Автор: Поверенных Лариса Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Алтайский край г. Барнаул
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Партнерство музыкального руководителя с семьями воспитанников. как одно из условий художественно - эстетического развития детей
Раздел: дошкольное образование
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования (ФГОС) одним из основных определяет принцип сотрудничества
дошкольной организации с семьёй. В детском саду есть условия для участия
родителей в образовательном процессе через разнообразные формы совместной
музыкальной
деятельности
с
детьми.
Актуальность
работы
с
родителями
определяется тем, что детский сад - это первое общественное образовательное
учреждение,
в
котором
начинается
систематическое
педагогическое
просвещение родителей. От эффективности совместной работы родителей и
педагога
зависит
дальнейшее
развитие
ребенка.
Ребенок,
видя
пример
родителей,
быстрее
откликается
и
активнее
включается
в
разные
виды
деятельности, в том числе и музыкальную.
Родители
-
непосредственные
участники
педагогического
процесса
не
должны полагать, что музыкальное воспитание в детском саду относится только
к детям и заключается в проведении занятий и организации праздников и
развлечений.
Родители
должны
быть
осведомлены
о
проведении
индивидуальной
работы,
тематике
музыкальных
занятий,
программных
направлениях
и
требованиях.
Как
нелегко
порой
объяснить
родителям,
что
ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним,
научить его думать, размышлять. Как заинтересовать родителей в совместной
работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Цель
моей
формы
работы
заключается
в
создании
единого
образовательного
пространства с учетом изменения позиции родителей "сторонние наблюдатели"
в позицию "активные участники" в процессе музыкального развития детей.
В нашем детском саду № 94 осуществляется тесное сотрудничество с
родителями,
отношения
с
которыми
строятся
по
принципу
доверительного
партнерства,
моральной
поддержки
и
взаимопомощи.
Мы
опираемся
на
родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных
участников формирования детской личности.
В
семье
ребенок
впервые
знакомится
с
музыкой
через
пестушки,
потешки,
колыбельные
и.т.д.
В
детском
саду
музыкальный
репертуар
обогащается, систематизируется и осмысливается. Если он закрепляется еще и
дома, то остается с ребенком надолго. А если этого не происходит, то знания
детей со временем стираются из памяти. Вот почему результат деятельности
музыкального руководителя и родителей может быть только тогда, когда они
станут союзниками и партнерами.
Сближение родителей в нашем детском саду основано на устойчивом
направлении интересов. Одной из самых доступных и привлекательных форм
взаимодействия с родителями является праздник. Общеизвестно, что именно
праздник
-
одно
из
самых
любимых
мероприятий
родителей.
На
наших
праздниках родители не только гости, но и участники. Дети приглашают их на
танец, вместе с ребятами они поют, участвуют в играх. Праздник осени мы
всегда
проводим
в
октябре
месяце.
А
октябрь,
как
известно
это
месячник
пожилого человека. Традицией стало на осенний праздник приглашать бабушек,
дедушек. Приглашенные не только зрители, но и активные участники. Бабушка
Матвея К. и бабушка Димы В. исполнили на два голоса песню "Осенний вальс"
(репетицию проводили в удобное для бабушек время). На этом же праздники
бабушки исполнили хоровод "Осенняя" с листочками. Прощаясь, уходили с
хорошим настроением, высказывая свои впечатления: "После ваших праздников
заряжаешься
позитивом".
На детско - родительском празднике "Моя семья"
показали
свои
таланты
семьи
воспитанников.
Кирилл
со
своей
мамой
исполнили песню "Дорогою добра", Феона с мамой тоже пела дуэтом, а папа
Евы
играл
на
гитаре.
А
вот
семья
Саши
Сырова
выступили
с
оркестром.
Бабушка играла на ложках, мама на бубне, Саша на трещотке. Все были веселы
и
довольны.
Многие
родители
принимают
активное
участие
в
праздниках,
развлечениях, раскрываются как артисты (папа Даши Торопкиной в течение
трех лет выступал в роли Деда Мороза, а мама исполняла роль Снегурочки).
Таким образом, родители лучше начинают понимать вопросы музыкального
воспитания и развития в детском саду. В 2016, 2017 году проводили Новый год с
неорганизованными детьми 2 - 3 лет и их родителями. Детям и родителям очень
понравилось, дети не хотели уходить, а родители выразили свое пожелание
также провести и 8 марта.
Из
опыта
работы
замечено,
что
родители
наиболее
охотно
идут
на
мероприятия, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда,
когда речь идет непосредственно об их ребенке. Всё что связано с конкретным
ребенком, вызывает неподдельный интерес. Это и объясняется и тем, что любое
мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка,
посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести взаимодействия не
только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Проведение
совместных
мероприятий
способствует
активному
включению
родителей
в
совместную
культурно
-
досуговую
деятельность,
развитию
творческих
способностей,
формированию
позитивного,
бережного
взаимопонимания между детьми и родителями, обеспечению доброжелательной
атмосферы, комфортности в общении: родитель - педагог, родитель - ребенок,
родитель - родитель.
Формой
индивидуальной
работы
музыкального
руководителя
и
родителей
является
- консультация,
на
консультациях
родители
получают
ответы
на
интересующие
их
вопросы
по
музыкальному
воспитанию
детей.
Важно
проводить с родителями и индивидуальные беседы, на которых обсуждаются
индивидуальные успехи и неудачи ребенка. Как форму работы с семьёй можно
использовать анкетирование.
Это
позволяет
выявить
личные
предпочтения
ребенка, найти индивидуальный подход к каждому.
Наши
родители
с
удовольствием
принимают
участие
в
совместных
театрализованных представлениях.
Усилиями родителей 2 младшей группы
(воспитатели:
Жанна
Петровна
и
Ирина
Витальевна)
была
показана
сказка
"Теремок" и "Репка". Родители принимали участие в изготовлении декораций,
атрибутов и костюмов. Участие родителей в мероприятиях ДОУ стимулирует их
собственного ребенка к выступлению. Это и профилактика застенчивости и
формирования публичности и обогащение содержания общения взрослого с
ребенком (обсуждение предстоящих мероприятий и этапов их подготовки).
Следующая форма взаимодействия музыкального руководителя с семьей
ребенка
-
это родительское собрание. На родительских собраниях разъясняю
самые
разные
вопросы
музыкального
воспитания:
знакомлю
с
целями
и
задачами, какую фонотеку подобрать, какую музыку слушать, как провести
праздник дома и.т.д.
Следует,
серьезно
относится
к
такой
форме
работы,
как наглядная
пропаганда, тщательно продумывая содержание, художественное оформление
папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов. Также
использую памятки для родителей, например, "Мои первые баюшки"...
Родители проявляют большой интерес к тому, чем занимаются дети в
детском саду. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней
открытых дверей. Подготовку стоит начинать задолго до намеченного срока:
подготовить
объявление,
продумать
содержание
воспитательно
-
образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом
занятия
рассказать
родителям,
какое
занятие
они
будут
смотреть,
их
цель,
необходимость проведения. Открытые занятия дают возможность родителям не
только увидеть, но и самим активно "включиться " в занятие, исполнить песню,
послушать музыку, поиграть на музыкальных инструментах. Родители получают
возможность наблюдать за своими детьми вне семьи.
Семинар - практикум широко используемая форма работы с родителями.
На
фотографиях
вы
можете
увидеть
фрагменты
семинара
-
практикума
"Поиграем, пошалим!" Мамам предложила представить себя на месте ребенка,
почувствовать, как важно их детям в первую очередь внимание. Они смогли
убедиться в том, что чем эмоциональнее будет их общение с ребенком, тем
интереснее пройдет игра.
Подобрала
несложные
способы
изготовления
необходимого
для
игр
оборудования. Еще семинар примечателен тем, что мамы не только слушали и
выполняли
предлагаемые
действия,
но
и
говорили
сами,
предлагали
свои
варианты игр, задавали вопросы, и, выразили желание встречаться как можно
чаще, что особенно приятно.
Данные
формы
работы
музыкального
руководителя
направлены
на
решение
программных
задач
художественно
-
эстетического
развития
дошкольников. Родители, которые выбрали активную позицию сотрудничества и
сотворчества, стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес
к
различным
направлениям
музыкального
развития
детей.
И
в
результате
тесного сотрудничества ДОУ с родителями повышается качество музыкального
воспитания детей. Дошкольникам также нравится такое сотрудничество, это
придает детям уверенность в своих силах, дети ценят участие родителей и
гордятся их успехами.