Автор: Малева Наталия Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ № 4 п. Богородское
Населённый пункт: Сергиево-Посадский муниципальный район,Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сохранение традиций на уроках декоративно-прикладного искусства""
Раздел: дополнительное образование
Цикл занятий в технике папье-маше
Образовательная деятельность, которую ведет ДШИ, носит неформальный характер и
использует
современные
творческие
и
практико-ориентированные
формы,
методы,
технологии, имеющие целью не принуждение, а увлечение. Ребенок, поступающий в
ДШИ, может рассчитывать на удовлетворение своих интересов. Школа искусств активно
осуществляет
педагогическую
деятельность,
направленную
на
комплексное
и
всестороннее
воспитание
людей
высокой
творческой
мотивации
и
культуры.
Одним из видов искусств, с которым знакомятся учащиеся художественного отделения
является
декоративно-прикладное,
по
своему
языку
оно
ближе
всего
к
детскому
мышлению. Данная работа построена на обобщении личного педагогического опыта на
уроках декоративно-прикладного искусства и предлагает цикл занятий в технике папье-
маше. Цикл рассчитан на четыре задания, которые выполняются в старших классах один
раз в год, каждое задание рассчитано на 10-12 академических часов. По усмотрению
преподавателя одно задание можно разделить на две разные темы, первая выполняется
учащимися
по
образцам
посадских
и
богородских
игрушек,
другая
же
выполняется
учащимися по собственному замыслу.
Декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного творчества,
бесконечно
разнообразная
область
художественных
предметов,
создаваемых
на
протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне
которой
невозможно
представить
себе
жизнь
человека.
Каждая
вещь
занимает
определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но
прежде всего — в его духовном мире.
Художественные произведении, созданные народными мастерами, всегда отражают
любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Задача педагога
развить и привить детей к народному искусству
Знание народного искусства помогает формировать художественный вкус, учит видеть
и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Большое внимание на
уроках
ДПИ
уделяется
изучению
народного
искусству
родного
края.
Перед
преподавателем
ставится
задача
познакомить
детей
с
традиционными
промыслами
Сергиево-Посадского края.
Главной целью является развитие художественного вкуса
детей уже с первых лет обучения.
Новизной
и
отличительной
особенностью
данной
разработки
является
ее
инновационный
характер.
В
системе
работы
используют
нетрадиционные
методы
и
способы развития детского творчества, используются самодельные лепные формы для
изготовления папье-маше.
.
Сергиево-Посадская игрушка из папье-маше
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое
раскрывает
исконные
истоки
духовной
жизни
русского
народа,
демонстрирует
его
моральные и эстетические ценности,
художественные вкусы и является частью его
истории.
Уже
в
19
веке
Сергиевский
Посад
являлся
признанной
русской
«столицей
игрушечного царства», местный базар поражал покупателей многообразием точеной, а
также резной и расписной деревянной игрушкой.
Благоприятные условия сбыта, особенно после открытия шоссейной и железной дорог
Сергиевский
Посад
–
Москва,
а
также
наличие
сырья
и
свободной
рабочей
силы
способствовали
быстрому
развитию
игрушечного
производства.
По
статистическим
данным на1880 год, в городе насчитывалось 322 игрушечные мастерские, из которых 156
занимались производством лепных игрушек из папье-маше и мастики.
В середине 19 века наибольшее распространение получают недорогие игрушки из
папье-маше и мастики с незатейливым движением, звуковым сопровождением (писком) и
деталями
из
ткани,
перьев,
стекляруса
и
других
материалов.
Для
их
производства
использовались
специальные
деревянные
рабочие
модели
–
«болвашки»,
которые
изготавливались
самыми
опытными
в
городе
резчиками.
В
дальнейшем
модели
проклеивались
несколькими
слоями
бумаги,
высушивались
и
расписывались.
Особое
место среди «болвашечников» занимал талантливый мастер Ф.Ф. Рыжов, основавший
целую династию первоклассных посадских игрушечников. Болвашки его работы имели
лаконичные
выразительные
формы,
а
персонажи,
которых
он
изображал,
наделялись
меткими образными характеристиками.
Игрушки
из
папье-маше
характеризовались
разнообразием
тематики,
форм
и
оформления.
Они
привлекали
внимание
покупателей
своей
занимательностью,
повествовательной характеристикой образов и сюжетов, подчеркнутой декоративностью.
Особым спросом на ярмарках пользовались: лепные кони более двадцати разновидностей,
куклы в дорогих и дешевых нарядах, игрушки сюжетного характера по мотивам народных
лубков,
картинок
из
модных
иллюстрированных
журналов,
заграничных
образцов
и
многое др. Центр по изготовлению деревянных резных игрушек постепенно переместился
из
посада
в
деревню
Богородское
Александровского
уезда
Владимирской
губернии,
находящуюся недалеко от города.
Виды технологий изготовления папье-маше
Существует несколько технологий изготовления работ из папье-маше.
1. Слоеное папье-маше.
Изделие послойно склеивается на модели (из пластилина, глины, дерева или гипса).
Полосы бумаги намажьте клеем двух сторон с помощью кисточки. Покройте форму
полосками и разгладьте, чтобы удалить воздух. Сделайте 2-3 слоя одновременно. Не
кладите сразу очень много бумаги, она будет сохнуть очень долго. В классической технике
наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Чтобы не запутаться, где какой слой,
возьмите
для
второго
слоя
бумагу
другого
цвета.
Когда
все
высохнет,
вы
можете
постепенно наклеить столько слоев, сколько вам нужно до необходимой толщины. Чтобы
добавить детали, такие как ободки, ручки, украшения, приклейте кусочки картона на
модель
с
помощью
пленки.
Покройте
весь
объект
папье-маше.
Когда
все
высохнет,
покрасьте
изделие
двумя
слоями
эмульсионной
краски,
чтобы
сделать
невидимым
газетный шрифт. Вы также можете использовать «gesso» для более стойкой базы. После
этого раскрасьте работу любой краской.
2. Папье-маше из мякоти.
Изначально для работы использовали размельченную и вымоченную в воде бумагу,
полученную кашицу прессовали в формы. Сегодня к бумажной или тряпичной массе
прибавляют глину, гипс или другие вещества. Чтобы изготовить непромокаемые изделия,
бумажную массу смешивают с такими веществами, которые противодействуют влиянию
воды.
Чтобы приготовить массу замочите куски газеты на ночь. Слейте воду и прокипятите
массу в чистой воде в течение 30 минут, пока волокна не начнут разрушаться. Просейте и
слейте. Разомните массу, пока волокна совсем не разрушатся. Перемешивайте с клеем до
получения глиноподобной консистенции.
Также
есть
немного
другой
рецепт.
Бумага,
разрезанная
на
мелкие
кусочки,
заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается
кипячению,
отжимается,
разрыхляется
и
высушивается.
Полученная
бумажная
масса
тщательно
перемешивается
с
мелом.
В
бумажно-меловую
смесь
при
постоянном
помешивании
добавляют
клей
до
получения
пластичного
сметанообразного
теста.
В
качестве
клея
используют
смесь
крахмального
клейстера
и
столярного
клея.
Тесто
выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают
до полного высыхания.
Можно также приготовить материал для папье-маше из ячеек из-под яиц. Для этого
ячейки из-под яиц разрывают на кусочки и оставляют на сутки в кипятке. Потом, добавив
немного воды, помещают в миксер и размельчают. Полученную массу отжимают через
ткань. Добавляют две части обойного клея и одну часть ПВА. Масса должна стать
однородной и клейкой, но не приставать к рукам.
3. Папье-маше под «давлением».
Изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного
картона. Высушенные изделия, шпаклюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются
росписи.
Этапы последовательности выполнения папье-маше
Изготавливать
изделия
из
папье-маше
несложно,
но
требует
от
учащихся
кропотливости,
усидчивости
и
старания.
В
результате
дети
своими
руками
создают
замечательные
изделия.
Особое
внимание
уделяется
выбору
темы
и
только
после
выполненных
и
утвержденных
преподавателем
эскизов
начинается
сам
процесс
изготовления. (см. приложение)
Материалы и оборудование, необходимые для работы:
- дощечки для лепки,
- пластилин,
- стеки,
- клеенка на стол,
- вазелин,
- бумага (газетная подходит лучше всего),
- клей,
- кисточка,
- шпатлевка,
- краски,
- резак для бумаги,
- наждачная бумага,
- бесцветный лак.
Для изготовления декоративного изделия из папье-маше нужно вначале сделать форму.
Мы изготавливаем форму из пластилина. В зависимости от задания учащиеся сами лепят
форму по своему замыслу или делают копии посадских и богородских игрушек. После
того как пластилиновая форма готова приступаем к непосредственному изготовлению
папье-маше.
Работать с папье-маше удобнее всего на большом столе. Обязательно
необходимо застелить стол газетами или клеенкой. Во время работы руки пачкаются в
клее, поэтому на каждом столе необходима влажная и сухая тряпочка для рук.
Целесообразно подготовиться к уроку, домашним заданием является подготовка бумаги
и клея для работы. Лучше всего подходит обыкновенная газета или рыхлая оберточная
бумага.
Нарываем
небольшими
кусочками
старую
газету
и
подготавливаем
клей
для
работы. Для изготовления папье-маше можно использовать клей ПВА или любой обойный
клей, но я рекомендую клей на муке.
Чтобы приготовить этот клейстер следуйте инструкциям. Нагрейте 3 чашек воды в
кастрюле. В отдельной миске смешайте 1/4 чашки просеянной муки с чашкой холодной
воды. Перемешайте до получения однородной консистенции. Когда комочков не останется,
добавьте
массу
в
кастрюлю
с
водой.
Варите
клей
в
течение
2-3
минут
Постоянно
помешивая, до загустения. Дайте клею остыть. Клейстер нельзя долго хранить. Лучше
всего варить каждый раз свежий клейстер.
После того как все приготовлено приступаем к последовательности выполнения.
Работаем способом, который представляет собой наклеивание рванной бумаги слоями,
еще этот вид называют маширование. Процесс изготовления занимает несколько занятий
из-за долгой сушки материала.
Этапы выполнения:
1. На готовую пластилиновую форму тонким слоем наносим смазку. В качестве смазки
можно использовать вазелин, подсолнечное масло или жидкое мыло. Это делается для
того, чтобы готовое изделие после высыхания легко отделялось от формы.
2. Далее обклеиваем форму в два слоя мелкими обрывками мокрой бумаги без
клейстера. Пока что клей нам не нужен, используется только вода. Чем мельче обрывки,
тем глаже будет поверхность будущего изделия. Если не пожалеть времени и работать
совсем с маленькими обрывками, поверхность получится почти идеально копирующей
форму.
3. Не дожидаясь, пока бумага просохнет, накладываем третий слой бумаги смоченной
в клейстере. Для следующего слоя можно взять бумагу потолще, если под рукой только
газеты - ничего страшного, придется просто положить больше слоев. Чтобы не запутаться,
где какой слой, можно взять бумагу другого цвета. Куски бумаги могут быть и крупнее,
тогда дело пойдет быстрее. Но в этом случае сначала опустим куски в миску с клеем,
дадим им намокнуть и помнем в руках. Только тогда большие куски бумаги плотно
покроют
поверхность
формы,
собираясь
в
складки.
Складки
хорошенько
разгладим
руками. Толщина слоев должна быть 3-4 мм ( не менее 8 – 10 слоев). При необходимости
учащиеся наносят слои в течении 2-3 занятий. Далее изделие сушим при комнатной
температуре в течение, приблизительно двух суток. На батареи сушить противопоказано,
так как оно может потрескаться.
4. Разрезаем изделие на две части по меридиану с помощью резака для бумаги (эту
операцию выполняет преподаватель, учащиеся рисуют линию карандашом) и вынимаем
пластилиновую форму.
5. Склеиваем две половинки клеем ПВА, на места склеивания наносим несколько слоев
бумаги, при необходимости наносим слои на тонкие места и даем очередной раз изделию
хорошо высохнуть.
6. Готовую полностью высохшую заготовку надо хорошо обработываем наждачной
бумагой, стараясь добиться ровности поверхности.
7.
Затем
заготовку
необходимо
загрунтовать.
Для
этого
используем
любую
строительную шпатлевку на водной основе. Грунт наносим на поверхность и тщательно
размазываем, заделывая все неровности и трещины. Даем грунтовке высохнуть и при
необходимости наносим еще один – два слоя. После того как грунтовка хорошо просохла
прошкуриваем мелкой наждачной бумагой. Форма готова к росписи.
8. Расписываем изделие . Для росписи используем темперную или гуашевую краски.
Для
большей
стойкости
гуаши,
в
неё
добавляем
немного
клея
ПВА.
В
завершении
покрываем лаком.
Важные советы:
1.
Не пытайтесь ничего делать с изделием из папье-маше (снимать с формы или
красить) до тех пор, пока оно окончательно не высохнет. В зависимости от размеров оно
сохнет при комнатной температуре от 1 до 5 суток. При сушке изделий на батарее они
могут потрескаться.
2.
Независимо
от
вида
папье-маше
готовое
изделие
практически
всегда
нужно
грунтовать. Для грунтовки изделия из папье-маше можно использовать шпаклевку на
водной основе или на основе латекса – на масляной не стоит.
3.
Прежде
чем
грунтовать
изделие,
его
следует
выровнять,
аккуратно
срезая
неровности напильником или наждачной бумагой.
4. Грунт надо наносить тонкими слоями с помощью плоской кисти, обязательно
давая ему высохнуть, прежде чем наносить очередной слой.
Цикл занятий в технике папье-маше
В данной работе предлагается цикл занятий в технике папье-маше. Цикл рассчитан на
четыре
задания,
которые
выполняются
в
старших
классах
на
уроках
декоративно-
прикладного искусства и рассчитан на 10-12 академических часов в год. По усмотрению
преподавателя одно задание можно разделить на две разные темы, первая выполняется
учащимися
по
образцам
посадских
и
богородских
игрушек,
другая
же
выполняется
учащимися по собственному замыслу.
Очень важны на данном этапе посещение музеев и мастерских художников, которые
знакомят
с
произведениями
народных
промыслов
и
носят
характер
активных
бесед.
Главная задача этих посещений – активировать творческое мышление детей. В целом
беседы с учащимися – важный фактор обучения и является главной частью при работе над
заданием. Наряду с объяснением техники изготовления необходимо делать серьезный
разбор того или иного художественного произведения. Удобным способом изложения
материала являются непродолжительные лекции-беседы. Преподаватель начинает с того,
что еще не знакомо детям. В процессе создания плоскостных и объемных декоративных
композиций в данном материале дети учатся вести работу поэтапно — от разработки
обобщенно-лаконичных эскизов до завершающего этапа, осознанно используя знание
языка данного вида искусства.
Рассмотрим выполнение каждого данного задания:
1 задание: «Рельефное изображение в технике папье-маше» (см. приложение)
Цель:
знакомство
учащихся
с
техникой
папье-маше,
выполнение
плоскостной
композиции
на
тему
«Троице-Сергиева
лавра»,
четкое
соблюдения
всех
этапов
выполнения.
Задачи: изучить этапы выполнения изделий из папье-маше, сохранить в работе
традиционные
мотивы
посадской
и
богородской
пластики,
развить
умение
учащихся
самостоятельности выполнения задания, научить учащихся понимать и видеть красоту
народных промыслов, отражающих любовь к родному краю.
Материалы и оборудование: дощечки для лепки, пластилин, стеки, клеенка на стол,
вазелин, бумага (газетная подходит лучше всего), клей, кисточка, шпатлевка, краски
акриловые, ножницы, наждачная бумага, бесцветный лак.
Краткое содержание занятий:
Работу над заданием следует разбить на несколько этапов: а) беседа-лекция, б)
выполнение и утверждение эскизов, в) подготовка пластилиновой формы, г) изготовление
изделия из папье-маше, д) роспись изделия.
В начале урока проводится непродолжительная беседа, дается историческая справка о
папье-маше. Преподаватель знакомит с заданием, задача которого рельефное изображение
храмов,
башен.
Рассматриваются
иллюстрации
с
игрушками
«Лавра»,
«Усадьба»,
«Городок» и т. п. Учащиеся знакомятся с наборной игрушкой «Троице-Сергиева лавра»,
которая была самой популярной начиная с 1860-х годов и представляла собой деревянный
ящик, в который укладывались легко узнаваемые образцы монастырских построек. К
набору прилагался план лавры, по которому можно было выстроить весь архитектурный
ансамбль.
Игрушка
подкупала
искренним
чувством
любования
архитектурными
памятниками, наблюдательностью в их передаче.
После уточнения поставленных задач, учащиеся начинают работать над эскизами.
Необходимо,
чтобы
предварительный
эскиз
соответствовал
по
величине
и
формату
будущего изделия. Следует требовать от учащихся четкого распределения планов и более
точной передачи характера архитектурных построек.
После того как пластилиновая форма готова приступаем к непосредственному
изготовлению папье-маше. Следует объяснить детям последовательность выполнения и
контролировать
процесс
изготовления,
напоминая
о
необходимости
равномерного
нанесения бумажного слоя. После просушки снимаем изделие с пластилиновой формы и
аккуратно выравниваем края, далее убираем неровности наждачной бумагой, грунтуем и
приступаем
к
росписи.
Хорошим
стимулом
в
ходе
выполнения
задания
может
быть
демонстрация изделий тех учащихся, которые наиболее успешно справляются с работой.
После того как все изделия готовы преподаватель покрывает лаком и вместе с учащимися
составляет работы в композиционную группу.
2 задание: «Декоративные птицы в технике папье-маше» (см. приложение)
Цель: выполнить декоративную скульптуру в технике папье-маше на тему «Птицы».
Задачи остаются те же, что и при выполнении первого задания: закрепление изучения
этапов выполнения изделий из папье-маше, сохранение в работе традиционных мотивов
посадской
и
богородской
пластики,
развитие
умения
учащихся
самостоятельности
выполнения задания, обучение учащихся понимать и видеть красоту народных промыслов,
отражающих любовь к родному краю.
Материалы и оборудование: дощечки для лепки, пластилин, стеки, клеенка на стол,
вазелин, бумага (газетная подходит лучше всего), клей, кисточка, шпатлевка, краски
акриловые, резак для бумаги, наждачная бумага, бесцветный лак.
Краткое содержание занятий:
Работу над заданием также состоит из несколько этапов: а) беседа-лекция, б)
выполнение и утверждение эскизов, в) подготовка пластилиновой формы, г) изготовление
изделия из папье-маше, д) роспись изделия.
В начале урока проводится непродолжительная беседа-лекция, учащиеся сами
рассказывают о истории папье-маше. Преподаватель уделяет внимание истории Сергиево-
Посадской
игрушке
из
папье-маше
и
древесно-бумажной
массы,
рассматриваются
иллюстрации работ фабрики игрушек и культтоваров.
Продолжается серьезное ознакомление со спецификой декоративного искусства,
объясняется
значение
слова
декоративный,
его
происхождение
и
практическом
применении.
Декоративно-прикладное прикладное искусство родилось на заре человечества при
изготовлении бытовых предметов. Народные умельцы укладывали в него всю свою душу,
поднимая
эстетическую
и
художественную
ценность
этих
предметов
порой
на
недосягаемую
высоту.
Слово
«декоративный»
происходит
от
латинского
глагола
«декораре», что означает – украшать. Декоративное искусство близко к изобразительному.
Часто
слово»декоративный»
произносят
в
сочетании
со
словом
«прикладное»
(декоративно-прикладное).
Следует
объяснить
детям,
что
смысл
этих
слов
не
равнозначный.
Декоративное искусство имеет прямое отношение к изобразительным формам и в
отличие от станковых произведениях, форма в декоративных произведениях решается
упрощенно, или, вернее сказать, предельно обобщенно, целостно.
Основной сложностью является выбор образа птицы и изготовление пластилиновой
формы. Учащиеся еще не могут в полной мере осознать задачи декоративного решения,
поэтому
задача
педагога
направить
работу
детей
и
при
необходимости
практически
помочь исправить допущенные ошибки при лепки птиц. Преподаватель может заменить
тему «Птицы» на тему «Петушок».
После уточнения поставленных задач, учащиеся начинают работать над эскизами.
Напоминаем, что предварительный эскиз должен соответствовать по величине будущему
изделию. И только после проверки преподавателем выполненных эскизов приступаем к
поэтапному выполнению игрушки из папье-маше. Вспоминаем всю последовательность
выполнения, трудность заключается в том, что декоративная птица имеет трех мерный
объем и распределять бумажную массу следует равномерными слоями со всех сторон.
Чтобы не запутаться, где какой слой, необходимо брать бумагу для каждого слоя разную
по цвету или фактуре.
Напомним детям, что куски бумаги могут быть и крупнее, тогда дело пойдет быстрее.
Но в этом случае сначала необходимо опустите куски в миску с клеем, дать им намокнуть
и помять в руках. Только тогда большие куски бумаги плотно покроют поверхность
формы, если получились складки, то разгладьте руками.
После просушки вынимаем пластилиновую форму, для этого разрезаем изделие на две
части
по
меридиану
с
помощью
резака
для
бумаги
(эту
операцию
выполняет
преподаватель, учащиеся рисуют линию карандашом). Склеиваем две половинки, убираем
неровности наждачной бумагой, грунтуем и приступаем к росписи.
После выполнения задания устраиваем выставку работ, лучшие отбираются на
различные конкурсы и фестивали детского творчества.
3 задание:
«Декоративная
скульптура
животных
в
технике
папье-маше»
(см.
приложение)
Цель:
выполнить
декоративную
скульптуру
в
технике
папье-маше
на
тему
«Животные».
Задачи остаются те же, что и при выполнении предыдущих заданий: поэтапное
выполнения
изделий
из
папье-маше,
сохранение
в
работе
традиционных
мотивов
посадской
и
богородской
пластики,
развитие
умения
учащихся
самостоятельности
выполнения задания, обучение учащихся понимать и видеть красоту народных промыслов,
отражающих любовь к родному краю.
Материалы и оборудование: дощечки для лепки, пластилин, стеки, клеенка на стол,
вазелин, бумага (газетная подходит лучше всего), клей, кисточка, шпатлевка, краски
акриловые, резак для бумаги, наждачная бумага, бесцветный лак.
Краткое содержание занятий:
Этапы работы над заданием: а) беседа-лекция, б) выполнение и утверждение эскизов,
в) подготовка пластилиновой формы, г) изготовление изделия из папье-маше, д) роспись
изделия.
В
начале
урока
проводится
непродолжительная
беседа-лекция,
учащиеся
в
рассказывают
об
художественном
дереве
Сергиево-Посадского
края.
Проводится
экскурсия
на
Богородскую
фабрику
резьбы
по
дереву.
Знакомимся
с
творчеством
талантливых резчиков-анималистов.
В 19 веке возникла династия мастеров Рыжовых, талантливых анималистов. Их звери
игрушки наделены живыми характерами. Тепло, с юмором изображали они медведей их
неуклюжесть,
ленивую
походку,
добродушные
морды
с
умными
глазами.
Медведь
выступал помощником крестьян в труде, являлся одним из любимых героем богородцев.
Сюжеты
с
образом
медведя
были
настолько
распространены,
что
его
стали
считать
символом промысла.
Для того чтобы получилось произведение искусства, отражающие чувства и раздумья
автора, необходимо отражать самое важное, существенное, убрать ненужное ненужные
детали,
а
что-то
выделить,
подчеркнуть,
преувеличить.
Объяснить
детям
не
слепо
копировать с иллюстраций, а создать свою новую форму.
После выполнения эскизов выбираем наиболее интересный вариант и приступаем к
лепке животного. При необходимости преподаватель может практически помочь учащимся
исправить
допущенные
ошибки,
направить
дальнейший
ход
работы.
Перед
тем
как
приступить к непосредственному изготовлению папье-маше, следует провести небольшой
анализ
удачно
выполненных
пластилиновых
форм.
Далее
учащиеся
самостоятельно
изготавливают игрушку из папье-маше, соблюдая все этапы выполнения.
После
выполнения
задания
устраиваем
выставку
работ,
лучшие
отбираются
на
различные конкурсы и фестивали детского творчества.
4 задание: «Декоративная скульптура фигуры человека в технике папье-маше» (см.
приложение)
Цель: выполнить декоративную скульптуру человека в технике папье-маше на тему.
Задачи: сохранить в работе над скульптурой из папье-маше традиционные мотивы
посадской и богородской пластики, правильно разместить в пространстве фигуру, верно
наметить пропорции человека, передать характер его движения, развить умения учащихся
самостоятельно
выполнять
задание,
обучение
учащихся
понимать
и
видеть
красоту
народных промыслов, отражающих любовь к родному краю.
Материалы и оборудование: дощечки для лепки, пластилин, стеки, клеенка на стол,
вазелин, бумага (газетная подходит лучше всего), клей, кисточка, шпатлевка, краски
акриловые, резак для бумаги, наждачная бумага, бесцветный лак.
Краткое содержание занятий:
Перед началом работы над заданием проводятся экскурсии, учащиеся знакомятся с
произведениями народных промыслов находящиеся в музеях Богородской фабрики и
Музеи игрушки г. Сергиев-Посад. Дети старших классов уже верно начинают оценивать
художественные произведения, их восприятие все больше приближается к восприятию
взрослых.
Преподаватель
знакомит
с
творчеством
ведущих
мастеров
современного
богородского промысла (Рис. ), которые сохраняют фольклорные традиции резьбы по
дереву. По возможности посетить мастерские художников-резчиков, главная задача этих
посещений – активировать творческое мышления.
После беседы и уточнения поставленных задач, учащиеся начинают работать над
эскизами. И только после проверки преподавателем выполненных эскизов приступаем к
поэтапному
выполнению
скульптуры
из
папье-маше.
Учащиеся
старших
классов
самостоятельно изготавливают изделие из папье-маше. Внимание следует уделить выбору
темы и сюжета изображения фигуры, главной задачей является сохранить традиционные
мотивы посадской и богородской пластики.
Важным этапом работы художественного отделения является подведение итогов
занятий. Лучше всего это осуществить, устроив отчетную выставку перед каникулами.
Выставка продемонстрирует достигнутый уровень учащихся, побудит их к дальнейшему
соревнованию в совершенствовании художественного мастерства. На выставке не следует
экспонировать
только
работы
лучших
учеников,
каждый
ученик
имеет
право
быть
представлен на ней. Выставки работ всегда проходят с большим подъемом, волнуют детей,
создают творческую атмосферу. Не следует слишком выделять талантливых учеников, это
может
вызвать
разочарование
у
средних
и
слабых
учащихся
и
неоправданную
самоуверенность
у
сильных.
Лучшие
работы
отбираются
на
различные
конкурсы
и
фестивали детского творчества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бродский Б.И. Из жизни великих творений. М., 1963
2.
Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. -
СПб.: издательство Буковского, 1994.
3.
Гибсон р. Папье-маше. Бумажные цветы. Самара, 1998
4.
Горожанина С.В., Куценко Е.В Художественное дерево Сергиево-Посадского края
«Мелихово», 2006
5.
Коджаспирова Г.М. Педагогическая практика: Учебное пособие для учащихся пед.
училищ. - М.: «Академия»,1998
6.
Костерин Н.П. Учебное рисование. Пособие для педагогических училищ, М., 1980
7.
Лантери Э. «Лепка», Академия художеств СССР, М., 1963
8.
Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.
9.
Лыкова И.А. Наше папье-маше. «Карапуз», 1996
10.
Попова О.С. Русские художественные промыслы. - М.: Знание, 1984
11.
Чаянова Г. Папье-маше. «Дрофа-Плюс», 2008
12.
Художественное дерево Сергиево-Посадского края