Напоминание

"Метапредметный подход в использовании материала этнокультурного содержания в образовательном процессе с целью реализации системно-деятельностного подхода."


Автор: Анталь Наталья Геннадиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ" с. Гурьевка
Населённый пункт: Республика Коми
Наименование материала: Методический семинар
Тема: "Метапредметный подход в использовании материала этнокультурного содержания в образовательном процессе с целью реализации системно-деятельностного подхода."
Раздел: начальное образование





Назад




1
Методический семинар

Тема: Метапредметный подход в использовании материала

этнокультурного содержания в образовательном процессе с целью

реализации системно-деятельностного подхода.

1 слайд. Визитная карточка.

-Добрый день! Меня зовут Анталь Наталья Геннадиевна. Я работаю в

Гурьевской средней школе учителем начальных классов.
Мне нравится работать в школе! «Стандарты дают возможность подниматься в профессии учителя к состоянию свободного мастера, о котором говорят: «Вот человек по профессии ЧЕЛОВЕК!»
Моё педагогическое кредо - «Серость порождает серость. Огонь

зажигает огонь» (Анатолий Гин).
Огонь всегда был символом движения, символом тепла, которое он дарил и дарит всем. Мастер – словно огонь, отдаёт свои знания без остатка, зажигая огонь в других, чтобы другие тоже стали Мастерами. Мастерами своего дела.
2 слайд. Тема опыта.
-Сегодня я хочу представить опыт своей работы по теме «
Метапредметный

подход в использовании материала этнокультурного содержания в

образовательном процессе с целью реализации системно-

деятельностного подхода».

3 слайд. Интерпретация возникновения и становления педагогического

опыта.
На формирование опыта оказали влияние следующие факторы: - изучение методической литературы; - изучение опыта коллег, - курсы повышения квалификации. Анализ источников показал, что данный опыт не рассматривался в методической литературе и коллегами как системная работа в межпредметной связи. Материал этнокультурного содержания при написании сочинений я использую уже давно. Хочу представить работу «Работа над сочинением в
2 начальной школе с использованием материала этнокультурного содержания». Эта работа была создана ещё до введения ФГОС. В данный момент материал я доработала, в соответствии с ФГОС. Хочу в будущем выработать систему работы по теме опыта.
4 слайд.

Актуальность педагогического опыта.
Средством обучения и воспитания и развития моей методической копилки является материал этнокультурного содержания. Использование материала с этнокультурным компонентом на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике: животному миру, растительному миру, истории, литературному чтению, фольклору, географии и другим дисциплинам. Этнокультурный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока. На таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.
5 слайд. Характеристика противоречий, которые привели к постановке

проблемы.
Вопрос о том, чему и как учить ребёнка, совсем не новый. Но в наше время он звучит особенно остро. Это связано с тем, что впервые за всю историю человеческого общества скорость происходящих в нем изменений превышает возможности самого человека. Информационные нагрузки, с которыми приходится иметь дело современному ребенку, не оставляют надежды на то, что старые, проверенные временем задачи и методы обучения школьников по-прежнему смогут обеспечить подготовку к жизни подрастающего поколения. Ребенок, приходящий сегодня в 1 класс, имеет существенные отличия от своих сверстников не только 1990-х годов, но и даже нулевых годов. Современный первоклассник по сравнению со своими предшественниками
3 обладает значительно большей осведомленностью, но при этом существенно проигрывает им по своей познавательной активности, энергичности, желанию активно действовать. Меняются характеристики психического развития современного ребенка, и мы должны с этим считаться. Одним из принципиальных для школьного обучения моментов является мотивационная готовность ребенка к школе, его познавательная активность. Еще в начале прошлого столетия известный швейцарский психолог Э. Клапаред писал, что «умственная пища, получаемая в школе, усваивается на основании тех же законов, что и всякая другая пища. Нужно возбудить к ней аппетит, чтобы она принесла пользу». В наше время возбудить аппетит ребенка к получению знаний в школе значительно сложнее. Современного ребенка не так легко удивить. Чудо-игрушки, которые могут все, познавательно-развлекательная компьютерная индустрия – отгораживают детей от не столь эффектного окружающего мира, но и снижают эффективность многих педагогических приемов вовлечения их в учебную деятельность.
6 СЛАЙД.



Формулировка проблемы, выведенной на основе названного

противоречия.
Совершенно очевидно, что современному учителю нужен широкий репертуар психолого-педагогических приемов и методик обучения младших школьников.
7 СЛАЙД. Теоретическое обоснование педагогического опыта.
Появление ФГОС представляется совершенно закономерным, так же как и новой задачи системы образования, связанной с формированием УУД, «ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ШКОЛЬНИКАМ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ, С П О С О Б Н О С Т Ь К С А М О Р А З В И Т И Ю И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ». В связи с этим важное место в процессе воспитания, обучения и развития учащихся в начальной школе занимает проектная деятельность как один из инновационных методов, удовлетворяющих условиям и требованиям современного общества, обеспечивающей учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, развитие коммуникативных, личностных, и творческих способностей учащихся.
4 Многие отечественные и зарубежные ученые (П. С. Лернер, Н. В. Матяш, М. Б. Павлова, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев, Д. Питт и др.) определяют приоритетность проектной деятельности при обучении и воспитании школьников. Анализ научных работ показывает, что в настоящее время большинство из них акцентировано на проблеме использования проектной деятельности при формировании предметной компетенции. Моя методическая копилка показывает, что применение проектной технологии возможно и в метапредметной интеграции. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем он относится к «педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно меняющемся мире постиндустриального общества. Сущность этого метода заключается в обучении элементам исследования, что позволяет педагогу направлять познавательную деятельность школьников, то есть учить их учиться. Хорошо известно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеются благоприяные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру (В. В. Зеньковский, Н. С. Лейтес, А. Н. Поддьяков). Развитие исследовательского отношения к миру непосредственно связано с развитием познавательных интересов, которые становятся пусковым механизмом для осуществления детьми больших и малых исследований, позволяющих им не только узнать много нового, но приобрести универсальные способы его познания – исследовательские умения. Большое значение для развития творческих способностей и исследовательских умений школьников имеет широкое распространение и внедрение в образовательную практику различных форм проектной и исследовательской деятельности (Д. Б. Богоявленская, В. С. Мухина, А. С. Мухина, А. С. Обухов). За время существования метода проектов его содержание пополнялось новыми приемами, но суть метода осталась прежней – «стимулирование
5 интереса обучающихся к постановке и решению новых проблем, приобретению навыков исследования, практическому применению полученных знаний».
8 слайд. Теоретическое обоснование педагогического опыта.


Но для развития столь важного направления необходимо решить основную проблему, чтобы у ребенка была развита собственная мотивация к выполнению исследовательской работы, чтобы у него были такие познавательные интересы, которые бы, по меткому выражению П. Флоренского. «держали его в плену», чтобы ребенок на самом первом этапе обучения мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться её тайнам и в процессе познания испытать радость творчества, восторг открытия. С моей точки зрения, использование этнокультурного материала в образовательном процессе позволяет прикоснуться к окружающей действительности, удивиться её тайнам, испытать радость творчества и восторг открытия.
9 слайд. Цели и задачи педагогического опыта (9, 10 слайды).

Исходя

из

вышесказанного,

раскрываю

цели

и

задачи

моего

педагогического опыта

Цель педагогического опыта
: развитие исследовательской мотивации и формирование исследовательских умений в учебном процессе на основе материала этнокультурного содержания в межпредметной интеграции.
Задачи:
Обучающие:  Развивать самостоятельность ребенка;  Развивать способности к самообразованию;
6  Обучать умению планировать свою работу;  Закреплять и углублять знания и умения учащихся при работе с проектными технологиями. 10 слайд.
Цели и задачи педагогического опыта (9, 10 слайды).

Развивающие:
 Создать условия к саморазвитию учащихся;  Развивать умственные способности и решать мини-проблемы;  Развивать внимание, логику, творческое мышление, любознательность, память, способность к восприятию;  Расширять кругозор и обогащать словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Воспитательные
:  Воспитывать самоуважение к позитивной самооценке автора проекта;  Воспитывать чувства самоконтроля, рефлексии.
Развитие исследовательских способностей.
 Видеть проблемы;  Ставить вопросы;  Выдвигать гипотезы;  Давать определение понятиям;  Классифицировать;
7  Наблюдать;  Проводить эксперименты;  Делать умозаключения и выводы;  Структуировать материал;  Готовить тексты собственных докладов;  Объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
11 слайд. Характеристика деятельностного аспекта педагогического

опыта.
На уроках русского языка мы пишем сочинения, изложения творческого характера, диктанты о животных, растениях, природе Коми края. Эти темы близки детям, интересны. Написанию сочинений, изложений предшествует большая подготовительная проектно-исследовательская деятельность. Учащиеся создают презентации, пишут сообщения и исследовательские проекты, доклады о животных, растениях нашего края. Информацию помогает найти Интернет, электронные энциклопедии, книги в библиотеке. Очень много информации мы берем из учебника «Литературное чтение». Например, изучая разделы «Уж небо осенью дышало», «Снежок порхает, кружится» (2 класс, « Начальная школа 21 век») – произведения «О чем ты думаешь, снегирь?» Белякова И . , «Недосмотренные грибы» Пришвина М., «Как белочка зимует?» Скребицкого Г и Чаплиной В., «Деревья в лесу» Пришвина М. и др. – помогают собрать большой материал о природе родного края, её обитателях. Информация накапливается на лепбуках. На уроках внеклассного чтения использую хрестоматию «В родном краю» (пособие с произведениями коми писателей и поэтов для уроков внеклассного чтения и чтения на уроке). По произведениям коми авторов учащиеся создают презентации. Рисунки к
8 произведениям дети рисуют сами. Например, презентации «Сорока в сорочке», «Лоси», «Тетёрка» Владимира Брагина. Такая работа способствует повышению ИКТ-компетенции учеников, реализует системно-деятельностный подход в обучении. Рассмотрим этапы работы.
12 слайд. 1 этап: Письмо изложений и диктантов.
В изложении учащиеся узнают о каком-то животном (растении, грибах) Коми края. Тематика изложений, диктантов должна быть подобрана таким образом, чтобы материал был интересен детям. После написания изложения дети рисуют картинки животного, о котором писали в изложении.
13 слайд. 2этап. Проектно-исследовательская работа.
На втором этапе пытаюсь заинтересовать учащихся: «Мы сегодня очень мало узнали, например, о бобре. Какие еще интересные особенности из жизни бобров вы сможете найти в Интернете, в энциклопедиях? Какие инженерные решения люди переняли у бобров?».
Поиск информации в Интернете, электронных энциклопедиях, книгах.

Создание проектно-исследовательских работ в форме презентаций,

сообщений, докладов.

14 слайд. 3 этап. Обмен информацией


На этом этапе учащиеся показывают свои презентации, читают свои сообщения, доклады по теме сочинения («знакомство» с новым животным
9 может происходить и на уроке окружающего мира, литературного чтения). Я тоже знакомлю учащихся с животным (растением и т.д.). Для этого использую научно-познавательные сказки. Дети обожают сказки. Моя помощница, моя книга, которую я использую Зотов «Лесная мозаика», Хрестоматия «В родном краю». Можно использовать книги и других авторов. Интерес вызывает то, что в сказках, в авторской литературе отражены нормы исследовательского поведения. В сказках главный герой куда-то идет, что-то разыскивает, кого-то расспрашивает (Обухов А. С. «Развитие исследовательской деятельности учащихся». Сказки ненавязчиво учат исследовать окружающий мир, учат действовать, составлять план действий. Этот план может быть составлен путем проб и ошибок, но герои произведений не расстраиваются. Они идут и идут к поставленной цели. Сказки дают готовую модель поведения для детей. Поэтому они так важны в проектно-исследовательской деятельности.
15 слайд. 4 этап.Письмо сочинений, творческих изложений.

Титульные листы детских работ.

16 слайд. 5 этап. Подведение итогов. Рефлексия.


Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и изменений. Если ребенок получает удовлетворение от рефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности, к саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность. Представляю результаты проектно-исследовательской деятельности. (грамоты, дипломы).
17 слайд.

Результативность опыта и достигнутые эффекты.
Эффективность действия моего педагогического опыта доказывает
10 проведенный мониторинг развития УУД по методическому пособию под ред. И.В.Возняк издательства «Учитель»: «Психологический мониторинг уровня развития УУД у обучающихся 1-4 классов». Методическое пособие предлагает прослеживать уровень развития УУД, начиная с 1 класса по 4 класс начальной школы, по карте психологического мониторинга. Уровень развития определяется по уровням: высокий, средний, низкий. Учитель может использовать характеристики по уровням с рекомендациями. Для психолога предлагаются методики. Каждый вид УУД имеет нормативные показатели, например, личностные УУД имеют нормативные показатели: самооценка, внутренняя позиция школьника, мотивация учебной деятельности, нравственно-этическая ориентация. Низкий уровень оценивается в 4-6 баллов, средний – 7-8, высокий – 10-12. По итогам всего мониторинга учащиеся могут набрать следующие баллы: Вид УУД Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 1 Личностные 40-48 баллов 28-32 балла 16-24 балла 2 Регулятивные 9 баллов 6 баллов 3 балла 3 Познавательные 15-18 баллов 9-12 баллов 6 баллов 4 Коммуникативные 24-27 баллов 15-21 балла 9-12 баллов Представляю результаты мониторинга по классам: 1 класс – начало, 1 класс – конец, 2 класс – середина. Мы видим, что показатели растут.
11
18 слайд.

Характеристика прогностического аспекта

педагогического

опыта.
Для характеристики прогностического аспекта моего педагогического опыта предлагаю ориентироваться на планируемые результаты освоения обучающимися проектно-исследовательской деятельности.
Личностные

УУД
. У обучающегося будут сформированы :  Положительное отношение к проектно-иследовательской деятельности, интерес к новому содержанию и новым способам познания;  Ориент ация на понимание прич ин успеха в п р о е к т н о - исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;  Способность к самооценке на основе критериев успешности проектно- исследовательской деятельности.
Регулятивные УУД.
Обучающийся научится:  Планировать свои действия  Осуществлять итоговый и пошаговый контроль;  Адекватно воспринимать оценку своей работы;  Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Познавательные УУД.
Обучающийся научится:  Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы
12 в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве ИНТЕРНЕТ;  Использовать, знаки, символы, модели, схемы для решения поставленных задач и представления их результатов;  Высказываться в устной и письменной формах;  Ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;  Оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод;  Видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.
Коммуникативные УУД.
Обучающийся научится.  Допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;  Формулировать собственное мнение и позицию;  Соблюдать корректность в высказываниях;  Владеть монологической и диалогической формами речи.
19 слайд.Диссеминация педагогического опыта.
Педагогический опыт, представленный в моём методическом семинаре, будет интересен как начинающим педагогам, так и педагогам с большим опытом работы. Механизм внедрения данного опыта несложен. Начинать его внедрение следует, я думаю, с чтения научно-познавательных сказок о животных и растениях, грибах. Пусть мир сказок увлечет детей. Научит действовать. Беседуйте по сказкам. А затем предложите детям самим стать сказочниками, чтобы отправиться в мир природы, чтобы открыть тайны её
13 для других …


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!