Напоминание

программа дополнительного образования по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Любознайка"


Автор: Скоробогатько Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №65" г.о.Самара
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: учебная программа
Тема: программа дополнительного образования по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Любознайка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №65» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

443112 г. Самара, поселок Управленческий, ул. Крайняя, дом 13 тел\факс9502762e

-

mail:Mdouds65@bk.

ru

Программа дополнительного образования

по развитию познавательно-исследовательской

деятельности

у детей старшего дошкольного возраста

«Любознайка»

Составитель:

Скоробогатько Юлия Александровна

воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 65»

г.о. Самара

Самара 2019 г.

Содержание:

1. Введение

2. Цель

3. Задачи

4. Ориентация образовательного процесса

5. Планирование работы

6. Ожидаемые результаты

7. Литература

Введение

Познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста очень

высокая: каждый ответ взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все

интересующие его вопросы - ему должен помочь взрослый.

Педагог ставит перед ребёнком определённую задачу, предлагает средства

её решения и контролирует процесс превращения знания в инструмент

творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как

самостоятельный творческий поиск.

Современные концепции дошкольного образования, сформулированные в

ФГОС, требуют от нас создания и организации условий, инициирующих

детское действие. Главная задача - приобретение детьми опыта в различных

видах деятельности.

Данная программа направлена на реализацию познавательно-

исследовательской деятельности, что включает в себя исследование

объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, т.к. одной из

основополагающих задач ФГОР является формирование у детей внимания ,

мышления, речи, интереса к окружающему миру, формирование умения

делать открытия и удивляться им.

Понимая значение экспериментирования для всестороннего развития

ребёнка, и была задумана данная программа.

Цель:

Способствовать развитию интересов детей, любознательности и

познавательной мотивации; формированию познавательных действий,

первичных представлений о свойствах и отношениях объектов

окружающего мира.

Задачи:

Уточнить представление о том, кто такие учёные ( люди, изучающие мир и

его устройство), познакомить с понятиями «наука» (познание), «гипотиза»

(предположение), о способе познания мира- эксперименте (опыте), о

назначении детской лаборатории;

дать представление о культуре поведения в детской лаборатории.

Способствовать формированию у детей элементарных представлений о

физических свойствах предметов и явлениях окружающего мира: магнетизм,

отражение и преломление, замерзание, таяние , испарение, сила тяготения,

трение путём экспериментирования.

Познакомить со свойствами воды: отсутствие запаха, цвета

(прозрачность), льётся, принимает форму сосуда, в который она налита,

может приводить в движение другие предметы.

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину

выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о

значении воды для жизни человека;

Выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды, тает от

тепла, от надавливания, быстрее тает в горячей воде; что вода на холоде

замерзает, принимает форму ёмкости, в которой находится; дать

представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ,

познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со

свойством жидкого мыла: может растягиваться, образуя плёночку.

Формировать представления о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха,

при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; может двигать

предметы (парусные суда, воздушные шары), познакомить детей с историей

изобретения воздушного шара.

Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных

масс; горячий поднимается вверх (он лёгкий), холодный опускается вниз (он

тяжёлый).

Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и

света; познакомить с понятием «световая энергия».

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть

природные (солнце., луна, костёр), искусственные - изготовленные людьми

(лампа, фонарик, свеча).

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени

и объекта, создать с помощью теней образы.

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость. Из мокрого можно лепить;

познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его

с цветным мелом), научить пользоваться тёркой.

Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их

свойства: сыпучесть, рыхлость.

Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы

от крупной с помощью сита.

Познакомить детей с физическим явлением - магнетизмом, выяснить

способность магнита притягивать некоторые предметы. Опытным путём

выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ

изготовления самодельного компаса.

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать

(отражать свет зеркалом).

Познакомить детей с понятиями «остров» «гора» ,причинами их

образования: движением земной коры, повышением уровня моря.

Познакомить детей с понятием «звук», подвести детей к пониманию причин

возникновения звука: колебание предмета.

Обобщить представление о физическом явлении – звуке: звук слышим с

помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаётся с помощью

звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов.

Дать представление о существовании невидимой силы-силы тяготения,

коротая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»;

сформировать основы безопасного общения с электричеством; объяснить

причину образования молнии, уточнить представления детей о значении

электричества для людей; познакомить с батарейкой- хранителем

электричества.

Выявить свойство предметов - массу; познакомить с прибором для измерения

массы - чашечными весами; научить способам их использования.

Расширить представления детей о мерах длины (условная мерка, единица

измерения); познакомить с измерительными приборами: линейкой,

сантиметровой лентой;

Познакомить с мерами длины в древности (локоть, фут, пядь, ладонь,

палец, ярд)

Познакомить детей с химическими свойствами веществ: растворение

различных веществ, взаимодействие при соединении(реакция), их влияние на

другие предметы, вещества(выделение из неоднородности путём

отслаивания, фильтрования.

Развивать умение пользоваться приборами- помощниками при проведении

игр,экспериментов: увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы,

песочные весы, линейка, сантиметровая лента, бинокль,пипетка.

На основании полученных знаний, учить организовывать самостоятельно

элементарную познавательно-исследовательскую деятельность по изучению

объектов окружающего мира.

Формировать у детей умение соблюдать правила безопасности при

организации экспериментов и элементарных опытов.

Формировать умение на основе умений синтезировать новые знания и

применять их в различных видах деятельности.

Формировать социально-личностные качества ребёнка: коммуникабельность,

самостоятельность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих

действий.

План работы по развитию поисково-исследовательской

деятельности детей старшего дошкольного возраста.

СЕНТЯБРЬ

1тема: Экскурсия в лабораторию.

2 тема: Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.

ОКТЯБРЬ

1тема: Какая бывает вода?

2тема: Вода - растворитель.

3 тема: Очищение воды.

4 тема: Путешествие капельки.

НОЯБРЬ

1 тема: Прозрачная вода.

2 тема: Вода принимает форму.

3 тема: Какие предметы могут плавать?

4 тема: 3 состояния воды.

ДЕКАБРЬ

1 тема: Радуга в небе.

2 тема: Тающий лёд. Замёрзшая вода.

3 тема: Водяная мельница.

4 тема: Фонтанчики.

ЯНВАРЬ

1 тема: Воздух повсюду.

2 тема: Воздух работает.

3 тема: Почему дует ветер?

4 тема: Делаем мыльные пузыри.

ФЕВРАЛЬ

1 тема: Свет повсюду.

2 тема: Солнечные зайчики.

3 тема: Свет и тень.

4 тема: Таинственные картинки.

МАРТ

1 тема: Песочная страна. Сито.

2 тема: Цветной песок.

3 тема: Как появляются горы?

4 тема: Откуда взялись острова?

АПРЕЛЬ

1тема: Сила тяготения.

2 тема: Фокусы с магнитами.

3 тема: Упрямые предметы.

4 тема: Чем можно измерить длину?

МАЙ

1 тема: О дрожалке и пищалке.

2 тема: Как сделать звук громче?

3 тема: Что такое молния?

4 тема: Почему горит фонарик?

Календарное планирование работы по программе

«Любознайка»

Сентябр

ь

1 Тема: Экскурсия в лабораторию.

Задачи:

Уточнить представление о том, кто такие ученые

(люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с

понятиями «наука» (познание), «гипотеза» (предположение),

о способе познания мира — эксперименте (опыте), о

назначении детской лаборатории; дать представление о

культуре поведения в детской лаборатории.

Материалы и оборудование: карточки(правила),приборы

(увеличительное стекло, пипетка,весы,линейка, микроскоп)

магниты, баночки, соломинки,и др.,портреты российских

учёных(2), в том числе Ломоносова, презентация

«М.В.Ломоносов»

1.Познакомить с понятиями (наука, гипотеза, эксперимент).

2.Познакомить и обсудить правила поведения в лаборатории.

(на карточках)

3. Познакомить с учёным М.В.Ломоносовым.

4. Рассмотреть вместе с детьми приборы-помощники.

2 Тема: Нюхаем. пробуем, трогаем, слушаем.

Задачи:

Закрепить представления детей об органах чувств,

их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки;

нос – определять запах; пальцы – определять форму,

структуру поверхности; язык – определять на вкус).

Материалы и оборудование: карточки –схемы(поведение в

лаборатории), ширма, газета, колокольчик, молоток, два

камня, свисток, погремушка, говорящая кукла, чеснок,

кусочек апельсина, поролон с духами, лимон, сахар.

1.Повторить правила поведения в лаборатории.

2.Игра «Угадай, что звучит».

3.Игра «Отгадай по запаху».

4. Игра «Отгадай на вкус».

5. Беседа о функциях органов чувств.

6. Выводы

Октябрь

1 Тема: Какая бывает вода?

Задачи:

Уточнить представления детей о свойствах воды:

прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной

формы.

Материалы и оборудование: таз с водой, стаканы, бутылки,

сосуды разной формы, воронки, соломинки, стеклянные

трубочки, фартуки, клеёнка.

1.Знакомство с персонажем-Капелькой. 2.

Разгадывание кроссворда. 3.

Беседа о свойствах воды.

4.Подтверждение свойств воды опытами.

5. Знакомство с карточками-схемами.

6. Формулирование выводов (с опорой на схемы).

2 Тема: Вода-растворитель.

Задачи:

Выявить вещества, которые растворяются в воде;

показать детям растворимость и нерастворимость в воде

различных веществ.

Материалы: карточка-схема, сосуды различной формы и

размера, вода, стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар,

шампунь, джем, растительное масло, пищевые красители,

ложки, марганцовка, бумага, фартуки, клеёнка.

1.Капелька просит помочь решить проблему: выяснить, как

предметы и вещества взаимодействуют с водой.

2. Решение проблемы с помощью опытов.

3. Фиксация в дневник наблюдений (таблица).

4. Формулирование вывода.

3 Тема: Очищение воды.

Задачи:

Познакомить детей со способом очистки воды -

фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного

поведения при работе с различными веществами.

Материалы и оборудование: сосуды различной формы и

размера, воронка, марганцовка, пищевая и акварельная

краска, фильтры бумажные, вата, марля, фартуки, клеёнка.

Фильм-презентация «очищение воды»(история моряка), «как

изготовить фильтр самим», увеличительное стекло(по

количеству детей).

1.Постановка проблемы: как можно очистить воду.

2. Научить сооружать простой фильтр.

3. Работа с увеличительным стеклом.

4. Беседа: как из морской воды добыть пресную (история

моряка).

5. Формулирование выводов.

4 Тема: Путешествие капельки.

Задачи:

познакомить детей с круговоротом воды в природе,

объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега;

расширить представления детей о значении воды для жизни

человека; развивать социальные навыки у детей: умение

работать в группе, договариваться, учитывать мнение

партнера, доказывать правильность своего мнения.

Материалы и оборудование: электрический чайник,

холодное стекло, схема -плакат «Круговорот воды в

природе», глобус, мультимедийное пособие «Круговорот

воды в природе».

1. Постановка проблемы. Отгадывание загадки.

2. Рассматривание иллюстраций, карты, глобуса.

3. Беседа: откуда вода в реках, морях, почему идёт дождь,

как вода попадает в дома? Просмотр пособия

(мультимедиа).

4. Опыт с чайником и стеклом.

5. Беседа: как образуются снежинки.

6. Формулирование выводов.

Ноябрь

1 Тема: Прозрачная вода.

Задача:

познакомить детей со свойством воды-

прозрачностью. Научить пользоваться пипеткой.

Материалы и оборудование: сосуды с водой, молоко,

картинки, стаканы, соломинки, монетки, акварельные

краски, фартуки, клеёнки.

1 Опыт «Где монетка?». Вывод.

2. Знакомство с пипеткой.

3. Выполнение задания Капельки: можно ли с помощью

соломинки перелить воду из одного стакана в другой.

4.Фокус с баночками и краской.

2 Тема: Вода принимает форму.

Задача:

выявить, что вода принимает форму сосуда, в

который она налита.

Материалы и оборудование:

воронки, узкий стакан,

округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка,

ковшики одинакового размера, надувной шарик, пакет, таз с

водой, подносы, фартуки, клеёнка.

1. Решение проблемы : может ли вода имеет форму?

2. Рассматривание сосудов различной формы.

3.Опыт.Зарисовать результаты.

4. Вывод.

5. Игра «Капитошка» .

6. Фокус с пакетом и карандашами.

3 Тема: Какие предметы могут плавать?

Задача:

дать детям представление о плавучести

предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера

предмета, а от его тяжести.

Материалы и оборудование: таз с водой, пластмассовые,

деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и

маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки, подносы,

мультимедиа-изображения кораблей, лодок.

1.Проблема:Почему одни предметы плавают, а другие тонут?

2.Рассмотреть и проверить предметы на плавучесть опытным

путём. Занесение результатов в таблицу.

3.Просмотр презентации.

4.Беседа: почему не тонут железные корабли?

5.Изготовление бумажного кораблика.

6.Выводы.

4 Тема: 3 состояния воды.

Задачи: : Познакомить детей с тремя состояниями воды:

жидкое, газообразное (пар), твёрдое( лёд); со способностью

воды менять эти состояния.

Материалы и оборудование: электрический чайник, тазик с

водой, стаканы, глобус, увеличительные стёкла (по

количеству детей), кубики льда из морозильника,

изображения льдов в океане, морей, тумана, молекул льда

(мультимедиа) воды, фартуки, клеёнка.

1.Беседа с детьми: «Три состояния воды».

2. Рассматривание мультимедиа - картинок.

3. Опыт со льдом.

4.Опыт с чайником и стеклом.

5. Формулирование выводов.

Декабрь

1 Тема: Радуга в небе.

Задачи:

познакомить детей явлением «радуга»

превращаться в радужный спектр; расширять представления

детей о смешении цветов, составляющих белый цвет.

Материалы и оборудование:

таз с водой, стаканы,

чашки,фломастеры, пластиковая бутылка с распылителем,

мультимедиа

- изображения радуги, дождя, тумана.

1. Отгадывание загадки.

2.Беседа: что же такое –радуга?

3. Просмотр мультимедиа – изображений.

4. Опыт с зеркалом и водой.

5. Фокус-опыт с бумагой и фломастерами.

6. Формулирование выводов.

2 Тема: Тающий лёд. Замёрзшая вода.

Задачи:

Выявить, что лёд – твёрдое

вещество, плавает,

тает, состоит из воды;

определить, что лёд тает от тепла,

от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что

вода на холоде замерзает, а также принимает форму

ёмкости, в которой находится.

Материалы и оборудование:

кусочки льда, вода (тёплая и

холодная), тарелочки, акварельные краски, формочки,

мультимедиа-изображения айсбергов, ледяных морей ит.д.,

фартуки, клеёнка, увеличительное стекло.

1.Дети вспоминают с помощью схем-карточек свойства

воды.

2. Беседа: о состояниях воды.

3. Рассматривание кусков льда в тазу с холодной водой.

Сравнение с айсбергом.

4.Опыт со льдом в холодной (тёплой) воде . Сравнение

результатов.

5.

Формулирование выводов.

6. Изготовление цветных льдинок.

3 Тема: Водяная мельница.

Задача:

Дать представление о том, что вода может

приводить в движение другие предметы.

Материалы и оборудование: игрушечная водяная

мельница, таз, кувшин, фартуки, клеёнка, изображения

(мультимедиа) водяной мельницы, ГЭС.

1.Беседа с детьми: для чего человеку нужна вода?

2.Может ли вода заставить работать другие предметы?

3.Показ мультимедиа-изображений. Обсуждение.

4. Опыт-фокус «Звенящая вода»

5. Формулирование выводов

4 Тема: Фонтанчики.

Задачи:

Развить любознательность, самостоятельность,

создать радостное настроение.

Материалы и оборудование: пластиковые бутылки, гвозди,

спички, вода, изображения (мультимедиа) различных

фонтанов, фартуки, клеёнка.

1. Отгадывание загадки.

2. Беседа: Где вы видели фонтан , для чего люди

устанавливают фонтаны?

3.Просмотр изображений (мультимедиа).

4. Детям предлагается самим изготовить фонтанчик.

Январь

1 Тема: Воздух повсюду.

Задача:

Обнаружить воздух в окружающем пространстве

и выявить его свойство – невидимость. Выявить пользу для

человека.

Материалы и оборудование: стаканы, пакеты, тазик с

водой, фартуки, клеёнка.

1. Загадывание загадки.

2. Беседа: для чего нужен воздух человеку? другим живым

существам?

3.Как почувствовать воздух? Дуем на ладошку.

4. Опыт с пустым стаканчиком и водой.

5. Опыт с пакетом.

6.Формулирование выводов, опираясь на карточки-схемы.

2 Тема: Воздух работает.

Задача:

Дать детям представление о том, что воздух может

двигать предметы ( парусные суда, воздушные шары и т.д.)

Материалы и оборудование:

пластмассовый игрушечный

кораблик, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина,

палочка, воздушные шарики, фартуки, клеёнка, изображения

(мультимедиа) парусника, ветряной мельницы,

воздушного

шара, дирижабля.

1.Беседа : может ли воздух работать? Или заставить другие

предметы работать?

2. Опыт с корабликом без паруса, затем с парусом.

Сравнение.

3. Опыт с шариком.

4.Просмотр изображений (мультимедиа). Обсуждение.

5.Формулирование выводов.

3 тема: Почему дует ветер?

Задачи:

Познакомить детей с причиной возникновения

ветра - движением воздушных масс; уточнить представления

детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх - он

легкий, холодный опускается вниз - он тяжелый.

Материалы и оборудование:

веер, вентилятор, свеча, схема

изготовления вертушки, схема- карточка (ветер),

мультимедийное изображение «Движение воздушных масс»,

прибора измерения силы ветра.

1.Загадывание загадки.

2.Опыт с веером, вентилятором.

3. Выставление карточки-схемы «ветер»

4.Опыт со свечой.

5.Просмотр изображений «Движение воздушных масс».

6.

Формулирование выводов

.

7.Изготовление вертушки. Игра с ветром.

4 Тема: Делаем мыльные пузыри.

Задачи:П

ознакомить детей со способом изготовления

мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может

растягиваться, образует плёночку, учить работать по схеме-

алгоритму.

Материалы и оборудование: кусок твёрдого мыла, жидкое

мыло, соломинки, пустые катушки, чашки, увеличительные

стёкла (по количеству детей), фартуки,клеёнка.

1.

Загадывание загадки.

2.Проблема: из какого мыла лучше будут пузыри?

Обсуждение проблемы.

3.Изготовление мыльных пузырей по схеме - алгоритму. 4.

Рассматривание мыльной плёночки (увелич. стекло).

Февраль

1 Тема: Свет повсюду.

Задачи:

Показать значение света, объяснить, что источники

света могут быть природные (солнце, луна, костёр), искус-

ственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча);

дать детям представления о том, что Солнце является

источником тепла и света; познакомить с понятием «световая

энергия».

Материалы и оборудование: изображения событий,

происходящих в разное время суток, изображения

источников света, настольная лампа, фонарик, изображение

костра, луны, свечи, спичек (мультимедиа).

1.Загадывание загадки.

Беседа: «Что сейчас даёт свет? От чего светло?» (в

зависимости от времени суток).

2.Рассмотреть предметы и картинки. Выявить искусственные

и природные.

3. Опыт с настольной лампой

.

4.

Формулирование выводов.

2 Тема: Солнечные зайчики.

Задачи:

Понять причину возникновения солнечных

зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать

свет зеркалом).

Материалы и оборудование: зеркала по количеству детей,

тазик с водой.

1.Слушание стихотворения о солнечном зайчике.

2.Опыт с зеркалами.

3. Опыт с водой.

3 Тема: Свет и тень.

Задачи:

познакомить с образованием тени от предметов,

установить сходство тени и объекта, создать с помощью

теней образы.

Материалы и оборудование: теневой театр, фонарь.

1.Отгадай загадку

2.Игра персонажа с фонариком.

3. Руки вместо персонажей.

4.Игра «Теневой театр».

4 Тема: Таинственные картинки.

Задача:

Показать детям, что окружающие предметы

меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

Показать способ получения новых оттенков цветов путём

смешивания основных цветов.

Материалы и оборудование: цветные стёкла, цветные

карандаши, краски, палитра, рабочие листы (дневник

наблюдений), вода, фартуки, клеёнка.

1.Предлагается посмотреть на окружающие предметы через

стекло разного цвета.

2. Проблема: как получить цвета, если нет стёклышек

нужного цвета?

3. Работа с палитрой.

4. Фиксирование результатов в таблицу.

Март

1 Тема: Песочная страна. Сито.

Задачи:

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из

мокрого можно лепить; познакомить со способом

изготовления рисунка из песка, , познакомить детей со

способом отделения мелкого песка от камушков с помощью

сита.

Материалы и оборудование: песок, вода, сито, лупа,

цветная бумага, клеевые карандаши, камешки, крупа.

1

.Обследование песка (с лупой)

2. Беседа.

3.Опыт на сыпучесть (сухой и сырой песок).

4.Работа с ситом.

5.Проблема: можно ли сухим песком рисовать?(что ещё

понадобится?)

6.Рисование песком.

7.

Формулирование выводов.

2 Тема: Цветной песок.

Задачи:

Познакомить детей со

способом изготовления

цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить

пользоваться тёркой .

Материалы и оборудование: тёрки, цветные мелки, сито,

песок, миски, палочки, небольшие банки с крышками.

1.Проблема: может ли песок быть цветным?

2. Знакомство с тёркой.

3. Просеивание песка от камешков.

4.Игра «Найди предмет»

5. Цветные картинки.

3 Тема: Как появляются горы?

Задачи:

Познакомить детей с причиной образования гор:

движением земной коры, вулканическим происхождением

гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое

тесто.

Материалы и оборудование: лоскуты ткани, картинка с

изображением гор, мнемотаблица опыта «извержение

вулкана», алгоритм «приготовление солёного теста»; миски,

стаканы, столовые ложки; какао-порошок, пищевой

краситель; большая коробка, фартуки, клеёнка.

1.Беседа «что такое -горы?»

2.Проблема: как образуются горы?

3. Опыт с тканью- движение земной коры.

4.Работа по схеме-алгоритму.(приготовление солёного теста)

5.Создание макета вулкана.

6.

Формулирование выводов.

4 Тема: Откуда взялись острова?

Задачи:

Познакомить детей с понятием «остров»,

причинами его образования: движением земной коры,

повышением уровня моря.

Материалы и оборудование: модель «морское дно»,

залитое водой, поддоны, глина, стеки, фартуки, клеёнки,

губки для уборки воды, физическая карта мира.

1.Знакомство с атласом.

2.Беседа: «что такое остров?»

3. Изготовление из глины - острова в море,

-озера на острове,

-реки на острове.

4. Работа с моделью морского дна.

5.

Формулирование выводов.

Апрель

1 Тема: Сила тяготения.

Задачи:

дать детям представление о существовании

невидимой силы - силы тяготения, которая притягивает

предметы и любые тела к Земле.

Материалы и оборудование: глобус, небьющиеся, разные

по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от

конструкторов - пластмассового, деревянного,

металлического, мячи.

1. Беседа: «Глобус – модель Земли».

2. Проблема: почему не выливаются реки?

3. Опыт -почему всё падает на землю?

4. Сила тяготения. Что бы было, если бы не было силы

тяготения(фиксация ответов детей).

5.Рисование «что притягивает сила тяготения».

6.

Формулирование выводов.

2 Тема: Фокусы с магнитами.

Задачи:

познакомить детей с физическим явлением

-магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным

путем выявить материалы, которые могут стать

магнетическими; показать способ изготовления

самодельного компаса; развивать у детей коммуникативные

навыки, самостоятельность

Материалы и оборудование: магниты, вырезанный из

пенопласта гусь с вставленным в клюв металлическим

стержнем; миска с водой, банка с вареньем, банка с

горчицей; деревянная палочка, с одного края которой

прикреплён магнит и сверху покрыт ватой, а с другой -на

конце только вата; фигурки животных на картонных

подставках; коробка из-под обуви с отрезанной стенкой с

одной стороны; канцелярские скрепки; магнит,

прикреплённый с помощью скотча к карандашу; стакан с

водой, небольшие металлические стержни, иголки.

1. Фокус «разборчивый гусь».

2. Разоблачение секрета фокуса.

3. Опыт с различными предметами.

4. Проблема - как достать иголку из стакана с водой?

5.Игра «Рыбалка».

6.Выполнение задания(проведи линию к магниту от

предмета, который к нему притягивается).

7.Изготовление компаса.

8.

Формулирование выводов.

3 Тема: Упрямые предметы.

Задачи:

познакомить детей с физическим свойством

предметов - инерцией; развивать умение фиксировать

результаты наблюдения.

Материалы и оборудование: игрушечные машины,

небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки

или картонки, монеты, рабочие листы, простые карандаши.

1.История с мячом ( рассказ персонажа).

2. Постановка проблемы.

3.фиксация результатов в рабочих листах.

4. «Упрямство» – инерция.

5. Фокус с монеткой.(с объяснением )

6.

Формулирование выводов.

4 Тема: Чем можно измерить длину?

Задачи

: расширить представления детей о мерах длины:

условная мерка, единица измерения; познакомить с

измерительными приборами: линейкой, сантиметровой

лентой; развивать познавательную активность детей за счет

знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас,

ладонь, палец, ярд).

Материалы и оборудование: сантиметровые ленты, линейки,

простые карандаши, бумага, отрез ткани длиной 2-3 м,

тесьма или шнур длиной 1 м, рабочие листы.

1.Беседа: «Что такое длина. Как производились измерения

раньше?»

2. Выполнение задания по рабочим листам (измерь длину с

помощью предмета). Фиксация результата.

3. Мера длины. Метр. Сантиметр.

4. Фокус со стрелочками. Проверка с помощью линейки.

5. Формулирование выводов.

Май

1 Тема: О дрожалке и пищалке.

Задачи:

познакомить детей с понятием «звук», выявить

причину возникновения звука - дрожание предметов.

Материалы и оборудование: ученическая линейка, тонкая

проволока, спичечные коробки, нитки, спички.

1.Беседа: «Предметы издают звуки».

2. Опыт с линейкой, ниткой.

3. Изготовление спичечного телефона по алгоритму.

4. Как «перемещаются» звуки.

2 Тема: Как сделать звук громче?

Задачи:

обобщить представления детей о физическом

явлении - звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают

высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн,

можем его усилить с помощью специальных предметов.

Материалы и оборудование: расчёска с мелкими и

крупными зубьями, рупор, слуховая труба, механические

часы, блюдце целое и блюдце с трещиной, таз с водой,

камешки; резиновый мяч; музыкальные инструменты,

сделанные с детьми из бросового материала (барабан,

маракас, свирель, стеклянный ксилофон, погремушки, гусли,

губная гармошка); рабочие листы для фиксации опытов.

1.Беседа: «Что такое музыка?»

2.Как увидеть звук?

3. Опыт с тазиком и водой.

4. Фиксация результатов в рабочих листах.

5. Как усилить звук? Рупор.

6. . Формулирование выводов.

3 Тема: Что такое молния?

Задачи:

познакомить детей с понятиями «электричество»,

«электрический ток»; сформировать основы безопасного

обращения с электричеством; объяснить причину

образования молнии.

Материалы и оборудование: воздушные шары, шерстяная

ткань, шарфики, пластмассовая линейка, пластилин, большая

канцелярская скрепка.

1. Фокус «дрессированные шарики».

2. Зарисовка результатов фокуса.

3. Опыт со скрепкой.

4. Беседа: «Молния –электричество».

4 Тема: Почему горит фонарик?

Задачи:

уточнить представления детей о значении

электричества для людей; познакомить с батарейкой-

хранителем электричества и способом использования лимона

в качестве батарейки.

Материалы и оборудование: картинка с изображением

электрического ската, коллаж «Электричество вокруг нас»,

карманный фонарик, лампочка для карманного фонарика, 6-

8 лимонов, 8-10 отрезков по 10 см медной изолированной

проволоки сечением 0,2-0,5 мм, стальные скрепки для

бумаги, иголка ,разрешающие и запрещающие знаки при

пользовании электричеством.

1.Беседа: «Что такое молния?»

2. Электричество вокруг нас. Откуда человек получает

электричество. Правила обращения с электрическими

приборами (знаки).

3. Опыт с батарейками.

4. Зарисовка опыта.

Ожидаемые результаты

У детей сформированы представление о том, кто такие учёные , дети

знакомы с понятиями «наука», «гипотиза», о способе познания мира-

эксперименте, о назначении детской лаборатории; имеют представление

о культуре поведения в детской лаборатории.

Сформированы элементарные представления о физических свойствах и

явлениях окружающего мира ( магнетизм, отражение и преломление, свет,

звук, теплота, сила тяготения, трение ).

Сформированы представление о свойствах воды ( отсутствие запаха,

цвета (прозрачность), льётся, способна принимать форму сосуда, в который

она налита, может приводить в движение другие предметы).

Имеют представления о значении воды для жизни человека; знают 3

состояния воды (жидкое, твёрдое (лёд), газообразное(пар).Знакомы со

способом очистки воды – фильтрованием.

Имеют представления о круговороте воды в природе, объясняют причину

выпадения осадков в виде дождя и снега. Имеют представления о свойствах и

составе почвы.

Сформированы представления о свойствах воздуха (невидим, не имеет

запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; может

двигать предметы).

Знакомы с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.

Дети имеют представления о том, что Солнце является источником тепла и

света; знакомы с понятием «световая энергия».

Имеют представление о значение света для жизни людей; знакомы с

источниками света (природными и искусственными) .

Знакомы с образованием тени от предметов.

Имеют представления о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость).

Умеют изготавливать цветной песок, пользоваться тёркой.

Имеют представление, что песок и глина по-разному впитывают воду.

Знакомы со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от

крупной с помощью сита.

Дети знакомы с физическим явлением - магнетизмом, имеют представления

о способности магнита притягивать некоторые предметы.

Знакомы с прибором определения сторон света – компасом.

Дети знакомы с понятиями «остров» «гора» , причинами их образования.

Имеют представление о существовании невидимой силы-силы тяготения,

которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Дети знакомы со способом изготовления мыльных пузырей.

Дети знакомы с понятием «звук», причиной возникновения звука

( колебание предмета).

Дети знакомы с понятиями «электричество», «электрический ток», имеют

представления детей о значении электричества для людей.

Знакомы с понятием «масса предмета», с прибором для измерения массы -

весами; имеют представление как ими пользоваться.

Имеют представления о мерах длины , знакомы с современными

измерительными приборами ( линейкой, сантиметровой лентой) и с мерами

длины в древности(локоть, палец, ладонь, фут).

Сформированы представления о химических свойствах веществ

(растворение различных веществ, взаимодействие при соединении (реакция),

их влияние на другие предметы.

Умеют пользоваться приборами - помощниками при проведении игр,

экспериментов ( увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы,

песочные весы, линейка, сантиметровая лента, бинокль, пипетка).

На основании полученных знаний, умеют организовывать самостоятельно

элементарную познавательно-исследовательскую деятельность, делать

выводы, умозаключения.

Соблюдают правила безопасности при организации экспериментов и

элементарных опытов.

Применяют полученные знания в повседневной деятельности.

Сформированы социально-личностные качества ребёнка:

коммуникабельность, самостоятельность, элементарный самоконтроль и

саморегуляция своих действий.

Литература:

1. Экспериментальная деятельность детей среднего и дошкольного

возраста: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Методическое пособие.-СПб.:

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.-128 с., ил. –(Библиотека программы « Детство».)

2. Воздух-невидимка.Рыжова Н. А. Пособие по экологическому

образованию дошкольников.М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.-128 с. Илл

3 Секреты природы - это так интересно! –М.: Линка-Пресс, 2004.-72

с.:ил.

4 Дошкольное воспитание№№12/05; 1/06; 2/06

5. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А.

Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова.- М.:

Педагогика, 1993.

6. Энциклопедия « Почему»-Перевод с итальянского Ольги Живаго-

Москва «Россмэн» 2006-239 стр.

7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:

Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.:

Л. С. Кисилева , Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М.Б. Зуйкова.-4-е изд., испр.

и доп.-М.: АРКТИ, 2006.- 96 с.

(Развитие и воспитание)

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы /

авт.-сост.

Л. Н. Менщикова.-Волгоград: Учитель, 2009.-130 с.

9. Проектная деятельность старших дошкольников / авт.-сост. В. Н.

Журавлева.-

Волгоград: Учитель,2009.-202 с.:ил.

10.Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова , А. А.

Филиппенко.- Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.: ил.

11.Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду / А. А. Иванова. –М.: ТЦ Сфера, 2005.-

С.240

12. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Л.

Н. Прохорова.- М.: Аркти, 2005.-С.56.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!