Автор: Бенько Марина Алексеевна
Должность: Воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МАДОУ ДС №4 "Сказка"
Населённый пункт: город Нижневартовск ХМАО-Югры
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "Деревья нашего края"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ ДС №4 «Сказка»
Деревья нашего края
(экологический проект)
Подготовила:
воспитатель высшей категории:
Бенько Марина Алексеевна
г. Нижневартовск
Актуальность:
В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема
усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся
непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая
взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к
экологической катастрофе.
Экологическое образование дошкольников – это воспитание в детях способ-
ности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Зача-
стую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется от-
сутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание
растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить
эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творени-
ям, любить их, общаться с ними.
Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей среды, но
если заглянуть в словарь, то можно увидеть, что это второе значение слова «эколо-
гия». А первое - «наука об отношении растительных и животных организмов друг
к другу и к окружающей среде».
Суть проекта: формирование навыков экологически грамотного нравственного
поведения
Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются
при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому вос-
питанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр,
занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только ак-
тивное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность
посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется
места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
Поняв особенности взаимоотношений малыша и природы, можно получить поис-
тине неограниченные возможности развить в нем лучшие человеческие черты, во-
время обнаружить и поддержать таланты, укрепить здоровье
Проблема:
Деревья
окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают
на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цвету-
щим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и де-
ревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, анало-
гичных тем, которые есть у животных.
А ведь деревья
играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений,
их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.
Цель моего проекта: Беречь и охранять деревья нашего края.
Задачи проекта
Расширить знания о русской берёзке.
Показать отношение к берёзке писателей и народа
Охранять и оберегать леса нашего края
Знать и выполнять правила поведения в природе
Символом России издавна считают, родную березку. Она воспета в поэзии и
прозе, в музыке и живописи. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы.
Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Стройная, с тонкими длинными
ветвями
и
раскидистой
кроной,
она
привлекательна
во
все
времена
года.
Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Берёза - лиственное дерево с тонкими розовато- коричневыми веточками с гладкой
корой, покрытой тёмными полосками. Своё название она получила по цвету коры.
Корень «бер» означает ясный свет, светлый, белый. Прежде её звали берзой., а
теперь берёзой, берёзкой.
Берёза, русская красавица…Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать,
когда она бывает красивее: весной или летом, зимой или осенью?
Художники
пейзажисты часто рисуют русскую красавицу – берёзку.
Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас, в России. Мила она русскому
человеку. Берёза и в сказках, и в песнях, и в народных приметах:
Приметы:
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
Если на берёзе много серёжек - к урожаю гороха.
Когда береза станет распускаться, сей овес.
Если осенью лист березы начинает желтеть сверху – это к ранней весне,
если снизу - к поздней.
В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его
не елью, как теперь, а березой. В это время береза распускалась первой зеленью,
отсюда и древнерусское название марта или апреля - березозол.
А сколько рек, сёл, деревень названо в честь нашей берёзки! Любит наш
народ свою зелёную красавицу и за красоту, и за пользу, которую она приносит.
Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома,
особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает до сорока вёдер влаги.
И все из березы идет в дело. Прочная древесина берёзы шла на изготовление
мебели, а из бересты делали украшения, обувь, посуду.
В берестяных туесах мука не плесневела, а ягода хранилась долго и не кисла. В
древности береста заменяла бумагу.
Из березовых почек приготавливают лекарства, из ветвей делают метлы и веники,
из бересты мастерят лукошки для сбора грибов и ягод.
Березы растут по всему северному полушарию – от субтропиков до тундры.
Всего произрастает 140 видов берез, в нашей стране их до 70 видов. Но некоторые
виды из-за неразумных вырубок исчезают. Уже занесены в Красную книгу четыре
вида дальневосточных берез и мегрельская, растущая на Кавказе.
Чтобы не происходило исчезновение любимых наших деревьев, предпринимаются
различные мероприятия по предотвращению лесов от пожаров, незаконных рубок
леса, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий,
причиняющих вред лесному фонду, а также по защите от вредителей и болезней
леса.
В наше время, многие люди в летнее время, особенно в субботние и воскресные
дни, выезжают в пригородные леса, чтобы провести свои выходные дни или
отпуск на природе. Посетители леса вносят крупные изменения в его жизнь. Для
установки палаток рубят ветки, ломают и губят молодые деревья. Они гибнут не
только под кострищами, но и под топорами, а то и просто под ногами многочис -
ленных посетителей. Леса, часто посещаемые туристами, настолько основательно
захламляются мусором, несут следы больших и малых ран, что это отрицательно
сказывается на естественном лесовозобнавлении.
Так
давайте
же
не
будем
допускать
исчезновение
и
гибель
наших
любимых
деревьев, ведь это не сложно, когда помнишь простые правила:
Правила поведения в лесу:
Не ломай ветки деревьев и кустарников.
Не занимайся не законной вырубкой леса.
Не оставляй в лесу не затушенный костер.
Не засоряй лес.
Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, на-
браться сил и энергии. Походишь по лесу, потрогаешь белые стволы берёз и клей
кие листочки, посмотришь на серёжки, послушаешь пение птиц- станет тебе легко
и радостно. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося
ей вред.
Задачи проекта:
Формировать представления о деревьях, их взаимосвязь в природе, их значимости
в жизни человека, применении.
Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь де-
тей.
Развивать навыки моделирования и экспериментирования.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Длительность проекта:
долгосрочный
Проектная идея:
Обратить внимание детей и родителей на растения постоянно нас окружающие.
Подвести к восприятию деревьев, как живых объектов. Доказать важную роль де-
ревьев в нашей жизни. Совместно с родителями подготовить и провести презента-
ции детских проектов по данной теме.
Гипотеза:
Воспитанники группы, узнав о пользе деревьев, будут бережнее к ним относиться.
Участники проекта:
Дети, родители и педагог группы Бенько М.А.
Ожидаемый результат:
Осознанно правильное отношение детей к деревьям.
Сформированные знания о деревьях.
Повышение уровня экологической грамотности детей;
Формирование осознанной потребности в общении с природой;
Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;
Создание художественно – эстетической среды;
Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и
жизни человека;
Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отобра-
жать свои впечатления в творческой деятельности;
Способы оценки:
Наблюдения, беседы, анализ продуктов творческой и практической деятельности
детей.
I этап
Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе темати-
ки проекта:
- составление перспективного плана проведения НОД и наблюдений на прогулке
по развитию экологической грамотности воспитанников.
- подборка художественной и познавательной литературы для чтения детям (Се-
лихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи; подборка сказок о деревьях
из интернета, энциклопедия для дошкольников)
Совершенствование развивающей среды:
- подобрать демонстрационный материал: «Деревья нашего края», «Этажи леса»,
«Как ходят деревья», репродукции картин русских художников: пейзажи Левита-
на, Саврасов «Грачи прилетели»;
- подбор и изготовление дидактических игр на экологическую тему.
Работа с родителями: проведение консультации на тему «Экологическое воспита-
ние дошкольников», обсуждение организации экскурсии в осенний парк.
Проведение мониторинга с детьми.
II этап
Реализация проекта.
Непосредственно-организованная деятельность по составленному перспективно-
му плану; исследовательская деятельность родителей и детей (мини проект); про-
ведение бесед по тематике проекта, организация сюжетно-ролевых, дидактиче-
ских, подвижных игр; проведение экскурсии в парке Гренада (смешанный лес),
трудовая деятельность детей, организация работы с родителями детей группы
(изготовление кормушек - выставка «Подарок птицам»).
III этап
Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
1. Организация праздника «Знатоки деревьев» - викторина для родителей и детей,
презентация детского мини проекта, награждение команд за участие и подготовку
проекта.
2. Выставка художественных работ детей, альбома «Деревья нашего края», альбо-
ма детских рисунков «Правила поведения на природе», альбома с гербариями, по-
делок из природного материала.
Схема осуществления проекта «Дерево»
Разделы про-
граммы
Виды детской деятельности
Игровая дея-
тельность
Сюжетно-ролевая
игра
«Мебельный
салон»,
"Экскурсия
в
парк", «Школа молодого лесника», МЧС «Пожар в лесу».
Настольно – печатные игры: «Чей листочек», «От какой вет-
ки детка?», «Части дерева», "Четвертый лишний";
Игры-драматизации по произведениям: «Гуси-лебеди».
Дидактические игры: "Найди дерево по описанию"
"Что такое хорошо и что такое плохо", «Экологический све-
тофор», «Необычное путешествие», «Природа благодарит и
сердится», "Расскажи о дереве" (составление описательного
рассказа по схеме)
Подвижные
игры:
"Найди
такой
же
лист",
"Кто
быстрее
найдет клен, ель, дуб, березу", "Найди пару".
Здоровье и фи-
зическое разви-
тие
Прогулка в парке: ознакомление детей с деревьями смешан-
ного леса, подвижные игры «Беги к дереву, которое назову»,
«Экологический ОМОН» - сбор мусора, операция «Подарок
птицам»- развешивание кормушек для птиц, сбор листьев,
шишек, веточек для поделок, чаепитие с листьями смороди-
ны.
- беседа о целебных свойствах деревьев.
Труд
Изготовление и вывешивание кормушек для птиц на участке,
подкормка птиц.
-Заготовка и сушка листьев, растений для аппликации, герба-
рия.
-Уборка сломанных веток на участке.
-Побелка ствола деревьев детьми на садовых участках, уход
за посаженными деревьями, обертывание молодых деревьев
на зиму (совместно с родителями)
Музыка
Хоровод
«Березонька»,
песня
«Калинка»,
музыкальная
композиция Э.Верхарн «Из солнечных лучей ... », песня Е.
Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой
Развитие речи
«Деревья нашего края» - составление описательного рассказа
о деревьях по алгоритму; творческое рассказывание «Чем
мне нравится это дерево?», «Друзья дерева» сочинение ска-
зок о дереве Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Старик и ябло-
ни».
Ознакомление с
окружающим
Деревья – уточнить и закрепить знания о деревьях; упраж-
нять в согласовании существительных с прилагательными,
существительных
в
родительном
падеже
множественного
числа.
Береги природу -
Познакомить с профессиями людей занима-
ющихся
охраной
природы,
формировать
представления
о
природе, как едином целом.
Наш общий дом - Учить находить взаимосвязь живой и не-
живой природы с деятельностью человека, развивать умения
наблюдать, описывать строить предположения
«Путешествие по этажам леса» - Расширить знания детей о
лесе, как многоярусной системе, как сообществе множества
растений, произрастающих на одной территории: верхний
ярус – сосны; ярус ниже – лиственные деревья, ели; ещё
ниже – высокие кустарники и подрастающие деревья; ниж-
ний ярус – травы, ягодные кустарники, мох; ярус под землёй
– корни растений и деревьев.
«Правда ли что бумага «растет»? Как делают бумагу?»- Вы-
явить связь между деревом и бумагой, схематично изобразить
процесс изготовления бумаги.
«Откуда
к
нам
пришла
мебель?»:
Уточнить
и
расширить
представления детей о мебели.
ОБЖ
Будем беречь, и охранять природу - Воспитать у детей приро-
доохранное поведение; развить представления о том, какие
действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее
восстановлению.
Взаимосвязь и взаимодействие в природе - Развить у детей
понимание того, что планета Земля - наш общий дом, в кото-
ром живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек - часть
природы; что на жизнь и здоровье человека и животных
влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.
Наблюдения
- Наблюдение за тенью дерева, ее движением
- Сколько листьев на дереве, сколько под ним
- С какого дерева листва облетает быстрее
Исследователь-
ская деятель-
ность
Знакомимся с деревьями: изучаем листья и крону; кору и
ствол; изучаем цветки (соцветия); корни; изучаем плоды и се-
мена; животных, связанных с деревом; почву.
Опытно-экспе-
риментальная
деятельность
Условия, необходимые для жизни дерева.
«Может ли растение дышать?» Цель: Выявить потребность
растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит про-
цесс дыхания у растения. Вывод: растения нуждаются в воз-
духе, дыхании.
Опыт «Как к веткам и листьям поднимается вода»
Художественная
литература
Чтение детям стихотворений о деревьях «Рябина, Ива, Бе-
реза» И.Токмакова, «Сказка о крылатках», «Одежда для по-
чек», «День рождение елочки»; сказка Б. Заходера «Почему
деревья не ходят».
Заучивание стихотворений С.Есенина «Пороша», «Береза»,
стихи, пословицы и поговорки о деревьях.
Художественное
Рассматривание
репродукций
картин
русских
художников:
творчество
пейзажи Левитана, Саврасов «Грачи прилетели»;
Рисование
«Деревья смотрят в озеро»- ознакомление детей с новой тех-
никой рисования двойных (зеркально симметричных) изоб-
ражений акварельными красками (монотипия, отпечатки).
«Осенние
картины»
-
создание
сюжетных
композиций
из
природного материала - засушенных листьев, развитие чув-
ства цвета и композиции.
«Агитационный плакаты» - «Береги природу», «Не ломай
ветки», «Сохрани лес» для сюжетно-ролевой игры «Школа
молодого лесника».
Аппликация
«Лес, точно терем расписной…» - самостоятельный поиск
оригинальных способов изображения кроны деревьев, со-
ставление многоярусной коллективной композиции
Художественный труд
«Отпечатки листьев» на слепке из соленого теста.
Составление аранжировки из кленовых листьев
"Необычный букет", изготовление бумажных деревьев «Пи-
томник деревьев» для сюжетно-ролевой игры «Школа моло-
дого лесника».
Работа с родите-
лями
- «Экологические сказки» - подборка сказок о деревьях;
- Экологический ОМОН с родителями – уборка мусора за
территорией детского сада;
- Видеотека «Это интересно – о деревьях», «Как появляются
листья», «Почему листья желтеют»;
- Создание альбома деревья нашего края;
- Изготовление кормушек;
- Совместное творчество «Поделки из природного материа-
ла»;
- Участие в викторине «Знатоки деревьев»;
- Консультация для родителей «Экологическое воспитание
дошкольников».
Продукт проек-
та
Детский исследовательский проект «Друзья дерева»
Создание альбомов: «Деревья нашего края», «Правила пове-
дения на природе», «Гербарий», «Сказки о деревьях».
Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов,
детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволило добиться высоких
результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициа-
тивы. И хотя впереди еще много работы, но полученные результаты убеждают, что
объединение семьи и дошкольного учреждения поможет вырастить из маленького
человечка гармоничную личность. Задача остается неизменной – научить детей
смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу. Твердо уверена, что
большая экология – та, от которой зависит судьба планеты Земля, начинается с
первых шагов маленьких ножек.