Автор: Харькова Елена Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №44
Населённый пункт: Московская область, город Серпухов
Наименование материала: Картотека
Тема: "Игры с детьми раннего возраста в период адаптации"
Раздел: дошкольное образование
Игры с детьми раннего возраста в период адаптации
«Дай ручку!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
– Давай здороваться. Дай ручку!
Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость:
не
подходите
слишком
близко,
слова
обращения
к
ребенку
произносите
негромким,
спокойным
голосом.
Чтобы
общение
было
корректным,
присядьте на корточки или детский стульчик – лучше, чтобы взрослый и
ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
«Привет! Пока!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
– Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
– Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется – педагог машет рукой.
– Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
– Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в
конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы,
научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно.
Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
«Хлопаем в ладоши!»
Цель:
развитие
эмоционального
общения
ребенка
со
взрослым,
налаживание контакта.
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
– Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:
– Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если
малыш
не
повторяет
действия
педагога,
а
только
смотрит,
можно
попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если
ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз
он проявит больше инициативы.
«Ку-ку!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта; развитие внимания.
Оборудование: кукла Петрушка (в ступке).
Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).
– Ой! Кто это там прячется? Кто там?
Затем Петрушка показывается со словами:
– Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!
Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру
можно повторить несколько раз.
«Лови мячик!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта; развитие движений.
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним.
Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг
друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
– Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить
мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход
игры.
– Кати мячик! Оп! Поймала мячик!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при
первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
«Иди ко мне»
Ход игры.
Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его
к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок
подходит, воспитатель его обнимает: «ах, какой ко мне хороший Коля
пришел!»
«Пришел Петрушка»
Материал. Игрушка Петруша, погремушки.
Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.
Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они
вместе с Петрушкой гремят погремушками, радуются.
«Выдувание мыльных пузырей»
Ход игры.
Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует
получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в неё. Считает, сколько
пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на
лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный
пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит
каждого ребенка выдувать мыльные пузыри (напрягать мышцы рта очень
полезно для развития речи.)
«Хоровод»
Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и вместе с ним ходит по
кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод,
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
Бух!
При произнесении последней фразы оба падают на землю.
Вариант игры. Воспитатель держит ребенка за руки и вместе с ним ходит
о кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Водим, водим хоровод,
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг, Гей!
Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
«Покружимся»
Воспитатель берет игрушечного мишку, крепко прижимает его к себе и
кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также
покружиться, прижимая к себе игрушку.
Затем воспитатель читает стишок и действует в соответствии с его
содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет его движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь.
А потом остановлюсь.
Быстро- быстро покружусь,
Тихо- тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
«Прячем мишку»
Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку( например,
медведя) так, чтобы она немного была видна. Говорит: «Где мишка?» -
ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, воспитатель
прячет ее
так,
чтобы искать
было сложнее. После
игры
с
мишкой
прячется сам воспитатель, громко произнося: «Ку-ку!». Когда ребенок
найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры
воспитатель предлагает спрятаться ребенку.
«Солнышко и дождик»
Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на
некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят
в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит6 «на небе
солнышко! Можно идти гулять». Дети бегут по всей площадке. По
сигналу «Дождик! Скорей домой!» бегут на свои места и присаживаются
за стульями. Затем игра повторяется.
«Солнечные зайчики»
Воспитатель маленьким зеркальцем пускает солнечных зайчиков,
декламируя:
Солнечные зайчики
Прыгают на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут ко тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно
повторить 2-3 раза.
«Игра с собачкой»
Воспитатель подходит с собачкой к ребенку, имя, которого названо,
предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой
едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку: »Спасибо!»
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
«Игра с кистями рук»
(Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять их).
Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя2.
Складывает пальцы каждой руки колечками и прикладывает к глазам,
изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках
ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на
подбородке.
Стучит
кулаком
о
кулак,
хлопает
в
ладоши.
Чередуя
такие
действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков,
например: стук-хлоп, стук- стук- хлоп, стук- хлоп-хлоп и т.д.
«Покатаемся на лошадке»
Воспитатель сажает ребенка на лошадку – качалку и говорит: «Маша
едет на лошадке (произносит тихим голосом), нно-нно» Ребенок повторяет
тихо: «Нно-нно». Воспитатель: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко
скажи ей: «Нно-нно, беги лошадка!» (сильнее раскачивает ребенка)
Малыш повторяет фразу вместе с воспитателе5м, затем самостоятельно.
Важно добиться, чтобы ребенок произносил звук (н) протяжно, а все
звукосочетание - громко и четко.
Игра развивает речевую активность.
«Дуть во что- нибудь и на что- нибудь»
Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку,
заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на
каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок
или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.
«Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок»
На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на
стол кладут вертушку и рожок. Воспитатель показывает. Как надо дуть на
воздушный
шарик, чтобы
он высоко
взлетел, и
предлагает
ребенку
повторить действие. Затем воспитатель дует на вертушку, чтобы она
завертелась, дудит в рожок. Ребенок повторяет.