Автор: Хломова Ольга Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 273
Населённый пункт: Ростов на дону
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: «В гости к лесным жителям»
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«В гости к лесным жителям»
Цель: Развитие коммуникативных навыков дошкольников
Задачи: Образовательные, развивающие, воспитывающие.
Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках,
определении первого звука в слове.
Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чисто говорках.
Упражнять детей в подборе антонимов — слов с противоположным
значением.
Продолжить знакомство детей с многозначными словами.
Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов:
мужской, женский, средний.
Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;
Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к
существительным.
Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на
поставленный вопрос.
Организация среды для проведения НОД:
Цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги;
иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; посуда для
чаепития; письмо, магнитофон.
Подготовка к образовательной деятельности:
Заучивание пословиц, физминутки; дидактические игры.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, почтальон принес нам телеграмму. Я
не стала ее читать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте
прочитаем вместе. (вскрывает телеграмму) читает ее детям.
"Дорогие ребята, в нашем Сказочном лесу звери разучились правильно
общаться между собою. Мы надеемся, что вы придете и поможете нам. А еще
я приглашаю вас к себе в гости на чай с медом. Ваш Мишутка".
Воспитатель: Что же случилось в лесу? Ребята, предлагаю
помочь жителям Сказочного леса. Скажите, кто же живет в лесу?
Дети перечисляют животных, которые живут в лесу. (показ картинок)
Воспитатель: Правильно. Выбираем транспорт.
Воспитатель: Давайте представим, что наши стульчики — это самолет.
Мы скажем волшебные слова, и наши стульчики полетят на помощь
животным.
Дети говорят волшебные слова: Раз, два, три, Стульчик мой лети. Дети
закрывают глаза, имитируют движения стульчика, «приземляются» в лесу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Куда
дальше идти. Попросим у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с
мухоморчиком разговаривает. Елочка, помоги нам с ребятами, к жителям леса
пройти.
Елочка: Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-
нибудь интересное расскажете, а мухомору про его ножку.
Воспитатель: Конечно, расскажем. Скажите, ребята, разве только у елки
бывают иголки. А какие вы еще иголки знаете?
Дети:У сосны, швейную, у ежа, медицинскую.
Воспитатель: Какие ножки вы знаете?
Дети:У детей, у стола, стула, кресла.
Елочка: Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, вам
нужно идти дальше по той дороге (указывает направление)
Дети:(благодарят елочку).
Воспитатель: Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы
можем идти дальше.
Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может
быть? (Белка). Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их
здесь две.
Белочка: Помогите мне справиться с моим трудным заданием, и я
обязательно покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку. А
задание такое:
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь
зима – лето
потолок – пол
узкая – широкая (юбка)
длинное – короткое (платье)
сильный – слабый (спортсмен)
Воспитатель: Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем
дальше.
Воспитатель: Ой, ребята, а здесь Ежик грибочки собирает, попросим его
дорогу показать к мишутке.
Ежик: Помогите мне справиться с язычком, и я вам обязательно помогу.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем, как работать можно с язычком.
Повторяйте за мной чисто говорки:
Ла-ла-ла – белочка спала;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы козу пасли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.
Ежик: Ребята, да с такими успехами вы все преодолеете. Спасибо. Дальше
вам по той дороге.
Воспитатель: Вперед, в дорогу! Ой, посмотрите, мы вышли на полянку,
какая она красивая: зеленая, вся в цветах. Посмотрите. а вот и лисичка.
-Лисичка! может помочь тебе чем?
Лисичка: Да, конечно, совсем уж запуталась в цветочках-загадках.
Воспитатель: Цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов:
красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? что они
обозначают?
Дети: Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные.
Воспитатель: Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой
звук, который соответствует этой фишке. (дети называют).
- А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки,
назовите их и определите первый звук в этих словах.
Дети: бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек.
Воспитатель: Правильно ребята, теперь мы помогли и лисичке с
загадками. Ребята, предлагаю вам отдохнуть.
Физминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно, в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
Лисичка: Спасибо вам ребята, вот какие вы умные, вам по той
дороге (указывает дорогу).
Воспитатель: Опять выполнили задание, идем дальше. Но вот, беда,
впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что
делать? А вот зайка сидит, давайте у него и спросим.
Воспитатель: Зайка, как нам пройти к Мишутке? Ребята, оказывается, он
может перекинуть нам палку выручалку, если мы выполним его задание.
Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»
(иллюстрации)
медведь, лиса, солнце
волк, белка, окно
лось, сорока, дерево
аист, ворона, яблоко
Воспитатель: Ребята, мы опять справились с заданием, Зайке придется
перекинуть нам палку выручалку. Идем дальше, уже недалеко находится
мишутки домик.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и Барсучок.
-Барсучок, покажи нам дорогу к Мишутке?
Барсук: Конечно помогу, но и вы мне помогите со словами, а то совсем
запутался.
Воспитатель: Ребята, Барсучок дает нам задание. Давайте мы подберем
слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?» и «Что делает?». А
подбирать слова мы будем к слову «Мишка».
Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»
Мишка (какой?)– большой, добрый, коричневый, вежливый,
трудолюбивый, ласковый, заботливый.
Мишка (что делает?) – спит, ходит, бегает, кувыркается, пляшет, радуется,
лапу сосет, играет, и т. д.
Настроение у мишки(какое?)— радостное, веселое, счастливое. А гости на
дне рождения (что делают?)- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют
чай, кушают, поздравляют и т. д.
6. – Ребята, а как вы думаете, Мишутка уже накрыл стол к приходу гостей.
- Интересно, куда Мишутка положит хлеб?
- Как называется посуда для хлеба? (Хлебница).
- Для сахара? /(Сахарница).
- Для конфет? (Конфетница).
- Для салата? (Салатница).
- Для салфеток? (Салфетница).
- Для соли? (Солонка).
Воспитатель: Молодцы! Справились с очередной задачей. Ребята мы
помогли лесным жителям справиться с заданиями. Так славно потрудились.
Ребята, а какие пословицы про труд мы знаем?
«Терпение и труд все перетрут»;
«За всякое дело берись умело»;
«Жизнь дана на добрые дела»;
«Какие труды, такие и плоды» и др.
Воспитатель: Вот и мишутки домик. Теперь Мишутка приглашает вас за
стол.