Автор: Юмагужина Гульнара Рустамовна
Должность: педагог-пстхолог
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования № 40 с углубленным изучением отдельных предметов" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (структурное подразделение "Детский сад"
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие внимания и самоконтроля дошкольников с задержкой психического развития в процессе формирования произвольной готовности к школе"
Раздел: дошкольное образование
Развитие внимания и самоконтроля дошкольников с задержкой
психического развития в процессе формирования произвольной
готовности к школе
Юмагужина Г.Р., Уфа
Исследователи из различных областей знания (медицины, психологии,
педагогики)
отмечают
увеличение
количества
детей
с
парциальными
нарушениями
психофизического
развития
(М.С.
Певзнер,
Г.Е.
Сухарева,
М.Г.Рейдибойм, Т.А. Власова, К.С. Лебединская и др.). Достаточно большую
группу
среди
данных
детей
составляют
дети
с
задержкой
психического
развития (ЗПР).
В последние годы активно развивается система сопровождения детей с
ЗПР в дошкольном периоде. Это связано с необходимостью, как можно более
раннего начала коррекционной работы с детьми с ЗПР с целью подготовки к
школьному обучению и предупреждения школьной, и в целом, социальной
дезадаптации.
Психологическая помощь дошкольникам с ЗПР осуществляется в системе
дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Наличие
специалистов
разного
профиля
(дефектологов,
логопедов,
психологов)
позволяет
организовать
комплексный
подход
к
изучению,
обучению,
воспитанию и коррекции дошкольников данной категории.
Специальная
психологическая
помощь
в
структуре
сопровождения
дошкольника
с
ЗПР
занимает
особое
место,
поскольку
есть
ряд
проблем,
разрешением
которых
занимается
непосредственно
педагог-психолог
дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. К данным
проблемам относится, прежде всего, нарушения которые представляют собой
ядерные
признаки
ЗПР,
а
именно
–
нарушение
внимания,
умственной
работоспособности, самоконтроля и произвольности поведения.
Коррекцией данных нарушений занимаются в той или иной мере все
специалисты
сопровождения,
однако
психокоррекционное
воздействие
приобретает
здесь
наибольшую
значимость,
поскольку
педагог-психолог
владеет
способами
психокоррекции,
направленными
специально
на
преодоление или снижение выраженности данных недостатков. Например, к
данным
способам
относится
психотехнические
игры
и
упражнения,
психогимнастика, телесноориентированные техники и др.
Нередким
состоянием
для
дошкольников
с
ЗПР
является
синдром
дефицита внимания с гиперактивностью, который проявляется как ослабление
направленного
внимания,
снижение
концентрации
и
сосредоточенности,
повышение
неустойчивости
и
отвлекаемости
внимания
с
выраженными
и з м е н е н и я м и
п о в е д е н и я ,
д в и г ат е л ь н о й
р а с т о р м о ж е н н о с т ь ю ,
нескоординированностью процессов возбуждения и торможения.
Это
обусловлено
тем,
что
большинство
дошкольников
с
ЗПР,
поступающих в дошкольное образовательное учреждение компенсирующего
обучения
имеют
минимальные
мозговые
дисфункции,
т.е.
относится
по
классификации
К.С.Лебединской
к
группе
ЗПР
церебрально-органического
генеза – наиболее многочисленной и труднокорригируемой категории детей с
ЗПР. Интеллектуальные нарушения таких детей сочетаются с трудностями в
организации
внимания
ребенка
и
его
неспособностью
осуществлять
самоконтроль за своей деятельностью и поведением. Сочетание расстройств
внимания и гиперкинетических расстройств приводит к выраженной школьной
и даже общесоциальной дезадаптации таких детей в период их обучения уже в
школе.
Вышеизложенное
позволяет
говорить
о
том,
что
задача
по
развитию
внимания и произвольности ставится в психокоррекционной работе с детьми с
ЗПР достаточно давно. Существует разработанные технологии по развитию
внимания и самоконтроля детей с ЗПР, они постоянно совершенствуются и
адаптируются к условиям дошкольного периода развития детей с ЗПР.
На базе детского сада МБДОУ "Детский сад № 42 компенсирующего
вида"
Октябрьского
района
г.Уфы
РБ
была
апробирована
и
разработана
программа психокоррекционной работы: «Развитие внимания и самоконтроля
дошкольников с ЗПР в процессе формирования произвольной готовности к
школе», в подготовительной группе для детей с ЗПР.
Разработанная
программа
представляет
собой
комплекс
игр
и
упражнений,
развивающих
и
корригирующих
эмоционально-волевую
сферу
личности детей с ЗПР и способствующих подготовки данной сферы к обучению
в школе.
Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры на развитие
внимания,
контроля
за
импульсивностью
и
двигательной
активностью,
психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения.
Программа состоит из пояснительной записки, отражающая актуальность
заявленной программы, цели и задачи, которых планируется достичь в процессе
реализации
программы.
В
программе
отражены
методические
основы,
использованные при разработке программы направления, методы и техники
психокоррекции, общая структура психокоррекционного занятия.
Любая коррекционно-развивающая работа, в том числе и по развитию
внимания
и
самоконтроля
должна
быть
построена
с
соблюдением
ряда
принципов.
Принцип единства диагностики и коррекции. Наблюдение за динамикой
развития ребенка с ЗПР в условиях целенаправленной коррекционной работы
имеет
важное
значение
для
определения
путей,
методов
и
конкретного
содержания на различных этапах обучения и воспитания;
Принцип
этиопатогенетического
подхода,
с
помощью
которого
определяется этиология, механизмы и структура дефекта при том или ином
варианте ЗПР, что является основой для выбора оптимальной коррекционно-
развивающей программы;
Принцип
комплексного
подхода.
Диагностическая
часть
программы
включает
медицинское,
психологическое,
педагогическое,
логопедическое
исследования ребенка с ЗПР, что позволяет прогнозировать его дальнейшее
развитие в условиях адекватной педагогической коррекции;
Принцип динамичного изучения (согласно концепции Л.С. Выготского о
двух
уровнях
интеллектуального
развития
ребенка
—
актуальном
и
потенциальном). Характер совместной деятельности ребенка со взрослым при
усвоении новых способов, действий позволяет определить зону ближайшего
развития, а значит и обучаемость;
Принцип качественного анализа результатов обследования. Применение
критериально-ориентированных
методик
позволяет
определить
уровень
интеллектуально-эмоционального развития детей с ЗПР и отграничить данный
вариант недоразвития от сходных состояний;
Принцип
учета
закономерностей
онтогенетического
развития
при
организации
коррекционно-педагогической
работы.
В а ж н о
в ы я в и т ь
качественное своеобразие психического развития детей с ЗПР, определить их
уровень,
чтобы
выявить
полноценную
базу
для
коррекции
и
дальнейшего
развития;
Принцип единства коррекции и развития. Это значит, что решение о
необходимости
коррекционной
работы
принимается
только
на
основе
психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития
ребенка. В качестве основных условий развития можно назвать следующие:
а) максимальная реализация возрастных возможностей ребенка,
б) развитие индивидуальных особенностей ребенка,
в)
создание
благоприятного,
эмоционального
положительного
фона,
который определяется, прежде всего, продуктивным общением;
Принцип единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка.
Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного
развития;
Принцип
коррекции
через
активную
деятельность
самого
ребёнка.
Теоретической основой является положение о роли деятельности в психическом
развитии ребёнка, разработанное в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
Принцип
деятельности
в
коррекции
определяет
тактику
проведения
коррекционной работы через организацию активной деятельности ребёнка, в
ходе которой создаётся необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии
его личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте
той или иной деятельности ребёнка.
Принцип возрастания сложности заключается в том, что каждое задание
должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности
должен
быть
доступен
конкретному
ребёнку.
Это
позволяет
поддерживать
интерес
в
коррекционной
работе
и
даёт
возможность
испытать
радость
преодоления.
В ходе проведенной коррекционно-развивающей работы у детей с ЗПР
улучшилось
внимание.
Оно
стало
более
устойчивым,
понизилась
отвлекаемость. На занятиях повысился уровень самоконтроля. Дети стали более
продуктивно заниматься.
Необходимо отметить, несмотря на то, что мы достигли положительного
результата, проблемы внимания и самоконтроля у детей с ЗПР до конца не
решены.
Таким образом, внимание является одной из важнейших психических
функций, обеспечивающих успешность обучения.
Однако у детей с ЗПР патологический порог развития внимания пока не
преодолен, что ставит нас перед необходимостью дальнейшей коррекционной
работы в данном направлении.
Литература
1.
Борякова, Н.Ю. Касицина, М.А. Коррекционно-педагогическая работа в
детском
саду
для
детей
с
задержкой
психического
развития
/
Н.Ю.
Борякова М.А. Касицина – М.: В.Секачев ИОН, 2004.- 63с.
2.
Лебединский,
В.В.
Нарушения
психического
развития
в
детском
возрасте / В.В. Лебединский – М.: Академия, 2003.-133с.
3.
Маркова, Л.С. Постороение коррекционной среды /Л.С. Маркова -
М:,
Айрис, 2005.- 155с.
4.
Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова –
М.: Просвещение, 1992.- 130с.