Автор: Волова Наталья Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1560
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Транспорт
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к
школе группе.
Тема: Транспорт.
Цель: Дифференциация звуков р-л.
Задачи:
обучающие: закреплять правильное произношения звуков р-л, формировать
умение называть слова с заданными звуками и выделять эти звуки в словах и
подбирать слова с данными звуками, формировать умение регулировать силу
голоса,
отрабатывать
четкую
дикцию;
расширять
представление
о
транспорте;
развивающие: развивать речевой и фонематический слух, воздушную струю,
речевое
дыхание,
слуховое
внимание,
развивать
логическое
мышление
и
воображение, развитие словаря;
воспитывающие: воспитывать интерес к речевой деятельности на занятиях,
воспитывать стремление к овладению правильной речью, активность.
Предметно-развивающая
среда:
групповое
помещение,
кукла
Буратино,
поддувалочки
(пособие
по
развитию
воздушной
среды),
звукозапись,
игрушки-транспорт, иллюстративный материал по теме транспорт.
Речевая развивающая среда: чистоговорки, скороговорки.
Предварительная работа:
Познание. Формирование целостной картины мира « Транспорт».
Аппликация « Мы едем, едем, едем ».
Интеграция образовательных областей:
1). Познание. Формирование целостной картины мира.
2). Физическая культура.
3). Социализация.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент.( дети знакомятся с гостями и все занимают
свои места)
2. Введение в тему занятия.
( Стук в дверь. «Входит» Буратино-кукла)
-
Здравствуйте,
ребята.
Наконец-то
я
убежал
от
этой
вредной
девчонки
Мальвины. Она все время меня чему-то учит, а я и так все знаю. Вот у меня
есть « Поддувалочки»
Буратино
садится
на
колени
к
кому-нибудь
из
гостей
и
в
дальнейшем
принимает активное участие в занятии.
3. Развитие воздушной струи.
В:Буратино, ребята тебе покажут, как летают самолеты и ракеты.
( Детям выдаются поддувалочки)
-Сначала медленно взлетают (плавная струя).
-Теперь быстро полетели (сильная струя).
4. Развитие речевого слуха.
В: - Сейчас я буду называть слова, а вы должны мне назвать звук, который я
выделила в слове.
Самолет, Вертолет, Корабль, подводная Лодка, Метро, Велосипед, Грузовик,
Плот, Ракета, Трамвай.
5.Развитие слухового внимания.
В: Каждый из вас слышал, какие звуки издает транспорт? Послушайте и
назовите мне транспорт.
( Я включаю аудиозапись - звуки транспорта, дети отгадывают, если они
затрудняются - то я показываю картинку).
6. Физкультминутка.
-Ребята и Буратино, заводим мотор, крылья расправляем [р-р-р-р]и полетели
[л-л-л-л], приземлились.
-Когда мы заводим мотор, то какой звук слышим?
Д: р-р-р-р
-Когда летим?
Д: л-л-л-л
7. Развитие фонематического слуха.
-А сейчас вы должны повторить за мной ( я говорю тихо, прикрывая рот)
Ра-ла-ра
Ар-ал-ар
Ри-ли-ри
Ало-аро-ало
Арь-аль-арь
( я спрашиваю иногда Буратино, который отвечает неправильно, а дети его
исправляют)
8.Формирование
умения
называть
слова
с
заданными
звуками
и
выделять эти звуки в словах, находящихся в любых позициях.
( на столе перед детьми разложены картинки с видами транспорта)
-Ребята, назовите мне транспорт, в названии которого есть звук Р-звук мотора
, выделить этот звук и сказать где он находится в слове.
( дети выходят по очереди, берет картинку, называют слово, выделяя звук
этот звук, и говорят его позицию в слове).
Та же работа проводится со звуком Л-звук полета
-БУРАТИНО: Ой, как это интересно! Я даже знаю , что в моем имени есть
звук Л-БУЛАТИНО!
-Ребята, Буратино правильно сказал?
(Ответы детей)
-А в чьих именах есть звук Р?
( дети называют)
-Звук Л?
( дети называют)
9.Формировать
умение
подбирать
слова
с
заданными
звуками.
(дидактическая игра)
-Ребята, а может вы еще знаете слова со звуком Р?
(дети называют)
-Со звуком Л?
(дети называют)
10. Развитие дикции и силы голоса.
Чистоговорки
- Ребята, что у меня в руке?
( воздушный шар)
-Сейчас мы будем говорить так, чтобы нас воздушный шар «слышал»:
АР-АР-АР- УЛЕТЕЛ (ПРИЛЕТЕЛ) ВОЗДУШНЫЙ ШАР
(близко - дети говорят тихо, далеко - дети говорят громко).
Та же работа проводится с лодкой:
ЛА-ЛА-ЛА-НАША ЛОДКА УПЛЫЛА (ПРИРЛЫЛА).
Скороговорка
-Буратино
говорит,
что
он
еще
знает
скороговорку:
ТРИДЦАТЬ
ТРИ
ВАГОНА В РЯД ТАРАТОРЯТ, ТАРАХТЯТ
(медленно-быстро)
11. Итог.
Буратино: Ребята, спасибо вам. Теперь я знаю, чтобы….До свидания.
-А мы заводим мотор р-р-р-р
Самолет летит, самолет гудит л-л-л-л
Я над городом лечу л-л-л-л
Молодой пилот самолет ведет.
Но закончился полет,
Приземлился самолет.
-Спасибо всем за работу, занятие закончилось.