Автор: Серкова Алина Андреевна
Должность: Педагог- организатор
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА"
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Аналитическое исследование
Тема: Изменение функций досуга у подростков в возрасте 14-17 лет
Раздел: дополнительное образование
Изменение функций досуга у подростков 14-17 лет.
Развитие подростков, как социальной группы является одной из тем,
которые постоянно актуальны. Такая социальная группа постоянно
подвергаются изменениям. Досуговая сфера выступает одной из важнейших в
жизни каждого человека, а особенно в жизни детей. Это обусловлено тем, что
данной социально-демографической группе присуща особо активная
социальная мобильность, обострена потребность самореализации и
самоидентификации. Таким образом, представляет интерес изучение
специфики данной сферы, тенденций в ее изменении.
Объектом выступает досуг современных подростков в возрасте 14-17
лет. Предметом исследования работы: изменения в структуре досуга. Цель
исследования изучить изменения в структуре досуга подростков.
Для достижения поставленной нами цели, были выдвинуты
следующие задачи:
- определить сущность социологического подхода к понятию досуга;
- выяснить основные характеристики досуга подростков;
- определить основные тенденции изменения досуга подростков;
- выявить зависимость досуга от социально-демографических
характеристик респондентов
Рассмотри теории на которые опирается данная работа:
Институциональная теория (Г. Беккер, А. Босков, Г. Батищев, А. Орлов,
Ю. Красильников, Т. Киселева) уделяет внимание взаимосвязи индивида и
социальных институтов. В рамках институциональной теории досуг
приобретает статус социального института.
Политическая теория (Т. Веблен) основывается на макротеории
социальной стратификации М. Вебера: социальные страты имеют свой
социальный статус и «стиль жизни», определяющийся наличием власти и
определенного экономического положения. Именно данная концепция
положила начало изучению досуга в рамках социальных групп, что весьма
актуально для современной социологии.
Гуманистическая теория рассматривает досуговую реальность как
внешнюю форму проявления творческого начала.
В теоретической части нашего исследования существенное значение
для раскрытия темы представляет изучение категорий «досуг» и «свободное
время» в их современном значении. Нами были рассмотрены основные
функции досуга. Так же теоретические и методологические подходы к
понятию и изучению досуга и досуговых форм. Опирались на работы таких
авторов, как К. Маркс,Р. Парк, Э. Берджес, Т. Парсонс, Р. Мертон.
В работе выделены две главные формы досуга подростков:
организованный и неорганизованный. К сфере организованного досуга
относят подростковые организации, дома культуры, кружки, секции.
Формально образовательные организации оказывают помощь в воспитании
нового поколения, помогают в профилактике девиантного поведения.
Неорганизованный досуг появляется спонтанно и функционирует вне
контроля.
Для выбранной темы мы использовали онлайн-опрос, так как, он имеет
большую широту обхвата. В нём приняли участие 163 респондента в возрасте
от 30 до 40 лет, все они являлись родителями подростков в возрасте от 14 до
17 лет. В качестве второго метода было выбрано глубинное интервью, в
количестве 6 информантов, они являлись родителями детей каждого возраста
из выборки (14, 14, 15, 16, 17, 17 лет). Оно позволило добраться до самых
мелких деталей информантов, которые стали важны для решения задач
исследования.
В эмпирической части исследования подтверждаются различные
теоретические положения. Мы выявили, что для большинства подростков
досуг несёт развлекательную и познавательную направленность. Пассивному
отдыху предпочитается активный. Значима роль интернета в досуге
подростков. Высокий интерес вызывает посещение различных домов
творчества. Популярными стали такие виды досуга, как занятия творчеством,
походы в кино, музеи, выставки, различные курсы. Пришли к выводу, что
навыки полученные в начальной школе во многом обуславливают свободное
время и досуг подростков. Важным фактором обуславливающем особенности
досуга и тенденций изменения- возраст детей респондентов. Подростки
ставят в приоритет учебу, качественное выполнение которой, обеспечивает
хороший отдых.
Наименее популярными видами досуговой деятельности стали:
походы в театр, чтение книг, провождение время на улице. Большинство
детей респондентов избегают проводить досуг в одиночестве. Так же было
выяснено, что одним из ключевым факторов, определяющим досуг
подростков, становится материальное положение их семьи, оно
детерминирует и содержание досуга, и функции, которые он выполняет, и
удовлетворенность этим самым досугом.
С помощью полученных данных нам удалось подтвердить некоторые
положения конфликтологического подхода и теории социальной
стратификации. На основе сопоставления результатов проведенного нами
исследования и результатов прошлых лет (пяти и десяти летней давности)
были проанализированы тенденции, наблюдаемые в изменении
подросткового досуга.
В данной работе была предпринята попытка выявления и анализа
существующих тенденций в изменении подросткового досуга, его
содержании и направленности.