Автор: Лукстина Елена Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ОГБУЗ Областная детская туберкулезная больница г.Иркутск
Населённый пункт: Город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Песочная терапия в коррекции отклоняющегося поведения младших школьников
Раздел: начальное образование
Песочная терапия
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с
древних времен. Податливость песка будит желание создать из него
миниатюрную картину мира. Ребенок выступает в песочнице как созидатель
— один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все
приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо
разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При
многократном переживании этого ощущения ребенок достигает состояния
душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма
деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии,
часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на
помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с
помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из
песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он
приобретает бесценный опыт символического разрешения множества
жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно,
начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать
ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка
появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и в то же
время учится работать и добиваться цели.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты
утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию,
взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует
эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают,
что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и
взрослых, это делает его прекрасным средством для "заботы о душе", именно
так переводится термин "психотерапия".
Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей,
но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только
дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки - скульптурки, украшая
их камешками, ракушками, цветными бусинками.
Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его
каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку
быть самим собой. И принимать себя таким, какой он есть, что является
проблематично для детей сирот, т.к. у детей данной категории имеются
искажения в образе Я.
Игра ребенка является символическим языком для самовыражения.
Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем
выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к
событиям в своей жизни, к окружающим людям.
Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств.
Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они
являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение
ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать.
Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд
независимых действий.
Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто,
можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному
усмотрению игрушку. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в
словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить,
утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально
(словами).
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями
конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее
продолжительностью.
Какие дети особенно нуждаются в этой игре?
Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во
взаимоотношениях, страхи и др. Как показали исследования, игра с песком
обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от
страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.
Занятия в песке показаны детям с различными видами нарушений: РДА,
РДШ, разные виды СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность),
патохарактерологическое развитие личности, психопатии, фобии,
невротические расстройства.
Можно выделить два вида работы с песком:
работа с сухим песком;
работа с песком и водой, работа с влажным песком.
Действия детей с песком можно условно разделить на 4 типа:
1. Можно использовать песок для мотивации сенсорного развития, так как
дети любят занятия с песком, то песок можно использовать как мотиватор, а
именно положить в песок различные геометрические фигуры, разноцветные
дощечки, дощечки с различной текстурой, и играть с ребенком предлагая ему
спрятать фигуры, затем найти квадрат, или разделить фигуры в две стороны
по цветам и т.д.
2. Совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети
заполняют
песком
формочки,
рисуют
на
песчаной
поверхности,
делают
отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки).
3. Проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок
предметов с их последующим извлечением.
4. Организация сюжетов, создание композиции – этот тип работы с песком
является
самым
сложным
для
ребенка,
поэтому
идти
к
нему
следует
постепенно, формируя не просто манипулирование игрушками в песке, а
именно
создание
сюжета,
составление
рассказа
и
анализ
ситуаций,
возникающих на песке.
При создании песочных композиций песочница позволяет использовать 3
формы
художественного
творчества:
скульптуру,
рисунок
и
отпечатки
на
песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет
создать
весьма
пластичный
природный
оборудование,
который
может
использоваться для моделирования трехмерных форм.
При помощи разных инструментов и рук на песке можно создавать рисунки
и отпечатки. Игра с песком позволяет создавать новые образы и не требует
специальных умений.
Кроме того песок - прекрасный тренажер, средство для подготовки руки к
письму, для овладения специальными движениями.
Поэтапные направления работы с песком:
Ориентировочный этап – мы просто знакомимся с песком, сыплем
песок на пальцы и ладони, прячем ладони в песок ребенку, он засыпает
ладони вам (развитие взаимодействия), строим горки, разрушаем горки,
роем туннели и т.д. При этом стараемся проговаривать все действия и
ощущения. После этого можно добавить сенсорные эталоны,
стимулируя развитие высших психических функций (мышление,
внимание, воображение, память, речь).
Переход от предметно-манипулятивной игры к сюжетно-ролевой – на
этом этапе мы добавляем игрушки, комбинируем сухой и мокрый
песок, показываем ребенку, как мы строим в песочнице историю, или
целый мир, составляем рассказ вместе с ребенком.
Переход к самостоятельным действиям – это самостоятельное
путешествие ребенка по сказочной песочной стране, в которой он уже
сам старается создать какую-либо историю. Не нужно опасаться, что
историю у ребенка будут сперва примитивны, помогайте ему,
подсказывайте, что можно еще придумать в этой истории и какие могут
быть варианты развития этой истории. Важно отметить, что на том
этапе необходимо постараться ввести ребенку навык действия, то есть
управления движениями и событиями в истории, например: утром мама
готовит завтрак и дочка помогает ей, а папа собирается на работу.
Подготовка к самостоятельной жизни – это самый сложный, но важный
момент возможностей песочной терапии, когда на песке вы с ребенком
„проигрываете" разнообразные жизненные ситуации. Это могут быть
как разнообразные бытовые ситуации, так и ситуации, которые
вызывают у ребенка тревогу и страх. Разыгрывая подобные ситуации,
вы можете косвенно предложить ребенку новый опыт, прожить эту
ситуацию и уменьшить силу тревоги и страха перед сложными
жизненными ситуациями в реальности
Таким образом, ПЕСОЧНИЦА - прекрасная среда для развития ребенка (и
взрослого), для глубокого понимания его внутреннего мира и построения с
ним гармоничных взаимоотношений. С одной стороны, песочная терапия -
это прекрасная развивающая среда, с другой, определение и работа с
внутренними конфликтами и переживаниями ребенка. Это возможность
отследить уровень и направленность агрессии, наличие и глубину
конфликтов со значимыми близкими, поиск ресурсных возможностей
организма, обретение способов преодоления трудностей.