Автор: Скоробогатько Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №65" г.о.Самара
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: учебная программа
Тема: программа дополнительного образования по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Любознайка"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №65» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
443112 г. Самара, поселок Управленческий, ул. Крайняя, дом 13 тел\факс9502762e
-
mail:Mdouds65@bk.
ru
Программа дополнительного образования
по развитию познавательно-исследовательской
деятельности
у детей старшего дошкольного возраста
«Любознайка»
Составитель:
Скоробогатько Юлия Александровна
воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 65»
г.о. Самара
Самара 2019 г.
Содержание:
1. Введение
2. Цель
3. Задачи
4. Ориентация образовательного процесса
5. Планирование работы
6. Ожидаемые результаты
7. Литература
Введение
Познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста очень
высокая: каждый ответ взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы.
Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все
интересующие его вопросы - ему должен помочь взрослый.
Педагог ставит перед ребёнком определённую задачу, предлагает средства
её решения и контролирует процесс превращения знания в инструмент
творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как
самостоятельный творческий поиск.
Современные концепции дошкольного образования, сформулированные в
ФГОС, требуют от нас создания и организации условий, инициирующих
детское действие. Главная задача - приобретение детьми опыта в различных
видах деятельности.
Данная программа направлена на реализацию познавательно-
исследовательской деятельности, что включает в себя исследование
объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, т.к. одной из
основополагающих задач ФГОР является формирование у детей внимания ,
мышления, речи, интереса к окружающему миру, формирование умения
делать открытия и удивляться им.
Понимая значение экспериментирования для всестороннего развития
ребёнка, и была задумана данная программа.
Цель:
Способствовать развитию интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формированию познавательных действий,
первичных представлений о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира.
Задачи:
Уточнить представление о том, кто такие учёные ( люди, изучающие мир и
его устройство), познакомить с понятиями «наука» (познание), «гипотиза»
(предположение), о способе познания мира- эксперименте (опыте), о
назначении детской лаборатории;
дать представление о культуре поведения в детской лаборатории.
Способствовать формированию у детей элементарных представлений о
физических свойствах предметов и явлениях окружающего мира: магнетизм,
отражение и преломление, замерзание, таяние , испарение, сила тяготения,
трение путём экспериментирования.
Познакомить со свойствами воды: отсутствие запаха, цвета
(прозрачность), льётся, принимает форму сосуда, в который она налита,
может приводить в движение другие предметы.
Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину
выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о
значении воды для жизни человека;
Выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды, тает от
тепла, от надавливания, быстрее тает в горячей воде; что вода на холоде
замерзает, принимает форму ёмкости, в которой находится; дать
представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ,
познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со
свойством жидкого мыла: может растягиваться, образуя плёночку.
Формировать представления о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха,
при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; может двигать
предметы (парусные суда, воздушные шары), познакомить детей с историей
изобретения воздушного шара.
Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных
масс; горячий поднимается вверх (он лёгкий), холодный опускается вниз (он
тяжёлый).
Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и
света; познакомить с понятием «световая энергия».
Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть
природные (солнце., луна, костёр), искусственные - изготовленные людьми
(лампа, фонарик, свеча).
Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени
и объекта, создать с помощью теней образы.
Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость. Из мокрого можно лепить;
познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его
с цветным мелом), научить пользоваться тёркой.
Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их
свойства: сыпучесть, рыхлость.
Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы
от крупной с помощью сита.
Познакомить детей с физическим явлением - магнетизмом, выяснить
способность магнита притягивать некоторые предметы. Опытным путём
выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ
изготовления самодельного компаса.
Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать
(отражать свет зеркалом).
Познакомить детей с понятиями «остров» «гора» ,причинами их
образования: движением земной коры, повышением уровня моря.
Познакомить детей с понятием «звук», подвести детей к пониманию причин
возникновения звука: колебание предмета.
Обобщить представление о физическом явлении – звуке: звук слышим с
помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаётся с помощью
звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов.
Дать представление о существовании невидимой силы-силы тяготения,
коротая притягивает предметы и любые тела к Земле.
Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»;
сформировать основы безопасного общения с электричеством; объяснить
причину образования молнии, уточнить представления детей о значении
электричества для людей; познакомить с батарейкой- хранителем
электричества.
Выявить свойство предметов - массу; познакомить с прибором для измерения
массы - чашечными весами; научить способам их использования.
Расширить представления детей о мерах длины (условная мерка, единица
измерения); познакомить с измерительными приборами: линейкой,
сантиметровой лентой;
Познакомить с мерами длины в древности (локоть, фут, пядь, ладонь,
палец, ярд)
Познакомить детей с химическими свойствами веществ: растворение
различных веществ, взаимодействие при соединении(реакция), их влияние на
другие предметы, вещества(выделение из неоднородности путём
отслаивания, фильтрования.
Развивать умение пользоваться приборами- помощниками при проведении
игр,экспериментов: увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы,
песочные весы, линейка, сантиметровая лента, бинокль,пипетка.
На основании полученных знаний, учить организовывать самостоятельно
элементарную познавательно-исследовательскую деятельность по изучению
объектов окружающего мира.
Формировать у детей умение соблюдать правила безопасности при
организации экспериментов и элементарных опытов.
Формировать умение на основе умений синтезировать новые знания и
применять их в различных видах деятельности.
Формировать социально-личностные качества ребёнка: коммуникабельность,
самостоятельность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих
действий.
План работы по развитию поисково-исследовательской
деятельности детей старшего дошкольного возраста.
СЕНТЯБРЬ
1тема: Экскурсия в лабораторию.
2 тема: Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.
ОКТЯБРЬ
1тема: Какая бывает вода?
2тема: Вода - растворитель.
3 тема: Очищение воды.
4 тема: Путешествие капельки.
НОЯБРЬ
1 тема: Прозрачная вода.
2 тема: Вода принимает форму.
3 тема: Какие предметы могут плавать?
4 тема: 3 состояния воды.
ДЕКАБРЬ
1 тема: Радуга в небе.
2 тема: Тающий лёд. Замёрзшая вода.
3 тема: Водяная мельница.
4 тема: Фонтанчики.
ЯНВАРЬ
1 тема: Воздух повсюду.
2 тема: Воздух работает.
3 тема: Почему дует ветер?
4 тема: Делаем мыльные пузыри.
ФЕВРАЛЬ
1 тема: Свет повсюду.
2 тема: Солнечные зайчики.
3 тема: Свет и тень.
4 тема: Таинственные картинки.
МАРТ
1 тема: Песочная страна. Сито.
2 тема: Цветной песок.
3 тема: Как появляются горы?
4 тема: Откуда взялись острова?
АПРЕЛЬ
1тема: Сила тяготения.
2 тема: Фокусы с магнитами.
3 тема: Упрямые предметы.
4 тема: Чем можно измерить длину?
МАЙ
1 тема: О дрожалке и пищалке.
2 тема: Как сделать звук громче?
3 тема: Что такое молния?
4 тема: Почему горит фонарик?
Календарное планирование работы по программе
«Любознайка»
Сентябр
ь
1 Тема: Экскурсия в лабораторию.
Задачи:
Уточнить представление о том, кто такие ученые
(люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с
понятиями «наука» (познание), «гипотеза» (предположение),
о способе познания мира — эксперименте (опыте), о
назначении детской лаборатории; дать представление о
культуре поведения в детской лаборатории.
Материалы и оборудование: карточки(правила),приборы
(увеличительное стекло, пипетка,весы,линейка, микроскоп)
магниты, баночки, соломинки,и др.,портреты российских
учёных(2), в том числе Ломоносова, презентация
«М.В.Ломоносов»
1.Познакомить с понятиями (наука, гипотеза, эксперимент).
2.Познакомить и обсудить правила поведения в лаборатории.
(на карточках)
3. Познакомить с учёным М.В.Ломоносовым.
4. Рассмотреть вместе с детьми приборы-помощники.
2 Тема: Нюхаем. пробуем, трогаем, слушаем.
Задачи:
Закрепить представления детей об органах чувств,
их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки;
нос – определять запах; пальцы – определять форму,
структуру поверхности; язык – определять на вкус).
Материалы и оборудование: карточки –схемы(поведение в
лаборатории), ширма, газета, колокольчик, молоток, два
камня, свисток, погремушка, говорящая кукла, чеснок,
кусочек апельсина, поролон с духами, лимон, сахар.
1.Повторить правила поведения в лаборатории.
2.Игра «Угадай, что звучит».
3.Игра «Отгадай по запаху».
4. Игра «Отгадай на вкус».
5. Беседа о функциях органов чувств.
6. Выводы
Октябрь
1 Тема: Какая бывает вода?
Задачи:
Уточнить представления детей о свойствах воды:
прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной
формы.
Материалы и оборудование: таз с водой, стаканы, бутылки,
сосуды разной формы, воронки, соломинки, стеклянные
трубочки, фартуки, клеёнка.
1.Знакомство с персонажем-Капелькой. 2.
Разгадывание кроссворда. 3.
Беседа о свойствах воды.
4.Подтверждение свойств воды опытами.
5. Знакомство с карточками-схемами.
6. Формулирование выводов (с опорой на схемы).
2 Тема: Вода-растворитель.
Задачи:
Выявить вещества, которые растворяются в воде;
показать детям растворимость и нерастворимость в воде
различных веществ.
Материалы: карточка-схема, сосуды различной формы и
размера, вода, стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар,
шампунь, джем, растительное масло, пищевые красители,
ложки, марганцовка, бумага, фартуки, клеёнка.
1.Капелька просит помочь решить проблему: выяснить, как
предметы и вещества взаимодействуют с водой.
2. Решение проблемы с помощью опытов.
3. Фиксация в дневник наблюдений (таблица).
4. Формулирование вывода.
3 Тема: Очищение воды.
Задачи:
Познакомить детей со способом очистки воды -
фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного
поведения при работе с различными веществами.
Материалы и оборудование: сосуды различной формы и
размера, воронка, марганцовка, пищевая и акварельная
краска, фильтры бумажные, вата, марля, фартуки, клеёнка.
Фильм-презентация «очищение воды»(история моряка), «как
изготовить фильтр самим», увеличительное стекло(по
количеству детей).
1.Постановка проблемы: как можно очистить воду.
2. Научить сооружать простой фильтр.
3. Работа с увеличительным стеклом.
4. Беседа: как из морской воды добыть пресную (история
моряка).
5. Формулирование выводов.
4 Тема: Путешествие капельки.
Задачи:
познакомить детей с круговоротом воды в природе,
объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега;
расширить представления детей о значении воды для жизни
человека; развивать социальные навыки у детей: умение
работать в группе, договариваться, учитывать мнение
партнера, доказывать правильность своего мнения.
Материалы и оборудование: электрический чайник,
холодное стекло, схема -плакат «Круговорот воды в
природе», глобус, мультимедийное пособие «Круговорот
воды в природе».
1. Постановка проблемы. Отгадывание загадки.
2. Рассматривание иллюстраций, карты, глобуса.
3. Беседа: откуда вода в реках, морях, почему идёт дождь,
как вода попадает в дома? Просмотр пособия
(мультимедиа).
4. Опыт с чайником и стеклом.
5. Беседа: как образуются снежинки.
6. Формулирование выводов.
Ноябрь
1 Тема: Прозрачная вода.
Задача:
познакомить детей со свойством воды-
прозрачностью. Научить пользоваться пипеткой.
Материалы и оборудование: сосуды с водой, молоко,
картинки, стаканы, соломинки, монетки, акварельные
краски, фартуки, клеёнки.
1 Опыт «Где монетка?». Вывод.
2. Знакомство с пипеткой.
3. Выполнение задания Капельки: можно ли с помощью
соломинки перелить воду из одного стакана в другой.
4.Фокус с баночками и краской.
2 Тема: Вода принимает форму.
Задача:
выявить, что вода принимает форму сосуда, в
который она налита.
Материалы и оборудование:
воронки, узкий стакан,
округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка,
ковшики одинакового размера, надувной шарик, пакет, таз с
водой, подносы, фартуки, клеёнка.
1. Решение проблемы : может ли вода имеет форму?
2. Рассматривание сосудов различной формы.
3.Опыт.Зарисовать результаты.
4. Вывод.
5. Игра «Капитошка» .
6. Фокус с пакетом и карандашами.
3 Тема: Какие предметы могут плавать?
Задача:
дать детям представление о плавучести
предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера
предмета, а от его тяжести.
Материалы и оборудование: таз с водой, пластмассовые,
деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и
маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки, подносы,
мультимедиа-изображения кораблей, лодок.
1.Проблема:Почему одни предметы плавают, а другие тонут?
2.Рассмотреть и проверить предметы на плавучесть опытным
путём. Занесение результатов в таблицу.
3.Просмотр презентации.
4.Беседа: почему не тонут железные корабли?
5.Изготовление бумажного кораблика.
6.Выводы.
4 Тема: 3 состояния воды.
Задачи: : Познакомить детей с тремя состояниями воды:
жидкое, газообразное (пар), твёрдое( лёд); со способностью
воды менять эти состояния.
Материалы и оборудование: электрический чайник, тазик с
водой, стаканы, глобус, увеличительные стёкла (по
количеству детей), кубики льда из морозильника,
изображения льдов в океане, морей, тумана, молекул льда
(мультимедиа) воды, фартуки, клеёнка.
1.Беседа с детьми: «Три состояния воды».
2. Рассматривание мультимедиа - картинок.
3. Опыт со льдом.
4.Опыт с чайником и стеклом.
5. Формулирование выводов.
Декабрь
1 Тема: Радуга в небе.
Задачи:
познакомить детей явлением «радуга»
превращаться в радужный спектр; расширять представления
детей о смешении цветов, составляющих белый цвет.
Материалы и оборудование:
таз с водой, стаканы,
чашки,фломастеры, пластиковая бутылка с распылителем,
мультимедиа
- изображения радуги, дождя, тумана.
1. Отгадывание загадки.
2.Беседа: что же такое –радуга?
3. Просмотр мультимедиа – изображений.
4. Опыт с зеркалом и водой.
5. Фокус-опыт с бумагой и фломастерами.
6. Формулирование выводов.
2 Тема: Тающий лёд. Замёрзшая вода.
Задачи:
Выявить, что лёд – твёрдое
вещество, плавает,
тает, состоит из воды;
определить, что лёд тает от тепла,
от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что
вода на холоде замерзает, а также принимает форму
ёмкости, в которой находится.
Материалы и оборудование:
кусочки льда, вода (тёплая и
холодная), тарелочки, акварельные краски, формочки,
мультимедиа-изображения айсбергов, ледяных морей ит.д.,
фартуки, клеёнка, увеличительное стекло.
1.Дети вспоминают с помощью схем-карточек свойства
воды.
2. Беседа: о состояниях воды.
3. Рассматривание кусков льда в тазу с холодной водой.
Сравнение с айсбергом.
4.Опыт со льдом в холодной (тёплой) воде . Сравнение
результатов.
5.
Формулирование выводов.
6. Изготовление цветных льдинок.
3 Тема: Водяная мельница.
Задача:
Дать представление о том, что вода может
приводить в движение другие предметы.
Материалы и оборудование: игрушечная водяная
мельница, таз, кувшин, фартуки, клеёнка, изображения
(мультимедиа) водяной мельницы, ГЭС.
1.Беседа с детьми: для чего человеку нужна вода?
2.Может ли вода заставить работать другие предметы?
3.Показ мультимедиа-изображений. Обсуждение.
4. Опыт-фокус «Звенящая вода»
5. Формулирование выводов
4 Тема: Фонтанчики.
Задачи:
Развить любознательность, самостоятельность,
создать радостное настроение.
Материалы и оборудование: пластиковые бутылки, гвозди,
спички, вода, изображения (мультимедиа) различных
фонтанов, фартуки, клеёнка.
1. Отгадывание загадки.
2. Беседа: Где вы видели фонтан , для чего люди
устанавливают фонтаны?
3.Просмотр изображений (мультимедиа).
4. Детям предлагается самим изготовить фонтанчик.
Январь
1 Тема: Воздух повсюду.
Задача:
Обнаружить воздух в окружающем пространстве
и выявить его свойство – невидимость. Выявить пользу для
человека.
Материалы и оборудование: стаканы, пакеты, тазик с
водой, фартуки, клеёнка.
1. Загадывание загадки.
2. Беседа: для чего нужен воздух человеку? другим живым
существам?
3.Как почувствовать воздух? Дуем на ладошку.
4. Опыт с пустым стаканчиком и водой.
5. Опыт с пакетом.
6.Формулирование выводов, опираясь на карточки-схемы.
2 Тема: Воздух работает.
Задача:
Дать детям представление о том, что воздух может
двигать предметы ( парусные суда, воздушные шары и т.д.)
Материалы и оборудование:
пластмассовый игрушечный
кораблик, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина,
палочка, воздушные шарики, фартуки, клеёнка, изображения
(мультимедиа) парусника, ветряной мельницы,
воздушного
шара, дирижабля.
1.Беседа : может ли воздух работать? Или заставить другие
предметы работать?
2. Опыт с корабликом без паруса, затем с парусом.
Сравнение.
3. Опыт с шариком.
4.Просмотр изображений (мультимедиа). Обсуждение.
5.Формулирование выводов.
3 тема: Почему дует ветер?
Задачи:
Познакомить детей с причиной возникновения
ветра - движением воздушных масс; уточнить представления
детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх - он
легкий, холодный опускается вниз - он тяжелый.
Материалы и оборудование:
веер, вентилятор, свеча, схема
изготовления вертушки, схема- карточка (ветер),
мультимедийное изображение «Движение воздушных масс»,
прибора измерения силы ветра.
1.Загадывание загадки.
2.Опыт с веером, вентилятором.
3. Выставление карточки-схемы «ветер»
4.Опыт со свечой.
5.Просмотр изображений «Движение воздушных масс».
6.
Формулирование выводов
.
7.Изготовление вертушки. Игра с ветром.
4 Тема: Делаем мыльные пузыри.
Задачи:П
ознакомить детей со способом изготовления
мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может
растягиваться, образует плёночку, учить работать по схеме-
алгоритму.
Материалы и оборудование: кусок твёрдого мыла, жидкое
мыло, соломинки, пустые катушки, чашки, увеличительные
стёкла (по количеству детей), фартуки,клеёнка.
1.
Загадывание загадки.
2.Проблема: из какого мыла лучше будут пузыри?
Обсуждение проблемы.
3.Изготовление мыльных пузырей по схеме - алгоритму. 4.
Рассматривание мыльной плёночки (увелич. стекло).
Февраль
1 Тема: Свет повсюду.
Задачи:
Показать значение света, объяснить, что источники
света могут быть природные (солнце, луна, костёр), искус-
ственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча);
дать детям представления о том, что Солнце является
источником тепла и света; познакомить с понятием «световая
энергия».
Материалы и оборудование: изображения событий,
происходящих в разное время суток, изображения
источников света, настольная лампа, фонарик, изображение
костра, луны, свечи, спичек (мультимедиа).
1.Загадывание загадки.
Беседа: «Что сейчас даёт свет? От чего светло?» (в
зависимости от времени суток).
2.Рассмотреть предметы и картинки. Выявить искусственные
и природные.
3. Опыт с настольной лампой
.
4.
Формулирование выводов.
2 Тема: Солнечные зайчики.
Задачи:
Понять причину возникновения солнечных
зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать
свет зеркалом).
Материалы и оборудование: зеркала по количеству детей,
тазик с водой.
1.Слушание стихотворения о солнечном зайчике.
2.Опыт с зеркалами.
3. Опыт с водой.
3 Тема: Свет и тень.
Задачи:
познакомить с образованием тени от предметов,
установить сходство тени и объекта, создать с помощью
теней образы.
Материалы и оборудование: теневой театр, фонарь.
1.Отгадай загадку
2.Игра персонажа с фонариком.
3. Руки вместо персонажей.
4.Игра «Теневой театр».
4 Тема: Таинственные картинки.
Задача:
Показать детям, что окружающие предметы
меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.
Показать способ получения новых оттенков цветов путём
смешивания основных цветов.
Материалы и оборудование: цветные стёкла, цветные
карандаши, краски, палитра, рабочие листы (дневник
наблюдений), вода, фартуки, клеёнка.
1.Предлагается посмотреть на окружающие предметы через
стекло разного цвета.
2. Проблема: как получить цвета, если нет стёклышек
нужного цвета?
3. Работа с палитрой.
4. Фиксирование результатов в таблицу.
Март
1 Тема: Песочная страна. Сито.
Задачи:
Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из
мокрого можно лепить; познакомить со способом
изготовления рисунка из песка, , познакомить детей со
способом отделения мелкого песка от камушков с помощью
сита.
Материалы и оборудование: песок, вода, сито, лупа,
цветная бумага, клеевые карандаши, камешки, крупа.
1
.Обследование песка (с лупой)
2. Беседа.
3.Опыт на сыпучесть (сухой и сырой песок).
4.Работа с ситом.
5.Проблема: можно ли сухим песком рисовать?(что ещё
понадобится?)
6.Рисование песком.
7.
Формулирование выводов.
2 Тема: Цветной песок.
Задачи:
Познакомить детей со
способом изготовления
цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить
пользоваться тёркой .
Материалы и оборудование: тёрки, цветные мелки, сито,
песок, миски, палочки, небольшие банки с крышками.
1.Проблема: может ли песок быть цветным?
2. Знакомство с тёркой.
3. Просеивание песка от камешков.
4.Игра «Найди предмет»
5. Цветные картинки.
3 Тема: Как появляются горы?
Задачи:
Познакомить детей с причиной образования гор:
движением земной коры, вулканическим происхождением
гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое
тесто.
Материалы и оборудование: лоскуты ткани, картинка с
изображением гор, мнемотаблица опыта «извержение
вулкана», алгоритм «приготовление солёного теста»; миски,
стаканы, столовые ложки; какао-порошок, пищевой
краситель; большая коробка, фартуки, клеёнка.
1.Беседа «что такое -горы?»
2.Проблема: как образуются горы?
3. Опыт с тканью- движение земной коры.
4.Работа по схеме-алгоритму.(приготовление солёного теста)
5.Создание макета вулкана.
6.
Формулирование выводов.
4 Тема: Откуда взялись острова?
Задачи:
Познакомить детей с понятием «остров»,
причинами его образования: движением земной коры,
повышением уровня моря.
Материалы и оборудование: модель «морское дно»,
залитое водой, поддоны, глина, стеки, фартуки, клеёнки,
губки для уборки воды, физическая карта мира.
1.Знакомство с атласом.
2.Беседа: «что такое остров?»
3. Изготовление из глины - острова в море,
-озера на острове,
-реки на острове.
4. Работа с моделью морского дна.
5.
Формулирование выводов.
Апрель
1 Тема: Сила тяготения.
Задачи:
дать детям представление о существовании
невидимой силы - силы тяготения, которая притягивает
предметы и любые тела к Земле.
Материалы и оборудование: глобус, небьющиеся, разные
по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от
конструкторов - пластмассового, деревянного,
металлического, мячи.
1. Беседа: «Глобус – модель Земли».
2. Проблема: почему не выливаются реки?
3. Опыт -почему всё падает на землю?
4. Сила тяготения. Что бы было, если бы не было силы
тяготения(фиксация ответов детей).
5.Рисование «что притягивает сила тяготения».
6.
Формулирование выводов.
2 Тема: Фокусы с магнитами.
Задачи:
познакомить детей с физическим явлением
-магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным
путем выявить материалы, которые могут стать
магнетическими; показать способ изготовления
самодельного компаса; развивать у детей коммуникативные
навыки, самостоятельность
Материалы и оборудование: магниты, вырезанный из
пенопласта гусь с вставленным в клюв металлическим
стержнем; миска с водой, банка с вареньем, банка с
горчицей; деревянная палочка, с одного края которой
прикреплён магнит и сверху покрыт ватой, а с другой -на
конце только вата; фигурки животных на картонных
подставках; коробка из-под обуви с отрезанной стенкой с
одной стороны; канцелярские скрепки; магнит,
прикреплённый с помощью скотча к карандашу; стакан с
водой, небольшие металлические стержни, иголки.
1. Фокус «разборчивый гусь».
2. Разоблачение секрета фокуса.
3. Опыт с различными предметами.
4. Проблема - как достать иголку из стакана с водой?
5.Игра «Рыбалка».
6.Выполнение задания(проведи линию к магниту от
предмета, который к нему притягивается).
7.Изготовление компаса.
8.
Формулирование выводов.
3 Тема: Упрямые предметы.
Задачи:
познакомить детей с физическим свойством
предметов - инерцией; развивать умение фиксировать
результаты наблюдения.
Материалы и оборудование: игрушечные машины,
небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки
или картонки, монеты, рабочие листы, простые карандаши.
1.История с мячом ( рассказ персонажа).
2. Постановка проблемы.
3.фиксация результатов в рабочих листах.
4. «Упрямство» – инерция.
5. Фокус с монеткой.(с объяснением )
6.
Формулирование выводов.
4 Тема: Чем можно измерить длину?
Задачи
: расширить представления детей о мерах длины:
условная мерка, единица измерения; познакомить с
измерительными приборами: линейкой, сантиметровой
лентой; развивать познавательную активность детей за счет
знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас,
ладонь, палец, ярд).
Материалы и оборудование: сантиметровые ленты, линейки,
простые карандаши, бумага, отрез ткани длиной 2-3 м,
тесьма или шнур длиной 1 м, рабочие листы.
1.Беседа: «Что такое длина. Как производились измерения
раньше?»
2. Выполнение задания по рабочим листам (измерь длину с
помощью предмета). Фиксация результата.
3. Мера длины. Метр. Сантиметр.
4. Фокус со стрелочками. Проверка с помощью линейки.
5. Формулирование выводов.
Май
1 Тема: О дрожалке и пищалке.
Задачи:
познакомить детей с понятием «звук», выявить
причину возникновения звука - дрожание предметов.
Материалы и оборудование: ученическая линейка, тонкая
проволока, спичечные коробки, нитки, спички.
1.Беседа: «Предметы издают звуки».
2. Опыт с линейкой, ниткой.
3. Изготовление спичечного телефона по алгоритму.
4. Как «перемещаются» звуки.
2 Тема: Как сделать звук громче?
Задачи:
обобщить представления детей о физическом
явлении - звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают
высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн,
можем его усилить с помощью специальных предметов.
Материалы и оборудование: расчёска с мелкими и
крупными зубьями, рупор, слуховая труба, механические
часы, блюдце целое и блюдце с трещиной, таз с водой,
камешки; резиновый мяч; музыкальные инструменты,
сделанные с детьми из бросового материала (барабан,
маракас, свирель, стеклянный ксилофон, погремушки, гусли,
губная гармошка); рабочие листы для фиксации опытов.
1.Беседа: «Что такое музыка?»
2.Как увидеть звук?
3. Опыт с тазиком и водой.
4. Фиксация результатов в рабочих листах.
5. Как усилить звук? Рупор.
6. . Формулирование выводов.
3 Тема: Что такое молния?
Задачи:
познакомить детей с понятиями «электричество»,
«электрический ток»; сформировать основы безопасного
обращения с электричеством; объяснить причину
образования молнии.
Материалы и оборудование: воздушные шары, шерстяная
ткань, шарфики, пластмассовая линейка, пластилин, большая
канцелярская скрепка.
1. Фокус «дрессированные шарики».
2. Зарисовка результатов фокуса.
3. Опыт со скрепкой.
4. Беседа: «Молния –электричество».
4 Тема: Почему горит фонарик?
Задачи:
уточнить представления детей о значении
электричества для людей; познакомить с батарейкой-
хранителем электричества и способом использования лимона
в качестве батарейки.
Материалы и оборудование: картинка с изображением
электрического ската, коллаж «Электричество вокруг нас»,
карманный фонарик, лампочка для карманного фонарика, 6-
8 лимонов, 8-10 отрезков по 10 см медной изолированной
проволоки сечением 0,2-0,5 мм, стальные скрепки для
бумаги, иголка ,разрешающие и запрещающие знаки при
пользовании электричеством.
1.Беседа: «Что такое молния?»
2. Электричество вокруг нас. Откуда человек получает
электричество. Правила обращения с электрическими
приборами (знаки).
3. Опыт с батарейками.
4. Зарисовка опыта.
Ожидаемые результаты
У детей сформированы представление о том, кто такие учёные , дети
знакомы с понятиями «наука», «гипотиза», о способе познания мира-
эксперименте, о назначении детской лаборатории; имеют представление
о культуре поведения в детской лаборатории.
Сформированы элементарные представления о физических свойствах и
явлениях окружающего мира ( магнетизм, отражение и преломление, свет,
звук, теплота, сила тяготения, трение ).
Сформированы представление о свойствах воды ( отсутствие запаха,
цвета (прозрачность), льётся, способна принимать форму сосуда, в который
она налита, может приводить в движение другие предметы).
Имеют представления о значении воды для жизни человека; знают 3
состояния воды (жидкое, твёрдое (лёд), газообразное(пар).Знакомы со
способом очистки воды – фильтрованием.
Имеют представления о круговороте воды в природе, объясняют причину
выпадения осадков в виде дождя и снега. Имеют представления о свойствах и
составе почвы.
Сформированы представления о свойствах воздуха (невидим, не имеет
запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; может
двигать предметы).
Знакомы с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.
Дети имеют представления о том, что Солнце является источником тепла и
света; знакомы с понятием «световая энергия».
Имеют представление о значение света для жизни людей; знакомы с
источниками света (природными и искусственными) .
Знакомы с образованием тени от предметов.
Имеют представления о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость).
Умеют изготавливать цветной песок, пользоваться тёркой.
Имеют представление, что песок и глина по-разному впитывают воду.
Знакомы со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от
крупной с помощью сита.
Дети знакомы с физическим явлением - магнетизмом, имеют представления
о способности магнита притягивать некоторые предметы.
Знакомы с прибором определения сторон света – компасом.
Дети знакомы с понятиями «остров» «гора» , причинами их образования.
Имеют представление о существовании невидимой силы-силы тяготения,
которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
Дети знакомы со способом изготовления мыльных пузырей.
Дети знакомы с понятием «звук», причиной возникновения звука
( колебание предмета).
Дети знакомы с понятиями «электричество», «электрический ток», имеют
представления детей о значении электричества для людей.
Знакомы с понятием «масса предмета», с прибором для измерения массы -
весами; имеют представление как ими пользоваться.
Имеют представления о мерах длины , знакомы с современными
измерительными приборами ( линейкой, сантиметровой лентой) и с мерами
длины в древности(локоть, палец, ладонь, фут).
Сформированы представления о химических свойствах веществ
(растворение различных веществ, взаимодействие при соединении (реакция),
их влияние на другие предметы.
Умеют пользоваться приборами - помощниками при проведении игр,
экспериментов ( увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы,
песочные весы, линейка, сантиметровая лента, бинокль, пипетка).
На основании полученных знаний, умеют организовывать самостоятельно
элементарную познавательно-исследовательскую деятельность, делать
выводы, умозаключения.
Соблюдают правила безопасности при организации экспериментов и
элементарных опытов.
Применяют полученные знания в повседневной деятельности.
Сформированы социально-личностные качества ребёнка:
коммуникабельность, самостоятельность, элементарный самоконтроль и
саморегуляция своих действий.
Литература:
1. Экспериментальная деятельность детей среднего и дошкольного
возраста: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Методическое пособие.-СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.-128 с., ил. –(Библиотека программы « Детство».)
2. Воздух-невидимка.Рыжова Н. А. Пособие по экологическому
образованию дошкольников.М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.-128 с. Илл
3 Секреты природы - это так интересно! –М.: Линка-Пресс, 2004.-72
с.:ил.
4 Дошкольное воспитание№№12/05; 1/06; 2/06
5. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А.
Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова.- М.:
Педагогика, 1993.
6. Энциклопедия « Почему»-Перевод с итальянского Ольги Живаго-
Москва «Россмэн» 2006-239 стр.
7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:
Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.:
Л. С. Кисилева , Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М.Б. Зуйкова.-4-е изд., испр.
и доп.-М.: АРКТИ, 2006.- 96 с.
(Развитие и воспитание)
8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы /
авт.-сост.
Л. Н. Менщикова.-Волгоград: Учитель, 2009.-130 с.
9. Проектная деятельность старших дошкольников / авт.-сост. В. Н.
Журавлева.-
Волгоград: Учитель,2009.-202 с.:ил.
10.Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова , А. А.
Филиппенко.- Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.: ил.
11.Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду / А. А. Иванова. –М.: ТЦ Сфера, 2005.-
С.240
12. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Л.
Н. Прохорова.- М.: Аркти, 2005.-С.56.