Автор: Лоскутова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 67
Населённый пункт: г.Нижнекамск
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии»
Раздел: дошкольное образование
Лоскутова Е.Н.,воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №67» НМР РТ
«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством
игровой технологии»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз
возвратиться к тому, что он узнал» (В. А. Сухомлинский.)
Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без
которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре раскрывается перед
ребенком мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может
быть полноценного развития детей. В игре, этой специальной обработке жизненного
материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности. Игра органически присуща
детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить
чудеса. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что
кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. Игра поможет взрослому
сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и
застенчивых. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая
позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу детей на творческо-
поисковом уровне, но и будничные шаги по образовательной деятельности.
Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной
монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению
информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические
процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она
способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый воспитанниками
материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в
образовательный процесс. Все это и обусловило актуальность темы исследования. Объект
исследования: процесс развития познавательных интересов старших дошкольников.
Предмет исследования: игровые технологии как средство развития познавательных
интересов. Цель исследования: теоретически определить и экспериментально проверить
возможность игровых технологий как средства развития познавательных интересов
старших дошкольников. Эффективное развитие познавательных способностей детей
дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с
развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче
адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Внедряя инновационные
методы и формы работы в образовательный процесс, необходимо помнить о том, что
занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка, совершенствуя его
восприятие, внимания, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те
психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного
освоения учебной программы. Игры должны быть такими чтобы они вызывали усилие
мысли, но не требовали напряжения, не вызывали усталости, страха и нежелания
заниматься дальше. Воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия. После
постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, что после
чего делать и т.д. Педагог как бы привлекает детей к сотрудничеству, проектированию хода
игры через игровые действия, при этом развивает и поощряет инициативу детей, поощряет
умную догадку. Но… не допускает «докучливого» выспрашивания, разрушающего игру.
Использование многих технических средств позволяет преодолевать ограниченность
пространства и времени, практически невозможные действия делает возможными.
Следовательно, руководство игрой состоит в правильном определении задачи -
познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через нее
дидактических задач; в продумывании игровых действий. Главное назначение этих игр –
развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его
на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для
подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного
творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы,
мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию,
формируются представления о математических понятиях. Реализация этой задачи
объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей,
организации всего образовательного процесса. В первую очередь, на мой взгляд, это
означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно
быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности,
формировать познавательные интересы и способности. В связи с этим особое значение
приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности новые
развивающие дидактические игры. Сущность игры как ведущего вида деятельности
заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности
взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Применяя в своей работе приведенные выше нестандартные развивающие средства, я
разработала некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап несет в
себе определенные цели и задачи. Этапы знакомства детей с новой игрой 1 Этап: Внесение
новой игры в группу. Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и
правилами. 2 Этап: Собственно игра. Цель: развивать логическое мышление,
представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать
объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов. Познакомить с формой,
цветом, размером, толщиной объектов Развивать пространственные отношения Развивать
познавательные процессы, мыслительные операции. 3 Этап: Самостоятельная игра детей с
развивающим материалом. Цель: развивать творческие способности, воображение,
фантазию, способности к конструированию и моделированию. В соответствии с
принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали
освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства.
Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой,
после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность. Игры и
упражнения применялись в определенной системе. Постепенно игры усложнялись как по
содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения
имели проблемно – практический характер В обучении дошкольников нестандартная
задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь
налицо поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением
неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного
решения. Характер поисковых действий при этом постепенно меняется: от практических
("проб и ошибок") - к целенаправленным практическим действиям (с целью намеченного
преобразования), и от них - к мысленным пробам через предугадывание пути решения.
А.Энштейн писал, что самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем, - это
ощущение таинственности; кому эта эмоция чужда, кто утратил способность замирать в
трепете, того можно считать мертвецом. Развитие детей в организованной среде во многом
определяется тем, насколько она вызывает к жизни индивидуальный опыт детей, в том
числе опыт, приобретенный в ходе организованного обучения. Обучение должно
учитывать особенности развития ребенка, познавательное развитие можно сравнить со
спиралью, которое должно расширяться и углубляться. Считается, что важными
факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются:
•личность педагога, •характер его взаимоотношений с ребенком, •закономерности и
особенности внутреннего мира ребенка. Задача педагога состоит в том, чтобы сделать
трудное - привычным, привычное - легким, легкое – приятным. Таким образом,
основными условиями для развития познавательной активности детей являются:
•интересы и потребности детей, •осмысление и осознание себя в окружающем мире,
•индивидуальность каждого ребенка, •средства и способы добывания знаний, .организация
предметно развивающей среды. Развитие познавательной мотивации детей дошкольного
возраста осуществляется через личностно значимую деятельность, организованную с
применением на занятиях специальных приемов и методов обучения, в частности,
постановка и осознание цели, имеющий самостоятельное значение (мотив-цель);
поэтапная и конечная оценка деятельности (наглядная цель); показ конечного результата
деятельности (взаимоконтроль, взаимооценка, затем самоконтроль, самооценка),
использование вариативных, а не шаблонных способов действия в процессе выполнения
задания, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах. Кроме того, повышению
мотивации дошкольников способствуют также условия соревнования, творческие задания,
игры по правилам, самостоятельность, предоставляемая детям на занятиях и в быту. Еще
К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей
занимательным. С этой целью важно насыщать свою деятельность приемами,
пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Можно использовать различный
занимательный и познавательный материал: сюжетно-ролевые игры, мини-викторины,
задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации, головоломки,
загадки – шутки, игровые тренинги, игры с правилами, «танграм», «колумбово яйцо»,
игры Воскобовича, геоконт, игры на развитие зрительной памяти и пространственных
отношений, усложненные задания на запоминание, логические упражнения со словами,
комбинаторные игры и другие. В настоящее время достаточно разработано специальных
обучающих игр, в ходе которых, незаметно для себя, дошкольники решают разного рода
логические задачи, охотно преодолевают значительные трудности при овладении
знаниями; активизируется их умственная деятельность, концентрируется внимание.
Радость от игровой деятельности постепенно перейдет в радость учения, когда учиться
интересно, легко - и хочется учиться. Познавательный интерес – избирательная
направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта
направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более
полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный
интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный
интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают
вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес
положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание
психических процессов мышления, воображения, памяти, внимания, которые под
влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. В
качестве более высокой формы познавательного интереса выступает любознательность.
На высшем уровне своего развития познавательный интерес становится высокой духовной
потребностью человека. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание
занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в
структуре занятия по формированию элементарных математических представлений
определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Совместная
деятельность со взрослым, и сверстником во время проведения игр оказывает различное
влияние на становление познавательной активности. Влияние сверстника сказывается на
эмоциональности и инициативности ребенка, а взрослого - на целенаправленности
познавательной деятельности и эмоциональной вовлеченности в нее. Проделанная работа
позволяет сделать следующие выводы. Познавательная активность старших дошкольников
еще не достаточно развита, только часть детей имеют высокий уровень познавательной
активности. Остальные дети нуждаются в планомерной работе в данном направлении.
Педагог должен сформулировать задачи и цели повышения активности у детей. Процесс
обучения во время занятий должен быть для детей радостным позитивным, они должны
четко знать для чего они учатся, какие у них перспективы и успехи. Все это поможет им
развивать познавательную активность. Задача педагогов не упустить момент, потому что
возраст 5-7 лет, самый подходящий для этого. Значение игровой технологии невозможно
исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. В том и состоит ее
феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в
творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде,
воспитании. Выбор мною игры в качестве первоочередного объекта, творческого анализа
и практического освоения продиктована тем обстоятельством, что именно она может
выполнить исключительную роль усиления познавательного интереса, обеспечения
сложного процесса учения, ускорения развития детей с задержкой психического развития.
Я считаю, использование игровых технологий в ДОУ позволяет добиться лучшего
усвоения учебного материала. Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее,
они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Как известно
начальная школа закладывает фундамент для обучения в среднем звене. Дети умеют
применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно
добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей,
психических функций. Игра – мощный стимул в обучении. Посредством игры
активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной
деятельности. Дидактические, развивающие, игры привлекают внимание к учебному
материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.