Напоминание

Особенности постановки "Северного танца"


Автор: Томская Изольда Иннокентьевна
Должность: педагог-хореограф
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДОД"Кэрэли""
Населённый пункт: Мегино-Кангаласский улус
Наименование материала: статья
Тема: Особенности постановки "Северного танца"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема дипломной работы: «Особенности постановки северного танца».

Актуальность. Изучение быта, нравов, традиций танцевальной культуры северных

народов, развивает эмоционально – нравственную и сенсорную культуру личности,

пробуждает способность видеть, ценить и сознавать красоту в жизни и искусстве: развивает

воображение и творческие способности, закладывает основы художественной культуры

современного человека.

Целью работы является: рассмотреть особенности постановки северного танца.

Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:

- изучить традиции, обычаи северных народов;

- рассмотреть быт, обряды эвенков, юкагиров и долганов;

- описать в общих чертах программу МБОУ «ЦДОД»;

- дать оценку практической значимости программы МБОУ «ЦДОД»;

- сделать анализ постановки танца «Орончикан»;

Объект работы: северный танец

Предмет работы: постановка северного танца «Орончикан».

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка

использованной литературы.

Практическая значимость: данная работа может быть использована

руководителями хореографических коллективов в качестве методического пособия.

Северный танец – уникален и древен, самобытен и своеобразен. Северная

цивилизация, в которой мир людей слит с миром природы, подарила культуре танец с

уникальной пластикой, заимствованной у животных и птиц. В первой главе рассмотрели

обычаи, нравы и быт северных народов. Общим для танцевально – пластической культуры

северных народов оказывается то, что танцы не только выполняют ритуальные функции, но и

могут исполняться в любое время по желанию собравшихся для достижения какой-то цели.

В практической части дипломной работы было создание Общеразвивающей

программы дополнительного образования детей «Северные танцы» на базе МБУ ДО

«Центр дополнительного образования детей «Мегино – Кангаласского района»».

Программа была составлена по хореографическому направлению в 2017 году. Она

соответствует и базируется на основных нормативных документах устава ЦДОД.

Целесообразность программы обусловлена рядом обстоятельств:

Во – первых, особенно важно решение данной задачи в связи с тем, что последние годы

эстетическому воспитанию и образованию уделялось незаслуженно мало внимания;

Во – вторых, программа является составной частью образовательной программы

Батаринской средней общеобразовательной школы и обуславливается реализацию

эстетического компонента школьного образования;

В третьих, возникает необходимость поддержки высокого уровня хореографической

подготовки обучающихся.

Идея программы – диалог с танцевальной культурой народов Севера, позволяющий

обучающимся познакомиться с культурой и обрести себя как субъект культуры.

Содержание программы направлена на изучение характерных особенностей, манера и

техника исполнения танцев Северных регионов России.

На первый год обучения были реализованы постановки танцев, как Корякский,

Орончикан и Северное сияние.

При постановке северного танца «Орончикан» был использован материал разных

народов севера.

Исходя из изученного материала, поставленный нами танец «Орончикан» имеет два

характера: подражательный, где мама олени имитируют движения, показывая своим детям,

оленята повторяли за мамами оленями. Для составления сюжетной линии танца опирались на

традиционное мировоззрение северных народов, в котором преобладает чувства слитности с

природой, корящей их, обожествление природы, их образ жизни и традиционные виды

хозяйства.

Идея этого танца – сохранение танцевальной культуры малочисленных Народов

Севера. Целью танца является: показать мир оленей, их взаимоотношения. Трудности

встретились в поиске музыкального материала, который должен был сопровождать

танцевальный номер. В основном, как мы знаем, северные народы танцуют под живую

музыку: исполнители поют, издают звуки природы, крики птиц, играя на бубнах. В качестве

исполнителей танцевального номера были дети танцевального коллектива «Кунчээн».

На первое занятие рассказала сюжет танца, дала прослушать музыку, и начинали мы

изучать основные движения танца. Дети заинтриговались северным танцем. В начале были

трудности с учением движений так, как они никогда не танцевали северные танцы. Дети

сами дополнительно занимались, упорно трудились над техникой и манерой исполнения

танца. Этим танцем мы участвовали в различных танцевальных конкурсах и стали

лауреатами 1-ой степени Республиканского конкурса «Первые шаги».

Работая над номером «Орончикан», узнала много нового о северных народов, об их

быте и образе жизни, танцевальной культуре разных народов севера, что в дальнейшем

поможет мне в творческой деятельности.

Выбрав эту тему, поняла, как важна знать культура, быт и традиции народов

Крайнего Севера. В наше время много забыто обрядов и традиций, и мы считаем, что только

бережное отношение к народному творчеству, обработка и использование его при создании

сценических танцев обеспечивают успех.

1.

Лукина А.Г. Танцы саха. Якутск «Бичик» - 1995;

2.

Румянцев М.Н. Yнк

YY

лээ о5о саас. Дьокуускай – 1997;

3.

Жорницкая М.Я. Северные танцы. Москва – 1970;

4.

Гурвич И.С. культура северных народов. М., 1975;

5.

Иванова – Унарова З.И. Традиционное искусство народов Северо – Востока Сибири

(эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи, коряки). Якутск: изд-во Якутского ун-та 2005;

6.

Кривошапкин А.В. Хотугу норуоттар культуралара. Хрестомания. Ч. 1 Якутск, 1993.

7.

Жорницкая М.Я. Народное хореографическое искусство коренного населения северо –

востока Сибири. М., 1983;

8.

Нилов В.А. Северный танец. Традиции и современность, 2005;

9.

Нилов В.Н. Традиционная хореография коренных народов Севера и дальнего Востока.

Якутск 2005.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!