Автор: Лактюхина Наталия Владимировна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Практика наставничества
Тема: "Наставничество в деятельности поискового отряда "Факел"
Раздел: дополнительное образование
НАСТАВНИЧЕСТВО в деятельности поискового отряда
«Факел»
Автор: учитель истории и обществознания МБОУ «ЦО № 40»
Лактюхина Наталия Владимировна
Содержание
Глава 1. Актуальность практики
Глава 2. Предмет наставничества
Глава 3. Функции наставников
Глава 4. Механизмы отбора наставников/наставляемых и формирования
наставнических пар
Глава 5. Механизмы и инструменты наставничества
Глава 6. Возможность масштабирования практики.
Глава 7. Возможность тиражирования практики
Глава 1. Актуальность практики
Необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения
обусловлена
временем.
История
России
начала
21
века,
к
сожалению,
показала, что
духовное состояние российского общества переживает кризис.
С одной стороны, в последние годы
гражданское сознание всё больше
освобождалось от идеологических догм и предрассудков. В то же время, в
нашей жизни, а в детско-молодежной среде, особенно усилились негативизм,
безответственность
и
агрессивность,
индивидуализм
и
равнодушное
отношение к обществу и государству. Утрачены или пребывают в состоянии
запущенности
многие
моральные
ценности. Часто,
с
телеэкранов,
от
старшего поколения мы слышим, что с таким молодым поколением у нас нет
будущего,
поскольку
современная
молодёжь
подвержена
влиянию
асоциальных элементов, эстремистски настроенных манипуляторов, молодые
люди не изучают и не хотят знать историю своего Отечества, они не хотят
принимать
опыт
прошлых
поколений.
Очень
часто
мы
слышим
о
фальсификации
истории,
и
современная
молодёжь,
как
одна
из
самых
слабозащищённых и уязвимых категорий населения, в силу отсутствия у неё
соответствующих
знаний,
опыта
и
экономической
зависимости,
часто
выступает объектом для различного рода манипуляций, а также апробаций на
ней политических, социально-психологических технологий и экспериментов.
В результате,
перед государством встала задача -
возродить
духовные
ценности, , повысить гражданское сознание в целях противостояния реалиям
времени,
возродить любовь к своему Отечеству в
неразрывности с его
историей,
культурой,
достижениями,
проблемами,
притягательными
и
неотделимыми
в
силу
своей
неповторимости
и
незаменимо сти,
составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее
гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть
до самопожертвования, служении Родине.
Поисковая деятельность в военно-патриотическом воспитании подростков
устанавливает
связь
времен,
поколений,
служит
выполнению
одной
из
основных задач государства по оказанию помощи обществу узнать истинную
историю
Великой
Отечественной
войны,
о
подвиге
народа,
установить
судьбы героев, увековечить память о своих предках.
ГЛАВА 2. Предмет наставничества - поисковая деятельность.
Моя
задача
как
наставника
-
помочь
в
приобретении
участниками
поискового
отряда
навыков практического
участия
в
восстановлении
исторической правды и подтверждении исторического момента,
которое
сегодня как никогда важно. И воспитание, узнавание, реализация себя через
практическую деятельность, направленную на глубокое понимание каждым
молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном
на высокой личной ответственности, является
одной из ключевых задач
государства.
Поисковый отряд и поисковая работа - это одна лучших моделей и форм
командообразования, основанных на добровольных началах, выполняющего
долг по восстановлению исторической памяти.
Кроме
того,
работа
в
поисковом отряде способствует социализации в обществе,
формированию
навыков работы в коллективе,
освоению и подготовке к профессиональной
деятельности. Она способствует профориентации (освоение таких профессий
как археолог, историк, антрополог), бытовой адаптации, учит
относиться к
изучению
исторических
фактов,
событий
профессионально,
на
основе
научного
подхода, развитию коммуникативных качеств и компетентностей.
Создание на базе МБОУ «ЦО №40» объединений военно-патриотической
направленности, ориентированных на формирование у молодежи высокого
патриотического
сознания,
идей
служения
Отечеству,
способности
к
его
вооруженной
защите,
изучение
русской
военной
истории,
воинских
традиций, имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном
развитии личности школьника. Во время уроков невозможно удовлетворить
все
вопросы
учащихся.
Дополнительное
образование
во
взаимосвязи
с
учебной
деятельностью
служит
тем
действенным
средством,
которое
мобилизует
активность
ученика
в
поиске
знаний
и
помогает
полнее
удовлетворить
интересы
школьников.
Практическое
использование
теоретических знаний, многих других приемов способствует повышению
уровня предметной мотивации, что в свою очередь положительно отражается
на результатах обучения учебному предмету у учащихся.
Время реализации практики - с 2007г. по настоящее время.
ГЛ А В А
3 .
Функции
наставника–руководителя
в
деятельности
поискового отряда:
Наставник –
это,
прежде
всего,
воспитатель,
учитель,
руководитель.
Наставник
–
это
человек,
передающий
опыт
и
навыки.
Основными
элементами
системы
развития
учащихся
являются
приобретение
опыта,
обучение
и
наставничество,
передача
навыков,
знаний,
содействие
в
социальной адаптации, раскрытие потенциала учащихся.
Функции руководителя поискового отряда
1.
Общее руководство поисковым отрядом.
2.
Чёткое распределение обязанностей среди поисковиков.
3.
Постановка и определение задач отряда.
4.
Назначение должностей (помощник командира по хозяйственной части;
ответственный за архивно-исследовательскую работу; ответственный за
информационно-методиче скую,
организационную
р а б о т у ;
медработник.)
5.
Контроль за выполнением обязанностей
6.
Обучение теории поисковой работы
7.
Обучение систематизации знаний и практическое применение
8.
Изучение
техники
безопасности
поисковых
работ
и
контроль
выполнения техники безопасности;
9.
Планирование поисковой экспедиции на основании архивных данных.
10. Составление карты проведения поисковых работ;
11. Ведение необходимой отчетной документации;
12.Координация работы поисковых групп во время проведения поисковой
экспедиции;
13.Ответственность
за
маркировку
найденных
экспонатов
и
их
сохранность во время поисковых экспедиций.
14. Координация работы наставляемых (участников поискового отряда)
15. Поддержание внутреннего состояния морального духа наставляемых.
16.
Демонстрация
наставляемым
важности
функционала
и
зоны
ответственности каждого наставляемого в рамках общих целей и задач
поисковой группы
17. Получение обратной связи через участие наставляемых в различных
мероприятиях
Патриотическое
воспитание
осуществляется
в
процессе
социализации
молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в
работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий.
В настоящее время в центре образования такая система сложилась.
Проводятся
мероприятия,
посвященные
памятным
датам
отечественной
истории.
Критерии отбора наставляемых:
1.
высокие морально-волевые качества,
2.
дисциплинированность,
3.
физическая подготовка и овладение навыками поисковой работы.
4.
готовность продолжать дело по увековечиванию памяти защитников
Отечества, погибших в ВОв, и захоронению останков павших воинов.
5.
выно сливо сть,
чувство
ответственно сти
и
дружбы.
Методы обучения наставляемых:
1.
Беседа, рассказ
2.
Обучающие лекции в школе поисковика.
3.
Посещение форумов и круглых столов, конференций
4.
Участие в открытых дискуссиях с наставником
5.
Распределение
индивидуальных
заданий
и
контроль
их
исполнения, выявление ошибок, объяснение их причин, анализ и
работа над их исправлением.
6.
Планирование действий и получение обратной связи
7.
Тренинги: командообразующие, личностного роста и т. п.
8.
Агитбригады
9.
Личный пример
10.Научно-исследовательская работа
11. Обучение работы с электронными базами данных
12.
Практические
занятия
по
поисковой
работе
(участие
в
экспедициях, разведке, )
13. Обучение работ в архивах с архивными документами
14. Встречи с ветеранами, свидетелями событий, обучение методам
интервьюирования и записи информации
15.
Обучение
навыкам
реставрации
найденных
раритетов
и
экспонирования в школьном музее
Этапы наставничества в поисковом отряде
1.
Подготовительный этап: участие в мероприятиях центра
образования,
направленных
на
военно-патриотическое
воспитание,
организация
встреч
и
п р е з е н т а ц и я
деятельности
поискового
отряда,
посещение
школьного
музея, изучение экспонатов экспозиций школьного музея.
2.
Организационный этап:
2.1. первичное информирование участников поискового отряда
(ознакомление
с
Уставом
отряда,
символами
поискового
отряда
«Факел»,
сводом
-морально
этических
правил,
программой
деятельности
поискового
отряда
«Факел»,
деятельностью
поискового
отряда
«Факел».
Для
новичков
организуется
демонстрация
презентаций,
видеофильмов
о
деятельности
отряда
и
поискового
движения
Тульской
области. Истории поискового движения России и Тульской
области.
2.2. инструктаж по технике безопасности поисковой работы.
2.3. ознакомление с законодательством:
Конвенция прав ребенка;
Конвенция о правах человека,
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших
при защите Отечества» от 14.01.1993 года №4292-1;
Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по
реализации Закона РФ «Об увековечивании памяти погибших при
защите Отечества» от 12 августа 1994 года № 910;
Закон Российской Федерации «О днях воинской славы и памятных
датах России» от 13. 03.1995 года
№ 32-ФЗ (с изменениями от
24.10.2007 года);
Государственная Программа патриотического воспитания граждан
Российской Федерации на 2015 – 2020 годы
Постановление
Правительства
РФ
от
05.10.2010
№
795
«О
государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
российской Федерации на 2011-2015 годы»;
Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы
и памятных датах России» (с изменениями на 24 октября 2007 г.);
Федеральный
закон
от
28.03.1998
№
53-ФЗ
«О
воинской
обязанности и военной службе» (с изменениями на 24.07.2007 г.);
Закон РФ «Об основных гарантиях
Государственная программа «Патриотического воспитания граждан
РФ на 2015-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 11
июля 2005 г. № 422, Москва),
Программа
«Военно-патриотического,
гражданского
и
духовно-
нравственного воспитания МБОУ «ЦО № 40 им. Героя Советского
Союза И. А. Дементьева на 2015- 2020 гг.»,
Приказ управления образования администрации г. Тулы от 29 ноября
2010 г. № 641-а
Указ
президента
РФ
от
22.01.2006
№
37
вопросы
увековечения
памяти погибших при защите отечества указ президента российской
федерации
вопросы
увековечения
памяти
погибших
при
защите
отечества.
Закон РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти
погибших при защите Отечества"
Приказ о создании поискового отряда на базе МБОУ «ЦО № 40».
Задачи, реализуемые наставником поискового отряда:
Развитие
системы
патриотического
воспитания
школьников
и
формирование
патриотического
сознания
как
одну
из
важнейших
ценностей,
одну
из
основ
духовно-нравственного
единства
детей
и
молодёжи.
Создание интересного и необходимого дела, объединяющего детей и
взрослых.
Развитие поисковой деятельности на основе использования интернет -
ресурсов,
информационного
взаимодействия
образовательного
процесса,
обеспечения
качества
предоставления
и
обновления
информации. Создание
эффективной
формы
организации
детского
коллектива, развития системы гражданско-патриотического воспитания
детей и подростков в ОО.
Формирование у учащихся чувства гордости за героическое прошлое
своей Родины.
Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
Участие
в
методическом
обеспечении
функционирования
системы
патриотического воспитания.
Воспитание у обучающихся готовности к защите Отечества, действиям
в экстремальных ситуациях.
Приобщение участников образовательного процесса, жителей района,
города к социокультурному наследию, достижениям туляков.
Формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности,
навыков
самостоятельной
работы
на
основе
использования
информативно-коммуникативных технологий.
Обучение
учащихся
навыкам
поисковой
архивной
работы
в
электронных базах данных.
Участие в поисковых экспедициях
Организация
и
проведение
поисковых
работ
в
целях
выявления
неизвестных
воинских
захоронений
и
непогребённых
останков,
установления имен погибших или имен и судеб пропавших без вести
при защите Отечества и розыск их родственников;
Осуществление
исторических
архивных
исследований
в
целях
выявления
неизвестных
исторических
фактов
и
противодействия
фальсификации истории нашей Родины;
Осуществление
взаимодействия
с
организациями
и
иными
объединениями граждан по увековечению памяти погибших при защите
Отечества,
а
также
реализации
молодежной
политики;
гражданско-
патриотическом
и
духовно-нравственном
воспитании
граждан
Российской Федерации;
сбор и обобщение результатов поисковой деятельности участников;
о суще с т вле ние
орга низа ционной,
н о р м а т и в н о - п р а в о в о й ,
информационно-методиче ской,
поддержки,
занимающихся
увековечением памяти погибших при защите Отечества
Воспитание самостоятельности и лидерства в группах наставляемых.
ГЛАВА 4. Механизмы отбора наставников
1.
Собеседование.
2.
Анкетирование.
3.
Тренинги
4.
Практическое участие в работе поискового отряда
5.
Наличие
квалифицированных
знаний
и
опыта
в
поисковой
работе.
6.
Наличие знаний федерального законодательства, истории,
7.
Наличие лидерских качеств, ответственности за окружающих.
8.
Наличие организаторских способностей
Критерии отбора наставников
Критерий 1. Наличие знаний и опыта работы
Наличие опыта и высокий профессионализм — основные условия, которые
позволяют
специалисту
стать
наставником.
Причем
уровень
знаний
наставника должен значительно превосходить должностные компетенции его
подопечных.
Критерий 2. Умение передавать знания
Наставниками в идеале должны становиться только люди, умеющие легко и
доступно передавать свои знания и опыт новичкам.
Критерий 3. Личное желание
Критерий 4. Влиятельность
Наставник должен быть способен оказывать влияние на всех участников
процесса обучения. Для этого ему необходимо пользоваться авторитетом в
коллективе.
Критерий 5. Ответственность и организованность
«Любое
великое
дело
—
вопрос
организации.
Не
гениальности,
не
вдохновения или полета фантазии, не умения или хитрости, а организации»
(Том
Маккарти).
Важно,
чтобы
наставник
в
полной
мере
отвечал
этому
критерию. Он должен нести ответственность не только за себя, но и за своего
подопечного.
ГЛАВА 5. Механизмы и инструменты наставничества
1.
Личная передача опыта
2.
Организация обучения в «Школе поисковика», «Курс молодого бойца
для членов поисковых отрядов образовательных организаций»
3.
Организация
учебных
часов
по
теоретической
подготовке
и
практических работ.
4.
Изучение истории Великой Отечественной войны в документах
5.
Организация участия подростков в систематической работе
6.
Привлечение подростков к участию в поисковой работе
7.
Подготовка новичков к участию в проведении раскопок
8.
Проведение
мероприятий,
посвященных
памятным
датам
истории
Отечества,
в
рамках
отряда
и
участие
в
районных,
городских,
региональных
и
федеральных
мероприятиях,
оформление
итогов
деятельности отряда
9.
Подготовка и участие в школьных проектах, всероссийских,
международных: «Вахты Памяти», «Дорога к обелиску», «Фронт»,
«Судьба солдата»,
10. Участие в всероссийских акциях: «Бессмертный полк», «Свеча
памяти», «Солдатский лес», «День неизвестного солдата»,
«Георгиевская ленточка», «Вспомни. Сделай. Приди»
11.Участие в конкурсах: «Поиск. Находки. Открытия », « Неизвестные
герои Великой Отечественной войны»
12.Участие в форумах, конференциях
13. Мастер-классы, практико-ориентированные семинары
14. Мероприятия патриотической направленности: парады юнармейцев,
защита творческих проектов, общешкольные фестивали, проведение
социальных акций, встречи с воинами-интернационалистами и
участниками боевых действий, проведение военно-спортивных игр,
смотров; сотрудничество с областными
15.
Международном
военно-историческом
лагере
«Наследие»,
международном
военно-патриотическом
лагере
«Западный
фронт»
«Волховский фронт», «Калининский фронт»
16. Работа по созданию центра патриотического воспитания школьников
на базе школьного музея Боевой славы и поискового отряда «Факел»..
Установлены международные связи МБОУ «ЦО №40» и ГУО «Средней
школы
№
34»
г.
Могилева
в
сфере
патриотического
и
духовно-
нравственного воспитания.
17. Участие в круглых столах: «Поисковая работа и традиции воинской
этики. Культ павших героев как идеологическая основа поиска»,
«Использование интернет ресурсов ОБД «Мемориал» «Подвиг народа»
и т. п.»
Этапы работы поисковиков:
1. Подготовительный этап – изучение исторических материалов, беседа
с участниками боевых действий, анализ возможностей проведения поисковых
работ
на
конкретном
участке
местности,
согласование
возможности
проведения
поисковых
работ
с
главами
местных
администраций,
военкоматом и силовыми ведомствами.
2. Архивные исследования – работа в Центральном архиве Министерства
Обороны РФ, в Военно-морском архиве по выявлению линий обороны, мест
ожесточенных боев, изучению донесений о потерях и т.д.
3. Непосредственно поисковые экспедиции на места боев и захоронение
останков военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной войны.
4. Работа
в
архивах,
с
военкоматами,
средствами
массовой
информации по
установлению
учетных
данных
по
найденным
останкам,
смертным медальонам и личным вещам военнослужащих.
5. Работа
с
главами
администраций,
средствами
массовых
информаций по установлению места проживания родственников найденных
военнослужащих.
Предполагаемый результат:
укрепление
и
развитие
системы
дополнительного
образования
и
воспитания
центра
образования
в
интересах
личности,
семьи,
города, общества;
значительное повышение интереса учащихся к исследовательской
поисковой
работе,
связанной
с
установлением
судеб
участников
Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
формирование
на
основе
исследовательских
работ
базы
данных,
содержащей сведения о судьбах воинов;
воспроизведение
экспозиции
с
помощью
мультимедийных
технологий;
самореализация, самоопределение, саморазвитие личности детей
пополнение, систематизация и сохранение экспонатов музея;
популяризация
памятников
е с т е с т в е н н о - и с т о р и ч е с ко й ,
материальной и духовной культуры
выполнение социального заказа государства на воспитание человека,
современно
образованного,
нравственного,
спо собного
самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного
к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего
чувством ответственности за судьбу страны, который отражен в ряде
документов:
Национальной
доктрине
образования
России,
Концепции модернизации российского образования на предстоящее
десятилетие,
Государственной
программе
патриотического
воспитания граждан России.
приобретение
навыков
и
умений
в
поисковой
деятельности,
увековечение памяти павших в Великой Отечественной войны 1941-
1945 гг.
Глава 6. Масштабирование: рост численности участников
поискового отряда «Факел»
Масштабирование
поисковой
работы
происходит
в
основном
через
проектную
деятельность
и
участие
в
региональных
и
федеральных
мероприятиях:
С 2007 года поисковый отряд «Факел» участвует в акциях и
мероприятиях
Тульского
областного
молодёжного
центра
«Искатель»
и
военно-патриотического клуба «Патриот». Ежегодно мы принимаем участие
в Вахтах памяти, посвящённых памяти павших на полях сражений в Великую
Отечественную
войну.
С
2008
года
наш
отряд
является
активным
участником
Международного
поискового
лагеря
«Искатель».
За
время
экспедиций наш отряд пополнил школьный музей 30 экспонатами, поднял и
принял участие в захоронении, увековечивании памяти павших свыше 600
бойцов
совместно
с
отрядами
состоящими
в
Тульском
областном
молодёжном
поисковом
центре
«Искатель».
Поскольку
поисковая
работа
является
одной
из
самых
распространенных
видов
патриотического
воспитания
молодежи,
масштабирование
происходит
само
собой.
С
уверенностью можно сказать, что эта практика наставничества применяется в
каждом регионе РФ. Наряду с этим, можно отметить основные направления
масштабирования данной практики. Это применение ее в других регионах и
создание
новых
поисковых
отрядов
наставляемыми,
по
окончанию
школы,применению
и
совершенствованию
навыков
полученных
от
наставника.
2007-2008
2009-2010
2011-2012
2013-2014
2015-2017
0
5
10
15
20
25
30
10
15
18
25
30
Увеличение членов поискового отряда с каждым годом растет,
повышается
интерес
к
деятельности
отряда,
работа
отряда
показывает
стабильные
результаты.
Поисковый
отряд
«Факел»
состоит
в
реестре
Тульского
областного
молодёжного
поискового
центра
«Искатель»
являющимся
представителем
Тульского
регионального
отделения
общероссийского
общественного
движения
по
увековечению
памяти
погибших при защите Отечества.»
Глава 7. Возможность тиражирования практики.
Важным
условием
внедрения
и
функционирования
практики
для
других субъектов является проведение практических семинаров, форумов,
распространение
методики
в
сети
«Интернет»,
на
сайте
школы,
социальных
сетях,
источниках
СМИ,
использование
современных
технологий, посещение школьного музея, освещение экспозиции «Чтобы
помнили»
о
поисковой
деятельности
отряда
«Факел». Информация
публикуется
на
сайте
центра
образования,
выпускаемых
в
стенах
учреждения,
которые
распространяются
среди
коллег
предоставляет
возможность
обмена
мнениями
и
способствует
популяризации
новых
знаний.
Также
представить
лучшие
практики
возможно
на
различных
мероприятиях.
На
базе
Центра
образования
проводятся
мастер-классы,
практико-ориентированные семинары
«
Формирование позитивного образа
будущего
у
школьников
через
жизнеутверждающие
психологические
установки, социально-значимые интересы и мотивацию к здоровому образу
жизни» и «Формирование нравственных и патриотических ценностей у
детей и подростков» для педагогов города Тулы, на которых обсуждаются
наиболее
актуальные
вопросы
в
области
социального
обслуживания
населения,
работают
профессиональные
секции,
круглые
столы,
выставочные площадки в том числе и освещается деятельность поискового
отряда, работа школьного музея «Боевой Славы».
Участники интернет-конференций в интерактивном режиме обсуждают
вопросы
внедрения
и
передачи
опыта
работы
по
увековечению
памяти
павших и поисковой деятельности с ГУО «Средней школы № 34» г. Могилева
в сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания.
Проведение таких мероприятий способствует консолидации усилий
субъектов
инновационной
деятельности,
систематизации
теоретических
знаний и практического опыта по применению инноваций.
Для
распространения
передового
опыта
специалисты
сферы
социального обслуживания активно используют единое информационное
пространство:
официальные
сайты
учреждений
с оциа льного
обслуживания,
профессиональных
сообществ,
социальные
сети
(официальные страницы учреждений «В Контакте») и т. д.
Мастер-классы:
1-ый
Тульский
IT-
Форум
«Образование»
«Электронное
образование:
от
настоящего
к
будущему!»
тема:
«Организация
поисковой
работы»
2014
г.,
Городское
методическое
объединение
учителей
истории
«Патриотизм
как
основа
духовно-
нравственного воспитания школьников» тема: «О деятельности поискового
отряда «Факел»»2013 г.,
Тульский Форум «Образование», «Гражданско-
патриотическое воспитание» педагогическая мастерская для руководителей
военно-исторических
музеев
ОО
г.
Тулы
«Инновационные
музейно-
педагогические
технологии
в
гражданско-патриотическом
воспитании
школьников» тема: «О деятельности поискового отряда «Факел» 2015 г.,
Городское
методическое
объединение
учителей
истории
тема:
«О
деятельности
поискового
отряда
«Факел»2014
г.,
3-ий
Форум
«Образование»
«Образование
для
будущего»
мастер-классы
тема:
«Организация
поисковой
работы»
2011
г.,
Международная
Эстафета
Памяти «Наша Победа».
Мастер-класс направлен на трансляцию уникального опыта, путем
прямого
и
комментированного
показа
последовательности
действий,
методов, приемов и форм деятельности. В ходе мероприятия создаются
условия
для
профессионального
общения,
самореализации
и
стимулирования
роста
творческого
потенциала
специалистов,
что
способствует повышению
профессионального мастерства и квалификации
участников,
распространению
передового
опыта
и
внедрению
новых
технологий социального обслуживания.
К
отличительным
особенностям
мастер-класса
можно
отнести
активную
деятельность
всех
участников
мероприятия,
постановку
проблемы
решение
ее
через
проигрывание
различных
ситуаций,
демонстрацию
приемов, раскрывающих творческий потенциал как автора, так и участников,
создание атмосферы инициативности, творчества.
Участниками данных мероприятий стали более 800 человек.
Распространение
опыта
посредством
проектного
семинара
предполагает формирование новых знаний в области инноваций, выработку
навыков
проектной
работы:
областной
семинар
руководителей
образовательных
учреждений
«Проблемный
анализ
и
педагогическое
проектирование в деятельности руководителя школы» тема «Работа по
созданию и реализации комплексно-целевой программы «Музей» в рамках
проекта
«Воспитание
и
мировоззрение»
2011г.,
Гражданский
форум
«Гражданское
и
патриотическое
воспитание
в
контексте
исторического
образования
в
современной
России»
Участие
в
семинаре
позволило
слушателям на более высоком методическом уровне овладеть основами
проектной
деятельности,
что
особо
значимо
для
специалистов,
аккумулирующих передовой опыт.
Творческая мастерская – это эффективная форма обмена опытом и
передачи
знаний
и
умений
наставников,
направленная
на
развитие
мотивации к овладению поисковой деятельностью, организации поисковых
отрядов
на
базе
школьных
музеев.
В
нашем
Центре
образовании
проводятся
мастер-классы
по
организации
участия
в
поисковых
экспедициях, Вахтах Памяти.
Проведение таких практических мероприятий позволяет наставникам
обновить теоретические знания, пополнить копилку практического опыта,
приобщиться к передовому опыту коллег, усовершенствовать собственные
методы и приемы работы.
Таким образом, тиражирование опыта поисковой работы позволят
создать необходимые условия для передачи эффективных инновационных
практик
поисковой
работы,
что
позволяет
не
только
позиционировать
собственный опыт, но и знакомиться с методами и технологиями работы
других поисковиков, стимулирует инновационную и исследовательскую
деятельность. Все это, в свою очередь, способствует совершенствованию и
развитию
патриотического
воспитания
молодёжи,
повышению
эффективности социализации качества предоставления социальных услуг
гражданам.