Напоминание

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ


Автор: Крапивина Ольга Анатольевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ
Населённый пункт: г. Екатеринбурга
Наименование материала: статья
Тема: ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ДЕТЕЙ

Крапивина Ольга Анатольевна

педагог-организатор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА»

Свердловская обл., г. Екатеринбург

e-mail: nikolenko900@gmail.

com

«Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который

призваны изменить».

1

Игра – одно из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением

на земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с

удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей,

самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и

включает человека в новые для него отношения.

На протяжении многих столетий игра эволюционировала, менялась,

совершенствовалась и приобретала особые качества общественно культурной

жизни. Игры исследовали разные ученые, философы, некоторые ученые,

педагоги

связывают

игру

культурой

религии,

например

праздничные

и

народные игры которые возникли в языческих религиозных обрядах.

Игра

наряду

с

трудом

и

ученьем

один

из

основных

видов

деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на

воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и

совершенствуется самоуправление поведением.

2

Игра

особый

вид

деятельности.

Во-первых,

потому,

что

играть

приятно,

играть

легко,

играть

весело,

в

игре

мы

проживаем

счастливое

состояние.

В

подарок

от

природы

получаем

мы

предрасположенность

и

потребность

в

игре;

генетическая

программа

обеспечивает

нашу

обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается,

упражняясь.

И

ни

один

вид

деятельности

не

обладает

такой

прочной

органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой

развития человека.

1



Белкин А.С. «Горький М О воспитании». Екатеринбург, 2010. - С. 133.

2



Педагогика школы. Под ред. Г.И.Щукиной. - М.: Просвещение, 2008. - С. 99.

Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, придает

весомость

каждому

моменту

игры.

Играют,

чтобы

играть.

Получают

удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое

удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И,

хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не

менее говорят, что «играть», в отличие от «работать», вовсе не трудно. Зная

это, человек вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что

принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьезному – такому, что

не может поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлеченный

ходом игры, он забывает о своем авторитете, перестает заботиться о своем

реноме,

его

вовсе

не

заботит

внешнее

впечатление

от

производимых

действий. Он играет взахлеб.

В-третьих,

любая

игра

содержит

в

себе

элементы

других

видов

деятельности,

а

значит,

обладает

возможностью

приобщать

человека

к

какому-то виду деятельности, еще не освоенному человеком. Вот почему игра

– дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в

мир

человеческой

деятельности

уже

в

некоторой

степени

оснащенным,

подготовленным.

В

игре

заложена

возможность

незаметно

овладевать

некоторыми

умениями,

необходимыми

для

познавательной,

трудовой,

художественной, спортивной деятельности, для общения.

В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не

трудно, а все остальное – поле для свободного проявления индивидуального

«Я».

В

игре

каждое

«Я»

обретает

адекватную

форму.

Поэтому

игра

по

природе своей диагностична.

В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет

начальников

и

подчиненных,

равенство

гарантируется

ролевым

распределением и диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают

счастье от равенства, которого так не достает в социальном мире. Ребенок в

игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его

учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках. Игра –

общение равных.

Игра дает возможность показать или совершенствовать свои задатки и

творческие навыки в применении необходимых игровых атрибутик.

Игра

-

это

непросто

заинтересованность

детей

в

какой

либо

деятельности, это проявления чувств и эмоций

Игра

развивает

воображения,

и

она

создает

фантастические,

нереалистические миры.

Игра

развивает

умственные,

логические

способности

у

каждого

ребенка и вносить интригу в жизнь;

Игра дает развиваться ребенку.

Игра дает ребенку возможность проявлять свои чувства и потребности.

Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях,

проигрывая

их

неоднократно

и

как

бы

понарошку

в

своем

вымышленном мире.

Игра

дает

психологическую

устойчивость

и

снимает

уровень

тревожности,

который

так

высок

сейчас

у

родителей

и

передается

детям.

Игра вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность

в выполнении поставленной целию.

3

Таким образом, педагогическая игра отличается от любой другой игры

тем, что педагогическая игра обладает существенным признаком – четко

поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим

результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и

характеризуются учебно-познавательной направленностью.

На

основе

педагогической

игры

разработаны

педагогические

технологии игры. Они так и называются – игровые технологии.

Технология - это совокупность производственных методов и процессов

в определенной отрасли производства, а также научное описание способов

производства.

Игровые

технологии обладают

средствами,

активизирующими

и

интенсифицирующими

деятельность

учащихся,

эти

средства

составляют

главную идею и основу эффективности результатов.

3



Логинова ВИ, Саморукова ПГ. Педагогика. Ч.1., М., 2005. - С. 174.

Причиной изобретения игровых педагогических технологий являются

главные черты, присущие большинству игр, такие как:

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по

желанию

ребенка,

ради

удовольствия

от

самого

процесса

деятельности, а не только от результата;

творческий,

в

значительной

мере

импровизационный,

очень

активный характер этой деятельности

эмоциональная

приподнятость

деятельности,

соперничество,

состязательность,

конкуренция,

аттракция

и

т.п.

(чувственная

природа игры, «эмоциональное напряжение»);

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание

игры, логическую или временную последовательность ее развития.

В

педагогической

практике

игровая

деятельность

выполняет

такие

функции:

- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить

удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

-

игротерапевтическую:

преодоление

различных

трудностей,

возникающих в других видах жизнедеятельности;

-

диагностическую:

выявление

отклонений

от

нормативного

поведения, самопознание в процессе игры;

-

функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру

личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей

социально-культурных ценностей;

-

социализации: включение

в

систему

общественных

отношений,

усвоение норм человеческого общежития.

Л.С.

Выготский,

рассматривая

роль

игры

в

психическом

развитии

ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает,

но

наоборот,

она

пропитывает

всю

деятельность

ученика.

«В

школьном

возрасте,

-

отмечал

он

-

игра

не

умирает,

а

проникает

в

отношении

действительности.

Она

имеет

свое

внутреннее

продолжение

в

школьном

обучении и труде…».

4

А

теперь

определим

главные

функции

игры

в

современной

образовательной деятельности школы:

1. Функция связанная с адаптацией школьников к школьному режиму, и

формирование устойчивой психики ребенка;

2. Функция устойчивого внимания на уроках;

3. Функция самостоятельной деятельности;

4. Функция качественного усвоения материала;

5. Функция навыков самооценки и самоконтроля;

6. Функция решения проблем в школьном коллективе и выявления

лидеров;

7. Функция коррекции учащихся;

8.

Развитие

психически

процессов,

эмоций,

навыков

и

умений

приобретение новых знаний у учащихся помогает развивать игры

.

5

В структуру игры как деятельности органично входит:

целеполагание,

планирование,

реализация цели,

анализ

результатов,

в

которых

личность

полностью

реализует

себя как субъект.

В структуру игры как процесса входят:

роли, взятые на себя играющими;

игровые действия как средство реализации этих ролей;

игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей

игровыми, условными;

реальные отношения между играющими;

сюжет

(содержание)

область

действительности,

условно

воспроизводимая в игре.

Если рассмотреть игру как форму обучения то, она является одной из

главных и древнейших форм образовательной деятельности.

6

Значение игры

невозможно

исчерпать

и

оценить

развлекательно-рекреативными

возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением,

4



Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. № 6. -

С. 82.

5



Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2002. - С. 93.

6



Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. - С. 122.

отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в

модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно

обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса

в форме различных педагогических игр.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и

ситуаций,

которые

выступают

как

средство

побуждения,

стимулирования

учащихся к познавательной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятии происходит по

таким

основным

направлениям:

дидактическая

цель

ставится

перед

учащимися

в

форме

игровой

задачи;

учебная

деятельность

подчиняется

правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в

учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит

дидактическую

задачу

в

игровую;

успешное

выполнение

дидактического

задания связывается с игровым результатом.

Спектр целевых ориентаций

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность;

применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных

умений

и

навыков,

необходимых

в

практической

деятельности;

развитие

общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование

определенных

подходов,

позиций,

нравственных,

эстетических

и

мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма,

общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений

сравнивать,

сопоставлять,

находить

аналоги,

воображения,

фантазии,

творческих

способностей,

эмпатии,

рефлексии,

умения

находить

оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие:

приобщение

к

нормам

и

ценностям

общества;

адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение

общению; психотерапия.

Место

и

роль

игровой

технологии

в

учебном

процессе,

сочетание

элементов игры и обучения во многом зависит от понимания педагогом

функций и классификации педагогических игр.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР

По области деятельности.

Физические

(двигательные),

интеллектуальные

(умственные),

трудовые, социальные, психологические.

По характеру педагогического процесса.

1.обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2. познавательные, воспитательные, развивающие;

3. репродуктивные, продуктивные, творческие;

4.

коммуникативные,

диагностические,

профориентационные,

психотехнические.

По предметной области.

1.

математические,

химические,

биологические,

физические,

экологические;

2.

музыкальные, театральные, литературные;

3.

трудовые, технические, производственные;

4.

физкультурные, спортивные, туристические, народные;

5.

обще ствоведче ские,

управленче ские,

э ко н ом и ч е с к и е ,

коммерческие.

По игровой среде: различают игры

1. без предметов, с предметами;

2.

настольные,

в

помещении,

на

свежем

воздухе,

на

игровых

площадках;

3. компьютерные, телевизионные, с применением ТСО,

4. технические, со средствами передвижения.

По характеру игровой методики.

Укажем лишь важнейшие из применяемых типов:

предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и

игры-драматизации.

Предметные – это игры с применением предметов (мяч, скакалка.

Сюжетные - это игры когда есть оговоренный сюжет и учащиеся

должны вести себя соответственно данному сюжету.

Ролевые

игры. В

этих

играх

отрабатываются

тактика

поведения,

действий,

выполнение

функций

и

обязанностей

конкретного

лица.

Для

проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации,

между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием», т.е.

это игры, где игроки играют какую либо роль, разыгрывают определенный

сюжет, как бы перевоплощаясь в образ.

Деловые

игры

используются

для

решения

комплексных

задач

усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей,

формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и

изучить учебный материал с различных позиций.

Имитационные

игры.

Имитируется

деятельность

какой-либо

организации, предприятия или его подразделения и т.п. Имитироваться могут

события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, проведение

беседы

и

т.д.).

Сценарий

имитационной

игры,

кроме

сюжета

события,

содержит

описание

структуры

и

назначения

имитируемых

процессов

и

объектов.

Игры-драматизации весьма близки к ролевым играм. Это тоже театр,

но

уже

социально-психологический,

в

котором

отрабатывается

умение

чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого

человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов:

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки

сценария

условного

отображения

ситуации

и

объекта.

В

содержание

сценария

входят:

учебная

цель

занятия,

описание

изучаемой

проблемы,

обоснование

поставленной

задачи,

план

деловой

игры,

общее

описание

процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Далее

идет

ввод

в

игру,

ориентация

участников

и

экспертов.

Определяется

режим

работы,

формулируется

главная

цель

занятия,

обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты

материалов,

инструкций,

правил,

установок.

Собирается

дополнительная

информация.

При

необходимости

учащиеся

обращаются

к

ведущему

и

экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между

участниками

игры.

Негласные

правила

запрещают

отказываться

от

полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре,

подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап

проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет

права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать

действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости

от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых

позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию

работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност,

аналитик.

Организационные позиции:

организатор,

координатор,

интегратор,

контролер, тренер, манипулятор.

Позиции,

проявляющиеся

по

отношению

к

новизне:

инициатор,

осторожный критик, консерватор.

Методологические позиции:

методолог,

критик,

м е тод и с т,

проблематизатор, рефлексирующий, программист.

Социально-психологические позиции:

лидер,

предпочитаемый,

принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления

экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В

заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки,

формулирует

окончательный

итог

занятия.

Обращает

внимание

на

сопоставление

использованной

имитации

с

соответствующей

областью

реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Игровые

технологии

(Пидкасистый

П.И.,

Эльконин

Д.Б.)

обладают

средствами,

активизирующими

и

интенсифицирующими

деятельность

учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид

деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Педагогические возможности игры в жизни коллектива обнаружены

давно, о значении игры писали - Я.А. Коменский, Песталоцци. Значительный

вклад в теорию игры внесли К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.

Игровые

технологии

как

социально-психологический

феномен

являются своеобразной техникой освоения культуры человечества.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на

воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и

совершенствуется

самоуправление

поведением.

Педагогическая

игра

обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и

соответствующим

ей

педагогическим

результатом,

которые

могут

быть

обоснованы,

выделены

в

явном

виде

и

характеризуются

учебно-

познавательной направленностью.

Современная педагогика также признает большую роль игры, которая

позволяет активно включить ребенка в деятельность, улучшает его позиции в

коллективе, создает доверительные отношения. «Игра, по определению Л.С.

Выготского, - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство

усвоения социальных установок».

Различают следующие классификации педагогических игр:

-по

видам

деятельности

(физические,

интеллектуальные,

трудовые,

социальные, психологические);

-по

характеру

педагогического

процесса

(обучающие,

тренировочные,

познавательные,

тренировочные,

контролирующие,

познавательные,

развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные,

компьютерные и др.).

Основные принципы игровых технологий:

-природо – и культуросообразность;

-умение моделировать, драматизировать;

-свобода деятельности;

-эмоциональная приподнятость;

-равноправие.

Цели образования игровых технологий обширны:

-дидактические:

расширение

кругозора,

применение

ЗУН

на

практике,

развитие определенных умений и навыков;

-воспитательные:

воспитание

самостоятельности,

сотрудничества,

общительности, коммуникативности;

-развивающие: развитие качеств и структур личности;

-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к

условиям среды.

Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание

и особенности методики проведения игр зависят от возраста.

В практической работе педагоги дополнительного образования часто

используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-

дидактическим

материалом.

Тематические

игры

связанны

с

изучаемым

материалом,

например,

"Моделирование

случаев

из

жизни",

"Стихийное

бедствие", "Путешествие во времени" и т.п. Особенностью таких занятий

является

подготовка

учащихся

к

решению

жизненно

важных

проблем

и

реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в

которой ученику необходимо действовать.

Обычно

группу

разбивают

на

подгруппы,

каждая

из

которых

самостоятельно работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности

подгрупп обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные

наработки.

Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися

различного

возраста,

от

самых

маленьких

до

старшеклассников

и

используются при организации занятий по всем направлениям деятельности,

что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к

принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников

используют игровые технологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Белкин А.С. «Горький М О воспитании». Екатеринбург, 2010.

2.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,

1991.

3.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //

Вопросы психологии, 1966. № 6.

4.

Дрязгунова В.А. Дидактические игры. М., 2005

5.

Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М, 2010.

6.

Логинова ВИ, Саморукова ПГ. Педагогика. Ч.1., М., 2005.

7.

Никитин Б.П. Развивающие игры. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 2005

8.

Педагогика школы. Под ред. Г.И.Щукиной. - М.: Просвещение, 2008.

9.

Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.:

Гардарики, 2002.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!