Напоминание

«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии»


Автор: Лоскутова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 67
Населённый пункт: г.Нижнекамск
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лоскутова Е.Н.,воспитатель

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №67» НМР РТ

«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством

игровой технологии»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз

возвратиться к тому, что он узнал» (В. А. Сухомлинский.)

Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без

которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре раскрывается перед

ребенком мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может

быть полноценного развития детей. В игре, этой специальной обработке жизненного

материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни. Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности. Игра органически присуща

детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить

чудеса. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что

кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. Игра поможет взрослому

сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и

застенчивых. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая

позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу детей на творческо-

поисковом уровне, но и будничные шаги по образовательной деятельности.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной

монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению

информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические

процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она

способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый воспитанниками

материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в

образовательный процесс. Все это и обусловило актуальность темы исследования. Объект

исследования: процесс развития познавательных интересов старших дошкольников.

Предмет исследования: игровые технологии как средство развития познавательных

интересов. Цель исследования: теоретически определить и экспериментально проверить

возможность игровых технологий как средства развития познавательных интересов

старших дошкольников. Эффективное развитие познавательных способностей детей

дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с

развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче

адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Внедряя инновационные

методы и формы работы в образовательный процесс, необходимо помнить о том, что

занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка, совершенствуя его

восприятие, внимания, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те

психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного

освоения учебной программы. Игры должны быть такими чтобы они вызывали усилие

мысли, но не требовали напряжения, не вызывали усталости, страха и нежелания

заниматься дальше. Воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия. После

постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, что после

чего делать и т.д. Педагог как бы привлекает детей к сотрудничеству, проектированию хода

игры через игровые действия, при этом развивает и поощряет инициативу детей, поощряет

умную догадку. Но… не допускает «докучливого» выспрашивания, разрушающего игру.

Использование многих технических средств позволяет преодолевать ограниченность

пространства и времени, практически невозможные действия делает возможными.

Следовательно, руководство игрой состоит в правильном определении задачи -

познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через нее

дидактических задач; в продумывании игровых действий. Главное назначение этих игр –

развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его

на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для

подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного

творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы,

мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию,

формируются представления о математических понятиях. Реализация этой задачи

объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей,

организации всего образовательного процесса. В первую очередь, на мой взгляд, это

означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно

быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности,

формировать познавательные интересы и способности. В связи с этим особое значение

приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности новые

развивающие дидактические игры. Сущность игры как ведущего вида деятельности

заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности

взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

Применяя в своей работе приведенные выше нестандартные развивающие средства, я

разработала некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап несет в

себе определенные цели и задачи. Этапы знакомства детей с новой игрой 1 Этап: Внесение

новой игры в группу. Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и

правилами. 2 Этап: Собственно игра. Цель: развивать логическое мышление,

представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать

объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов. Познакомить с формой,

цветом, размером, толщиной объектов Развивать пространственные отношения Развивать

познавательные процессы, мыслительные операции. 3 Этап: Самостоятельная игра детей с

развивающим материалом. Цель: развивать творческие способности, воображение,

фантазию, способности к конструированию и моделированию. В соответствии с

принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали

освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства.

Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой,

после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность. Игры и

упражнения применялись в определенной системе. Постепенно игры усложнялись как по

содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения

имели проблемно – практический характер В обучении дошкольников нестандартная

задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь

налицо поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением

неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного

решения. Характер поисковых действий при этом постепенно меняется: от практических

("проб и ошибок") - к целенаправленным практическим действиям (с целью намеченного

преобразования), и от них - к мысленным пробам через предугадывание пути решения.

А.Энштейн писал, что самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем, - это

ощущение таинственности; кому эта эмоция чужда, кто утратил способность замирать в

трепете, того можно считать мертвецом. Развитие детей в организованной среде во многом

определяется тем, насколько она вызывает к жизни индивидуальный опыт детей, в том

числе опыт, приобретенный в ходе организованного обучения. Обучение должно

учитывать особенности развития ребенка, познавательное развитие можно сравнить со

спиралью, которое должно расширяться и углубляться. Считается, что важными

факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются:

•личность педагога, •характер его взаимоотношений с ребенком, •закономерности и

особенности внутреннего мира ребенка. Задача педагога состоит в том, чтобы сделать

трудное - привычным, привычное - легким, легкое – приятным. Таким образом,

основными условиями для развития познавательной активности детей являются:

•интересы и потребности детей, •осмысление и осознание себя в окружающем мире,

•индивидуальность каждого ребенка, •средства и способы добывания знаний, .организация

предметно развивающей среды. Развитие познавательной мотивации детей дошкольного

возраста осуществляется через личностно значимую деятельность, организованную с

применением на занятиях специальных приемов и методов обучения, в частности,

постановка и осознание цели, имеющий самостоятельное значение (мотив-цель);

поэтапная и конечная оценка деятельности (наглядная цель); показ конечного результата

деятельности (взаимоконтроль, взаимооценка, затем самоконтроль, самооценка),

использование вариативных, а не шаблонных способов действия в процессе выполнения

задания, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах. Кроме того, повышению

мотивации дошкольников способствуют также условия соревнования, творческие задания,

игры по правилам, самостоятельность, предоставляемая детям на занятиях и в быту. Еще

К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей

занимательным. С этой целью важно насыщать свою деятельность приемами,

пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Можно использовать различный

занимательный и познавательный материал: сюжетно-ролевые игры, мини-викторины,

задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации, головоломки,

загадки – шутки, игровые тренинги, игры с правилами, «танграм», «колумбово яйцо»,

игры Воскобовича, геоконт, игры на развитие зрительной памяти и пространственных

отношений, усложненные задания на запоминание, логические упражнения со словами,

комбинаторные игры и другие. В настоящее время достаточно разработано специальных

обучающих игр, в ходе которых, незаметно для себя, дошкольники решают разного рода

логические задачи, охотно преодолевают значительные трудности при овладении

знаниями; активизируется их умственная деятельность, концентрируется внимание.

Радость от игровой деятельности постепенно перейдет в радость учения, когда учиться

интересно, легко - и хочется учиться. Познавательный интерес – избирательная

направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта

направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более

полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный

интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный

интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают

вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес

положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание

психических процессов мышления, воображения, памяти, внимания, которые под

влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. В

качестве более высокой формы познавательного интереса выступает любознательность.

На высшем уровне своего развития познавательный интерес становится высокой духовной

потребностью человека. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание

занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в

структуре занятия по формированию элементарных математических представлений

определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Совместная

деятельность со взрослым, и сверстником во время проведения игр оказывает различное

влияние на становление познавательной активности. Влияние сверстника сказывается на

эмоциональности и инициативности ребенка, а взрослого - на целенаправленности

познавательной деятельности и эмоциональной вовлеченности в нее. Проделанная работа

позволяет сделать следующие выводы. Познавательная активность старших дошкольников

еще не достаточно развита, только часть детей имеют высокий уровень познавательной

активности. Остальные дети нуждаются в планомерной работе в данном направлении.

Педагог должен сформулировать задачи и цели повышения активности у детей. Процесс

обучения во время занятий должен быть для детей радостным позитивным, они должны

четко знать для чего они учатся, какие у них перспективы и успехи. Все это поможет им

развивать познавательную активность. Задача педагогов не упустить момент, потому что

возраст 5-7 лет, самый подходящий для этого. Значение игровой технологии невозможно

исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. В том и состоит ее

феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в

творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде,

воспитании. Выбор мною игры в качестве первоочередного объекта, творческого анализа

и практического освоения продиктована тем обстоятельством, что именно она может

выполнить исключительную роль усиления познавательного интереса, обеспечения

сложного процесса учения, ускорения развития детей с задержкой психического развития.

Я считаю, использование игровых технологий в ДОУ позволяет добиться лучшего

усвоения учебного материала. Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее,

они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Как известно

начальная школа закладывает фундамент для обучения в среднем звене. Дети умеют

применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно

добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей,

психических функций. Игра – мощный стимул в обучении. Посредством игры

активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной

деятельности. Дидактические, развивающие, игры привлекают внимание к учебному

материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!