Автор: Ширяева Ксения Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №92
Населённый пункт: г Златоуст, Челябинская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Креативная экономика «Финансовая грамотность дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Креативная экономика
«Финансовая грамотность дошкольников»
Основными задачами являются:
Р а с ш и р и т ь
з н а н и я
о
з н а ч е н и и
ф и н а н с о в о й
грамотности; актуализировать
и
расширить
знания
педагогов
в
области
экономики и финансовой грамотности;
Развить
потребность
к
самостоятельному
получению
знаний,
самосовершенствованию, саморазвитию, развивать речь, мышление, память,
коммуникативные
навыки,
творческие
способности;
умение
работать
в
коллективе;
Развить умения правильно анализировать и своевременно использовать
опыт
окружающих
в
финансовой
сфере.
Создать
положительный
образ
финансово грамотного человека.
В данный момент мы находимся в таком периоде, развития нашего
общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями
и умениями. Педагог Ксения Валерьевна Ширяева, считает эффективным, и
использует
метод
проектной
деятельности.
С
целью
поддержки
детской
познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Этот метод позволяет
ей
развивать
познавательный
интерес
к
различным
областям
знаний,
формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость,
ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению
позиции «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность
внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать
определенное положение в группе.
С сентября 2018 года начала работу по экономическому воспитанию в
форме
проекта
для
детей
старшего
дошкольного
возраста
«Азбука
финансов».
Цель которого – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир
духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры
и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.
Услышав
громкое
название
«Экономиче ское
в о с п и т а н и е
дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время?
Ведь
впереди
школа,
там
всему
и
научат».
Даже
сочетание
понятий
«дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же
такое экономика?
Экономическое воспитание понимается как результат экономического
просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к
материальным
и
духовным
ценностям
и
становлению
начал
ценностных
ориентаций. Потребность в нем была всегда, но значимость значительно
увеличилась в последние годы.
Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной
действительностью,
бытом,
тем
больше
возникает
у
них
вопросов.
Повседневная
жизнь,
семья,
общение
со
сверстниками,
воспитательно
–
образовательная деятельность в условиях нашего детского сада формируют
тот
опыт,
который
становится
базой
для
дальнейшей
работы
по
экономическому
воспитанию
наставником,
который
поможет
правильно
осмыслить новые явления, факты, понятия.
Постановка проблемы в проекте «Азбука финансов». Помочь детям
дошкольного
возраста
сформировать
представления
об
экономических
понятиях:
экономика,
потребности,
нормы
жизни,
деньги,
товар,
цена
в
соответствии с их возрастными особенностями.
Основные идеи проекта:
Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему
нужно
для
жизни,
поэтому
необходима
специализация
в
производстве
товаров.
Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
Заработная плата – цена работы по производству товаров.
Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои
нужды по своему усмотрению.
Цель проекта: является создание основ для формирования финансово
грамотного
поведения
детей
старшего
дошкольного
возраста,
как
необходимого
условия
повышения
уровня
и
качества
жизни
будущего
гражданина.
Формирование
первичных
экономических
представлений
и
компетенций;
Развитие
экономического
мышления
дошкольников;
воспитание
социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для
рационального поведения в сфере экономики.
Содержание
проекта,
в
соответствии
с
ФГОС
ДО,
обеспечивает
развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности
и
охватывает
следующие
структурные
единицы,
представляющие определенные направления развития и образования детей:
социально-коммуникативное
развитие;
познавательное
развитие;
речевое
развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Развитие
экономического
воспитания
реализуется
через
различные
формы его организации. Главная задача заключается в том, чтобы говорить
ребёнку
о
сложном
мире
экономики
на
языке,
ему
понятном.
Поэтому
основная форма обучения – игра. Именно через неё ребёнок осваивает и
познаёт мир.
Сделать экономику понятной
для
ребёнка
помогут
сюжетно
–
дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда,
воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются»
экономике.
К примеру, в сюжетно – дидактических играх моделируются реальные
жизненные ситуации:
операции
купли
–
продажи,
производства
и
сбыта
готовой
продукции
и
др.
Соединение
учебно
–
игровой
и
реальной
деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных
экономических знаний.
Одной
из
форм
познавательно
–
игровой
деятельности
является
и
совместная
деятельность
воспитателя
и
детей.
Так,
экономическим
содержанием
обогащаются
занятия
по
математике,
ознакомлению
с
социальным
и
предметным
миром.
Это
даёт
возможность
интегрировать
задачи экономического воспитания в разные виды деятельности. В процессе
занятий образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются
через математическую, художественную виды детской деятельности, через
создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.
У детей
часто пользуются
большой
популярностью
различные
интеллектуальные игры: «Что?
Где?
Когда?»,
«КВН»,
«Превращения»,
«Поиск ресурсов», «Найди отличия», «Разгадай шифр» и др. Для них это и
весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности.
Детям нравятся нестандартные вопросы, отгадывание кроссвордов и ребусов,
разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-
новому взглянуть на известные сюжеты. Положительный эмоциональный
фон,
создаваемый
в
процессе
развлечений,
обеспечивает
особую
действенность,
активизирует
мыслительную
деятельность,
развивает
сообразительность, смекалку, творческие способности.
Для
усвоения
детьми
экономических
знаний
Ксения
Валерьевна
использует
разнообразные
методы,
приёмы
и
средства
обучения.
Так,
например, использует в своей работе чтение художественной литературы
(рассказы,
народный
фольклор:
пословицы,
поговорки,
сказки).
Так,
как
народные
сказки
–
необходимы
для
воспитания
таких
«экономических»
качеств
личности,
как
трудолюбие,
бережливость,
расчётливость,
практичность и др.
А также, важно использование логических и арифметических задач,
задач – шуток, т.к. они оживляют путь познания сложных экономических
явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности,
вызывают
напряжение
ума
и
доставляют
радость,
развивают
фантазию,
воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес
ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами
жизнь, красоту мира вещей природы, людей.
Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том
числе
и
от
соответствующей
обстановки,
т.
е.
среды
в
котором
оно
происходит.
Поэтому
столь
актуальным
является
создание
предметно
–
развивающей
среды
–
того
пространства,
в
котором
ребёнок
живёт
и развивается.
Доминирующими
формами
работы
является
общение педагога с
ребёнком в рамках личностно – центрированной
модели взаимодействия
между
людьми
и
игра.
Созданные
благоприятные,
комфортные
условия
позволяют каждому ребёнку найти собственный путь в «экономику» через
игру,
математику,
рисование
и
т.
д.,
что
обеспечивают
формирование
и
потребности
в
познании,
способствуют
умственному
и
личностному
развитию.
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без
участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в
семье.
Выделяются
следующие
направления
совместной
деятельности
воспитателя
и
родителей
по
экономическому
воспитанию
старших
дошкольников:
-
информирование
родителей
о
задачах
и
содержании экономического
воспитания детей в детском саду и в семье;
-
участие
родителей
в
работе
по экономическому
воспитанию
детей
в
дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы).
Только
совместная
работа дошкольного учреждения
и
семьи
даёт
хорошие результаты, и, способствуют более серьёзному и ответственному
отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.