"Умножение и деление степеней с натуральным показателем"
Автор: Волкова Елена Григорьевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 Населённый пункт: г. Лермонтов Ставропольского края Наименование материала: конспект урока Тема: "Умножение и деление степеней с натуральным показателем" Раздел: среднее образование
степеней с натуральным показателем».
учитель МБОУ СОШ №2 Волкова Е.Г.
«Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики
степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь»
М.В. Ломоносов
Тип урока:
урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока (образовательная, развивающая, воспитательная):
ввести правила умножения и деления степеней с натуральным показателем;
формирование
построения
способа
деятельности,
вытекающего
из
определения степени;
формировать
ЗУНы
по
теме
урока;
закрепить
изученные
понятия
при
выполнении упражнений, проверить усвоение изученного материала в ходе
выполнения самостоятельной работы,
развивать умения мыслить и анализировать.
развивать памяти.
способствовать
формированию
умений
работать
самостоятельно
и
участвовать в коллективной познавательной деятельности.
формировать умения выполнять действия точно и аккуратно
привитие интереса к предмету.
Мотивация: создание проблемной ситуации;
выполнение творческих заданий;
развивающая кооперация;
мозговая атака;
самооценка деятельности;
взаимопроверка; сотрудничество;
учебно-познавательная игра;
создание ситуации успеха.
Формы обучения : фронтальная и работа в парах.
Оборудование:
презентация; карточки с заданиями для индивидуальной
работы и для самостоятельной работы первичного контроля; таблицы –
карточки для занесения ответов самостоятельной работы.
Ход урока:
2. 1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся .(слайд 1; 2 – тема, эпиграф, цели)
2.2 Устный опрос (слайд3;4):
1). Сформулируйте определение степени числа с натуральным показателем.
Приведите примеры и назовите основание и показатель степени.
2). Петя Васечкин однажды написал число, которое больше своего квадрата.
Возможно ли это? (Да)
3). Число 3
4
представили в виде суммы слагаемых, каждое из которых равно
3: 3
4
= 3+…+3. Сколько слагаемых получилось? (27).
4) Вычислите: а)
−
3
3
=
27 ; б
)
(
−
3
)
2
=
9 ; в
)
(
−
2
)
5
=
32
; г)
(
−
3
4
)
2
=−
9
16
Выполняя
это
задание,
Вася
Петечкин
допустил
ошибки
-
найдите
их.
Ученики
исправляют ошибки. Дополнительные вопросы: «Каким будет отрицательное
число в четной степени? А положительное? А нечетное?»
Активным учащимся – оценка или отметка.
2.3. Индивидуальные задания (2чел.). Эти задания выполняются 2 учащимися
у доски по карточкам во время устного опроса.
Карточка №1. Из чисел 2,3,5 берутся любые два и составляется степень,
основание которого равно одному из этих
чисел, а показатель другому
(пример: 3
2
). Составьте все возможные степени и запишите их в порядке
возрастания.
( 2
3
; 3
2
; 5
2
; 2
5
; 5
3
; 3
5
).
Карточка №2. Представьте в виде квадрата или куба число
а). 9; б). –0,25; в). 64; г). –0,64; д).
−
3
3
8
; е).
5
4
9
.
Проверка с помощью класса, выставление оценок.
3. Актуализация знаний.
С
целью
подготовки
мышления
учащихся
и
осознанию
потребности
построения нового способа действий, проводится следующая работа:
3.1. Работа по карточкам в парах. (слайд5)
Задания для самостоятельного изучения нового материала
В-1. 1). Сравните значения выражений: 2
3
· 2
2
и 2
5
.
2). Запишите в виде степени: а
2
· а
3
.
3). Ответьте на вопрос: «Как умножить степени с одинаковым
основанием?».
4). Сравните значения выражений: 2
5
: 2
2
и 2
3
.
5). Запишите в виде степени: а
6
: а
2
.
6). Ответьте на вопрос: «Как разделить степени с одинаковым
основанием?».
В-2. 1). Сравните значения выражений: 3
3
· 3
2
и 3
5
.
2). Запишите в виде степени: в
2
· в
4
.
3). Ответьте на вопрос: «Как умножить степени с одинаковым
основанием?».
4). Сравните значения выражений: 3
5
: 3
2
и 3
3
.
5). Запишите в виде степени: в
5
: в
3
.
6). Ответьте на вопрос: «Как
разделить
степени
с
одинаковым
основанием?».
В-3. 1). Сравните значения выражений: 4
3
· 4 и 4
4
.
2). Запишите в виде степени: с
3
· с
4
.
3). Ответьте на вопрос: «Как умножить степени с одинаковым
основанием?».
4). Сравните значения выражений: 4
4
: 4
2
и 4
2
.
5). Запишите в виде степени: с
6
: с
4
.
6). Ответьте на вопрос: «Как разделить степени с одинаковым
основанием?».
3.2. Фронтальная работа. :
а). Умножение степеней: правило, сформулировали учащиеся.
б). Деление степеней : правило, сформулировали учащиеся.
Всегда ли можно применить это правило деления степеней с натуральными
показателями?
в). а
п
: а
п
= а
0
= 1, примеры.
г). 0
0
не имеет смысла. (слайд 6)
4. Динамическая пауза
5.
Закрепление. С
целью
усвоения
и
закрепления
полученных
знаний,
нового
способа
действий
учащимся
предлагается
выполнить
задания
(слайд 7;8)
5.1. Восстановите запись
5.2. Заполните «стрелку».
5.3. Выполнение у доски № 420; № 426 ( по 2 чел.).
6 . Первичный
контроль
(слайд9;
ответы
10):
с/р,
с
последующим
выставление
самооценки
за
усвоенный
материал
в
таблицы
–
карточки
(варианты
даются
дифференцированно
в
соответствии
с
рейтингом
учеников). Цель: рефлексия; коррекция ошибок.
Задания для самостоятельной работы .
В-1. 1). Представьте в виде степени: а). х
5
х
8
; б). а
12
а ; в). 3
6
· 3
4
; г). х
5
хх
2
;
д). у
13
:
у
9
; е). а
12
:
а; ж). с
12
: с
10
; з). в
5
: в
0
; и). ( с
12
: с
10
)с
3
; к). в
5
: в
п
.
2). Найдите значение выражения: а). 5
6
: 5
4
; б). 10
3
·10
2
; в). 2
4
·2
2
; г). 0,5
9
:
0,5
8
;
д). (2/3)
7
: (2/3)
4
; е). (-2/3)
2
· (-2/3)
3
В-2. 1). Представьте в виде степени: а). х
3
х
9
; б). а
14
а ; в). 2
6
· 2
5
; г). х
5
хх
4
;
д). у
15
:
у
8
; е). а
14
:
а; ж). с
15
: с
10
; з). в
6
: в
0
; и). с
15
с
4
:
с
11
; к). в
6
в
п
.
2). Найдите значение выражения: а). 3
6
: 3
4
; б). 10
4
·10
2
; в). 5
3
·5
2
; г). 0,7
8
:
0,7
7
;
д). (-2/5)
7
: (-2/5)
4
; е). (2/5)
2
· (2/5)
3
В-3. 1). Представьте в виде степени: а). у
7
у
3
; б). в
17
в ; в). 5
6
· 5
3
; г). х
7
хх
3
;
д). х
14
:
х
9
; е). в
17
:
в; ж). с
19
: с
17
; з). в
9
: в
0
; и). с
21
: с
12
с
4
; к). в
п
: в
5
.
2). Найдите значение выражения: а). 6
6
: 6
4
; б). 10
23
:10
20
; в). 3
6
·3
2
; г). 0,7
3
· 0,7;
д). (3/5)
6
: ( 3/5)
4
; е). (-3/5)
2
· (-3/5
)
3
.
Заполните таблицы – карточки.
Фамилия…………………………. Вариант……….
№1.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
№2.
А
Б
В
Г
Д
Е
7.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
п.17, № 414; 419; 425.
Зашифруйте математический термин, используя
свойства
степени,
и
оформите
вашу
работу
на
красочном
плакате.
На
следующем
уроке
мы
расшифруем
самые
интересные
работы
(для
желающих).
8.
Рефлексия
(подведение
итогов
урока) :
самооценка
результатов
деятельности; осознание границ применения новых знаний проводится с
помощью
устного
упражнения
«Плюс-минус-интересно»
(слайд
11;
12
-
спасибо).
На
слайде
таблица
из
3-х
граф:
в
графу
«П»
-
«плюс»
«записывается» (обсуждается) все, что понравилось на уроке; в графу «М» -
«минус» «записывается» все, что не понравилось на уроке; в графу «И» -
«интересно» учащиеся вносят все любопытные факты, о которых узнали на
уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.