"Метапредметный подход в использовании материала этнокультурного содержания в образовательном процессе с целью реализации системно-деятельностного подхода."
Автор: Анталь Наталья Геннадиевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ" с. Гурьевка Населённый пункт: Республика Коми Наименование материала: Методический семинар Тема: "Метапредметный подход в использовании материала этнокультурного содержания в образовательном процессе с целью реализации системно-деятельностного подхода." Раздел: начальное образование
Тема: Метапредметный подход в использовании материала
этнокультурного содержания в образовательном процессе с целью
реализации системно-деятельностного подхода.
1 слайд. Визитная карточка.
-Добрый день! Меня зовут Анталь Наталья Геннадиевна. Я работаю в
Гурьевской средней школе учителем начальных классов.
Мне нравится работать в школе! «Стандарты дают возможность
подниматься в профессии учителя к состоянию свободного мастера, о
котором говорят: «Вот человек по профессии ЧЕЛОВЕК!»
Моё педагогическое кредо - «Серость порождает серость. Огонь
зажигает огонь» (Анатолий Гин).
Огонь всегда был символом движения, символом тепла, которое он дарил и
дарит всем. Мастер – словно огонь, отдаёт свои знания без остатка, зажигая
огонь в других, чтобы другие тоже стали Мастерами. Мастерами своего дела.
2 слайд. Тема опыта.
-Сегодня я хочу представить опыт своей работы по теме « Метапредметный
подход в использовании материала этнокультурного содержания в
образовательном процессе с целью реализации системно-
деятельностного подхода».
3 слайд. Интерпретация возникновения и становления педагогического
опыта.
На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:
- изучение методической литературы;
- изучение опыта коллег,
- курсы повышения квалификации.
Анализ источников показал, что данный опыт не рассматривался в
методической литературе и коллегами как системная работа в
межпредметной связи.
Материал этнокультурного содержания при написании сочинений я
использую уже давно. Хочу представить работу «Работа над сочинением в
2
начальной школе с использованием материала этнокультурного содержания».
Эта работа была создана ещё до введения ФГОС. В данный момент материал
я доработала, в соответствии с ФГОС. Хочу в будущем выработать систему
работы по теме опыта.
4 слайд.
Актуальность педагогического опыта.
Средством обучения и воспитания и развития моей методической копилки
является материал этнокультурного содержания. Использование материала с
этнокультурным компонентом на уроках несёт очень большой объём знаний
по различной тематике: животному миру, растительному миру, истории,
литературному чтению, фольклору, географии и другим дисциплинам.
Этнокультурный компонент в школе и его интеграция с другими предметами
– ключ к решению проблемы эффективности урока. На таком уроке легко
соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и
воспитательная цель. Использование такого материала делает урок
интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно,
что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше
нравится. Грамотное использование исторического, географического,
литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические
чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не
оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и
вырабатывает активную жизненную позицию.
5 слайд. Характеристика противоречий, которые привели к постановке
проблемы.
Вопрос о том, чему и как учить ребёнка, совсем не новый. Но в наше время
он звучит особенно остро. Это связано с тем, что впервые за всю историю
человеческого общества скорость происходящих в нем изменений
превышает возможности самого человека. Информационные нагрузки, с
которыми приходится иметь дело современному ребенку, не оставляют
надежды на то, что старые, проверенные временем задачи и методы обучения
школьников по-прежнему смогут обеспечить подготовку к жизни
подрастающего поколения.
Ребенок, приходящий сегодня в 1 класс, имеет существенные отличия от
своих сверстников не только 1990-х годов, но и даже нулевых годов.
Современный первоклассник по сравнению со своими предшественниками
3
обладает значительно большей осведомленностью, но при этом существенно
проигрывает им по своей познавательной активности, энергичности,
желанию активно действовать. Меняются характеристики психического
развития современного ребенка, и мы должны с этим считаться.
Одним из принципиальных для школьного обучения моментов является
мотивационная готовность ребенка к школе, его познавательная активность.
Еще в начале прошлого столетия известный швейцарский психолог Э.
Клапаред писал, что «умственная пища, получаемая в школе, усваивается на
основании тех же законов, что и всякая другая пища. Нужно возбудить к ней
аппетит, чтобы она принесла пользу». В наше время возбудить аппетит
ребенка к получению знаний в школе значительно сложнее. Современного
ребенка не так легко удивить. Чудо-игрушки, которые могут все,
познавательно-развлекательная компьютерная индустрия – отгораживают
детей от не столь эффектного окружающего мира, но и снижают
эффективность многих педагогических приемов вовлечения их в учебную
деятельность.
6 СЛАЙД.
Формулировка проблемы, выведенной на основе названного
противоречия.
Совершенно очевидно, что современному учителю нужен широкий
репертуар психолого-педагогических приемов и методик обучения младших
школьников.
7 СЛАЙД. Теоретическое обоснование педагогического опыта.
Появление ФГОС представляется совершенно закономерным, так же как и
новой
задачи
системы
образования,
связанной
с
формированием
УУД,
«ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ
ШКОЛЬНИКАМ
УМЕНИЕ
УЧИТЬСЯ,
С П О С О Б Н О С Т Ь
К
С А М О Р А З В И Т И Ю
И
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ».
В связи с этим важное место в процессе воспитания, обучения и развития
учащихся в начальной школе занимает проектная деятельность как один из
инновационных
методов,
удовлетворяющих
условиям
и
требованиям
современного
общества,
обеспечивающей
учет
индивидуальных
и
возрастных особенностей детей, развитие коммуникативных, личностных, и
творческих способностей учащихся.
4
Многие отечественные и зарубежные ученые (П. С. Лернер, Н. В.
Матяш, М. Б. Павлова, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев, Д. Питт и др.)
определяют
приоритетность
проектной
деятельности
при
обучении
и
воспитании школьников.
Анализ научных работ показывает, что в настоящее время большинство
из них акцентировано на проблеме использования проектной деятельности
при формировании предметной компетенции.
Моя
методическая
копилка
показывает,
что
применение
проектной
технологии возможно и в метапредметной интеграции.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической
практике, но вместе с тем он относится к «педагогическим технологиям 21
века
как
предусматривающий
умение
адаптироваться
в
стремительно
меняющемся мире постиндустриального общества. Сущность этого метода
заключается в обучении элементам исследования, что позволяет педагогу
направлять
познавательную
деятельность
школьников,
то
есть
учить
их
учиться. Хорошо известно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте
у
детей
имеются
благоприяные
внутренние
предпосылки
для
развития
исследовательского отношения к миру (В. В. Зеньковский, Н. С. Лейтес, А. Н.
Поддьяков).
Развитие
исследовательского
отношения
к
миру
непосредственно связано с развитием познавательных интересов, которые
становятся пусковым механизмом
для осуществления детьми больших и
малых исследований, позволяющих им не только узнать много нового, но
приобрести
универсальные
способы
его
познания
–
исследовательские
умения.
Большое значение для развития творческих способностей и
исследовательских умений школьников имеет широкое распространение
и
внедрение
в
образовательную
практику
различных
форм
проектной
и
исследовательской деятельности (Д. Б. Богоявленская, В. С. Мухина, А. С.
Мухина, А. С. Обухов).
За время существования метода проектов его содержание пополнялось
новыми приемами, но суть метода осталась прежней – «стимулирование
5
интереса
обучающихся
к
постановке
и
решению
новых
проблем,
приобретению
навыков
исследования,
практическому
применению
полученных знаний».
8 слайд. Теоретическое обоснование педагогического опыта.
Но
для
развития
столь
важного
направления
необходимо
решить
основную проблему, чтобы у ребенка была развита собственная мотивация к
выполнению
исследовательской
работы,
чтобы
у
него
были
такие
познавательные
интересы,
которые
бы,
по
меткому
выражению
П.
Флоренского. «держали его в плену», чтобы ребенок на самом первом этапе
обучения мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности,
удивиться её тайнам и в процессе познания испытать радость творчества,
восторг открытия.
С
моей
точки
зрения,
использование
этнокультурного
материала
в
образовательном
процессе
позволяет прикоснуться
к
окружающей
действительности, удивиться её
тайнам, испытать радость творчества и
восторг открытия.
9 слайд. Цели и задачи педагогического опыта (9, 10 слайды).
Исходя
из
вышесказанного,
раскрываю
цели
и
задачи
моего
педагогического опыта
Цель педагогического опыта : развитие исследовательской мотивации и
формирование исследовательских умений в учебном процессе на
основе
материала этнокультурного содержания в межпредметной
интеграции.
Задачи:
Обучающие:
Развивать самостоятельность ребенка;
Развивать способности к самообразованию;
6
Обучать умению планировать свою работу;
Закреплять
и
углублять
знания
и
умения
учащихся
при
работе
с
проектными технологиями.
10 слайд. Цели и задачи педагогического опыта (9, 10 слайды).
Развивающие:
Создать условия к саморазвитию учащихся;
Развивать умственные способности и решать мини-проблемы;
Развивать внимание, логику, творческое мышление, любознательность,
память, способность к восприятию;
Расширять кругозор и обогащать словарный запас новыми понятиями
из мира проекта.
Воспитательные :
Воспитывать самоуважение к позитивной самооценке автора проекта;
Воспитывать чувства самоконтроля, рефлексии.
Развитие исследовательских способностей.
Видеть проблемы;
Ставить вопросы;
Выдвигать гипотезы;
Давать определение понятиям;
Классифицировать;
7
Наблюдать;
Проводить эксперименты;
Делать умозаключения и выводы;
Структуировать материал;
Готовить тексты собственных докладов;
Объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
11 слайд. Характеристика деятельностного аспекта педагогического
опыта.
На уроках русского языка мы пишем сочинения, изложения творческого
характера, диктанты о животных, растениях, природе Коми края. Эти темы
близки детям, интересны. Написанию сочинений, изложений предшествует
большая
подготовительная
проектно-исследовательская
деятельность.
Учащиеся
создают
презентации,
пишут
сообщения
и
исследовательские
проекты, доклады о животных, растениях нашего края.
Информацию помогает найти Интернет, электронные энциклопедии,
книги
в
библиотеке.
Очень
много
информации
мы
берем
из
учебника
«Литературное
чтение».
Например,
изучая
разделы
«Уж
небо
осенью
дышало», «Снежок порхает, кружится» (2 класс, « Начальная школа 21 век»)
–
произведения
«О
чем
ты
думаешь,
снегирь?»
Белякова
И . ,
«Недосмотренные грибы» Пришвина М., «Как белочка зимует?» Скребицкого
Г и Чаплиной В., «Деревья в лесу» Пришвина М. и др. – помогают собрать
большой
материал
о
природе
родного
края,
её
обитателях.
Информация
накапливается
на
лепбуках.
На
уроках
внеклассного
чтения
использую
хрестоматию «В родном краю» (пособие с произведениями коми писателей и
поэтов
для
уроков
внеклассного
чтения
и
чтения
на
уроке).
По
произведениям
коми
авторов
учащиеся
создают
презентации.
Рисунки
к
8
произведениям
дети
рисуют
сами.
Например,
презентации
«Сорока
в
сорочке», «Лоси», «Тетёрка» Владимира Брагина.
Такая
работа
способствует
повышению
ИКТ-компетенции
учеников,
реализует системно-деятельностный подход в обучении.
Рассмотрим этапы работы.
12 слайд. 1 этап: Письмо изложений и диктантов.
В изложении учащиеся узнают о каком-то животном (растении, грибах)
Коми края. Тематика изложений, диктантов должна быть подобрана таким
образом, чтобы материал был интересен детям.
После написания изложения дети рисуют картинки животного, о котором
писали в изложении.
13 слайд. 2этап. Проектно-исследовательская работа.
На втором этапе пытаюсь заинтересовать учащихся: «Мы сегодня очень
мало узнали, например, о бобре. Какие еще интересные особенности из
жизни бобров вы сможете найти в Интернете, в энциклопедиях? Какие
инженерные решения люди переняли у бобров?».
Поиск информации в Интернете, электронных энциклопедиях, книгах.
Создание проектно-исследовательских работ в форме презентаций,
сообщений, докладов.
14 слайд. 3 этап. Обмен информацией
На этом этапе учащиеся показывают свои презентации, читают свои
сообщения, доклады по теме сочинения («знакомство» с новым животным
9
может происходить и на уроке окружающего мира, литературного чтения). Я
тоже знакомлю учащихся с животным (растением и т.д.). Для этого использую
научно-познавательные сказки. Дети обожают сказки. Моя помощница, моя
книга, которую я использую Зотов
«Лесная мозаика», Хрестоматия «В
родном
краю».
Можно
использовать
книги
и
других
авторов.
Интерес
вызывает
то,
что
в
сказках,
в
авторской
литературе
отражены
нормы
исследовательского поведения. В сказках главный герой куда-то идет, что-то
разыскивает,
кого-то
расспрашивает
(Обухов
А.
С.
«Развитие
исследовательской
деятельности
учащихся».
Сказки
ненавязчиво
учат
исследовать окружающий мир, учат действовать, составлять план действий.
Этот
план
может
быть
составлен
путем
проб
и
ошибок,
но
герои
произведений не расстраиваются. Они идут и идут к поставленной цели.
Сказки дают готовую модель поведения для детей. Поэтому они так важны в
проектно-исследовательской деятельности.
15 слайд. 4 этап.Письмо сочинений, творческих изложений.
Титульные листы детских работ.
16 слайд. 5 этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на
самого себя, отслеживание новых достижений и изменений. Если
ребенок
получает
удовлетворение
от
рефлексии
на
свое
восхождение
к
более
совершенным
способам
учебной
деятельности,
к
саморазвитию,
то
это
значит,
что
он
психологически погружен в учебную деятельность.
Представляю
результаты
проектно-исследовательской
деятельности. (грамоты, дипломы).
17 слайд.
Результативность опыта и достигнутые эффекты.
Эффективность
действия
моего
педагогического
опыта
доказывает
10
проведенный мониторинг развития УУД по методическому пособию под ред.
И.В.Возняк издательства «Учитель»: «Психологический мониторинг уровня
развития
УУД
у
обучающихся
1-4
классов».
Методическое
пособие
предлагает прослеживать уровень развития УУД, начиная с 1 класса по 4
класс начальной школы, по карте психологического мониторинга. Уровень
развития
определяется
по
уровням:
высокий,
средний,
низкий.
Учитель
может
использовать
характеристики
по
уровням
с
рекомендациями.
Для
психолога предлагаются методики. Каждый вид УУД имеет нормативные
показатели,
например,
личностные
УУД
имеют
нормативные
показатели:
самооценка,
внутренняя
позиция
школьника,
мотивация
учебной
деятельности,
нравственно-этическая
ориентация.
Низкий
уровень
оценивается в 4-6 баллов, средний – 7-8, высокий – 10-12. По итогам всего
мониторинга учащиеся могут набрать следующие баллы:
Вид УУД
Высокий
уровень
Средний
уровень
Низкий
уровень
1
Личностные
40-48
баллов
28-32 балла
16-24 балла
2
Регулятивные
9 баллов
6 баллов
3 балла
3
Познавательные
15-18
баллов
9-12 баллов
6 баллов
4
Коммуникативные
24-27
баллов
15-21 балла
9-12 баллов
Представляю результаты мониторинга по классам: 1 класс – начало, 1 класс
– конец, 2 класс – середина. Мы видим, что показатели растут.
11
18 слайд.
Характеристика прогностического аспекта
педагогического
опыта.
Для
характеристики прогностического аспекта моего педагогического
опыта
предлагаю
ориентироваться
на
планируемые
результаты
освоения
обучающимися проектно-исследовательской деятельности.
Личностные
УУД .
У обучающегося будут сформированы :
Положительное отношение к проектно-иследовательской деятельности,
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
Ориент ация
на
понимание
прич ин
успеха
в
п р о е к т н о -
исследовательской
деятельности,
в
том
числе
на
самоанализ
и
самоконтроль,
на
анализ
соответствия
результатов
требованиям
конкретной
задачи,
понимание
предложений
и
оценок
учителя,
взрослых, товарищей, родителей;
Способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-
исследовательской деятельности.
Регулятивные УУД.
Обучающийся научится:
Планировать свои действия
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
Адекватно воспринимать оценку своей работы;
Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок;
Познавательные УУД.
Обучающийся научится:
Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного
исследования с использованием учебной и дополнительной литературы
12
в
открытом
информационном
пространстве,
в
том
числе
контролируемом пространстве ИНТЕРНЕТ;
Использовать,
знаки,
символы,
модели,
схемы
для
решения
поставленных задач и представления их результатов;
Высказываться в устной и письменной формах;
Ориентироваться
на
разные
способы
решения
познавательных
исследовательских задач;
Оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение,
эксперимент, умозаключение, вывод;
Видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать
и
проводить
наблюдения
и
эксперименты,
высказывать
суждения,
делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои
идеи.
Коммуникативные УУД.
Обучающийся научится.
Допускать
существование
различных
точек
зрения,
договариваться,
приходить к общему решению;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Соблюдать корректность в высказываниях;
Владеть монологической и диалогической формами речи.
19 слайд.Диссеминация педагогического опыта.
Педагогический опыт, представленный в моём методическом семинаре,
будет интересен как начинающим педагогам, так и педагогам с большим
опытом работы. Механизм внедрения данного опыта несложен. Начинать его
внедрение
следует,
я
думаю,
с
чтения
научно-познавательных
сказок
о
животных и растениях, грибах. Пусть мир сказок увлечет детей. Научит
действовать. Беседуйте по сказкам. А затем предложите детям самим стать
сказочниками, чтобы отправиться в мир природы, чтобы открыть тайны её
13
для других …