Автор: Гревцева Анжела Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №2
Населённый пункт: мкр.Климовск, г. Подольск, МО.
Наименование материала: Статья
Тема: актуальные проблемы педагогики и психологии
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с
ОНР.
Автор:
Гревцева Анжела Васильевна.
Игра - ведущий вид деятельности дошкольника, один из способов проявления и выражения себя,
своих чувств, мыслей, отношений к окружающему миру. Наиболее распространенным видом игр в
дошкольном детстве являются сюжетно-ролевые игры. Данный вид игр Способствует развитию
концентрации внимания, памяти, речи, фантазии, восприятия. Именно в них ребенок имеет
возможность выразить себя, свои чувства, эмоции и свое отношение к взрослым, имитируя их мир
и их действия.
В исследованиях Е.А. Ананьева, А.Е. Давидович, Г.В. Косова отмечается, что для дошкольников,
имеющих речевые нарушения, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как
необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки
звукопроизношения, ограниченность речевого запаса , нарушения грамматического строя речи , а
также изменения темпа речи, ее плавности влияет на игровую деятельность детей, порождает
определенные особенности поведения в игре.
Учитывая вышесказанное, было проведено опытно- экспериментальное исследование,
направленное на выявление особенностей развития сюжетно-ролевых игр у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР.
Эксперимент проходил на базе МБ ДОУ №2 "Золотой ключик" компенсирующего вида города
Подольск в период с 1 по 15апреля 2019года. В эксперименте принимали участие 10детей с ОНР
3уровня (5мальчиков и 5девочек).
Для решения поставленной цели мы использовали диагностическую методику "Схема наблюдения
сюжетно - ролевых игр детей " , предложенную Т.В. Козырь.
По результатам опытно- экспериментального исследования выяснилось, что детей с высоким
уровнем развития сюжетно- ролевой игры выявлено не было. У 20% старших дошкольников с ОНР
3уровня обнаружен низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры, у 40% - средний уровень, у
40% - уровень выше среднего.
Качественный анализ результатов диагностики показал, что дети с выбором ролей, с большим
трудом вживаются в роль, часто не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли.
Действия их однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций(например, врач по
очереди"делает уколы" больным). Игра ограничена каким - либо одним актом, который не
перерастает в другие за ним следующие действия, так же, как и не предваряется другими
действиями. Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей. Источниками
сюжетов игры у детей являются занятия в дошкольном учреждении, события в семейной жизни,
реже - события бытовых ситуаций. Дети испытывают трудности в использовании предметов -
заместителей, могут использовать предметы - заместители, которые использовались в процессе
обучающих занятий. В процессе игры у детей отмечаются краткие высказывания по отношению к
играющему рядом, но часто несвязанные с ролью. "Я покажу тебе на прогулке, как я умею
прыгать!", - говорит Костя Вове(дети играют в игру "Магазин"). Что касается предпочтения ролей,
то дети выполняют предложенные роли , предпочитая второстепенные.
Дети со среднем уровнем развития сюжетно- ролевой игры в основу игры вкладывают действие с
предметом. Дети называют роли, стараются разделять обязанности играющих. В ходе игры
стараются реализовывать действия, связанные с данной ролью. Прослеживается логика ведения
игры, расширяется количество действий ( врач не только делает уколы, но и общается с пациентом,
спрашивает, что болит, рассказывает, как лечить больного). Дети используют в игре предметы-
заместители по указанию взрослого, иногда самостоятельно используют в игре предметы-
заместители, которые использовались в процессе обучающих занятий. Дети играют в игры с
несколькими постоянно повторяющимися сюжетами по инициативе взрослого или сверстников,
иногда проигрывают сюжеты по собственному желанию. Источниками сюжетов игры детей
является занятия в дошкольном учреждении, события в семейной жизни, события бытовых
ситуаций, рассказы взрослых и собственные наблюдения( Игра в "Гости", в "Бассейн"). В процессе
игры со сверстниками дети делают высказывания чаще всего фиксирующего характера по поводу
выполняемых действий, обращаются с вопросами по поводу выполняемых действий.
Поддерживают игру до 20минут, откликаются на предложения сверстников поиграть, стремятся к
контактам с другими играющими. В ролевом диалоге детей отмечается наличие кратких
высказываний на общение партнера, связанных с ролью, может быть достаточно продолжительный
ролевой диалог с помощью отдельных реплик, речь ролевая, обращенная к партнеру по игре,
иногда проявляются не игровые отношения. При распределении ролей дети соглашаются как на
второстепенные, так и первостепенные роли.
Дети с уровнем выше среднего правильно выполняют действия , вытекающие из их роли. Эти дети
выделяют специальные действия, передающие характер отношение к другим участникам
игры(например, ребенок - пассажир обращается к водителю маршрутного такси): "Остановите,
пожалуйста, на остановке" и т. п. Роли ясно очерчены и видны . Дети называют свои роли до
начала игры. Роли выделяют и направляют поведение ребенка. Логика и характер действий
определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразными: не только прививка, но
и выслушивание, перевязка, измерения температуры и т.п. Появляется специфическая ролевая
речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой
товарищем, но иногда прорываются и обычные неигровые отношения.
Дети самостоятельно используют в игре предметы -заместители, которые использовались в
процессе обучающих занятий, могут назвать их словом заменяемого предмета, проигрывают
разнообразные сюжеты по собственному желанию. Сюжеты часто богатые, обговариваются
заранее. Источники сюжетов игры - занятия в дошкольном учреждении, события в семейной
жизни, события бытовых ситуаций , рассказы взрослых и собственные наблюдения, произведения
художественной литературы, - кинофильмы и телепередачи. Дети играют относительно долго (до
25минут), но иногда могут не завершить реализацию игрового сюжета. Дети предпочитают
первостепенные роли, имеют любимые роли, но готовы выполнять различные, активно
включаются в процесс распределения ролей. Качественный анализ результатов наблюдения за
сюжетно - ролевыми играми старших дошкольников с ОНР 3уровня позволил выделить ряд
особенностей. Так, например, игровая деятельность детей складывается при непосредственном
воздействии направляющего слова педагога. На первых порах игровые действия протекают при
очень ограниченном речевом общении, не согласованностью своих действий с действиями других
детей. В процессе игры дети нередко теряют возможность совместной деятельности со
сверстниками из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль,
нестойкости памяти, нарушений общей и речевой моторики, трудности быстро переключаться в
игре с одного вида деятельности на другой.
Таким образом, знание и учет обозначенных особенностей сюжетно- ролевых игр детей старшего
дошкольного возраста с ОНР 3уровня позволят грамотно выстроить коррекционно -
логопедическую работу с дошкольниками данной категории.