Напоминание

"Работа с детьми по обогащению и активизации словаря"


Автор: Утеева Айгуль Серикпаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Работа с детьми по обогащению и активизации словаря"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАБОТА С ДЕТЬМИ ПО ОБОГАЩЕНИЮ И

АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ.

Работа

по

развитию

лексической

стороны

речи

является

важным

разделом

коррекционной

работы.

Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова,

которые

слышит,

уметь

отбирать

слова

д л я

высказываний

и

правильно

их

употреблять

как

в

структурной, так и в смысловой

связи. На основе

своего значения и грамматических признаков слова в

языке

группируются

в

лексико-грамматические

категории

части

речи,

одни

из

которых

передают

вещественные лексические значения, а другие – лишь

грамматиче ские

и

используют ся

для

с в я з и

предложений.

Помимо

собственно

лексического

значения, слова имеют и эмоционально-экспрессивную

окраску.

При

работе

над

лексической

стороной

речи

необходимо

учитывать

многоаспектность

слова

и

предусматривать несколько направлений работы с ним.

Можно указать на некоторые аспекты работы со

словом:

-

работать

над

узнаванием

слов,

а

также

над

различением

слов,

близких

по

звуковому

и

слого-ритмическому оформлению;

-

работать

над

развитием

умений

отличать

правильно и неправильно произнесённые слова;

-

работать над развитием пассивного словаря, т. е.

накоплению

в

памяти

слов,

которые

умеет

узнавать и понимать ребёнок;

-

р а б о т а т ь

н а д

с и с т е м а т и з а ц и е й

(упорядочиванием) слов, которыми располагает

ребёнок;

-

работать

над

разными

видами

значений

слов:

предметной

соотнесённостью

с

понятийным,

ситуативным, эмоциональным и др. значением;

-

работать над сопоставлением, сравнением слов

по

их

лексическим

значениям

(синонимами,

антонимами);

-

работать над смысловой сочетаемостью слов;

-

работать

над

активизацией

поиска

слов

ребёнком.

Работа

по

формированию

словаря

открывает

ребёнку возможности для развития фразовой речи, так

как умения выделять в предмете свойства, признаки и

определять

действия,

которые

предмет

может

совершать,

составляют

основу

для

составления

высказывания об этом предмете.

Работа по развитию речи детей требует внимания и

формированию

грамматического

строя.

Эта

работа

также тесно связана с работой над словом, так как в

речи слово употребляется в той или иной словоформе,

сами

же

словоформы

связываются

по

законам

грамматики. В этой работе важно обратить внимание

как

на

связи

слов

(согласование,

управление,

примыкание), так и на участие в выражении этих связей

служебных слов, в том числе и предлогов.

Отрабатывая различные виды сочетаний слов, у

детей

формируют

умение

правильно

ст роить

предложно-падежные сочетания.

Работа над предложением должна предусматривать

два

направления:

работу

по

его

развёртыванию,

распространению,

наполнению

и

интонационному

оформлению в соответствии с целью высказывания и

работу

по

синонимическим

заменам,

перестройкам

предложения (парафразам), выражающим одно и то же

содержание.

Вся

работа

над

развитием

речи

дол жна

проводиться

с

опорой

на

взаимосвязь

смысловой

и

структурной

сторон

речи,

на

основе

осознанной

деятельности

детей

и

ориентироваться

на

задачу

развития

творческих

речевых

умений,

без

которых

невозможно развитие ребёнка и его обучение в школе.

Рекомендуемые

игры

для

обогащения

и

активизации словаря:

«Многозначные

слова».

«Меткое

слово».

«Кто

знает,

пусть

продолжает».

«Наоборот».

«Сравни

и

опиши». «Найди ошибку». «Кто, где, какой?». «Третий

лишний».

Рекомендуемая литература:

Селивёрстов В. И. «Речевые игры».

Богуш А. М. «Обучение правильной речи в

детском саду».

Новоторцева Н. В. «Развитие речи детей».



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!