефлекс
Специализац
ия клеток
-развивать
умение
выделять
существенные
признаки типа
Губки
-выявлять
черты
приспособлени
й Губок к среде
П: умение давать определения
понятиям, классифицировать
объекты
Р:умение планировать свою
работу при выполнении заданий
учителя
К: умение высказывать свою
точку зрения
Формирование
интеллектуальных
умений строить
рассуждения,
сравнивать, делать
выводы
1
6
(2)
Тип
Кишечнополостные.
Задание на дом §6
Урок формирования
новых знаний
-изучают
многообразие,
среду
обитания,
образ жизни
кишечнополост
ных, значение в
природе и
жизни человека
Эктодерма
Энтодерма
Кишечная
полость
Радиальная
симметрия
-выявление
особенностей
Кишечнополос
тных --знание
правил
оказания
первой помощи
при ожогах
ядовитыми
кишечнополост
ными
П: умение работать с
различными источниками
информации,
Р:умение определять цель
работы, планировать ее
выполнение
К: умение воспринимать
информацию на слух, задавать
вопросы.
Учебное
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками в
приобретении новых
знаний
1
7
(3)
Тип Плоские черви
-выявляют
признаки типа
Паренхима
Система
-выявление
приспособлени
П:умение выделять главное в
тексте, структурировать учебный
Умение применять
полученные на уроке
1
Задание на дом§7
Урок формирования
новых знаний
Плоские черви
.
органов
гермафродит
хозяин
промежуточ
ный; хозяин
окончательн
ый
я организмов к
паразитическо
му образу
жизни.
-знание
основных
правил,
позволяющих
избежать
заражения
паразитами
материал
Р:умение организовать
выполнение заданий учителя.
К: умение слушать учителя.
знания на практике,
Понимание важности
сохранения здоровья
8
(4)
Тип Круглые черви
Задание на дом §8
Урок формирования
новых знаний
-изучают
биологические
и экологи
ческие особен
ности Круглых
червей, их
значение в
природе и
жизни человека
Раздельнопо
лые
животные
первичная
полость тела
-развивать
умения
распознавать и
описывать
строение
Круглых
червей
-сравнивать
плоских и
круглых
червей.
П: умение готовить сообщения,
представлять результаты работы
классу
Р:умение делать выводы по
результатам работы
К:умение слушать
одноклассников, высказывать
свое мнение
Умение применять
полученные на уроке
знания на практике,
понимание важности
сохранения здоровья
1
9
(5)
Тип Кольчатые
черви. Класс
Полихеты
Задание на дом §9
Урок формирования
новых знаний
-знакомятся с
многообра
зием, средой
обитания.
образом жизни
полихет
Вторичная
полость тела
параподии
-составить
представление
о
классификации
Кольчатых
червей, их
особенностях
строения и
многообразии.
П: уметь подбирать критерии для
характеристики объектов,
работать с понятийным
аппаратом
Р:умение организовано
выполнять задания.
К: уметь воспринимать разные
виды информации.
Понимать
необходимость
бережного отношения
к природе
1
10
(6)
Тип Кольчатые
черви: классы
Олигохеты и Пиявки
Лабораторная
работа №1.
«Знакомство с
многообразием
кольчатых червей»
-знакомится с
многообра
зием, средой
обитания.
образом
жизни
Олигохет и
Пиявок.
Диапауза
защитная
капсула
гирудин
анабиоз
-знать
представителей
типа Кольчатых
класса
Малощетинков
ых и их
значение в
природе и
П: давать определения понятиям,
уметь работать с
изобразительной наглядностью
Р: уметь работать с
инструктивными карточками
К: уметь работать в малых
группах.
Уметь объяснять роль
малощетинковых
червей в природе и
жизни человека
1
Урок формирования
новых знаний
Задание на дом §10
- изучают их
значение в
природе и
жизни человека
жизни человека
11
(7)
Тип Моллюски
Р/к.Моллюски,
встречаемые в
нашей местности.
Задание на дом §11
Урок формирования
новых знаний
-дают общую
характеристику
строения
Моллюсков
- изучают их
значение в
природе и
жизни человека
Мантия
мантийная
полость
легкое
терка
-определяют
понятия: темы
П: получают знания о
местообитании, строении,
образе жизни Моллюсков
Р :самостоятельно
формулировать проблему в
индивидуальной учебной
деятельности.
К: в дискуссии уметь выдвинуть
контраргументы
Воспитание
бережного отношения
к природе, особенно
живой,
1
12
(8)
Классы моллюсков.
Задание на дом
§12
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
-изучают
классы:
Брюхоногие,
Двустворчатые,
Головоногие.
Реактивное
движение
чернильный
мешок
-выявляют
различия
между
представителя
ми разных
классов
моллюсков
П: знания о строении и образе
жизни, значении представителей
моллюсков
Р: Составлять план решения
проблемы
К: различать мнение,
гипотезы, доказательство, факты;
теории.
Учиться убеждать
других людей в
необходимости
овладения стратегией
рационального
природопользования
1
13
(9)
Тип Иглокожие
Задание на дом §13
Урок формирования
новых знаний
- дают общую
характеристику
Иглокожих
- изучают их
значение в
природе и
жизни человека
Водно-
сосудистая
система
известковый
скелет.
-сравнивают
между собой
представителей
разных классов
иглокожих
П: знание особенностей
строения типа Иглокожие
Р:уметь оценить успешность
своей образовательной
деятельности
К: умение выступать и
оценивать выступления
Потребность в
справедливом
оценивании своей
работы и работы
одноклассников.
1
14
(10)
Тип Членистоногие.
Класс Ракообразные
Лаб. работа №2.
«Знакомство с
разнообразием
ракообразных»
Р/к.Разнообразие
ракообразных в
водоемах СК.
- дают общую
характеристику
.
Членистоногих
- изучают их
значение в
природе и
жизни человека
Внешний
скелет
смешанная
полость
тела,хитин
сложные
глаза
партеноге
нез
-определяют
понятия темы
П: знания о многообразии
членистоногих
Р: Составлять план решения
проблемы
К: отстаивают свою точку
зрения, приводят аргументы,
Иллюстрируют
примерами значение
ракообразных в
природе и жизни
человека
1
Задание на дом §14
15
(11)
Класс
Паукообразные
Задание на дом
§14
Урок формирования
новых знаний
-изучают
биологические
и
экологические
особенности
Паукообразных
Паутинные
бородавки
паутина
-определяют
понятия темы
-изучение
клещей.
П: знания о многообразии
паукообразных
Р: иллюстрируют примерами
значение паукообразных в
природе и жизни человека
К:отстаивая свою точку зрения,
приводить аргументы,
подтверждая их фактами.
Учиться
использовать свои
взгляды на мир для
объяснения
различных ситуаций,
решения
возникающих
проблем и извлечения
жизненных уроков
1
16
(12)
Класс Насекомые
Лаб. работа №3
«Изучение
представителей
отрядов насекомых»
Р/к. Фоновые,
редкие и исчезающие
виды насекомых СК.
Задание на дом §15
Урок формирования
знаний
- и з у ч а ю т
биологические
и
экологические
особенности
Насекомых
Типы
ротового
аппарата
инстинкт
прямое
развитие
непрямое
развитие
-получают
зн а н и я
о
местообитании,
с т р о е н и и
и
образе
жизни
насекомых.
-определяют
понятия: темы
П: знания общей характеристики
насекомых
Р:выполняют наблюдения,
оформляют отчёт, делают
выводы
К: отстаивают свою точку
зрения, приводят аргументы
Осознание своих
возможностей в
учении. Повышать
интерес к получению
новых знаний.
Уважать себя и верить
в успех других.
1
17
(13)
Отряды насекомых:
Таракановые,
Прямокрылые,
Уховертки, Поденки
Задание на дом §16
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
-дают знания о
типах развития
насекомых
Таракановые
Прямокрыл
ые,
Уховертки,
Поденки
-получают
зн а н и я
о
местообитании,
с т р о е н и и
и
образе
жизни
насекомых.
П: работать с текстом параграфа
выделять в нем главное
Р : самостоятельно обнаруживать
и формулировать проблему
К:готовят презентацию
изучаемого материала с
помощью компьютерных
технологий .
Учиться
самостоятельно
выбирать стиль
поведения,
1
18
(14)
Отряды насекомых:
Стрекозы, Вши,
Жуки, Клопы.
Задание на дом §17
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
- и з у ч а ю т
отряды
насекомых
Стрекозы,
Вши,
Жуки,
Клопы
-представители
отрядов
Стрекозы, Вши,
Жуки, Клопы
-знания о
строении и
образе жизни
-вредители
растений и
П : выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления
информации
Р:уметь оценить успешность
своей образовательной
деятельности
К:отстаивая свою точку зрения,
приводить аргументы,
подтверждая их фактами.
Обосновывают
необходимость
использования
полученных знаний в
жизни
1
переносчики
заболеваний.
19
(15)
Отряды насекомых:
Чешуекрылые
(Бабочки),
Равнокрылые,
Двукрылые, Блохи
Р/к. Фоновые,
редкие и исчезающие
виды насекомых СК.
Задание на дом §18
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
- и з у ч а ю т
отряды
насекомых
Чешуекрыл
ые(Бабочки),
Равнокрылы
е,Двукрылые
, Блохи
представители
отрядов
-знания о
строении и
образе жизни
П : фиксировать полученные
результаты в таблицу
Р: уметь оценить успешность
своей образовательной
деятельности
К:готовят презентацию
изучаемого материала с
помощью компьютерных
технологий
Осознавать свои
интересы, находить и
изучать в учебниках
материал имеющий
отношение к своим
интересам.
1
20
(16)
Отряд Перепончато
крылые
Задание на дом §19
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
-изучают отряд
Перепончатокр
ылые, их
значение в
природе и
жизни
человека.
Общественн
ые
насекомые.
мед и
другие
продукты
пчеловодств
а
. -получают
знания о
местообитании,
строении и
образе жизни,
значении
Перепончатокр
ылых
П: иллюстрируют значение
перепончатокрылых в природе и
жизни человека примерами
Р: обнаруживать и
формулировать проблему
учебной деятельности
К: уметь воспринимать разные
виды информации.
Обосновывают
необходимость
использования
полученных знаний в
жизни
1
21
(17)
Обобщающий урок
по теме
«Многоклеточные
организмы.
Беспозвоночные»
Комбинированный
урок
Осуществляют
систематизаци
ю и обобщение
понятий
раздела,
контроль
знаний.
Применяют
полученные на
уроке знания
на практике
1
22
(18)
Тип Хордовые
Подтипы:
Бесчерепные и
.-изучают
общую
характеристику
Внутренний
скелет
Нервная
-определяют
понятия темы
-распознают
П: доказывают усложнение в
строении ланцетника по
сравнению с кольчатыми червями
Рефлексируют,
оценивают результаты
деятельности
1
Черепные
Задание на дом §20
Урок формирования
новых знаний
и. признаки
хордовых
трубка,
Двустороння
я симметрия
тела,
Вторичная
полость.
животных типа
Хордовых.
-объясняют
роль в природе
и жизни
человека
Р: работают с учебником и
дополнительной литературой.
корректируют вои знания
К: высказывают свою точку
зрения, задают вопросы,
выражают свои мысли
23
(19)
Класс Рыбы.
Задание на дом§21
Урок формирования
новых знаний
.-изучают
общую
характеристику
и признаки рыб
Выявляют роль
плавников в
движении рыб.
расположение
и значение
органов чувств.
Хрящевые
рыбы,
костные
рыбы, чешуя
плавательны
й пузырь
боковая
линия.
-определяют
понятия: темы
«плавательный
-выделяют
особенности
строения рыб.
-формулируют
вывод
структурируют
знания
П:распознают и описывают
внешнее строение рыб в связи
со средой обитания
Р: определяют цель работы,
корректируют свои знания
К: умение работать в парах,
высказывают свою точку зрения,
выражают в ответах свои мысли
Осознают и
осмысливают
информацию
1
24
(20)
Подкласс Хрящевые
рыбы
Задание на дом
§ 22
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
- изучают
особенности
хрящевых рыб
Акулы,
Скаты,
Химерообра
зные
-распознают и
описывают
хрящевых рыб.
доказывают
родство
хрящевых рыб
с
ланцетниками.
-раскрывают
значение
хрящевых рыб
в природе
П:характеризуют многообразие,
образ жизни, места обитания
хрящевых рыб.
Р:корректируют свои знания:
оценивают собственные
результаты
К:работают с дополнительными
источниками информации
Развивают
любознательность,
развивают интерес к
окружающему миру
Осознают и
осмысливают
информацию
1
25
(21)
Подкласс Костные
рыбы
Р/к. Основные виды
рыб рек и водоемов
СК.
Задание на дом §23
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
- изучают
особенности
костных рыб.
Отряды:
Осетрообразны
е, Сельде
образные,
Лососеобраз
ные, Карпо
образные,
Нерест
проходные
рыбы
-определяют
понятия темы
-объясняют
значение
кистепёрых и
двоякодышащи
х рыб для
понимания
эволюции
животных.
П:. выявляют черты сходства и
различия между
представителями данных отрядов
костных рыб
Р:работают с дополнительными
источниками информации
корректируют свои знания
оценивают собственные
результаты
К: умение слушать и участвовать
Осмысливают
информацию о
эстетической
ценности рыб,,
значении в природе и
жизни человека,
правилах рыбной
ловли и охраны
водоемов
1
Окунеобразные
в дискуссии.
26
(22)
Класс Земноводные
Р/к. Видовое
разнообразие и
охрана амфибий в
СК.
Задание на дом §24
Урок формирования
новых знаний
- изучают
особенности
Земноводных
Отряды:
Безногие,
Хвостатые,
Бесхвостые
-значение в
природе
Цикл
развития
-определяют
понятия: темы.
-выделяют
особенности
строения в
связи со средой
обитания.
П: выявляют различия в
строении рыб и земноводных
Р: корректируют свои знания,
умение организовано выполнять
задания. Развитие навыков
самооценки
К:умение слушать, высказывать
свою точку зрения.
Развивают
любознательность,
умение сравнивать,
устанавливать
причинно-
следственные связи,
1
27
(23)
Класс
Пресмыкающиеся,
Отряд Чешуйчатые .
Задание на дом
§25
Урок формирования
новых знаний
-изучают
общую
характеристику
Рептилий, их
приспособлени
я к жизни в
наземно-
воздушной
среде:
Внутреннее
оплодотворе
ние
диафрагма
кора
больших
полушарий
-определяют
понятия:
темы
-определяют
принадлежност
ь к типу, классу
и распознают
распространён
ных
представителей
класса.
П: сравнивают строение
земноводных и пресмыкающихся
Р: уметь самостоятельно
контролировать своё время
К:отстаивать свою точку зрения,
приводить аргументы ,
признавать свои ошибки.
Приобретать опыт
участия в
коллективных делах
1
28
(24)
Отряды Черепахи и
Крокодилы.
Задание на дом
§26
Урок
совершенствования
знаний
-изучают
особенности
пресмыкающих
ся, отряды
Черепахи и
Крокодилы,
значение в
природе
Внутреннее
оплодотворе
ние
диафрагма
кора
больших
полушарий
-определяют
понятия:
темы
-определяют
принадлежност
ь к типу, классу
и распознают
распространён
ных
представителей
класса.
П: сравнивают строение
земноводных и пресмыкающихся
Р: уметь самостоятельно
контролировать своё время
К:отстаивать свою точку зрения,
приводить аргументы ,
признавать свои ошибки.
Приобретать опыт
участия в
коллективных делах
1
29
(25)
Класс Птицы.
Отряд Пингвины
Лабораторная
работа №4.
«Изучение внешнего
строения птиц»
Задание на дом§27
- и з у ч а ю т
общую
характеристику
Птиц, их
Приспособлени
я к полету.
Отряд
Гнездовые
птицы
Выводковые
птицы,
инкубация.
воздушные
мешки
-определяют
понятия:
темы
П:проводят наблюдения за
внешним строением птиц.
Р:устанавливают цели
лабораторной работы
,составляют план и
последовательность действий
К:интересуются чужим мнением
Ориентация на
понимание причин
успеха в учебной
деятельности,
Осознавать свои
интересы, находить и
изучать в учебниках
1
Урок
совершенствования
знаний
Пингвины
теплокровно
сть
и высказывают свое ,умеют
слушать и слышать друг друга
материал
30
(26)
Отряды:
Страусообразные,
Нандуобразные,
Казуарообразные,
Гусеобразные
Р/к. Орнитофауна
СК.
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
Задание на дом§28
-изучают
особенности
строения и
приспособлени
я к среде
обитания птиц
различных
отрядов,
Копчиковая
железа
-определяют
понятия темы
- определяют
принадлежност
ь к отряду
П:выявляют черты сходства и
различия представителей
указанных отрядов птиц
Р:ринимают познавательную
цель, сохраняют ее при
выполнении учебных действий
К: Работают в группах с
учебником и дополнительной
литературой.
Иметь навыки
продуктивного
сотрудничества со
сверстниками
Уметь грамотно
использовать в устной
и письменной речи
биологическую
терминологию
1
31
(27)
Отряды: Дневные
хищные, Совы,
Куриные
Задание на дом§29
Урок формирования
знаний
- изучают
особенности
строения и
приспособлени
я к среде
обитания птиц
различных
отрядов
Хищные
птицы
растительно
ядные птицы
оседлые
птицы
кочующие
птицы
перелётные
птицы
-определяют
понятия темы
- определяют
принадлежност
ь к отряду
П:изучают взаимосвязи,
сложившиеся в природе.
Р: сформировать умение
совершенствовать
самостоятельно выработанные
критерии оценки.
К: готовят презентацию на
основе собранных материалов
Обсуждают
возможные пути
повышения
численности хищных
птиц
1
32
(28)
Отряды:
Воробьинообразные,
Голенастые
Р/к. Птицы
Красной книги СК.
Задание на дом§30
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
-изучают
особенности
строения и
приспособлени
я к среде
обитания птиц
различных
отрядов
Насекомояд
ные птицы
зерноядные
птицы
всеядные
птицы
-определяют
понятия темы
- определяют
принадлежност
ь к отряду:
П: знакомятся с представителями
отрядов ..
Р:принимают познавательную
цель, сохраняют ее при
выполнении учебных действий
К:работают в группах с
учебником и дополнительной
литературой. Готовят
презентацию на основе
собранных материалов
Иметь навыки
продуктивного
сотрудничества со
сверстниками
Уметь грамотно
использовать в устной
и письменной речи
биологическую
терминологию
1
33
(29)
Класс
Млекопитающие
Подклассы
Однопроходные
-изучают
важнейших
представителей
отрядов
Шерстяной
покров.
железы
млекопитаю
-определяют
понятия темы
П: сравнивают изучаемые
группы животных между собой.
Выявляют приспособленности
этих животных к различным
Формирование
бережного отношения
к природе.
1
Сумчатые,
Плацентарные.
Отряды
Насекомоядные
Рукокрылые.
Р/к. Рукокрылые
Красной книги СК.
Урок формирования
знаний
Задание на дом §31
млекопитающи
х, их
биологические
и
экологические
особенности. .
исчезающие,
редкие и
охраняемые
виды.
щих
живорожден
ие, матка
условиям и местам обитания.
Р: принимают познавательную
цель, сохраняют ее при
выполнении учебных действий
К:умение работать с
дополнительными источниками
информации
34
(30)
Отряды: Грызуны,
Зайцеобразные.
Задание на дом§32
Урок формирования
знаний
- изучают
важнейших
представителей
отрядов
млекопитающи
х.
исчезающие,
редкие и
охраняемые
виды
Резцы.
- определяют
принадлежност
ь к отряду
П:работают с текстом параграфа.
Сравнивают представителей
изучаемых отрядов между собой
Р: составляют план и
последовательность действий
К:умение работать с
дополнительными источниками
информации
Уважительно
относиться к учителю
и одноклассникам
1
35
(31)
Отряды:
Китообразные,
Ластоногие,
Хоботные, Хищные
Р/к. Хищные
животные,
занесенные в
Красную книгу СК.
Задание на дом §33
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
изучают
важнейших
представителей
отрядов
млекопитающи
х.
исчезающие,
редкие и
охраняемые
виды
Видоизмене
ние
конечностей
вторично-
водные
животные
зубная
формула
миграция,
цедильный
аппарат
-определяют
понятия темы
- определяют
принадлежност
ь к отряду
П: сравнивают представителей
изучаемых отрядов между собой
Р: составляют план и
последовательность действий
К:умение работать с
дополнительными источниками
информации использование для
поиска возможности Интернета.
Отрабатывают умение
работы с разными
источниками
информации.
1
36
(32)
Отряды:
Парнокопытные,
Непарнокопытные.
Задание на дом
§34
Урок формирования
знаний
изучают
важнейших
представителей
отрядов
млекопитающи
х. их
биологические
копыта
рога
сложный
желудок
-определяют
общее в
строении у
всех копытных
.
П:сравнивают
представителей
изучаемых отрядов между собой
Р:фиксируют результаты в
таблицу
К:умение работать с
дополнительными источниками
информации использование для
Умение соблюдать
дисциплину на уроке
1
и
экологические
особенности.
поиска возможности Интернета.
Приматы
Задание на дом
§35
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
изучают отряд
Приматы, их
биологические
и
экологические
особенности.
высшие
приматы,
низшие
приматы
-определяют
понятия:
«приматы»,
«человекообраз
ные обезьяны».
П:сравнивают
биологические
о с о б е н н о с т и
п р и м а т о в
и
представителей
других
групп
млекопитающих
Р:фиксируют результаты в
таблицу
К:умение работать с
дополнительными источниками
информации использование для
поиска возможности Интернета.
Отрабатывают умение
работы с разными
источниками
информации.
1
38
(34)
Обобщающий урок
по теме
«Многоклеточные
животные. Тип
Хордовые».
Комбинированный
урок (формирования
знаний, закрепления
и
совершенствования
знаний)
Задание на дом
Повторить §21-35
Повторяют и
обобщают
материал по
изученным
темам
Основные
термины по
всем темам
обобщения
.определяют
понятия темы
П:сравнение биологических
объектов и процессов, умение
делать выводы и умозаключения
Р:самостоятельно создают
алгоритм деятельности при
решении проблем поискового
характера.
К: умеют слушать друг друга,
дискутировать.
Формирование
коммуникативной
компетенции в
общении и
сотрудничестве с
учителем и со сверст
никами.
1
39
(35)
Контрольная работа
по теме
«Многоклеточные
животные.
Тип Хордовые»
Урок контроля
знаний
Задание на дом
Не задано
осуществляют
проверку
знаний по
изученной теме
Основные
термины по
всем темам
работы
Демонстрирую
т полученные
знания
П: анализ и синтез материала
Р: самостоятельность в
изложении материала
К: развитие навыков
самоконтроля
Формируется научное
мировоззрение
1
Эволюция строения и функций органов и их систем у животных-12ч
40
(1)
Покровы тела.
Лабораторная
работа №5
« Изучение
особенностей
различных покровов
тела»
Задание на дом §36
Урок формирования
знаний
-изучают
покровы тела у
животных, их
функции,
приспособлени
я к условиям
жизни.
Плоский
эпителий
эпидермис
собственно
кожа
кутикула
-определяют
закономерност
и строения
покровов тела;
- показывают
взаимосвязь
строения
покровов с их
функцией
- различать
разные виды
покровов;
П:осуществлять наблюдения и
делать выводы, анализировать,
сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления,
выявлять причины и следствия
Р: сформировать умение
самостоятельно определять цель
учебной деятельности
К: сформировать умение
самостоятельно организовывать
учебное взаимодействие при
работе в группе
Осмысливание темы
урока,
установление
учащимися связи
между целью учебной
деятельности и ее
мотивом
1
41
(2)
Опорно-
двигательная
система
Задание на дом §37
Урок формирования
знаний
-изучают
типы скелетов:
внешний,
внутренний.
Наружный
и
внутренний
скелет хорда
позвоночник
грудная
клетка, киль
пояса
конечностей
-определяют
понятия темы
-эволюция
изучаемой
системы
органов
животных.
П: умение работать с
информацией.
Р:умение организовывать свою
деятельность.
К: умение эффективно
сотрудничать как с учителем, так
и со сверстниками
Ориентация на
личностный
моральный выбор,
оценить собственный
вклад в работу группы
1
42
(3)
Способы
передвижения.
Полости тела.
Задание на дом §38
Урок формирования
знаний
-изучают
основные
способы
передвижения:
амебоидное, за
счет жгутиков
и ресничек, с
помощью
мышц
Полости
тела:
первичная,
вторичная,
смешанная
рассматривают
способы
передвижения
животных
эволюцию
полостей тела.
П:осуществлять наблюдения и
делать выводы, научиться
работать с информацией
Р: уметь организовывать
учебную деятельность
К: уметь планировать и
составлять совместную
деятельность.
Установление связи
между целью учебной
деятельности и ее
мотивом.
1
43
(4)
Органы дыхания и
газообмен
Задание на дом §39
Урок формирования
знаний
-изучают пути
поступления
кислорода,
приспособлени
я к условиям
жизни. .
Диффузия
Газообмен
Диафрагма
Органы
дыхания
-определяют
понятия :темы
-
рассматривают
вопросы
эволюции
системы
П:изучить эволюцию органов
дыхания у животных.
Р: сравнивать строение органов
дыхания животных разных
систематических групп
К: умение распределять
обязанности и взаимно
контролировать друг друга,
Образование знания о
моральных нормах
поведения в природе,
устанавливать связь
между целью
деятельности и ее
результатом.
1
44
Органы
-изучают
Органы
- показывать
П: объяснять закономерности
Осознавать неполноту
1
(5)
пищеварения.
Задание на дом §40
Урок формирования
знаний
способы
питания
животных,
строение
пищеварительн
ой системы
млекопитающи
х
пищеварени
я
взаимосвязь
строения и
функции
органов
пищеварения
строения органов пищеварения и
механизмы их
функционирования
Р: умение вносить коррективы в
план действий
К:умение договариваться и вести
дискуссию
знаний, проявлять
интерес к новому
содержанию
45
(6)
Обмен веществ и
превращение
энергии
Задание на дом §40
Урок открытия
новых знаний
-изучают обмен
веществ,
превращение
энергии у
животных
ферменты.
-устанавливают
зависимость
скорости
протекания
обмена
веществ от
состояния
животного и
внешних
факторов
П: раскрывают значение обмена
веществ и превращения энергии
для жизнедеятельности
организмов
Р: самостоятельно формулируют
познавательную цель и строят
действия в соответствии с ней
К:Развивают умение
продуктивно взаимодействовать
со сверстниками и взрослыми
Формирование
личностных
представлений об
обмене веществ
1
46
(7)
Кровеносная
система. Кровь
Задание на дом§41
Урок формирования
знаний
- изучают
способ
транспортиров
ки веществ.
Сердце
Капилляры
Артерии
Вены
Круги
кровообращ
ения Аорта,
Фагоцитоз,
Плазма
Форменные
элементы
-составляют
схемы и
таблицы,
систематизиру
ющие знания о
кровеносных
системах
животных.
П: -выявляют причины
усложнения кровеносной
системы животных разных
систематических групп в ходе
эволюции
Р: развивают навыки анализа
объектов и фактов
К:обсуждение результатов
работы, умение выражать и
отстаивать свою точку зрения
Интерес к
приобретению новых
знаний, толерантное
отношение к
животным.
1
47
(8)
Органы выделения
Задание на дом
§42
Урок формирования
знаний
-изучают
строение
органов
выделения
животных.
канальцы,
почка,
мочеточники,
мочевой
Канальцы
Почка,
Мочеточник
и мочевой
пузырь
клоака
-описывают
органы
выделения и
выделительные
системы
животных
разных
систематически
х групп
П: выявляют причины
усложнения выделительных
систем животных в ходе
эволюции
Р:сравнивают выделительные
системы животных разных
систематических групп.
К:Умеют слушать и слышать
друг друга делать выводы при
Отработка умений
работы с текстом,
формирование
правильной
самооценки.
1
пузырь, моча
изучении материала
48
(9)
Нервная система.
Рефлекс. Инстинкт
Задание на дом
§43
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
- изучают
строение
нервной
системы
животных
Рефлексы
инстинкты
раздражимо
сть нервная
ткань
головной и
спинной
мозг
-описывают и
сравнивают
нервные
системы
животных
разных
-устанавливают
зависимости
функций
нервной
системы от её
строения.
П: Раскрывают значение нервной
системы для жизнедеятельности
животных
Р:составляют схемы и таблицы,
систематизирующие знания
К:получают биологическую
информацию из различных
источников, в том числе из
Интернета
Формирование
коммуникативной
компетентности в
общении и
сотрудничестве со
сверстниками и
учителем.
1
49
(10)
Органы чувств.
Регуляция
деятельности
организма
Задание на дом §44
Урок формирования
знаний
- изучают
механизмы
регуляции
функций
организма
Простой
глазок
сложный
фасеточный
глаз
монокулярн
ое зрение
бинокулярно
е зрение
-определяют
понятия:
«нервная
регуляция»,
«жидкостная
регуляция».
.
П:устанавливают зависимость
функций органов чувств от их
строения.
Р:различают на муляжах и
таблицах органы чувств
составляют схемы и таблицы,
систематизирующие знания
К: получают биологическую
информацию из различных
источников, в том числе из
Интернета
Умение соблюдать
дисциплину на уроке,
уважительно
относиться к учителю
и одноклассникам
1
50
(11)
Продление рода.
Органы
размножения.
Задание на дом §45
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
-изучают
бесполое и
половое
размножение у
животных
Плацента.
раздельнопо
лые
животные.
гермафродит
ы
-определяют
понятия темы
П : приводят доказательства
преимущества полового
размножения
Р:самостоятельно формулируют
познавательную цель и строят
действия в соответствии с ней
К:развивают умение
дискутировать
Формирование
личностных
представлений о
значении и
необходимости
продления рода.
1
51
(12)
Обобщающий урок
по теме «Эволюция
строения.
Взаимосвязь
строения и функций
органов и их систем»
Задание на дом
обосновывают
необходимость
использования
полученных
знаний в
повседневной
жизни
Все понятия
темы
-сравнение
биологических
объектов и
процессов,
-умение делать
выводы и
умозаключения
П: анализ и синтез материала
Р:самостоятельно создают
алгоритм деятельности при
решении проблем поискового
характера.
К:развитие навыков
самоконтроля, распределения
Формирование
коммуникативной
компетенции в
общении и
сотрудничестве с
учителем и со
сверстниками.
1
не задано
Урок контроля
знаний
на основе
сравнения
времени
Индивидуальное развитие животных – 3ч
52
(1)
Способы
размножения
животных.
Оплодотворение
Задание на дом §46
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
-изучают
способы
бесполого
размножения:
деление,
почкование и
полового
размножения
Почкование
оплодотворе
ние
(внешнее,
внутреннее).
-определяют
понятия темы
П:раскрывают биологическое
значение полового и бесполого
размножения . Приводят
доказательства преимущества
внутреннего оплодотворения и
развития зародыша в
материнском организме
Р: принимают познавательную
цель, сохраняют её при
выполнении учебных действий
К: умение слушать учителя.
Представление о
размножении, как
одном из главных
свойств живого,
обеспечивающем
продолжение рода.
1
53
(2)
Развитие животных
с превращением и
без превращения
Задание на дом§47
Урок формирования
новых знаний
-изучают типы
развития и
стадии
развития с
превращением
и без
превращения
Индивидуал
ьное
развитие
развитие с
полным
превращени
ем, и с
неполным
превращени
ем развитие
без
превращени
я
метаморфоз
-используют
примеры
развития
организмов для
доказательства
взаимосвязей
организма со
средой их
обитания
П:описывают и сравнивают
процессы развития с
превращением и без
превращения. Раскрывают
биологическое значение развития
с превращением и без
превращения
Р:составляют схемы и таблицы,
систематизирующие знания о
развитии с превращением и без
превращения у животных.
К:обмениваются знаниями для
принятия эффективных
совместных решений.
Представление о
развитии животных с
метаморфозом и без
него и экологическом
значении стадий в
развитии животных.
1
54
(3)
Периодизация и
продолжительность
жизни животных.
Задание на дом§48
Урок формирования
новых знаний
-изучают
различные
периоды
формирования
и роста
организмов.
Половое
созревание
онтогенез
эмбриональн
ый период
постэмбрио
нальный
период
-определяют
понятия: темы
П:объясняют причины разной
продолжительности жизни
животных
Р:сравнивают животных,
находящихся в одном и в разных
периодах жизни
К: получают из различных
источников биологическую
Отработка умений
работы с объектами
природы
1
информацию о периодизации и
продолжительности жизни
животных.
Развитие и закономерности размещения животных на Земле – 3ч
55
(1)
Доказательства
эволюции животных.
Задание §49
Урок формирования
новых знаний
-понятие об
эволюции
–изучают
доказательства
эволюции.
Филогенез
переходные
формы
гомологичн
ые органы
Атавизм
-определяют
понятия темы
П: описывают и характеризуют
гомологичные, аналогичные и
рудиментарные органы и
атавизмы. Выявляют факторы
среды, влияющие на ход
эволюционного процесса
Р:нализируют
палеонтологические,
сравнительно -анатомические и
эмбриологические
доказательства эволюции
животных
К:вступают в диалог, участвуют
в коллективном обсуждении
Формирование
личностных
представлений о
целостности природы.
1
56
(2)
Ч. Дарвин о
причинах эволюции
животного мира.
Задание на дом
§50,51
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
-выявляют
усложнение
строения
животных и
разнообразие
видов как
результат
эволюции
Наследствен
ность,
изменчивост
ь
борьба за
существован
ие
естественны
й отбор
-определяют
движущие
силы эволюции
животных
П:объясняют значение
наследственности, изменчивости
и борьбы за существование в
формировании многообразия
видов животных.
Р:развитие навыков самоанализа
К: умение воспринимать
информацию на слух и
визуально, отвечать на вопросы
учителя.
Понимание роли
человека в познании
мира
Осознание
возможности участия
каждого человека в
научных
исследованиях
1
57
(3)
Ареалы обитания.
Миграции.
Закономерности
размещения
животных.
Р/к. Фауна степной
зоны.
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
-изучают
основные
закономерност
и размещения
животных на
Земле
Ареал
эндемик
космополит
реликт
миграция
-определяют
понятия темы
П:характеризуют механизм
видообразования на примере
галапагосских вьюрков
Р: осознают пройденный
материал и качество его
усвоения
К::учение работать в группах
при изучении опорного
конспекта
Эстетическое
восприятие природы и
важность сохранения
биоразнообразия
1
Задание на дом §52
Биоценозы – 5ч
58
(1)
Р/к. Естественные и
искусственные
биоценозы (на
примере нашей
местности)
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
Задание на дом
§53
-рассматривают
примеры
биоценозов.
-изучают среды
жизни, условия
в различных
средах.
Биоценоз
ярусность
продуценты
консументы
редуценты.
основные
среды
жизни:
-определяют
понятия темы
- выявляют
причины
устойчивости
биоценоза
П:изучают признаки
биологических объектов:
естественного и искусственного
биоценоза
Р: умение организовывать свою
деятельность, вносить
коррективы в план действий
К:поддерживают дискуссию
Формирование основ
экологического
сознания
1
59
(2)
Факторы среды и их
влияние на
биоценозы.
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
Задание на дом
§54
-изучают
различные
факторы среды
и их влияние
на биоценоз.
Биотические
абиотически
е и
антропогенн
ые факторы
-определяют
понятия темы
П:характеризуют взаимосвязь
организмов со средой обитания,
Р:ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено
К: используют адекватные
языковые средства для
отображения своих чувств,
мыслей и побуждений
Формирование основ
экологической
культуры
1
60
(3)
Цепи питания, поток
энергии
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
Задание на дом §55
рассматривают
примеры цепей
питания.
Цепи
питания «
пирамида:
пищевая,
биомассы
энергетичес
кая
продуктивно
сть
-определяют
понятия темы
-
рассматривают
пищевые или
трофические
связи
П:составляют пастбищные и
детритные цепи питания. Знают
формулировку правила
экологической пирамиды
Р:используют самостоятельные
наблюдения для формулировки
вывода.
К:поддерживают дискуссию
Формирование основ
экологического
сознания.
1
61
(4)
Экскурсия
Изучение
взаимосвязи
животных с другими
компонентами
биоценоза
Урок закрепления
знаний
Задание на дом §56
-выявляют
взаимосвязи
организмов:
межвидовые и
внутривидовые
.
Взаимосвязи
организмов:
межвидовые
и
внутривидов
ые и со
средой
обитания
Выполняют
непосредствен
ные
наблюдения в
природе и
оформляют
отчёт,
включающий
описание
П:нализируют взаимосвязи
организмов со средой обитания,
их приспособленности к
совместному существованию.
Р:отрабатывают правила
поведения на экскурсии.
К:работают в группах,
выполняют практические
задания в ходе экскурсии
Уметь соблюдать
правила поведения во
время экскурсии
Уважительно
относиться к учителю
и одноклассникам
1
экскурсии, её
результаты и
выводы
62
(5)
Повторительно-
обобщающий урок
по теме
«Биоценозы»
Комбинированный
урок
осуществляют
контроль
знаний по
изученной теме
Основные
термины по
всем темам
работы
Демонстрирую
т полученные
знания
П: анализ и синтез материала
Р: самостоятельность в
изложении материала
К: развитие навыков
самоконтроля
Формируется научное
мировоззрение
1
Животный мир и хозяйственная деятельность человека – 6ч
63
(1)
Воздействие
человека и его
деятельности на
животных.
Р/к. Промысловые
животные СК
Задание на дом §57
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
-выявляют
способы
воздействия
человека и его
деятельности
на животных и
среду их
обитания.
Промыслы
промысловы
е животные
-определяют
понятия:
«промысел»,
«промысловые
животные».
П:знать способы
положительного и
отрицательного воздействия
человека и его деятельности на
животных и среду их обитания;
Р: уметь организовать работу
согласно установленным
правилам работы в кабинете.
К: уметь слушать учителя и
отвечать на вопросы
Анализируют
причинно-
следственные связи,
возникающие в
результате
воздействия человека
на животных и среду
их обитания.
1
64
(2)
Одомашнивание
животных.
Задание на дом
§58
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
- изучают
основы
содержания и
селекции с/х
животных.
Одомашнива
ние
Селекция
Определяют
понятия:
«одомашниван
ие», «отбор»,
«селекция»,
П:знать этапы одомашнивания
животных, основы
разведения, содержания и
основные методы селекции
сельскохозяйственных животных
Р:уметь делать выводы по
результатам работы.
К: уметь воспринимать
информацию на слух, отвечать на
вопросы учителя, работать в
группах
Уметь
структурировать
учебный материал,
выделять в нем
главное
Умение применять
полученные на уроке
знания на практике,
1
65
(3)
Законы об охране
животного мира.
Система
мониторинга.
Задание на дом§ 59
-знакомятся с
федеральными
и
региональными
законами об
охране
Федеральны
е и
региональны
е законы
мониторинг
Определяют
понятия:
«мониторинг»,
«биосферный
заповедник».
П:знакомство с законами об
охране животного мира.
Знать основы системы
мониторинга
Р: составляют схемы
мониторинга
Понимание
необходимости
охраны животных с
целью сохранения
видового
разнообразия.
1
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
животного
мира
К: уметь работать с
различными источниками
информации
66
(4)
Охраняемые
территории. Красная
книга.
Задание на дом §60
Урок закрепления и
совершенствования
знаний
-знакомятся с
разными
видами
охраняемых
территорий.
-изучают
основы
рационального
использования
животных
Заповедники
заказники
природные
парки
памятники
природы.
Красная
книга.
Определяют
понятия:
«заповедники»,
«заказники»,
«памятники
природы»,
«акклиматизац
ия».
П: знакомятся с Красной книгой.
Определяют признаки
охраняемых территорий.
Р: уметь организовать выполнение
заданий учителя, делать выводы по
результатам работы
К: уметь выделять главное в тексте,
готовить сообщения и презентации и
представлять результаты работы
.уметь работать в составе творческих
групп
Формирование основ
экологического сознания
на основе признания
ценности жизни во всех
проявлениях и
необходимости
ответственного,
бережного отношения к
окружающей среде и
рационального
природопользования.
1
67
(5)
Повторительно-
обобщающий урок
по курсу «Биология.
Животные»
Комбинированный
урок
Задание на дом
Повтор. курса
«Животные»
Повторяют
материал курса,
осуществляют
итоговый
контроль
знаний по
курсу
Все понятия
темы
Систематизаци
я знаний по
теме
П: умение владеть
биологической терминологией
Р:развитие навыков анализа и
синтеза материала
К::умение излагать материал
Понимание
необходимости
знаний, их
использование в
жизни
1
68
(6)
Заключительный
урок по курсу
«Биология.
Животные»
- повторяют
материал курса
Основные
понятия
курса
Систематизаци
я полученных
знаний
П: умение владеть
биологической терминологией
Р:развитие навыков анализа и
синтеза материала
К::умение излагать материал
Понимание
необходимости
знаний, их
использование в
жизни
1
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» в 7 классе
Планируемые результаты обучения структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные,
общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
1)
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
2)
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию,
3)
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4)
формирование толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах,
5)
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в
процессе образованной, общественно полезной, учебно - иследовательской, творческой и других видах деятельности;
6)
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
7)
формирование
основ
экологического
сознания
на
основе
признания
ценности
жизни
во
всех
её
проявлениях
и
необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
1)
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и
интересы в учебе и познавательной деятельности;
2)
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;
3)
формирование умения работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию;
4)
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
5)
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
6)
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные
точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметные результаты обучения :
1.
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
выделение существенных признаков биологических объектов;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных; опасных для человека;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.