Автор: Казанцева Светлана Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 43
Населённый пункт: Анапа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Адвент -календарь. Нашаа родина -Кубань
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка социально значимого проекта при совместном
участии родителей, детей, педагогов.
Тема :Адвент- календарь Наша Родина -Кубань
Разработано воспитателями МАДОУ д/с № 43 « Буратино»
Казанцевой СК
Красота
родного
края,
открывающаяся
благодаря
сказке,
фантазии,
творчеству,
-
это
источник
любви
к
Родине.
Понимание
и
чувствование
величия,
могущества
Родины
приходит
к
человеку
постепенно
и
имеет
своими истоками красоту»[3] - эти слова отражают деятельность нашего
педагогического коллектива.
Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период
развития
представления
о
человеке,
обществе,
культуре.
Изучение
краеведческого
материала,
знакомство
с
историко
–
культурными,
национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к
истории своего народа, развивать духовные потребности, воспитать чувство
привязанности к своей малой и большой Родине.
Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей,
природой родного края, участие в народных праздниках помогут духовно
обогатить
ребенка,
поддержать
его
интерес
к
прошлому
и
настоящему,
воспитать любовь к своей Кубани.
Проводя беседы, экскурсии в « Казачий уголок» детского сада, занятия по
формированию
представлений
о
таких
понятиях
как
«Родной
край»
,
« Родина» , « Наша Кубань» мы убедились, что наши ребята любознательны ,
наблюдательны ; они обладают начальными знаниями
о себе и мире , в
котором
они
живут
;
они
задают
вопросы
,
на
которые
хочется
более
подробно
ответить
.
Дети
много
знают
о
Кубани,
о
казаках,
у
многих
родители
служат
в
казачьих
дружинах,
они
ощущают
гордости
за
свою
страну, свой край . Ребята с удовольствием рассказывают о своих папах
,дедушках
.
Многие
вместе
с
папами
ездят
на
сборы
в
Атамань
.
Они
понимают и хотят быть казачатами – патриотами .
Для формирования у детей уважительного отношения к традициям , активной
гражданской и патриотической позиции , гордости за прошлое и настоящее
Кубани и Отечества мы с коллегами посовещались и решили использовать
для
изучения
интересных
и
незнакомых
тем
для
детей
и
их
родителей.
Формирование
интереса
родителей
к
взаимодействию
с
педагогами
в
вопросах организации разнообразной развивающей совместной деятельности
и правильного взаимодействия с детьми дошкольного возраста, исходя из
семейных традиций.
Актуальность
Проект посвящен актуальной проблеме –воспитанию у детей дошкольного
возраста духовно нравственных качеств. У детей нужно прививать любовь к
своей малой родине – Кубани необходимо начинать в дошкольном детстве –
важнейшем периоде становления личности человека. Именно в это время
закладываются
нравственные
основы
будущего
гражданина.
В
настоящее
время данной проблеме уделяется огромное внимание , потому что без знания
ребенком прошлого нет будущего.
Идея проекта
В этот учебном году мы подготовили перспективный план по изучению
Родного Края, на основе « Адвент- календаря» .Это был долгосрочный проект
работы
в старшей группе. Совместная работа семьи и детского сада –
воспитании патриотизма у дошкольников, любви к своей «малой родине».
Знакомство с традициями , народными костюмами, праздниками, бытом и
трудом людей на Кубани.
Цель проекта
-
формировать
и
развивать
музейно-визуальную
компетентность,
содействовать приобщению детей к историческому наследию Родного края;
-
формировать
представления
о
быте
казаков,
пословицах,
поговорках,
сказках, играх, ремеслах, праздниках и т.д;
- формировать целостную картину мира, расширять кругозор; приобщать к
элементарным
общепринятым
нормам
и
правилам,
взаимодействие
со
сверстниками и взрослыми;
-вызвать желание у детей создавать атрибуты народного творчества.
Задачи проекта
-
познакомить
детей
с
традициями,
народным
костюмом,
праздниками,
бытом, трудом людей проживающих на Кубани;
- расширять кругозор детей на основе материала, доступного для понимания
детей;
-
развивать
самостоятельность,
коммуникативные
качества,
память,
мышление, творческое воображение;
-
обогащение
детско-родительских
отношений
опытом
совместной
деятельности
через
формирование
представлений
об
родной
Кубани,
в
которой они живут;
-воспитывать патриотические чувства к своей Кубани.
Задача для детей: собрать информацию об истории своей Родины.
В этот раз мы принесли в группу двух кукол- казачат Аленку и Алешку. И
вели разговор от их лица. Ребята не смотрели на воспитателя, а вели разговор
с
куклами:
«Ребята,
кто
мы
такие?
Где
живем?
Почему
мы
так
одеты?
Помогите нам понять ….. где наш дом и вещи? И на предложение: « Кто
хочет рассказать Алеше и Алене об их одежде, об их игрушках и т.д.» и мы
подвели ребят к нашим темам рассказов . С родителями было тоже очень
просто , так как они отзывчивые и интересующиеся люди , (им интересно
все) .Просили об одном: « напомните о дне выступления наших детей» . В
этой работе самое главное было не утомить детей , так как может потеряться
интерес,
и
должна
быть
систематичность
и
последовательность.
Посоветовавшись со старшими воспитателями , мы решили : заниматься
проектом два раза в неделю ( когда не много занятий) по 25минут .
На первой теме « Кубанский костюм» дети ждали рассказа от воспитателя
( как обычно) ,но когда стал рассказывать об одежде их товарищ и показывать
иллюстрации – они были приятно удивлены. Работа проекта на этом не
заканчивалась
:
было
рисование
костюма
,раскрашивание
картинок
,
заучивание
названия
одежды,
были
изготовлены
альбомы
«
Кубанский
костюм».
Дети
ждали
дни
своего
выступления
с
нетерпением.
Все
темы
были
интересны.
Для
темы
«
Игрушки
казачат»
дети
собрали
коллекцию
деревянных игрушек ( оружие), показали кукол из ткани , из ниток ; наше
удивление
было
,
когда
девочки
играли
и
ссорились
из-за
тряпичных
и
кукурузных кукол . Приносили глиняные игрушки ( свистульки, фигурки
животных ). Провели мастер-класс по изготовлению куклы-колокольчик из
ткани .Расписывали лошадок орнаментами .
Тема «Посуда» получилась очень интересной .Девочки показывали по четыре
предмета из глины, из чугуна , называли их , рассказывали о применении
.Пиком темы было изготовления посуды из глины, ее роспись . И какие были
счастливые лица ребят , когда показывали родителям свое изделия .
Наша группа деток очень музыкальна. Как итог проекта с музыкальным
руководителем подготовили выступление на Рождество .Калядки показали
как в младших группах , так и в старших .Получилось веселое представление
с шутками , частушками, народными играми .
Итоги:
•
Сформировано представление детей о быте казаков,
пословицах ,
поговорках играх , ремеслах, праздников.
•
Сформирована
эмоциональная
заинтересованность
к
окружающему
ребенка миру;
•
Сформирована целостная картина мира , расширен кругозор
•
Объеденены участники проекта ( дети, родители)в рамках создания
коллективных, творческих работ.
•
Осознание родителями необходимости планировать свою деятельность,
находить время для взаимодействия и общения с ребенком.
•
Сформирована
у
детей
семейная,
гражданская
принадлежность
и
патриотические чувства
•
Повышена педагогическая компетентность родителей
•
Сохранено и укреплено здоровье детей