Автор: Войтенко Любовь Михайловна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: КГА ПОУ
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Активизация познавательной деятельности студентов при изучении химии
Раздел: среднее профессиональное
Активизация познавательной деятельности студентов при изучении химии
Войтенко Любовь Михайловна - преподаватель химии
КГА ПОУ «Приморский политехнический колледж»
г. Владивосток
Химии
принадлежит
существенная
роль
в
интеллектуальном
развитии
обучающихся,
формировании
их
мышления,
в
том
числе
и
химического,
обеспечивающего
ориентацию
в
теоретических
и
практических
проблемах,
эффективное усвоение знаний, овладение разнообразными видами деятельности.
В рамках модернизации образования, формирования общих компетенций перед
преподавателем поставлена задача ориентировать учащихся не только на усвоение
определенной
суммы
знаний,
но
и
на
развитие
личности,
познавательных
и
созидательных способностей.
На основании педагогического опыта раскроим варианты взаимосвязи видов
познавательной деятельности обучающихся и активных форм занятий, организуемых
преподавателем.
1.
Для
репродуктивной
деятельности:
формы
занятий,
которые
имеют
место
(лекции
с
демонстрацией
эксперимента
или
других
средств
наглядности).
Лабораторные
и
практические
занятия
по
методическим
подробным
указаниям.
А
следующий этап - анализ содержания дополнительного источника информации, то есть
защита лабораторной работы.
Немаловажную
роль
при
этом
играет
формирование
самостоятельности
обучающихся, то есть такого вида деятельности, который изначально не несет в себе
элементы
принуждения.
Наибольшие
возможности
для
формирования
и
развития
самостоятельной деятельности при изучении химии дает лабораторный эксперимент.
Никакие, даже самые яркие и эффектные демонстрации не заменят в познавательном
отношении опыты, производимые самими учащимися.
Чтобы работа была более продуктивной, используется таблица, рисунок, схема, а
для этого учащиеся должны осмыслить свои действия, выбрать необходимый способ
решения.
2.
Активный
раздаточный
материал
как
средство
активизации
познавательной
деятельности:
- помогает разнообразить задания;
- позволяет эффективнее организовывать индивидуальную работу;
- экономит время на паре и повышает плотность занятия;
- создает более комфортные условия для учащихся на уроке, так как задание лежит
перед каждым студентом на столе: все хорошо видно и понятно;
- создает атмосферу успешности для всех учащихся;
- позволяет оценить работу каждого учащегося на уроке.
3.
Результаты, к которым стремится преподаватель, использующий проектную
методику, - это повышение уровня активности обучающихся, интеграция между
предметами различных образовательных областей. У нас проходят совместные
уроки
“История-химия”,
“Ученые-химики
в
Великой
Отечественной
войне”,
создание
в
результате
проектной
деятельности
определенного
продукта
возможно при наличии у участников проекта высокой мотивации, а значит,
неподдельного интереса.
3.
Конструирование - изготовление моделей молекул
3.
Самостоятельная работа с учебником, как способ активизации познавательной
деятельности.
Сущность
этой
работы
по
осмыслению
новых
знаний
и
овладению ими заключается в том, что каждый учащийся самостоятельно и
вдумчиво
изучает
программный
материал
по
учебнику,
обдумывая
содержащиеся в нем факты, примеры и вытекающие их них теоретические
обобщения (правила, понятия, выводы, термины) и приобретает умение работать
с учебником.
3.
Интегрированные уроки: история-химия, химия-география, химия-биология.
3.
Использование
в
учебном
процессе
“проблемный
метод”
и
проблемно-
поисковый.
4.
Презентации.
3.
Рефераты.
Все
эти
формы
и
виды
работы
способствуют
развитию
мотивационного
компонента,
который
основывается
на
межличностной
стимуляции
во
время
совместной мыслительной деятельности.
Умственная деятельность каждого учащегося развивается следующим образом:
1.
ускоряются ассоциативные процессы;
2.
расширяется круг интересов;
3.
обобщаются и систематизируются представления;
4.
мышление
становится
более
четким,
значительно
улучшается
способность
выражать мысли;
5.
повышается критичность и логичность мышления;
6.
сотрудничество
стимулирует
аналитическую
и
синтетическую
деятельность
мышления.
Литература
1.
Новые
педагогические
и
информационные
технологии
в
системе
образования. Уче. Пособие для пед.ВУЗов. Ред. Е.С. Полат – М., 2015, 220 с .
2.
Дьяченко В.К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2015, 78 с.
3. Енякова Т.Н. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2017. – 55 с.