Автор: Утеева Айгуль Серикпаевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: Проект" Технологии развития артикуляционного аппарата в работе с детьми с ОВЗ"
Тема: "педагогическая теория и практика:актуальные идеи и успешный опыт в условиях модернизации российского образования"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное образование город Ноябрьск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»
муниципального образования город Ноябрьск
ПРОЕКТ
"Технологии развития артикуляционного аппарата в работе с детьми с ОВЗ".
2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки реализации проекта
Утеева Айгуль Серикпаевна
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение
стр. 4-6
1.1. Обоснование актуальности
1.2. Основные цели и задачи проекта
2.
Реферативная часть
стр. 7-11
2.1
Теоретическое обоснование проекта
2.3
Степень новизны
3.
Проектная часть
стр. 12-27
3.1
Построение конкретной модели (проекта)
педагогического объекта на основе деятельностного
подхода к обучению
3.2 Описание способов отбора и структурирования
содержания образования и его реализация
4.
Заключение
стр. 28-31
4.1 Реализация проекта
4.2. Оценка результатов осуществления проекта
4.3. Технологичность проекта
5.
Список литературы
стр. 32
I.
Введение
3
1.1.Обоснование актуальности.
В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов,
статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников (Р.Е. Левина, В.К. Орфинская, О.В.
Правдина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В.
Ястребова
и др.). С
егодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий,
многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений.
Речь - это
сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние
окружающих
-
ребенок
учится
говорить
на
примере
речи
родителей,
педагогов,
друзей.
Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно,
чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере
которой
формируется
его
собственная
речь.
С
каждым
годом
количество
детей,
имеющих
отклонения от условной возрастной нормы такие, как логоневроз, повышенная возбудимость и
утомляемость, нарушения внимания, плохая память и другие проблемы неуклонно растет.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы,
небо.
Артикуляция
связана
с
работой
многочисленных
мышц,
в
том
числе:
жевательных,
глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания
(гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о
специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных
органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Находясь на границе
соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике,
адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и
п р и ё м ы
с м е ж н ы х
н а у к ,
п о м о г а ю щ и е
о п т и м и з и р о в а т ь
р а б о т у
учителя - логопеда.
Зачастую родители ошибочно считают, что правильное звукопроизношение сформируется
самостоятельно, без специального воздействия взрослых, что ребенок постепенно сам овладеет
правильным произношением. Это и является причиной, что развитее звуковой стороны речи,
особенно в раннем возрасте, развивается самотеком, без особого внимания взрослых. Именно
поэтому дети дошкольного возраста имеют недочеты в произношении. Эти недостатки, конечно
же, сами собой уже не исправляются и впоследствии ведут к отставанию в развитии. Требуется
квалифицированная
помощь
логопеда
и
востребована
помощь
родителей
в
виде
домашних
занятий.
Работа с родителями и педагогами для учителя-логопеда является одним из важнейших
аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление в коррекционной работе с
дошкольниками
является
исправление
нарушений
речи,
профилактика
речевых
расстройств,
ранняя диагностика, подготовка детей – логопатов к школьному обучению. Ведь от того насколько
4
подготовленным придет ребенок в первый класс, зависит его дальнейшее обучение. Ребёнок с
развитой речью легче адаптируется к новым условиям и включается в процесс обучения, быстрее
овладевает чтением и письмом.
Проблема состоит в определении теоретических и практических аспектов коррекционно-
развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по
воспитанию правильного
звукопроизношения и устранению дефектов произношения как для воспитателей детских садов,
так и для родителей, так как эта работа требует точного знания положения и движения речевых
органов при произнесении того или иного звука. Кроме теоретических знаний нужно еще умение
показать ребенку артикуляционные и подготовительные упражнения для губ и языка и
выявлению
эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы.
Анализ психолого-педагогической литературы выявил следующие противоречия:
между
ростом
количества
детей
с
речевыми
нарушениями
и
отсутствием
возможности
оказания
коррекционно-логопедической помощи в условиях ДОУ
между социальным заказом родителей на подготовку ребенка к обучению в школе в условиях детского
сада и низкой мотивацией, недостаточной активностью родителей во взаимодействии с педагогами,
низким уровнем компетентности родителей в вопросах развития артикуляционного аппарата;
между
стремлением
педагога
добиться
позитивных
результатов
в
речевом
развитии
ребенка
и
использованием традиционных методов и форм работы с детьми и семьей, в то время как необходим
поиск
инновационных
решений
задач
по
развитию
артикуляционного
аппарата
в
современных
условиях
.
между
необходимостью
участия
родителей
и
педагогов
в
корреционно-логопедическом
процессе
и
отсутствием
эффективных
технологий
взаимодействия
образовательного
учреждения и семьи по данному направлению
В связи с этим была обоснована необходимость создания цикла мероприятий по
развитию артикуляционного аппарата, способствующих речевому развитию дошкольников
с ограниченными возможностями
5
1.2. Основные цели и задачи проекта.
Таким образом, возникла идея разработать проект «Технологии развития артикуляционного
аппарата в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Цель проекта:
Формирование активной позиции педагогов и родителей
в коррекционной работе по
развитию артикуляционного аппарата с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта:
- изучить психолого-педагогические, методические аспекты развития артикуляционного
аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
представить
для
использования
в
работе
педагогам
и
родителям
традиционные
нетрадиционные приемы и методы развития артикуляционного аппарата.
- подготовить методические и практические рекомендации для родителей, и педагогов по
развитию артикуляциооного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья.
6
II. Реферативная часть.
2.1. Теоретическое обоснование проекта: представлены теории (принципы) , реализуемые в
проекте.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие
зависит
от
многих
причин.
Одним
из
условий
становления
правильного
звукопроизношения
является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Дети
с
ограниченными
возможностями
-
это
дети,
имеющие
различные
отклонения
психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не
позволяющие
детям
вести
полноценную
жизнь.
У
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон речи, в частности звукопроизношения,
что говорит о недостаточном развитии мышц речевого аппарата
Особенности речевой деятельности отражаются на становлении сенсорной, интеллектуальной и
аффективно-волевой сфер. У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточная
устойчивость и переключаемость внимания. При относительной сохранности смысловой памяти снижена
вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается низкая мнемическая активность,
которая
может
сочетаться
с
задержкой
в
формировании
психических
процессов
(внимания,
памяти,
восприятия,
мышления).
Комплексное
психолого-педагогическое
коррекционное
воздействие
на
детей
дошкольного
возраста
с
отклонениями
в
развитии
осуществляется
на
основе
ряда
методолого-методических принципов. Это принципы системности, последовательности в работе,
дифференцированного и индивидуального похода к ребенку, принцип доступности и др. Одним из
первоочередных и наиболее важных является онтогенетический принцип, который подразумевает
учет возрастных, психофизических особенностей детей, характера имеющегося у них нарушения.
Этот
принцип
ориентирует
коррекционное
воздействие
на
устранение
или
сглаживание,
коррекцию или компенсацию нарушений интеллектуального, речевого, сенсорного, двигательного
и эмоционального дефекта, на создание полноценной основы для последующего саморазвития
личности, которое возможно только при сформированности ключевых звеньев развития.
Пластичность
коры
головного
мозга
обусловливает
развитие
ребенка
даже
в
тяжелых
патологических условиях. В paботе важно определять наиболее сохранные звенья в речеслуховой,
речедвигательной, зрительной, двигательной системах и опираться именно на них.
Деятельностный принцип - один из важнейших принципов коррекционного воспитания и
обучения. Он подразумевает проведение работы с ребенком при организации совместной с ним
деятельности.
7
Принципы и приемы психолого-педагогического воздействия в преодолении отклонений в
развитии ребенка опираются на учет сензитивных (наиболее чувствительных) периодов развития
каждой психической функции и разных видов деятельности ребенка.
Есть дети, у которых полностью не сформирована система фонем (звуков родного языка):
они пропускают, искажают, заменяют разное количество звуков всех фонетических групп. В
основе
этого
могут
лежать
дефекты
строения
артикуляционного
аппарата,
нарушение
его
подвижности, деятельности, нарушения фонематического восприятия (ребенок не слышит звуков
речи к их последовательности в словах - какой звук первый, последний и т.д.; не различает (не
дифференцирует) близкие по звучанию фонемы: шипящие-свистящие, твердые-мягкие, глухие-
звонкие звуки и др.).
Иногда
неправильное
звукопроизношение
связано
с
дефектной
речью
окружающих,
ребенок говорит плохо, подражая неправильной речи взрослых. Нарушение звукопроизношения
может быть следствием педагогической запущенности, отсутствия внимания к развитию речи
ребенка. В других случаях нарушение звукопроизношения может быть проявлением какого-то
более серьезного, органического нарушения, неполадок в центральной нервной системе ребенка,
ведь речь - это одна из функций центральной нервной системы.
Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но занятий
только
с
логопедом
недостаточно
для
выработки
прочных
навыков
правильного
звукопроизношения, необходимы многократные повторения, а значит дополнительные упражнения
–
с
родителями,
педагогами.
Поэтому
для
достижения
положительных
результатов
в
коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь
представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости
сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной
гимнастики.
Педагогов
общеобразовательных
групп
так
же
необходимо
просвещать
в
коррекционно-логопедическом
направлении
с
целью
профилактики
речевых
нарушений
воспитанников.
Артикуляционная гимнастика– это совокупность специальных упражнений, направленных
на
укрепление
мышц
артикуляционного
аппарата,
развитие
силы,
подвижности
и
дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Целью
артикуляционной
гимнастики
является
выработка
полноценных
движений
и
определенных
положений
органов
артикуляционного
аппарата,
умение
объединять
простые
движения
в
сложные,
необходимые
для
правильного
произнесения
звуков.
Совместно
с
воспитателями
работу
по
формированию
необходимо
осуществлять
по
двум
направлениям:
формирование кинестетической о сновы
движения;
формирование кинетической основы
движения.
8
Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением
артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребенок не может сам обнажить
верхние
зубы,
логопед
приподнимает
указательным
пальцем
верхнюю
губу
ребенка.
Таким
образом, создается новое ощущение – приподнимание верхней губы.
Использование
слухо-зрительно-кинестетического
метода
заключается
в
установлении
связей
между
восприятием
звука
на
слух,
зрительным
образом
артикуляционного
уклада
и
двигательным ощущением при его произношении. Для формирования слухо-зрительного образа
звука
логопед
демонстрирует
ребенку
артикуляционную
схему,
показывает
положение
артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука. Например, при
постановке буквы ребенка просят сделать ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и
одновременно удерживать ладонь руки в форме чашечки. Учитывая ведущий вид деятельности и
особенности детей, в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений,
необходимо выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя
многообразие вспомогательного материала. Исходя из того, что мышление дошкольников носит
наглядно-образный
характер,
большинство
артикуляционных
упражнений
связано
с
определенными игровыми образами.
Целенаправленные артикуляционные движения в начале логопедической работы детям еще
недоступны,
поэтому
очень
важно
найти
возможность
опоры
на
непроизвольные
движения.
Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных
движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае
неудачи. Игровые задания, в которых детям предлагается изобразить, как обезьянка вытягивает
губы, прячет за щеку банан, смеется, произнося звукосочетание ихи-хи-хи; как птенчики просят
пищу; как сердится бульдог, оскаливая зубы, и другие, помогают преодолеть страх неуспеха и
негативизма при выполнении артикуляционных упражнений. В начале занятий с ребенком, т. е. в
подготовительный
период
работы,
используются
самые
простые
упражнения,
развивающие
подвижность
артикуляционных
мышц.
Постепенно
они
заменяются
упражнениями,
которые
являются
базой
для
постановки
того
или
иного
звука,
т.
е.
отрабатываются
четкие
артикуляционные
уклады,
затем
вводятся
задания
на
переключаемость
движений,
а
далее
включаются
упражнения,
направленные
на
формирование
согласованной
работы
органов
артикуляционного аппарата (губ и языка).
Каждый комплекс артикуляционной гимнастики, входящий в то или иное занятие, включает
в
себя
несколько
обязательных
заданий:
мимические
упражнения;
упражнения
для
губ;
упражнения
для
языка;
фонетическая
зарядка
на
развитие
переключаемости
мышц
органов
артикуляции.
9
Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и
систематической работы. Отдельные упражнения ребенок может освоить за несколько занятий,
другие
занимают
от
одного
до
нескольких
месяцев,
Нецелесообразно
работать
только
над
определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно сформированы у
ребенка.
Новые
артикуляционные
упражнения
включаются
наряду
с
уже
применяемыми,
меняются лишь их названия, вводятся игровые образы. Дети быстро утомляются, поэтому одному
и тому же упражнению даются разные названия. Например, положение острого языка, называемое
в логопедической литературе «иголочка» или «жало», сравнивается с морковкой, концами ножниц,
верхушкой
елки,
ракетой,
шпагой,
острым
карандашом
и
др.
В
ходе
работы
над
темами
«Домашние птицы», «Зимующие и перелетные птицы» это положение преподносится как клюв
петуха, дятла, аиста, журавля, цапли или других птиц. При изучении темы «Животные» детям
предлагается показать, какие острые ушки у лисы, иголки у ежика и др.
Произношение звуков (гласных и согласных) и слогов сочетается с развитием общей и
тонкой
моторики
пальцев
рук,
с
формированием
умения
с
помощью
интонации
и
мимики
выражать различные эмоции. Все задания тесно связаны между собой: произнесение звуков и их
сочетаний
от
имени
героев
знакомых
сказок
будет
способствовать
выработке
голосовых
модуляций, развитию речевого дыхания, а повторение слоговых сочетаний - развитию органов
артикуляции.
10
2.3. Степень новизны: новые факты, совершенствование имеющихся технологий и
методов.
Новизна
проекта
«Технологии
развития
артикуляционного
аппарата
в
работе
с
детьми с ограниченными возможностями здоровья» состоит в создании особой системы
мотивационного
комплекса
для
оптимизации
проводимой
работы
по
развитию
артикуляционного
аппарата
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
их
родителями. Описанный методический материал может быть полезен педагогам
детских
садов компенсирующего вида и родителям воспитанников.
11
III. Проектная часть.
3.1.
Построение
конкретной
модели
(проекта)
педагогического
объекта
на
основе
деятельностного подхода к обучению.
Инновационные
технологии
в
логопедической
практике
–
это
лишь
дополнение
к
общепринятым,
проверенным
временем
технологиям
(технология
диагностики,
технология
звукопостановки,
технология
формирования
речевого
дыхания
при
различных
нарушениях
п р о и з н о с и т е л ь н о й
с т о р о н ы
р е ч и ) , это:
-
новые
и
обладающие
повышенной
эффективностью
методы
и
инструменты,
приёмы,
являющие ся
конечным
результатом
интеллектуальной
деятельно сти
п е д а го г а ;
- н о в ы е
с п о с о б ы
в з а и м о д е й с т в и я
п е д а г о г а
и
р е б ё н к а ;
-новые стимулы, служащие для создания благоприятного эмоционального фона, способствующие
включению
в
работу
сохранных
и
активизации
нарушенных
психических
функций.
Основным
критерием
«инновационности»
технологии
является
повышение
эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
Л о г о п е д и ч е с к и й
м а с с а ж
Логопедический
массаж
-
это
одна
из
логопедических
технологий,
активный
метод
механического
воздействия,
направленный
на
коррекцию
различных
речевых
расстройств.
Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных
мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического
восприятия.
Кинестетическое
чувство
сопровождает
работу
всех
мышц.
Так,
в
полости
рта
возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного
напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные
а р т и к у л я ц и о н н ы е
у к л а д ы
п р и
п р о и з н е с е н и и
т е х
и л и
и н ы х
з в у к о в .
Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный
тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при
а р т и к у л я ц и и
з в у к о в .
Выполнение
приёмов
логопедического
массажа
требует
чёткой
диагностики
состояния
мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица
и
ш е и .
Инновационные
методы
воздействия
в
деятельности
логопеда
становятся
перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения
речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению
максимально
возможных
успехов
в
преодолении
речевых
трудностей
у
детей
дошкольного
возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых
12
усилий,
оптимизируют
процесс
коррекции
речи
детей
и
способствуют
оздоровлению
всего
организма.
Методические указания к проведению расслабляющего массажа:
1.Массаж проводится в медленном темпе.
2.Последовательность
воздействия
на
массируемые
области
в
процессе
одного
сеанса
расслабляющего массажа может быть следующая:
1)мышцы шеи и плечевого пояса;
2)мимическая мускулатура;
3)мышцы губ;
4)мышцы языка.
Методические указания к проведению активизирующего массажа:
1.Движения логопеда должны быть достаточно ритмичными.
2.Последовательность
воздействия
на
массируемые
области
в
процессе
одного
сеанса
укрепляющего массажа может быть следующая:
1) мимическая мускулатура;
2)мышцы губ;
3)мышцы языка;
4)мышцы шеи и плечевого пояса.
Техники массажа
Сила массажа — это сила давления, которую руки массажиста оказывают на тело массируемого.
Она
может
быть
большой
(глубокий
массаж),
средней
и
малой
(поверхностный
массаж).
Поверхностный
массаж
повышает
возбудительные
процессы,
более
глубокий
массаж
с
постепенным увеличением силы воздействия способствует развитию тормозных процессов.
Темп массажа может быть быстрым, средним и медленным. Быстрый повышает возбудимость,
средний и медленный — снижают.
Чем длительнее массаж, тем больше он влияет на снижение возбудимости нервной системы.
Приемы
массажа:
поглаживание:
поверхностное,
глубокое,
обхватывающее,
граблеобразное;
растирание; разминание; вибрация и поколачивание; плотное нажатие.
Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и
патологической симптоматики.
Массаж лобной области. При массаже лобной области производят:
1)поглаживание плоскостное, глажение в направлении снизу вверх от надбровных дуг к линии
начала роста волос, от середины лба к височным областям;
2)растирание прямолинейное (продольное и поперечное), круговое, спиралевидное; все приемы
13
проводить «переступанием» во всех направлениях;
3)разминание
—
надавливание
прерывистое,
шипцеобразное,
пощипывание
большим
и
указательным пальцами по всей поверхности лобной области;
4) вибрацию — «пальцевой душ».
Все приемы чередуют с поглаживанием, проводят по 4-5 пассов.
Массаж области глазницы. При массаже области глазницы производят:
1)поглаживание в верхней части орбиты по направлению к височным областям, в нижней части
орбиты по направлению к переносице, к внутреннему краю глаза, плоскостное, щипцеобразное;
2)растирание прямолинейное, круговое по тем же линиям;
3)разминание
—
надавливание,
в
верхней
части
орбиты
щипцеобразное,
в
нижней
—
по
направлению к переносице;
4)вибрацию — поколачивание пальцами.
Массаж щек. При массаже щек производят:
1)поглаживание по направлению к ушным раковинам, плоскостное, щипцеобразное, глажение;
2)растирание круговое, прямолинейное, спиралевидное, пиление;
3)разминание щипцеобразное, надавливание, сдвигание, растяжение;
4)вибрацию — «пальцевой душ».
Массаж области носа. При массаже области носа производят:
1)поглаживание плоскостное, щипцеобразное;
2)растирание
—
прямолинейное,
круговое,
щипцеобразное,
штрихование;
разминание
—
надавливание, щипцеобразное;
3)вибрация — сотрясение концевыми фалангами большого и указательного пальцев.
Все движения проводят от кончика носа к переносице.
Массаж области рта и подбородка. При массаже области рта и подбородка производят:
1) поглаживание от средней линии по нижнему краю челюсти к заушным областям, от крыльев носа
к мочке уха, от углов рта к ушным раковинам, плоскостное и щипцеобразное;
2)растирание — круговое, прямолинейное, спиралевидное, штрихование, щипцеобразное;
3)разминание — надавливание, щипцеобразное, растяжение, сдвигание;
4)вибрация— «пальцевой душ», похлопывание.
Все приемы чередуют с поглаживанием, при массаже носогубной складки движения проводят от
нижней части середины подбородка к носогубным складкам до крыльев носа.
Массаж языка. При массаже языка производят:
1)поглаживание плоскостное (лучше проводить обрезанной т-образно зубной щеткой), снизу вверх
от кончика языка при расслаблении и сверху вниз при увеличении тонуса;
14
2)растирание прямолинейное (продольное и поперечное), круговое, спиралевидное; все приемы
проводить «переступанием» и глажением, снизу вверх от кончика языка при расслаблении и сверху
вниз при увеличении тонуса;
3)разминание
—
надавливание
прерывистое,
шипце-образное,
пощипывание
большим
и
указательным
пальцами,
снизу
вверх
от
кончика
языка
при
расслаблении
и
сверху
вниз
при
увеличении тонуса;
4)вибрацию — «пальцевой душ».
Все приемы чередуют с поглаживанием, проводят по 4-5 пассов.
Массаж подъязычной связки. При массаже подъязычной связки производят:
1)поглаживание плоскостное (лучше проводить обрезанной т-образно зубной щеткой), сверху вниз,
снизу вверх — холостой ход;
2)растирание, разминание, перетирание. Большим и указательным пальцами логопед обхватывает
уздечку
и
производит
прямолинейное
(продольное
и
поперечное),
круговое,
спиралевидное
растирание, разминание, перетирание.
Все приемы проводить «переступанием» и глажением, снизу вверх и сверху вниз;
2. Массаж ушных раковин (аурикулотерапия). При массаже ушных раковин производят:
1)плоскостное поглаживание мочки уха, при этом надо воздействовать последовательно, переходя с
мочки уха на нижнее, среднее, верхнее углубления, после чего массируют заднюю поверхность
ушной раковины;
2)растирание — поочередно прямолинейное, круговое, щипцеобразное;
3)разминание — щипцеобразное надавливание;
4)вибрацию
с
использованием
приспособлений
(палочек,
стерженьков
различного
диаметра
с
шарообразно закругленными концами).
Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, в ухе разветвляются шесть нервов,
осуществляющих
связи
с
центральными
и
вегетативными
отделами
нервной
системы
и
внутренними органами.
Общая
схема
расположения
точек
на
ушной
раковине
напоминает
ребенка
в
эмбриональном
состоянии (рис. 4). Можно представить себе, что голова его лежит на мочке уха, руки сложены вдоль
тела и оказываются вместе с ногами в верхней части ушной раковины.
Точки ушной раковины расположены довольно близко друг к другу, размеры их незначительны, и
обнаружить их только по анатомическому описанию непросто. Таких точек в настоящее время
насчитывается до двухсот. У здорового человека они как бы скрыты и не проявляют себя. При
острых заболеваниях или травмах соответствующие точки становятся резко болезненными. Точки
ушной раковины, в отличие от точек тела, имеют действительно точечные размеры 1-2 мм. Так,
15
зона,
находящаяся
на
валике
противозавитка,
по
своему
действию
соответствует
проекции
позвоночника.
Мочка
и
противокозелок
—
соответственно
проекция
головного
мозга,
артикуляционного аппарата, глаз.
Для выявления зон болезненности ушную раковину сдавливают между большим и указательным
пальцами (8-10 раз), фиксируя ответную реакцию. В процессе массажа ушной раковины вначале
усиливается местная болезненность уха, затем появляются ощущение тепла, жжение, болезненность
уменьшается,
периферическая
боль
затихает,
наступает
лечебный
эффект.
Для
достижения
лечебного эффекта необходимо детальное изучение строения и расположения точек воздействия
(картография наружного уха).
Точечный массаж
Точечное воздействие на биологически активные точки вызывает местную, сегментарную и общую
реакции организма.
Местная
реакция
—
это
реакция
локального
характера
в
месте
воздействия.
Под
действием
точечного воздействия локально изменяется сосудистый тонус, повышается местная температура
кожи.
В зависимости от техники воздействия на локальную точку метод может быть возбуждающим или
успокаивающим.
Так,
при
нарушениях
мышечного
тонуса,
при
повышении
его,
применяется
«тормозной», «седативный» метод — находят необходимую точку, в течение 5-6 с производя
вращательные движения по часовой стрелке, углубляются, надавливая на эту точку и постепенно
наращивая
усилие,
фиксируют
достигнутый
уровень
на
1-2
с,
производят
противоположное
движение,
«вывинчивая»
палец
против
часовой
стрелки,
уменьшают
постепенно
силу
надавливания, выполняя вращение в течение 5-6 с. Затем, не отрывая пальца от фиксируемой точки,
данный цикл движений повторяют в зависимости от рекомендаций по терапии (при воздействии в
течение 1 мин седативным способом производят 4 входа и выхода, каждый по 15 с, если необходимо
воздействовать
2
мин,
то
производят
8
входов
и
выходов).
С
каждым
воздействием
усилие
надавливания
на
точку
увеличивается
в
зависимости
от
предусмотренных
ощущений
у
массируемого (распирание, онемение, болезненность, тепло и др.).
При явлениях пониженного тонуса применяется «стимулирующая» (тонизирующая, возбуждающая)
техника точечного массажа, находят точку, затем в течение 3—4 с проводят вращательные движения
по часовой стрелке, «ввинчивая» палец с надавливанием на точку, а затем массирующий палец резко
отрывают от точки, наподобие того, как птица бьет клювом, данное движение повторяют 8-10 раз в
одной точке, что составляет 40-60 с воздействия. Симметричные точки массируют попарно и
одновременно. Массаж, как правило, предшествует логопедическому занятию.
Точечный массаж рекомендуется проводить целым курсом: между 1 и 2-м курсами перерыв две
16
недели; между 2 и 3-м перерыв может составить около трех месяцев. Курсы массажа повторяются
каждые 3-6 месяцев. Сеанс массажа следует проводить через день. Перерыв между сеансами
массажа, проводимого целым курсом, не должен превышать трех дней.
В логопедическом массаже используется, как правило, не единичная точка, а целый комплекс
биологически активных точек, в зависимости от поставленных целей.
Комплекс БАТ для нормализации состояния мышц артикуляционной мускулатуры (рис. 5):
А — одиночная точка под носом в верхней трети вертикальной борозды; Б — точка в центре
подбородочно-губной складки; В — парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной
линии от зрачка; Г — парные точки на 1 см по диагонали от рыла носа, примерно посередине
носогубной складки, чуть выше нее; Д — парные точки на нижней челюсти, расположены почти на
одной вертикальной линии с точками В.
Метод
массажа
БАТ
выгодно
отличается
от
других
относительной
простотой
проведения,
физиологичностью,
малой
зоной
воздействия,
возможностью
применения
как
в
доврачебной
практике, так и во время лечения. Разновидности точечного массажа могут быть применены в ком-
плексе с лекарственной терапией. Необходимо помнить, что методы древневосточной медицины
лишь дополняют современные методы, обогащая их, но никак не заменяют их полностью и не
являются панацеей от всех болезней. При применении точечного массажа необходимо учитывать
все основные положения и требования современной медицины.
В том случае, если массаж направлен на релаксацию мышц, точечный массаж полезно проводить на
фоне релаксации, для чего можно использовать специально подобранную музыку. Такой массаж
можно проводить на фоне аутогенной тренировки.
17
Зондовый массаж
Логопедический
точечный
массаж,
который
проводится
в
зависимости
от
нарушения:
при
спастичной форме — расслабление мышц артикуляционного аппарата, при вялой — их укрепление.
Массаж зондами:
а) игольчатым зондом проводится хаотичный обкол щек, губ, языка;
б) зондом «лопаточка» — вибрация щек, губ, языка;
в) зонд «салазки» — поглаживание щек, губ, языка вверх-вниз;
г) «рубящий» зонд — постукивающие движения;
д) зонд «толкач» — разминание.
Данный -массаж хорошо проводить при помощи обрезанной зубной щетки. Движения те же, что и
при зондовом, да и логопедическом массаже. Массаж лица, в который входят расслабление лицевой
и губной мускулатуры методом разглаживания, расслабление языка, расслабление губ, расслабление
шейной мускулатуры. Упражнения подбираются в зависимости от состояния мышечного тонуса
артикуляционной зоны. По длительности массаж не более 5 минут. Массаж, кроме нормализации
мышечного
тонуса
языка,
губ,
направлен
на
развитие
афферентации
оральной
мускулатуры
(речевых
кинистезий).
При
асимметриях
тонуса
мышц
артикуляции
массаж
проводится
гиперкоррекцией соответствующей стороны — на пораженной стороне — больше движений. Таким
образом,
массаж
проводится
с
целью
ослабления
патологических
проявлений
в
мышцах
артикуляционного аппарата, расширения возможности речевых мышц и включения их в процесс
произношения.
Артикуляционная гимнастика
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме
артикуляционной
гимнастики.
Цель
артикуляционной
гимнастики
—
выработка
полноценных
движений
и
определенных
положений
органов
артикуляционного
аппарата,
необходимых
для
правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки
закреплялись.
При
отборе
упражнений
для
артикуляционной
гимнастики
надо
соблюдать
определенную
последовательность,
идти
от
простых
упражнений
к
более
сложным.
Проводить
их
лучше
эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для
повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо,
не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления
можно придумать новые игровые приемы.
18
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина,
тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок
должен
хорошо
видеть
лицо
взрослого,
а
также
свое
лицо,
чтобы
самостоятельно
контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время
проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также
ребенок
может
воспользоваться
небольшим
ручным
зеркалом
(примерно
9x12
см),
но
тогда
взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2.Показывает его выполнение.
3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых
ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от
одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции
выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае
артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального
настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести
к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже
научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься
кверху»).Если
у
ребенка
при
выполнении
упражнений
наблюдается
саливация,
то
перед
артикуляционной гимнастикой рекомендуется проведение следующих упражнений:
1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.
2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.
3.Вызывая пассивно и активно жевательные движения, попросить ребенка откинуть голову назад,
так возникает непроизвольное желание проглотить слюну; можно подкрепить просьбой.
4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твердую пищу (можно печенье), это стимулирует
движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения,
можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизвольные движения переходят в произвольные).
5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-активных движений нижних челюстей. Сначала
пассивно:
одна
рука
логопеда
—
под
подбородком
ребенка,
другая
—
на
его
голове,
путем
надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание».
Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук,
с помощью счета, команды.
19
Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ
Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:
• рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);
• намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);
• поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).
После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной
гимнастике. На первых порах движения будут выполняться не в полном, не в точном объеме, затем
закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хоботок», чередование их).
Далее вводятся следующие упражнения:
1.«Непослушные
губки». Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы
зубами.
2.«Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3.«Пятачок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4.«Рыбки
разговаривают»:
хлопать
губами
друг
о
друга
(произносится
глухой
звук);
сжать
большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя
пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз; щеки сильно втянуть внутрь, а
потом
резко
открыть
рот.
Необходимо
добиться,
чтобы
при
выполнении
этого
упражнения
раздавался характерный звук «поцелуя».
5.«Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все
остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь
изобразить клюв уточки.
6.«Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока
они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
7.«Львенок сердится». Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы. Опускать
нижнюю губу, обнажая нижние зубы.
8.«Губки
спрятались». Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к
зубам.
9.«Воздушный шарик» (если губы совсем слабые). Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая
воздух во рту.
10.«Сильные
губки»:
удерживать
губами
карандаш,
пластмассовую
трубочку.
Карандашом
нарисовать круг (квадрат);
удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.
Артикуляционная гимнастика для губ и щек
1.«Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.
20
2.«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3.«Голодный хомячок». Втянуть щеки.
4.«Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с
силой и шумом.
Артикуляционная гимнастика для мышц языка
Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к
более
тонким,
дифференцированным
движениям.
В
случае
выраженной
дизартрии
для
артикуляционной гимнастики рекомендуются следующие упражнения: помещение кончика языка к
внутренней
поверхности
нижних
резцов;
вытягивание
языка
вперед
и
убирание
его
назад;
стимуляция
мышц
корня
языка.
Сначала
произвольно,
путем
рефлекторных
сокращений,
в
результате
раздражения
корня
языка
шпателем.
Затем
движения
закрепляются
в
безусловных
рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.
Далее
проводится
выполнение
тонких,
дифференцированных
движений
языка.
С
этой
целью
целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного
уклада, с учетом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику
лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ребенка, характера и
степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:
1.«Блинчик». Рот
открыт,
губы
в
улыбке,
широкий
язык
удерживается
в
полости
рта
в
расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик
касался нижних зубов.
2.«Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, положить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой»,
боковые края языка касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык
под счет до 5- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на
губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по
нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].
3.«Накажем язычок». Губы в улыбке, легко покусывая, промассировать зубами всю поверхность
языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.
4.«Иголочка». Рот
открыт,
губы
в
улыбке,
высунуть
язык
наружу
«иголочкой»,
тянуться
к
отодвигаемому
от
языка
пальцу,
карандашу,
конфетке.
Следить,
чтобы
губы
и
челюсти
были
неподвижны.
5.«Качели». Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы
челюсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.
6.«Вкусное
варенье». Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от
одного уголка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до уголков рта, движение было
21
плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по
кругу.
7.«Почистим
зубки-1». Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой.
Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.
8.«Почистим зубки-2». Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То
же повторять с открытым ртом.
9.Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому
зубу, пересчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение — по нижним зубам.
10.Рот закрыт. Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку. То же, но рот
открыт.
11.«Почистим
зубки-3». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения
вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.
12.«Фасолька». При паретичном, вялом языке перемещать во рту фасоль, горох и т. п.
13.«Качели». Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу и опускать к подбородку.
Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.
14.«Качели-1». Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к верхним и опускать к
нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не
сужался.
15.«Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на альвеолы за
нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугорки за верхними зубами тоже с
внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались
неподвижными.
16.«Фокус». Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с
кончика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя
челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.
17.«Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние
зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком языка по верхней десне:
д-д-д,
постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в
улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхаемая струя воздуха.
18.«Дождик». То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17, работает только язык. Для
контроля
можно
поднести
ко
рту
полоску
бумаги.
При
правильном
выполнении
она
будет
отклоняться.
19.«Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им
вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп убыстряется
22
постепенно,
добавляется
звук
голоса,
пока
не
услышатся
звуки,
похожие
на бл - бл (индюк
разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняя
челюсть не двигается.
20.«Лошадка-1». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к нёбу за верхними
зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить,
чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.
21.«Лошадка-2». То же, но беззвучно.
22.«Катушечка». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну,
спинка языка выгибается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов
и не оттягивался назад, челюсть и губы были неподвижны.
23.«Приклей конфетку-1». Присасывание спинки языка к нёбу, сначала при сомкнутых челюстях, а
затем при разомкнутых. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую
конфету — ребенок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфету.
24.«Приклей конфетку-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твердому нёбу,
удерживать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не
двигались, боковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна
провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.
25.«Гармошка». Присосать спинку языка всей плоскостью к твердому нёбу. Не отпуская языка,
закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку. При повторении упражнения надо
стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить,
чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сторон языка.
26.«Дразнилка». Кончик
языка
высовывается
наружу
и
двигается
между
губами
сначала
по
вертикали,
а
затем
по
горизонтали,
при
этом
чувствуется
напряжение
в
уздечке
языка.
При
включении голоса получается звук, похожий на детское «поддразнивание».
27. «Ветерок». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю
губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
Широко
используется
дополнительный
игровой
материал:
"В
гостях
у
снежной
королевы",
"Превращение в печеньку", "Собери поезд" и др.
Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти
Необходимым условием четкой речи является умение правильно открывать рот. Это связано с
работой нижней челюсти.
Предлагаем комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти.
1 . «Трусливый
птенчик». Широко открывать и закрывать рот так, чтобы тянулись уголки губ.
Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в
23
гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
2 . «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот
раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на
«пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в
обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно ,
избегая резких движений.
3. «Верблюд». Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
4. «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
5. «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и
мысленным
произнесением
звуков
[а]
или
[э]
на
твердой
атаке,
сложнее
—
с
шепотным
произнесением этих звуков.
6 . «Силач-1». Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять
вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот.
Расслабиться.
7. «Силач-2». Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в
ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
8. «Силач-3». Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под
челюстью ребенка).
9 . «Силач-4». Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки
взрослого, лежащей на затылке ребенка.
10. «Дразнилки». Широко, часто открывать рот и произносить па-па-па.
Артикуляционная гимнастика для мышц глотки и мягкого нёба
1.«Спать хочется»: позевывать с открытым и закрытым ртом; позевывать с широким открыванием
рта, шумным втягиванием воздуха.
2.«Горлышко болит»: произвольно покашливать ; хорошо откашляться с широко открытым ртом, с
силой
сжимая
кулаки;
покашливать
с
высунутым
языком;
имитировать
полоскание
горла
с
запрокинутой головой; полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром);
глотать воду маленькими порциями (20-30 глотков); глотать капли воды, сока.
3.«Шарик». Надувать щеки с зажатым носом.
4.Медленно произносить звуки [к], [г], [т], [д].
5.Подражат; стону; мычанию;свисту.
6.«Силач»:запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке
ребенка;опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка;
запрокидывать
и
опускать
голову
при
сильном
нажатии
подбородком
на
кулаки
обеих
рук;
24
выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый
пытается удержать язык ребенка вне рта.
7.Произносить гласные звуки [а], [э], [и], [о], [у] на твердой атаке.
8. «Ишачок». Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук [и] отделяется
от звука [а] паузой.
Возможности использования информационных технологий
в
логопедии:
повышение
мотивации
к
логопедическим
занятиям;
организация
объективного
контроля
развития
и
деятельности
детей;
расширение
сюжетного
наполнения
традиционной
игровой
деятельности;
возможность
быстрого
создания
собственного
дидактического
материала;
визуализация
акустических
компонентов
речи;
расширение
спектра
невербальных
заданий;
обеспечивают
незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной; значительные возможности в
развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции
мышления и речи; за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый
п е р е в о д
и з у ч а е м о г о
м а т е р и а л а
в
д о л г о в р е м е н н у ю
п а м я т ь .
Чтобы
заинтересовать
детей,
сделать
обучение
осознанным,
нужны
нестандартные
подходы,
и н д и в и д у а л ь н ы е
п р о г р а м м ы
р а з в и т и я ,
н о в ы е
и н н о в а ц и о н н ы е
т е х н о л о г и и .
Важно
сохранить
как
традиционные
подходы,
так
и
развивать
новые
направления
логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама
по себе «инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. В
этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают
необходимость и действенность новой технологии.
25
3.2.
Описание
способов
отбора
и
структурирования
содержания
образования
и
его
реализация.
Для
обеспечения
полноценного
развития
артикуляционного
аппарата
детей
с
ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей необходимо
объединение усилий педагогов, родителей и учителя-логопеда в проведении планомерной работы,
направленной на развитие артикуляционного аппарата, а именно:
- в работе с детьми
:
внедрить комплексы артикуляционных гимнастик «Превращения в печеньку», "В гостях у
Снежной королевы", "Соберем поезд" (со звуком "С", "Р", "Ш", "Л") и др.
проведение логопедического массажа , точечного , зондового массажа, комплекса БАТ
использование биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики;
использование информационных технологий при проведении артикуляционных гимнастик, в
частности игр "Мерсибо".
- в работе с родителями:
создать «Родительский клуб» с целью педагогического просвещения по вопросам развития
речи детей с ограниченными возможностями здоровья: беседы-практикумы «Как организовать
дома с детьми игры на развитие артикуляционного аппарата»,
« Играем дома!», сценарии
занятий «Игры с язычком»,
«Помоги тигренку зарычать»; "В гости к Свистелочке", "Я и
Звоночек", "Автоматизация звуков в домашних условиях", "Роль родителей в развитии речи
детей", "Как организовать логопедические занятия дома".
оформить «Медиатеку», способствующую накоплению материалов к занятиям с детьми в
домашних
условиях:
развивающие
и
обучающие
игры
,
способствующие
развитию
артикуляционного аппарата
- в работе с педагогами:
организовать «Консультативный центр», способствующий педагогическому просвещению и
включающий: информационные калейдоскопы «Артикуляционная гимнастика. Значимость и
рекомендации»,
семинары-практикумы
«Роль
педагога
в
развитии
речи
детей",
"Как
организовать логопедические занятия ", "Ребенок с ограниченными возможностями и речь",
мастер -классы
транслировать опыт работы в методических профессиональных изданиях.
Упражнения, которые имеют условные названия, связаны с определенным игровым образом
и
требуют
перевоплощения,
вызывают
у
детей
интерес,
препятствуют
утомлению.
Артикуляционную гимнастику можно сочетать с развитием мелкой и общей моторики, голоса,
дыхания и других нарушенных функций. Все задания объединяются единой темой.
26
Работая с детьми над развитием артикуляционной моторики, важно знать, что:
Проводить
артикуляционную
гимнастику
ежедневно,
чтобы
вырабатываемые
у
детей
двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
Непосредственная работа над развитием моторики должна занимать не менее пяти минут, а
все занятие – 10-12 минут.
Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком
положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном
состоянии.
Если
ребенок
выполняет
упражнения
с
индивидуальным
зеркалом,
предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.
Некоторые упражнения проводятся под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для
того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
Упражнения
выполняются
ребенком
поэтапно:
он
улыбается,
показывает
зубы,
приоткрывает рот, поднимает кончик языка в «чашечку», выдувает теплую воздушную
струйку на ладошку
Также
поэтапно
следует
проверять
выполнение
упражнения.
Это
дает
возможность
определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.
Таким образом, целенаправленная, системная работа по развитию артикуляционного
аппарата детей имеет важнейшее значение в развитии речи детей с ограниченными
возможностями здоровья.
27
IV. Заключение.
4.1. Реализация проекта.
При разработке проекта «Технологии развития артикуляционного аппарата в работе с детьми с
ОВЗ»:
-
учитывались
основные
нормативные
документы,
действующие
в
Российской
Федерации
и
регулирующие деятельность образовательных учреждений;
- использованы теории и методики, научные труды,
статьи по коррекции речевых нарушений у
дошкольников Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, О.В. Правдиной, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой,
М.Е. Хватцевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской, А.В. Ястребова
и др..
-
за
основу
взяты
методические
рекомендации
по
развитию
артикуляционного
аппарата
Л.И.Жидковой, Е.С. Анищенковой, О.В.Егоровой, Куликовской Т.А. и др.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Проект предполагает несколько этапов его реализации.
Этапы
Основные задачи
Сроки
организационный
Изучение
психолого-педагогической
литературы
по
развитию
артикуляционного
аппарата
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья
Сентябрь-
октябрь 2018
учебный год
Разработка рекомендаций по оборудованию зоны для совместных и
самостоятельных игр, упражнений по развитию артикуляционного
аппарата.
Подбор инновационных методов и приемов работы по развитию
артикуляционного аппарата детей.
основной
Проведение мероприятий проекта по развитию артикуляционного
аппарата детей с ограниченными возможностями детей.
Октябрь-март
2018-19 учебный
год
Разработка
методических
и
практических
рекомендаций
для
родителей,
педагогов
,
направленных
на
работу
по
развитию
артикуляционного аппарата детей
Систематизация
методического
материала
и
сопоставление
промежуточных результатов с задачами проекта
28
итоговый
Анализ эффективности апробации цикла мероприятий и степени
его реализации в работе дошкольного.
Апрель-май
2018-2019
учебный год
Обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели
психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и
городских
служб,
обеспечивающих
развитие
детей
с
задержкой
психического развития
Трансляция
опыта
работы
в
методических
профессиональных
изданиях
Таким
образом,
проект
ориентирован
на
работу
в
условиях
дошкольного
образовательного
учреждения
с
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
имеющих
недостаточное
развитие
артикуляционного праксиса.
29
4.2.
Оценка
результатов
осуществления
проекта
(ожидаемые
результаты
реализации
проекта).
Ожидаемые
результаты
внедрения
в
образовательное
пространство
дошкольного
образовательного
учреждения проекта «Технологии развития артикуляционного аппарата для
детей с ограниченными возможностями здоровья»:
- создание мотивационного комплекса для оптимизации проводимой работы с детьми с
ОВЗ;
- активное участие педагогов и родителей в в корреционно-логопедическом процессе;
- создание картотеки, видеотеки, медиатеки, способствующих накоплению материалов к
занятиям с детьми, как в домашних условиях, так и в работе других педагогов;
- разработка и апробация методических и практических рекомендаций для родителей и
педагогов для развития артикуляционного аппарата детей с ОВЗ;
- трансляция опыта работы в методических профессиональных изданиях.
Таким образом, внедрение в воспитательно-образовательный процесс нашего дошкольного
образовательного учреждения
проекта «Технологии развития артикуляционного аппарата для
детей с ограниченными возможностями здоровья» позволит создать оптимальные условия для
развития артикуляционного аппарата детей с ОВЗ, обеспечить их дальнейшее речевое развитие.
30
4.3. Технологичность проекта
Под технологичностью понимают качество проекта программного продукта, от которого
зависят трудовые и материальные затраты на его реализацию и последующие модификации.
Поэтому данный проект может быть опубликован в электронно-печатном формате: основная
часть в печатном виде, приложения в электронном. Такой формат является более востребованным
в
педагогической
среде,
поскольку
позволяет
педагогам
использовать
приложения
в
работе
посредством работы с электронными документами (например: распечатка – работа педагогов,
родителей с материалом (анкета, тест).
Отсюда, для реализации проекта предполагается наличие разнообразных условий:
─
компьютер или ноутбук,
─
проектор, переносной экран,
─
сканер,
─
цветной принтер, позволяющий установить систему непрерывной подачи чернил,
─
цифровой фотоаппарат,
─
расходные материалы, такие, как CD-диски для записи и хранения электронных материалов,
флеш-карты для обмена и обновления информации и пр.
31
V. Список литературы
1. Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / - М.: АСТ,
Астрель, 2010.
2. Анищенкова, Елена Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / - М.:
"Издательство АСТ", 2006.
3. Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / Р.Г. Бушлякова. - М.:
Детство-Пресс, 2011. - 240 c.
4. Бушлякова, Рита Григорьевна Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты
индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и
сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое
артикуляционное упражнение / Бушлякова Рита Григорьевна. - М.: Детство-Пресс, 2011.
5. Волошина, И. А. Артикуляционная гимнастика для девочек / И.А. Волошина. - М.: Детство-
Пресс, 2011.
6. Волошина, И. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков / И.А. Волошина. - М.: Детство-
Пресс, 2011.
7. Воробьева, Т. А. Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. - М.: Литера,
2016.
8. Гиппиус, С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. - М.: Прайм-Еврознак,
2006. - 384 c.
9. Гиппиус, С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. - М.: СПб: Прайм-
Еврознак, 2007.
10. Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые
упражнения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2013.
11. Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые
упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у
дошкольников / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2014.
12. Коноваленко, Светлана Владимировна Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и
дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления
произношения звуков у дошкольников 4-5 лет / Коноваленко Светлана Владимировна. - М.: ГНОМ
и Д, 2016.
13. Красикова, И. С. Гимнастика для ленивых / И.С. Красикова. - М.: Корона Принт, 2003. - 144 c.
14. Куликовская, Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках / Т.А. Куликовская. - М.: Гном,
2012.
15. Куликовская, Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках. Пособие для логопедов,
32
воспитателей, родителей / Т.А. Куликовская. - М.: Гном, 2014.
16. Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов,
воспитателей логопедических групп и родителей / Т.А. Куликовская. - М.: ГНОМ и Д, 2014.
17. Куликовская, Татьяна Анатольевна Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Куликовская Татьяна Анатольевна. - М.:
ГНОМ и Д, 2016.
18. Лазаренко, О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / О.И.
Лазаренко. - М.: Айрис-пресс, 2015.
19. Нищева, Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2009.
33