Автор: Попова Вера Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №83
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Влияние луны на состояние героев романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Раздел: полное образование
Технологическая карта занятия,
выполненная учителем русского языка и
литературы
Поповой В. А.., МАОУ «СОШ № 83» г.Перми
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет
литература
класс
11
Тема
Влияние луны на состояние человека в романе М.
Булгакова «Мастер и Маргарита»
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
*научиться
определять
символику луны
*определять
роль
луны
к а к
с р е д с т в о
характеристики героев
*умение
слушать
и
в с т у п ат ь
в
д и а л о г,
у ч а с т в о в а т ь
в
коллективном
обсуждении проблем;
*планирование учебного
с о т р у д н и ч е с т в а
с
у ч и т е л е м
и
сверстниками;
*поиск
и
выделение
необходимой
информации;
*смысловое
чтение
как
осмысление цели ;
*извлечение
необходимой
информации;
* ко н т р ол ь
в
ф о р м е
с л и ч е н и я
с п о с о б а
д е й с т в и я
и
е г о
результата
с
заданным
э т а л о н о м
с
ц е л ь ю
обнаружения
отклонений от эталона
*воспитание интереса к
чтению у учащихся
Решаемые
у ч е б н ы е
проблемы
-обучить детальному анализу текста
- научить формулировать гипотезу
-поиск
необходимых
доказательств
д л я
подтверждения гипотезы
-
развивать умения группового анализа текста.
Вид
используемых
на
уроке средств ИКТ
Презентация
Методическое
назначение
средств
ИКТ
Усилить мотивацию, наглядность в обучении.
Повысить
уровень
визуализации
учебного
материала.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного
восприятия нового материала
Формирование
конкретного
образовательного
материала
Луна- некий символический образ, связанный с
изменчивой вечностью. Все в мире суетно и
мимолетно, только одинокая луна распространяет
вокруг прохладное сияние. Сегодня на уроке мы
должны выяснить влияние луны на состояние
человека в медицине, в астрологии, в романе
Булгакова «Мастер и Маргарита»
О с н о в н о й
в и д
деятельности,
н а п р а в л е н н ы й
н а
формирование
образовательного
результата
Попробуем
выдвинуть
гипотезу.
Символом
чего
может быть луна. Предположим, что луна является
символом
любви,
страха,
зла,
зеркальным
отражением
состояния
героя,
мостиком
в
параллельные миры
Методы обучения
Исследование
Форма
организации
деятельности
у ч а щ и х с я .
Р о л ь
учителя
Планирование
учебного
сотрудничества.
Работа
организуется в группах
Сбор информации для дальнейшего работы.
О с н о в н ы е
в и д ы
деятельности учителя
Организует работу учащихся в группах, определяя
задание для каждой группы
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся. Исследовательская
деятельность на уроке.
Формирование
конкретного
образовательного
Вызов.
Как
влияет
луна
на
человека
с
точки
зрения
астрологии.
(в
астрологии
луна
характеризуется
материала
такими
проявлениями,
как:
вдохновляет
на
создание
произведений
искусства,
вызывает
перепады
настроения).
Как
влияет
луна
на
человека сточки зрения медицины. (В медицине
доказано,
что
происходит
всплеск
эмоций
как
положительных, так и отрицательных( фатальная
обреченность,
отчаянная
радость).
Слушается
индивидуальное выступление ученика. А как же
Булгаков , будучи медиком, применил знание в
романе. Как луна воздействует на состояние героев
романа. Ученик готовит презентацию
О с н о в н о й
в и д
деятельности,
н а п р а в л е н н ы й
н а
формирование
образовательного
результата
Исследование символики луны в группах. Каждая
группа
получает
задание:
поработать
с
текстом
романа
и
критической
статьей.
Первой
группе
предлагается проанализировать полет Маргариты,
где они выяснят, что луна является зеркальным
отражением ее состояния. Маргарита , окрыленная
свободой,
несется
сломя
голову
по
небесному
простору- ей в ответ шалит луна. Для нее луна –
символ
любви.
Второй
группе
предлагается
проанализировать эпизоды, связанные с Понтием
Пилатом.
Учащиеся
выясняют,
что
он
находит
успокоение, лишь идя по лунной дороге. Мастер
отпускает
своего
героя,
Понтия
Пилата,
для
которого
луна
является
мостиком
из
реального
мира
в
мир
рая
Для
Иуды
луна
является
предвестником
гибели,
Мастер
был
не
достоин
соединения
с
луной…
Работая
в
группах,
учащиеся приходят к выводу, который записывают
в таблицу. Герой- цитаты из критической статьи-
цитаты- вывод.
Методы обучения
Поисковый, эвристическая беседа
Средства
ИКТ
д л я
реализации
данного
вида деятельности
Презентация, мультимедийный проектор
Форма
организации
деятельности
учащихся
Участие в аналитической беседе (предположение
символа луны в данном эпизоде), работа в группах
О с н о в н ы е
в и д ы
деятельности
учителя, Роль учителя
Огранизует работу в группах, организует диалог
ЭТАП 3. Практикум
Формирование
конкретного
образовательного
материала
О с н о в н о й
в и д
деятельности,
н а п р а в л е н н ы й
н а
формирование
образовательного
результата
Методы обучения
Средства
ИКТ
д л я
реализации
данного
вида деятельности
Форма
организации
деятельности
учащихся
О с н о в н ы е
в и д ы
деятельности
учителя, роль учителя
ЭТАП 4.Проверка полученных результатов. Коррекция.
Формирование
конкретного
образовательного
материала
Выступление
групп
с
изложением
выводов.
Составление
кластера.
Луна
(зеркало,
страх,
любовь, мостик)
О с н о в н о й
в и д
деятельности,
н а п р а в л е н н ы й
н а
формирование
образовательного
результата
Итак , в ходе исследования доказано, что луна в
романе Булгакова «Мастер и Маргарита» является
стражем
любви,
символом
страха,
зеркальным
отражением состояния героя, но гипотеза о том,
что луна является символом зла, не подтвердилась.
Составления кластера.
Методы обучения
Словесный, элементы проблемного обучения
О с н о в н ы е
в и д ы
деятельности учителя
Организация
аналитической
беседы,
коррекция
выводов
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание
Р е ф л е к с и я
п о
достигнутым
л и бо
недостигнутым
результатам
-Что,
на
ваш
взгляд,
показалось
самым
интересным
на
уроке?
Всё
ли
получилось.
Захотелось ли перечитать роман
Используемые
технологии
Смысловое
чтение,
развитие
критического
мышления через чтение и анализ, информационно-
коммуникативная
Формирование
универсальных учебных
действий
*умение слушать и вступать в диалог, участвовать
в коллективном обсуждении проблем;
*планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем и сверстниками;
*поиск и выделение необходимой информации;
*смысловое чтение ;
*извлечение
необходимой
информации
для
подтверждения гипотезы;
*контроль в форме сличения способа действия и
его
результата
с
заданным
эталоном
с
целью
обнаружения отклонений от эталона
*освоение национальных ценностей учащимися
Способы
оценки
на
уроках
Баллы
за
подбор
цитат
(3б),
правильность
выводов(3б), умение подать информацию(4б). 10
б-«5».6б-«3»