Напоминание

Имена существительные 2 склонения.


Автор: Валентина Васильевна Клюева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Мкоу Богучанская СОШ№3
Населённый пункт: Богучаны, Красноярский край
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Имена существительные 2 склонения.
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока по русскому языку в 4 А классе.

Тема: Имена существительные 2-го склонения. Падежные окончания имен существительных 2 склонения.

Тип урока

Освоение новых знаний

Педагогические

задачи

Создать условия для ознакомления со 2-м склонением имен существительных (единственного числа), установления отличительных

признаки имен существительных 2-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного;

способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; содействовать воспитанию интереса к

русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые

предметные

результаты

Познакомятся с ударными и безударными падежными окончаниями имен существительных 2-го склонения; научатся определять тип

склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор

имени существительного

Метапредметные

УУД

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под

руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством

учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой

деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат

своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других,

высказывать свою точку зрения на события, поступки; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной

позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные

результаты

Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни

общества; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять

уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе

выполнения совместной деятельности на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

(осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

учащегося

II. Актуализация

знаний.

– Припомните тему предыдущего урока русского

языка.

Имена существительные 1 склонения.

Озвучивают признаки по которым выделяем

имена существительные 1 склонения.( род и

Прочитайте загадку на доске

–Занят в селе он важной работой:

Урожай - его забота,

Чтобы в поле смогли уродиться

Овес, гречиха и пшеница.

-Про кого эта загадка?

Выпишите имена существительные в начальной

форме, определив род и выделив окончания

- Подумайте, можно ли их представить одной

группой.

- Что получилось?

- Какая проблема возникла? Почему?

- Как звучит профессия, о которой идет речь в

загадке?

окончание).

Про человека, работающего на земле.

1 группа: работа, забота, гречиха, пшеница-

существительные 1 склонения.

2 группа: урожай, овес, село, поле- ? склонение.

(В группе имена существительные мужского

рода с нулевым окончанием и среднего рода с

окончаниями –о –е. Не знаем к чему относятся

такие имена существительные).

Выделять существенную

информацию

из текста загадки. Выдвигать

гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять

актуализацию личного

жизненного опыта. Уметь

слушать в соответствии с

целевой установкой. Принимать

и сохранять учебную цель и

задачу

Работа над

словами с

непроверяемым

написанием

АГРОНОМ – специалист в области земледелия.

Слово образовано от греческого АГРОС – «поле,

земля» и НОМОС – «закон». Изначально АГРОНОМ

– «знающий законы земледелия». АГРОНОМ –

АГРОС, НОМОС = «знающий законы земледелия».

Агроном, агрономия, агрономический.

(Записывают в тетрадях, образовывают

родственные слова, выделяют орфоргаммы,

корень). К какой группе мы можем слово

агроном добавить? (2 группа- муж. род. с

нулевым окончанием)

III. Сообщение

темы урока.

Определение

целей урока.

Работа по новому

материалу

- Какова тема урока? Какие задачи вы

поставите перед собой?

В группе имена существительные мужского

рода с нулевым окончанием и среднего рода с

окончаниями –о –е.

Узнать к чему относятся такие имена

существительные?

Принимать

и сохранять учебную цель

и задачу. Анализировать,

находить общее и различия,

делать выводы. Осознанно и

произвольно строить речевое

Работа с правилом.

Стр.93. составьте кластер в тетради.

Прочитывают правило.

Составляют и озвучивают кластер.

высказывание

в устной форме

IV.

Наблюдение над

языковым

материалом.

В мире моды овощной

Каждый блещет красотой.

Фиолетовый кафтан

Надевает…(баклажан)

Он никогда и никого не обижал на свете.

Чего же плачут от него взрослые, и дети?

(лук)

Я лежу на грядке гордо,

Греет солнце мой бочок.

Я – зелёный, вкусный, твёрдый,

И зовусь я…(кабачок)

За домом участок,

Земли мы имеем,

На нём для себя,

Растим, что умеем!

(огород)

Сначала пашут,

Потом засевают,

Время придёт,

Урожай собирают!

(поле)

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все (солнце)

Отгадывают загадки, записывают отгаданные

слова. Объясняют

– Слова «баклажан,лук,кабачок,огород» –

мужского рода и с нулевым окончанием- 2

склонения. Слова «поле, солнце » – среднего

рода рода с окончаниями –о, -е- 2 склонение.

Осуществлять анализ объектов

с опорой на визуализацию

– Записать в тетради и определите склонение

слов-отгадок

V. Первичное

закрепление

знаний.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 163).

– Прочитайте. Докажите, что данные имена

существительные 2-го склонения. Образуйте от

каждого из них однокоренное имя существительное

2-го склонения.

– Запишите пары однокоренных имен

существительных, вставляя пропущенные буквы.

Выполняют работу в тетради, на интерактивной

доске данное упражнение с объяснением

выполняется для сличения с образцом.

Осуществлять анализ объектов

с опорой на визуализацию

Осознанно и произвольно

строить речевое высказывание в

устной форме.

Работа

по учебнику

(по таблице

Стр 95)

Пронаблюдайте есть ли различия в написании

ударных и безударных падежных окончаний в одном

и том же падеже.

- Какое слово можно считать опорным для написания

безударных окончаний? Например, слово слон.

Вывод: Безударные окончания имен

существительных 2 склонения пишутся также,

как под ударением.

VI. Дальнейшая

работа

по закреплению и

обобщению

приобретенных

знаний и умений.

Работа с диском

«Кирилл и

Мефодий» и по

карточкам

Работа с интерактивной доской и диском «Кирилл и

Мефодий»

урок 13 Задание «Поставить пропущенные

окончания имен сущечтвительных 1 и 2 склонения»

Организует индивидуальную работу по карточкам.

Карточка 1.

Выпишите имена существительные второго

склонения.

Запись в тетради:

Без запинк…, на осинк…, перламутр…., у

Саш….., в каш…. И т.д .

Обобщают способы действия по правилу,

применяют на практике алгоритмические

предписания, инструкции. Выполняют работу по

карточкам.

Понимать

на слух ответы учащихся.

Слушать собеседника. Строить

понятные для собеседника

высказывания. Аргументировать

свою точку зрения. Адекватно

использовать речевые средства

для решения различных

Москва, багаж, Волга, вагон, тень, беседа, лошадь,

билет, вратарь, трамвай, комбайн, тарелка, пейзаж,

деревня, степь, поле, село.

Карточка 2.

Допишите пословицы. Определите склонение

вставленных имен существительных. Выделите

окончания.

Маленькое …….. лучше большого ………….

Без ………жить – только ………. коптить.

Карточка 3.

Отгадайте загадку: Определите склонение имен

сушествительных

Есть в квартире молодец.

Математик и мудрец.

Постоянно круглый год

Точный счет он дням ведет.

(календарь)

Раньше календарь называли численник.

Ключи

Карточка 1.

Багаж, вагон, билет, вратарь, трамвай,

комбайн, пейзаж, поле, село.

Карточка 2.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Без дела жить – только небо коптить.

Карточка 3.

Молодец, математик, мудрец, год, день- 2

склонение.

Календарь-2 склонение.

Численник- 2 склонения.

коммуникативных задач.

Планировать свое действие

в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее

реализации

Самостоятельная

работа

Просклоняйте слова календарь и численник.

- Вызывало ли затруднение склонение 1 слова? А

второго? В каком падеже при склонении 2 слова вы

обращались к опорному слову?

-

П.п.( О чем?) о численнике ( о слоне или о

календаре)

VII. Итог урока.

Рефлексия

Сегодня на уроке узнал(а)………

Осуществлять самоконтроль

учебной деятельности

– Что нового узнали на уроке?

Научился(лась)……………..

Могу поделиться……………..

– Достигли ли вы целей урока?

– Что помогло и что помешало вашей работе на

уроке?

– Какое задание вам особенно понравилось?

– В каком задании вы встретили затруднения?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените

себя

Домашнее

задание

– Выполнить упражнение 164 в учебнике.

Просклонять слово агроном.

Внимательно слушают, задают уточняющие

вопросы

Осознавать, принимать,

сохранять учебные задачи



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!