Напоминание

"Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"


Автор: Крутова Ольга Дмитриевна
Должность: учитель биологии,химии
Учебное заведение: МОУ Крупинской СОШ
Населённый пункт: г Павловский Посад МО
Наименование материала: Проект
Тема: "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"
Раздел: полное образование





Назад




Введение

Великий

Нильс

Бор

предсказал,

что

человечество

не

погибнет

от

атомной бомбы, бесконечных войн, оно похоронит себя под горами своих

собственных

отходов.

В

результате

деятельности

человека

ежегодно

образуются миллионы тонн различных отходов, в том числе бытовых.

На сегодняшний день одной из главных проблем является утилизация

мусора. Актуальность проблемы утилизации ТБО с каждым годом возрастает.

Мы сталкиваемся с мусором каждый день, поэтому каждый может сделать

первый шаг по очистке планеты – отделению мусора.

Актуальность

данной

работы

заключается

в

поиске

новых

эффективных, экологически чистых методов утилизации твердых отходов

(ТБО)

на

основе

исследований.

Кроме

того,

используя

отходы,

можно

экономить электроэнергию и снижать загрязнение окружающей среды.

Вывоз мусора – это глобальная проблема, в которую правительства всех

стран

вкладывают

большие

деньги.

За

рубежом

с

отходами

обращаются

наиболее

цивилизованно.

В

России

система

предварительной

сортировки

только внедряется, а раньше практически весь мусор вывозится на свалки,

где он сжигается и захороняется.

Гипотеза

Отдельно собранные отходы - это НЕ МУСОР, это ВТОРИЧНЫЕ сырые

МАТЕРИАЛЫ,

из

которых

можно

получить

нужный

нам

товар,

не

увеличивая нагрузку на окружающую среду.

Цель проекта

Оценить экологическую и экономическую эффективность раздельного

сбора отходов в МОУ Крупинской СОШ.

Задачи проекта

1.

Оценка

уровня

экологической

грамотности

школьников

в

МОУ

Крупинской СОШ.

2.

Организация условий для раздельного сбора мусора.

3.

Внедрение

статистики

по

собранному

мусору

и

аналитическая

обработка собранных данных.

Методы исследовательской работы

1.

Анализ

2.

Синтез

3.

Cтатистические методы

4.

Анкетирование

Теоретическая значимость

1.

Работа

окажет

влияние

на

улучшение

экологического

образования

(культура,

сознание,

образование

и

формирование

экологических

ценностей у школьников).

2.

сортировка мусора улучшит экологию и сократит использование не

восполняемых и медленно восполняемых природных ресурсов.

3.

полученные

данные

могут

быть

использованы

в

составлении

рекомендации

для

муниципальных

служащих,

разрабатывающих

данные

проекты

для

успешного

внедрения

новых

технологий

в

действие в Московской области.

4.

могут быть использованы при разработке соответствующих программ

и новых организационных форм обучения детей школьного возраста.

Глава 1. Мусор, как вторсырье

Мусор

это

глобальная

проблема

современного

общества.

Он

буквально вторгся на нашу планету. Гниющий мусор является благоприятной

средой для инфекций и способствует развитию различных заболеваний. В

нашей стране, в отличие от развитых стран, 84% мусора гниет на свалках. В

России существует проблема нехватки мусороперерабатывающих заводов.

Мусор в основном бывает нескольких видов: бытовые и коммунальные,

промышленные, сельскохозяйственные, строительные и радиоактивные.

И

что

с

этим

делать

настоящая

проблема!

Время

разложения

материалов в природной среде: бумага – 2-10 лет. Жестяные банки – 80 лет.

Пакеты полиэтиленовые – 200 лет. Пластик – 500 лет. Стекло – 1000 лет.

Каждая страна с бытовым мусором борется по принятым законам своей

страны.

1. Сбор мусора в зарубежных странах.

Япония – из-за того, что в стране нет места для захоронения отходов,

практически все обрабатывается без остатков. В этой стране самые строгие

законы. Весь мусор обязательно делится на 5 групп:

1. пластиковая посуда;

2. бутылки:

3. банки;

4. картон и бумага;

5.полиэтиленовые пакеты.

Все забирается до 10 часов утра по вторникам. Отдельно собираются

пищевые и топливные отходы, которые собираются не только по вторникам,

но и по субботам. В Токио, столице Японии, мусор сортируется на 12 видов.

Германия – раньше все сваливали в кучу, а теперь в серую бочку

сбрасывают

остатки

мусора

в

желтые

метательные

банки,

бутылки

и

пластиковые вещи, а также частично металлическую упаковку, что является

зеленой

точкой.

Зеленая

бочка

предназначена

для

пищевых

отходов,

поступающих в компост. Синяя бочка - для бумаги и картона. Истекшие

лекарства

принимаются

в

аптеке.

Использованные

старые

батареи

принимаются

в

супермаркетах.

Темное

и

светлое

стекло

сортируется

отдельно. Таким образом, мусор сортируется на 7 видов.

Франция

у

себя

дома

французы

сортируют

мусор

в

четырех

упаковках:

пластик,

стекло,

бумага

и

так

далее.

У

каждого

дома

есть

подписанный контейнер. Стакан берется один раз в месяц.

Бельгия – на улицах нет контейнеров для бытового мусора, кроме двух

бочек для темного и цветного стекла. Весь мусор сортируется отдельно в

домах и по графику вывозится.

Италия – в каждом доме 4 подписанных контейнера. Правительство

помогло

сделать

эти

пакеты

очень

недорогими

для

пластика,

бумаги

и

органических отходов. Стекло и пластик вывозятся раз в месяц. Истекшие

лекарства собирают в аптеках, а батарейки - в супермаркетах.

Голландия – биоразлагаемые отходы, садовые отходы собираются в

зеленый резервуар. Стекло делится на три цвета: темный, зеленый и светлый.

Старые вещи собраны в пакеты, которые заранее раздаются по почтовым

ящикам.

Пластиковые

бутылки

выдаются

в

супермаркетах

за

деньги

с

помощью автоматов. Машины выдают чеки, которые представлены на кассе.

Согласно квитанции, цена покупки снижается.

Таким образом, мы видим, что зарубежные страны всегда сортируют

свой мусор как минимум на четыре категории:

1. пластик;

2. стекла;

3. бумага и картон;

4. пищевые отходы;

2. сбор мусора в России.

В России сортировка отходов организована частично только в крупных

городах. В регионах практически все вывозится на свалку. За последние 10

лет количество мусора увеличилось в 4 раза.

Мусорные

свалки

привлекают

носителей

инфекций:

крыс,

голубей,

тараканов, ворон, бездомных собак и кошек. Гниющие отходы являются

средой для развития некоторых патогенов. (Г.П. Сапожников "Раздельный

сбор мусора", 2003 г.)

Сегодня во многих областях нашей страны предприятия вторичной

переработки сырья созданы и достаточно успешно развиваются. На помойке,

оказывается, можно даже заработать.

Дело даже не в том, что мусор не выглядит эстетично. Это буквально

отравляет

нашу

жизнь.

Потому

что

каждая

свалка

является

настоящим

химическим

веществом

шахты,

поражающей

сотни

акров

земли

вокруг,

выбрасывающей в атмосферу опасные яды.

Уровень опасности отходов делится на несколько классов:

1 класс – чрезвычайно опасный;

2 класс – очень высокий;

3 класс – умеренно опасный;

4 класс – малоопасный;

5 класс – угрозы практически нет.

Как решить эту проблему в мире.

Вывоз мусора – это глобальная проблема, в которую правительства всех

стран вкладывают большие деньги. За рубежом новая концепция обращения с

отходами приобрела емкое название «Нулевые отходы», «Нулевые потери».

За рубежом с отходами обращаются наиболее цивилизованно. В России

система предварительной сортировки еще не внедрена, практически весь

мусор вывозится на свалки.

По мнению народа, необходимо обучать детей с младшего школьного

возраста экологической культуре. Вот почему было решено начать с себя в

первую очередь. В каждой комнате были поставлены две урны для бумаги и

другой мусор. Экономический эффект заключается в сборе бумаги в течение

года и доставке макулатуры.

Типы перерабатываемых материалов: бумага, пластик, тетрапак, стекло,

алюминий, жесть.

Зачем это нужно?

Стекло.

При

повторном

использовании

1

тонны

стекла

оно

расплавляется и снова запускается в производство – выброс углекислого газа

уменьшается на 280 кг.

Бумага. Производство 1 тонны переработанной бумаги экономит почти

2 тонны воды, 4000 кВт/ч. энергии и экономит 31 дерево.

Алюминий. Переработка алюминия требует в 10 раз меньше энергии,

чем его производство.

Почему мы должны?

1. Дайте всем шанс попробовать собрать мусор отдельно.

2. Занимайтесь и покажите, что легко, просто и необходимо!

3. Помогите тем, кто уже собирает мусор, но не имеет ряда пунктов

приема.

Переработка

отходов,

собранных

отдельно,

даже

с

учетом

дополнительных

затрат

на

организацию

раздельного

сбора,

позволяет,

с

одной стороны, в разы сократить количество остаточных отходов, а с другой

вдвое

сократить

расходы

на

переработку

отходов,

уравнивая

их

с

современными

тарифами

на

утилизацию.

Чем

выше

доля

граждан,

занимающихся

сортировкой

отходов

в

местах

их

образования,

тем

ниже

затраты на переработку отходов.

Глава 2. Раздельный сбор мусора в МОУ Крупинской СОШ

Решая

проблему

утилизации

отходов,

мы

должны

помнить,

что

положительное решение каждой организации, каждого жителя зависит от

будущего всей планеты. А чтобы стать культурным человеком, нужно просто

поднести

свой

автобусный

билет

в

обычный

городской

контейнер.

Мы

считаем, что необходимо говорить в школах и воспитывать подрастающее

поколение.

Личный

пример

учеников:

В

кабинетах

поставить

2

ящика

вместо

одного. Соберите мусор в герметичном контейнере. Доставить контейнер для

переработки.

Вывоз

мусора

производится

2

раза

в

неделю

организацией

ООО

Хартия. Как уже упоминалось выше, у нас нет свалок, нет предприятия по

сортировке отходов (завод, запущенный в Московской области в 2012 году,

сейчас

испытывает

большие

трудности),

поэтому

мы

можем

предложить

следующие

рекомендации

жителям

нашего

города:

Отдельный

мусор

коллекция. Правильная организация полигонов. Повторное использование и

переработка отходов.

Идея № 1. Сортировка мусора.

Какова цель / результат: Дидактическая игра проводится в классе по

экологии при изучении темы «Бытовые отходы». Эта игра позволяет детям

убедиться

в

том,

что

сортировать

мусор

легко

и,

более

того,

просто

необходимо, если мы хотим сохранить нашу планету чистой.

Описание идеи:

1. Вступительный разговор.

Сегодня мы поговорим с вами о проблеме бытовых отходов. Для начала

давайте вспомним круг веществ в природе и нарисуем его схему: растения -

животные - мертвые останки растений и животных - гумус - микроорганизмы

- соли в почве. Посмотрите на диаграмму, есть ли в ней отходы? (Нет.) То

есть в природе нет отходов. Есть ли отходы в нашей повседневной жизни?

(Да уж.)

Скажите, куда уходит мусор из наших ведер? (в мусорные баки, затем

на свалки). Что за нелепость? (Сжечь или похоронить).

Дальнейшая судьба отходов различна: часть мусора на свалках гниет,

часть разлагается очень долго, часть токсична и опасна, а часть никогда не

разлагается, поскольку условия разложения различных отходов в почве очень

разные. Помните об этом, прежде чем выбросить в лес старый пластиковый

пакет или бутылку! А пока посмотрим на таблицу:

Виды мусора

Сроки разложения

Пищевые отходы

около месяца

Газетная бумага

3-4 месяца

Картонные коробки

3 месяца

Бумага

2 года

Доски со стройки

10 лет

Железные банки

10 лет

Кожаные ботинки

25-40 лет

Обломки кирпича и бетона

до 100 лет

Автоаккумуляторы

около 100 лет

Фольга

более 100 лет

Резиновые покрышки

120-140 лет

Пластиковые бутылки

180-200 лет

Алюминиевые банки

500 лет

Стекло

более 1000 лет

Каждый раз, когда вы выбрасываете мусор на берегу реки или озера, в

лесу или в поле, подумайте об этих числах. Ваши внуки и, возможно, даже

правнуки будут наслаждаться всеми этими прелестями после Вас.

Свалки

отравляют

атмосферу

и

гидросферу,

уничтожают

растительность. Крысы, мыши и насекомые там размножаются в огромных

количествах, что грозит вспышками инфекционных заболеваний.

Как

сделать

так,

чтобы

мусора

на

свалках

стало

меньше?

Как

вы

думаете, можно ли извлечь выгоду из мусора? Как? (переработать его).

Переработка является наиболее экологичным вариантом обращения с

о т х о д а м и ,

ко т о р ы й

н е

у в е л и ч и в а е т

и х

о б ъ е м .

С т р о я т с я

мусороперерабатывающие заводы.

Но

для

того,

чтобы

утилизировать

отходы,

их

сначала

нужно

отсортировать. Ведь у каждого вида бытовых отходов есть свои свойства. Во

многих европейских странах, например, в Германии, долгое время каждый

вид

отходов

выбрасывается

в

отдельный

контейнер:

пищевые

отходы,

пластик, бумага. Чтобы жильцам было легче ориентироваться в том, какой

вид

мусора

из

каких

контейнеров

следует

выбрасывать,

контейнеры

различаются по цвету.

2. Дидактическая игра «Сортировка мусора».

Это

действительно

легко

сортировать

мусор?

Давайте

попробуем.

Теперь мы собираемся научиться сортировать наш собственный домашний

мусор.

Перед вами на столе лежат четыре контейнера разных цветов - каждый

для

определенного

вида

отходов,

и

большой

пакет

мусора

(примечание:

«мусор» для игры выбран учитель, пластиковая и металлическая упаковка

предварительно промыты).

Задача: сортировать мусор в определенных контейнерах, в зависимости

от типа материала.

1 контейнер (синий). В этом контейнере студенты должны выбрать и

отправить картонные и бумажные изделия (коробки с бытовой техникой,

упаковка

чая,

обертки

от

конфет,

газеты

и

журналы,

старые

тетради,

салфетки).

2 контейнер (желтый). Сюда студенты будут отправлять предметы из

пластика и полиэтилена (стаканчик йогурта, шариковая ручка, пластиковые

бутылки, полиэтиленовые пакеты, разбитые игрушки).

3 контейнер (красный) - для металлических предметов (шурупы, банки,

металлическая посуда, разбитые металлические игрушки).

4 контейнер (зеленый) - для стеклянных отходов (стеклянные бутылки

и банки, зеркала, лампочки).

Что

ж,

из

личного

опыта

мы

убедились,

что

сортировка

бытовых

отходов довольно проста, а польза для окружающей среды огромна!

3. Подведение итогов.

Мусор

загрязняет

окружающую

среду,

ухудшает

качество

жизни.

Поэтому

решение

проблем

с

его

сбором,

вывозом,

хранением

и

использованием приобретает все большее значение для охраны природы.

Сортировка необходима для облегчения удаления отходов. Как бытовые, так

и

промышленные

отходы

могут

и

должны

перерабатываться

в

полезные

материалы.

Поэтому

мусор

называют

вторичным

сырьем.

Из

вторичного

сырья можно производить необходимые материалы, например, пластмассы.

Лом, который нужно растопить! Макулатура - на картоне! Пищевые

отходы - на удобрение! Стеклянные сосуды - для повторного использования!

Никогда не забывайте, природа - наш дом, и дом всегда должен быть

чистым.

Идея № 2 Акция сбор крышек детям.

В конце декабря 2016 года в Москве стартовала благотворительная

акция

#Добрые_крышечки в

пользу

подопечного

фонда

«Волонтеры

в

помощь детям-сиротам».

За полгода, к июню 2017 года участники акции собрали три миллиона

пластиковых

крышек

от

упаковок

сока

и воды.

На

170

тысяч

рублей,

полученные

за вторсырье,

фонд

«Волонтеры в помощь детям—сиротам»

приобрел инвалидную коляску для трехлетнего Андрея.

Теперь начат сбор средств на инвалидную коляску для другого ребенка

– подопечного проекта «Близкие люди» фонда «Волонтеры в помощь детям-

сиротам».

Как

это

работ ает: пластиковые

крышечки

от

бутылок

и

пакетов собираются в различных пунктах приема и на базах партнеров.

Собранные крышечки отправятся на завод по переработке вторсырья

«ЭкоТехнологии»,

а

деньги

за

вторсырье

будут

перечислены

в

благотворительный фонд.

Если

собрать

около

8

тонн

пластика

(это

1

грузовик),

то

можно

получить необходимую сумму на инвалидную коляску для ребенка. В общей

сложности это 4 миллиона крышечек (1 кг – около 500 штук), цена одной

крышки – 7 копеек, а 1 тонны пластмассы – около 25 тысяч рублей.

Пункты сбора крышек могут организовать на своей территории как

частные лица, так и компании, школы и различные центры.

Акция

началась в Москве,

затем распространилась

на

Подмосковье,

Санкт-Петербург, Тулу и другие города России.

Почему собирают именно крышки, а не целые бутылки?

1.

Сбор и хранение крышек осуществить легче и приятнее, чем сбор

бутылок. Кроме того, пластик необходимо сдавать чистым, а помыть

крышечку гораздо проще, чем бутылку.

2.

Бутылки

занимают

больше

места,

чем

крышки

их

хранение

и

транспортировка обходятся гораздо дороже.

3.

Себестоимость крышки практически такая же, как у бутылки.

В

России

подобные

акции

по

сбору

крышек

запускали

разные

организации в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Белгороде, Калининграде

и в других городах. Многие были вдохновлены аналогичными зарубежными

инициативами, ведь движение по сбору крышек в пользу благотворительных

организаций – достаточно распространенная практика. Контейнеры для сбора

крышечек

установлены

в

крупных

супермаркетах,

учебных

заведениях,

спортивных центрах, кафе и ресторанах, на бензоколонках, в полиции и

муниципальных структурах и пр.

Популярность

«крышечного»

движения

обеспечивает

то,

что

это

простой и незатейливый жест, который человеку ничего не стоит, а при этом

помогает и экологии, и нуждающимся людям — на протезы, инвалидные

коляски, дорогостоящее лечение и пр.

В Турции история со сбором пластиковых крышек началась в 2011 году.

Студент факультета стоматологии Эгейского университета Кусхтрим Ахмети

пожалел женщину, которая тащила на своей спине ребенка-инвалида – у

семьи не было денег на инвалидную коляску. Он и придумал акцию «Голубая

крышечка»,

чтобы

на

деньги

за собранный

пластик

купить

коляску.

В

университете к инициативе отнеслись сначала подозрительно, но Ахмети

удалось

заручиться

поддержкой

декана,

и

уже

через

3

месяца

первая

инвалидная коляска была приобретена.

Начиная с 2018 учебного года школа стала участником акции "Добрые

крышечки".

Нужно

собрать

8

тонн

крышек

от

пластиковых

бутылок

(1

грузовик)

на

покупку

инвалидной

коляски

для

детей

инвалидов.

Мы

собирали крышечки всей школой. Начали сбор крышечек в начале лета.

Общими

усилиями

ребятам

удалось

собрать

достаточно

много

крышечек.

После сбора крышечек производится вывоз организацией ООО Хартия,

деньги

за

вторсырье

были

перечислены

в

благотворительный

фонд

«Волонтеры в помощь детям-сиротам» на приобретение инвалидной коляски.

Глава 3. Анкетирование

Чтобы выяснить отношение школьников к раздельному сбору мусора и

установить

уровень

экологической

грамотности

и

культуры

в

МОУ

Крупинской

СОШ,

был

проведен

опрос.

Всего

на

вопрос

ответили

25

респондент (ученики 8-9 классов).

А Н К Е Т А

ВОПРОС

ДА

НЕТ

1.Считаете ли Вы проблему утилизации мусора глобальной

экологической

20

5

проблемой? (Количество ответов)

2.Считаете ли Вы, что каждый человек может принять участие в

решении

Этой проблемы? (Количество ответов)

21

4

3.Готовы ли Вы в школе сортировать мусор (собирать отдельно

бумагу)?

(Количество ответов)

24

1

4.Укажите приблизительно количество твердых бытовых отходов (кг),

которое Вы выбрасываете за день___32.6_____, за

неделю____224________

(Сумма значений, указанных всеми опрошенными)

При

анализе

результатов

вопросы

были

разделены

на

3

группы

в

зависимости от содержания и цели.

1. Уровень экологической грамотности

Выяснилось,

что

некоторые

ученики

знают

основные

принципы

раздельного сбора мусора: не знают – 25% знают – 75%.

Не знают

Знают

2. Мусор и социально-экологическая ситуация.

Отношение респондентов к неопрятным и переполненным мусорным

бакам на улице и в школе выяснилось: не считают нормальным - 80%,

равнодушными - 20%

Не считают нор-

мальным

Равнодушны

3. Уровень ответственности.

Выяснилось, кто, по мнению респондентов, должен отвечать за сбор и

утилизацию отходов: дело каждого человека – 62%, они ничего не могут

изменить – 38%.

Дело каждого человека

Они не могут ничего

изменить

При изучении корзин для мусора классных комнат был выяснен состав

мусора: бумага (салфетки, листы блокнотов, упаковка) – 50% пластиковая

упаковка йогурта, газированной воды, печенья, конфет, ручек, маркеров и т. д.

– 35%, прочие, в том числе пищевые отходы – 15%.

Результаты исследования: 1 кг мусора в день из 1 исследования. В

школе – 10 классных комнат. В неделю – 100 кг чистых отходов в год, до 3,5

тонн вторичного сырья, в школе есть библиотека, комната для учителей,

бухгалтерия, столовая, всего: около 4,5 т вторичного сырья в год.

4. Подведение итогов

1.

Школьники

в

начальной

школе

не

готовы

к

раздельному

сбору

мусора, потому что они намеренно выбрасывают пластик в бумагу, а бумагу в

пластик;

2. В среднем больше пластика, чем бумаги;

3. Младшая школа производит меньше мусора, чем средняя.

4.

Основной

объем

отходов,

согласно

статистике,

приходится

на

понедельник

или,

с

учетом

небольшого

отчетного

периода,

на

5-й

день

эксперимента.

5. Урны заполнены в среднем: в начальной школе - на 25-35%, а в

основной - на 35-45%.

Заключение

Для

глобальной

помощи

планете,

конечно,

недостаточно

проводить

раздельный сбор мусора в одном конкретном учебном заведении.

Если

ученики

проявят

инициативу

и,

используя

возможности

использования

социальных

сетей,

смогут

организовать

раздельный

сбор

мусора

на

базе

района,

это

действие

станет

значительным

шагом

к

организации раздельного сбора мусора в ОУ. Участие родителей, классных

преподавателей,

администрации

учебных

заведений

в

каче стве

мотивирующего

фактора,

личного

примера,

демонстрирующего

важность

раздельного сбора отходов, является крайне желательным.

В конце концов, намного легче контролировать то, что попадает на

свалку, чем-то, что попадает со свалки в окружающую среду.

Список используемой литературы:

1.Публикация Романа Пукалова, директора природоохранных программ

общероссийской общественной организации «Зеленый патруль».

2. Журнал "Экология и жизнь".

3. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Экология

и безопасность жизнедеятельности.

4. Вестник экологического образования в России.

5 . (Бабанин И. В. Мусорная революция / И. В. Бабанин // Твердые

бытовые отходы. - 2009. - № 3. - С. 56-



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!