Напоминание

Игры на развитие логического, образного мышления и речи для старших дошкольников.


Автор: Здорнова Ольга Валеревна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад 33"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игры на развитие логического, образного мышления и речи для старших дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры на развитие логического, образного мышления и речи

для старших дошкольников.

Конструктор

Цель:

развитие

внимания,

аналитических

способностей,

воображения,

умение

концентрироваться

Описание: ребенок усаживается за стол, ему дается комплект деталей и предлагается

собрать определенную картинку. На одну картинку должно уходить не больше 15 минут.

Варианты картинок и наборов деталей:

1) девочка — туловище (трапеция), ноги (2 маленьких прямоугольника), руки (2

маленьких треугольника), голова (круг);

2) дом — основа дома (большой квадрат), крыша (треугольник), окошко (маленький

квадрат), труба на крыше — (маленький прямоугольник);

3) грузовик — основной корпус (большой прямоугольник), 2 колеса (2 кружочка),

кабина — (трапеция), окошко в кабине (маленький прямоугольник).

Материалы и наглядные пособия для игры

Схематичные

картинки

образцы

с

изображением

тех

предметов,

который

составляет ребенок (примерный размер — тетрадный лист), комплект деталей, из которых

можно составить эти картинки.

Поход в гости

Цель: развитие внимания, аналитических способностей, творческого мышления.

Описание: перед началом игры необходимо вырезать из бумаги прямоугольники и

треугольники разных размеров. Затем на столе из них выложить домики (прямоугольники

играют роль основной части дома, треугольники — роль крыши). К этому занятию можно

привлечь и самого ребенка. Рядом разложите картинки с изображением животных. В

нашем случае это будут слон, собака, муравей, кошка, еж.

После этих приготовлений предложите ребенку представить, что сейчас вы с ним

отправитесь в гости к некоторым сказочным персонажам. Но для этого вам необходимо

выяснить, где же они живут. Затем обратите внимание на домики, которые вы вместе

выложили на столе, и картинки животных. Попросите ребенка подумать, в каких домиках

могли бы жить эти животные, и, главное, объяснить, почему он так решил. Если он

затрудняется

и

не

может

найти

правильного

решения,

помогите

ему

наводящими

вопросами.

В этой игре, как и в предыдущей, важно, чтобы ваш ребенок научился логически

рассуждать.

Материалы и наглядные пособиям игры

Несколько

чистых

листов

бумаги

(можно

цветной),

карточки

с

изображением

различных животных или сказочных персонажей (они должны заметно отличаться по

размеру) и ножницы.

Цветочки

Цель: развитие мышления, словарного запаса.

Описание:

в

начале

игры

все

садятся

в

круг,

выбирается

определенная

тема

(например, цветы) и ведущий, который назовет первое слово. Затем участники игры

должны вспомнить все, что можно причислить к этой теме.

Когда будет объявлено о начале игры, ведущий назовет первое слово (например,

тюльпан).

Следующий

за

ним

участник

должен

вспомнить

название

цветка,

которое

должно

начинаться

с

последней

буквы

предыдущего

слова

(например,

незабудка).

Следующий игрок тоже должен назвать цветок, название которого начинается с буквы «а»

(например, астра) и т. д.

В этой игре побеждает тот, кто назовет последним новый цветок.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый лист бумаги и карандаш для каждого участника игры.

Придумай фразу

Цель; развитие внимания, мышления, пополнение словарного запаса.

Описание: эта игра идеально подходит для длительных путешествий или для детей,

которые не могут участвовать в подвижных играх.

Суть этой игры — составление фразы. Ее можно составлять как из коротких слов, так

и из букв номеров машин (этот вариант подходит для игр в дороге). Например, из слова

«ток» можно составить следующие предложение: «Таня отмывает коридор». Из букв

номера машины «мосо» можно составить такое предложение: «Моряки отплывали с

острова».

Из одного слова можно составить несколько предложений. Победителем считается

тот, кто составил большее количество предложений за самое короткое время. Главное,

чтобы предложения были смысловыми и грамотными.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый лист бумаги, карандаш.

Вкусная арифметика

Цель: развитие аналитических способностей, внимания.

Описание: в игре могут участвовать 2 человека. На стол выкладываются конфеты.

Затем

по

очереди

каждый

игрок

может

взять

из

общей

кучи

1,

2

или

3

конфеты.

Проигравшим окажется тот, кто возьмет со стола последнюю конфету. Для того чтобы

выиграть, нужно постараться сделать так, чтобы на столе осталось 5, 9 или 13 конфет. В

этом

случае,

сколько

бы

ваш

соперник

ни

взял

конфет,

ему

все

равно

достанется

последняя.

Материалы и наглядные пособия для игры

Конфеты.

Буквенный лабиринт

Цель:

развитие

аналитических

способностей,

наблюдательности,

памяти,

расширяем словарный запас

Описание: на листе бумаги рисуется квадрат размером 6x6 клеток. Затем в каждой

клетке пишутся буквы алфавита в хаотичном порядке. Суть этой игры состоит в том,

чтобы из букв сложить слова. Двигаться можно и в прямом, и в обратном направлении.

Движение

по

диагонали

тоже

возможно.

Главное,

чтобы

направление

движения

не

нарушалось.

Не

принимаются

имена

собственные

и

названия

городов.

Проигравшим

считается тот, кто последним не сможет придумать нового слова.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистые листы бумаги, карандаши для каждого участника.

Закорючки

Цель: развитие внимания, усидчивости, творческих способностей.

Описание: дайте каждому игроку чистый лист бумаги и карандаш и предложите

нарисовать

какую-нибудь

закорючку

в

центре

листа.

Можно

нарисовать

и

несколько

закорючек, все зависит от желания игроков. Затем все должны поменяться друг с другом

своими листочками. Теперь каждый участник игры должен посмотреть на закорючки,

нарисованные другим человеком, и представить, как их можно дорисовать, чтобы они

превратились в какой-нибудь рисунок. Важно, чтобы все линии предыдущего игрока

сохранились и были задействованы в будущем рисунке. Это может быть и изображение

животного, и портрет человека, и пейзаж. Главное — проявить свою фантазию и образное

мышление.

После того как ребята дорисуют свои картины, можно устроить конкурс на самые

интересные и необычные.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый листок бумаги и карандаш для каждого участника игры.

Используемая литература:

1.

Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа,

2001

.

2.

Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры, тесты.

– Волгоград: Братья Гринины, 1998.

3.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль:

ТОО Гринго, 1995.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!