Напоминание

Логопедическая работа по коррекции нарушения чтения на уровне слога у учащихся 1 классов.


Автор: Тюфтерева Наталья Ивановна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №266 ЗАТО Александровск"
Населённый пункт: Мурманская обл., г.Снежногорск
Наименование материала: статья
Тема: Логопедическая работа по коррекции нарушения чтения на уровне слога у учащихся 1 классов.
Раздел: среднее образование





Назад




СЛАЙД.

Логопедическая работа по коррекции нарушения чтения

на уровне слога у учащихся 1 классов.

Тюфтерева Н.И., учитель-логопед

МАОУ «СОШ № 266 ЗАТО Александровск»

Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, проявляется в стойких

и повторяющихся ошибках чтения. Конечно, ошибки чтения, встречаются у всех детей

на

этапе овладения навыком чтения, но

они не стойки и быстро исчезают.

Ошибки

чтения при дислексии, без специальной коррекционной работы могут сохраняться в

течение многих месяцев и лет.

СЛАЙД.

К таким ошибкам относятся: - замены и смешения звуков при чтении; - побуквенное чтение; - искажение

звуко-слоговой структуры слова; - нарушение понимания прочитанного; - аграмматизмы при чтении.

В

коррекции

дислексии

первостепенное

значение

принадлежит

выработке

навыков слогослияния. Дети дислексики продуцируют угадывающее чтение опираясь

на смысловой контекст.

Одна

их

основных

задач

логопеда

при

коррекции

нарушения

чтения

отрабатывать «оперативную единицу чтения» (ОПЕЧ) до автоматизации.

СЛАЙД.

«Оперативная

единица

чтения»

-

это

максимальное

количество

знаков,

которое

одномоментно

опознаётся при чтении.

Навык

чтения

на

начальном

этапе

своего

формирования

осуществляется

под

контролем

сознания.

По

мере

совершенствования

навыка

отдельные

операции

автоматизируются,

осуществляются

в

более

свёрнутом

виде,

и

в

завершении процесса сознание контролирует только конечный результат.

В данной работе использую методику А. Н. Корнева «Называние – поиск

– прочтение (Найди, покажи, назови)». В ней в качестве единицы чтения используется

не отдельно взятая буква, а слог, который является и единицей письма. Эта методика

позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения и более легко

переходить от чтения к письму.

СЛАЙД.

Когда

усвоены

зрительные

образы

букв,

можно

приступать

к

работе

со

слоговыми

таблицами

по

этой

методике.

Можно

использовать

магнитную

или

разрезную

азбуку,

а

можно

самостоятельно

набрать

слоговые

таблицы,

соблюдая

следующие правила:

1.

Обычное количество слогов в таблице – 9 (3*3), постепенно можно увеличить

количество слогов до 16 (4*4) и до 36 (6*6). Усложняя размер таблицы, также

усложняется размер шрифта. В таблице 9 (3*3) размер шрифта – 26, в таблице

16 (4*4) размер шрифта – 20. Последний вид карточек – 36 клеток, размер

шрифта 16.

2.

В одной и той же таблице нужно использовать

как прямые, так и обратные

слоги того же буквенного состава (например, МО и ОМ).

3.

Обратные слоги со звонкими согласными (ОБ, ОВ, ОД, ОГ и т.п.) следует

исключить, так как при произнесении они оглушаются.

4.

На первых порах при составлении таблиц использовать только гласные буквы

А,

О,

У,

Ы

ними

согласные

читаются

твёрдо).

Позднее

начинаем

использовать буквы И, Я, Ё, Ю, Е (с ними согласные читаются мягко).

СЛАЙД.

Перед вами примеры таблиц где используется разный шрифт и разное

количество слогов.

При

работе

с

таблицами

в

произвольном

порядке

называю

слог.

Ребёнок

должен

найти

данный

слог

и

прочитать

его.

Так

как

я

ранее

назвала

слог,

ребёнку

легче

даётся

его

слитное

прочтение.

Если

он

не

может

вспомнить

слог,

предлагаю

ему

на

выбор

несколько

вариантов

ответов: "Это

ГО

или

ГУ?".

Так

мы

ограждаем

ученика

от

вынужденного

побуквенного анализа слога ("Г и О, будет... «), который осложняет процесс чтения:

дети,

которые

"видят"

в

слоге

отдельные

буквы

и

пытаются

их

"складывать",

длительное время не могут перейти к слоговому чтению, а соответственно и чтению

целыми

словами.

Это

"складывание"

слов

не

дает

им

возможность

увеличивать

скорость чтения.

После произвольного порядка называния слов следует прочтение слогов по

горизонтали и вертикали, с угла на угол. Очень любят играть в «Путешествие по

таблице»: «Мы начинаем путешествовать со слога БИ. Делаем 2 шага вверх. Какой

слог

прочтём?

-

ИЛ».

Здесь

же

формируем

пространственную

ориентацию,

ориентацию в тетради.

Как только ребенок начинает справляться с очередной таблицей достаточно

быстро и без ошибок, следует переходить к следующей с новым составом слогов.

СЛАЙД.

На одном занятии работаю с парой таблиц: заранее составляю таблицы из тех же

слогов,

которые

входят

в

тренировочную

таблицу,

но

расположенных

в

иной

последовательности. Можно организовать мониторинг выработки автоматизации – по

показателю динамики времени, затраченного на контрольную таблицу.

Чтобы ребятам было интересно, играем с ними в «Школу», в которой сначала я

учитель (называю слог, а ребята его ищут и повторяют), затем меняемся ролями.

СЛАЙД.

А.

Н.

Корнев

предлагает

дискретную

последовательность

перехода

от

элементарных

единиц

чтения

к

более

комплексным.

В

качестве

примера

даёт

примерную схему таких переходов:

Слоги типа: СГ и ГС (Например: мо, ом)

Слоги-слова типа: СГС (Например: лат, сап, мак)

Слоги, слова типа: ССГ и ГСС (Например: сти, арк, сто)

Слоги-слова типа: ССГС и СГСС (Например: стук, верх

гнез, драк, каст,)

Слоги-слова типа: ГССС (Например: омск)

СЛАЙД.

Заканчивая

работу

со

слогами,

предлагаю

не

только

прочитать

слог,

но

и

договаривать его до слова составив его самостоятельно. Например: ЛЕ – лето; РО -

МА

ОК

ИМ

УМ МИ

ГО

КО

АМ МУ

БА

СО

АП

ЕЛ

ЛЕ

ИЛ

СА

ПУ

БУ

ЛИ

ВЕ

ВО

ОС

БИ

ПА

АС

ME

АШ РИ

AM КУ

ЛЕ

ОМ СУ

BE

СИ

ОК

ПИ

ТУ

ОР

ИМ ЛЯ

УС

ДО

Ш

И

УК

РУ

BE

ИЛ

ЧУ

ХА

ДИ

ИК

ЛИ

ИР

СО

СЕ

ПО

ША РО

МИ УТ

рот...). Такое упражнение не только увлекательное, но и развивает фонематический

слух ребенка, а также в дальнейшем способствует осмысленному чтению слов.

Есть и ещё способ использования слоговых таблиц: называю слова, состоящие из

слогов,

входящих

в

таблицу.

Задача

ребёнка

отыскать

в

таблице

эти

слоги

в

правильной последовательности.

СЛАЙД.

Использование

слоговых

таблиц

А.

Н.

Корнева

дают

стабильный,

хороший

эффект при регулярном применении и частой смене данных таблиц.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!