Автор: Тебенькова Елена Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №6
Населённый пункт: город Кирово-Чепецк, Кировская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер- класс для родителей "Логопедические игры на детской площадке"(для детей 5-7 лет)
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для родителей
«Логопедические игры на детской площадке»
(для детей 5-7 лет)
разработала учитель-логопед
I квалификационной категории
Тебенькова Елена Васильевна
МБДОУ детский сад №6
г. Кирово-Чепецка Кировской области
Цель:
Раскрыть
эффективность
игровой
терапии
в
коррекции
речевых
нарушений у слабовидящих детей.
Познакомить родителей с многофункциональными играми при помощи
рисунков
на
асфальте,
которые
помогут
во
время
летней
прогулки
организовать деятельность дошкольников 5-7 лет.
Место проведения: детская или спортивная площадка, где есть асфальт.
Оборудование: цветные мелки, ноутбук, презентация «Логопедические игры
на асфальте
Участники: родители.
Ход мероприятия:
Логопед:
-Добрый день, уважаемые родители!
- Сегодня, я приглашаю Вас окунуться в мир детской игры.
-Чтобы
нам
настроиться
на
предстоящую
деятельность,
выполним
упражнение. Попробуем сделать его вместе.
-Встаем все в кружок!
Игра «Приветствие»
Каждый участник родительского собрания говорит своему соседу, называя
его по имени: "Здравствуй, я рад (а) Вас видеть!", - и обязательно добавляет
что-нибудь приятное для человека.
Логопед:
- Сегодня, мы познакомимся с логопедическими играми на асфальте.
- Наш практикум я хочу начать со слов молодой поэтессы Натальи Ильенко:
Рисунки на асфальте смываются дождями,
Но дети, наши дети, они ведь рядом с нами…
Доверчиво наивные, родные человечки.
Еще раскрыты души, еще добры сердечки,
Еще они не знают, что жизнь порой жестока,
И что бывает в семьях безумно одиноко…
Податливы как глина, а нам - лепить основу,
И важно это делать с любовью, с добрым словом!
И уважать, как личность, хоть мал, но Человек!
И быть для них защитой от бед, как оберег!
- Лето – удивительная и благоприятная пора, когда детям можно вдоволь
гулять, бегать и прыгать. Именно в это период они много времени проводят
на свежем воздухе.
И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день
приносил им что – то новое, был наполнен интересным содержанием.
Для
слабовидящих
детей
-
дошкольников,
страдающих
различными
речевыми
расстройствами,
очень
важно
закрепление
ранее
изученного
материала.
И
поэтому
летний
период
как
нельзя
лучше
подходит
для
использования
этой
цели,
совмещая
мероприятия
развлекательного,
познавательного и оздоровительного характера.
В этом нам и помогает игра. Мы видим, как горят глаза ребенка, когда мы
говорим:
-Давай, поиграем!» Игра для детей -это сама жизнь.
Эффективность
игровой
терапии
не
раз
отмечали
в
коррекции
логопедических нарушений дошкольников Г.А. Волкова, Л.С. Выготский и
др.
Логопедические
игры
на
асфальте
имеют
большое
значение
для
слабовидящих детей с речевой патологией:
активизируют
умственную
деятельность,
закрепляя
полученные
знания;
способствуют расширению кругозора детей;
пополняют их словарный запас;
развивают ловкость и сноровку;
снимают застенчивость, замкнутость;
помогают самовыразиться и самоутвердиться;
обогащают эмоциональный мир;
приучают к дисциплине, ответственности;
развивают творческие способности
- Для проведения игр на асфальте необходимо:
желание родителей
хорошее настроение
творчество родителей
детская или спортивная площадка, где есть асфальт
цветные мелки
-Итак, начинаем нашу игровую терапию!
1. «Веселый поезд»
(на асфальте нарисован паровозик с пронумерованными вагончиками)
Задания:
- Занять места в вагончиках 1,2,3,4 в зависимости от того, сколько слогов в
слове(билете). Слова (кот, машина, рука и др.)
- Удлинить фразу «Паровоз и вагончики». Составить предложение(слова-
вагончики).
Как
можно
больше
присоединить
вагончиков.
(Взрослый
«паровоз»
ключевое
слово-«рыба»,
а
дети
«вагончики»-1-плавает,
2-в,
3-
быстрой,4 – реке и т.д.)
2. «Гусеница»
(на асфальте изображена гусеница-многоножка)
Задания:
- Придумать слово из букв (в каждом кружке написана буква (М, Н, П, - дети
придумывают слова и занимают кружок).
3. «Цветик – «многоцветик»
(на асфальте нарисован цветок в виде круга-сердцевины и лепестков (кружки
меньшего размера)
Задания:
-
«Закончи слово» (начало слога написать мелом в середине цветка (по),
игрок назвавший слово, становится в кружок-лепесток (по-суда, по-пугай и
т.д.)
- «Огород» (закрепление лексической темы «Овощи») Взрослый описывает
овощ или загадывает загадку, а ребенок отгадывает и занимает лепесток и
рисует отгадку.
4. «Волшебная дорожка»
(рисунок на асфальте – волнообразная линия)
Задания:
-
«Пчелка»
(помочь
пчелке
долететь
до
своего
домика,
пробежать
по
дорожке, произнося отчетливо: ж-ж-ж)
-
«Пароходик» (помочь пароходику доплыть острова, пройти по дорожке,
произнося отчетливо: л-л-л) и т.д.
- «Улица звука Р»
Звук р хочет построить улицу для своих друзей. В домиках могут жить только
те, в названии которых есть звук Р. Игроки придумывают слова со звуком Р и
занимают места вдоль дорожки.
5. «Льдинки»
(на асфальте нарисованы «льдинки» в виде любых геометрических фигур)
Задания:
- «Читай-ка» (на «льдинках» написаны слоги(слова), предложить ребенку
«пропрыгать» по льдинкам и прочитать слоги)
6. «Вертушка»
(на асфальте написать буквы, расположенные по кругу диаметром около 50
см)
Задание: «Отгадай слово»
(Левой ногой встань на букву, с которой начинается слово-отгадка, а правой
— на последнюю букву в этом слове. Например, «фартук» - левой ногой
встаем
на
«Ф»,
а
правой
—
на
«К».
Набор
букв,
речевой
материал
варьируются.
Речевой материал на тему «Профессии»
- Кто лечит детей? (врач);
- Кто готовит пищу в детском саду? (повар);
- Какой инструмент нужен парикмахеру? (расческа);
- Кто перевозит людей? (шофер);
- Назови одним словом, что это: учитель, продавец, дворник? (профессии)
- Назови лишнее слово: трамвай, автобус, пароход, троллейбус? (пароход);
- Что быстрее: ракета или самолет? (ракета);
7. «Лесенка-чудесенка»
(на асфальте рисуем ступеньки)
Задания:
- «Отгадай загадку, назови отгадку и прыгни на первую ступеньку.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу(белка)
-
Измени
слово
—
назови
это
слово
ласково
(существительные
с
уменьшительно-ласкательными суффиксами) и прыгни на вторую ступеньку.
- Назови детеныша белки - и прыгни на третью ступеньку.
- Подбери к слову - отгадке слово-признак (какая?) и прыгни на четвертую
ступеньку (согласование прилагательных с существительными).
-
Придумай с этим словом предложение и прыгни на пятую ступеньку
(языковой синтез).
Если ребенок отвечает неправильно, то спускается на ступеньку ниже.
2-ой вариант задания:
-
Перепрыгивая
со
ступеньки
на
ступеньку,
считать
слова-отгадки
до
5.
Например, один крот, два крота... пять кротов.
8. «Правда или нет?»
(на асфальте рисуем четыре личика, улыбающиеся и грустные)
Задание:
«Послушай моё предложение, если оно правильное, то повтори его и встань
около улыбающегося личика; если предложение неправильное — исправь его
и встань около грустного личика». Так загадываем предложения несколько
раз, ребенок может чертить дорожки от одного личика к другому.
а/ Речевой материал(предложения)
- Рома вчера пойдет в парк.
- Картошка растет в лесу.
- Март – это первый месяц весны.
- Воробей больше вороны.
- Ромашки собирают девочек.
б/ Речевой материал(слова): рыба, лыба, ыба, рыба и т.д.
«Послушай моё слово, если оно звучит правильно, то повтори его и встань
около улыбающегося личика; если слово неправильное — исправь его и
встань около грустного личика».
- Наш практикум подошел к концу.
- Вы все молодцы!
- Я уверена, что предложенные игры помогут вам организовать досуг для
ваших детей в летний период.
-
А
теперь,
уважаемые
родители,
оцените
наш
практикум.
Если
у
вас
остались хорошие впечатления от практикума, если вы получили какую-то
нужную
информацию
и
считает,
что
такие
мероприятия
нужны,
то
вы
выберите себе веселого человечка, а если посчитали, что потратили время
зря, то грустного человечка.
-Спасибо за внимание и активность, до свидания!
(В конце консультации предложить родителям памятки)
Список литературы
1.
Власова,
Т.
М.
Фонетическая
ритмика
[Текст]/
Т.
М.
Власова,
А.
Н.
Пфафенродт. – М.: Учебная литература, 1997. – 376 с., ил.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М.:Лабиринт, 1996
3. Нищева Н.В «Играем, развиваемся, растем» (дидактические игры для детей
дошкольного возраста) Спб. Детство –Пресс 2010
4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для
детей с общим недоразвитием речи. - Спб., 2001
5. Смирнова Л.Н. «Логопедия. Играем со звуками». Москва: Мозаика-синтез.
2004 г. г.
6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - , 1983