Автор: Моисеева Наталия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУДСОРВ№3
Населённый пункт: г. Орлова
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах, знание правил дорожного движения и применение их в дорожных ситуациях в рамках проекта «Дорожная азбука».
Раздел: дошкольное образование
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков
безопасного поведения на дорогах, знание правил дорожного движения и
применение их в дорожных ситуациях в рамках проекта «Дорожная
азбука».
Дороги,
транспорт
–
реалии
сегодняшней
жизни.
Скорость
движения,
интенсивность
транспортных
потоков
на
улицах
нашего
города
быстро
возрастают
и
будут
увеличиваться
в
дальнейшем.
Нынешним
детям
предстоит жить при несравненно большей агрессивности автомобильного
движения, а потому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность.
Особую
тревогу
вызывает
ситуация
с
детским
дорожно-транспортным
травматизмом. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего
являются
сами
дети. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к
взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения
неприемлема,
а
нормативное
изложение
обязанностей
пешеходов
и
пассажиров
на
недоступной
для
них
дорожной
лексике,
требует
от
дошкольников
абстрактного
мышления,
затрудняет
процесс
обучения
и
воспитания. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, но к
сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей.
Поэтому детей нужно знакомить с ПДД различными методами и приемами,
учитывая возрастные особенности. Одной из главных задач воспитателей и
родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы
обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом,
не исказив их содержания.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему
должен
стать
родитель,
но,
как
правило,
родители
имеют
смутное
представление
о
том,
как
научить
ребенка
безопасному
поведению
на
дорогах. Из опроса родителей, проводимого в начале учебного года, проблема
безопасности
дорожного
движения
волнует
родителей,
однако
не
все
родители служат образцом примерного поведения на дорогах, в силу своей
занятости сами частенько нарушают правила дорожного движения. Знания о
правилах дорожного движения, дают детям не регулярно от случая к случаю
и
не
в
полном
объёме. Поиск
инноваций
привел
к
решению
проблемы
посредством метода проектирования.
Поэтому,
мною
был
разработан проект «Дорожная
азбука
для
детей
и
взрослых».
Проект рассчитан на работу с дошкольниками по овладению базовых правил
поведения на дороге, в процессе осуществления деятельностного подхода,
исходящего из положений о том, что полноценное развитие ребёнка должно
осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности.
Данный
проект
разработан
в
силу
особой актуальности проблемы:
безопасность дошкольников на дорогах и улицах города.
Анализ
статистических
данных,
проведенный
совместно
с
сотрудниками
ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений:
пассивность и безучастность взрослых в вопросах безопасности детей
на дорогах;
отсутствие
навыков
безопасного
поведения
на
дорогах
при
сформированных знаниях правил дорожного движения;
однотипность и традиционность используемых воспитателями методов
и приемов обучения и воспитания детей правилам безопасного поведения на
дорогах;
отсутствие
регулярного
взаимодействия
с
ГИБДД
по
пропаганде
знаний правил дорожного движения среди родителей.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что только совместными усилиями
воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно,
научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром
перехода улиц и дорог.
Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование
творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные
формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной
проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД в ходе
реализации
проекта
способно
изменить
деятельность
дошкольного
учреждения,
создать
условия
для
привития
детям
устойчивых
навыков
безопасного поведения на дороге.
. Работа по реализации проекта ведётся в двух направлениях, это:
Работа с воспитанниками;
Работа с родителями;
Работа с воспитанниками осуществляется по перспективным планам
с
учетом
возрастных
особенностей
детей.
Организация
работы
с
воспитанниками
по
формированию
навыков
безопасного
поведения
на
дорогах включает в себя:
организованные формы обучения на занятиях;
совместная деятельность взрослого и ребенка;
самостоятельная деятельность детей;
экскурсии и наблюдения;
чтение художественной литературы;
конструирование;
изобразительная деятельность;
игра;
собрание с инспектором ГИБДД;
досуги и развлечения;
Взаимодействие
с
родителями
осуществляется
планомерно,
используются
следующие формы работы:
анкетирование;
памятки,
листовки-обращения
к
родителям
о
необходимости
соблюдения ПДД;
консультационный материал “Дошкольник и дорога”;
папка-передвижка,
в
которой
содержится
материал
о
правилах
дорожного
движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и
взрослыми;
родительские собрания, с привлечением инспектора ГИБДД;
совместное
изготовление
макетов,
атрибутов
к
сюжетно-ролевым
играм;
конкурсы,
викторины
и
развлечения
по
ПДД
с
участием
детей
и
родителей;
изучение
опыта
семейного
воспитания
«Воспитание
грамотного
пешехода»;
выставка рисунков, плакатов по ПДД.
2.
Цели и задачи проекта
Цель:
Создать
целостную
систему
работы
по
формированию
у
детей
дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улице.
Задачи:
создать
условия,
для
закрепления
полученных
знаний
по
формированию у
детей
дошкольного возраста навыков безопасного
поведения на дороге в практической деятельности;
формировать
у
детей
дошкольного
возраста
навыки
безопасного
поведения
на
дороге
через
интеграцию
разнообразных
видов
деятельности (игровой, познавательной, продуктивной);
активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и
безопасного образа жизни среди родителей;
установить тесное сотрудничество с ГИБДД и окружающим социумом.
Участники проекта:
- воспитатель
-Воспитанники ДОУ
-Родители
- Сотрудники ГИБДД
3. Сроки реализации проекта.
Срок реализации проекта – 1,5 года. Это обусловлено тем, что дети должны
получить теоретические знания и возможность закрепить их в практической
деятельности в разное время года.
Этапы проектной деятельности.
1 - этап. Диагностический (январь 2017 г. - май 2018 г).
На первом диагностическом этапе
1.
Изучила нормативно- правовую базу.
2.
Выявила уровень знаний правил безопасного поведения на улице у
детей и родителей (диагностика уровня знаний детей по ПДД, провела
анкетирование родителей по проблеме).
3.
Прошла курсы повышения квалификации.
4.
Провела
самоанализ
содержания
предметно-развивающей
среды
по
обучению детей Правилам дорожного движения.
5.
Определила
пути
реализации
проекта
(изучила
эффективные
технологии
и
методики
в
области
обучения
детей
по
правилам
безопасного поведения на дороге).
2 - этап. Подготовительный ( сентябрь 2017 г.- январь 2018г.)
В ходе подготовительного этапа создала условия для реализации проекта:
Изготовление макета по правилам дорожного движения совместно с
родителями «Наша улица».
Приобрела нужную литературу
Выпуск стенгазет, плакатов
Оформление стенда «Безопасная дорога»
Оборудовала уголок по безопасности в группе
Пригласила на собрание инспектора ГИБДД
Консультации для родителей:
Родительские
собрания:
«Я и мой ребенок на улицах города»
«Будьте бдительны на дороге»
Выпуск буклетов для родителей:
«Родителям и детям о ПДД»
«Дорожная азбука».
На практическом этапе
1.Разработала
планирование по формированию у детей навыков
безопасного поведения на дороге.
2.Стремилась
научить
детей
применять
полученные
знания
о
правилах дорожного движения на практике.
3.Совершенствовала
подходы,
искала
эффективные
формы
взаимодействия с родителями.
В
ходе
практического
этапа
использовала
различные
формы
организации детей:
-Беседы: «Наша улица», «Твой приятель светофор», «Какие дорожные
знаки встречаются тебе по дороге», «Безопасная дорога»…
- НОД с детьми по теме «Дорожные знаки» с использованием ИКТ
- Встречи со сказочными героями, совместное решение проблемных
ситуаций на дороге.
-Встреча детей с инспектором ГИБДД.
- интерактивные игры на занятиях и в самостоятельной деятельности
-
Наблюдения
(
за
движением
машин,
остановкой
пассажирского
Провела работу с детьми:
Цикл бесед «Всем без исключения о правилах движения»
Целевые прогулки по улицам
Наблюдения за транспортом, пешеходами, дорожными
знаками
Работа с родителями включает:
« Главные уроки воспитания пешехода»
«Правила дорожного движения для малышей
« Учимся быть пешеходами»
транспорта,
дорожными
знаками),
прогулки
с
детьми
по
улицам
города,
развлечения,
досуги(
игра
«Наша
улица»,
«
По
станциям»,
«Азбука
пешехода», «Я- примерный пешеход».
-Совместное изготовление макета «Улица города»,
-Провела
занятия
на
МО
:
«Мы
по
улице
шагаем»,
«Поможем
Незнайке».
-Изготовление лэпбука «Детям знать положено». Пособие представляет
собой папку, на страницах которой имеются кармашки, карточки, в которых
создана информация по теме. Цель- формировать систему знаний, умений и
навыков по правилам дорожного движения, повторить и закрепить знания о
светофоре,
довести
до
детей
важность
сигналов
светофора,
научить
предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избежать, развивать
осторожность и внимательность.
Работа с родителями:
-Оформление
папок-передвижек
(«Будьте
бдительны
на
улице»,
«Научите ребенка различать дорожные знаки»).
-Консультации
(«Дорожная
азбука»,
«Как
переходить
улицу
с
детьми», «Азы дороги- малышам»).
-Родительские
собрания
(«Родители
за
безопасность
движения»,
«Правила дорожного движения», «Правила поведения при сезонных
изменениях погоды»).
-Выпуск
листовок-
стенгазет
(«Красный,
желтый,
зеленый»,
«Водитель-дорога-дети», «Ребенок и автомобиль»).
-Анкетирование
родителей
«Правила
и
безопасность
дорожного
движения».
-Совместное
изготовление
макета,
атрибутов
к
подвижным
и
сюжетно-ролевым играм.
Таким образом, в результате реализации проекта:
1. Создана система открытого образовательного пространства (организация
взаимодействия с родителями, ГИБДД, ответственными за безопасность
дорожного движения.
2. У воспитанников сформированы навыки безопасного поведения на
дорогах, они не только знают правила дорожного движения, но и применяют
эти знания в дорожных ситуациях, что способствует актуализация в будущем
потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения.
3. Повышена эффективность обучения дошкольников по ПДД
В группе налажено эффективное взаимодействие между детьми,
родителями и сотрудниками ГИБДД, ведётся планомерная работа по
привитию воспитанниками правил безопасного поведения на дорогах.
Таким образом, в результате реализации проекта обеспечена
эффективная организация деятельности ДОУ по профилактике ДДТТ,
основанная на сотрудничестве с родителями и другими учреждениями и
организациями, ответственными за безопасность дорожного движения.
Литература:
- Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б. «Безопасность».- СПб.: «Детство – Пресс»,
2004. – 144с.
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников.-
М.: «Просвещение», 2000, издание 2, - 94с.
- Извекова К.Ю., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.
М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64с.
- Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков
безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных
образовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. –
48с.