Автор: Вечканова Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель I кат.
Учебное заведение: МАДОУ Д/с "Буратино"
Населённый пункт: Амурская область Ивановский район с. Ивановка
Наименование материала: проект
Тема: "Эти удивительные ракушки"
Раздел: дошкольное образование
Администрация Ивановского района
Амурской области
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Буратино».
Структурное подразделение детский сад
«Солнышко» с. Ивановка.
«Эти удивительные ракушки»
Подготовила: Вечканова Т. В.
с. Ивановка 2019 г
АЛЛО, ЭТО МОРЕ?
Алло, это море?
Алло, это море?
Вы слышите,
Черное море, меня?
Ракушку я взял,
И стою в коридоре,
И очень волнуюсь,
На берег звоня.
Я вас узнаю
В этой гулкой
Ракушке,
Я слышу
Хрустящий прибой
На песке.
Алло! Это ветер
Качает верхушки
Седых эвкалиптов
В прибрежном леске.
Алло!
Это парус летит на просторе.
Алло! Это рыба плывет в глубине.
Алло! Отвечайте мне, Черное море!
Алло! Отвечайте, пожалуйста, мне! Роман Сеф.
Проблема
Все семьи очень любит путешествовать. Отдых у моря быстро пролетает, и не
успеваешь заметить, как оказался дома. Но воспоминания о нём остаются самые
приятные, а ещё фотографии, сувениры и, конечно же, ракушки. Гуляя по берегу
моря, можно найти ракушки, они разные по форме, цвету и размеру, и во всех
слышался шум моря. Меня заинтересовал вопрос о разновидностях ракушек и
что можно сделать с использованием их, поэтому я попросила родителей, чьи
семьи ездили отдыхать на море собирать коллекцию ракушек, проводить опыты
с детьми в группе, делать поделки, чтобы узнать о них побольше.
Цель
проекта: узнать
и
рассказать
детям
в
своей
группе
интересные
сведения о ракушках, об их форме, о том, как они появляются.
Задачи:
- познакомиться с разными видами ракушек, местами их обитания;
- выяснить, почему мы слышим в раковине шум моря?
- оформить выставку ракушек в группе, сделать из них поделки «Вторая
жизнь ракушки»
Этапы реализации проекта
Чтобы ответить на эти вопросы я решил спросить у взрослых, почитать книги и
посмотреть в компьютере.
Из книг, интернета я узнал, что ракушки бывают морские и прудовые. Морские
живут в море. А прудовые – в пруду и реке.
В ракушках живут моллюски, растет моллюск - растет и раковина. Моллюск
умеет строить дом из собственной слюны, которая, застывая витками вокруг
моллюска, образует раковину. На раковинах образуются годовые кольца, по
которым
можно
определить
их
возраст.
Чтобы
защититься
от
врагов,
беспомощные моллюски прячутся в раковину.
Если
раковина
у
моллюска
состоит
из
двух
половин,
он
называется
двустворчатым, если раковина цельная (обычно спиральная) – брюхоногим.
Из
воды
они
берут
и
кислород
для
дыхания,
и
пищу.
Некоторые
улитки
употребляют животную пищу – хищники.
Иногда в раковину двустворчатого моллюска попадает песчинка или насекомое.
Перламутр, который выделяет моллюск, постепенно обволакивает песчинку, и
крохотный матовый шарик растет и растет. Так рождается жемчужина. Они
могут быть разных цветов. Для того чтобы выросла
жемчужина, может потребоваться три года.
Моллюск
передвигается,
отталкиваясь
от
дна
просунутой
через
створки
раковины единственной ногой. Некоторые из них проползают 20см в час. А
другие - скороходы среди улиток: перевозят свой дом со скоростью 1метр в
минуту.
Блюда
из
моллюсков
входят
в
кулинарию
множества
стран
и
являются
деликатесами.
Моллюски
издавна
служили
человеку
не
только
пищей
и
украшением,
из
раковин делали ножи, рыболовные крючки, блёсна, свёрла, кухонную утварь, а
из больших раковин лопаты, сигнальные трубы и музыкальные инструменты.
Чтобы доказать гипотезу, провел опыты. Прикладывая ракушку к уху -слышу
шум моря, потом отвожу ракушку немного дальше и звук исчезает.
Далее воспользовался стаканом, прикладывая к уху - слышу шум.
Согнул ладонь лодочкой и повторил все еще раз. Также слышу шум. Все эти
опыты мы повторили вместе с ребятами из нашей группы.
Выводы моих наблюдений:
1) Морская ракушка - это часть тела моллюсков.
2)
Песчинка,
попадающая
под
раковину
моллюска,
превращается,
в
прекрасную жемчужину.
3) Ракушки - это не только пища для людей, но ещѐ предметы украшения,
коллекционирование.
4)
Морские
существа,
так
же
как
и
мы
люди,
строят
себе
жилища,
защищаются
от
опасностей
и
также
страдают,
если
окружающая
среда
загрязнена.
5) Всѐ, что создано природой, не случайно, а значит нужно.
В
следующий
раз,
когда
я
буду
гулять
по
пляжу
и
увижу
ракушку,
то
вспомню, что это не просто ракушка, а это был домик живого существа!
Итог работы моей исследовательской деятельности:
Я рассказал детям о ракушках с использованием загадок, игры «Чудесный
мешочек»; показ опытов; коллекция ракушек; создание различных поделок из
ракушек, составление картины на морскую тему из пазлов.
Создание мини-музея ракушек в детском саду.