Автор: Сахнова Наталья Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 852
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МАЛЫШАТА»
Тема: Развитие детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Малышата»
(реализация платных дополнительных услуг)
возраст обучающихся 2-3 года
срок реализации – 1 год
Программа разработана в 2018 году
Автор-составитель:
педагог-психолог
Сахнова Н.Ю.
Пояснительная записка
Актуальность программы
В раннем возрасте идет интенсивное развитие
маленького человека, его
стремление к познанию велико, нет ни секунды «ничегонеделания», малышам все
интересно,
они
слушают,
стучат,
открывают,
переставляют,
лазают,
рисуют,
балялякают, раскидывают и вновь собирают. Все эти действия ни ради баловства,
так как для успешного усвоения знаний об окружающем мире детьми раннего
возраста требуется постоянная смена их деятельности. Краткие беседы, простые
диалоги, всевозможные игры,
рисование, лепка, конструирование
– все эти
культурные практики приносят малышу много радости, в процессе которых идет
освоение
предметного
мира,
закладываются
представления
о
животных
и
растениях.
В процессе организованной деятельности идет интенсивное познавательное
развитие,
у
ребёнка
раннего
возраста
формируются
первые
сенсорные
ориентировки
в
цвете,
форме,
величине,
фактуре
предметов,
развивается
способность всматриваться, вслушиваться, малыш учится анализировать предметы,
явления,
видеть
в
них
общее
и
отличительное.
Во
время
манипуляции
с
предметами идёт первоначальное освоение орудийных действий с материалами.
Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм,
направление движений, ощущение характера – всё это требует координации в
работе
зрительных
и
двигательных
анализаторов.
Восприняв
информацию
познавательного характера и изобразив простейшие предметы и явления, у ребёнка
тем самым формируются первые представления. Таким образом, все виды детской
деятельности
важны
для
общего
психического
и
личностного
развития.
Практическая значимость
Данная программа ориентирована на разностороннее развитие детей, в процессе
учебно-практической деятельности идет формирование представлений о себе и
окружающем
мире,
развитие
сферы
общения
и
опыта
взаимодействия
как
со
взрослыми так и сверстниками.
Направления:
Организация
предметно-практической
деятельности
с
целью
обогащения
чувственного опыта ребенка, восполнение недостающих умений и навыков.
Формирование мыслительных операций: анализ и синтез, классификация,
восприятие, воображение;
Формирование навыков: понимание учебной задачи, умение выполнить ее с
помощью
или
самостоятельно,
формирование
навыка
самоконтроля
и
самооценки.
Формирование
предпосылок
к
развитию
изобразительной
деятельности:
воспитание
интереса
к
графическому
изображению;
развитие
сенсорно-
перцептивной сферы, аналитико-синтетической деятельности; формирование
предметной деятельности и элементарных изобразительных операционно-
технических умений.
Формирование
положительного
отношения
к
процессу
обучения,
позитивного
настроя,
умение
радоваться
конечному
результату,
тому
что
получилось.
Создание условий для успешной социализации и адаптации детей раннего
дошкольного возраста в детском саду.
Выявление, развитие и поддержка талантливых детей.
Вид программы
Программа
являет ся модифицированной.
Соответствует
основным
положениям приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.08.2013
№1008
«Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам», структурное построение программы основано на «Требованиях к
содержанию
и
оформлению
образовательных
программ
дополнительного
образования детей», изложенных в письме Министерства образования и науки РФ
от 11.12.2006 №06-184».
Цель программы: всестороннее развитие психических и физических качеств
детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями через
формирование
познавательных
и
творческих
способностей,
развитие
коммуникативной компетентности.
Задачи:
Обучающие:
Формировать
интерес
к
изучению
объектов
окружающего
мира
через
чувственный опыт: наблюдать, рассматривать, узнавать;
Расширение и активизация словаря по теме, введение обобщающих понятий.
Учить
отображать
предметы
и
явления
окружающего
мира
посредством
творческой деятельности.
Развивающие:
Развитие психических процессов: создавать условия для возникновения у детей
предпосылок
к
развитию
наглядно-действенного
мышления;
развитие
зрительного восприятия, слухового, тактильного, ориентировки в пространстве,
зрительного и слухового внимания, памяти;
Формирование целенаправленные действия с предметами: игрушками, книгами,
предметами для изобразительной деятельности;
Развитие общей моторики и координации речи с движениями, мелкой моторики;
Формировать вербальные и невербальные средства коммуникации.
Воспитание интереса к различным видам деятельности, заинтересованности
процессом и результатом труда.
Воспитательные:
Формирование интереса к совместным играм и занятиям, воспитание чувства
эмпатии к сверстникам;
Знакомство с правилами поведения в процессе занятия.
Социальные:
Формирование доверительных отношений между педагогом и ребенком;
Формирование у ребенка отношения к педагогу как к проводнику в освоении
многообразия окружающего мира.
Здоровьесберегающие:
Создание условий для полноценного и всестороннего развития детей на базе
психолого-педагогического
охранительного
режима,
активного
двигательного
режима,
совершенствование
безопасной,
предметно-развивающей
и
материально-технической среды;
Формировать
представления
о
своем
организме,
формировать
навыки
самоконтроля.
Отличительные особенности программы
Программа «Малышата» направлена на достижение детьми раннего возраста
уровня
развития,
необходимого
и
достаточного
для
успешной
адаптации
и
дальнейшей
социализации
в
детском
саду.
Формирование
психофизических,
интеллектуальных и личностных сфер ребенка
проходит интегрировано в ходе
освоения
образовательных
областей
предусмотренными
ФГОС
дошкольного
образования:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие.
Особенности возрастной группы
Познавательно-речевое
развитие.
В
ходе
совместной
со
взрослыми
предметной
деятельности
продолжает
развиваться
понимание
речи.
Слово
отделяется
от
ситуации
и
приобретает
самостоятельное
значение.
Возрастает
количество понимаемых слов. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3-м
годам
они
осваивают
основные
грамматические
структуры,
пытаются
строить
простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части
речи. Активный словарь достигает 1000-1500 слов. К концу 3-го года жизни речь
становится средством общения ребенка со сверстниками, дети воспринимают все
звуки
родного
языка,
но
произносят
их
с
большими
искажениями.
В
сфере
познавательного развития восприятие окружающего мира – чувственное, оно имеет
для детей решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, но
их восприимчивость в виде целостности всего предмета. В ходе такого восприятия
возникает взаимодействие в работе разных органов чувств. Зрение и осязание
начинают
взаимодействовать
при
восприятии
формы,
величины
и
пространственных
отношений.
Слух
и
речедвигательные
системы
начинают
взаимодействовать. Внимание детей непроизвольно, малыши просто не понимает,
что
значит
заставить
себя
быть
внимательным,
т.е.
произвольно
направлять
и
удерживать свое внимание на каком-либо объекте. Устойчивость внимания зависит
от его интереса к объекту. Направить на что-либо внимание путем словесного
указания – очень трудно. Детям сложно немедленно выполнять просьбы. Объем
внимания ребенка очень невелик – один предмет. Память проявляется главным
образом
в
узнавании
воспринимающихся
ранее
вещей
и
событий.
Преднамеренного
запоминания
нет,
но
при
этом
запоминаю
то,
что
им
понравилось,
что
они
с
интересом
слушали
или
за
чем
наблюдали.
Ребенок
запоминает то, что запомнилось само. Основной формой мышления становится
наглядно-действенная. Их физическое развитие еще неуклюже, но они уже владеют
основными
жизненно
важными
движениями
(ходьба,
бег,
лазание,
действия
с
предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки. В социально-
личностном развитии наблюдается устойчивое эмоциональное состояние. Для них
характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с их непосредственными
желаниями. Проявление агрессии бывает редко, чаще всего желание кого либо
обидеть
спонтанно,
не
преднамеренно.
Детям
этого
возраста
свойственен
эмоциональный
механизм
сопереживания,
сочувствия,
радости,
они
легко
заражаются
эмоциональным
состоянием
сверстников.
Однако
в
этом
возрасте
начинает складываться и произвольность поведения. У детей к 3 годам появляются
чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы сознания, связанные
с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом 3-х лет.
Кризис
часто
сопровождается
рядом
отрицательных
проявлений:
упрямство,
негативизм, нарушение общения со взрослыми и др. Игра носит процессуальный
характер, главное в ней – действия. Дети уже спокойно играют рядом с другими
детьми, но моменты общей игры кратковременны. Они совершаются с игровыми
предметами, приближенными к реальности. Появляются действия с предметами -
заместителями. Из детских практик в этом возрасте наиболее доступными видами
изобразительной деятельности является рисование и лепка. Ребенок уже способен
сформулировать
намерение
изобразить
какой-либо
предмет.
Основные
изображения: линии, штрихи, округлые предметы. В музыкальной деятельности у
ребенка возникает интерес и желание слушать музыку, выполнять простейшие
музыкально-ритмические и танцевальные движения. Ребенок вместе со взрослым
способен подпевать элементарные музыкальные фразы.
Формы и режим занятий
Срок реализации программы – 1 год. Состав группы постоянный. Набор детей
свободный.
Программа рассчитана на работу с детьми от 2 до 3 лет. Занятия проводятся 2
раза
в
неделю,
каждая
тема
изучается
в
течение
недели,
которая
определяет
содержание
занятия.
Длительность
30
минут,
с
часто
сменяющимся
видом
деятельности.
Занятия
состоят
из
нескольких
разделов,
что
не
приводит
к
переутомлению
малышей.
Пространство
для
занятий
зонировано:
стульчики
выстроены
в
ряд,
магнитная
доска
–
это
уголок
для
объяснения,
бесед,
демонстрации
иллюстраций,
способов
выполнения
действий.
Столики
со
стульчиками, на столах раздаточный материал соответствующий тематике занятия.
Ковер – место для подвижных игр, релаксации.
Разделы:
Регулятивный,
цель
которого
состоит
в
обучение
организации
деятельности, в умении
Познавательный
–
развитие
речи,
расширение
кругозора,
формирование
сенсомоторных навыков.
Социально-эмоциональный – развитие навыков общения. Формирование
положительных эмоций во время взаимодействия.
Психофизический – включение игр и упражнений на развитие моторных
навыков, релаксаций.
Тво рч е с к и й
– закрепление
теоретических
знаний
в
продуктивной
деятельность (рисование, лепка, конструирование).
Рефлексивный –
анализ
результатов
деятельности,
анализ
учебного
поведения, анализ эмоционального комфорта.
Методы и приемы
В работе с детьми раннего возраста применяются следующие методы:
Наглядные –
показ
иллюстраций,
картинок,
книг;
демонстрация
игровых манипуляций с игрушками и предметами-заместителями.
Словесные
–
краткие
беседы,
рассказы;
чтение
стихов,
небольших
текстов
об объектах живой и неживой природы, о предметах быта
настраивает
ребенка
на
познание
нового,
поддерживает
возникший
интерес.
Практические – обучение примитивным приемам рисования, лепки,
конструирования.
Для решения поставленных задач используются культурные практики детства,
которые
имеют
огромный
содержательный
смысл
необходимый
для
развития
психофизических, коммуникативных и познавательных сфер ребенка:
игровая –
применяются дидактические, сюжетно-отобразительные игры,
элементы сюжетно-ролевой игры, различные по динамике подвижные игры,
пальчиковые игры;
познавательная
– включает в себя сенсорное воспитание, формирование
мышления, ознакомление с окружающим, развитие речи;
экспериментирование – использование в деятельности различных свойств,
предметов и явлений для решения поставленных вопросов познания;
продуктивная – выполнение поделок, рисунков;
простейшее
музицирование с
помощью
музыкальных
и
шумовых
предметов
(погремушки,
трещотки,
колокольчики,
барабаны;
шумовые
шарики, кирпичики);
чтение художественной литературы из серии «Для малышей», содержащие
небольшие тексты, доступные для восприятия и понимания;
результативные физические и музыкально-ритмические упражнения к
которым относятся хлопки, притопы, прыжки, приседания, вращения;
манипуляция с предметами быта, предметами игры, поиск новых способов
использования предметов в игровой деятельности;
коммуникативная – обучение детей умению вступить в беседу с педагогом,
отвечать на его вопросы, внимательно слушать высказывания; проявлять
заинтересованность/незаинтересованность
в
беседе
средствами
мимики
и
пантомимики.
Для
того
чтобы
у
детей
возникло
желание
выполнять
учебное
задание,
необходимо
проводить
специальную
работу,
направленную
на
формирование
игровой мотивации. Чтение стишков, песенок, потешек – важный методический
приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.
Для
успешного
овладения
рисованием
важно
развивать
сенсорные
основы
изобразительной
деятельности:
восприятие
предметов
различной
формы
(зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета. В лепке и конструировании
применяется
информационно-рецептивный
метод,
т.е.
подражательный,
повторяющий формообразующие движения. Просмотр всех работ в конце занятия
воспитывает
у
детей
интерес
к
результатам
сверстников,
собственной
деятельности. Анализ работ должен идти от игрового персонажа. Занятия должны
доставлять детям радость!
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы дети должны знать и уметь:
- названия предметов и объектов живой и неживой природы, предметов быта,
окружающего мира;
- название 4 основных цветов (синий, красный, желтый, зеленый);
- название геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);
-
ум е т ь
и с п ол ь зо ват ь
р а з л и ч н ы е
п р ед м е т ы
в
п р о ц е с с е
и г р ы
и
экспериментирования;
- знать названия некоторых любимых игр;
- усвоить правила бережного отношения к игрушкам;
- придерживаться правил поведения во время занятий;
- откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;
- играть рядом и вместе с другими детьми;
- соблюдать правила игрового взаимодействия;
- подражать взрослому, действовать в игре по речевой инструкции;
- уметь привлекать взрослого к совместным действиям.
Учебно-тематический план на год
В том числе
№
Номер
занятия
Наименование разделов и тем
Общее
кол-во
часов
Теорет
ич.
Практич.
1
Вводное. Правила по ТБ.
0,5
0,25
0,25
2
Веселые занятия.
0,5
0,25
0,25
3-4
Игрушки.
1
0,5
0,5
5-6
Осень.
1
0,5
0,5
7-8
Фрукты.
1
0,5
0,5
9-10
Овощи.
1
0,5
0,5
11-12
Предметы гигиены.
1
0,5
0,5
13
Закрепление пройденного.
0.5
0,25
0,25
14-15
Домашние птицы.
1
0,5
0,5
16-17
Домашние животные.
1
0,5
0,5
18-19
Мы спортсмены!
1
0,5
0,5
20-21
Дикие животные.
1
0,5
0,5
22-23
Зима.
1
0,5
0,5
24-25
Одежда.
1
0,5
0,5
26-27
Зимующие птицы
(Ворона, синица, голубь)
1
0,5
0,5
28
Новый год
0.5
0,25
0,25
29-30
Зимние игры и забавы
1
0,5
0,5
31-32
Посуда.
1
0,5
0,5
33-34
В гостях у сказки.
1
0,5
0,5
35-36
Мебель.
1
0,5
0,5
37-38
Домашние птицы и их детеныши.
1
0,5
0,5
39-40
Время суток.
1
0,5
0,5
41
Закрепление пройденного.
0.5
0,25
0,25
42-43
Семья.
1
0,5
0,5
44
Улыбка мамы.
0.5
0,25
0,25
45-46
Весна.
1
0,5
0,5
47-48
Транспорт.
1
0,5
0,5
49-50
Перелетные птицы (Скворец, утка)
1
0,5
0,5
51-52
Перелетные птицы
1
0,5
0,5
53-54
Детеныши диких животных.
1
0,5
0,5
55-56
Детеныши домашних животных.
1
0,5
0,5
57-58
Лес. Деревья
1
0,5
0,5
59
Цветы.
0,5
0,25
0,25
60
Насекомые.
0,5
0,25
0.25
61-62
Что мы нового узнали? Проверка
усвоенного материала.
1
0,5
0,5
63-64
Вводное. Правила по ТБ.
0,5
0,25
0,25
Календарно-учебный график
Номер
Месяц
Число
Тема
Коли
Форма контроля
заняти
я
чест
во
часо
в
1
Сентябр
ь
23
Вводное. Правила по
ТБ.
0.5
Фронтальная
вопросы.
2
25
Веселые занятия.
0.5
Угадывание предмета
3-4
30-2
Игрушки.
1
Тест на различие
5-6
Октябрь
7-9
Осень.
1
Тест на опознание
7-8
14-16
Фрукты.
1
Тест на различие
9-10
21-23
Овощи.
1
Угадывание предмета
11-12
28-30
Предметы гигиены.
1
Тест на опознание
13
6
Закрепление
пройденного.
0.5
Творческое задание
14-15
Ноябрь
11-13
Домашние птицы.
1
Тест на опознание
16-17
18-20
Домашние животные.
1
Загадки
18-19
25-27
Мы спортсмены!
1
Фронтальная беседа
20-21
2-4
Дикие животные.
1
Тест на различие
22-23
Декабрь
9-11
Зима.
1
Задача с выбором
24-25
16-18
Одежда.
1
Задача с выбором
26-27
23-25
Зимующие птицы
(Ворона, синица,
голубь)
1
Задача с выбором
28
30
Новый год
0.5
Творческое задание
29-30
Январь
13-15
Зимние игры и забавы
1
Творческое задание.
31-32
20-22
Посуда.
1
Тест на ориентировку
33-34
27-29
В гостях у сказки.
1
Задача с выбором
35-36
Февраль
3-5
Мебель.
1
Тест на ориентировку
37-38
10-12
Домашние птицы и их
детеныши.
1
Загадки
39-40
17-19
Время суток.
1
Практическое
задание
41
26
Закрепление
пройденного.
1
Фронтальная беседа
42-43
Март
2-4
Семья.
1
Творческое задание
44
11
Улыбка мамы.
0.5
Творческое задание
45-46
16-18
Весна.
1
Фронтальная беседа
47-48
23-25
Транспорт.
1
Задача с выбором
ответов
49-50
Апрель
30-1
Перелетные птицы
(Скворец, утка)
1
Фронтальная беседа
51-52
6-8
Перелетные птицы
1
Загадки
53-54
13-15
Детеныши диких
животных.
1
Тест на различение
55-56
20-22
Детеныши домашних
животных.
1
Загадки
57-58
27-29
Лес. Деревья
1
Задача с выбором
ответов
59
Май
6
Цветы.
0.5
Тест на различие
60
13
Насекомые.
0.5
Загадки
61-62
18-20
Что мы нового
узнали? Проверка
усвоенного материала.
1
Задача с выбором
ответов.
63-64
25-27
Итоговое
1
Фронтальная беседа
Итого
часов:
34
Методическое обеспечение
Материал программы подобран с учетом возрастных особенностей младших
дошкольников.
При
разработке
содержания
занятий
учитывались
принципы
общей
и
коррекционной дошкольной педагогики:
- принцип единства воспитательного и образовательного процессов,
- принцип научности содержания обучения,
- принцип учета возрастных возможностей ребенка,
- принцип доступности материала,
- принцип повторяемости материала,
- принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей
роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»,
-
деятельностный
принцип,
определяющий
подходы
к
содержанию
и
построению обучения с учетом ведущей деятельности, в которой «вызревают»
психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка.
Предложенная
программа
включает
в
себя
действия
с
предметами,
игровые
моменты, что особенно значимо для малышей, ведущими видами деятельности для
которых являются предметная и игровая.
Условия реализации программы
Занятия
проводятся
в
отдельных
помещениях,
хорошо
освещенных
и
проветриваемых,
оснащенных
мебелью
по
возрасту
детей
в
соответствии
с
САнПИН. В ходе реализации программы используются дидактические материалы
(наглядный материал, дидактические игры, раздаточный материал), технические
средства (ноутбук).
Инструменты
и
материалы,
применяемые
на
занятиях
Учебно-наглядные пособия:
- плакаты;
- игрушки;
- муляжи.
Оборудование:
- мольберт;
- карандаши цветные;
- кисточки маленькие по № 6, средние с № 10-12, большие № 12-16;
- гуашевые краски;
- баночка-непроливайка;
- подставки для кисточек;
- соленое тесто;
- пластилин;
- дощечки;
- х/б салфетки для рук;
- клеёнка.
Литература для педагогов
1.
Афонькина
Ю.А.
Организация
деятельности
Центра
игровой
поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней / Ю.А.
Афонькина, Е.М. Омельченко. – Волгоград: Учитель, 2012.
2.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой
моторики). – СПб.: «Питер» 2003.
3.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Смотрим, видим, запоминаем (Развитие
зрительного восприятия, моторики и памяти). – СПб.: «Питер» 2003.
4.
Губа
Г.И.
Комплексные
развивающие
занятия
для
детей
раннего
возраста
–
от
1,5
до
3
лет.
Учебно-методическое
пособие.
–
М.:
Педагогическое общество России, 2005.
5.
Зенина Т.Н. Ознакомление детей раннего возраста с природой: занятия,
наблюдения,
досуг
и
развлечения.
Учебное
пособие.
–
М.:
Педагогическое общество России, 2006.
6.
Коррекционно-развивающая
работа
с
детьми
раннего
и
младшего
дошкольного возраста / Иванова А.Е, Кравец О.Ю., Рыбкина И.А. и др.:
под. Ред. Н.В.Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2008.
7.
Развитие
речи
малышей
в
процессе
их
адаптации
к
ДОУ
/
Ю.В.
Микляева, В.Н. Сидоренко. – М.: Айрис-пресс, 2005.
8.
Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к
ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Литература для детей и родителей
1.
Белая сказка. Костина В., Потапова Е.
– М.: ООО «Стрекоза», 2008.
2.
Большой – маленький / Ю.А. Ткаченко. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс,
2015.
3.
Галой
Н.Ю.
Игровые
сеансы
с
детьми
раннего
возраста
и
детско-
родительскими парами. Комплексы игровых упражнений и действий /
Н.Ю. Галой. – Волгоград: Учитель, 2015.
4.
Рисуем пальчиками. Белая сказка. Костина В., Потапова Е.
– М.: ООО
«Стрекоза», 2008.
5.
Рисуем пальчиками. Теплая сказка. Костина В., Потапова Е.
– М.: ООО
«Стрекоза», 2008.
6. Уроки для малышей. Игры с наклейками. Маврина Л., Семина И. – М.: ООО
«Стрекоза», 2014.