Автор: Бакина Надежда Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования
Населённый пункт: г. Архангельск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок окружающего мира "Приглядись и удивись" 1 класс
Раздел: начальное образование
Урок окружающего мира по теме «Приглядись и удивись», 1 класс
Задачи –
формировать
представление
о
жуках,
их
разнообразии,
обратить
внимание на красоту редких жуков, занесенных в Красную книгу; развивать
творческие
способности,
воспитывать
бережное
отношение
к
редким
насекомым.
Личностные УУД:
- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе изучения
разных видов насекомых.
Регулятивные УУД:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации из разных источников;
-
осуществлять
анализ
объектов
с
выделением
существенных
и
несущественных признаков;
- строить логические рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-
работать
в
паре
и
группе,
договариваться
о
распределении
функций
в
совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
Предметные УУД:
- сравнивать жуков на основе внешних признаков;
- проводить несложные наблюдения, используя лупу;
- объяснять роль насекомых в природе и жизни человека;
- воспитывать бережное отношение к редким видам насекомых.
Оборудование:
- учебник «Окружающий мир», раб. тетрадь №2, 1 класс ( авт. О. Т. Поглазова);
-фотографии жуков, карточки с изображением насекомых;
- лупы на каждого учащегося, коллекция насекомых;
- карточки для самостоятельной работы в парах;
- пазлы – животные
I
Организационный момент
- Прозвенел и смолк звонок.
Собрались все на урок,
Что-то новое узнать,
Громко, четко отвечать
И друг другу помогать.
Значит нам сегодня нужно
Проработать вместе, дружно!
- Каким бы вы хотели видеть наш урок?
-А каким вы должны быть, чтобы у нас такой урок получился?
-Чтобы вы хотели пожелать друг другу на уроке?
- И я желаю вам всем удачи, успехов и преодоления трудностей.
II Повторение изученного.
1)
-
С
какой
группой
животных
мы
познакомились
на
прошлых
уроках
(насекомые)
- Назовите отличительные признаки: (6 ног, 3 части тела, чувств. усики)
- Чем могут различаться насекомые?
2) Игра "Узнай животных по описанию".
- Вы должны описать насекомое, а мы попробуем угадать, о ком идет речь и
найти
карточку
с
изображением.(муравей,
пчела,
божья
коровка,
кузнечик,
стрекоза, колорадский жук, бабочка).
- Назовите среди этих насекомых общественных (муравей, пчела)
-
Что
значит
"общественные
насекомые"? (живут
одной
семьей,
вместе
строят жилище, у них распределены обязанности)
- А какие еще общественные насекомые вам известны? (шмели, осы)
- Чему мы можем поучиться у этих насекомых? (трудолюбию, сплоченности,
умению делать все сообща)
- Натуральный мед и пчелиный яд, обладают ценными целебными свойствами
- Муравьи очень полезны, т.к. истребляют вредных личинок, которые губят
деревья.
- А теперь найдите абсолютного чемпиона среди всех насекомых по прыжкам в
высоту (кузнечик)
Если бы мы могли прыгать так ловко, как кузнечик, нам бы не составило
большого
труда
прямо
с
тротуара
на
улице
запрыгивать
на
балкон
своей
квартиры на третьем этаже.
-
А
теперь
найдите
чемпиона
по
скорости
полета
(стрекоза).
У
этого
насекомого скорость полета до 30 км/ч, так что бегуну и велосипедисту ее
догнать трудновато.
- А это насекомое похоже на красивый цветок (бабочка)
- И кто же у нас остался? (божья коровка и колорадский жук)
- Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить? (о жуках)
- Чтобы вы хотели о них узнать?
- Мы продолжаем изучать замечательный мир наших маленьких соседей -
насекомых.
III Сообщение темы урока
1. Постановка учебной задачи
- Скажите, какова роль насекомых в природе?
- Как вы думаете, можно было бы без них обойтись? Почему?
- Что можно сделать для того, чтобы лучше узнать мир насекомых? (прочитать
о них, изучить, наблюдать за ними, присмотреться к ним поближе)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Тема нашего урока "Приглядись и удивись!"
- Почему именно такое название?
- Сегодня мы отправляемся в гости к жукам.
- Какую задачу поставим на урок?
(сформировать представления о жуках, о их разнообразии)
1) Чем жуки отличаются от других насекомых?
2) Чем полезны жуки природе?
3) Почему стали редкими некоторые насекомые?)
- Наблюдали ли вы жуков?
- Чем они примечательны?
- Откройте учебник на с.49
-Рассмотрите на фотографиях в учебнике и на столах разных жуков. Докажите,
что они относятся к классу насекомых. (рассматривают жуков)
- Так почему же они относятся к насекомым (у них 6 ног)
- Какой главный отличительный признак от других насекомых? По-научному их
называют
отряд
жесткокрылых.
У
жуков
-
2
верхних
крылышка,
которые
называют передние жесткие, они прикрывают мягкое брюшко, во время полета
жуки их приподнимают, по-научному их называют надкрылья, а два задних
крыла - нижних, тонкие и прозрачные, с их помощью они летают.
Физминутка
IV Открытие учащимися новых знаний.
1. Работа в парах "Формирование представления о жуках"
-
У
вас
на
партах
лежит
карточка
№1
с
вопросами.
Вы
должны
сейчас
поработать с текстом в парах и отвечать на поставленные вопросы.
1) Где можно встретить жуков?
2) Каких жуков называют санитарами леса и почему?
3) Какую пользу приносит жук красотел пахучий?
4) Почему жук-навозник и жук-могильщик получили такие названия?
5) Какую пользу или вред приносят жуки?
2. Проверка работы в парах
- Кто из вас уже готов отвечать?
- Приведите примеры вредных жуков.
Жук-могильщик - природный санитар. Он питается падалью. Чтобы обеспечить
пищей личинок, он закапывает в землю мелких мертвых животных, например,
мышей, птичек.
Красотел
пахучий
-
истребляет
вредителей
леса
-
гусениц,
непарного
шелкопряда. Поэтому он даже был ввезен с юга России в США, когда там
появилось много гусениц и они грозили уничтожить огромные леса Америки.
Божья коровка всем знакома. Яркая окраска этого жука предупреждает о его
несъедобности.
Если
же
ящерица
или
птица,
не
считаясь
с
этим
предупреждением, схватит жука, то он выпустит из брюшка яркую желтую
каплю с неприятным запахом. И личинки, и взрослые божьи коровки питаются
мелкими насекомыми. так взрослые жуки уничтожают вредителей растений -
тлей.
- Что произойдет, если исчезнет божья коровка? (тля может уничтожить
листья растений, и они погибнут. Тогда погибнет весь урожай в какой-либо
местности.)
В середине 19 века жукам очень понравился картофель в штате Колорадо, и он
переселился с дикорастущих растений на культурные.
- В какую группу мы можем отнести этих жуков? (полезные)
-А каких еще полезных жуков вы знаете?
- А каких вредителей вы знаете?
3. Самостоятельная работа.
- Теперь вы можете себя проконтролировать, как вы это усвоили. Т. с.21 №16
- Кто догадался, что нужно сделать в этом задании?
- Давайте проведем насекомых по правильному пути.
Проверка. Оцените себя по шкале.
-На какие группы можно разделить жуков?
полезные
-красотел пахучий
жук-навозник
жук-могильщик
скарабей
вредители
колорадский жук
Природа наш дом. В природе нет ничего лишнего. Даже "вредные" насекомые
полезны - ими питаются птицы. И вообще, было бы неправильно, если бы
насекомых мы ценили только за пользу, которую они приносят. Ведь они просто
радуют нас, делают мир ярким, красивым, волшебным.
4. Знакомство с удивительными жуками.
-
А
хотите
познакомиться
с
жуками
–
рекордсменами?
И
сейчас
об
удивительных насекомых-жуках вам предстоит узнать с. 50.
- Наблюдали ли вы жуков, которых видите на фотографиях?
- Как вы думаете, почему эти жуки получили такие удивительные названия?
(эти жуки названы из-за своего внешнего вида)
- Чем различаются эти жуки?
5. Чтение текста
Работа по содержанию
Ребята подготовили сообщения о жуках.
6. В Красную книгу животные попадают по разным причинам. Одни от того что
слишком пугливы, другие от того что слишком доверчивы или красивы. (форзац
учебника - редкие животные)
7.Работа в группах «Узнай меня» (пазлы)
Ребята собирают жука из частей и называют его.
-Если
вас
заинтересовала
тема
жуков,
вы
можете
прочитать
о
них
дополнительные сведения в книгах с нашей выставки, найти книгу дома или
взять в библиотеке. Можете нарисовать жука или сделать модель.
V Итог урока. Рефлексия.
- Скажите, над какой темой мы сегодня работали на уроке?
- Какую задачу ставили? Мы с ней справились?
- Что вас особенно удивило и поразило на уроке?
- Что нового вы узнали, открыли для себя?
- Я могу похвалить себя за... Поблагодарить соседа за….
- О чем самом главном мы должны помнить? (беречь и любить природу)
- Берегите лес и его обитателей, и вы сохраните красоту Земли.
Прекрасный день! Урока подошел конец!
Пусть каждый скажет про себя:"Какой я молодец!"