Автор: Стаценко Валерия Викторовна
Должность: Педагог- организатор
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА"
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Здоровьесберегающие технологии
Раздел: дополнительное образование
Одной из главных задач политики государства в сфере образования по
обеспечению социализации личности является формирование культуры
здоровья и навыков здорового образа жизни. Деятельность по сохранению и
укреплению здоровья в настоящий момент приобретает значение
необходимого условия обеспечения национальной безопасности, и
возрождение нации должно начинаться именно со здоровья, в первую очередь
детей.
Всемирная организация здравоохранения в 1948г приняла следующие
определения здоровья: «Здоровье- это состояние полного физического,
душевного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или
физических дефектов». В этом определении есть принципиально важные
моменты:
Если здоровье- это состояние, то оно динамично проявляется на разных
уровнях, т. е. в понятие здоровье включается и здоровое развитие.
Понятие здоровья включает все стороны развития человека как
индивида, субъекта, личности и индивидуальности. Детские и юношеские
годы приходятся н период интенсивного роста человека, поэтому здоровье-
это состояние гармонии психологического и физического развития.
Одним из продуктивных подходов к решению проблемы развития,
сохранения и укрепления здоровья детей, является единство целей и
формирование особой образовательной среды учреждений основного и
дополнительного образования, нацеленной на формирование культуры
здоровья и навыков здорового образа жизни.
В школьном среднем образовании учащиеся узнают «понемногу о
многом», объединениях по интересам они постигают то или иное явление
глубоко и подробно, т е узнают «всё о немногом». В этом заключается
сущность дополнительного образования, так как происходит гармоничное
единство познания, творчества и общения детей и взрослых, в основе
которого лежат любознательность, свободный поиск пути к мастерству и
постижению смысла жизни. В системе дополнительного образования процесс
учения ребенка полностью строится на личностно- значимых интересах-
максимально учитывается индивидуальность ученика. Поэтому педагогика
дополнительного образования наиболее полно отвечает принципам
гуманистической педагогике- педагогике успеха, и поворот школы к
дополнительному образованию вызван его большим социально-
педагогическим потенциалом.
Как показывает практика, именно после школьных уроков, когда дети
не озабоченны школьными заданиями, появляется реальная возможность
формирования здорового образа жизни. Главным инструментом процесса
формирования ценностных ориентаций воспитанников в учреждениях
дополнительного образования выступает само детское творчество, которое
помогает решать многие воспитательные задачи, в том числе и задачи
формирования здорового образа жизни. При этом дополнительное
образование не дублирует предметное обучение в области здоровья. Это
качественно другой уровень- освоение знаний и навыков через практический
опыт ребенка.
Деятельность дополнительного образования учитывает специфику
содержания дополнительного образования, определяемого, в первую очередь,
интересами образовательного учреждения, запросами ребенка и его
родителей, как основных социальных заказчиков и потребителей
предоставляемых дополнительных образовательных услуг, а так же
программой развития имеющимися программно- методическими
разработками педагогов и сотрудников.
Целью деятельности ДДТ «РАДУГА» по пропаганде ЗОЖ среди детей
и подростков является создание единой здоровьесберегающей
образовательной среды, направленной на профилактику различного рода
зависимостей, совместно с другими образовательными учреждениями
Чкаловского района города Екатеринбурга.
Задачами деятельности ДДТ «РАДУГА» по пропаганде ЗОЖ среди
детей и подростков являются:
-Формирование у детей ранней мотивации и устойчивого интереса к
укреплению здоровья, физическому и спортивному совершенствованию;
-Вовлечение обучающихся в систематические занятия физической
культурой (Дни здоровья, спортивные эстафеты, профилактические акции);
-Профилактика и коррекция асоциального поведения детей и
подростков.
Наше образовательное учреждение готово поделиться опытом работы
по формированию ценностей здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей и
подростков, их родителей, педагогических работников. Эта практическая
деятельность осуществляется в следующих направлениях:
-Пропаганда ценности здоровья через привлечения детей в творческие
объединения физкультурно- спортивного, технического, художественного и
социально- педагогического направлений;
-Включение здоровьесберегающих технологий в образовательную
среду;
-Пропаганда культуры ЗОЖ через культурно- массовые и спортивные
мероприятия, проводимые нашим образовательным учреждением;
-Организация и проведение летней оздоровительной компании для
детей из образовательных учреждений Чкаловского района;
-Психолого- педагогическое сопровождение образовательного
процесса, медицинская диагностика обучающихся;
-Включение родительской общественности в обсуждение и решение
проблем ЗОЖ;
-Работа с педагогическим коллективом по формированию ЗОЖ и т. д.
Внутри нашего учреждения сформировалась инициативная группа,
включающая администрацию, методический совет, педагогов и родителей,
которая координирует условия для формирования мотивации ЗОЖ внутри
ДДТ «РАДУГА»- служба здорового образа жизни. Эти условия разнообразны
по содержанию и целевым аудиториям:
-Разработка и совершенствование программы развития ДДТ
«РАДУГА»;
Проведение тематических педагогических советов;
-Оказание методическим советом постоянной помощи педагогам в
разработке и апробации учебных здоровьесберегающих программ;
-Обучение и консультирование методическим советом педагогов по
использованию доступным методам диагностики индивидуального развития
обучающихся и применение полученных результатов при реализации
индивидуального подхода;
-Организация различных форм повышения квалификации педагогов на
базе ДДТ с темами по формированию культуры ЗОЖ (лекции,
педагогические конференции и др.);
-Обеспечение педагогов печатными материалами и эффективное
функционирование методического кабинета Дома детского творчества;
-Создание в методическом кабинете тематического каталога
публикаций по здоровьесбережению обучающихся;
-Распространение накопленного положительного опыта через
публичные выступления педагогических работников, организауию семинаров
для педагогов ДДТ;
-Осуществление психолого- педагогической поддержки
образовательного процесса. Консультативная работа психолога с родителями,
детьми;
-Организация семинаров- тренингов взаимодействия для
педагогических работников.
Главным партнером ДДТ «РАДУГА» в реализации задач
здоровьесберегающего сопровождения учебно- воспитательного процесса
являются родители наших детей. Именно родители знают своих детей с
рождения, наблюдают их в самых разнообразных жизненных ситуациях,
могут располагать наиболее полной информацией об их здоровье и
индивидуальных особенностях. Но практика показывает, что не всегда
родители заботятся о том, что бы иметь полную информацию о здоровье и
развитии детей. Поэтому служба ЗОЖ ДДТ «РАДУГА» постоянно
направляет усилия на поддерживание контакта с родителями детей в режиме
диалога, согласовывает особенности индивидуального подхода к
обучающимся, привлекает родителей к участию во всех проводимых
массовых мероприятиях, открыты занятиях, спортивных соревнованиях. Мы
практикуем такие формы работы с родителями как:
-Вовлечение родителей в реализацию образовательной программы по
спортивному ориентированию- участие в группах ДТР (дети- тренеры-
родители), т.е. ребенок проходит маршрут вместе с родителями;
-Разработку памяток для родителей «Антигрипп», «Береги зрение»,
«Мой друг- компьютер», «Осторожно, ВИЧ!» и т.д.;
-В режиме постоянного сопровождения осуществление
консультативной и коррекционной помощи психологом ДДТ «РАДУГА»;
-В новом учебном году введена традиция спортивных соревнований
родителей и детей из творческих коллективов «Папа, мама, я- спортивная
семья»;
-Ежегодное проведение диагностики потребностей социума в
образовательных услугах нашего Дома творчества. В рамках программы по
набору детей в творческие объединения мы проводим анкетирование
родителей и учет их пожеланий. В диагностической работе методической
службы «Востребованность в образовательных услугах ДДТ»- 70%
опрошенных родителей указали комфортную психологическую среду
обучения, как одну из главных причин посещения ДДТ детьми. Таким
образом, сохранение психологического здоровья детей в нашем
образовательном учреждении является одним из ключевых характеристик
образовательной среды.
«Как вы считаете, почему ваш ребенок посещает ДДТ «РАДУГА»?»-
задавали мы вопрос родителям в анкетах и получили интересные данные,
непосредственно связанные с формированием и сохранением культуры
психологического, социального здоровья. Приоритеты распределились так:
1.
Прежде всего, для формирования системы этических, морально-
нравственных, эстетических ценностей;
2.
Для того что бы развивать то, что развито недостаточно;
3.
Для развития навыков общения в группе;
4.
Дополнительное образование отвлекает ребенка от улицы, дурных
компаний;
5.
Для того что бы развивать природный талант и подготовиться к
профессиональной деятельности;
Дом детского творчества «РАДУГА» ведет свою работу по четырем
направленностям:
1.
Социально- педагогическое
2.
Физкультурно- спортивное
3.
Техническое
4.
Художественное
Социально- педагогическое направление работы Дома творчества по
формированию культуры ЗОЖ, основывается как на образовательной
деятельности, так и на массовых формах работы с ОУ района. Социально-
педагогический отдел ДДТ разработал и успешно внедряет систему работы
по формированию здорового образа жизни среди всех участников
образовательного процесса. Она развивается в следующих направлениях:
-Организация и проведение занятий с детьми с использованием
здоровьесберегающих технологий. В течении учебного года в учебных
группах и творческих объединениях отдела проводятся беседы на различные
темы: для младших школьников «Мое здоровье в моих руках», «Быть
здоровым- значит здраво мыслить», «В стране здоровья», для
старшеклассников «Дыши свободно!», «Правила оказания доврачебной
помощи», «Два первичных занятия по профилактике ВИЧ- инфекции» и
другие;
-Разработка игр и упражнений для проведения «минуток здоровья» во
время учебного процесса с детьми творческих объединений ДДТ.
Сотрудниками отдела разработаны рекомендации по профилактике гриппа, в
перспективе выпуск методических рекомендаций для педагогов, родителей и
детей «Ключ к здоровью»;
- Организация и проведение семинаров для педагогов ДДТ, в т.ч.
выездных. Для педагогов проводятся один раз в год обучающие семинары,
вт.ч. и по темам сохранения и укрепления здоровья детей и педагогов;
-Пропаганда ЗОЖ в средствах массовой информации (Юные
журналисты пишут статьи по пропаганде ЗОЖ в ежеквартальной газете для
ребят Чкаловского района «Суббота, 14-е»).
Деятельность физкультурно- спортивного отдела полностью основана
на формировании мотивации здорового образа жизни, формировании и
сохранении здоровья обучающихся, педагогов, родителей. Однажды придя в
объединение физкультурно- спортивной направленности, ребята не уходят, а
«заражаются необыкновенным образом жизни спортсменов».
Продемонстрированный здоровый подход к жизни становится
правилом на всю жизнь.
Одним из основных направлений работы технического отдела является
спортивное радиоориентирование. Возглавляет это направление деятельности
Бодрова Елена Рудольфовна, педагог высшей категории. В 1991 году под
руководством Бодровой Е. Р. Было создано детское объединение «Охота на
лис», которое объединяет в себе спортивную радиопеленгацию и элементы
спортивного радиоориентирования. Обучающиеся объединения «Охота на
лис» добиваются высокие результатов: регулярно становятся победителями и
занимают призовые места на соревнованиях различного уровня. Детское
объединение «Охота на лис» стал победителем Первенства России среди
обучающихся по спортивной радиопеленгации, проходившего в г. Пенза, а
так же победителем Первенства Свердловской области по радиоспорту.
Более 20 юных спортсменов заняли в этих соревнованиях призовые
места, они завоевали 8 серебряных и 9 бронзовых медалей. Воспитанник
объединения Илитюк Филипп стал шестикратным призером Первенства
России на соревнованиях по радиопеленгации среди мальчиков 12 лет.
Художественный отдел существует в Доме детского творчества с 1953
года, и уже на протяжении 66 лет является самым массовым по количеству
обучающихся. Здесь же занимается и самое большое количество детей
среднего и старшего возраста. Благодаря работе художественного отдела,
ребята принимают участие в культурно- массовых мероприятиях как внутри
учреждения, так и за его пределами- выезды с концертами и программами на
территории Чкаловского района и города Екатеринбурга. В этом учебном году
это:
1.
Праздничный концерт, посвященный Дню пожилого человека
(ГАУ «Уктусский пансионат», Просторная 73 а)
2.
Торжественный вечер, посвященный дню работников пищевой
промышленности (ЦК «Урал», Студенческая 3)
3.
Праздничный концерт, посвященный Дню Матери (ГАУ
«Уктусский пансионат», Просторная 73 а)
4.
Праздничный концерт, посвященный Дню защитника Отечества
( Военный городок №19, в/ч 07119)
5.
Торжественный прием, посвященный женскому Дню 8 марта
(Администрация Чкаловского района, ул. 8 Марта 177)
6.
Открытый районный фестиваль- конкурс «Мы живем. Мы
помним», посвященный 74-летию Победы в ВОВ (МАУК Дом культуры
«Елизаветинский», Биссертская 14)
7.
Торжественный вечер, посвященный юбилею компании
«Витаполярос» (ООО «Витек» Титова 33)
Педагоги ДДТ «РАДУГА» регулярно организуют проведение в нашем
учреждении различных здоровьесберегающих мероприятий для
обучающихся: дни здоровья, концертно- тематические программы,
интерактивные и спортивные игровые программы, тренинги,
профилактические акции, тематические беседы и т.д. все эти направления
деятельности Дома детского творчества являются приоритетными, включают
в себя аспекты по формированию навыков ЗОЖ обучающихся как внутри
учреждения, так и за его пределами.
ДДР «РАДУГА» принял активное участие в социальном опросе среди
обучающихся старших классов МБОУ СОШ №61 и воспитанников ДДТ
«РАДУГА», посвященным пропаганде здорового образа жизни.
На открытой площадке ДДТ «РАДУГА» прошла профилактическая
акция «Молодежь без предисловья голосует за здоровье» с участием
молодежных рок- групп Чкаловского района и ДДТ «РАДУГА», где
подростки выражали идеи гуманизма, пропаганда здорового образа жизни
через свое творчество, как альтернативу наркотикам, алкоголизм и
табакокурению.
Прошла профилактическая акция «Скажи жизни- да!» для
обучающихся ДДТ «РАДУГА» и их родителей. В форме интерактивной
игровой программы ведущие предупреждали детей об опасности вредных
привычек, таких как наркотики, алкоголь, ПАВ, курение и компьютерная
зависимость.
Деятельность по формированию культуры ЗОЖ у детей, родителей,
педагогических работников в Дом детского творчества «РАДУГА» строится в
контакте и при участии администрации учреждения, образовательных
учреждений Чкаловского района, медицинских учреждений города и области.
Подводя итоги нашей работы, хочется вернуться к основному вопросу-
так в чем же роль учреждения дополнительного образования по
формированию культуры здорового образа жизни? Это можно
сформулировать так:
Главная роль- в формировании здоровьесберегающей, развивающей
образовательной среды среди обучающихся, педагогов, родителе как внутри
нашего учреждения, так и в расширении образовательной среды с
включением в неё социума.