Напоминание

"Игры на развитие фонематического слуха и восприятия детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Здорнова Ольга Валеревна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад 33"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Игры на развитие фонематического слуха и восприятия детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры, направленные на развитие фонематического слуха и

восприятия.

Развитие фонематического слуха и восприятия не менее важно, чем

коррекция звукопроизношения, эти процессы тесно друг с другом связаны.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - умение воспринимать, различать звуки речи.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - умение анализировать звуковой

состав слова, определять последовательность звуков в слове, его слоговую

структуру. Нарушение фонематического слуха часто является причиной

неправильного звукопроизношения или его следствием. В любом случае

нарушение фонематического слуха сопутствует нарушению

звукопроизношения. Речь ребенка формируется по подражанию, и часто

ребенок начинает копировать неправильный вариант произнесения звука,

принимая его за верный. Это объясняет ситуацию, когда большая часть

группы имеет одинаковый дефект звукопроизношения, либо ребенок

копирует неправильное звукопроизношение у родственников. Довольно

распространенные случаи искажения слов, связанные с недостатком

фонематического слуха: Глинный (вместо Длинный), траНвай, Небель и т.д.

Нарушение фонематического восприятия обычно проявляется в речи в виде

упрощения, искажения слоговой структуры слов (атобус, скоровода и т.д.).

Нарушение и недоразвитие фонематического слуха и восприятия значительно

затрудняют обучение грамоте, приводят к нарушению письменной речи -

дисграфии, задерживают процесс автоматизации поставленных звуков речи.

Развивать фонематический слух и восприятие можно в игре.

- Соблюдайте разницу между понятиями «звук» и «буква» - если вы только

называете слова, речь может идти лишь о звуке, буква - это письменный знак.

Ее можно только написать, увидеть, прочитать, но не произнести.

- Определение наличия звука в слове. Задания могут быть такими: выбери

только те картинки (игрушки), в которых прячется звук…(например, С). Я

буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук …

- Придумывание слов с заданным звуком.

- Определение позиции звука в слове. Где в слове спрятался звук …? (в

начале, середине, в конце)

Размести картинки в автобусе, если звук в начале слова - картинку положи в

первое окошко ,если звук в середине слова - во второе, а если звук в конце

слова - в третье.

Придумай слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова.

Какой звук в слове первый, второй…последний?

- Игра «Звуковая цепочка»: я назову слово, а ты - слово, которое начинается

на последний звук моего слова.(например: кошка – ананас –самолет - танк и т.

д.)

- Слова - паронимы (слова, отличающиеся одним звуком). Покажи, где коза, а

где коса, лук - люк, суп - зуб и т. д.

- Игра «Подскажи словечко» - любые короткие рифмовки, в них нужно не

договорить последнее слово, а предоставить ребенку возможность самому

подсказать слово в рифму, например:

Подарили нам игрушки, целый день стреляли….(пушки) и. т. д.

- Игра «Магазин» - отхлопывание слоговой структуры слов. Купить игрушку

или картинку можно. Отхлопав ее название по слогам.

- Игра «Ребусы» - нарисуйте «зашифрованное» слово - каждый звук в слове

обозначьте картинкой, в названии, которой этот звук первый.

- Развитие фонематического слуха и восприятие в младшем дошкольном

возрасте следует начинать с неречевых звуков. (молоточек, погремушка,

колокольчик, шуршание бумаги), опознания этих звуков (угадай, что звучит?),

опознания звукоподражания (кто кричит: ко - ко, ку - ку, ав – ав.).

Далее, постепенно переходить к определению наличия звука в слове, начиная

с гласных и ярких согласных (р - р, ж – ж), звуки при этом должны

произносится утрированно, выделяться голосом. Игра «Магазин» тоже

доступна малышам.

Если ваш ребенок знает буквы, дополняйте все задания еще и работой по

соотнесению звука и буквы. Например: какой звук в слове первый? - положи

такую букву и т. д. Очень часто, дети, знающие буквы начинают сами читать

и составлять слова из букв, в процессе работы над развитием

фонематического слуха и восприятия.

Используемая литература:

1.

Алексеева

М.М.,

Яшина В.И. Методика

развития

речи

и

обучения

родному языку дошкольников: Учеб. пос. М.: Изд. Центр Академия,

1998. 448 с.

2.

Арушанова Л.Г.,

Рычагова Е.С.

Игры

со

звучащим

словом //

Дошкольное образование. 2008. №9. С. 4-5.

3.

Бондаренко А.К. Дидактиче ские

игры

в

детских

садах.

М . :

Просвещение, 1999. 160 с.

4.

Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у

дошкольников. М.: Академия, 1997. 221 с.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!