Автор: Макшанцева Наталья Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 17
Населённый пункт: Nizhnevartovsk
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка по художественно–эстетическому развитию посвященная творчеству Э.Н. Успенского
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка по художественно–эстетическому развитию посвященная
творчеству Э.Н. Успенского
Аннотация.
«Тот, кто рисует, получает
в течение одного часа больше,
чем тот, кто девять часов только смотрит».
И. Дистервег.
Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития
обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Надо принимать всех детей так, будто они потенциальные
художники. В этих условиях одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения
собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.
Книга остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека,
мир его мыслей, чувств. Именно литература создает незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.
Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в
ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.
Я хочу, чтобы дети рисовали смело, красиво, свободно и с удовольствием. В этом мне помогают занятия с использованием нетрадиционных
методов и приёмов изобразительной деятельности через чтение художественной литературы.
Данная методическая разработка адресована специалистам по изобразительной деятельности, руководителям кружковой работы, а также
воспитателям дошкольных организаций для ознакомления детей старшего дошкольного возраста методам и приёмам нетрадиционного
рисования через произведения Э. Успенского. Именно в раннем возрасте начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с
обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым
фольклором во всем разнообразии его жанров, с русской и зарубежной классикой, с произведениями детских писателей - с теми первыми
классическими произведениями, к которому человек часто уже не возвращается позже.
В современной эстетико – педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического
отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе
эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и
выразительности явлений.
Эстетическая деятельность – это духовно – практическая, эмоционально – рациональная активность человека, содержанием которой является
построение индивидуальной картины мира через создания выразительных художественных образов, а целью – гармонизация своих отношений с
миром, моделирования образа «Я», формирование «Я – концепции творца». В эстетическом развитии детей центральной является способность к
восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью. Эти
показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и
возрастных возможностей детей.
Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активности, направленная на эстетическое
освоение мира посредством искусства. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста,
основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как
содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических действий, направленных на
восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира.
Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.
Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно
в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых - приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и
много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.
В основу моей методической разработки легли методические рекомендации Т. Н. Дороновой, Р. Г. Казаковой, И. А. Лыковой, Г. Н. Давыдовой,
А.А. Фатеевой и мой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста.
Методическая разработка прошла апробацию и в детском саду. Дети изъявили большой интерес к нетрадиционным приёмам рисования через
художественную литературу, с желанием самостоятельно создавали маленькие шедевры изобразительного искусства.
Введение.
Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети
обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве и им очень
помогает чтение художественной литературы.
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными
материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию, в этом помогают
произведения Э. Успенского т. к. его произведения многообразны и красочны.
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Через книгу
ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке
моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться. По мнению педагогов и психологов, (таких как Н.А. Ветлугина,
Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для
понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
Рисование не просто способствует развитию, но и помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель
всё более усложняющегося представления о мире литературы и ее многообразии.
Я работаю в дошкольном учреждении 5 лет и уже убедилась в том, что изобразительная деятельность приносит маленькому ребёнку большую
радость, а рисовать героев любимых сказок одно удовольствие. В начале моей педагогической практики я, как и многие педагоги –
дошкольники, в основном придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов
передачи полученной информации. И порой, сама того не желая, ограничивала проявление творческих способностей воспитанников.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей и приближают к сказке.
В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к
изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей
оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это маленькая сказочная игра.
Основная часть.
Цели и задачи разработки.
Цели:
- Приобщение детей к поэзии, расширение представлений о творчестве Э. Успенского.
- Раскрыть природу изобразительного искусства как результат творческой деятельности человека.
- Развивать устойчивый интерес к произведениям детских писателей.
- Формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству как отражению жизни во всем ее многообразии, к окружающей
действительности в целом и к самому себе как части мироздания.
- Развивать эстетическое восприятие как эмоционально – интеллектуальный процесс. Способствовать становлению личности ребёнка через
формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей.
- Знакомить с деятельностью художника на всех его уровнях: восприятие – исполнительство - творчество.
- Способствовать формированию читательского интереса и раскрытию творческого потенциала младших школьников.
- Формировать многоаспектный опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.
- В рисовании – совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки; легко, уверенно
пользоваться кистью – умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом или
концом.
- В лепке – учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать
изобразительную технику – продолжать освоение рельефной лепки, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись по замыслу или
по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.
- В аппликации – показывать новые способы создание образов: симметричное вырезание или сложенной вдвое бумаги для изображения
симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному или воображаемому контуру для изображения несимметричных
предметов; накладная аппликация для получения многоцветных образов.
Задачи:
- Обобщить первичные представления учащихся о произведениях Э. Успенского.
- Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно – прикладное искусство,
архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.
- Развивать чувство слова, чувство юмора, творческую фантазию.
- Обогащать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении. Учить замечать
общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор. Показывать из каких
деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядят с разных сторон один и тот же предмет.
- Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое
начало.
- Воспитывать интерес к современной отечественной детской литературе, к творчеству выдающегося детского писателя Эдуарда Успенского.
- Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка, лепки, аппликации.
- Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе произведений, полученных в результате чтения.
- Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять
разные способы изображения.
- Повысить мотивацию младших школьников к чтению.
- Предлагать для декоративного оформления поделки, выполненные на занятиях по конструированию, для иллюстрирования – сборник сказок,
составленные детьми на занятиях по развитию речи и ознакомлению с литературой.
- Показать способы экономного использования художественных материалов.
- Создавать условия для свободного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами, инструментами,
изобразительными техниками.
Содержание методической части.
Разработка рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник
рисования по произведениям Э. Успенского, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу.
Методика организации работы детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики:
- систематичность;
- последовательность;
- доступность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Качество детских работ зависит от:
- грамотного методического руководства со стороны взрослых;
- уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы
работы, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.);
- степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом.
Основные этапы работы:
1 этап
«Создание интереса».
На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать
состояние природы по прочитанному произведению, придать новый образ знакомым героям, расширяет кругозор детей, содействует познанию
новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.
2 этап
«Формирование практических навыков и умений».
Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием
замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному Э. Успенским или создать свой
неповторимый образ. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и
разнообразия в выборе средств.
3 этап
«Собственное творчество».
Задача педагога: познакомить с произведениями Э. Ушинского и создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение
самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.
Актуальность.
Актуальность данной разработки в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования
через чтение художественной литературы является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития
детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь
речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Книга остается
тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей,
чувств.
Художественно - творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей.
Данная разработка воплощает новый подход к художественно - творческому развитию дошкольников через чтение произведений Э. Успенского
и обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является
дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через
рисунок.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная
продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий через чтение художественной литературы является
наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Заключение.
Работа по данной методической разработке даёт положительную динамику в развитии у детей навыков рисования и интерес к художественному
слову. Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности,
яркость цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями.
Дети, уже в первый год знакомства с нетрадиционными техниками, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями
к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что выбранные
нетрадиционные методы и приёмы помогают решать поставленные мною задачи. А выполнение поставленной цели подтверждает, что
нетрадиционные техники успешно помогают в развитие у дошкольников навыков рисования.
Воспитанники пополнили знания о произведениях Э. Успенского, расширились знания и появилась потребность в чтении художественной
литературы.
Главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том,
чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.
Самая большая для меня радость, когда я слышу детский вопрос: «А мы ещё будет так рисовать?». Значит, ребёнку понравился процесс
рисования, и он хочет продолжения этой деятельности.
Список литературы.
1.
«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.
2.
Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
3.
Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование,
конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
4.
Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
5.
Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
6.
Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
7.
Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
8.
Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
9.
Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
10.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
11.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
12.
Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
13.
Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».
14.
Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М:
Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
15.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
16.
Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз – Дидактика 2006.-108с.
17.
Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»» 2006. -108с.