Автор: Сайфуллина Мадина Нурулловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ФМБОУ ООШ д.Шабагиш - НОШ д.Канчура
Населённый пункт: Респ. Башкортостан, Куюргазинский район, д.Канчура
Наименование материала: доклад
Тема: Формирование здорового образа жизни младших классов
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа д.Шабагиш
Доклад
на тему:
«Формирование здорового образа жизни младших классов»
Учитель начальных классов:
Сайфуллина М.Н.
2019
Введение
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и
народов, а в ХХI веке она становится ещё и первостепенной.
Состояние здоровья школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. По
данным Минздрава на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую
патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья
детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых
выпускников по окончании школы. Все это заставляет бить тревогу, поскольку через
школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется
индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни,
перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное
питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная
экологическая ситуация являются главными причинами этому.
Всё это предполагает актуальность разработки и проведения мероприятий учебно-
воспитательного процесса в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики
заболеваний, как на уроках, так и во внеурочное время.
Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет
многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического
обучения детей . Этой проблемой занимались многие учёные. Результаты
исследований В.Ф.Базарного, Н.Т.Лебедевой, Г.К.Зайцева подтвердили, что
основные факторы нарушений здоровья учащихся имеют
поведенческую основу и напрямую связаны с процессом обучения.
“Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального
благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов”.
(Определение Всемирной организации здравоохранения).
Здоровье учащихся - одна из основных проблем современной жизни.
Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и
учителя начальных классов. Так как здоровье закладывается в детском возрасте, в
начальной школе этому отводится значительная роль, потому что именно через
начальную школу проходят все. М.Г.Волчек к исследованиям валеологического
направления относит разработку проектов по формированию культуры здоровья
молодёжи через повышение профилактических мероприятий, организацию процесса
обучения в соответствии с санитарными правилами и нормами современного
получения знаний об основах здоровья и повышения уровня физической культуры,
поддержания психологического, эмоционального здоровья, использования
здоровьесберегающих технологий. Одним из возможных решений проблемы,
ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о
здоровом образе жизни. Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков и во внеурочной
деятельности. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни
предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: урокам здоровья, беседам,
рисованию, играм, проектной деятельности, включение в режим работы школы
гимнастики до занятий проведение физминуток с учетом активных видов
деятельности на уроке, взаимосвязь с семьей и совместное проведение мероприятий.
Очень важно осознавать, что здоровый человек - это прежде всего счастливый
человек.
Основной целью моей работы стало формирование ЗОЖ у младших школьников.
Для достижения поставленной цели, мною решались следующие задачи:
сформировать знания о здоровье, о факторах его формирующих, укрепляющих и
разрушающих;
укреплять физическое здоровье;
осуществлять профилактику заболеваний;
научить детей чувствовать свой организм;
совершенствовать умения в соблюдении правил личной и школьной гигиены;
выучить комплекс физических упражнений, направленных на укрепление и
сохранение здоровья;
содействовать правильному физическому развитию;
способствовать стремлению учащихся понять окружающих и анализировать своё
отношение к ним;
учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения;
способствовать увеличению знаний о ЗОЖ путём обсуждения проблем;
содействовать утверждению в жизни школьников идей красоты и доброты,
физического и духовного совершенствования;
развивать творческие способности.
Формирование здорового образа жизни младших
школьников.
Здоровье
–
бесценное
достояние
не
только
каждого
человека,
но
и
всего
общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем
им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и
счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать
основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще
желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность,
бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не
купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с
первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой
хорошего
самочувствия
и
успешной
учебы
каждого
ребенка
и
подростка.
Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые
встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа,
однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.
Здоровый образ жизни школьника включает:
правильное питание
занятие физическими упражнениями
закаливание
соблюдение режима дня
соблюдение норм гигиены
Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших
у с л о в и й
е г о
з д о р о в ь я
и
а к т и в н о с т и .
Правильное питание школьника должно быть:
соответствующим возрасту;
желательно четырехразовым;
сбалансированным
по
составу
питательных
веществ
–
белков,
жиров,
углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;
полностью обеспечивать энергетические затраты организма.
У
большинства
неуспешных
учеников
главной
причиной
отставания
в
учебе
является
плохое
состояние
здоровья,
какое-либо
заболевание,
чаще
всего
малозаметное,
но
поддающееся
излечению
только
совместными
усилиями
родителей,
докторов
и
школы.
Здоровье
человека
зависит
не
только
от
наследственных
факторов,
условий
среды,
качества
жизни
(степени
удовлетворенности потребности) но и от образа жизни (как он относится к своему
здоровью). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50
% . Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания
школьников, которые должны воздействовать, прежде всего, на общую культуру
детей.
Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в
необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени
с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения
к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение).
Иными словами, здоровью надо учить.
Актуальность
темы
здорового
образа
жизни
подтверждают
статистические
показатели:
1.
Физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей.
2.
25–35 % детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки
или хронические заболевания.
3.
90– 92 % выпускников средних школ находятся в “третьем состоянии”, т. е.
они ещё не знают, что больны
4.
Только 8–10 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми.5
% взрослого населения страны хронически больны, а 95 % – находятся в
“третьем состоянии”.
Необходимо
сопровождать,
а
не
направлять
развитие
ребёнка,
не
решать
проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно. Режим
дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный
распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и
закаливаний, других видов деятельности в течение суток.
Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том,
что
режим
дня
–
это
на
самом
деле
режим
суток,
все
24
часа
должны
быть
спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл
лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима
в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и
отдыха.
Режим дня школьников включает следующие компоненты:
1.
учебные занятия в школе;
2.
учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);
3.
сон;
4.
питание;
5.
занятия физическими упражнениями;
6.
отдых;
7.
занятия в свободное время.
Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим».
А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенка как некую догму.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое
равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь
мы,
взрослые,
прекрасно
знаем,
что
именно
этот
возраст
характеризуется
эмоциональной
неустойчивостью,
которая
ведет
к
хронической
усталости
и
утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности
ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как
ребенок выучил материал;
повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции
физиологических функций.
Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить
правильно режим дня школьника.
Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать
возрастные возможности.
Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на
свежем воздухе).
Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего
начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный
отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского
организма
в
движении,
общении,
то
есть
школьники
могут
снять
напряжение,
связанное с интенсивной работой в первой половине дня.
Пребывание
детей
на
воздухе
–
это
использование
естественных
факторов
природы
для
оздоровления
и
закаливания
их
организма.
Помните:
чем
больше
ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как
после
прогулки
у
ребенка
розовеют
щеки,
он
становится
активным,
веселым,
перестает жаловаться на усталость.
Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет
гигиена сна.
Потребность во сне составляет:
в 10-12 лет – 9-10 часов,
в 13-14 лет – 9-9,5 часов,
в 15-16 лет – 8,5-9 часов.
Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на
психоэмоциональное
состояние
детей.
Они
сильнее
устают
к
вечеру
и
хуже
справляются с тестами на память и реакцию.
Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это может
привести к расстройству выработанного режима в деятельности организма ребенка.
Питание
Народная мудрость гласит:
«Какова еда и питье – таково и житье».
Внимание к питанию школьников важно потому, что именно в этом возрасте
наиболее часты ошибки в его организации.
Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего
организма.
По
результатам
исследований
российских
психологов,
в
среднем,
ученик
начальной школы, который учится стабильно на «4» и «5», проводит за письменным
столом
дома
не
менее
2,5-3
часов;
ученик
—
шестиклассник
—
3-4
часа,
старшеклассник — 6 и более часов. А ведь нужно еще добавить к этому и школьные
уроки...
- По данным Российских ученых, 51% детей вообще не бывают на улице по
в о з в р а щ е н и ю
и з
ш к о л ы .
- По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо
важнее
для
сохранения
будущего
здоровья,
чем
от
15
лет
до
6 0 .
- У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20% выше. Это приводит к
б ы с т р о м у
и з н а ш и в а н и ю
с е р д ц а .
- По статистике медиков, на 100 родившихся детей у 20 с течением времени
развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц. Как помочь
школьнику,
как
сделать
так,
чтобы
он
начал
жить
активной,
интересной
и
полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив
энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?
Многое для изменения описанной выше ситуации может сделать собственная семья,
в
которой
растет
ребенок.
Ребенок
—
младший
школьник
чрезвычайно
подражателен
и,
если
родители
сами
следят
за
своим
здоровьем,
за
своей
физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые
культивируются в его семье. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно
заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием,
по привычке, выработанной годами. Великое дело — привычка. Зарядка по утрам,
вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на
природе — вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться,
если
родители
не
воспитают
у
детей
привычки
быть
душевно
и
физически
здоровыми. Часто в беседах с родителями слышишь сетования на то, что им некогда,
что
нужно
кормить
семью,
и
нет
времени
на
такие
глупости,
как
занятия
физкультурой и спортом. А главный аргумент — отсутствие времени и денег на
платные секции и кружки. Но не всегда и не за все нужно платить. Достаточно
вместе с ребенком утром или вечером 10 минут подвигаться, но ежедневно и не
зависимо от складывающихся ситуаций — результат успешности ребенка будет
налицо. Ребенку важно, чтобы папа и мама делали упражнения вместе с ним,
помогая ему и одобряя его.
Движение-жизнь
Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое
бездействие.
Аристотель
Одним из наиболее универсальных средств укрепления здоровья человека является
систематическая физическая тренировка или физкультура — просто двигательная
активность. Она повышает работоспособность, улучшает самочувствие, снижает
заболеваемость, регулирует процесс развития и делает его гармоничным.
Что же происходит, если человек мало двигается?
При дефиците движений здоровье человека ухудшается во всех его проявлениях.
Так, малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на
деятельности многих систем организма школьника, особенно на сердечно-
сосудистой и дыхательной , дыхание становится менее глубоким, обмен веществ
понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению
работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание,
ослабляется память, нарушается координация движений, замедляется мышление.
Снижается сопротивляемость организма простудным и инфекционным
заболеваниям.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать
тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется
сутулость.
Поэтому, главное, что я старалась привить детям — потребность в движении, т.е. то,
что в нас заложено самой природой.
Какие же виды физкультурных занятий присутствуют в режиме дня моих
учеников?
Утренняя гигиеническая гимнастика дома, в школе — перед началом уроков
Гимнастика при систематическом проведении имеет гигиеническое и
воспитательное значение. Она способствует быстрому переходу от сна к
бодрствованию, поднимает жизненный тонус, усиливает дыхание и
кровообращение, повышает работоспособность, имеет большое воспитательное
значение, способствуя выработке воли и настойчивости.
При составлении комплексов упражнений утренней гимнастики, я старалась
учитывать определенные требования к их содержанию и характеру. Упражнения
подбирала так, чтобы в них принимали участие основные группы мышц. Их
трудность нарастала в середине зарядки, а к концу постепенно снижалась.
Например:
o
потягивание;
o
ходьба (на месте или в движении);
o
упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;
o
упражнения для мышц туловища, живота;
o
упражнения для мышц ног (приседания, прыжки);
o
упражнения общего воздействия с участием мышц ног, рук (махи,
выпады вперёд, в сторону);
o
двигательные упражнения.
Во время выполнения упражнений слежу за дыханием, так как правильное дыхание:
глубокий вдох и выдох через нос повышает работоспособность организма.
Заключение
Одно из важнейших — создание благоприятного морального климата в семье, что
проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о
здоровье членов семьи.
Второе условие — тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное
стремление быть вместе, общаться, советоваться.
Третье условие — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.
1) Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи
обеспечивается и за счёт совместного участия детей и родителей в разнообразных
делах.
Поэтому всю работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни
я строю в тесном контакте с родителями.
Установлен контакт с родителями по вопросам здоровья детей:
информация врачей о здоровье учащихся на классных и общешкольных собраниях,
их рекомендации по укреплению здоровья школьников;
индивидуальные и групповые консультации «Здоровье» для родителей, совместные
занятия оздоровительной физкультурой для детей родителей, спортивно-
развлекательные праздники «Папа, мама, я — спортивная семья», «Вместе с сыном,
вместе с дочкой».
Лекторий для родителей (лекции врачей, учителей, работников ГАИ, пожарной
охраны, психолога, социолога):
1.
Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.
2.
Физическое воспитание детей в семье.
3.
Режим дня и его значение для здоровья младших школьников.
4.
Основы здорового питания.
5.
Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных
происшествий).
6.
Профилактика вредных привычек.
7.
Формирование у детей навыков личной гигиены.
Дополнительный ресурс успешности этой работы в использовании
профессиональных возможностей родителей — врачей, психологов, спортсменов и
т.д.
Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего
ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с
подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку
динамические игры, состязания.
Родители моих учеников — хорошие помощники при подготовке и проведении
практических занятий по здоровому образу жизни.
В классе оформлен уголок в помощь родителям, где помещаются материалы из
опыта семейного воспитания, фотографии, памятки, советы и т.д.
О наличии у родителей интереса к нашим классным делам говорит тот факт, что всё
большее количество мам и пап принимает активное и непосредственное участие в
организации и проведении спортивных праздников, игр, туристических походов.