Автор: Татаринцева Любовь Владимировна
Должность: Инструктор по физкультуре
Учебное заведение: АНО ДО
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарской области
Наименование материала: "Методика проведения подвижных игр для развития выносливости детей"
Тема: "Развитие физических качеств"
Раздел: дошкольное образование
Методика проведения подвижных игр с детьми для развития выносливости.
Составитель:
Инструктор по физкультуре д/с №130
Л.В. Татаринцева
Цель:
расширить
знания
воспитателей
о
физическом
качестве
–
выносливость
у
дошкольников; познакомить с рядом игр на выносливость и методику их проведения.
Выносливость в подвижных играх – это способность организма совершать
продолжительную мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%)
интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем
физической подготовленности ребенка, в которых активные действия чередуются с
короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим.
Необходимость развития выносливости с дошкольного возраста обусловлена рядом
причин, основными из которых являются:
1.
Выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интен-
сивности позволяет укреплять организм ребенка и в первую очередь сердечно - со-
судистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное
воздействие на физическое и психическое здоровье малыша.
2.
Целенаправленная работа по воспитанию выносливости у дошкольников улучшает
функционирование организма, повышает его работоспособность (как физической,
так и умственной), что особенно важно в плане подготовки детей к школе.
3.
Лучшими средствами в развитии выносливости являются циклические движения:
ходьба, бег, лазание, многократно повторяющиеся задания в подвижных играх,
плавание, катание на лыжах, коньках и т.д. Циклические движения помогают рас-
крыть и развить их природные задатки ребенка: только в этот период возможно
повысить уровень максимального потребления кислорода, который является важ-
нейшим показателем физической работоспособности человека.
Главной задачей при развитии выносливости у детей дошкольного возраста является
создание условий для неуклонного повышения общей выносливости на основе различной
двигательной деятельности. При развитии общей выносливости наиболее широко
применяются циклические упражнения, которые выполняются в режиме стандартной
непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом необходимо
придерживаться следующих правил:
1. Доступность. Нагрузочные требования должны соответствовать возможностям
занимающихся детей. Учитываются возраст, пол, и уровень общей физической
подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме
ребенка произойдут изменения – организм адаптируется к нагрузкам; постепенно следует
увеличивать нагрузку, но без ущерба здоровью.
2. Систематичность. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей
выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость
нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. При
использовании бега, движения сочетаются с ходьбой, т.е. ходьба будет выступать как
отдых перед очередным бегом.
3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического
повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в
сердечно - сосудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если
нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно необходимо найти меру
повышения нагрузок, используя метод равномерного упражнения, определив
интенсивность и продолжительность нагрузки для каждого возраста. В дошкольном
возрасте энергетические ресурсы организма расходуются на возрастное развитие,
поэтому, слишком большая нагрузка может повредить процессам роста. Для детей
следует применять упражнения для развития выносливости умеренно, но
продолжительно.
Как уже было отмечено, детям дошкольного возраста для развития общей выносливости
целесообразно давать бег со средней скоростью, бег трусцой, продолжительное
выполнение подскоков и прыжков.
Остановимся на методике организации и проведения подвижной игры.
Организация игры включает в себя:
- подбор игры (учесть общий уровень физического и умственного развития детей, время
года, место проведения, интересов детей);
- выбор игры и места для нее (в соответствии с программой и возрастом детей);
- разметку площадки;
- подготовку инвентаря;
- предварительное обсуждение и анализ игры.
Методика проведения подвижной игры включает в себя:
- сбор детей на игру, создание интереса (при помощи зазывалок, поручить отдельным
детям собрать детей, использовать звуковые и зрительные ориентиры, сюрпризы
-задания, например, воспитатель надевает маску-шапочку или кто-то прячется за ее
спиной; у детей старшего возраста в создании интереса используются стихи, песенки,
загадки, использование следов на снегу, знаков на траве и т.д.; в играх – соревнованиях
интерес можно поддерживать с помощью формы, выбора капитанов, судей, помощников);
- объяснение правил игры (кратко и понятно, последовательно, интересно и
эмоционально);
- распределение ролей;
- руководство ходом игры (выполнение в ходе игры правил детьми, следит за нагрузкой,
взаимоотношениями);
- подведение итогов – объяснение результатов, оценка действий.
Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой
затратой сил и энергии, с частыми повторениями составных двигательных операций или с
продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами
применяемой игры.
Большое значение при проведении подвижных игр на развитие выносливости имеет
подбор вариантов игр, с включением в них различных атрибутов, что оказывает
эмоциональное воздействие на детей, воспитывает самостоятельность, активность,
стремление к творчеству.
При индивидуальном подходе особенно важным представляется дозирование нагрузок с
учетом особенностей каждого ребенка: его возраста, состояния здоровья, физической
подготовки и т.д.
Работа по развитию выносливости у детей предлагает обязательный учет воспитателем
особенностей каждого ребенка. Так, уравновешенные дети демонстрируют высокую
работоспособность в длительной работе умеренной интенсивности, а дети возбудимые
успешнее и охотнее «скоростят», но им довольно трудно дается работа, требующая
проявления выносливости. У детей со слабой нервной системой работоспособность
снижена. Мышечная деятельность утомляет их, поэтому важно давать им посильную
нагрузку умеренной интенсивности.
Говоря об особенностях в развитии выносливости старших дошкольников, следует
отметить, что длительное выполнение физической нагрузки неизбежно приводит к
нарастанию утомления. И только волевые факторы, за счет которых может быть
продолжена мышечная работа, повлияет на продолжение работы и поможет справиться с
мышечным утомлением. В процессе выполнения интересного дела, в котором есть
соревновательный момент, значительно повышается эмоциональный тонус, что приводит
к более позднему наступлению утомления даже при трудной работе. Захваченные игрой
дети легче преодолевают трудности. Однако следует помнить, что мощность физической
нагрузки необходимо увеличивать очень осторожно и постепенно.
Большое значение имеет развитие выносливости для формирования волевых качеств
личности, черт характера человека: целеустремленности, настойчивости, упорства,
смелости и решительности, уверенности в своих силах. Физические движения являются
средствами, которые помогают детям научиться преодолевать возникающие трудности,
мобилизовывать себя, доводя начатое дело до конца.
Игр, на развитие выносливости очень много, приведу примеры:
2 младшая группа: «Мыши кот», «У медведя во бору», «Найди свой домик», «Прыгай к
флажку!», «Через обруч к погремушке» и т.д.
Средняя группа: «Кошки – мышки», «Мы – веселые ребята», «Лягушки», «Ловишки»,
«Перелет птиц», «Удочка» и т.д.
Старшая группа: «Перебежки», «Гуси-лебеди», «Караси и щука», «Ловишки» с
вариантами, «Салки», «Удочка», «Вышибалы», игры – эстафеты и т.д.
Подготовительная группа: «Ловишки» с вариантами, «Салки со скакалкой», «Полоса
препятствий», «Удочка» с вариантами, «Выше ноги от земли», «Лягушки и цапля», игры –
эстафеты - «Кенгуру», прыжковая эстафета; командные игры – баскетбол, «Мяч через
сетку» и т.д.
Таким образом, подвижные игры для детей помогут развить физическую и
эмоциональную выносливость. Данное качество необходимо всем людям, для
полноценной и счастливой жизни. Физическая выносливость поможет нашим детям
противостоять утомлению при длительном выполнении какой – либо деятельности без
снижения эффективности. А эмоциональная выносливость поможет ребенку сохранить
спокойствие в трудной жизненной ситуации, и это сохранит его здоровье.
Продуманная методика проведения подвижных игр будет способствовать раскрытию
индивидуальных особенностей ребенка, поможет воспитать здоровых, бодрых,
жизнерадостных и активных детей.
Значение подвижных игр велико. В подвижных играх развиваются и совершенствуются
разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются
особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных
качеств.
Список использованных источников и литературы:
1. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. - М.: Физ-
культура и спорт, 2004. - 421 с.
2. Пензулаева Л.И. Анатомо-физиологические особенности детей. - М.: ПРОМО, 1984. -
327 с.
3. Яковлев Е.Н. Выносливость определяющие факторы в спорте. , - М., 2005.
4. Бауэр О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников.,
СПб, ВВМ, 2004.
5. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для
воспитателей детского сада, М., Просвещение, 1981.
6. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста, М.,
Владос, 2000.