Напоминание

Изменение функций досуга у подростков в возрасте 14-17 лет


Автор: Серкова Алина Андреевна
Должность: Педагог- организатор
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА"
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Аналитическое исследование
Тема: Изменение функций досуга у подростков в возрасте 14-17 лет
Раздел: дополнительное образование





Назад




Изменение функций досуга у подростков 14-17 лет.

Развитие подростков, как социальной группы является одной из тем,

которые постоянно актуальны. Такая социальная группа постоянно

подвергаются изменениям. Досуговая сфера выступает одной из важнейших в

жизни каждого человека, а особенно в жизни детей. Это обусловлено тем, что

данной социально-демографической группе присуща особо активная

социальная мобильность, обострена потребность самореализации и

самоидентификации. Таким образом, представляет интерес изучение

специфики данной сферы, тенденций в ее изменении.

Объектом выступает досуг современных подростков в возрасте 14-17

лет. Предметом исследования работы: изменения в структуре досуга. Цель

исследования изучить изменения в структуре досуга подростков.

Для достижения поставленной нами цели, были выдвинуты

следующие задачи:

- определить сущность социологического подхода к понятию досуга;

- выяснить основные характеристики досуга подростков;

- определить основные тенденции изменения досуга подростков;

- выявить зависимость досуга от социально-демографических

характеристик респондентов

Рассмотри теории на которые опирается данная работа:

Институциональная теория (Г. Беккер, А. Босков, Г. Батищев, А. Орлов,

Ю. Красильников, Т. Киселева) уделяет внимание взаимосвязи индивида и

социальных институтов. В рамках институциональной теории досуг

приобретает статус социального института.

Политическая теория (Т. Веблен) основывается на макротеории

социальной стратификации М. Вебера: социальные страты имеют свой

социальный статус и «стиль жизни», определяющийся наличием власти и

определенного экономического положения. Именно данная концепция

положила начало изучению досуга в рамках социальных групп, что весьма

актуально для современной социологии.

Гуманистическая теория рассматривает досуговую реальность как

внешнюю форму проявления творческого начала.

В теоретической части нашего исследования существенное значение

для раскрытия темы представляет изучение категорий «досуг» и «свободное

время» в их современном значении. Нами были рассмотрены основные

функции досуга. Так же теоретические и методологические подходы к

понятию и изучению досуга и досуговых форм. Опирались на работы таких

авторов, как К. Маркс,Р. Парк, Э. Берджес, Т. Парсонс, Р. Мертон.

В работе выделены две главные формы досуга подростков:

организованный и неорганизованный. К сфере организованного досуга

относят подростковые организации, дома культуры, кружки, секции.

Формально образовательные организации оказывают помощь в воспитании

нового поколения, помогают в профилактике девиантного поведения.

Неорганизованный досуг появляется спонтанно и функционирует вне

контроля.

Для выбранной темы мы использовали онлайн-опрос, так как, он имеет

большую широту обхвата. В нём приняли участие 163 респондента в возрасте

от 30 до 40 лет, все они являлись родителями подростков в возрасте от 14 до

17 лет. В качестве второго метода было выбрано глубинное интервью, в

количестве 6 информантов, они являлись родителями детей каждого возраста

из выборки (14, 14, 15, 16, 17, 17 лет). Оно позволило добраться до самых

мелких деталей информантов, которые стали важны для решения задач

исследования.

В эмпирической части исследования подтверждаются различные

теоретические положения. Мы выявили, что для большинства подростков

досуг несёт развлекательную и познавательную направленность. Пассивному

отдыху предпочитается активный. Значима роль интернета в досуге

подростков. Высокий интерес вызывает посещение различных домов

творчества. Популярными стали такие виды досуга, как занятия творчеством,

походы в кино, музеи, выставки, различные курсы. Пришли к выводу, что

навыки полученные в начальной школе во многом обуславливают свободное

время и досуг подростков. Важным фактором обуславливающем особенности

досуга и тенденций изменения- возраст детей респондентов. Подростки

ставят в приоритет учебу, качественное выполнение которой, обеспечивает

хороший отдых.

Наименее популярными видами досуговой деятельности стали:

походы в театр, чтение книг, провождение время на улице. Большинство

детей респондентов избегают проводить досуг в одиночестве. Так же было

выяснено, что одним из ключевым факторов, определяющим досуг

подростков, становится материальное положение их семьи, оно

детерминирует и содержание досуга, и функции, которые он выполняет, и

удовлетворенность этим самым досугом.

С помощью полученных данных нам удалось подтвердить некоторые

положения конфликтологического подхода и теории социальной

стратификации. На основе сопоставления результатов проведенного нами

исследования и результатов прошлых лет (пяти и десяти летней давности)

были проанализированы тенденции, наблюдаемые в изменении

подросткового досуга.

В данной работе была предпринята попытка выявления и анализа

существующих тенденций в изменении подросткового досуга, его

содержании и направленности.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!