Автор: Утеева Айгуль Серикпаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Работа с детьми по обогащению и активизации словаря"
Раздел: дошкольное образование
РАБОТА С ДЕТЬМИ ПО ОБОГАЩЕНИЮ И
АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ.
Работа
по
развитию
лексической
стороны
речи
является
важным
разделом
коррекционной
работы.
Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова,
которые
слышит,
уметь
отбирать
слова
д л я
высказываний
и
правильно
их
употреблять
как
в
структурной, так и в смысловой
связи. На основе
своего значения и грамматических признаков слова в
языке
группируются
в
лексико-грамматические
категории
–
части
речи,
одни
из
которых
передают
вещественные лексические значения, а другие – лишь
грамматиче ские
и
используют ся
для
с в я з и
предложений.
Помимо
собственно
лексического
значения, слова имеют и эмоционально-экспрессивную
окраску.
При
работе
над
лексической
стороной
речи
необходимо
учитывать
многоаспектность
слова
и
предусматривать несколько направлений работы с ним.
Можно указать на некоторые аспекты работы со
словом:
-
работать
над
узнаванием
слов,
а
также
над
различением
слов,
близких
по
звуковому
и
слого-ритмическому оформлению;
-
работать
над
развитием
умений
отличать
правильно и неправильно произнесённые слова;
-
работать над развитием пассивного словаря, т. е.
накоплению
в
памяти
слов,
которые
умеет
узнавать и понимать ребёнок;
-
р а б о т а т ь
н а д
с и с т е м а т и з а ц и е й
(упорядочиванием) слов, которыми располагает
ребёнок;
-
работать
над
разными
видами
значений
слов:
предметной
соотнесённостью
с
понятийным,
ситуативным, эмоциональным и др. значением;
-
работать над сопоставлением, сравнением слов
по
их
лексическим
значениям
(синонимами,
антонимами);
-
работать над смысловой сочетаемостью слов;
-
работать
над
активизацией
поиска
слов
ребёнком.
Работа
по
формированию
словаря
открывает
ребёнку возможности для развития фразовой речи, так
как умения выделять в предмете свойства, признаки и
определять
действия,
которые
предмет
может
совершать,
составляют
основу
для
составления
высказывания об этом предмете.
Работа по развитию речи детей требует внимания и
формированию
грамматического
строя.
Эта
работа
также тесно связана с работой над словом, так как в
речи слово употребляется в той или иной словоформе,
сами
же
словоформы
связываются
по
законам
грамматики. В этой работе важно обратить внимание
как
на
связи
слов
(согласование,
управление,
примыкание), так и на участие в выражении этих связей
служебных слов, в том числе и предлогов.
Отрабатывая различные виды сочетаний слов, у
детей
формируют
умение
правильно
ст роить
предложно-падежные сочетания.
Работа над предложением должна предусматривать
два
направления:
работу
по
его
развёртыванию,
распространению,
наполнению
и
интонационному
оформлению в соответствии с целью высказывания и
работу
по
синонимическим
заменам,
перестройкам
предложения (парафразам), выражающим одно и то же
содержание.
Вся
работа
над
развитием
речи
дол жна
проводиться
с
опорой
на
взаимосвязь
смысловой
и
структурной
сторон
речи,
на
основе
осознанной
деятельности
детей
и
ориентироваться
на
задачу
развития
творческих
речевых
умений,
без
которых
невозможно развитие ребёнка и его обучение в школе.
Рекомендуемые
игры
для
обогащения
и
активизации словаря:
«Многозначные
слова».
«Меткое
слово».
«Кто
знает,
пусть
продолжает».
«Наоборот».
«Сравни
и
опиши». «Найди ошибку». «Кто, где, какой?». «Третий
лишний».
Рекомендуемая литература:
Селивёрстов В. И. «Речевые игры».
Богуш А. М. «Обучение правильной речи в
детском саду».
Новоторцева Н. В. «Развитие речи детей».