Автор: Крапивина Ольга Анатольевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ
Населённый пункт: г. Екатеринбурга
Наименование материала: статья
Тема: ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
Раздел: дополнительное образование
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
ДЕТЕЙ
Крапивина Ольга Анатольевна
педагог-организатор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА»
Свердловская обл., г. Екатеринбург
e-mail: nikolenko900@gmail.
com
«Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который
призваны изменить».
1
Игра – одно из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением
на земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с
удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей,
самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и
включает человека в новые для него отношения.
На протяжении многих столетий игра эволюционировала, менялась,
совершенствовалась и приобретала особые качества общественно культурной
жизни. Игры исследовали разные ученые, философы, некоторые ученые,
педагоги
связывают
игру
культурой
религии,
например
праздничные
и
народные игры которые возникли в языческих религиозных обрядах.
Игра
наряду
с
трудом
и
ученьем
–
один
из
основных
видов
деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением.
2
Игра
–
особый
вид
деятельности.
Во-первых,
потому,
что
играть
приятно,
играть
легко,
играть
весело,
в
игре
мы
проживаем
счастливое
состояние.
В
подарок
от
природы
получаем
мы
предрасположенность
и
потребность
в
игре;
генетическая
программа
обеспечивает
нашу
обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается,
упражняясь.
И
ни
один
вид
деятельности
не
обладает
такой
прочной
органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой
развития человека.
1
Белкин А.С. «Горький М О воспитании». Екатеринбург, 2010. - С. 133.
2
Педагогика школы. Под ред. Г.И.Щукиной. - М.: Просвещение, 2008. - С. 99.
Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, придает
весомость
каждому
моменту
игры.
Играют,
чтобы
играть.
Получают
удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое
удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И,
хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не
менее говорят, что «играть», в отличие от «работать», вовсе не трудно. Зная
это, человек вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что
принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьезному – такому, что
не может поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлеченный
ходом игры, он забывает о своем авторитете, перестает заботиться о своем
реноме,
его
вовсе
не
заботит
внешнее
впечатление
от
производимых
действий. Он играет взахлеб.
В-третьих,
любая
игра
содержит
в
себе
элементы
других
видов
деятельности,
а
значит,
обладает
возможностью
приобщать
человека
к
какому-то виду деятельности, еще не освоенному человеком. Вот почему игра
– дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в
мир
человеческой
деятельности
уже
в
некоторой
степени
оснащенным,
подготовленным.
В
игре
заложена
возможность
незаметно
овладевать
некоторыми
умениями,
необходимыми
для
познавательной,
трудовой,
художественной, спортивной деятельности, для общения.
В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не
трудно, а все остальное – поле для свободного проявления индивидуального
«Я».
В
игре
каждое
«Я»
обретает
адекватную
форму.
Поэтому
игра
по
природе своей диагностична.
В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет
начальников
и
подчиненных,
равенство
гарантируется
ролевым
распределением и диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают
счастье от равенства, которого так не достает в социальном мире. Ребенок в
игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его
учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках. Игра –
общение равных.
Игра дает возможность показать или совершенствовать свои задатки и
творческие навыки в применении необходимых игровых атрибутик.
Игра
-
это
непросто
заинтересованность
детей
в
какой
либо
деятельности, это проявления чувств и эмоций
Игра
развивает
воображения,
и
она
создает
фантастические,
нереалистические миры.
Игра
развивает
умственные,
логические
способности
у
каждого
ребенка и вносить интригу в жизнь;
Игра дает развиваться ребенку.
Игра дает ребенку возможность проявлять свои чувства и потребности.
Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях,
проигрывая
их
неоднократно
и
как
бы
понарошку
в
своем
вымышленном мире.
Игра
дает
психологическую
устойчивость
и
снимает
уровень
тревожности,
который
так
высок
сейчас
у
родителей
и
передается
детям.
Игра вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность
в выполнении поставленной целию.
3
Таким образом, педагогическая игра отличается от любой другой игры
тем, что педагогическая игра обладает существенным признаком – четко
поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим
результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и
характеризуются учебно-познавательной направленностью.
На
основе
педагогической
игры
разработаны
педагогические
технологии игры. Они так и называются – игровые технологии.
Технология - это совокупность производственных методов и процессов
в определенной отрасли производства, а также научное описание способов
производства.
Игровые
технологии обладают
средствами,
активизирующими
и
интенсифицирующими
деятельность
учащихся,
эти
средства
составляют
главную идею и основу эффективности результатов.
3
Логинова ВИ, Саморукова ПГ. Педагогика. Ч.1., М., 2005. - С. 174.
Причиной изобретения игровых педагогических технологий являются
главные черты, присущие большинству игр, такие как:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по
желанию
ребенка,
ради
удовольствия
от
самого
процесса
деятельности, а не только от результата;
творческий,
в
значительной
мере
импровизационный,
очень
активный характер этой деятельности
эмоциональная
приподнятость
деятельности,
соперничество,
состязательность,
конкуренция,
аттракция
и
т.п.
(чувственная
природа игры, «эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание
игры, логическую или временную последовательность ее развития.
В
педагогической
практике
игровая
деятельность
выполняет
такие
функции:
- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить
удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
-
игротерапевтическую:
преодоление
различных
трудностей,
возникающих в других видах жизнедеятельности;
-
диагностическую:
выявление
отклонений
от
нормативного
поведения, самопознание в процессе игры;
-
функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру
личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей
социально-культурных ценностей;
-
социализации: включение
в
систему
общественных
отношений,
усвоение норм человеческого общежития.
Л.С.
Выготский,
рассматривая
роль
игры
в
психическом
развитии
ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает,
но
наоборот,
она
пропитывает
всю
деятельность
ученика.
«В
школьном
возрасте,
-
отмечал
он
-
игра
не
умирает,
а
проникает
в
отношении
действительности.
Она
имеет
свое
внутреннее
продолжение
в
школьном
обучении и труде…».
4
А
теперь
определим
главные
функции
игры
в
современной
образовательной деятельности школы:
1. Функция связанная с адаптацией школьников к школьному режиму, и
формирование устойчивой психики ребенка;
2. Функция устойчивого внимания на уроках;
3. Функция самостоятельной деятельности;
4. Функция качественного усвоения материала;
5. Функция навыков самооценки и самоконтроля;
6. Функция решения проблем в школьном коллективе и выявления
лидеров;
7. Функция коррекции учащихся;
8.
Развитие
психически
процессов,
эмоций,
навыков
и
умений
приобретение новых знаний у учащихся помогает развивать игры
.
5
В структуру игры как деятельности органично входит:
целеполагание,
планирование,
реализация цели,
анализ
результатов,
в
которых
личность
полностью
реализует
себя как субъект.
В структуру игры как процесса входят:
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия как средство реализации этих ролей;
игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей
игровыми, условными;
реальные отношения между играющими;
сюжет
(содержание)
–
область
действительности,
условно
воспроизводимая в игре.
Если рассмотреть игру как форму обучения то, она является одной из
главных и древнейших форм образовательной деятельности.
6
Значение игры
невозможно
исчерпать
и
оценить
развлекательно-рекреативными
возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением,
4
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. № 6. -
С. 82.
5
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2002. - С. 93.
6
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. - С. 122.
отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в
модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса
в форме различных педагогических игр.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и
ситуаций,
которые
выступают
как
средство
побуждения,
стимулирования
учащихся к познавательной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятии происходит по
таким
основным
направлениям:
дидактическая
цель
ставится
перед
учащимися
в
форме
игровой
задачи;
учебная
деятельность
подчиняется
правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в
учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит
дидактическую
задачу
в
игровую;
успешное
выполнение
дидактического
задания связывается с игровым результатом.
Спектр целевых ориентаций
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность;
применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных
умений
и
навыков,
необходимых
в
практической
деятельности;
развитие
общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование
определенных
подходов,
позиций,
нравственных,
эстетических
и
мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма,
общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений
сравнивать,
сопоставлять,
находить
аналоги,
воображения,
фантазии,
творческих
способностей,
эмпатии,
рефлексии,
умения
находить
оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие:
приобщение
к
нормам
и
ценностям
общества;
адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение
общению; психотерапия.
Место
и
роль
игровой
технологии
в
учебном
процессе,
сочетание
элементов игры и обучения во многом зависит от понимания педагогом
функций и классификации педагогических игр.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР
По области деятельности.
Физические
(двигательные),
интеллектуальные
(умственные),
трудовые, социальные, психологические.
По характеру педагогического процесса.
1.обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
4.
коммуникативные,
диагностические,
профориентационные,
психотехнические.
По предметной области.
1.
математические,
химические,
биологические,
физические,
экологические;
2.
музыкальные, театральные, литературные;
3.
трудовые, технические, производственные;
4.
физкультурные, спортивные, туристические, народные;
5.
обще ствоведче ские,
управленче ские,
э ко н ом и ч е с к и е ,
коммерческие.
По игровой среде: различают игры
1. без предметов, с предметами;
2.
настольные,
в
помещении,
на
свежем
воздухе,
на
игровых
площадках;
3. компьютерные, телевизионные, с применением ТСО,
4. технические, со средствами передвижения.
По характеру игровой методики.
Укажем лишь важнейшие из применяемых типов:
предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и
игры-драматизации.
Предметные – это игры с применением предметов (мяч, скакалка.
Сюжетные - это игры когда есть оговоренный сюжет и учащиеся
должны вести себя соответственно данному сюжету.
Ролевые
игры. В
этих
играх
отрабатываются
тактика
поведения,
действий,
выполнение
функций
и
обязанностей
конкретного
лица.
Для
проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации,
между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием», т.е.
это игры, где игроки играют какую либо роль, разыгрывают определенный
сюжет, как бы перевоплощаясь в образ.
Деловые
игры
используются
для
решения
комплексных
задач
усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей,
формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и
изучить учебный материал с различных позиций.
Имитационные
игры.
Имитируется
деятельность
какой-либо
организации, предприятия или его подразделения и т.п. Имитироваться могут
события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, проведение
беседы
и
т.д.).
Сценарий
имитационной
игры,
кроме
сюжета
события,
содержит
описание
структуры
и
назначения
имитируемых
процессов
и
объектов.
Игры-драматизации весьма близки к ролевым играм. Это тоже театр,
но
уже
социально-психологический,
в
котором
отрабатывается
умение
чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого
человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов:
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки
сценария
–
условного
отображения
ситуации
и
объекта.
В
содержание
сценария
входят:
учебная
цель
занятия,
описание
изучаемой
проблемы,
обоснование
поставленной
задачи,
план
деловой
игры,
общее
описание
процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее
идет
ввод
в
игру,
ориентация
участников
и
экспертов.
Определяется
режим
работы,
формулируется
главная
цель
занятия,
обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты
материалов,
инструкций,
правил,
установок.
Собирается
дополнительная
информация.
При
необходимости
учащиеся
обращаются
к
ведущему
и
экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между
участниками
игры.
Негласные
правила
запрещают
отказываться
от
полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре,
подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап
проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет
права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать
действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости
от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых
позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию
работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност,
аналитик.
Организационные позиции:
организатор,
координатор,
интегратор,
контролер, тренер, манипулятор.
Позиции,
проявляющиеся
по
отношению
к
новизне:
инициатор,
осторожный критик, консерватор.
Методологические позиции:
методолог,
критик,
м е тод и с т,
проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции:
лидер,
предпочитаемый,
принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления
экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В
заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки,
формулирует
окончательный
итог
занятия.
Обращает
внимание
на
сопоставление
использованной
имитации
с
соответствующей
областью
реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Игровые
технологии
(Пидкасистый
П.И.,
Эльконин
Д.Б.)
обладают
средствами,
активизирующими
и
интенсифицирующими
деятельность
учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид
деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Педагогические возможности игры в жизни коллектива обнаружены
давно, о значении игры писали - Я.А. Коменский, Песталоцци. Значительный
вклад в теорию игры внесли К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.
Игровые
технологии
как
социально-психологический
феномен
являются своеобразной техникой освоения культуры человечества.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется
самоуправление
поведением.
Педагогическая
игра
обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и
соответствующим
ей
педагогическим
результатом,
которые
могут
быть
обоснованы,
выделены
в
явном
виде
и
характеризуются
учебно-
познавательной направленностью.
Современная педагогика также признает большую роль игры, которая
позволяет активно включить ребенка в деятельность, улучшает его позиции в
коллективе, создает доверительные отношения. «Игра, по определению Л.С.
Выготского, - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство
усвоения социальных установок».
Различают следующие классификации педагогических игр:
-по
видам
деятельности
(физические,
интеллектуальные,
трудовые,
социальные, психологические);
-по
характеру
педагогического
процесса
(обучающие,
тренировочные,
познавательные,
тренировочные,
контролирующие,
познавательные,
развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные,
компьютерные и др.).
Основные принципы игровых технологий:
-природо – и культуросообразность;
-умение моделировать, драматизировать;
-свобода деятельности;
-эмоциональная приподнятость;
-равноправие.
Цели образования игровых технологий обширны:
-дидактические:
расширение
кругозора,
применение
ЗУН
на
практике,
развитие определенных умений и навыков;
-воспитательные:
воспитание
самостоятельности,
сотрудничества,
общительности, коммуникативности;
-развивающие: развитие качеств и структур личности;
-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к
условиям среды.
Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание
и особенности методики проведения игр зависят от возраста.
В практической работе педагоги дополнительного образования часто
используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-
дидактическим
материалом.
Тематические
игры
связанны
с
изучаемым
материалом,
например,
"Моделирование
случаев
из
жизни",
"Стихийное
бедствие", "Путешествие во времени" и т.п. Особенностью таких занятий
является
подготовка
учащихся
к
решению
жизненно
важных
проблем
и
реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в
которой ученику необходимо действовать.
Обычно
группу
разбивают
на
подгруппы,
каждая
из
которых
самостоятельно работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности
подгрупп обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные
наработки.
Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися
различного
возраста,
от
самых
маленьких
до
старшеклассников
и
используются при организации занятий по всем направлениям деятельности,
что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к
принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников
используют игровые технологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Белкин А.С. «Горький М О воспитании». Екатеринбург, 2010.
2.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,
1991.
3.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //
Вопросы психологии, 1966. № 6.
4.
Дрязгунова В.А. Дидактические игры. М., 2005
5.
Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М, 2010.
6.
Логинова ВИ, Саморукова ПГ. Педагогика. Ч.1., М., 2005.
7.
Никитин Б.П. Развивающие игры. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 2005
8.
Педагогика школы. Под ред. Г.И.Щукиной. - М.: Просвещение, 2008.
9.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.:
Гардарики, 2002.