Автор: Тюфтерева Наталья Ивановна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №266 ЗАТО Александровск"
Населённый пункт: Мурманская обл., г.Снежногорск
Наименование материала: статья
Тема: Логопедическая работа по коррекции нарушения чтения на уровне слога у учащихся 1 классов.
Раздел: среднее образование
СЛАЙД.
Логопедическая работа по коррекции нарушения чтения
на уровне слога у учащихся 1 классов.
Тюфтерева Н.И., учитель-логопед
МАОУ «СОШ № 266 ЗАТО Александровск»
Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, проявляется в стойких
и повторяющихся ошибках чтения. Конечно, ошибки чтения, встречаются у всех детей
на
этапе овладения навыком чтения, но
они не стойки и быстро исчезают.
Ошибки
чтения при дислексии, без специальной коррекционной работы могут сохраняться в
течение многих месяцев и лет.
СЛАЙД.
К таким ошибкам относятся: - замены и смешения звуков при чтении; - побуквенное чтение; - искажение
звуко-слоговой структуры слова; - нарушение понимания прочитанного; - аграмматизмы при чтении.
В
коррекции
дислексии
первостепенное
значение
принадлежит
выработке
навыков слогослияния. Дети дислексики продуцируют угадывающее чтение опираясь
на смысловой контекст.
Одна
их
основных
задач
логопеда
при
коррекции
нарушения
чтения
–
отрабатывать «оперативную единицу чтения» (ОПЕЧ) до автоматизации.
СЛАЙД.
«Оперативная
единица
чтения»
-
это
максимальное
количество
знаков,
которое
одномоментно
опознаётся при чтении.
Навык
чтения
на
начальном
этапе
своего
формирования
осуществляется
под
контролем
сознания.
По
мере
совершенствования
навыка
отдельные
операции
автоматизируются,
осуществляются
в
более
свёрнутом
виде,
и
в
завершении процесса сознание контролирует только конечный результат.
В данной работе использую методику А. Н. Корнева «Называние – поиск
– прочтение (Найди, покажи, назови)». В ней в качестве единицы чтения используется
не отдельно взятая буква, а слог, который является и единицей письма. Эта методика
позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения и более легко
переходить от чтения к письму.
СЛАЙД.
Когда
усвоены
зрительные
образы
букв,
можно
приступать
к
работе
со
слоговыми
таблицами
по
этой
методике.
Можно
использовать
магнитную
или
разрезную
азбуку,
а
можно
самостоятельно
набрать
слоговые
таблицы,
соблюдая
следующие правила:
1.
Обычное количество слогов в таблице – 9 (3*3), постепенно можно увеличить
количество слогов до 16 (4*4) и до 36 (6*6). Усложняя размер таблицы, также
усложняется размер шрифта. В таблице 9 (3*3) размер шрифта – 26, в таблице
16 (4*4) размер шрифта – 20. Последний вид карточек – 36 клеток, размер
шрифта 16.
2.
В одной и той же таблице нужно использовать
как прямые, так и обратные
слоги того же буквенного состава (например, МО и ОМ).
3.
Обратные слоги со звонкими согласными (ОБ, ОВ, ОД, ОГ и т.п.) следует
исключить, так как при произнесении они оглушаются.
4.
На первых порах при составлении таблиц использовать только гласные буквы
А,
О,
У,
Ы
(с
ними
согласные
читаются
твёрдо).
Позднее
начинаем
использовать буквы И, Я, Ё, Ю, Е (с ними согласные читаются мягко).
СЛАЙД.
Перед вами примеры таблиц где используется разный шрифт и разное
количество слогов.
При
работе
с
таблицами
в
произвольном
порядке
называю
слог.
Ребёнок
должен
найти
данный
слог
и
прочитать
его.
Так
как
я
ранее
назвала
слог,
ребёнку
легче
даётся
его
слитное
прочтение.
Если
он
не
может
вспомнить
слог,
предлагаю
ему
на
выбор
несколько
вариантов
ответов: "Это
ГО
или
ГУ?".
Так
мы
ограждаем
ученика
от
вынужденного
побуквенного анализа слога ("Г и О, будет... «), который осложняет процесс чтения:
дети,
которые
"видят"
в
слоге
отдельные
буквы
и
пытаются
их
"складывать",
длительное время не могут перейти к слоговому чтению, а соответственно и чтению
целыми
словами.
Это
"складывание"
слов
не
дает
им
возможность
увеличивать
скорость чтения.
После произвольного порядка называния слов следует прочтение слогов по
горизонтали и вертикали, с угла на угол. Очень любят играть в «Путешествие по
таблице»: «Мы начинаем путешествовать со слога БИ. Делаем 2 шага вверх. Какой
слог
прочтём?
-
ИЛ».
Здесь
же
формируем
пространственную
ориентацию,
ориентацию в тетради.
Как только ребенок начинает справляться с очередной таблицей достаточно
быстро и без ошибок, следует переходить к следующей с новым составом слогов.
СЛАЙД.
На одном занятии работаю с парой таблиц: заранее составляю таблицы из тех же
слогов,
которые
входят
в
тренировочную
таблицу,
но
расположенных
в
иной
последовательности. Можно организовать мониторинг выработки автоматизации – по
показателю динамики времени, затраченного на контрольную таблицу.
Чтобы ребятам было интересно, играем с ними в «Школу», в которой сначала я
учитель (называю слог, а ребята его ищут и повторяют), затем меняемся ролями.
СЛАЙД.
А.
Н.
Корнев
предлагает
дискретную
последовательность
перехода
от
элементарных
единиц
чтения
к
более
комплексным.
В
качестве
примера
даёт
примерную схему таких переходов:
Слоги типа: СГ и ГС (Например: мо, ом)
Слоги-слова типа: СГС (Например: лат, сап, мак)
Слоги, слова типа: ССГ и ГСС (Например: сти, арк, сто)
Слоги-слова типа: ССГС и СГСС (Например: стук, верх
гнез, драк, каст,)
Слоги-слова типа: ГССС (Например: омск)
СЛАЙД.
Заканчивая
работу
со
слогами,
предлагаю
не
только
прочитать
слог,
но
и
договаривать его до слова составив его самостоятельно. Например: ЛЕ – лето; РО -
МА
ОК
ИМ
УМ МИ
ГО
КО
АМ МУ
БА
СО
АП
ЕЛ
ЛЕ
ИЛ
СА
ПУ
БУ
ЛИ
ВЕ
ВО
ОС
БИ
ПА
АС
ME
АШ РИ
AM КУ
ЛЕ
ОМ СУ
BE
СИ
ОК
ПИ
ТУ
ОР
ИМ ЛЯ
УС
ДО
Ш
И
УК
РУ
BE
ИЛ
ЧУ
ХА
ДИ
ИК
ЛИ
ИР
СО
СЕ
ПО
ША РО
МИ УТ
рот...). Такое упражнение не только увлекательное, но и развивает фонематический
слух ребенка, а также в дальнейшем способствует осмысленному чтению слов.
Есть и ещё способ использования слоговых таблиц: называю слова, состоящие из
слогов,
входящих
в
таблицу.
Задача
ребёнка
–
отыскать
в
таблице
эти
слоги
в
правильной последовательности.
СЛАЙД.
Использование
слоговых
таблиц
А.
Н.
Корнева
дают
стабильный,
хороший
эффект при регулярном применении и частой смене данных таблиц.