Автор: Морозова Елена Викторовна
Должность: Логопед
Учебное заведение: ГБУ КОДКБ имени Красного Креста
Населённый пункт: г. Курган, Курганская область
Наименование материала: Консультация
Тема: Основные направления коррекционно-профилактической работы с детьми первого года жизни.
Раздел: дошкольное образование
Основные направления коррекционно-профилактической
работы с детьми первого года жизни.
Нередко дети с нарушениями речи попадают к логопеду после пяти лет. К
этому времени самый значимый возраст для развития ребенка упущен. Это
создает в дальнейшем много проблем и с устной речью, и с письменной.
Первые признаки неблагополучия речевого развития ребенка могут быть
выявлены в первые дни жизни ребенка. Первый крик при родах, сон и движение
отражают уровень развития центральной нервной системы. Крик должен быть
громким, модулированным. По мере взросления малыша близкие могут
определить причину крика, плача ребенка по его окраске и интонированию. У
нормально развивающегося ребенка крик имеет разнообразные оттенки: при
голоде, дискомфортных ощущениях от мокрых пеленок, недомоганиях,
дефиците общения.
Следующим настораживающим фактором является ранний отказ от
грудного вскармливания. Возможно, что у ребенка ослаблены или паретичны
мышцы, отвечающие за сосание. Родители должны встревожиться если ребенок
часто захлебывается молоком или часто срыгивает. Мамы не должны спешить
давать прикорм, воду из бутылочки — этим они провоцируют ранний отказ от
грудного вскармливания, требующего определенных мускульных усилий.
Необходимо постараться найти причину нежелания ребенка сосать, помочь
устранить ее. Для этого используется массаж круговой мышцы рта, губ, языка,
мягкого неба.
Родителям необходимо внимательно относиться к общению с ребенком,
особенно в доречевой период. В норме если ребенок различает близких по
голосу, поворачивает голову на зов, внимательно следит за губами мамы,
пытается подражать ей, - это способствует развитию слухового восприятия,
становлению и развитию фонематического слуха.
Задержка гуления, его не интонированность, задержка фазы лепита, его
необращенность к взрослому — эти признаки тоже являются первыми
симптомами речевых нарушений ребенка.
На самых ранних этапах развития малыша можно заметить признаки
неблагополучия в речевом развитии, определить их причину и организовать
комплексное медико-педагогическое воздействие. Работы по диагностике,
профилактике, коррекции речевых нарушений должна начинаться в раннем
возрасте и опираться на сохранные системы мозга.
Целью коррекционно-профилактической работы с детьми первого года
жизни является последовательное развитие функций доречевого периода,
обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка.
Основные направления коррекционно-профилактической работы:
развитие зрительного и слухового восприятия;
развитие эмоциональных реакций;
нормализация состояния и функционирования органов артикуляции с
помощью дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной
гимнастики;
развитие движений руки и действий с предметами;
формирование подготовительных этапов развития понимания речи;
развитие подготовительных этапов формирования активной речи.
В работе с детьми первого уровня доречевого развития, целью которой
является стимуляция голосовых реакций, выделяются следующие основные
направления
нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
вокализация выдоха ;
развитие «комплекса оживления» с включением в него голоса;
стимуляция голосовых реакций;
развитие зрительной фиксации и прослеживания;
выработка слухового прослеживания;
нормализация правильного положения кисти и пальцев, необходимая для
формирования зрительно-моторной координации.
В коррекционно-профилактической работе с детьми второго уровня
доречевого развития, целью которой является стимуляция гуления, выделяются
следующие направления :
нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
увеличение объема и силы выдоха с последующей вокализацией,
стимуляция гуления;
развитие устойчивости фиксации, плавности прослеживания;
формирование умения локализовать звуки в пространстве и воспринимать
различно интонируемый голос взрослого;
развитие хватательной функции рук.
В коррекционно-профилактической работе с детьми третьего уровня
доречевого развития, основной задачей которой является стимуляция
интонированного голосового общения и лепета, главными будут следующие
направления :
нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
выработка ритмичного дыхания и движений ребенка;
стимуляция лепета;
формирование положительного эмоционального отношения к занятиям;
выработка зрительных дифференцировок;
стимуляция кинестетических ощущений и развитие на их основе осязания;
выработка акустической установки на звук и голос;
развитие слуховых дифференцировок;
формирование подготовительных этапов понимания речи.
Основной задачей коррекционно-профилактической работы с детьми
четвертого уровня доречевого развития является развитие общения со
взрослым с помощью интонационных звуков лепета и лепетных слов.
Направление работы:
нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
увеличение силы и длительности выдоха;
стимуляция физиологической эхолалии и лепетных слов;
развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений
пальцев рук;
формирование понимания речевых инструкций в конкретной ситуации.
Занятия с детьми проводятся индивидуально. Обязательное условие-
комфортное состояние ребенка. Длительность занятий 5-7-10 минут.
Родители, а особенно мама- самый главный человек, развивающий речь ребенка,
основной источник ощущений малыша, должны уделять как можно больше
времени для общения с ребенком, для игр с малышом, массажа.
Необходимо проводить тактильную стимуляцию губ. Для этого сближают
губки малыша и растягивают в стороны, пока не почувствуют сопротивление.
Надо побуждать ребенка тянуться к соске, к пище, стимулируя движение языка
путем надавливания на его кончик ложкой при кормлении, делать это нужно
крайне осторожно. Нужно побуждать и жевательные движения ребенка -
положив пальцы под подбородок малыша, подталкивать нижнюю челюсть в
верх и вниз.
Особенно большое внимание в первый год жизни стоит обратить на
развитие движений пальцев и кисти рук. Развивая движение пальцев рук, мы
готовим почву для артикуляционных движений. Помимо игр развивающих
ручной праксис, полезно проводить массаж пальчиков, особенно тщательно
массируя подушечки пальчиков. В Японии упражнения для пальчиков
начинают выполнять с 3х месячного возраста. Некоторые специалисты
советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Начинать можно
с ежедневного массажа, по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:
поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;
разминать и растирать каждый палец вдоль, затем-поперек;
растирать пальчики спиралевидными движениями.
Сопровождать массаж и пальчиковую гимнастику необходимо речью.
Проговаривая ритмичные стихи, мы тем самым развиваем одновременно и
слуховое восприятие, и чувство ритма.
При общении с ребенком необходимо использовать тихий, спокойный,
ласковый тон, говорить на распев, «протягивая» гласные. Голос взрослого
должен быть интонационно выразительным.
Помните, любые упражнения будут эффективными только при регулярных
занятиях! Допускать утомление ребенка нельзя! Общение должно приносить
радость!
Рекомендуемая литература:
Ю.А. Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста».
О.В. Югова «Игры с малышами».
Е.А.Екжанова «Комплексная программа развития ребенка раннего развития
«Забавушка».
Е.М. Косинова « Большой логопедический учебник с заданиями и
упражнениями для самых маленьких».