Напоминание

Влияние луны на состояние героев романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита"


Автор: Попова Вера Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №83
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Влияние луны на состояние героев романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Раздел: полное образование





Назад




Технологическая карта занятия,

выполненная учителем русского языка и

литературы

Поповой В. А.., МАОУ «СОШ № 83» г.Перми

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

литература

класс

11

Тема

Влияние луны на состояние человека в романе М.

Булгакова «Мастер и Маргарита»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

*научиться

определять

символику луны

*определять

роль

луны

к а к

с р е д с т в о

характеристики героев

*умение

слушать

и

в с т у п ат ь

в

д и а л о г,

у ч а с т в о в а т ь

в

коллективном

обсуждении проблем;

*планирование учебного

с о т р у д н и ч е с т в а

с

у ч и т е л е м

и

сверстниками;

*поиск

и

выделение

необходимой

информации;

*смысловое

чтение

как

осмысление цели ;

*извлечение

необходимой

информации;

* ко н т р ол ь

в

ф о р м е

с л и ч е н и я

с п о с о б а

д е й с т в и я

и

е г о

результата

с

заданным

э т а л о н о м

с

ц е л ь ю

обнаружения

отклонений от эталона

*воспитание интереса к

чтению у учащихся

Решаемые

у ч е б н ы е

проблемы

-обучить детальному анализу текста

- научить формулировать гипотезу

-поиск

необходимых

доказательств

д л я

подтверждения гипотезы

-

развивать умения группового анализа текста.

Вид

используемых

на

уроке средств ИКТ

Презентация

Методическое

назначение

средств

ИКТ

Усилить мотивацию, наглядность в обучении.

Повысить

уровень

визуализации

учебного

материала.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного

восприятия нового материала

Формирование

конкретного

образовательного

материала

Луна- некий символический образ, связанный с

изменчивой вечностью. Все в мире суетно и

мимолетно, только одинокая луна распространяет

вокруг прохладное сияние. Сегодня на уроке мы

должны выяснить влияние луны на состояние

человека в медицине, в астрологии, в романе

Булгакова «Мастер и Маргарита»

О с н о в н о й

в и д

деятельности,

н а п р а в л е н н ы й

н а

формирование

образовательного

результата

Попробуем

выдвинуть

гипотезу.

Символом

чего

может быть луна. Предположим, что луна является

символом

любви,

страха,

зла,

зеркальным

отражением

состояния

героя,

мостиком

в

параллельные миры

Методы обучения

Исследование

Форма

организации

деятельности

у ч а щ и х с я .

Р о л ь

учителя

Планирование

учебного

сотрудничества.

Работа

организуется в группах

Сбор информации для дальнейшего работы.

О с н о в н ы е

в и д ы

деятельности учителя

Организует работу учащихся в группах, определяя

задание для каждой группы

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся. Исследовательская

деятельность на уроке.

Формирование

конкретного

образовательного

Вызов.

Как

влияет

луна

на

человека

с

точки

зрения

астрологии.

астрологии

луна

характеризуется

материала

такими

проявлениями,

как:

вдохновляет

на

создание

произведений

искусства,

вызывает

перепады

настроения).

Как

влияет

луна

на

человека сточки зрения медицины. (В медицине

доказано,

что

происходит

всплеск

эмоций

как

положительных, так и отрицательных( фатальная

обреченность,

отчаянная

радость).

Слушается

индивидуальное выступление ученика. А как же

Булгаков , будучи медиком, применил знание в

романе. Как луна воздействует на состояние героев

романа. Ученик готовит презентацию

О с н о в н о й

в и д

деятельности,

н а п р а в л е н н ы й

н а

формирование

образовательного

результата

Исследование символики луны в группах. Каждая

группа

получает

задание:

поработать

с

текстом

романа

и

критической

статьей.

Первой

группе

предлагается проанализировать полет Маргариты,

где они выяснят, что луна является зеркальным

отражением ее состояния. Маргарита , окрыленная

свободой,

несется

сломя

голову

по

небесному

простору- ей в ответ шалит луна. Для нее луна –

символ

любви.

Второй

группе

предлагается

проанализировать эпизоды, связанные с Понтием

Пилатом.

Учащиеся

выясняют,

что

он

находит

успокоение, лишь идя по лунной дороге. Мастер

отпускает

своего

героя,

Понтия

Пилата,

для

которого

луна

является

мостиком

из

реального

мира

в

мир

рая

Для

Иуды

луна

является

предвестником

гибели,

Мастер

был

не

достоин

соединения

с

луной…

Работая

в

группах,

учащиеся приходят к выводу, который записывают

в таблицу. Герой- цитаты из критической статьи-

цитаты- вывод.

Методы обучения

Поисковый, эвристическая беседа

Средства

ИКТ

д л я

реализации

данного

вида деятельности

Презентация, мультимедийный проектор

Форма

организации

деятельности

учащихся

Участие в аналитической беседе (предположение

символа луны в данном эпизоде), работа в группах

О с н о в н ы е

в и д ы

деятельности

учителя, Роль учителя

Огранизует работу в группах, организует диалог

ЭТАП 3. Практикум

Формирование

конкретного

образовательного

материала

О с н о в н о й

в и д

деятельности,

н а п р а в л е н н ы й

н а

формирование

образовательного

результата

Методы обучения

Средства

ИКТ

д л я

реализации

данного

вида деятельности

Форма

организации

деятельности

учащихся

О с н о в н ы е

в и д ы

деятельности

учителя, роль учителя

ЭТАП 4.Проверка полученных результатов. Коррекция.

Формирование

конкретного

образовательного

материала

Выступление

групп

с

изложением

выводов.

Составление

кластера.

Луна

(зеркало,

страх,

любовь, мостик)

О с н о в н о й

в и д

деятельности,

н а п р а в л е н н ы й

н а

формирование

образовательного

результата

Итак , в ходе исследования доказано, что луна в

романе Булгакова «Мастер и Маргарита» является

стражем

любви,

символом

страха,

зеркальным

отражением состояния героя, но гипотеза о том,

что луна является символом зла, не подтвердилась.

Составления кластера.

Методы обучения

Словесный, элементы проблемного обучения

О с н о в н ы е

в и д ы

деятельности учителя

Организация

аналитической

беседы,

коррекция

выводов

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Р е ф л е к с и я

п о

достигнутым

л и бо

недостигнутым

результатам

-Что,

на

ваш

взгляд,

показалось

самым

интересным

на

уроке?

Всё

ли

получилось.

Захотелось ли перечитать роман

Используемые

технологии

Смысловое

чтение,

развитие

критического

мышления через чтение и анализ, информационно-

коммуникативная

Формирование

универсальных учебных

действий

*умение слушать и вступать в диалог, участвовать

в коллективном обсуждении проблем;

*планирование

учебного

сотрудничества

с

учителем и сверстниками;

*поиск и выделение необходимой информации;

*смысловое чтение ;

*извлечение

необходимой

информации

для

подтверждения гипотезы;

*контроль в форме сличения способа действия и

его

результата

с

заданным

эталоном

с

целью

обнаружения отклонений от эталона

*освоение национальных ценностей учащимися

Способы

оценки

на

уроках

Баллы

за

подбор

цитат

(3б),

правильность

выводов(3б), умение подать информацию(4б). 10

б-«5».6б-«3»



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!