Автор: Ефимова Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с
Населённый пункт: Белый Яр, Сургутский район
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи детей через тетрально игровую деятельность
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном
детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа
воспитания
и
обучения
детей.
Л.С.Выготский
писал:
“Есть
все
фактические
и
теоретические
основания
утверждать,
что
не
только
интеллектуальное
развитие
ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в
непосредственной
зависимости
от
речи”.Театрализация
является
благоприятной
средой для творческого развития детей. Поэтому в качестве мотива на исправление
речевых
дефектов
у
детей
эта
деятельность
помогает
развитию
связной
и
грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, подводит детей к приобщению
и участию в театрализованной деятельности, обобщает и углубляет знания о театре.
Расширяет
словарный
запас
детей
по
данной
теме,
формирует
познавательный
интерес.Именно
поэтому
чрезвычайно
актуальной
на
сегодняшний
день
является
проведение с детьми спектаклей в совместной деятельности, рассказывание сказок,
инсценировка
песен,
сказочных
этюдов
и
т.д.Таким
образом,
театрализованная
деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. В процессе театрализованной
деятельности дошкольники приобретают не только новые знания, умения и навыки,
развивают способности и творчество, но вступают в контакты с детьми из других
групп, со взрослыми, что способствует развитию их речевых навыков. Расширение
круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти
свое,
особенное
место
и
одновременно
стать
полноценным
членом
сообщества,
равноправным партнером взаимодействия.
Театрализованные игры.
1.Игра: «Веселый Старичок-Лесовичок»
Цель: учить пользоваться разными интонациями.
Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по
тексту с разной интонацией, дети повторяют.
Воспитатель: Жил в лесу старичок маленького роста
И смеялся старичок чрезвычайно просто:
Старичок-Лесовичок:
Ха-ха-ха да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи да бух-бух-бух
! Бу-бу-буда бе-бе-бе,
Динь-динь-динь да трюх-трюх!
Воспитатель:
Раз, увидя паука, страшно испугался,
Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:
Старичок-Лесовичок:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха,
Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!
fb-го-го да буль-буль-буль.'
Воспитатель:
А увидя стрекозу, страшно рассердился,
Но от смеха на траву так и повалился:
Старичок-Лесовичок:
Гы-гы-гы да гу-гу-гу,
fb-ro-ro да бах-бах-бах!
Ой, ребята, не могу!
Ой, ребята, ах-ах-ах!
(Д.Хармс) Игра проводится несколько раз.
1.
Игра на имитацию движений
Воспитатель обращается к детям:
— Вспомните, как ходят дети?
Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.
(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)
— Как ходит Старичок-Лесовичок?
— Как ходит принцесса?
— Как катится колобок?
— Как серый волк по лесу рыщет?
— Как заяц, прижав уши, убегает от него?
2.
«Немой диалог» на развитие артикуляции
Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы жде¬те ее на улице, у
витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.
(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы
предлагается исполнить детям.)
3.
«Загадки без слов»
Цель: развивать выразительность мимики и жестов.
Воспитатель созывает детей:
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей — погляжу.
Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассма¬тривают
иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать,
не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время распо¬лагается в другой части
зала.
Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например:
ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую со¬баку, мышь и т.д.).
Дети
второй
подгруппы
отгадывают.
Затем
загадывает
вто¬рая
подгруппа,
а
отгадывает — первая.
4.
«Поиграем. — угадаем.» (АБосева)
Цель:развивать пантомимические навыки.
Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет — молодец!
Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает
пантомимикой загадки.
Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.
Только это, верно, был никакой не крокодил,
А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)
(Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, вы¬соко
поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, Трясут головой,
болтая в это время языком во рту.)
Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!
Стал он лаягь и рычать, по земле хвостом стучать.
Я запутался, однако , он верблюд и ли ...? (Собака.)
(Включается
грамзапись,
дети
изображают
собаку:
лают,
рычат,
бегают
на
четвереньках и «вертят хвостом».)
Не зонут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко и мяукаетТ Как... (Кошка.)
(Под музыкальльное сопровождение дети изображают кошек: они передвига¬ются на
четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и фыркают,
показывают «когти».)
Верно, мрно угадали, будто где ее видали!
А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.
(дети
рассаживаются
на
воображаемую
машину
и,
произнося
различные
звуки,
имитируют движение на машине.)
Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,
Ну а это на полянке ядовитые... (Поганки.)
(дети расходятся по залу («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)
Стойте. стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы
растут в лесу? А что растет в лесу зимой? (Сугробы.)
5.
Игра «Зеркало»
Цель: развивать монологическую речь.
Петрушка загадывает загадку:
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет —
Все как есть ему покажет!
Что же это? (Зеркало.)
В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и,
глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том,
что ему не нравится в себе. Затем то же самое проделыва¬ют члены другой команды.
Петрушка и жюри оценивают этот конкурс.