Напоминание

"педагогическая теория и практика:актуальные идеи и успешный опыт в условиях модернизации российского образования"


Автор: Утеева Айгуль Серикпаевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: Практический сборник занимательных упражнений по формированию слоговой структуры слова для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: "педагогическая теория и практика:актуальные идеи и успешный опыт в условиях модернизации российского образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занимательные упражнения

по формированию

слоговой структуры слов

для детей с тяжелыми

нарушениями речи

Нарушения

слоговой

структурой

слова

мешают

нормальному

развитию

речи

ребенка

и

затрудняют

его

общение.

Последние

исследования

подтверждают

связь

нарушений слогового состава слова с особенностями развития неречевых процессов:

оптико-пространственной

ориентации,

ритмической

и

динамической

организации

движений, способности к серийно-последовательной обработке информации, слуховому

восприятию и вниманию (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина).

Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной

системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков

музыки – по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические

процессы опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и

составляющих как бы «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и

мыслить только воспринимая.

Следовательно,

на

подготовительном

этапе

формирования

слоговой

структуры

слова важную роль будет играть развитие слухового восприятия и неречевого ритма.

Задачами работы по их формированию являются:

1. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.

2. Развитие и закрепление элементарного чувства ритма.

3. Развитие темпо-ритмической организации движений.

В данной работе мы предлагаем несложные игры и упражнения по формированию

таких

просодических

компонентов

как

чувство

ритма,

темпа,

динамических

характеристик. Материал может быть использован как на подготовительном этапе работы,

так и на коррекционном: работа проводится на невербальном и вербальном уровне.

Разделы:

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания,

слухового гнозиса

Игры и упражнения для развития чувства ритма

Упражнения на развитие пространственного ритма

Упражнения на развитие темпо-ритмической организации движений

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового

гнозиса

«Оркестр», «Что звучит?»

Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов,

развитие слуховой памяти.

1 вариант. Логопед воспроизводит звучание инструментов (дудочка, барабан, колокольчик

и др.). Дети, прослушав, воспроизводят звучание. («Поиграй, как я»)

2 вариант. У логопеда большой и маленький барабан, у детей большой и маленький

кружок. По большому барабану стучим и говорим там-там-там, по маленькому тям-

тям-тям. Играем на большом барабане показываем большой кружок и поём там-там-

там; тоже

с

маленьким.

Затем

произвольно

логопед

показывает

барабаны,

дети

поднимают кружки и поют нужные песенки.

«Определи, где звучит?», «Кто хлопал?»

Цель: определение

места

звучащего

предмета,

развитие

направленности

слухового

внимания.

1 вариант Дети закрывает глаза. Логопед тихо встаёт в стороне (сзади, спереди, слева,

справа)

и

звенит

в

колокольчик.

Дети

не

открывая

глаза,

рукой

указывают,

откуда

доносился звук.

2 вариант. Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза.

Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто

хлопал.

«Найди пару», «Тихо – громко»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов.

1 вариант. У логопеда звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок,

спички и др. )расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам,

одинаково звучащим.

2 вариант. Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то

тихо, то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если более громко, идут

обычным шагом, если ещё громче – бегут. Кто ошибся, то становится в конец колонны.

«Найди картинку»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением

животных

(пчела,

жук,

кошка,

собака,

петух,

волк

и

др.) и

воспроизводит

соответствующие

звукоподражания.

Далее

детям

дается

задание

определить

по

звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.

Игра может проводиться в двух вариантах:

а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции,

б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).

«Хлопки»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он животное,

дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся,

выбывает из игры.

«Угадай, что делать».

Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

Детям дают в руки два флажка. Если логопед громко звенит бубном, дети поднимают

флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях. Чередовать громкое и

тихое звучание бубна рекомендуется не более четырех раз.

«Угадай, кто идет».

Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

Логопед показывает детям картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а

воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда

же логопед быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи. Затем логопед стучит в бубен,

все время меняя темп, а дети то прыгают, то медленно ходят. Менять темп звучания надо

не более пяти раз.

«Запомни слова».

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед называет 3-5 слов, дети должны повторить их в том же порядке. Игра может быть

проведена в двух вариантах. В первом варианте при назывании слов даются картинки. Во

втором варианте слова предъявляются без зрительного подкрепления.

«Аисты - лягушки»

Дети идут по кругу и слушают логопеда. Если логопед хлопнет в ладоши один раз, дети

должны превратиться в аистов: встать на одну ногу, руки в стороны. На два хлопка дети

превращаются в лягушек: садятся на корточки, руки опускают на пол между ногами. Если

логопед хлопает три раза, дети продолжают ходьбу по кругу

.

Игры со звуковыми символами

«Кто внимательный?»

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического

слуха на речевом материале.

На столе один символ звука или несколько. Логопед называет ряд гласных звуков. Дети

должны поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с

одним символом, затем с двумя и более по мере усвоения детьми навыков звукового

анализа и синтеза.

«Звуковые песенки»

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического

слуха на речевом материале.

Перед детьми звуковые символы. Логопед предлагает детям составить звуковые песенки

типа АУ, как дети кричат в лесу, или как кричит ослик ИА, как плачет ребенок УА, как мы

удивляемся 00 и

другие.

Сначала

дети

определяют

первый

звук

в

песенке,

протяжно

пропевая ее, затем - второй. Потом дети с помощью логопеда выкладывает звукокомплекс

из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает»

составленную им схему.

«Кто первый?»

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического

слуха на речевом материале.

Перед детьми символы звуков, предметные картинки утка, ослик, аист, иволга Логопед

показывает

детям

картинку,

обозначающую

слово,

которое

начинается

с

ударного

гласного а, о, у, или и. Дети четко называют то, что нарисовано на картинке, выделяя

голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот,

который соответствует начальному гласному в данном слове.

Игры и упражнения для развития чувства ритма

Упражнение 1

Цель. Формировать чередующийся ритм движений.

Ребенку

предлагается

повторять

серию

движений

(хлопнуть,

стукнуть,

топнуть)

сопряженно с логопедом, с очередностью и по показу.

По мере усвоения заданной серии необходимо менять последовательность выполнения

движений.

Упражнение 2

Цель. Составлять ритмический ряд на основе чередования его элементов.

Ребенку предлагается выложить ряд геометрических форм с чередованием:

а) цвета,

б) величины,

в) формы

Чередование элементов предлагается по показу или образцу

После

предварительного

анализа

и

выделения

каждого

элемента

ритмического

ряда

ребенку предлагается продолжить ряд.

Вариант 1. Чередование элементов ритмического ряда задается речевой инструкцией,

например:

выложи

разноцветную

дорожку.

Сначала

положи

два

красных,

потом

два

желтых кружочка.

Вариант 2. Ребенку предлагается закончить ряд, вставив недостающие формы.

Вариант 3. Ребенку предлагается найти нарушения ритмического ряда и исправить его.

Упражнение 3

Цель. Воспроизводить линейный ритмический ряд, используя прием рисования.

Ребенку

предлагается

нарисовать

вертикальные

линии

в

определенном

ритме

с

чередованием цвета, высоты линий или расстояния между ними. Игровые приемы —

нарисовать разноцветный забор с чередованием двух и более цветов, «починить» его,

вставив

пропущенные

линии

заданного

цвета

и

высоты,

позволяют

формировать

устойчивые двигательные переключения.

Упражнение 4

Цель. Соотносить ритм повторяющихся движений с ритмическим рисунком стихотворного

текста.

Ребенок

проговаривает

знакомый

стихотворный

текст,

отхлопывая

(отстукивая)

ритм

обеими руками или сопровождая его покачивающими движениями по столу в направлении

от основания кисти к пальцам.

С безречевыми детьми это упражнение выполняется способом совмещенных действий,

когда логопед проговаривает текст, отхлопывая или отстукивая ритм руками ребенка.

Вариант 1. Ребенок проговаривает знакомый стихотворный текст, ритмично дирижируя

ведущей рукой (счет 2/4). Направление дирижирующих движений горизонтальное — от

себя к логопеду и обратно.

Вариант

2

(коллективные

формы).

Ребенок

проговаривает

знакомые

считалочки,

сопровождая их «салящими» движениями руки к другим детям и логопеду.

Упражнение 5

Цель. Соотносить ритмический рисунок движений рук с речевым ритмом.

Выполнение

пассивной

гимнастики

кисти

и

пальцев

рук

сопровождается

звукокомплексами, слогами (речевыми средствами, доступными ребенку).

Последовательное вращение каждого пальца руки ребенка по часовой стрелке и

против

нее

сопровождается

мелодичным

произнесением

или

пением

цепочки

повторяющихся слогов: большой палец - «па-па-па», указательный - «та-та-та»,

средний – «ка-ка-ка», безымянный - «ля-ля-ля», мизинец - «ма-ма-ма».

Последовательное растягивание межпальцевых складок путем отведения каждого

пальца руки, начиная с большого, сопровождается восклицанием «опа!». При этом

объем

движений,

растягивающих

каждую

межпальцевую

складку,

является

максимальным.

Последовательное

сгибание

и

разгибание

каждой

фаланги

пальцев

руки

сопровождается эмоциональным восклицанием «ку-ку!».

Последовательное разминание большого и указательного, большого и среднего,

большого и безымянного пальцев, большого пальца и мизинца сопровождается

звукоподражанием «топ» (на звук «п» логопед легко сжимает кончики пальцев

ребенка).

Последовательное прокатывание межпальцевого пространства между указательным

и

большим,

средним

и

указательным,

безымянным

и

средним,

мизинцем

и

безымянным

пальцами

раскрытой

ладонью

логопеда

сопровождается

эмоциональным восклицанием «ух!» или «ах!».

Упражнение 6

Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инструментов с ритмом движений.

Звучание каждого музыкального инструмента соотносится с имитационным движением.

Например, звучание колокольчика соответствует раскачивающим движениям кистей рук,

барабана

попеременным

движениям

кулаков

по

столу,

бубна

похлопывающим

движениям кулака о раскрытую ладонь, дудочки — синхронным движениям обеих рук,

прижатых

к

губам.

Ребенок

слушает

звучание

и

воспроизводит

соответствующее

движение.

Вариант

1.

Ребенок

воспроизводит

движения

под

ритм

звучания

музыкальных

инструментов с наращиванием ряда, фиксацией количества движений и звучаний.

Вариант

2.

Ребенок

воспроизводит

ритмы

в

соответствии

со

сменой

звучания

музыкальных инструментов соответствующими им движениями.

Усложнение. Увеличение количества звучаний и движений, участвующих в составлении

ритмического

ряда;

нарушение

ритмических

координации:

несоответствие

звучаний

музыкальных инструментов движениям.

Упражнение 7

Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инструментов со зрительным ритмом,

выстраивать ритмический ряд с опорой на цвет.

«Разноцветные

звуки»:

предварительно

ребенку

предлагается

образец

звучания

двух

различных

инструментов.

Каждое

звучание

соотносится

с

фишкой

(карточкой)

соответствующего цвета. Затем предъявляется повторяющийся или чередующийся ряд

цветных

фишек

(карточек)

и

предлагается

воспроизвести

звучание

соответствующих

музыкальных инструментов.

Вариант 1.

«Цветной

оркестр».

Ребенок

выкладывает

ритмический

цветовой

ряд

по

инструкции

(образцу,

показу),

затем

воспроизводит

звучание

соответствующих

музыкальных инструментов.

Вариант 2 (коллективные формы). Один ребенок выкладывает ритмический цветовой ряд,

второй воспроизводит звучание соответствующих инструментов.

В

качестве

образца

один

ребенок

предлагает

последовательное

звучание

двух-трех

инструментов,

остальные

дети

начинают

соответствующий

ритмический

ряд

и

заканчивают его без слухового подкрепления.

Вариант 3. Ребенку предлагаются готовые ритмические цветовые ряды с заложенными в

них ошибками или пропущенными элементами. Логопед дает последовательное звучание

музыкальных

инструментов,

дети

находят

и

исправляют

ошибки

или

выкладывают

недостающие элементы.

Усложнение.

Увеличение

количества

звуков,

участвующих

в

составлении

слухового

ритмического ряда либо времени между предъявлением звукового образца и составлением

ритмического цветового ряда.

Упражнение 8

Цель.

Соотносить

ритм

повторяющихся

и

чередующихся

звукоподражаний

голосам

животных, птиц, бытовым шумам с ритмом выбранных на основе зрительного восприятия

геометрических форм.

Звукоподражания

голосам

животных,

птиц,

бытовым

шумам

соотносятся

с

геометрическими формами. Например, мычание коровы – с квадратом, мяуканье кошки – с

кругом.

Упражнение 9

Цель. Соотносить ритм движений со слуховым ритмом.

«Разноцветные штрихи»: ребенку предлагается рисовать мелками, пастелью, простым

карандашом штрихи (клубочки) тогда, когда он услышит звук музыкального инструмента

(колокольчика, бубна, свистка) либо музыкального отрывка («Дождик», «Полечка» и др.).

Вариант. «Веселые печати»: ребенку предлагается «печатать» на листе бумаги веселые

картинки, когда он слышит звук бубна (барабана).

Основным

условием

выполнения

этого

упражнения

является

координация

звучания

инструмента (музыкального отрывка) с движением руки. Игровые приемы «Разноцветные

штрихи», «Веселые печати» включаются в работу над слуховым восприятием.

Упражнение 10

Цель.

Соотносить

ритм

движений

с

ритмом

автоматизированных

речевых

рядов

(пересчетом).

Ребенку предлагается выполнять цепочку повторяющихся или чередующихся движений в

соответствии с речевой инструкцией: «Хлопни в ладоши два раза, стукни ладошками по

столу три раза. Повтори несколько раз эти движения со счетом». Ребенок хлопает в

ладоши, сопровождая каждое движение пересчетом: «Раз, два», стучит ладошками три

раза по столу: «Раз, два, три». Темп выполнения движений задается темпом пересчета.

Упражнение 11

Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.

Ребенку предлагается проговаривать цепочку слогов, соблюдая условие: слоги со звуком

«а» проговаривать, отхлопывая в ладоши, слоги со звуком «у» — отстукивая по

а) па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу;

б) па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу;

в) пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па;

г) пу-па-пу, пу-па-пу, пу-па-пу, пу-па-пу, пу-па-пу.

Упражнение 12

Цель. Соотносить речевой ритм со зрительно-двигательными координациями.

«Звуковые дорожки»: ребенку предлагается напевно произносить гласные звуки (слоги),

проводя пальцем по дорожке. Основное условие: соотносить продолжительность звучания

с длиной дорожки (голос звучит, пока движется рука по дорожке).

Упражнение 13

Цель.

Воспроизводить

ритмические

ряды

по

образцу

(речевому,

зрительно-

двигательному).

Логопед предлагает ребенку последовательность действий:

а) выложить разноцветную дорожку, слушая голоса животных (каждому звукоподражанию

соответствует определенный цвет квадрата);

б) «озвучить» эту дорожку с помощью звукоподражаний, нажимая пальчиком на каждый

квадрат;

в) воспроизвести серию движений (стучать кулачками на звукоподражание «му», хлопать

в ладоши на звукоподражание «ме») с одновременным проговариванием звукоподражаний,

используя в качестве образца разноцветную дорожку.

Упражнение 14

Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд по двигательному образцу.

Логопед

показывает

цепочку

движений,

побуждая

ребенка

воспроизводить

соответствующий слоговой ряд. Например, два хлопка в ладоши, два стука по столу

соответствуют слоговой цепочке «па — па — пу — пу».

Упражнение

15

Ц ел ь . Формировать

чередующийся

ритм

движений

и

соотносить

его

с

ритмом

звукоподражаний.

Ребенку предлагается повторять серию движений -хлопнуть, топнуть, щёлкнуть двумя

пальцами. Сначала сопряженно с логопедом, а затем самостоятельно. По мере усвоения

заданной

серии

можно

менять последовательность

выполнения

движений.

Как

только ребёнок чётко усвоил серию движений можно на каждое движение добавить

цепочку

звукоподражаний

или

цепочку

слогов

с

автоматизируемым

звуком.

Например: му, му, му.

Упражнение

16

Цель. Воспроизводить линейный ритмический ряд, используя

камешки

Марблс.

Ребенку предлагается выложить линейный ритмический рисунок из камешков марблс.

При этом задаётся условие- правой рукой берём большой камешек, левой-маленький.

Ритмический

ряд

задаёт

логопед.

Например:

большой,

большой,

маленький

или

маленький,

маленький,

маленький,

большой.

По

мере

усвоения

заданного

ритма

добавляют слова соответствующей слоговой структуры.

Упражнение 17

Ц е л ь . Воспроизводить

серийные

ритмические

движения,

соотносить

их

со

звукоподражанием и шагами по балансировочным дискам.

Ребенку предлагается повторять серию движений (руки вперёд, руки в стороны, руки

вниз). На каждое движение ребёнок делает шаг, переступая с диска на диск. Сначала

сопряженно

с

логопедом,

а

затем

самостоятельно.

По

мере

усвоения

серийных

ритмических движений логопед добавляет цепочки слоговых рядов, звукоподражаний

или слов.

Упражнение 18

Цель. Воспроизводить ритмическую цепочку, используя «Звучащие жесты» с опорой на

зрительные символы.

Логопед читает стихотворение и в конце каждой строки демонстрирует ребёнку схему,

на

которой

указано

количество

ударов

ложками,

частота

этих

ударов

и

громкость.

Ребёнок, опираясь на зрительный ритмический ряд, отстукивает его ложками. Можно

заменить хлопками, шлепками, щелчками, притопами и.т.д.

Дятел сядет на сучок:

Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Дятел смотрит, где жучок:

тук- Тук, тук,- Тук!

Над дубравой сильный град:

туки- туки-Тук, туки-туки-Тук!

С дуба желуди летят:

Туки, тук-тук, Туки, тук-тук!

Упражнение 19

Цель. Воспроизводить ритмическую цепочку по заданному ритму, используя «Звучащие

жесты».

Логопед

читает

текст,

ребёнок

в

конце

каждой

фразы

производит

серию

звучащих

жестов,

заданных

логопедом.

Количество

жестов,

их

длительность,

сила

обговариваются заранее.

1-я фраза. Хлопки.

2-я фраза. Притопы.

3-я фраза. Хлопки.

4-я фраза. Шлепки по коленям.

Дождь идет, дождь идет,

А когда же он пройдет?

Вот когда идти устанет,

Вот тогда и перестанет.

Упражнение 20

Цель. Воспроизводить зрительную ритмическую цепочку по заданному звучащему ритму.

Ребёнку

предлагают

предметные

картинки

с

изображением

больших

и

маленьких

предметов. Например: курица и цыплята. Логопед, используя громкие и тихие хлопки

(шлепки,

притопы

и.т.д.)

задает

ритмический

ряд,

сохраняя

паузирование.

Ребёнок

прослушав, должен выложить зрительную ритмическую цепочку, используя предметные

картинки (цыплёнок-цыплёнок-Курица, цыплёнок-цыплёнок-Курица, и.т.д.).

2-й

вариант. Логопед

выкладывает

схему

ритмического

ряда

с

использованием

предметных картинок, геометрических фигур или палочек. Озвучивает его, а ребёнок

исправляет ошибку.

3-вариант. Логопед

выкладывает

несколько

схем

ритмического

ряда,

озвучивает

его

(ложки, барабан, шлепки, хлопки), а ребёнок должен найти схему соответствующего

ритмического рисунка.

Упражнение 21

Цель. Воспроизводить мелодико-интонационную и ритмическую сторону речи.

«Отгадай, кого позову».

Логопед называет название животных (можно использовать

различную лексическую группу слов- посуда, обувь, продукты, птицы и.т.д.), ритмично

хлопая в ладо-ши, выделяя ударный слог голосом и более сильным хлопком: «Всех

животных называю, слог ударный выделяю»

Логопед помогает ребёнку выделить ударный слог более сильным хлопком, беря его руки

в

свои.

Таким

образом

он

обращает

внимание

ребёнка

на

мелодико-интонационную

сторону речи. После этого предлагает отгадать, какого животного он хочет позвать —

отхлопывает

слого-ритмическую

структуру

одного

из

двух

предложенных

животных,

выделяя более сильным хлопком ударный слог.

Упражнение 22

Цель. Воспроизводить ритмическую цепочку по заданному ритму.

Логопед встаёт за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук-тук-тук. Ребенок спрашивает:

«Кто там?» Логопед отвечает: «Это я, Зайка-попрыгай-ка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «А

я пес

Полкан»

(называет

любой

персонаж

детской

сказки).

Взрослый

продолжает:

«Ну-ка,

пёсик, выходи, со мною в ложки постучи!" Логопед играет ребенку на ложках любой из

предложенных ритмов: || | || |; ||| | ||| |, затем передаёт ложки ребёнку, далее

предложенный ритм отбивает ребёнок. Игра повторяется 3-4 раза

Упражнение 23

Цель. Воспроизводить ритмический звуковой ряд.

Эти упражнения проводятся, начиная с самых первых занятий и на протяжении всего

периода обучения. В этой игре логопед предлагает каждому из детей внимательно слушать

и повторять за взрослым цепочку звуков, слогов, слов. Для оживления игры и привлечения

внимания

ребенка

к

активному

слушанию

взрослый

перебрасывает

мяч

ребёнку

и

проговаривает звуковые цепочки. Ребенок повторяет их за взрослым в нужном порядке и

возвращает ему мяч. Начинать с двух звуков, прямых или обратных слогов; простых по

составу слов. Затем увеличить объем произносимого материала до трех звуков, слогов,

слов и т.д. Усложняется и звуковой материал: сначала изолированные гласные, затем три

гласных звука, где первый и последний звуки повторяются, затем три различных гласных

звука в цепочке и т.д. Повторение слогов может быть следующим: два слога на один

согласный звук (па - пу); два слога с оппозиционными согласными и одинаковым гласным

(та -да); два слога с согласными, различающимися по твердости -мягкости (ты - ти);

обратные слоги с гласными 1-2 ряда (ат -ут; ат - ят);. обратные слоги с твердыми и

мягкими согласными в конце (ат - ать); закрытые слоги с твердыми и мягкими со гласными

(сас - сос; пап - пяп); слоги со стечением твердых и мягких согласных (ста - сты; стя - сти;

ста - стя; сты -сти). Увеличивая объем до трех слогов и более, первый и последний слоги

давать одинаковыми; затем слоги в цепочке могут быть разными.

Упражнение 24

Цель. Воспроизводить ритмический звуковой ряд, мелодико-интонационную сторону

речи.

«Музыкальный мяч». Логопед предлагает отгадать по его интонации, о чем он говорит с

«музыкальным

мячом»,

радуется

или

сердится,

задает

вопрос

или

что-то

просит.

Например, интонация вопроса: та-ту-ТА? Просьбы: та-ТУ-та, радости: та-ту-ТА! Запрета:

ТА-ТУ-ТА. После того как ребёнок правильно отгадал различные интонации, логопед

предлагает поиграть: « Кто задаст лучше всех вопрос, но без слов» и сам дает вариант

вопроса, например: фа-фу-ФА? Фы-фа-ФО? А теперь кто лучше всех попросит без слов,

например: фа-ФУ-фа; вы-ВА-во. Кто лучше всех обрадуется без слов: фу-фы-ФО! Вы-ву-

ВА! Или запретит что-то делать: ФА-ФУ-ФА.

Упражнение 25

Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инструментов с ритмом движений.

Звучание каждого музыкального инструмента соотносится с имитационным движением.

Например, звучание колокольчика соответствует раскачивающим движениям кистей рук,

барабана

попеременным

движениям

кулаков

по

столу,

бубна

похлопывающим

движениям кулака о раскрытую ладонь, дудочки — синхронным движениям обеих рук,

прижатых

к

губам.

Ребенок

слушает

звучание

и

воспроизводит

соответствующий

двигательный ритмический ряд.

Упражнение 26

Цель. Соотносить ритм движений с ритмом речевого материала.

«Веселые мячики»

Дети

выполняют

прыжки,

одновременно

произнося

любые

слоги,

предложенные

взрослым.

В

дальнейшем

это

могут

быть

строчки

любого

детского

стихотворения.

Дыхание

и

речь

при

выполнении

упражнения

должны

быть

свободными

и

скоординированными с движением. Плечевой пояс, шея, верхняя часть груди свободны.

Во время прыжков следить за

плавностью выдоха, ровным и свободным звучанием голоса

и четким произношением.

Упражнения на развитие пространственного ритма

Упражнение 1

Легко и размашисто в воздухе рукой делать штрихи слева направо.

Упражнение 2

Ребенку предлагается изобразить на листе бумаги размашистое, сильное, легкое и

ритмическое штрихование слева направо, связав процесс рисования с эмоционально-

насыщенным образом, например: «Так подметает улицу метлой веселый молодой

дворник».

Упражнение 3

Ребенку предлагается воспроизвести дугу, выгнутую вниз. Эта линия является зеркальным

отражением предыдущих линий и требует осознанного выполнения движений.

Затем можно предложить чередовать два последних упражнения.

Упражнение 4

Рисование волнообразных линий. В этом упражнении сочетаются два вида движений:

колебательное (вверх-вниз) и равномерное (слева направо).

Упражнение 5.

Рисование разноцветной радуги слева направо с постепенно увеличивающимися дугами,

концы которых должны стоять на земле.

Упражнение 6.

«Клубок», «Тучка», «Каляки-маляки» - рисование.

Упражнение 7.

Рисование круга, спирали.

Упражнение 8.

Рисование восьмерки.

Упражнение 9.

Рисование спирали, попадая снизу в точки, расположенные а горизонтальной линии.

Усложнение: без нарисованных точек.

Упражнение 10.

Рисование спирали, касаясь линии сверху.

Упражнение 11.

«Слаломные» упражнения.

Упражнение 12.

«Прыжки» с точку на точку в соответствии ритмом, задаваемым голосом или музыкой.

Упражнения на развитие темпо-ритмической организации движений.

«Перекрестные движения с предметом»

Оборудование: колокольчики.

Встаньте лицом к лицу с ребенком. Сначала попробуйте разучить это упражнение без

колокольчика, а потом повторите его с колокольчиком. Суть его в том, чтобы ребенок с

разной силой и амплитудой попеременно то разводил руки, то скрещивал их перед собой

или над собой.

Можно усложнить задачу, чередуя тихое и громкое звучание колокольчика при движениях

руками: при тихом звучании разводите руки в стороны и плавно выполняйте перекрестные

движения руками перед собой на уровне груди. На громкое звучание делайте более

сильные взмахи руками через стороны над собой.

Вместо колокольчиков можно использовать ленты, цветы, флажки и другие подходящие

предметы, которыми интересно взмахивать. Постепенно упражнение может усложняться и

дальше: на следующем этапе предложите ребенку выполнять те же движения с предметом,

но в процессе ходьбы, прыжков, бега.

«Весёлая ленточка»

Оборудование: барабан, лента.

Слушая громкое звучание бубна, ребенок ходит по комнате, размахивая лентой вперёд-

назад, а когда логопед ударяет по бубну тихо, останавливается, прячет ленту за спину.

Различное звучание можно обозначить и шагами: при громком звучании ребенок ходит как

обычно, при тихом - на носочках.

«Хлопки по коленочкам»

Оборудование: бубен.

Сядьте на стульчики друг против друга. У логопеда в руках бубен. Когда логопед громко

ударяет в бубен, ребенок хлопает ладошками по коленкам, а когда бубен звучит тихо -

делает лёгкие хлопки перед собой.

«Мы похлопаем в ладошки»

Ребенок и логопед хлопают в ладоши, затем ударяют руками по ладоням партнера. Можно

усложнить игру, перекрещивая руки, когда партнеры ударяют по ладоням друг друга.

«Кулак - ладонь»

Руки ребенка должны быть всё время повёрнуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши

- удар кулака о ладонь, хлопок -удар другим кулаком о вторую ладонь.

«Мяч вокруг себя»

Оборудование: маленькие мячи, которые можно держать одной рукой.

Встаньте

напротив

ребенка.

Взрослый

и

ребенок

держат

мячи

в

одной

руке.

Перекладываем маленький мяч спереди из правой руки в левую, а сзади - из левой руки в

правую.

Делаем

такие

круговые

движения

вокруг

шеи,

пояса,

ног.

Затем

меняем

направление. Эту игру хорошо сопровождать какой-нибудь подходящей песенкой. Ребенок

действует по подражанию.

«Бабочки»

Эту игру-упражнение можно выполнять под музыку или под счёт.

На счет «раз, два, три, четыре» изображаем бабочку движениями рук: описываем полукруг

руками снизу вверх, соединяя руки над головой тыльной стороной ладони. Потом на «раз,

два, три, четыре» вытягиваем руки вперёд ладонями вверх – это бабочка показывает свои

усики. Затем вращаем кистями рук перед собой (3-5 секунд), в заключение опускаем руки

вниз и встряхиваем их.

«Цапля»

Это более сложная игра, она отличается от той, что описана выше. Предложите ребенку

встать на левую ногу, а правой, удерживая ее на весу, покачивать вперёд-назад. Опустите

правую ногу на пол, повторите то же самое с левой. Если ребенку трудно, можно слегка

придерживать его под мышками, но при этом необходимо расположиться так, чтобы он не

повисал на ваших руках. Задача логопеда – только помочь ребенку сохранить равновесие.

«Канатоходец»

Ребенку предлагается вместе с логопедом потоптаться на канате, который лежит на полу.

Стопы ребенка должны располагаться поперек каната.

«Пружинки»

Ребенок и логопед стоят друг напротив друга. Руки на поясе, пятки вместе, носки врозь.

На счет «раз» ребенок, сгибая колени, выполняет небольшое полуприседание, на счет

«два» - колени выпрямляются. (Упражнение можно выполнять под музыку или под счёт.)

«Лёгкие и тяжёлые руки»

И.п.: стоя, руки спрятаны за спину. На «раз, два» плавно поднять руки вперёд до уровня

плеч, на «три, четыре» спрятать руки за спину. На «пять, шесть, семь, восемь» сильно

покачивать руками вперёд, назад.

«Ветерок и ветер»

«Ветерок слабо колышет ветки деревьев» - ребенок водит перед собой прямыми руками

вправо-влево, постепенно поднимая их вперёд и вверх.

«Ветер подул сильнее» - ребенок сильно бросает руки то вправо, то влево.

«Ветер успокоился» - плавно опускает руки вниз.

«Весёлые ножки»

Сядьте на стулья, упритесь руками в бёдра, локти разведите в стороны. Выставляйте

правую ногу на пятку, сильно согнув её в подъёме (носок смотрит вверх), затем выпрямите

подъём, затем снова согните и уберите ногу под стул. То же самое выполните другой

ногой. После этого попросите ребенка сделать упражнение вместе с вами.

«Большой велосипед»

Логопед с ребёнком сидят напротив друг друга, на каждый слог хлопают поочерёдно

по коленям, по команде «спасают» названную часть тела.

Постепенно ребёнок запоминают, какому животному соответствует определённая часть

тела, и сам договаривает фразу, после того как Логопед назовёт животное. Это

вырабатывает чувство ритма и рифмы.

Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.

Вдруг навстречу БЕГЕМОТ – береги РОТ.

Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.

Вдруг навстречу КОЗА – береги ГЛАЗА.

Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.

Вдруг навстречу ПЁС– береги НОС.

Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.

Вдруг навстречу ХРЮШКИ – береги УШКИ.

Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.

Вдруг навстречу КОШКИ – береги ЛАДОШКИ.

Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.

Вдруг навстречу ОЛЕНИ – береги КОЛЕНИ.

Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.

Вдруг навстречу ТЕЛЯТКИ – береги ПЯТКИ.

«Песня машиниста»

Логопед задаёт вопрос, ребёнок отвечает. Если ребёнок не может чисто произнести

стечение согласных, их следует разделить: С – сжать кулаки, ПЯТ – хлопнуть по коленям.

Спят ли волки? Спят, спят. Спят ли пчелки? Спят, спят.

Спят синички? Спят, спят. А лисички? Спят, спят.

А тюлени? Спят, спят. А олени? Спят, спят.

А все дети? Спят, спят. Все на свете? Спят, спят.

Только я и паровоз (ребёнок поднимает указательный палец вверх. Показывает на себя.

Сгибает руки в локтях, показывая движение паровоза).

Мы не спим, мы не спим (показывает на себя, машет указательным пальцем: С - сжимает

кулаки, ПИМ – хлопает по коленям).

Всё колесами стучим, и гудим: Ту – ту (изображает руками паровоз. «Тянет» за «петлю

паровозного гудка»)

«Ладошка»

Используется нарисованные ладошки с растопыренными пальцами. Ребёнок плотно

прижимает ладошки к нарисованным, открывается только одна пара.

1.Автоматизируются все доступные произношению ребёнка согласные звуки в закрытых

слогах.

2. Автоматизация звуков в словах. На каждое слово делается два (3, 4, 5) так чтобы слово

разделилось на слоги и стечение согласных произносилось чётко.

«Идем по лесенке»

Ребенок должен, повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по

ступенькам игрушечной лесенки. На каждой ступеньке - остановка.

Вариант игры. Можно предложить ребенку повторить серии из двух-трех односложных

слов из закрытого слога: в прямом порядке, с подъемом по лесенке вверх, либо в

обратном, со спуском вниз.

Упражнения на дифференциацию слов изучаемого типа со словами большей или

меньшей контрастности по слоговой структуре.

Логопед показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное

количество

шагов

(например,

сыр

-

самолет).

Затем

дети

прошагивают

называемые

логопедом

слова.

Дети

делятся

на

три

группы.

Взрослый

объясняет,

что

нужно

прослушать названия деревьев. При этом ребята из первой группы должны выбирать для

«посадки» и запоминать деревья с односложными названиями, из второй группы - с

двусложными,

из

третьей

-

с

трехсложными.

После

зачитывания

названий

задание

совместно проверяется.

Слова: сосна, ель, липа, осина, дуб, береза, тополь, рябина, ива, клен

Игра «Ритмичный перехват»

Оборудование: толстая веревка (6 мм в диаметре) с узлами, завязанными через

равные промежутки. Концы веревки необходимо связать.

Все дети берутся за веревку одной рукой и, проговаривая стихи, меняют руки на

каждый слог:

На машине в лес поедем,

Не боимся мы медведя.

Мы грибочки соберем

И обратно повернем.

Далее смена рук происходит на ударных слогах:

Я хватаюсь за веревку,

Левой ловко, правой ловко.

За узлы ее беру

И тебя зову в игру

Используется

завязывание

узлов,

укладывание

в

коробку

вещей

одновременно

двумя руками.

Отхлопывание совместно с логопедом частей произносимых слов, контрастных по

количеству слогов (односложные и трехсложные; двухсложные и четырехсложные). Чтобы

заинтересовать ребенка, данное упражнение можно превратить:

- в игру в мяч:

Проговариваем

стихотворную

строчку

по

слогам,

дети

передают

друг

другу

мяч:

Ли-ли-ли - мы козу пасли.

Ач-ач-ач – у Никиты мяч.

- игру – считалку:

Ка-тил-сяго-рох по блю-ду,

Ты во-ди, а я бу-ду.

Игра « Ритмичные хлопки»

Используются акцентированные ритмы. Акцентированные ритмы отличаются от

простых тем, что моделируют слоговую структуру слов с их ударным и безударными

слогами:

Стукну громче, стукну тише,

Молодец, кто все услышит!

Громкий удар обозначим: /, тихий удар: —. Рядом – слово с соответствующим

количеством слогов и местом ударного слога.

/ — (осень) / — — (ягода) / — — — (наволочка)

— / (зима) — / — (малина — / — — (малиновка).

Дети

отхлопывают

слова

хлопками

различной

громкости:

ударные

слоги

хлопками сильными, безударные – слабыми, тихими.

Игра «Кто внимательный»

Логопед называет слово, делая хлопок вместо второго слога. Ребенок добавляет слог и

называет слово целиком.

Слоги: са-!-лет, пы-!-сос, па-!-ход, те-!-фон, мо-!-ток, вита-!-ны, ба-!-рина и др.

Деление стихотворения на слоги и установка ритма

Логопед

предлагаем

детям

хлопать

ладонями

по

коленям

в

заданном

ритме.

Ритмический

рисунок

зависит

от

количества

слогов

во

фразе

и

ударения

в

словах.

Например, если во фразе 7 слогов, то в зависимости от ударения рисунок будет 4-3 (яб-ло-

ки-ду – шис-ты-е) (пер-си-ки-пу – шис-ты-е)или 3-4 (да-ле-ко – на-ши-нож-ки, по-бе-гут –

по-до-рож-ке).

Сидит кошка на окошке

(си-дит-кош-ка – на-о-кош-ке)

И котенку шьет сапожки

(И-ко-тен-ку-шьет-са-пож-ки)

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофера,

Без сигнала светофора,

Шла сама, куда не зная,

Шла машина заводная.

В.Викторов

Шли лягушки

По опушке

Шли, да шли

И отличный

земляничный

Куст нашли

Л.Николаенко

Сидит Ваня на диване,

Под диваном ванночка.

В этой ванне вместо бани

Мама моет Ванечку.

Рыбка

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

М.Клокова

Деление стихотворения на слоги и установка ритма на пальчиковой основе

Учим детей шагать пальцами по столу в определенном порядке: от мизинца левой

руки к мизинцу правой. Шагают пальцы поочередно:

- мизинец левой – мизиней правой,

- безымянный левый – правый,

- средний левый – правый, и т.д.

Далее

в

работе

над

стихотворением

пальчиковая

система

будет

обозначаться

следующим образом. Например; 3х3 + хлопок. Это значит, что в строке 7 слогов шагают:

мизинец левой – мизинецправой, безымянный левый – правый,средний левый – правый,

хлопок.

Если в строке 8 слогов, указывается схема 4х4. Пальцы шагают от мизинцев до

указательных пальцев.

Если в строке 11 или 12 слогов, указывается схема 5х5 + хлопок (или 2 хлопка), в

таком случае шагают все пальцы + хлопок.

Предлагаемое стихотворение делим на слога и «раздаем» каждому пальцу.

1.От мизинца левой руки к мизинцу правой на столько пальцев, на сколько хватит

слогов в строке. Новую строку начинаем рассказывать с мизинца левой.

Бычок

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу,

Ах, доска кончается

Сейчас я упаду.

А. Барто

2.Шагают пальцы поочередно:

- мизинец левой – мизиней правой,

- безымянный левый – правый,

- средний левый – правый, и т.д.

Если количество слогов не парное или слогов 11 или 12, вместо шага пальцев – хлопок.

Наша Таня

Наша Таня

Громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише,

Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

А. Барто

Ритмическая игра: «Кукушки на опушке»

Две кукушки на опушке говорили, как подружки.

(Дети становятся полукругом лицо к логопеду)

Логопед дает ритмическое задание каждому родителю индивидуально.

Руки отвести назад, как сложенные крылья, слегка наклониться, развернув корпус в право

и сказать «Ку – Ку», затем в лево «Ку – Ку». Затем глубокий наклон вперёд и длинно

произнести «Ку – у – у» (рисунок ритмический !! !! !)

Руки отвести на зад как крылья, слегка наклонить корпус в право и сказать «Ку – Ку»,

Глубокий

наклон

вперёд

«Ку

–у

–у».

Затем

поворот

корпуса

влево

«Ку

–у»

(рисунок !! ! !!)

Аналогично даются задания ( ! ! !!; !! ! !; !! !! !!; ! !! !; и.т.д.

Используемая литература

1.

Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой

структуры слов у детей. – С. –Пб, 2000 г.

2.

Бабина Г.В. Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и

формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.:

Книголюб, 2005

3.

Большакова С.Е Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей.

Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007

4.

Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у

дошкольников: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой,

2010

5.

Титова Т.А. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова у детей с

речевой патологией. Учебно-методическое пособие. – С.-Пб., 2010



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!