Автор: Здорнова Ольга Валеревна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад 33"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Игры на развитие фонематического слуха и восприятия детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Игры, направленные на развитие фонематического слуха и
восприятия.
Развитие фонематического слуха и восприятия не менее важно, чем
коррекция звукопроизношения, эти процессы тесно друг с другом связаны.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - умение воспринимать, различать звуки речи.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - умение анализировать звуковой
состав слова, определять последовательность звуков в слове, его слоговую
структуру. Нарушение фонематического слуха часто является причиной
неправильного звукопроизношения или его следствием. В любом случае
нарушение фонематического слуха сопутствует нарушению
звукопроизношения. Речь ребенка формируется по подражанию, и часто
ребенок начинает копировать неправильный вариант произнесения звука,
принимая его за верный. Это объясняет ситуацию, когда большая часть
группы имеет одинаковый дефект звукопроизношения, либо ребенок
копирует неправильное звукопроизношение у родственников. Довольно
распространенные случаи искажения слов, связанные с недостатком
фонематического слуха: Глинный (вместо Длинный), траНвай, Небель и т.д.
Нарушение фонематического восприятия обычно проявляется в речи в виде
упрощения, искажения слоговой структуры слов (атобус, скоровода и т.д.).
Нарушение и недоразвитие фонематического слуха и восприятия значительно
затрудняют обучение грамоте, приводят к нарушению письменной речи -
дисграфии, задерживают процесс автоматизации поставленных звуков речи.
Развивать фонематический слух и восприятие можно в игре.
- Соблюдайте разницу между понятиями «звук» и «буква» - если вы только
называете слова, речь может идти лишь о звуке, буква - это письменный знак.
Ее можно только написать, увидеть, прочитать, но не произнести.
- Определение наличия звука в слове. Задания могут быть такими: выбери
только те картинки (игрушки), в которых прячется звук…(например, С). Я
буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук …
- Придумывание слов с заданным звуком.
- Определение позиции звука в слове. Где в слове спрятался звук …? (в
начале, середине, в конце)
Размести картинки в автобусе, если звук в начале слова - картинку положи в
первое окошко ,если звук в середине слова - во второе, а если звук в конце
слова - в третье.
Придумай слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова.
Какой звук в слове первый, второй…последний?
- Игра «Звуковая цепочка»: я назову слово, а ты - слово, которое начинается
на последний звук моего слова.(например: кошка – ананас –самолет - танк и т.
д.)
- Слова - паронимы (слова, отличающиеся одним звуком). Покажи, где коза, а
где коса, лук - люк, суп - зуб и т. д.
- Игра «Подскажи словечко» - любые короткие рифмовки, в них нужно не
договорить последнее слово, а предоставить ребенку возможность самому
подсказать слово в рифму, например:
Подарили нам игрушки, целый день стреляли….(пушки) и. т. д.
- Игра «Магазин» - отхлопывание слоговой структуры слов. Купить игрушку
или картинку можно. Отхлопав ее название по слогам.
- Игра «Ребусы» - нарисуйте «зашифрованное» слово - каждый звук в слове
обозначьте картинкой, в названии, которой этот звук первый.
- Развитие фонематического слуха и восприятие в младшем дошкольном
возрасте следует начинать с неречевых звуков. (молоточек, погремушка,
колокольчик, шуршание бумаги), опознания этих звуков (угадай, что звучит?),
опознания звукоподражания (кто кричит: ко - ко, ку - ку, ав – ав.).
Далее, постепенно переходить к определению наличия звука в слове, начиная
с гласных и ярких согласных (р - р, ж – ж), звуки при этом должны
произносится утрированно, выделяться голосом. Игра «Магазин» тоже
доступна малышам.
Если ваш ребенок знает буквы, дополняйте все задания еще и работой по
соотнесению звука и буквы. Например: какой звук в слове первый? - положи
такую букву и т. д. Очень часто, дети, знающие буквы начинают сами читать
и составлять слова из букв, в процессе работы над развитием
фонематического слуха и восприятия.
Используемая литература:
1.
Алексеева
М.М.,
Яшина В.И. Методика
развития
речи
и
обучения
родному языку дошкольников: Учеб. пос. М.: Изд. Центр Академия,
1998. 448 с.
2.
Арушанова Л.Г.,
Рычагова Е.С.
Игры
со
звучащим
словом //
Дошкольное образование. 2008. №9. С. 4-5.
3.
Бондаренко А.К. Дидактиче ские
игры
в
детских
садах.
М . :
Просвещение, 1999. 160 с.
4.
Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у
дошкольников. М.: Академия, 1997. 221 с.