Напоминание

Дети и экономические понятия


Автор: Тимофеева Наталья Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №40
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Дети и экономические понятия
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Дети в мире экономических понятий»

Обучать основам экономической культуры необходимо уже в дошкольном

возрасте, чтобы не упустить колоссальный потенциал в развитии ребёнка, чтобы

помочь ему вырасти человеком, ведущим ответственный, активный и открытый об-

раз жизни. Будущее будет отличаться от настоящего времени, но уже сегодня нуж-

но закладывать те основы экономических знаний, которыми можно будет восполь-

зоваться в будущем.

Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том числе и

от соответствующей обстановки, среды, в которой оно происходит. Начав занимать-

ся с детьми экономикой, я в группе создала предметно-пространственную среду,

которая помогает детям усваивать экономические понятия. Наличие данной среды

позволяет сочетать экономическую деятельность с математикой, экологией, изобра-

зительной и другими видами деятельности, а значит, обогащать познавательную

деятельность, наполнять её реальным смыслом и содержанием.

При знакомстве с экономикой как наукой был введён персонаж принцесса

Экономика. В начале знакомства она была одета в простое ситцевое платье, пока не

узнала совместно с детьми все законы экономики, не научилась управлять своим

государством, затем она купила себе красивый наряд. Принцесса Экономика зна-

комила детей с новыми пословицами и поговорками на экономические темы; с зо-

лотыми правилами экономики, неоднократно приглашала детей к себе в страну

Экономику с целью знакомства детей с новыми понятиями, с новыми героями, жи-

вущими в ней; предлагала детям для решения различные задачи с экономическим

содержанием. Встречаясь с ней, дети развивали свою речь, обогащали запас слов в

своём лексиконе, что особенно важно для детей компенсирующей группы, в кото-

рой я работаю.

Доминирующими формами работы являются отношения педагога с ребён-

ком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми и

игра. Созданные благоприятные условия позволяют каждому ребёнку найти свой

путь в экономику через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формиро-

вание и потребности в познании, способствуют умственному и личностному разви-

тию.

Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими

предметно-специфического (математического) содержания, формирование познава-

тельных и творческих способностей. Математика вооружает ребёнка средствами

рационального познания мира. Счёт, измерения, элементарные вычисления – это те

способы, которые ребёнок использует при решении различных задач, в том числе и

экономического

содержания.

Математические

знания

можно

рассматривать

как

основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представ-

лений.

В то же время ознакомление с экономической сферой действительности

способствует переходу ребёнка от формального усвоения математических знаний к

их осознанному применению в новой области.

Экономическое воспитание способствует формированию у детей целостно-

го представления об окружающем мире, простейших экономических связях и зави-

симостях, о рациональной организованности этих связей через трудовую деятель-

ность людей. Дети, приобщаясь к труду, начинают осознавать окружающий при-

родный мир как основной источник жизнедеятельности людей.

Ребёнок познаёт мир предметов, узнаёт об их назначении, строении, мате-

риале, из которого они изготовлены. Он постепенно осваивает экономическую при-

роду окружающих человека вещей, выступающих как имеющий цену товар, как

предмет, изготовленный для удовлетворения потребностей людей, который можно

заказать и изготовить, купить или продать, обменять или подарить.

Посредством освоения мира вещей ребёнок подходит к открытию сложных

взаимоотношений в мире людей. Человек для него открывается новыми гранями:

он не только интересный собеседник, помощник, защитник, но и создатель окружа-

ющих ребёнка вещей.

В старшем дошкольном возрасте формируются представления о разнообра-

зии профессий. Но появилось очень много новых, ультрасовременных профессий,

связанных с экономикой и бизнесом: бизнесмен, банкир, финансист, маркетолог,

брокер и т.д.

Каждый человек имеет свою профессию. Хорошая профессия позволит в

будущем обеспечить достаток семьи. На основе знаний о содержании и особенно-

стях труда взрослых у детей воспитывается интерес, уважение к людям разных

профессий, желание приобщиться к их труду, ориентироваться на непростом рынке

труда.

При выборе профессий, с которыми знакомились дети, я учитывала как ре-

комендованные в экономической программе, так и те, которые были у родителей

детей, интересами детей.

Продуктивная деятельность детей направлена на развитие изобразительных

способностей, творчества, художественного вкуса, эстетических качеств личности.

В экономическом воспитании она рассматривается как вид трудовой деятельности,

в процессе которой ребёнок творчески создаёт продукт, соответствующий его ин-

тересам и желаниям. В процессе работы они осваивают структуру трудовой дея-

тельности, самостоятельного управления процессом преобразования материалов в

продукт труда.

Использование разных видов конструирования способствует развитию у де-

тей пространственного воображения, логической памяти, комбинаторных способ-

ностей. При этом происходит осознание экономической природы простых экономи-

ческих задач.

В процессе лепки дети устанавливают зависимость покупательского спроса

на изделия (товар) от качества их изготовления, определяют нужное количество ма-

териалов, выделяют рациональные способы изготовления изделий.

Отображая в рисунке окружающий мир, дети развивают композиционные и

колористические умения, творческие способности. При этом рисунок становится

предметом разговора, выражающего экономическую сущность творческой дея-

тельности.

«Сколь бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага» - гла-

сит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребёнок делает в семье.

Родители детей в моей группе проявляли интерес к программе экономического

воспитания детей, информацию, о которой они получали на родительских собрани-

ях, консультациях. Дома дети рассказывали родителям о потребностях и возможно-

стях, товарах и услугах, стали активно использовать в своей речи новую термино-

логию. За короткое время и детям и родителям стало понятно, что обучение эконо-

мике помогает детям познать окружающий мир и находить нестандартные решения

проблем, возникающих в современной жизни.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!