Автор: Здорнова Ольга Валеревна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад 33"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игры на развитие логического, образного мышления и речи для старших дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Игры на развитие логического, образного мышления и речи
для старших дошкольников.
Конструктор
Цель:
развитие
внимания,
аналитических
способностей,
воображения,
умение
концентрироваться
Описание: ребенок усаживается за стол, ему дается комплект деталей и предлагается
собрать определенную картинку. На одну картинку должно уходить не больше 15 минут.
Варианты картинок и наборов деталей:
1) девочка — туловище (трапеция), ноги (2 маленьких прямоугольника), руки (2
маленьких треугольника), голова (круг);
2) дом — основа дома (большой квадрат), крыша (треугольник), окошко (маленький
квадрат), труба на крыше — (маленький прямоугольник);
3) грузовик — основной корпус (большой прямоугольник), 2 колеса (2 кружочка),
кабина — (трапеция), окошко в кабине (маленький прямоугольник).
Материалы и наглядные пособия для игры
Схематичные
картинки
—
образцы
с
изображением
тех
предметов,
который
составляет ребенок (примерный размер — тетрадный лист), комплект деталей, из которых
можно составить эти картинки.
Поход в гости
Цель: развитие внимания, аналитических способностей, творческого мышления.
Описание: перед началом игры необходимо вырезать из бумаги прямоугольники и
треугольники разных размеров. Затем на столе из них выложить домики (прямоугольники
играют роль основной части дома, треугольники — роль крыши). К этому занятию можно
привлечь и самого ребенка. Рядом разложите картинки с изображением животных. В
нашем случае это будут слон, собака, муравей, кошка, еж.
После этих приготовлений предложите ребенку представить, что сейчас вы с ним
отправитесь в гости к некоторым сказочным персонажам. Но для этого вам необходимо
выяснить, где же они живут. Затем обратите внимание на домики, которые вы вместе
выложили на столе, и картинки животных. Попросите ребенка подумать, в каких домиках
могли бы жить эти животные, и, главное, объяснить, почему он так решил. Если он
затрудняется
и
не
может
найти
правильного
решения,
помогите
ему
наводящими
вопросами.
В этой игре, как и в предыдущей, важно, чтобы ваш ребенок научился логически
рассуждать.
Материалы и наглядные пособиям игры
Несколько
чистых
листов
бумаги
(можно
цветной),
карточки
с
изображением
различных животных или сказочных персонажей (они должны заметно отличаться по
размеру) и ножницы.
Цветочки
Цель: развитие мышления, словарного запаса.
Описание:
в
начале
игры
все
садятся
в
круг,
выбирается
определенная
тема
(например, цветы) и ведущий, который назовет первое слово. Затем участники игры
должны вспомнить все, что можно причислить к этой теме.
Когда будет объявлено о начале игры, ведущий назовет первое слово (например,
тюльпан).
Следующий
за
ним
участник
должен
вспомнить
название
цветка,
которое
должно
начинаться
с
последней
буквы
предыдущего
слова
(например,
незабудка).
Следующий игрок тоже должен назвать цветок, название которого начинается с буквы «а»
(например, астра) и т. д.
В этой игре побеждает тот, кто назовет последним новый цветок.
Материалы и наглядные пособия для игры
Чистый лист бумаги и карандаш для каждого участника игры.
Придумай фразу
Цель; развитие внимания, мышления, пополнение словарного запаса.
Описание: эта игра идеально подходит для длительных путешествий или для детей,
которые не могут участвовать в подвижных играх.
Суть этой игры — составление фразы. Ее можно составлять как из коротких слов, так
и из букв номеров машин (этот вариант подходит для игр в дороге). Например, из слова
«ток» можно составить следующие предложение: «Таня отмывает коридор». Из букв
номера машины «мосо» можно составить такое предложение: «Моряки отплывали с
острова».
Из одного слова можно составить несколько предложений. Победителем считается
тот, кто составил большее количество предложений за самое короткое время. Главное,
чтобы предложения были смысловыми и грамотными.
Материалы и наглядные пособия для игры
Чистый лист бумаги, карандаш.
Вкусная арифметика
Цель: развитие аналитических способностей, внимания.
Описание: в игре могут участвовать 2 человека. На стол выкладываются конфеты.
Затем
по
очереди
каждый
игрок
может
взять
из
общей
кучи
1,
2
или
3
конфеты.
Проигравшим окажется тот, кто возьмет со стола последнюю конфету. Для того чтобы
выиграть, нужно постараться сделать так, чтобы на столе осталось 5, 9 или 13 конфет. В
этом
случае,
сколько
бы
ваш
соперник
ни
взял
конфет,
ему
все
равно
достанется
последняя.
Материалы и наглядные пособия для игры
Конфеты.
Буквенный лабиринт
Цель:
развитие
аналитических
способностей,
наблюдательности,
памяти,
расширяем словарный запас
Описание: на листе бумаги рисуется квадрат размером 6x6 клеток. Затем в каждой
клетке пишутся буквы алфавита в хаотичном порядке. Суть этой игры состоит в том,
чтобы из букв сложить слова. Двигаться можно и в прямом, и в обратном направлении.
Движение
по
диагонали
тоже
возможно.
Главное,
чтобы
направление
движения
не
нарушалось.
Не
принимаются
имена
собственные
и
названия
городов.
Проигравшим
считается тот, кто последним не сможет придумать нового слова.
Материалы и наглядные пособия для игры
Чистые листы бумаги, карандаши для каждого участника.
Закорючки
Цель: развитие внимания, усидчивости, творческих способностей.
Описание: дайте каждому игроку чистый лист бумаги и карандаш и предложите
нарисовать
какую-нибудь
закорючку
в
центре
листа.
Можно
нарисовать
и
несколько
закорючек, все зависит от желания игроков. Затем все должны поменяться друг с другом
своими листочками. Теперь каждый участник игры должен посмотреть на закорючки,
нарисованные другим человеком, и представить, как их можно дорисовать, чтобы они
превратились в какой-нибудь рисунок. Важно, чтобы все линии предыдущего игрока
сохранились и были задействованы в будущем рисунке. Это может быть и изображение
животного, и портрет человека, и пейзаж. Главное — проявить свою фантазию и образное
мышление.
После того как ребята дорисуют свои картины, можно устроить конкурс на самые
интересные и необычные.
Материалы и наглядные пособия для игры
Чистый листок бумаги и карандаш для каждого участника игры.
Используемая литература:
1.
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа,
2001
.
2.
Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры, тесты.
– Волгоград: Братья Гринины, 1998.
3.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль:
ТОО Гринго, 1995.