Напоминание

"Эстетическое воспитание в развитии личности ребёнка"


Автор: Гридасова Лариса Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО Центр творческого развития и гуманитарного образования "Романтик"
Населённый пункт: г.Щёлково Московской обл
Наименование материала: статья
Тема: "Эстетическое воспитание в развитии личности ребёнка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Эстетическое воспитание в развитии личности ребёнка. С древнейших времён философы и педагоги, рассматривая эстетическое воспитание в про- цессе развития способности человека чувствовать и понимать «прекрасное», считали его необхо- димым элементом развития всей личности. Еще древнегреческие философы, отмечая важность эстетического воспитания, замечали: «Кто в этой области воспитан как должно, тот очень остро воспримет разные упущения или природные недостатки. Его удовольствие или раздражение будет верно: он хвалил бы то, что хорошо, и, приняв его в свою душу, питался бы им и сам стал бы без- укоризненным…". Одним из первых огромную роль эстетической чувствительности в развитии личности раскрыл Ф. Шиллер. «Чем более разовьётся впечатлительность, …тем большую часть мира охватит человек, тем больше способностей разовьёт он в себе»,- писал он в «Письмах об эстетическом воспитании». Занятия искусством и личностное развитие детей. Как же влияют занятия искусством на личностное развитие детей? Исследования показы- вают, что даже непродолжительные сроки тесного общения с «прекрасным» дают право ответить на этот вопрос утвердительно. Прежде всего, речь идёт о достоверно более высоких показателях интеллекта школьников, занимающихся музыкой и хореографией. Эти ученики более уравнове- шенные и сдержанные, хорошо владеют собой в неблагоприятных ситуациях или при помехах в деятельности. Их средний показатель по фактору «уравновешенность-возбудимость» на 20% пре- вышает аналогичный показатель у детей, не испытавших благотворного влияния занятий искус- ством. Школьники первой группы успешно обучаются во всех возрастных категориях. Тогда как во второй группе отмечаются нарушения поведения и дисциплины. По-видимому, эстетическое вос- питание вносит свой вклад в уменьшение проявлений упрямства и агрессивности у детей. Занятия искусством в детстве также способствуют развитию серьёзности и ответственности у младших школьников. Об этом свидетельствуют средние показатели по фактору «беспечность- озабоченность». Удивительно, но согласно полученным данным, дети, занимающиеся музыкой, менее утончённые, сентиментальные и романтичные, менее склонны к фантазиям, склонность к которым зачастую является результатом в стиле «гиперопеки». При этом они более доверяют рас- судку, нежели чувствам, более практичны в делах, реалистичны и тверды. Завершают картину показатели, полученные по фактору «напряжённость-расслабленность». Из- вестно, что проявления высокой оценки по этому фактору характерны для тревожно-невротиче- ских расстройств поведения. Для такой личности характерны эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения; она имеет трудности со сном, быстро сердится на лю- дей и не выносит критики. Существуют доказательства, что этот фактор связан с наличием большо- го числа потребностей, не нашедших применения. В подобных случаях здоровый «прагматизм», привносимый эстетическим воспитанием, сглаживает диссонанс между запросами и возможно- стями, т.е. снижением напряжённости у детей. Воспитание искусством. Детская душа - тончайшая материя, которая от рождения впитывает в себя информацию, непрерывно поступающую из внешнего мира. Вся обстановка, окружающая ребёнка с детства, формирует его личность, характер, жизненные приоритеты. Чем больше разнообразной информа- ции поступает в детское сознание, тем более полноценно оно развивается. Формирование лично- сти - сложный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального ста- новления человека и определяющийся внутренними и внешними естественными и общественны- ми условиями. «Развитие личности, особенно в детстве, происходит главным образом под влияни- ем воспитания. Воспитание «проектирует» личность, поднимает её на новую ступень, движет её в заданном направлении»,- писал Л.С.Выгодский.
Одним из важнейших факторов воспитания является взаимодействие ребёнка со всеми видами искусства, такими как музыка, живопись, прикладные виды творчества, танцы и многое другое. Искусство не навязывает определённые правила поведения и не приучает к покорности и зависи- мости от старших. Искусство открывает детям широкие возможности знакомства с разными людь- ми. Наблюдая за ними и сопоставляя с собой, ребёнок учится видеть свои собственные черты, от- личные или сходные от другого человека. Свобода восприятия окружающего мира, основанная на индивидуальных качествах - вот та основа, которую закладывает в детское подсознание позитив- ная творческая деятельность. «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с физики и не с химии, начинайте с музыки, ибо в её структурах скрыты все формулы научного мышления!»/слова известного музыканта и искусствоведа /М.Казиника/. Ему же принадлежит и такое утверждение: «Урок музыки - это высшая форма урока Эстетики и Мировоззрения». Педаго- ги многих стран спорят о том, следует ли учить музыке всех детей или только особо одарённых. «Музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание челове- ка »./В. А. Сухомлинский/. Известно, что с помощью рояля узнаётся и осваивается любая музыка. Рояль, говоря словами Г.Нейгауза, «самый интеллектуальный из всех инструментов и потому охва- тывает необъятные музыкальные просторы. Ведь на нём кроме всей неизмеримой по количеству, неописуемой по красоте музыке, созданной «лично для него», можно исполнять всё, что называ- ется музыкой, от мелодии пастушеской свирели до гигантских симфонических и оперных построе- ний». /«Я не учитель фортепианной игры, я учитель музыки»/Г.Г.Нейгауз/. В формировании мышления обучаемого опыт, приобретаемый через исполнение музыки, особенно ценен. Суть в том, что этот опыт - сугубо практического свойства, следствие непосред- ственных игровых действий. В.А.Сухомлинский, например, равно как и многие другие» психологи и педагоги, специально обращают внимание на роль практических операций в обучении (в частно- сти, операций ручных): «Есть особые, активнейшие, наиболее творческие участки мозга, которые пробуждаются к жизни благодаря соединению процессов абстрактного мышления и тонкой, муд- рой работы рук. Если такого соединения нет, эти отделы мозга превращаются в тупики. Напротив, коль скоро «соединяются усилия ума и рук…информация идёт двумя непрерывными встречными потоками - от рук к мозгу и от мозга к рукам». Все мы знаем о моментальной реакции малыша на любые неожиданно зазвучавшие музыкаль- ные звуки - он может начать танцевать, подпевать, смеяться, размахивать ручками в такт. Важно другое - какие именно музыкальные стили и произведения следует использовать в воспитатель- ных целях. Известные педагоги-специалисты в данной области рекомендуют классическую музыку и народное творчество. Классическая музыка-это неповторимая красота мелодий, идеально выве- ренная гармония, математическая логика построения фраз. Следовательно, глубоко воздействуя на подсознание, она: 1.Упорядочивает работу головного мозга. 2.Активизирует и развивает образное мышление и цельность восприятия окружающего мира. 3.Самое же ценное её влияние заключается в том, что ребёнок, воспитанный на классике, с дет- ства и всю оставшуюся жизнь умеет отличать хорошее от плохого, красивое от безобразного, каче- ственное от некачественного. 4.Кроме того, классика-это неиссякаемый источник светлых, положительных впечатлений, на осно- ве которых поддерживается позитивный эмоциональный фон. Народная же музыка-речь идёт о настоящем, исконно русском фольклоре- это генетическая па- мять многих поколений наших предков, которые посредством творчества передали нам свою жиз- ненную мудрость и опыт. На её основе закладываются:
1.Правильные понятия об отношениях между мужчиной и женщиной, уважение к семейным ценностям. 2.Простые и понятные тексты на бытовую тематику и незамысловатая мелодика народных песен способствуют развитию умения сочувствовать и доверять близким. 3.Учит жить в гармонии с природой. Талантливо мыслить и чувствовать «Способности - это те же потребности, и если они не удовлетворяются, если талант не раз- вивается и не реализуется, человек заболевает»./Г.Маслов/ Существует мнение специалистов-пси- хологов, что тот, кто активно использует свои творческие способности, не страдает неврозами или успешно преодолевает их. При недооценке способностей ребёнка резко меняется его модель по- ведения. Он становится требовательным, агрессивным, раздражительным, может неожиданно перестать общаться со всеми или бурно реагировать даже на самое безобидное замечание. Поэтому так важно вовремя разглядеть детскую художественную одарённость и помочь её разви- тию. Сама проблема выявления скрытой художественной одарённости пока практически не разра- ботана. Ясно, что лишь немногие люди родились, чтобы реализовать себя, свою творческую инди- видуальность именно в искусстве. Оказав благотворное влияние на развитие личности ребёнка, волна возрастной одарённости с возрастом и уйдёт. В связи с этим возникает проблема: как на об- щем ярком фоне детского творчества разглядеть тех, кто отмечен индивидуальной одарённостью и, может быть, посвятит искусству всю жизнь. Творчество- это отдельный самостоятельный вид деятельности. Не существует рецептов, как сделать процесс обучения процессом творчества. Основные задачи, которые ставит педагог в повседневной работе - успеть реализовать с помощью детей свои собственные творческие планы, но возможность самовыражения - важнейший мотив любой деятельности. Одни говорят, что зани- маться развитием детского творчества в условиях подготовки к различным мероприятиям - не- когда. Другие - что для того, чтобы ребёнок что-то сделал сам, он должен обладать запасом навы- ков, умений, т.е., сначала надо научить его быть исполнителем, чтобы впоследствии стать твор- цом. Задача же педагога - создать предпосылки для проявления детского творчества, научить ребёнка пользоваться полученными знаниями, навыками и умениями. «Каждый ребёнок та- лантлив!»- означает, что творческие способности и задатки есть у каждого ребёнка. Педагогу нуж- но стараться избегать стандартных решений. В пении он может проявить гибкость в применении дополнительных средств выразительности (изменять тембр голоса, петь от лица разных персона- жей); в танце - изменять положения тела, придумывать новые образы на одну и ту же тему; в теат- рально-игровом - способность передачи образа, сюжета с помощью совокупных средств вырази- тельности (мимики, осмысления образа с разных точек - настроения, положения в пространстве); в музицировании - важна способность варьировать, передавать образ с помощью музыкальных звуков(мелодии, тембра, ритма, динамики, лада). Одарённые дети - творческие дети. Детское творчество трудно заметить, потому что оно бывает разного вида и проявляется разными результатами. Его трудно оценить, т.к. взрослые мерки не подходят. Творчество - не од- номоментный акт, а процесс, состоящий из определённых этапов. Дети дошкольного и младшего школьного возраста ещё не утратили интерес к миру и обострённую отзывчивость на чувственные впечатления - и уже поэтому имеют отношение к художественной одарённости. Есть труднообъяс- нимое сходство психологического облика ребёнка и талантливого художника, поэтому к ним под- ходят слова: «искренность, непосредственность, свежесть взгляда».
Загадка одарённости, механизм её выявления волнует и психологов, и педагогов. Но одарённость не только дар Божий. Это серьёзное испытание. Вундеркиндам трудно прожить без психологиче- ских потерь. С точки зрения практической психологии в многообразии одарённых детей существу- ют две полярные группы. Одна - дети с гармоничным развитием, другие - могут отличаться эмоци- ональной неустойчивостью, медленным или быстрым темпом работы, заниженной или завышен- ной самооценкой. Самая большая группа детей - со скрытой, непроявленной одарённостью. Как ни парадоксально, но нестандартность одарённого ребёнка могут восприниматься окружающими не как признак его одарённости, а как неприспособленность к жизни в обществе и даже как недо- развитость. Главная задача педагога - не столько измерять одарённость, сколько создавать соот- ветствующую творческую развивающую среду. Учить, воспитывать одарённых, неординарных де- тей - это значит меняться самим. Для работы с такими детьми кроме специальных знаний необхо- димы такт, терпение, особая деликатность. В настоящее время, пожалуй, все ведущие педагоги музыки едины во мнении, что основной целью любого процесса непрофессионального музыкаль- ного воспитания является не достижение блестящей техники - будь то вокал, инструментальное ис- полнительство или теория музыки,- а культивирование такого душевного строя у ребёнка, при ко- тором музыка смогла бы навсегда пустить корни в его душе и он мог бы чувствовать себя раскре- пощённо в её прекрасной , вдохновляющей радостной среде. Музыка лечит душу и тело. /надпись на итальянских инструментах эпохи Ренессанса/. Музыка сама является одной из здоровьесберегающих технологий. История оставила немало фактов, свидетельствующих о целебных, терапевтических свой- ствах музыкального искусства. Сохранились сведения, что многие исторические личности пользо- вались приёмами музыкотерапии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки-Пифа- гор. Он излечивал молодых людей от алкоголизма, прописывая им музыкальную мелодию в осо- бом стиле и ритме. В третьем веке до н.э. в Греции был создан медицинский центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных болей. Не только в Древней Греции, но и в Америке у индейцев воздействие музыки считалось целебным. В Древнем Китае существовала целая система оздоровления с помощью музыки. Музыкальный лад в китайской музыке называется пентатоникой и базируется на 5-ти тонах, соответствующих 5-ти элементам природы ( земля, металл, дерево, огонь, вода), которые соответствуют 5-ти органам че- ловека (селезёнка, лёгкие, печень, сердце и почки). Знаменитый Авиценна называл музыку безлекарственный способ лечения и ставил её в один ряд с диетой, ароматерапией и смехотерапией. Сам он с успехом лечил музыкой людей с нервно-психическими заболеваниями. В 19 веке музыку Вагнера тоже применяли при лечении психических расстройств. А 100 лет спустя музыкотерапию используют во многих лечебных учре- ждениях Америки и Европы. С 1969г. В Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря ему стало извест- но, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение за считанные секунды уничтожают тифозные палочки, возбудителей желтухи, вирусы гриппа, ускоряет своё дви- жение протоплазма клеток растений. В России почти 100 лет назад русские учёные: Иван Сеченов, Сергей Боткин и Иван Павлов открыли, что с помощью музыки регулируются десинхронные ритмы человека при стрессе. В нача- ле 20-го века психоневролог Владимир Бехтерев пришёл к выводу, что музыка может избавлять от усталости, заряжать энергией, положительно влиять на систему кровообращения и дыхания. Мате- ри недаром поют колыбельные своим малышам. «Без колыбельной вообще невозможно полно- ценное развитие человека» - писал учёный.
В наше время мы снова обращаемся к музыке как к способу помочь себе. Несколько лет назад Римская Академия наук обнародовала результаты исследований влияния музыки на челове- ка. Оказывается, депрессию, страх, последствия стресса, сердечные боли, гипертонию можно вы- лечить с помощью музыки на 90% . Известен факт, что французский актёр Ж. Депардье избавился от заикания за 3 месяца, ежедневно слушая по совету врачей музыку Моцарта. В России музыкотерапию Минздрав утвердил официальным методом лечения в 2003г. Она становится наукой. В целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. При Музыкальной Академии им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации работает и в Российской Академии ме- дицинских наук. Во многих клиниках мира весьма эффективно используют лечение музыкой. При депрессии и даже при психозе больным рекомендуется слушать элегии, ноктюрны, колыбельные и музыку, возвращающую в безмятежное детство. Калифорнийский учёный Авраам Гольдштейн считает, что музыкальное удовольствие мы получаем благодаря высвобождению эндорфина- («гормона радости»). Универсальным действием обладает музыка Моцарта, в этом единодушны все специалисты. Придуман специальный термин «эффект Моцарта»: музыка композитора улуч- шает сон, память, помогает преодолеть стресс, угнетённость, активизирует все силы организма, лечит душевные и физические болезни. Лечебное воздействие оказывают не только музыкальные произведения, но и музыкаль- ные инструменты. Теперь не кажется выдумкой и другой феномен: разные тембры музыкальных инструментов действуют по-разному на наши органы и оказывают разный терапевтический эф- фект. Каждый человеческий орган любит слушать «свою» музыку. Фортепиано, например, успока- ивает нервную систему, кларнет улучшает кровообращение, нормализует сердечно-сосудистую си- стему, избавляет от подавленности, флейта следит за работой печени, оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, труба эффективна при радикулите, неврите. скрипка расслабляет, балалайка влияет благотворно на работу органов пищеварения, арфа полезна при истерии. Исце- ляющие недуги инструменты помогут организму человека вновь обрести прежнее «звучание». В книге К.С.Станиславского «Моя жизнь в искусстве» есть такие слова: «Я очень благодарен роди- телям за то, что нас с ранних лет заставляли слушать музыку. Не сомневаюсь в том, что это благо- творно повлияло и на мой слух и на выработку вкуса…Сила впечатлений была так огромна, но не осознана тогда, а воспринята органически и бессознательно не только духовно, но и физически. Вот эта огромная сила детских впечатлений определила и мою жизнь». «Единственное, что цементирует нацию,- искусство. Ничего больше»/режиссёр Сергей Урсуляк/. Литература: 1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой.- М., Советский композитор, 1985. 2. Раппопорт С.Х.Искусство и эмоции.- М.,1972. 3. Матонис В.П.- Музыкально-эстетическое воспитание личности.- Л.,1988. 4. Ермолова – Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей. Вопросы психологии.- М., 1975. 5. Глинка М.И. О музыке и музыкантах.- М.,1954. 6. Ражников В.Г.- Диалоги о музыкальной педагогике. 2-е изд. М.,1994. 7. Психологический словарь.- М., Педагогика-пресс. 1997. 8. О начальном обучении менее способных детей.- Ребёнок за роялем. - М., 1981. 9. Кеетман Г. Элементарное музыкальное воспитание. - М., Советский композитор. 1978. 10. Гольденвейзер А.- О музыкальном искусстве.- М., 2003.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!