Автор: Глазырина Любовь Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ присмотра и оздоровления № 143
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие речи дошкольников через дидактическую игру
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи дошкольников через дидактическую игру
С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. Один из
наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом – это речь.
Ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение с
окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы,
договориться со сверстниками о совместной игре. Постепенно у ребёнка
расширяется круг связей с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо
понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому необходимы такие методические
приёмы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересованность каждого
воспитанника к овладению родным языком, что является одним из самых важных
приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Взрослым необходимо постоянно
создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой
деятельности. Изучая методическую литературу и анализируя результаты
диагностики, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста
развитие речи происходит быстрее. В дошкольном возрасте, игра является
основным видом деятельности. Дидактическая игра - одна из форм обучающего
воздействия взрослого на ребёнка. Таким образом, дидактическая игра имеет две
цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая,
ради которой действует ребёнок. Уже с самого раннего возраста детям доступны
дидактические игры. Наблюдая за играми детей в своей работе особое внимание
уделяю словесным дидактическим играм. Например, такая игра как «Чья тень?» она
учит различать предметы по форме. Пользоваться приёмами зрительного
наложения. Развивает внимание, память, речь, наблюдательность и усидчивость.
Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания,
формируются представления об окружающем мире, развивается связная речь, а
также дети учатся соблюдать правила игры.
В процессе дидактической игры умственные процессы активизируются и
принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить
полученные знания при обучении. Поэтому мною была выбрана тема по
саморазвитию: "Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру".
Так как игра занимает важное место в развитии ребенка, выбранная мной тема
актуальна и на современном этапе. Выбрав тему и поставив перед собой цель,
развивать речь детей через дидактическую игру, мною были определены этапы
работы по саморазвитию. Для того чтобы достичь этой цели и служат
дидактические игры. Для каждого этапа подобраны и систематизированы
дидактические игры, подбор которых проводился по разделам: формирование
словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, развитие связной речи.
Подбор игр осуществляется по возрастным особенностям и с учетом усложнений
их по дидактическому содержанию. От возраста к возрасту идет постепенное
усложнение методов и приемов обучения развитию речи.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста особое внимание уделяю
звуковой культуре речи и обогащению словаря, т.к. отсутствие большинства звуков
сказывается на произношении слов. В среднем дошкольном возрасте особое
внимание уделяется формированию грамматическому строю речи. У детей этого
возраста наблюдается рост активного словаря, употребление предложений более
сложной структуры, что часто является одной из причин увеличения количества
грамматических ошибок. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее
характерным является активное освоение речевых конструкций разного типа.
Ребенок осваивает форму монолога, параллельно с развитием связной речи
происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой
стороны слова. В этом возрасте большое значение имеют дидактические игры на
развитие фонематического слуха и зрительно-слухового анализа, на развитие мелкой
моторики, что очень важно для подготовки пальцев руки к письму.
Работа с детьми проводится по разработанному плану, в совместной деятельности,
на прогулке, а также игры включены в занятия по развитию речи, ознакомление с
окружающим. Использование дидактических игр на занятиях способствует
правильному и отчетливому произнесению звуков, слов, фраз, темпу речи, ее
громкости, а также речевому слуху. В дальнейшем при работе со старшими
дошкольниками полноценное развитие этих сторон речи является основой для
обучения их грамоте. Для успешной работы я использовала разнообразную
методическую литературу таких авторов как: А.К.Бондаренко, М.М. Алексеева, О.С.
Ушакова, М.Ф. Фомичева и др.
Между тем опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно
достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом
работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись
равноправными участниками развивающего процесса. Для этого мною были
разработаны консультации, памятки для родителей, были проведены тематические
родительские собрания: "Игры и упражнения по развитию речи детей», "Развитие
речи младших дошкольников" "Речевое развитие детей старшего возраста",
"Дидактические игры в летний период " и др. Собрания стараюсь проводить в
игровой форме, чтобы родители немного почувствовали себя детьми, отключились
от повседневных забот. А самое главное научились сами играть и могли научить
играть своих детей.
В индивидуальной беседе старалась тактично и ненавязчиво объяснить родителям,
дети которых нуждаются в помощи специалистов, всю серьезность положения. Ведь
многие родители считают, что ребенок заговорит сам, без чьей либо помощи, но это
заблуждение. Часто советую родителям больше разговаривать с детьми, читать
книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин, можно поиграть в словесные
игры. Многие родители прислушиваются к советам и когда виден результат, говорят
спасибо.