Напоминание

Креативная экономика «Финансовая грамотность дошкольников»


Автор: Ширяева Ксения Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №92
Населённый пункт: г Златоуст, Челябинская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Креативная экономика «Финансовая грамотность дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Креативная экономика

«Финансовая грамотность дошкольников»

Основными задачами являются:

Р а с ш и р и т ь

з н а н и я

о

з н а ч е н и и

ф и н а н с о в о й

грамотности; актуализировать

и

расширить

знания

педагогов

в

области

экономики и финансовой грамотности;

Развить

потребность

к

самостоятельному

получению

знаний,

самосовершенствованию, саморазвитию, развивать речь, мышление, память,

коммуникативные

навыки,

творческие

способности;

умение

работать

в

коллективе;

Развить умения правильно анализировать и своевременно использовать

опыт

окружающих

в

финансовой

сфере.

Создать

положительный

образ

финансово грамотного человека.

В данный момент мы находимся в таком периоде, развития нашего

общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями

и умениями. Педагог Ксения Валерьевна Ширяева, считает эффективным, и

использует

метод

проектной

деятельности.

С

целью

поддержки

детской

познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Этот метод позволяет

ей

развивать

познавательный

интерес

к

различным

областям

знаний,

формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость,

ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению

позиции «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность

внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать

определенное положение в группе.

С сентября 2018 года начала работу по экономическому воспитанию в

форме

проекта

для

детей

старшего

дошкольного

возраста

«Азбука

финансов».

Цель которого – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир

духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры

и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.

Услышав

громкое

название

«Экономиче ское

в о с п и т а н и е

дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время?

Ведь

впереди

школа,

там

всему

и

научат».

Даже

сочетание

понятий

«дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же

такое экономика?

Экономическое воспитание понимается как результат экономического

просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к

материальным

и

духовным

ценностям

и

становлению

начал

ценностных

ориентаций. Потребность в нем была всегда, но значимость значительно

увеличилась в последние годы.

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной

действительностью,

бытом,

тем

больше

возникает

у

них

вопросов.

Повседневная

жизнь,

семья,

общение

со

сверстниками,

воспитательно

образовательная деятельность в условиях нашего детского сада формируют

тот

опыт,

который

становится

базой

для

дальнейшей

работы

по

экономическому

воспитанию

наставником,

который

поможет

правильно

осмыслить новые явления, факты, понятия.

Постановка проблемы в проекте «Азбука финансов». Помочь детям

дошкольного

возраста

сформировать

представления

об

экономических

понятиях:

экономика,

потребности,

нормы

жизни,

деньги,

товар,

цена

в

соответствии с их возрастными особенностями.

Основные идеи проекта:

Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему

нужно

для

жизни,

поэтому

необходима

специализация

в

производстве

товаров.

Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.

Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

Заработная плата – цена работы по производству товаров.

Цена – количество денег, которые люди платят за товар.

Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.

Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои

нужды по своему усмотрению.

Цель проекта: является создание основ для формирования финансово

грамотного

поведения

детей

старшего

дошкольного

возраста,

как

необходимого

условия

повышения

уровня

и

качества

жизни

будущего

гражданина.

Формирование

первичных

экономических

представлений

и

компетенций;

Развитие

экономического

мышления

дошкольников;

воспитание

социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для

рационального поведения в сфере экономики.

Содержание

проекта,

в

соответствии

с

ФГОС

ДО,

обеспечивает

развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах

деятельности

и

охватывает

следующие

структурные

единицы,

представляющие определенные направления развития и образования детей:

социально-коммуникативное

развитие;

познавательное

развитие;

речевое

развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Развитие

экономического

воспитания

реализуется

через

различные

формы его организации. Главная задача заключается в том, чтобы говорить

ребёнку

о

сложном

мире

экономики

на

языке,

ему

понятном.

Поэтому

основная форма обучения – игра. Именно через неё ребёнок осваивает и

познаёт мир.

Сделать экономику понятной

для

ребёнка

помогут

сюжетно

дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда,

воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются»

экономике.

К примеру, в сюжетно – дидактических играх моделируются реальные

жизненные ситуации:

операции

купли

продажи,

производства

и

сбыта

готовой

продукции

и

др.

Соединение

учебно

игровой

и

реальной

деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных

экономических знаний.

Одной

из

форм

познавательно

игровой

деятельности

является

и

совместная

деятельность

воспитателя

и

детей.

Так,

экономическим

содержанием

обогащаются

занятия

по

математике,

ознакомлению

с

социальным

и

предметным

миром.

Это

даёт

возможность

интегрировать

задачи экономического воспитания в разные виды деятельности. В процессе

занятий образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются

через математическую, художественную виды детской деятельности, через

создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.

У детей

часто пользуются

большой

популярностью

различные

интеллектуальные игры: «Что?

Где?

Когда?»,

«КВН»,

«Превращения»,

«Поиск ресурсов», «Найди отличия», «Разгадай шифр» и др. Для них это и

весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности.

Детям нравятся нестандартные вопросы, отгадывание кроссвордов и ребусов,

разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-

новому взглянуть на известные сюжеты. Положительный эмоциональный

фон,

создаваемый

в

процессе

развлечений,

обеспечивает

особую

действенность,

активизирует

мыслительную

деятельность,

развивает

сообразительность, смекалку, творческие способности.

Для

усвоения

детьми

экономических

знаний

Ксения

Валерьевна

использует

разнообразные

методы,

приёмы

и

средства

обучения.

Так,

например, использует в своей работе чтение художественной литературы

(рассказы,

народный

фольклор:

пословицы,

поговорки,

сказки).

Так,

как

народные

сказки

необходимы

для

воспитания

таких

«экономических»

качеств

личности,

как

трудолюбие,

бережливость,

расчётливость,

практичность и др.

А также, важно использование логических и арифметических задач,

задач – шуток, т.к. они оживляют путь познания сложных экономических

явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности,

вызывают

напряжение

ума

и

доставляют

радость,

развивают

фантазию,

воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес

ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами

жизнь, красоту мира вещей природы, людей.

Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том

числе

и

от

соответствующей

обстановки,

т.

е.

среды

в

котором

оно

происходит.

Поэтому

столь

актуальным

является

создание

предметно

развивающей

среды

того

пространства,

в

котором

ребёнок

живёт

и развивается.

Доминирующими

формами

работы

является

общение педагога с

ребёнком в рамках личностно – центрированной

модели взаимодействия

между

людьми

и

игра.

Созданные

благоприятные,

комфортные

условия

позволяют каждому ребёнку найти собственный путь в «экономику» через

игру,

математику,

рисование

и

т.

д.,

что

обеспечивают

формирование

и

потребности

в

познании,

способствуют

умственному

и

личностному

развитию.

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без

участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в

семье.

Выделяются

следующие

направления

совместной

деятельности

воспитателя

и

родителей

по

экономическому

воспитанию

старших

дошкольников:

-

информирование

родителей

о

задачах

и

содержании экономического

воспитания детей в детском саду и в семье;

-

участие

родителей

в

работе

по экономическому

воспитанию

детей

в

дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы).

Только

совместная

работа дошкольного учреждения

и

семьи

даёт

хорошие результаты, и, способствуют более серьёзному и ответственному

отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!