Автор: Петрова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель 1 категории
Учебное заведение: МДОУ №2 "Радуга"
Населённый пункт: деревня Горбунки, Ломоносовского р-на, Ленинградской области
Наименование материала: презентация
Тема: мини-музей "Подводное царство"
Раздел: дошкольное образование
МИНИ-МУЗЕЙ
«ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»
МДОУ детский сад №2 «Радуга»
д. Горбунки, Ломоносовского района,
Ленинградской области
Автор проекта:
Петрова Светлана Викторовна
Вид проекта: информационно-творческий.
Участники: воспитатели, дети старшей
группы №11 «Воробушки», родители.
Срок проекта: долгосрочный
.
Актуальность проекта:
На сегодняшний день вопросы охраны окружающей
среды стоят очень остро. Одной из причин этого является
отсутствие у людей экологической грамотности и культуры.
Основы экологической культуры закладываются ещё в
дошкольном возрасте. Много вокруг нас ещё неизведанного
и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим
загадочным и таинственным миром. В ходе реализации
проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов.
Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её.
Участие детей в проекте «Подводное царство» позволит
максимально обогатить знания и представления о жизни рыб
и обитателей моря и океана, развить связную речь,
творческие способности детей.
Взаимодействие
музей
семья
детский сад
Цели проекта:
-
создать условия для формирования интереса дошкольников к
окружающему
по средством
организации
м у з е й н о й ,
педагогической деятельности с использованием интерактивных
методик и современных информационных технологий;
-формировать
у
детей
способность
включаться
в
простую
познавательно-исследовательскую деятельность при знакомстве
с морскими обитателями;
-создать
условия
для
воспитания
экологической
культуры
и
развития познавательных и творческих способностей детей
;
Задачи проекта:
Образовательные:
-познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для жизни на
планете;
-познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира;
-учить детей взаимодействовать с природными объектами;
-формировать навыки исследовательской деятельности;
-обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
-развивать умение сравнивать и анализировать;
-развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования объектов;
-развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках, поделках.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе;
-воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие,
наблюдательность и любознательность.
Ожидаемые результаты:
-овладеть понятиями «морские животные», «рыбы»,
«моллюски»;
-иметь простейшие представления о некоторых особенностях
строения тела животных в связи с их жизнью в воде, способах
их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об
уникальности каждого вида;
-узнать о взаимосвязи с другими обитателями;
-иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и
окружающей среды;
-сформировать первоначальные навыки экологически
грамотного поведения в природе;
-составлять описательный рассказ о морском обитателе с
использованием опорной схемы
План
применения учебного проекта:
-Знакомство с данным проектом воспитателей и родителей;
-Разработка методических материалов для реализации проекта
в каждой возрастной группе;
-Подготовка дидактических материалов и пособий;
-Определение сроков реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный:
Разработка проекта. Подбор методической литературы.
Организация
деятельности
детей
по
ознакомлению
их
с
произведениями
изобразительного
искусства,
литературы
и
музыки,
культурным
и
историческим наследием.
Привлечение родителей к активному участию к посещению музеев, созданию
различных коллекций, семейных проектов и мини-музеев
2 этап. Основной:
Обновление и обогащение развивающей предметно-пространственной среды в
группе,
закрепление
полученных
впечатлений,
через
отражение
в
художественно-творческой
деятельности
в
детском
саду
и
семье:
изобразительной, театрализованной, словесной.
3 этап. Итоговый:
Анализ
результатов
реализации
проекта,
корректировка
содержания,
подведение итогов, организация экскурсий в музей.
Аспекты деятельности мини-музея:
Мини-музей предназначен для формирования первичных
представлений о музеях, для познавательного развития
детей, для развития художественных, изобразительных
навыков.
Формы деятельности:
–
поисковая;
–
игровая;
–
экспозиционная;
–
познавательная.
Принципы деятельности мини-музея:
-принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
-принцип опоры на интересы ребенка;
-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми
при руководящей роли взрослого;
-принцип наглядности;
-принцип последовательности;
-принцип сотрудничества и взаимоуважения
Предварительная работа:
-Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме
«Подводное царство», «Море»;
-Знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука
подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка
о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;
-Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море»,
Ю. Дулепин «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок,
пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;
-Рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая
волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море.
Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;
-Прослушивание песен «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма
«В порту»; Дебюсси К. « Море», эскиз для симфонического оркестра,
«Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;
-Просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и
рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».
Ресурсное обеспечение:
- иллюстрации, картинки, альбомы;
- фотоматериалы, видеоролики, слайды;
- раскраски, трафареты, обводки, маски;
- книги, игры, разрезные картинки;
- художественные произведения и материалы;
- фотоаппарат, компьютер;
- материалы для изобразительной и конструкторской
деятельности;
- коллекция ракушек;
- пластилин;
- бросовый и природный материал.
Совместная деятельность:
Сюжетно-ролевые игры: «Мы в музее», «Путешествие на
корабле», «Подводники».
Подвижные игры: «Ловцы жемчуга», «Гонки раков», «Караси и
щука», «Водяной», «Море волнуется», «Рыбак и рыбки».
Дидактические игры: «Собери картинку», «Четвертый лишний»,
«Чей силуэт», «Кто, где живет?», «Кого не стало», «Морские
животные», «Рыболовы», «Назови рыб», «Закончи
предложение».
Беседы: «Для чего нужны музеи», «Чем питаются обитатели
моря», «Кто живет в воде?», «Кто такой Нептун», «Каких рыб ты
знаешь?», «Опиши медузу», «Какие бывают музеи».
Чтение художественной литературы: Стихи, загадки, рассказы о
морских обитателях.
Художественное творчество:
Лепка: «Рыбки», «Ракушка», «Медуза».
Рисование: «Аквариум», «Ракушки», «Рыбки в море».
Аппликация: «Украсим рыбку», «На дне морском» (коллективная),
«Рыбка в аквариуме».
Конструирование: «Морские обитатели»(оригами), «Аквариум»,
«Рыбки из лего
».
Сотрудничество с семьей:
Сбор экспонатов для мини-музея «Подводное царство»;
Блиц-опрос «Дети и музеи»;
Создание альбомов (подбор стихов, сказок, загадок);
Консультация «Такие разные музеи»;
Конкурс поделок из ракушек.
Фотовыставка: «Вспомним море голубое..!», «Я в
океанариуме!» (родители записывают, придуманный
ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить
рисунками).
Оформление мини-музея
Все экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.
Коллекция мини-музея располагается в доступном для детей месте.
Методическое обеспечение:
игры
раскраски
художественное творчество
трафареты
обводки
маски
Художественно-эстетическое развитие
Разрезные картинки
Коллекция ракушек
Работы детей
Перспективы развития мини-музея:
- Подбор детской
литературы, детских
мультфильмов и
наглядного материала.
- Проведение
экскурсий для других
групп детского сада.
- На базе мини-
музея или с
использованием его
коллекций можно
проводить занятия по
разным видам
деятельности.
До новых встреч!