Автор: Тимофеева Наталья Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №40
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Дети и экономические понятия
Раздел: дошкольное образование
«Дети в мире экономических понятий»
Обучать основам экономической культуры необходимо уже в дошкольном
возрасте, чтобы не упустить колоссальный потенциал в развитии ребёнка, чтобы
помочь ему вырасти человеком, ведущим ответственный, активный и открытый об-
раз жизни. Будущее будет отличаться от настоящего времени, но уже сегодня нуж-
но закладывать те основы экономических знаний, которыми можно будет восполь-
зоваться в будущем.
Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том числе и
от соответствующей обстановки, среды, в которой оно происходит. Начав занимать-
ся с детьми экономикой, я в группе создала предметно-пространственную среду,
которая помогает детям усваивать экономические понятия. Наличие данной среды
позволяет сочетать экономическую деятельность с математикой, экологией, изобра-
зительной и другими видами деятельности, а значит, обогащать познавательную
деятельность, наполнять её реальным смыслом и содержанием.
При знакомстве с экономикой как наукой был введён персонаж принцесса
Экономика. В начале знакомства она была одета в простое ситцевое платье, пока не
узнала совместно с детьми все законы экономики, не научилась управлять своим
государством, затем она купила себе красивый наряд. Принцесса Экономика зна-
комила детей с новыми пословицами и поговорками на экономические темы; с зо-
лотыми правилами экономики, неоднократно приглашала детей к себе в страну
Экономику с целью знакомства детей с новыми понятиями, с новыми героями, жи-
вущими в ней; предлагала детям для решения различные задачи с экономическим
содержанием. Встречаясь с ней, дети развивали свою речь, обогащали запас слов в
своём лексиконе, что особенно важно для детей компенсирующей группы, в кото-
рой я работаю.
Доминирующими формами работы являются отношения педагога с ребён-
ком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми и
игра. Созданные благоприятные условия позволяют каждому ребёнку найти свой
путь в экономику через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формиро-
вание и потребности в познании, способствуют умственному и личностному разви-
тию.
Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими
предметно-специфического (математического) содержания, формирование познава-
тельных и творческих способностей. Математика вооружает ребёнка средствами
рационального познания мира. Счёт, измерения, элементарные вычисления – это те
способы, которые ребёнок использует при решении различных задач, в том числе и
экономического
содержания.
Математические
знания
можно
рассматривать
как
основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представ-
лений.
В то же время ознакомление с экономической сферой действительности
способствует переходу ребёнка от формального усвоения математических знаний к
их осознанному применению в новой области.
Экономическое воспитание способствует формированию у детей целостно-
го представления об окружающем мире, простейших экономических связях и зави-
симостях, о рациональной организованности этих связей через трудовую деятель-
ность людей. Дети, приобщаясь к труду, начинают осознавать окружающий при-
родный мир как основной источник жизнедеятельности людей.
Ребёнок познаёт мир предметов, узнаёт об их назначении, строении, мате-
риале, из которого они изготовлены. Он постепенно осваивает экономическую при-
роду окружающих человека вещей, выступающих как имеющий цену товар, как
предмет, изготовленный для удовлетворения потребностей людей, который можно
заказать и изготовить, купить или продать, обменять или подарить.
Посредством освоения мира вещей ребёнок подходит к открытию сложных
взаимоотношений в мире людей. Человек для него открывается новыми гранями:
он не только интересный собеседник, помощник, защитник, но и создатель окружа-
ющих ребёнка вещей.
В старшем дошкольном возрасте формируются представления о разнообра-
зии профессий. Но появилось очень много новых, ультрасовременных профессий,
связанных с экономикой и бизнесом: бизнесмен, банкир, финансист, маркетолог,
брокер и т.д.
Каждый человек имеет свою профессию. Хорошая профессия позволит в
будущем обеспечить достаток семьи. На основе знаний о содержании и особенно-
стях труда взрослых у детей воспитывается интерес, уважение к людям разных
профессий, желание приобщиться к их труду, ориентироваться на непростом рынке
труда.
При выборе профессий, с которыми знакомились дети, я учитывала как ре-
комендованные в экономической программе, так и те, которые были у родителей
детей, интересами детей.
Продуктивная деятельность детей направлена на развитие изобразительных
способностей, творчества, художественного вкуса, эстетических качеств личности.
В экономическом воспитании она рассматривается как вид трудовой деятельности,
в процессе которой ребёнок творчески создаёт продукт, соответствующий его ин-
тересам и желаниям. В процессе работы они осваивают структуру трудовой дея-
тельности, самостоятельного управления процессом преобразования материалов в
продукт труда.
Использование разных видов конструирования способствует развитию у де-
тей пространственного воображения, логической памяти, комбинаторных способ-
ностей. При этом происходит осознание экономической природы простых экономи-
ческих задач.
В процессе лепки дети устанавливают зависимость покупательского спроса
на изделия (товар) от качества их изготовления, определяют нужное количество ма-
териалов, выделяют рациональные способы изготовления изделий.
Отображая в рисунке окружающий мир, дети развивают композиционные и
колористические умения, творческие способности. При этом рисунок становится
предметом разговора, выражающего экономическую сущность творческой дея-
тельности.
«Сколь бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага» - гла-
сит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребёнок делает в семье.
Родители детей в моей группе проявляли интерес к программе экономического
воспитания детей, информацию, о которой они получали на родительских собрани-
ях, консультациях. Дома дети рассказывали родителям о потребностях и возможно-
стях, товарах и услугах, стали активно использовать в своей речи новую термино-
логию. За короткое время и детям и родителям стало понятно, что обучение эконо-
мике помогает детям познать окружающий мир и находить нестандартные решения
проблем, возникающих в современной жизни.