Автор: Томская Изольда Иннокентьевна
Должность: педагог-хореограф
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДОД"Кэрэли""
Населённый пункт: Мегино-Кангаласский улус
Наименование материала: статья
Тема: Особенности постановки "Северного танца"
Раздел: дополнительное образование
Тема дипломной работы: «Особенности постановки северного танца».
Актуальность. Изучение быта, нравов, традиций танцевальной культуры северных
народов, развивает эмоционально – нравственную и сенсорную культуру личности,
пробуждает способность видеть, ценить и сознавать красоту в жизни и искусстве: развивает
воображение и творческие способности, закладывает основы художественной культуры
современного человека.
Целью работы является: рассмотреть особенности постановки северного танца.
Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить традиции, обычаи северных народов;
- рассмотреть быт, обряды эвенков, юкагиров и долганов;
- описать в общих чертах программу МБОУ «ЦДОД»;
- дать оценку практической значимости программы МБОУ «ЦДОД»;
- сделать анализ постановки танца «Орончикан»;
Объект работы: северный танец
Предмет работы: постановка северного танца «Орончикан».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы.
Практическая значимость: данная работа может быть использована
руководителями хореографических коллективов в качестве методического пособия.
Северный танец – уникален и древен, самобытен и своеобразен. Северная
цивилизация, в которой мир людей слит с миром природы, подарила культуре танец с
уникальной пластикой, заимствованной у животных и птиц. В первой главе рассмотрели
обычаи, нравы и быт северных народов. Общим для танцевально – пластической культуры
северных народов оказывается то, что танцы не только выполняют ритуальные функции, но и
могут исполняться в любое время по желанию собравшихся для достижения какой-то цели.
В практической части дипломной работы было создание Общеразвивающей
программы дополнительного образования детей «Северные танцы» на базе МБУ ДО
«Центр дополнительного образования детей «Мегино – Кангаласского района»».
Программа была составлена по хореографическому направлению в 2017 году. Она
соответствует и базируется на основных нормативных документах устава ЦДОД.
Целесообразность программы обусловлена рядом обстоятельств:
Во – первых, особенно важно решение данной задачи в связи с тем, что последние годы
эстетическому воспитанию и образованию уделялось незаслуженно мало внимания;
Во – вторых, программа является составной частью образовательной программы
Батаринской средней общеобразовательной школы и обуславливается реализацию
эстетического компонента школьного образования;
В третьих, возникает необходимость поддержки высокого уровня хореографической
подготовки обучающихся.
Идея программы – диалог с танцевальной культурой народов Севера, позволяющий
обучающимся познакомиться с культурой и обрести себя как субъект культуры.
Содержание программы направлена на изучение характерных особенностей, манера и
техника исполнения танцев Северных регионов России.
На первый год обучения были реализованы постановки танцев, как Корякский,
Орончикан и Северное сияние.
При постановке северного танца «Орончикан» был использован материал разных
народов севера.
Исходя из изученного материала, поставленный нами танец «Орончикан» имеет два
характера: подражательный, где мама олени имитируют движения, показывая своим детям,
оленята повторяли за мамами оленями. Для составления сюжетной линии танца опирались на
традиционное мировоззрение северных народов, в котором преобладает чувства слитности с
природой, корящей их, обожествление природы, их образ жизни и традиционные виды
хозяйства.
Идея этого танца – сохранение танцевальной культуры малочисленных Народов
Севера. Целью танца является: показать мир оленей, их взаимоотношения. Трудности
встретились в поиске музыкального материала, который должен был сопровождать
танцевальный номер. В основном, как мы знаем, северные народы танцуют под живую
музыку: исполнители поют, издают звуки природы, крики птиц, играя на бубнах. В качестве
исполнителей танцевального номера были дети танцевального коллектива «Кунчээн».
На первое занятие рассказала сюжет танца, дала прослушать музыку, и начинали мы
изучать основные движения танца. Дети заинтриговались северным танцем. В начале были
трудности с учением движений так, как они никогда не танцевали северные танцы. Дети
сами дополнительно занимались, упорно трудились над техникой и манерой исполнения
танца. Этим танцем мы участвовали в различных танцевальных конкурсах и стали
лауреатами 1-ой степени Республиканского конкурса «Первые шаги».
Работая над номером «Орончикан», узнала много нового о северных народов, об их
быте и образе жизни, танцевальной культуре разных народов севера, что в дальнейшем
поможет мне в творческой деятельности.
Выбрав эту тему, поняла, как важна знать культура, быт и традиции народов
Крайнего Севера. В наше время много забыто обрядов и традиций, и мы считаем, что только
бережное отношение к народному творчеству, обработка и использование его при создании
сценических танцев обеспечивают успех.
1.
Лукина А.Г. Танцы саха. Якутск «Бичик» - 1995;
2.
Румянцев М.Н. Yнк
YY
лээ о5о саас. Дьокуускай – 1997;
3.
Жорницкая М.Я. Северные танцы. Москва – 1970;
4.
Гурвич И.С. культура северных народов. М., 1975;
5.
Иванова – Унарова З.И. Традиционное искусство народов Северо – Востока Сибири
(эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи, коряки). Якутск: изд-во Якутского ун-та 2005;
6.
Кривошапкин А.В. Хотугу норуоттар культуралара. Хрестомания. Ч. 1 Якутск, 1993.
7.
Жорницкая М.Я. Народное хореографическое искусство коренного населения северо –
востока Сибири. М., 1983;
8.
Нилов В.А. Северный танец. Традиции и современность, 2005;
9.
Нилов В.Н. Традиционная хореография коренных народов Севера и дальнего Востока.
Якутск 2005.