Напоминание

«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»


Автор: Фахретдинова Динара Дамировна
Должность: Учитель начальных классов, учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Школа № 87 ГО г.Уфа Республика Башкортостан
Населённый пункт: г. Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: «Специфика обучения английскому языку в начальной школе»
Раздел: начальное образование





Назад




«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»

1.

В современном мире глобализации образование младшего школьника

включает активное изучение английского языка, как важнейшего предмета,

необходимого для успешной социализации в современном поликультурном

мире. Руководствуясь новыми государственными стандартами, на сегодняшний

день в качестве важнейшей задачи иноязычного начального образования

выделяется формирование у детей универсальных учебных действий

(метапредметных), обеспечивающих младшим школьникам, осваивающим

иностранный язык, способность к самостоятельной работе над языком, умение

учиться, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самоактуализации.

Универсальные учебные действия как обобщённые действия дают ученику

возможность самостоятельно и успешно осваивать предметную область

«Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса,

то есть умение учиться.

Понимание того, что в основе успешности, результативности и

самостоятельности учения лежат общие учебные действия, имеющие

приоритетное значение по отношению к узко предметным знаниям и умениям,

признаётся сегодня всеми ведущими психологами и дидактами.

Формирование умения учиться, или способность к самостоятельной

продуктивной иноязычной деятельности, предполагает полноценное освоение

школьниками всех компонентов учебной деятельности.

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что раннее обучение иностранному

языку способствует не только более прочному и свободному практическому

владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный, нравственный

потенциал. Существует пословица: «Кто не знает чужих языков, не знает ничего

о своем.» Иоганн Вольфганг Гёте.

Английский язык является предметом филологического цикла и формирует

коммуникативную компетенцию младшего школьника, способствуя его

поликультурному воспитанию, языковому развитию, расширению кругозора,

воспитанию нравственных качеств и формированию социальных умений вместе

с русским языком и литературным чтением, а также другими образовательными

программами по предметам начальной школы.

В связи с интеграцией России в единое европейское образовательное

пространство усиливается процесс модернизации российской школьной

системы образования. В результате этого процесса обновляются цели, задачи и

содержание обучения иностранным языкам в школе.

Приоритетным в начальной школе является развивающий и воспитательный

аспект обучения предмету. Иностранный язык вводит учащихся в другой мир,

ориентирует их на формирование умения и навыка самостоятельно решать

простые коммуникативно-познавательные задачи в процессе говорения, чтения

и письма, формирует такие личностные качества, как умение работать в группе

и индивидуально, инициативность, умение защищать свою точку зрения и

устойчивый интерес к изучению предмета. Изучая иностранный язык, учащиеся

развивают и тренируют память, волю, внимание, трудолюбие; расширяется

кругозор, развиваются познавательные интересы, формируются навыки работы

с текстами любого типа.

2. Как показывает практика, самым эффективным для становления

самостоятельной (диалогической и монологической) речи учащихся во втором

классе, является путь «снизу». Я полностью согласна с автором курса и

поддерживаю его мнение, что детям легче и понятней, когда обучение как

диалогу, так и монологу начинается с элементарного монологической единицы

или диалогического единства. Предлагаемые в УМК «Starlight» (Звездный

английский) программа предусматривает изучение английского языка в

начальной школе (2–4 классы) общеобразовательных учреждений и школ с

углублённым изучением английского языка (102 часа во 2 классе) Задания в

данном УМК позволяют обеспечить овладение лексическими и

грамматическими средствами общения. Языковые навыки учащихся

формируются в создаваемой учебно-коммуникативной среде и служат целям

обучения общению на изучаемом иностранном языке. Они интегрируются с

коммуникативными умениями школьников. Формирование коммуникативных

умений предполагает параллельное изучение культуры носителей изучаемого

иностранного языка и формирование у младших школьников социокультурных

представлений. При обучении диалогической формы речи, используя метод

«путь снизу» дети учатся использовать необходимый речевой образец для

ответа, вопроса или другой реплики в специально созданной ситуации. Начиная

с самых первых уроков происходит аналогичная тренировка детей в

самостоятельном употреблении ответных реплик. Это помогает ученикам в

дальнейшем использовать свои знания и построить этикетные диалоги в часто

встречающихся ситуациях бытового, учебного и межкультурного общения. В

основе обучения монологической речи лежат умение пользоваться

коммуникативными типами высказываний (описание, сообщение, рассказ,

характеристика персонажа), также умение составления предложений,

отражающих элементарное высказывание, из определённого набора которых

постепенно выстраивается цельный текст. Этот путь предполагает

развёртывание высказывания от элементарной единицы-предложения к

законченному монологическому высказыванию. Опираясь на изученное уже к

концу I четверти, дети могут воспроизводить мини-монологи и мини-диалоги.

3. Обучить детей аудированию и чтению порой бывает очень сложно. Часто в

классе собраны дети с разным уровнем слухового, зрительного восприятия и

памяти, и, как правило, у большинства учащихся класса слуховое восприятие и

слуховая память развиты хуже, чем зрительные, поэтому большое внимание на

начальном этапе обучения уделяется формированию механизмов аудирования. К

сожалению, в классе дети с разным уровнем интеллектуального развития, но

научить надо всех. В зависимости от конкретных учебных задач и по признаку

полноты понимания информации различают два вида аудирования: аудирование

с полным пониманием и аудирование с пониманием основного содержания

текста. Тексты для аудирования с полным пониманием не включают незнакомой

лексики и выражений, которые могли бы явиться помехой при восприятии. При

аудировании текста с пониманием основного содержания учащийся должен

стремиться понимать текст в целом. Исходя из этого, на младшем этапе

основное внимание должно уделяться развитию умения полностью понимать

текст.

При обучении чтению на английском языке часто сталкиваешься с тем, что не у

всех детей достаточно развиты навыки чтения на родном языке. Есть такие дети,

у которых неплохая скорость чтения на русском языке, но они не могут

пересказать то, о чём прочли, т.е. не умеют осмысленно читать, поэтому

обучение чтению на английском языке тесно связано с обучением чтению на

русском языке.

Отсутствие фонематического слуха также вызывает ряд

трудностей у детей при обучении чтению. К сожалению, некоторые дети не

могут догадаться о значении интернациональных слов, опираясь на звуковое или

буквенное соответствие.

4. Особую трудность для русского учащегося представляет то, что в

иностранных языках имеют смыслоразличительное значение такие качества

звука, как долгота и краткость. В русском языке эти качества не являются

различителями фонем, а только оттенками одной и той же формы.

Неполный стиль произношения, характерный для устной речи, при котором

одинаковые значения приобретают разные слова также вызывает немалые

затруднения при слушании устной речи.

В области грамматики большие трудности в понимании английской речи

возникают благодаря тому, что в подавляющем большинстве случаев связь

между словами осуществляется при помощи различных служебных слов, не

имеющих самостоятельного лексического значения. Учащиеся не только

должны привыкнуть к новому для них способу связи слов, но и научиться на

слух улавливать служебные слова и правильно соотносить их с другими словами

предложения. При этом они должны научиться делать это быстро, т.к. они не

могут замедлять или ускорять темп речи говорящего. Между тем распознать

служебные слова на слух не легко, т.к. они часто находятся в безударном

положении. Кроме того, в устной речи употребляются слабые формы служебных

слов (you've, I've, he's).

Как уже отмечалось, у большинства людей слуховая память развита хуже,

чемзрительная, поэтому аудирование остается наиболее трудным видом речевой

деятельности. Работа над аудированием требует большого напряжения, даже

если материал содержит большинство знакомых слов, вызывая у ребенка

огромные психические и душевные затраты. А если ребёнку что-то даётся с

трудом, он быстро теряет интерес.

Овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для

учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями

языка, так как орфографическая система использует 26 букв, 146 графем

(буквосочетаний), которые передают 46 фонем. Из 26 пар английских букв

(заглавных и строчных) только четыре можно считать похожими на

соответствующие буквы русского алфавита по значению и форме. Это K, k, M, T.

Буквы A, a, B, b, C, c, E, e, H, O, o, P, p, Y, y, X, x имеют место и в том и в другом

языке, но читаются по-разному, следовательно, являются самыми трудными.

Остальные буквы совершенно новые.

Большую трудность представляет также чтение гласных, сочетаний гласных и

некоторых согласных, читающихся по-разному в зависимости от положения в

словах. Например, man-name, day-rain, this-think, pencil-cat, Geography-garden,

window-down.

Учащихся следует научить читать слова, которые пишутся по-разному, а

читаются одинаково: sun-son, two-too, write-right, sea-see и др.

В то же время многие слова в английском языке читаются не по правилам, что в

целом обрекает учащихся на заучивание чрезмерно большого количества правил

чтения и исключений из них, а также на многократное повторение учебного

материала. К тому же само восприятие и озвучивание графических знаков

является результатом выбора и сличения их с теми эталонами, которые уже

имеются в долговременной памяти ученика. Сам факт выбора,

предусматривающий припоминание нужного правила и звукобуквенного

соответствия, требует определенного, порой значительного времени, что, в

конечном счете, замедляет темп чтения, вернее, не позволяет ученику быстро и

точно устанавливать звуко-буквенные соответствия и тем самым овладевать

техникой чтения в достаточно высоком темпе.

5. Формирование у детей орфографической грамотности и письменной

иноязычной речи необходимо. У письма много общего с чтением, поэтому в

начальной школе они взаимно поддерживают и питают друг друга: письмо – это

кодирование мысли графическими знаками, а чтение – это декодирование

графических образов в слухо-речемоторный код речи. У письма и речи также

много общего, они взаимосвязаны. Показателями сформированности умений

письма являются качество содержания и качество языковой стороны

письменного текста, определяющие успешность осуществления письменного

сообщения. Выпускник должен уметь написать письмо и эссе, поэтому обучать

грамотности нужно с первых шагов, т. к. руководствуясь нормами оценки

знаний, умений и навыков учащихся при оценивании письменной работы

учитывается и орфография. Орфографическая грамотность и грамотная

письменная иноязычная речь – залог успешной сдачи ЕГЭ.

6. Особый акцент делается на личностном развитии и воспитании учащихся,

развитие готовности к самообразованию, универсальных учебных действий.

Термин «Универсальные учебные действия» подразумевает «умение учиться»,

т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем

сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В данном

случае ребенок должен быть способным самостоятельно успешно осваивать

предметную область «Иностранный язык», овладеть огромным количеством

умений и навыков для освоения всех компонентов учебной деятельности. УУД

носят метапредметный характер и лежат в основе организации и регуляции

любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного

содержания. Метапредметные результаты заключаются в овладении

способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

поиска средств ее осуществления, умении планировать, контролировать и

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы

достижения результата, а также в овладении навыками смыслового чтения

текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации.

Я полностью согласна с той последовательностью УУД, которая предлагается в

лекции. В начальной школе личностные универсальные действия и

регулятивные универсальные действия в первую очередь должны являться

предметом формирования. Только развив в ребёнке личностные качества и

умения организовывать свою учебную деятельность, он сможет осуществлять

познавательные универсальные действия, а потом и коммуникативные

универсальные действия.

7. Достижение целей личностного, социального и познавательного развития

обучающихся является главным результатом освоения основной

образовательной программы начального общего образования по английскому

языку. Необходимо формировать межкультурную компетенцию младших

школьников. Языковое и культурное многообразие нашего общества даёт

начальной школе дополнительные возможности для реализации целей и задач

межкультурного обучения и формирования у учащихся межкультурной

компетенции. Маленькому ученику нужно помочь осознать, что и самый

ближайший его мир также многомерен и многокрасочен. Он учится быть

чувственным к восприятию привычного и чужого, видеть в знакомом чужое и в

чужом – привычное, признавать чужое как чужое, преодолевать чувство страха и

неуверенности при встрече с чужим, общаться с представителем другой

культуры, тем самым расширяя свою индивидуальную картину мира,

приобщаясь к языковой картине мира носителей изучаемого языка с опорой на

свою языковую картину мира. Я согласна с тем, что формирования

межкультурной компетенции оказывает развивающее и воспитательное

воздействие на личность учащегося начальной школы, готового принимать

участие в диалоге культур.

8. Существует несколько методических проблем начального иноязычного

образования, и все они актуальны:

обучение английскому языку в условиях общеобразовательной школы

детей с различными языковыми и учебными способностями;

сложность обучения детей в классах с наполняемостью более 20-и

человек. (В начальной школе классы не делятся на подгруппы, даже если в

классе 30 человек.) Хотя, как мне кажется, при обучении младших школьников в

группе не должно быть более 8-и человек;

для работы в начальной школе учителя должны иметь специальную

подготовку. Очень трудно одному учителю работать в 11-м и во 2-м классах,

особенно когда в расписании эти классы стоят один за другим.

Задание 2.

1. Авторы УМК: Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс

В. «Звездный английский» для 2-4 классов. “Starlight” для начальной школы

соответствует требованиям федерального компонента Государственного

стандарта начального образования по иностранным языкам. Данный учебно-

методический комплект строится на принципах сбалансированной активации

логических и образных функций мозга учащихся и гуманистического подхода к

преподаванию иностранных языков, то есть, создания условий для полной

самореализации способностей, интересов и предпочтений младшего школьника,

а также их эмоционально-личностного самовыражения. Учитываются также

типы познавательных стилей учащихся, такие как визуальный (для учащихся,

предпочитающих зрительное восприятие и запоминание материала), аудиальный

(для учащихся, успешно формирующих слуховой образ языка) и

кинестетический (для учащихся со склонностью активного апробирования

языкового материала в речевой деятельности), а также смешанный

познавательный стиль, характерный для многих младших школьников. УМК

рассчитан на эффективное использование учащимися начальной школы

доступных им языковых средств и удовлетворение их коммуникативных

потребностей и способствует развитию всех видов речевой деятельности

(аудирования, говорения, чтения и письма) с помощью современных

коммуникативных заданий и упражнений. Материалы обеспечивают активное

повторение основных лексико-грамматических средств общения.

2. В ГОБУ «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы г. Долгопрудного обучение

английскому языку начинается со 2 класса.

3. Предлагаемая Рабочая программа предназначена для 2–4 классов

общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением

английского языка и составлена в соответствии с требованиями Федерального

государственного образовательного стандарта начального образования, с учётом

концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов

освоения основной образовательной программы начального общего

образования. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника и степень

его реализации в данном УМК можно оценить, как достаточно высокие.

Разнообразные виды заданий, тексты, картинки, материалы обучающих

компьютерных программ нацелены на решение воспитательных задач, когда

школьники учатся любить свой народ, свой край и свою Родину; уважать и

принимать ценности семьи и общества; активно и заинтересованно познавать

окружающий мир; самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки

перед семьей и обществом; быть доброжелательным, уметь слушать и слышать

собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполнять

правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

учитывать мнение окружающих. Через сюжетное построение этих учебников не

только раскрываются вся тематика и речевые ситуации, предусмотренные

программой начальной школы, но и решаются многие воспитательные задачи.

4. Для самостоятельной учебной деятельность детей по овладению

иностранным языком в данном УМК имеются большие возможности. Ученик

может самостоятельно справиться с домашним заданием, если пропустил урок.

Многократная повторяемость лексики и грамматики дает возможность ребенку

(и его родителям) вернуться и повторить пропущенный, например, по болезни,

материал. Новая лексика предъявляется в количестве не больше шести единиц за

урок, а новое грамматическое правило появляется не чаще чем раз в два-три

урока. Весь материал последовательно отрабатывается из урока в урок не только

в упражнениях учебника, но и в заданиях рабочей тетради. Нынешний объем

учебного материала, выделяемого на урок, может быть реально усвоен учеником

со средними языковыми способностями за отведенное время. Важно отметить,

что в курсе строго соблюдается преемственность и повторяемость материала не

только внутри каждого учебника, но и от учебника к учебнику. В начале

учебного года в учебниках для 3-го и 4-го классов предусмотрена возможность

повторить материал, пройденный за предыдущий год. Обучающие

компьютерные программы, созданные как мультимедийное приложение к

учебнику могут быть использованы для самостоятельной работы учеников дома.

Таким образом, можно утверждать, что учебник оказывает помощь ученику в

самостоятельной учебной работе.

5. В данном УМК при формировании техники чтения используется подход «от

буквы к звуку». Предлагаемые для чтения слова уже известны детям и поэтому

легко узнаваемы. Обучение чтению происходит с опорой на умения звуко-

буквенного анализа, которыми дети пользуются на уроках родного языка.

Обучение чтению фактически начинается со второго урока, когда дети

знакомятся с первой буквой английского алфавита, запоминают ее название,

осознают тот факт, что одна и та же буква может читаться по-разному.

Знакомство с буквами и буквосочетаниями английского языка происходит на

протяжении 36-38 уроков. Для закрепления правил чтения используется

цветовая сигнализация. Каждый цвет cоответствует той или иной орфограмме:

красный цвет - гласная в открытом слоге, зеленый - в закрытом, синий –

согласная - желтый или оранжевый - сочетания гласных типа -еа, оо.

Раскрашивание слов на доске и в тетради дает детям наглядную иллюстрацию

правил чтения, а тому, кто обучает, возможность быстро контролировать их

усвоение.

Для усвоения правил чтения и дальнейшего пользования словарем вводятся

знаки международной транскрипции.

6. Данный УМК обеспечивает осознанное овладение грамматической стороной

речи. Логически построено знакомство учащихся с грамматикой английского

языка – временами Present Simple, Past Simple, Future Simple. Грамматический

справочник, расположенный в конце учебника, также является хорошим

подспорьем ученику и учителю. Формирование грамматических навыков с

опорой на сознание является более надежным, а формируемые навыки

становятся более прочными и гибкими. При этом в процессе обучения

грамматике учащимся раскрывается суть нового грамматического явления,

дается правило, а затем автоматизируется формируемое грамматические

действие. В ряде случаев можно прибегать к “подражательному” обучению

грамматике с помощью готовых речевых образцов, выбирая разумное сочетание

того и другого пути овладения грамматикой.

Обучение грамматической стороне речи происходит преимущественно с опорой

на сознание. Грамматическое моделирование используется как прием

формирования ориентировочной основы грамматических действий учащихся,

поскольку психологи считают, что моделирование в возрасте 7–8 лет является

наиболее естественной формой обучения обобщенным действиям. Раздел

Grammar Land полностью посвящён изучению и закреплению грамматических

структур, представленных в модуле. Раздел начинается с изложения теории.

Затем выполняются разнообразные упражнения. Большие по объему разделы

Grammar Land /Страна Грамматика могут изучаться в течение нескольких

уроков.

7. В УМК «Starlight» достаточное внимание уделяется формированию

орфографических навыков. Во втором классе учащиеся знакомятся с английским

алфавитом не традиционным способом от алфавита к звучанию букв, а от звука

речи к букве. Каждому звуку соответствует картинка, в которой встречается

данный звук, и звуковое сопровождение, что облегчает запоминание звуко-

буквенного соответствия. Помимо имитации звуков и запоминания

соответствующих звукам букв, учащиеся постепенно знакомятся с некоторыми

правилами чтения букв, и такое комбинирование запоминания (узнавания) и

знания (понимания) значительно облегчает процесс чтения слов и предложений.

Рабочая тетрадь (Workbook) выполнена в цвете. Она предназначена для того,

чтобы закрепить языковой материал всех модулей учебника с помощью

разнообразных упражнений во всех видах речевой деятельности. Она может

быть использована как в классе, так и дома после завершения работы над

соответствующим материалом модуля в учебнике.

Рабочая тетрадь включает в себя: Stickers (забавные упражнения с

использованием наклеек), Board Games (настольные игры, по одной на каждые

два модуля), Characters’ Cutouts (учащимся разыгрывают диалоги не сами, а от

лица сказочных персонажей учебника).

8. Этот УМК позволяет успешно развивать речевые способности учащихся,

учитывает опыт учащихся на родном языке, соответствует их возрастным

возможностям и интересам и поэтому обеспечивает высокую мотивацию в

процессе обучения английскому языку. Задания часто носят игровой характер,

поэтому дети с удовольствием рассказывают и пишут о себе, своей семье, своих

друзьях и питомцах и т.д. Большую помощь оказывают обучающие

компьютерные программы.

9. В данном УМК разумно используются и сочетаются все известные

технологии раннего обучения. В полной мере реализуется принцип наглядности,

который способен сделать уроки английского языка более разнообразными,

доступными и развивающими. Учебник богат красочными рисунками и

сюжетными картинками, которые помогают детям понять содержание печатных

и аудитивных текстов, описать героев, разыграть воображаемые диалоги между

персонажами на картинках. Грамматический материал представлен в виде

моделей предложений, состоящих из различных геометрических фигур,

иллюстрирующих морфолого-семантические связи в английском предложении,

которые помогают ученикам построить высказывание грамотно и не сделать

ошибки. Схемы-модели способствуют постепенному развитию памяти,

внимания, восприятия и воображения детей. К учебнику прилагается очень

интересный аудиоматериал, который обеспечивает эффективное формирование

навыков аудирования, способствует развитию фонематического слуха и памяти.

Ученики с удовольствием слушают различные рассказы и песни и исполняют их

вместе с артистами. И, конечно, самым интересным и увлекательным

материалом для детей являются обучающие компьютерные программы к УМК.

10. Красочность учебника, интересная сюжетная линия, обучающие

компьютерные программы вызывают у ребёнка желание учить английский язык.

Выполняя проекты (“Project”), учащиеся получают возможность

продемонстрировать друг другу то, чему они научились в течение четверти.

Детям очень интересно поиграть в разнообразные развивающие игры, которые

представлены в данном УМК. Они с удовольствием с героями учебника

отправляются в путешествие в мир сказки. С особым задором ученики младших

классов создают свою «Языковую портфель», в которой они хранят свои

проекты, сделанные на протяжении всего учебного года. Языковой портфель

разработан для мотивации и поддержания интереса к изучению английского

языка.

Задание 3

Результаты исследования уровня сформированности одной из базовых

когнитивных способностей младших школьников к иноязычной речевой

деятельности - фонологического осознания речи.

8

2

5

4

19

2. А. Светлана

16

4

6

4

30

3. А. Анастасия

16

4

6

4

30

4. Б. Марсель

16

4

6

4

30

5. Г. Виталий

16

3

6

4

29

6. К. Иван

14

3

4

4

25

7. К. Василиса

13

3

4

4

24

8. М. Артем

13

2

5

4

24

9. П. Владимир

16

4

6

4

30

10. С. Валерий

16

4

6

4

30

12. С. Петр

13

3

4

4

24

Проведенное исследование показало, что способности второклассников к

фонематическому осознанию речи:

1. хорошо развиты (ярко выражены) у 6 учащихся;

2. развиты нормально у 6 учащихся;

3. частично развиты – нет;

4. слабо развиты – нет.

Анализируя проведённые исследования, можно отметить, что наибольшую

сложность вызвали задания №1 и №3 (только 6 учащихся справились с

заданиями полностью), с заданием №2 справились чуть менее 50% учащихся, а

задание №4 не вызвало затруднений у детей. Таким образом можно сделать

вывод, что в данном классе дети имеют хорошо развитые и нормально развитые

способности к фонематическому осознанию речи и могут быть условно

отнесены к группе «сильных» учащихся. Состав учащихся в этом достаточно

ровный. Практически у всех обучающихся восприятие, внимание, память,

воображение, мышление развиты в одинаковой степени. Поэтому в этом классе

работать легко, а самое главное – интересно.

Выражаю огромную благодарность за предоставленный материал и

методическую помощь!



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!