Напоминание

Песочная терапия в коррекции отклоняющегося поведения младших школьников


Автор: Лукстина Елена Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ОГБУЗ Областная детская туберкулезная больница г.Иркутск
Населённый пункт: Город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Песочная терапия в коррекции отклоняющегося поведения младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Песочная терапия

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с

древних времен. Податливость песка будит желание создать из него

миниатюрную картину мира. Ребенок выступает в песочнице как созидатель

— один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все

приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо

разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При

многократном переживании этого ощущения ребенок достигает состояния

душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма

деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии,

часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на

помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с

помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из

песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он

приобретает бесценный опыт символического разрешения множества

жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно,

начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать

ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка

появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и в то же

время учится работать и добиваться цели.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты

утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию,

взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует

эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают,

что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и

взрослых, это делает его прекрасным средством для "заботы о душе", именно

так переводится термин "психотерапия".

Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей,

но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только

дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки - скульптурки, украшая

их камешками, ракушками, цветными бусинками.

Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его

каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку

быть самим собой. И принимать себя таким, какой он есть, что является

проблематично для детей сирот, т.к. у детей данной категории имеются

искажения в образе Я.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения.

Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем

выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к

событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств.

Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они

являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение

ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать.

Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд

независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто,

можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному

усмотрению игрушку. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в

словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить,

утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально

(словами).

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями

конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее

продолжительностью.

Какие дети особенно нуждаются в этой игре?

Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во

взаимоотношениях, страхи и др. Как показали исследования, игра с песком

обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от

страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.

Занятия в песке показаны детям с различными видами нарушений: РДА,

РДШ, разные виды СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность),

патохарактерологическое развитие личности, психопатии, фобии,

невротические расстройства.

Можно выделить два вида работы с песком:

работа с сухим песком;

работа с песком и водой, работа с влажным песком.

Действия детей с песком можно условно разделить на 4 типа:

1. Можно использовать песок для мотивации сенсорного развития, так как

дети любят занятия с песком, то песок можно использовать как мотиватор, а

именно положить в песок различные геометрические фигуры, разноцветные

дощечки, дощечки с различной текстурой, и играть с ребенком предлагая ему

спрятать фигуры, затем найти квадрат, или разделить фигуры в две стороны

по цветам и т.д.

2. Совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети

заполняют

песком

формочки,

рисуют

на

песчаной

поверхности,

делают

отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки).

3. Проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок

предметов с их последующим извлечением.

4. Организация сюжетов, создание композиции – этот тип работы с песком

является

самым

сложным

для

ребенка,

поэтому

идти

к

нему

следует

постепенно, формируя не просто манипулирование игрушками в песке, а

именно

создание

сюжета,

составление

рассказа

и

анализ

ситуаций,

возникающих на песке.

При создании песочных композиций песочница позволяет использовать 3

формы

художественного

творчества:

скульптуру,

рисунок

и

отпечатки

на

песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет

создать

весьма

пластичный

природный

оборудование,

который

может

использоваться для моделирования трехмерных форм.

При помощи разных инструментов и рук на песке можно создавать рисунки

и отпечатки. Игра с песком позволяет создавать новые образы и не требует

специальных умений.

Кроме того песок - прекрасный тренажер, средство для подготовки руки к

письму, для овладения специальными движениями.

Поэтапные направления работы с песком:

Ориентировочный этап – мы просто знакомимся с песком, сыплем

песок на пальцы и ладони, прячем ладони в песок ребенку, он засыпает

ладони вам (развитие взаимодействия), строим горки, разрушаем горки,

роем туннели и т.д. При этом стараемся проговаривать все действия и

ощущения. После этого можно добавить сенсорные эталоны,

стимулируя развитие высших психических функций (мышление,

внимание, воображение, память, речь).

Переход от предметно-манипулятивной игры к сюжетно-ролевой – на

этом этапе мы добавляем игрушки, комбинируем сухой и мокрый

песок, показываем ребенку, как мы строим в песочнице историю, или

целый мир, составляем рассказ вместе с ребенком.

Переход к самостоятельным действиям – это самостоятельное

путешествие ребенка по сказочной песочной стране, в которой он уже

сам старается создать какую-либо историю. Не нужно опасаться, что

историю у ребенка будут сперва примитивны, помогайте ему,

подсказывайте, что можно еще придумать в этой истории и какие могут

быть варианты развития этой истории. Важно отметить, что на том

этапе необходимо постараться ввести ребенку навык действия, то есть

управления движениями и событиями в истории, например: утром мама

готовит завтрак и дочка помогает ей, а папа собирается на работу.

Подготовка к самостоятельной жизни – это самый сложный, но важный

момент возможностей песочной терапии, когда на песке вы с ребенком

„проигрываете" разнообразные жизненные ситуации. Это могут быть

как разнообразные бытовые ситуации, так и ситуации, которые

вызывают у ребенка тревогу и страх. Разыгрывая подобные ситуации,

вы можете косвенно предложить ребенку новый опыт, прожить эту

ситуацию и уменьшить силу тревоги и страха перед сложными

жизненными ситуациями в реальности

Таким образом, ПЕСОЧНИЦА - прекрасная среда для развития ребенка (и

взрослого), для глубокого понимания его внутреннего мира и построения с

ним гармоничных взаимоотношений. С одной стороны, песочная терапия -

это прекрасная развивающая среда, с другой, определение и работа с

внутренними конфликтами и переживаниями ребенка. Это возможность

отследить уровень и направленность агрессии, наличие и глубину

конфликтов со значимыми близкими, поиск ресурсных возможностей

организма, обретение способов преодоления трудностей.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!