Напоминание

"Деревья нашего края"


Автор: Бенько Марина Алексеевна
Должность: Воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МАДОУ ДС №4 "Сказка"
Населённый пункт: город Нижневартовск ХМАО-Югры
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "Деревья нашего края"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ ДС №4 «Сказка»

Деревья нашего края

(экологический проект)

Подготовила:

воспитатель высшей категории:

Бенько Марина Алексеевна

г. Нижневартовск

Актуальность:

В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема

усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся

непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая

взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к

экологической катастрофе.

 

Экологическое образование дошкольников – это воспитание в детях способ-

ности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Зача-

стую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется от-

сутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание

растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить

эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творени-

ям, любить их, общаться с ними.

Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей среды, но

если заглянуть в словарь, то можно увидеть, что это второе значение слова «эколо-

гия». А первое - «наука об отношении растительных и животных организмов друг

к другу и к окружающей среде».

Суть проекта: формирование навыков экологически грамотного нравственного

поведения

Гипотеза.

Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются

при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому вос-

питанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр,

занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только ак-

тивное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность

посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется

места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.

Поняв особенности взаимоотношений малыша и природы, можно получить поис-

тине неограниченные возможности развить в нем лучшие человеческие черты, во-

время обнаружить и поддержать таланты, укрепить здоровье

Проблема:

Деревья

 

окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают

на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цвету-

щим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и де-

ревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, анало-

гичных тем, которые есть у животных.

А ведь деревья

 

играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений,

их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.

Цель моего проекта: Беречь и охранять деревья нашего края.

Задачи проекта

Расширить знания о русской берёзке.

Показать отношение к берёзке писателей и народа

Охранять и оберегать леса нашего края

Знать и выполнять правила поведения в природе

Символом России издавна считают, родную березку. Она воспета в поэзии и

прозе, в музыке и живописи. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы.

Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Стройная, с тонкими длинными

ветвями

и

раскидистой

кроной,

она

привлекательна

во

все

времена

года.

Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Берёза - лиственное дерево с тонкими розовато- коричневыми веточками с гладкой

корой, покрытой тёмными полосками. Своё название она получила по цвету коры.

Корень «бер» означает ясный свет, светлый, белый. Прежде её звали берзой., а

теперь берёзой, берёзкой.

Берёза, русская красавица…Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать,

когда она бывает красивее: весной или летом, зимой или осенью?

Художники

пейзажисты часто рисуют русскую красавицу – берёзку.

Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас, в России. Мила она русскому

человеку. Берёза и в сказках, и в песнях, и в народных приметах:

Приметы:

Из березы течет много сока – к дождливому лету.

Если на берёзе много серёжек - к урожаю гороха.

Когда береза станет распускаться, сей овес.

Если осенью лист березы начинает желтеть сверху – это к ранней весне,

если снизу - к поздней.

В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его

не елью, как теперь, а березой. В это время береза распускалась первой зеленью,

отсюда и древнерусское название марта или апреля - березозол.

А сколько рек, сёл, деревень названо в честь нашей берёзки! Любит наш

народ свою зелёную красавицу и за красоту, и за пользу, которую она приносит.

Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома,

особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает до сорока вёдер влаги.

И все из березы идет в дело. Прочная древесина берёзы шла на изготовление

мебели, а из бересты делали украшения, обувь, посуду.

В берестяных туесах мука не плесневела, а ягода хранилась долго и не кисла. В

древности береста заменяла бумагу.

Из березовых почек приготавливают лекарства, из ветвей делают метлы и веники,

из бересты мастерят лукошки для сбора грибов и ягод.

Березы растут по всему северному полушарию – от субтропиков до тундры.

Всего произрастает 140 видов берез, в нашей стране их до 70 видов. Но некоторые

виды из-за неразумных вырубок исчезают. Уже занесены в Красную книгу четыре

вида дальневосточных берез и мегрельская, растущая на Кавказе.

Чтобы не происходило исчезновение любимых наших деревьев, предпринимаются

различные мероприятия по предотвращению лесов от пожаров, незаконных рубок

леса, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий,

причиняющих вред лесному фонду, а также по защите от вредителей и болезней

леса.

В наше время, многие люди в летнее время, особенно в субботние и воскресные

дни, выезжают в пригородные леса, чтобы провести свои выходные дни или

отпуск на природе. Посетители леса вносят крупные изменения в его жизнь. Для

установки палаток рубят ветки, ломают и губят молодые деревья. Они гибнут не

только под кострищами, но и под топорами, а то и просто под ногами многочис -

ленных посетителей. Леса, часто посещаемые туристами, настолько основательно

захламляются мусором, несут следы больших и малых ран, что это отрицательно

сказывается на естественном лесовозобнавлении.

Так

давайте

же

не

будем

допускать

исчезновение

и

гибель

наших

любимых

деревьев, ведь это не сложно, когда помнишь простые правила:

Правила поведения в лесу:

Не ломай ветки деревьев и кустарников.

Не занимайся не законной вырубкой леса.

Не оставляй в лесу не затушенный костер.

Не засоряй лес.

Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, на-

браться сил и энергии. Походишь по лесу, потрогаешь белые стволы берёз и клей

кие листочки, посмотришь на серёжки, послушаешь пение птиц- станет тебе легко

и радостно. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося

ей вред.

Задачи проекта:

Формировать представления о деревьях, их взаимосвязь в природе, их значимости

в жизни человека, применении.

Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь де-

тей.

Развивать навыки моделирования и экспериментирования.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Длительность проекта:

долгосрочный

Проектная идея:

Обратить внимание детей и родителей на растения постоянно нас окружающие.

Подвести к восприятию деревьев, как живых объектов. Доказать важную роль де-

ревьев в нашей жизни. Совместно с родителями подготовить и провести презента-

ции детских проектов по данной теме.

Гипотеза:

Воспитанники группы, узнав о пользе деревьев, будут бережнее к ним относиться.

Участники проекта:

Дети, родители и педагог группы Бенько М.А.

Ожидаемый результат:

Осознанно правильное отношение детей к деревьям.

Сформированные знания о деревьях.

Повышение уровня экологической грамотности детей;

Формирование осознанной потребности в общении с природой;

Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;

Создание художественно – эстетической среды;

Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и

жизни человека;

Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отобра-

жать свои впечатления в творческой деятельности;

Способы оценки:

Наблюдения, беседы, анализ продуктов творческой и практической деятельности

детей.

I этап

Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе темати-

ки проекта:

- составление перспективного плана проведения НОД и наблюдений на прогулке

по развитию экологической грамотности воспитанников.

- подборка художественной и познавательной литературы для чтения детям (Се-

лихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи; подборка сказок о деревьях

из интернета, энциклопедия для дошкольников)

Совершенствование развивающей среды:

- подобрать демонстрационный материал: «Деревья нашего края», «Этажи леса»,

«Как ходят деревья», репродукции картин русских художников: пейзажи Левита-

на, Саврасов «Грачи прилетели»;

- подбор и изготовление дидактических игр на экологическую тему.

Работа с родителями: проведение консультации на тему «Экологическое воспита-

ние дошкольников», обсуждение организации экскурсии в осенний парк.

Проведение мониторинга с детьми.

II этап

Реализация проекта.

Непосредственно-организованная деятельность по составленному перспективно-

му плану; исследовательская деятельность родителей и детей (мини проект); про-

ведение бесед по тематике проекта, организация сюжетно-ролевых, дидактиче-

ских, подвижных игр; проведение экскурсии в парке Гренада (смешанный лес),

трудовая деятельность детей, организация работы с родителями детей группы

(изготовление кормушек - выставка «Подарок птицам»).

III этап

Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

1. Организация праздника «Знатоки деревьев» - викторина для родителей и детей,

презентация детского мини проекта, награждение команд за участие и подготовку

проекта.

2. Выставка художественных работ детей, альбома «Деревья нашего края», альбо-

ма детских рисунков «Правила поведения на природе», альбома с гербариями, по-

делок из природного материала.

 

Схема осуществления проекта «Дерево»

Разделы про-

граммы

Виды детской деятельности

Игровая дея-

тельность

Сюжетно-ролевая

игра

«Мебельный

салон»,

"Экскурсия

в

парк", «Школа молодого лесника», МЧС «Пожар в лесу».

Настольно – печатные игры: «Чей листочек», «От какой вет-

ки детка?», «Части дерева», "Четвертый лишний";

Игры-драматизации по произведениям: «Гуси-лебеди».

Дидактические игры: "Найди дерево по описанию"

"Что такое хорошо и что такое плохо", «Экологический све-

тофор», «Необычное путешествие», «Природа благодарит и

сердится», "Расскажи о дереве" (составление описательного

рассказа по схеме)

Подвижные

игры:

"Найди

такой

же

лист",

"Кто

быстрее

найдет клен, ель, дуб, березу", "Найди пару".

Здоровье и фи-

зическое разви-

тие

Прогулка в парке: ознакомление детей с деревьями смешан-

ного леса, подвижные игры «Беги к дереву, которое назову»,

«Экологический ОМОН» - сбор мусора, операция «Подарок

птицам»- развешивание кормушек для птиц, сбор листьев,

шишек, веточек для поделок, чаепитие с листьями смороди-

ны.

- беседа о целебных свойствах деревьев.

Труд

Изготовление и вывешивание кормушек для птиц на участке,

подкормка птиц.

-Заготовка и сушка листьев, растений для аппликации, герба-

рия.

-Уборка сломанных веток на участке.

-Побелка ствола деревьев детьми на садовых участках, уход

за посаженными деревьями, обертывание молодых деревьев

на зиму (совместно с родителями)

Музыка

Хоровод

«Березонька»,

песня

«Калинка»,

музыкальная

композиция Э.Верхарн «Из солнечных лучей ... », песня Е.

Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой

Развитие речи

«Деревья нашего края» - составление описательного рассказа

о деревьях по алгоритму; творческое рассказывание «Чем

мне нравится это дерево?», «Друзья дерева» сочинение ска-

зок о дереве Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Старик и ябло-

ни».

Ознакомление с

окружающим

Деревья – уточнить и закрепить знания о деревьях; упраж-

нять в согласовании существительных с прилагательными,

существительных

в

родительном

падеже

множественного

числа.

Береги природу -

Познакомить с профессиями людей занима-

ющихся

охраной

природы,

формировать

представления

о

природе, как едином целом.

Наш общий дом - Учить находить взаимосвязь живой и не-

живой природы с деятельностью человека, развивать умения

наблюдать, описывать строить предположения

«Путешествие по этажам леса» - Расширить знания детей о

лесе, как многоярусной системе, как сообществе множества

растений, произрастающих на одной территории: верхний

ярус – сосны; ярус ниже – лиственные деревья, ели; ещё

ниже – высокие кустарники и подрастающие деревья; ниж-

ний ярус – травы, ягодные кустарники, мох; ярус под землёй

– корни растений и деревьев.

«Правда ли что бумага «растет»? Как делают бумагу?»- Вы-

явить связь между деревом и бумагой, схематично изобразить

процесс изготовления бумаги.

«Откуда

к

нам

пришла

мебель?»:

Уточнить

и

расширить

представления детей о мебели.

ОБЖ

Будем беречь, и охранять природу - Воспитать у детей приро-

доохранное поведение; развить представления о том, какие

действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее

восстановлению.

Взаимосвязь и взаимодействие в природе - Развить у детей

понимание того, что планета Земля - наш общий дом, в кото-

ром живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек - часть

природы; что на жизнь и здоровье человека и животных

влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.

Наблюдения

- Наблюдение за тенью дерева, ее движением

- Сколько листьев на дереве, сколько под ним

- С какого дерева листва облетает быстрее

Исследователь-

ская деятель-

ность

Знакомимся с деревьями: изучаем листья и крону; кору и

ствол; изучаем цветки (соцветия); корни; изучаем плоды и се-

мена; животных, связанных с деревом; почву.

Опытно-экспе-

риментальная

деятельность

Условия, необходимые для жизни дерева.

«Может ли растение дышать?» Цель: Выявить потребность

растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит про-

цесс дыхания у растения. Вывод: растения нуждаются в воз-

духе, дыхании.

Опыт «Как к веткам и листьям поднимается вода»

Художественная

литература

Чтение детям стихотворений о деревьях «Рябина, Ива, Бе-

реза» И.Токмакова, «Сказка о крылатках», «Одежда для по-

чек», «День рождение елочки»; сказка Б. Заходера «Почему

деревья не ходят».

Заучивание стихотворений С.Есенина «Пороша», «Береза»,

стихи, пословицы и поговорки о деревьях.

Художественное

Рассматривание

репродукций

картин

русских

художников:

творчество

пейзажи Левитана, Саврасов «Грачи прилетели»;

Рисование

«Деревья смотрят в озеро»- ознакомление детей с новой тех-

никой рисования двойных (зеркально симметричных) изоб-

ражений акварельными красками (монотипия, отпечатки).

«Осенние

картины»

-

создание

сюжетных

композиций

из

природного материала - засушенных листьев, развитие чув-

ства цвета и композиции.

«Агитационный плакаты» - «Береги природу», «Не ломай

ветки», «Сохрани лес» для сюжетно-ролевой игры «Школа

молодого лесника».

Аппликация

«Лес, точно терем расписной…» - самостоятельный поиск

оригинальных способов изображения кроны деревьев, со-

ставление многоярусной коллективной композиции

Художественный труд

«Отпечатки листьев» на слепке из соленого теста.

Составление аранжировки из кленовых листьев

"Необычный букет", изготовление бумажных деревьев «Пи-

томник деревьев» для сюжетно-ролевой игры «Школа моло-

дого лесника».

Работа с родите-

лями

- «Экологические сказки» - подборка сказок о деревьях;

- Экологический ОМОН с родителями – уборка мусора за

территорией детского сада;

- Видеотека «Это интересно – о деревьях», «Как появляются

листья», «Почему листья желтеют»;

- Создание альбома деревья нашего края;

- Изготовление кормушек;

- Совместное творчество «Поделки из природного материа-

ла»;

- Участие в викторине «Знатоки деревьев»;

- Консультация для родителей «Экологическое воспитание

дошкольников».

Продукт проек-

та

Детский исследовательский проект «Друзья дерева»

Создание альбомов: «Деревья нашего края», «Правила пове-

дения на природе», «Гербарий», «Сказки о деревьях».

Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов,

детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволило добиться высоких

результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициа-

тивы. И хотя впереди еще много работы, но полученные результаты убеждают, что

объединение семьи и дошкольного учреждения поможет вырастить из маленького

человечка гармоничную личность. Задача остается неизменной – научить детей

смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу. Твердо уверена, что

большая экология – та, от которой зависит судьба планеты Земля, начинается с

первых шагов маленьких ножек.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!