"Эстетическое воспитание в развитии личности ребёнка"
Автор: Гридасова Лариса Ивановна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУДО Центр творческого развития и гуманитарного образования "Романтик" Населённый пункт: г.Щёлково Московской обл Наименование материала: статья Тема: "Эстетическое воспитание в развитии личности ребёнка" Раздел: дополнительное образование
Эстетическое воспитание в развитии личности ребёнка.
С древнейших времён философы и педагоги, рассматривая эстетическое воспитание в про-
цессе развития способности человека чувствовать и понимать «прекрасное», считали его необхо-
димым элементом развития всей личности. Еще древнегреческие философы, отмечая важность
эстетического воспитания, замечали: «Кто в этой области воспитан как должно, тот очень остро
воспримет разные упущения или природные недостатки. Его удовольствие или раздражение будет
верно: он хвалил бы то, что хорошо, и, приняв его в свою душу, питался бы им и сам стал бы без-
укоризненным…". Одним из первых огромную роль эстетической чувствительности в развитии
личности раскрыл Ф. Шиллер. «Чем более разовьётся впечатлительность, …тем большую часть
мира охватит человек, тем больше способностей разовьёт он в себе»,- писал он в «Письмах об
эстетическом воспитании».
Занятия искусством и личностное развитие детей.
Как же влияют занятия искусством на личностное развитие детей? Исследования показы-
вают, что даже непродолжительные сроки тесного общения с «прекрасным» дают право ответить
на этот вопрос утвердительно. Прежде всего, речь идёт о достоверно более высоких показателях
интеллекта школьников, занимающихся музыкой и хореографией. Эти ученики более уравнове-
шенные и сдержанные, хорошо владеют собой в неблагоприятных ситуациях или при помехах в
деятельности. Их средний показатель по фактору «уравновешенность-возбудимость» на 20% пре-
вышает аналогичный показатель у детей, не испытавших благотворного влияния занятий искус-
ством. Школьники первой группы успешно обучаются во всех возрастных категориях. Тогда как во
второй группе отмечаются нарушения поведения и дисциплины. По-видимому, эстетическое вос-
питание вносит свой вклад в уменьшение проявлений упрямства и агрессивности у детей.
Занятия искусством в детстве также способствуют развитию серьёзности и ответственности
у младших школьников. Об этом свидетельствуют средние показатели по фактору «беспечность-
озабоченность». Удивительно, но согласно полученным данным, дети, занимающиеся музыкой,
менее утончённые, сентиментальные и романтичные, менее склонны к фантазиям, склонность к
которым зачастую является результатом в стиле «гиперопеки». При этом они более доверяют рас-
судку, нежели чувствам, более практичны в делах, реалистичны и тверды.
Завершают картину показатели, полученные по фактору «напряжённость-расслабленность». Из-
вестно, что проявления высокой оценки по этому фактору характерны для тревожно-невротиче-
ских расстройств поведения. Для такой личности характерны эмоциональная неустойчивость с
преобладанием пониженного настроения; она имеет трудности со сном, быстро сердится на лю-
дей и не выносит критики. Существуют доказательства, что этот фактор связан с наличием большо-
го числа потребностей, не нашедших применения. В подобных случаях здоровый «прагматизм»,
привносимый эстетическим воспитанием, сглаживает диссонанс между запросами и возможно-
стями, т.е. снижением напряжённости у детей.
Воспитание искусством.
Детская душа - тончайшая материя, которая от рождения впитывает в себя информацию,
непрерывно поступающую из внешнего мира. Вся обстановка, окружающая ребёнка с детства,
формирует его личность, характер, жизненные приоритеты. Чем больше разнообразной информа-
ции поступает в детское сознание, тем более полноценно оно развивается. Формирование лично-
сти - сложный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального ста-
новления человека и определяющийся внутренними и внешними естественными и общественны-
ми условиями. «Развитие личности, особенно в детстве, происходит главным образом под влияни-
ем воспитания. Воспитание «проектирует» личность, поднимает её на новую ступень, движет её в
заданном направлении»,- писал Л.С.Выгодский.
Одним из важнейших факторов воспитания является взаимодействие ребёнка со всеми видами
искусства, такими как музыка, живопись, прикладные виды творчества, танцы и многое другое.
Искусство не навязывает определённые правила поведения и не приучает к покорности и зависи-
мости от старших. Искусство открывает детям широкие возможности знакомства с разными людь-
ми. Наблюдая за ними и сопоставляя с собой, ребёнок учится видеть свои собственные черты, от-
личные или сходные от другого человека. Свобода восприятия окружающего мира, основанная на
индивидуальных качествах - вот та основа, которую закладывает в детское подсознание позитив-
ная творческая деятельность.
«Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии, начинайте
не с физики и не с химии, начинайте с музыки, ибо в её структурах скрыты все формулы научного
мышления!»/слова известного музыканта и искусствоведа /М.Казиника/. Ему же принадлежит и
такое утверждение: «Урок музыки - это высшая форма урока Эстетики и Мировоззрения». Педаго-
ги многих стран спорят о том, следует ли учить музыке всех детей или только особо одарённых.
«Музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание
челове-
ка
»./В. А. Сухомлинский/. Известно, что с помощью рояля узнаётся и осваивается любая музыка.
Рояль, говоря словами Г.Нейгауза, «самый интеллектуальный из всех инструментов и потому охва-
тывает необъятные музыкальные просторы. Ведь на нём кроме всей неизмеримой по количеству,
неописуемой по красоте музыке, созданной «лично для него», можно исполнять всё, что называ-
ется музыкой, от мелодии пастушеской свирели до гигантских симфонических и оперных построе-
ний». /«Я не учитель фортепианной игры, я учитель музыки»/Г.Г.Нейгауз/.
В формировании мышления обучаемого опыт, приобретаемый через исполнение музыки,
особенно ценен. Суть в том, что этот опыт - сугубо практического свойства, следствие непосред-
ственных игровых действий. В.А.Сухомлинский, например, равно как и многие другие» психологи
и педагоги, специально обращают внимание на роль практических операций в обучении (в частно-
сти, операций ручных): «Есть особые, активнейшие, наиболее творческие участки мозга, которые
пробуждаются к жизни благодаря соединению процессов абстрактного мышления и тонкой, муд-
рой работы рук. Если такого соединения нет, эти отделы мозга превращаются в тупики. Напротив,
коль скоро «соединяются усилия ума и рук…информация идёт двумя непрерывными встречными
потоками - от рук к мозгу и от мозга к рукам».
Все мы знаем о моментальной реакции малыша на любые неожиданно зазвучавшие музыкаль-
ные звуки - он может начать танцевать, подпевать, смеяться, размахивать ручками в такт. Важно
другое - какие именно музыкальные стили и произведения следует использовать в воспитатель-
ных целях. Известные педагоги-специалисты в данной области рекомендуют классическую музыку
и народное творчество. Классическая музыка-это неповторимая красота мелодий, идеально выве-
ренная гармония, математическая логика построения фраз. Следовательно, глубоко воздействуя
на подсознание, она:
1.Упорядочивает работу головного мозга.
2.Активизирует и развивает образное мышление и цельность восприятия окружающего мира.
3.Самое же ценное её влияние заключается в том, что ребёнок, воспитанный на классике, с дет-
ства и всю оставшуюся жизнь умеет отличать хорошее от плохого, красивое от безобразного, каче-
ственное от некачественного.
4.Кроме того, классика-это неиссякаемый источник светлых, положительных впечатлений, на осно-
ве которых поддерживается позитивный эмоциональный фон.
Народная же музыка-речь идёт о настоящем, исконно русском фольклоре- это генетическая па-
мять многих поколений наших предков, которые посредством творчества передали нам свою жиз-
ненную мудрость и опыт. На её основе закладываются:
1.Правильные понятия об отношениях между мужчиной и женщиной, уважение к семейным
ценностям.
2.Простые и понятные тексты на бытовую тематику и незамысловатая мелодика народных песен
способствуют развитию умения сочувствовать и доверять близким.
3.Учит жить в гармонии с природой.
Талантливо мыслить и чувствовать
«Способности - это те же потребности, и если они не удовлетворяются, если талант не раз-
вивается и не реализуется, человек заболевает»./Г.Маслов/ Существует мнение специалистов-пси-
хологов, что тот, кто активно использует свои творческие способности, не страдает неврозами или
успешно преодолевает их. При недооценке способностей ребёнка резко меняется его модель по-
ведения. Он становится требовательным, агрессивным, раздражительным, может неожиданно
перестать общаться со всеми или бурно реагировать даже на самое безобидное замечание.
Поэтому так важно вовремя разглядеть детскую художественную одарённость и помочь её разви-
тию. Сама проблема выявления скрытой художественной одарённости пока практически не разра-
ботана. Ясно, что лишь немногие люди родились, чтобы реализовать себя, свою творческую инди-
видуальность именно в искусстве. Оказав благотворное влияние на развитие личности ребёнка,
волна возрастной одарённости с возрастом и уйдёт. В связи с этим возникает проблема: как на об-
щем ярком фоне детского творчества разглядеть тех, кто отмечен индивидуальной одарённостью
и, может быть, посвятит искусству всю жизнь.
Творчество- это отдельный самостоятельный вид деятельности. Не существует рецептов,
как сделать процесс обучения процессом творчества. Основные задачи, которые ставит педагог в
повседневной работе - успеть реализовать с помощью детей свои собственные творческие планы,
но возможность самовыражения - важнейший мотив любой деятельности. Одни говорят, что зани-
маться развитием детского творчества в условиях подготовки к различным мероприятиям - не-
когда. Другие - что для того, чтобы ребёнок что-то сделал сам, он должен обладать запасом навы-
ков, умений, т.е., сначала надо научить его быть исполнителем, чтобы впоследствии стать твор-
цом. Задача же педагога - создать предпосылки для проявления детского творчества, научить
ребёнка пользоваться полученными знаниями, навыками и умениями. «Каждый ребёнок та-
лантлив!»- означает, что творческие способности и задатки есть у каждого ребёнка. Педагогу нуж-
но стараться избегать стандартных решений. В пении он может проявить гибкость в применении
дополнительных средств выразительности (изменять тембр голоса, петь от лица разных персона-
жей); в танце - изменять положения тела, придумывать новые образы на одну и ту же тему; в теат-
рально-игровом - способность передачи образа, сюжета с помощью совокупных средств вырази-
тельности (мимики, осмысления образа с разных точек - настроения, положения в пространстве); в
музицировании - важна способность варьировать, передавать образ с помощью музыкальных
звуков(мелодии, тембра, ритма, динамики, лада).
Одарённые дети - творческие дети.
Детское творчество трудно заметить, потому что оно бывает разного вида и проявляется
разными результатами. Его трудно оценить, т.к. взрослые мерки не подходят. Творчество - не од-
номоментный акт, а процесс, состоящий из определённых этапов. Дети дошкольного и младшего
школьного возраста ещё не утратили интерес к миру и обострённую отзывчивость на чувственные
впечатления - и уже поэтому имеют отношение к художественной одарённости. Есть труднообъяс-
нимое сходство психологического облика ребёнка и талантливого художника, поэтому к ним под-
ходят слова: «искренность, непосредственность, свежесть взгляда».
Загадка одарённости, механизм её выявления волнует и психологов, и педагогов. Но одарённость
не только дар Божий. Это серьёзное испытание. Вундеркиндам трудно прожить без психологиче-
ских потерь. С точки зрения практической психологии в многообразии одарённых детей существу-
ют две полярные группы. Одна - дети с гармоничным развитием, другие - могут отличаться эмоци-
ональной неустойчивостью, медленным или быстрым темпом работы, заниженной или завышен-
ной самооценкой. Самая большая группа детей - со скрытой, непроявленной одарённостью. Как
ни парадоксально, но нестандартность одарённого ребёнка могут восприниматься окружающими
не как признак его одарённости, а как неприспособленность к жизни в обществе и даже как недо-
развитость. Главная задача педагога - не столько измерять одарённость, сколько создавать соот-
ветствующую творческую развивающую среду. Учить, воспитывать одарённых, неординарных де-
тей - это значит меняться самим. Для работы с такими детьми кроме специальных знаний необхо-
димы такт, терпение, особая деликатность. В настоящее время, пожалуй, все ведущие педагоги
музыки едины во мнении, что основной целью любого процесса непрофессионального музыкаль-
ного воспитания является не достижение блестящей техники - будь то вокал, инструментальное ис-
полнительство или теория музыки,- а культивирование такого душевного строя у ребёнка, при ко-
тором музыка смогла бы навсегда пустить корни в его душе и он мог бы чувствовать себя раскре-
пощённо в её прекрасной , вдохновляющей радостной среде.
Музыка лечит душу и тело.
/надпись на итальянских инструментах эпохи Ренессанса/.
Музыка сама является одной из здоровьесберегающих технологий.
История оставила немало фактов, свидетельствующих о целебных, терапевтических свой-
ствах музыкального искусства. Сохранились сведения, что многие исторические личности пользо-
вались приёмами музыкотерапии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки-Пифа-
гор. Он излечивал молодых людей от алкоголизма, прописывая им музыкальную мелодию в осо-
бом стиле и ритме. В третьем веке до н.э. в Греции был создан медицинский центр, где с помощью
специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных болей. Не
только в Древней Греции, но и в Америке у индейцев воздействие музыки считалось целебным. В
Древнем Китае существовала целая система оздоровления с помощью музыки. Музыкальный лад
в китайской музыке называется пентатоникой и базируется на 5-ти тонах, соответствующих 5-ти
элементам природы ( земля, металл, дерево, огонь, вода), которые соответствуют 5-ти органам че-
ловека (селезёнка, лёгкие, печень, сердце и почки).
Знаменитый Авиценна называл музыку безлекарственный способ лечения и ставил её в
один ряд с диетой, ароматерапией и смехотерапией. Сам он с успехом лечил музыкой людей с
нервно-психическими заболеваниями. В 19 веке музыку Вагнера тоже применяли при лечении
психических расстройств. А 100 лет спустя музыкотерапию используют во многих лечебных учре-
ждениях Америки и Европы.
С 1969г. В Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря ему стало извест-
но, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение за считанные
секунды уничтожают тифозные палочки, возбудителей желтухи, вирусы гриппа, ускоряет своё дви-
жение протоплазма клеток растений.
В России почти 100 лет назад русские учёные: Иван Сеченов, Сергей Боткин и Иван Павлов
открыли, что с помощью музыки регулируются десинхронные ритмы человека при стрессе. В нача-
ле 20-го века психоневролог Владимир Бехтерев пришёл к выводу, что музыка может избавлять от
усталости, заряжать энергией, положительно влиять на систему кровообращения и дыхания. Мате-
ри недаром поют колыбельные своим малышам. «Без колыбельной вообще невозможно полно-
ценное развитие человека» - писал учёный.
В наше время мы снова обращаемся к музыке как к способу помочь себе. Несколько лет
назад Римская Академия наук обнародовала результаты исследований влияния музыки на челове-
ка. Оказывается, депрессию, страх, последствия стресса, сердечные боли, гипертонию можно вы-
лечить с помощью музыки на 90% . Известен факт, что французский актёр Ж. Депардье избавился
от заикания за 3 месяца, ежедневно слушая по совету врачей музыку Моцарта.
В России музыкотерапию Минздрав утвердил официальным методом лечения в 2003г. Она
становится наукой. В целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов,
врачующих музыкой. При Музыкальной Академии им. Гнесиных создано отделение музыкальной
реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации работает и в Российской Академии ме-
дицинских наук. Во многих клиниках мира весьма эффективно используют лечение музыкой. При
депрессии и даже при психозе больным рекомендуется слушать элегии, ноктюрны, колыбельные
и музыку, возвращающую в безмятежное детство. Калифорнийский учёный Авраам Гольдштейн
считает, что музыкальное удовольствие мы получаем благодаря высвобождению эндорфина-
(«гормона радости»). Универсальным действием обладает музыка Моцарта, в этом единодушны
все специалисты. Придуман специальный термин «эффект Моцарта»: музыка композитора улуч-
шает сон, память, помогает преодолеть стресс, угнетённость, активизирует все силы организма,
лечит душевные и физические болезни.
Лечебное воздействие оказывают не только музыкальные произведения, но и музыкаль-
ные инструменты. Теперь не кажется выдумкой и другой феномен: разные тембры музыкальных
инструментов действуют по-разному на наши органы и оказывают разный терапевтический эф-
фект. Каждый человеческий орган любит слушать «свою» музыку. Фортепиано, например, успока-
ивает нервную систему, кларнет улучшает кровообращение, нормализует сердечно-сосудистую си-
стему, избавляет от подавленности, флейта следит за работой печени, оказывает положительное
воздействие на лёгкие и бронхи, труба эффективна при радикулите, неврите. скрипка расслабляет,
балалайка влияет благотворно на работу органов пищеварения, арфа полезна при истерии. Исце-
ляющие недуги инструменты помогут организму человека вновь обрести прежнее «звучание».
В книге К.С.Станиславского «Моя жизнь в искусстве» есть такие слова: «Я очень благодарен роди-
телям за то, что нас с ранних лет заставляли слушать музыку. Не сомневаюсь в том, что это благо-
творно повлияло и на мой слух и на выработку вкуса…Сила впечатлений была так огромна, но не
осознана тогда, а воспринята органически и бессознательно не только духовно, но и физически.
Вот эта огромная сила детских впечатлений определила и мою жизнь».
«Единственное, что цементирует нацию,- искусство. Ничего больше»/режиссёр Сергей Урсуляк/.
Литература:
1.
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой.- М., Советский композитор, 1985.
2.
Раппопорт С.Х.Искусство и эмоции.- М.,1972.
3.
Матонис В.П.- Музыкально-эстетическое воспитание личности.- Л.,1988.
4.
Ермолова – Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей. Вопросы
психологии.- М., 1975.
5.
Глинка М.И. О музыке и музыкантах.- М.,1954.
6.
Ражников В.Г.- Диалоги о музыкальной педагогике. 2-е изд. М.,1994.
7.
Психологический словарь.- М., Педагогика-пресс. 1997.
8.
О начальном обучении менее способных детей.- Ребёнок за роялем. - М., 1981.
9.
Кеетман Г. Элементарное музыкальное воспитание. - М., Советский композитор. 1978.
10. Гольденвейзер А.- О музыкальном искусстве.- М., 2003.