Напоминание

Игры


Автор: Семенова Татьяна Владимировна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №15
Населённый пункт: г. Кропоткин,Краснодарский край
Наименование материала: Игры народов России
Тема: Игры
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИГРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Все народы земного шара сопровождают свои праздники, увеселительные

мероприятия песнями, играми, танцами. В них отражаются представления

народа о прекрасном, они характеризуют лицо народа, национальный склад

мышления, показывают богатство своей истории и культуры, национальные

традиции. На протяжении многих столетий народы мира, в том числе и

России, создавали своё самобытное искусство. В памяти народа сохранились

игры, накопленные многими поколениями. Детские народные подвижные

игры– многоликое явление. В них отражён образ жизни людей, их быт, труд,

национальные устои. Благодаря им, ребёнок накапливает социальный опыт,

развивает воображение и творческие способности. На физкультурных

занятиях, прогулках, досугах в ходе ознакомления с подвижными играми

народов России решаются следующие задачи: обогащение знаний детей;

развитие познавательного интереса; воспитание патриотизма, толерантности;

развитие двигательной активности.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю:

они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались

из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на

воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у

молодежи и развивает физическую культуру.

1. «Красочки»

Выбирается водящий «монах» и «продавец». Все остальные играющие

загадывают втайне от монаха цвета красок. Игра начинается с того, что

«монах» приходит в «магазин» и говорит: «Я – монах в синих штанах,

пришёл к вам за краской». Продавец: «За какой?» Монах называет любой

цвет, например: «За голубой». Если такой краски нет, то продавец говорит:

«Иди по голубой дорожке, найдёшь голубые сапожки. Поноси, да обратно

приноси». Если краска, которую назвал есть, то ребёнок, загадавший этот

цвет, пытается а краска – монахом. Игра начинается сначала.

2. «Алёнушка и Иванушка»

Выбирают Алёнушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся в

нутрии круга, который образуют дети, взявшись за руки. Иванушка должен

поймать Алёнушку. Иванушка может звать Алёнушку: «Алёнушка, ты где?»

Алёнушка ему отвечает: «Я здесь!», при этом пытается от него уйти-

увернуться. Если Иванушка поймал кого-то из детей, он должен определить,

назвать имя пойманного ребёнка. Как только Иванушка поймал Алёнушку,

водящими становятся другие дети и игра начинается сначала.

3. «Удочка»

Дети стоят в кругу, они – рыбки. Рыбак со скакалкой в центре круга. Рыбак

говорит слова: «Я – рыбак, в лодке плыву, рыбку ловлю!» После слов рыбак

по земле крутит верёвку-скакалку, дети перепрыгивают. Тот, кто наступил на

скакалку, считается пойманной рыбкой и выбывает из игры.

4. «Ручеек»

Игру эту знали и любили еще наши прабабушки, и дошла она до нас почти в

неизменном виде. Здесь нет необходимости быть сильным, ловким или

быстрым, эта игра иного рода эмоционального, она создает веселое и

жизнерадостное настроение. Правила просты. Играющие встают друг за

другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их

высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок,

которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под

сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара

пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало

"ручейка"... И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто

ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно чем больше

участников, тем веселее игра.

5. «Золотые ворота»

Два игрока встают лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их -

это «ворота». Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается

цепочка.

Игроки-«ворота» говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти

между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз - запрещается.

А на третий раз-

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, «ворота захлопываются». Те дети,

которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами.

"Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

ТАТАРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Изучение татарских игр и их происхождения подтверждает их многовековую

историю, на протяжении которой они получали различное влияние.

Большинство игр служат залогом здоровья детей, поскольку они укрепляют

детский организм.

1. «Угадай и догони» (Читанме, бузме)

Играющие садятся на скамейку в ряд. Перед ними садится водящий. Ему

завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладёт ему руку на

плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если

водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и

пытается догнать игрока, пока он не успел сесть на скамейку. Если водящий

не угадал имя, то к нему подходит следующий игрок.

2. «Скок-перескок» (Кучтем-куч)

На игровой площадке по кругу на расстоянии 50-100см чертятся круги по

количеству участников. В них находятся дети. Водящий стоит в середине

большого круга. По команде водящего: «Скок-перескок!» дети на одной ноге,

двигаясь по часовой стрелке, должны, освобождая свой, перескочить в

следующий круг. Водящий при этом тоже скачет на одной ноге, стараясь

занять свободный круг. Если ему это удаётся, то ребёнок, не успевший занять

«домик», становится водящим.

3. «Хлопушки» (Абакле)

На противоположных сторонах площадки рисуются две параллельные черты.

За одной чертой стоят в шеренге дети. Одна рука у них на поясе, другая

вытянута вперёд ладонью вверх. Это старый город. В новом городе (за другой

чертой) пока никто не живёт. Выбирается ведущий, который со словами:

«Хлоп да хлоп – сигнал такой. Я бегу, а ты за мной!» подходит к одному из

игроков и тихонечко хлопает его по ладошке. После окончания слов они

бегут в «новый город». Кто первый пересёк черту, тот остаётся там жить. Кто

проиграл, тот ведущий. Так до тех пор, пока все дети не переберутся жить в

новый город.

БУРЯТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Игры бурят отражают особенности истории и быта народа, природы. В краю

потомственных скотоводов много поучительных и разнообразных игр,

участники которых изображают животных или используют кости животных.

1. «Волк и ягнята» (Шоно ба хурьгат)

Один игрок – волк, другой – овца, остальные – ягнята. Впереди идёт овца, за

нею друг за другом ягнята, руки которых лежат на плечах у впереди стоящего

игрока. Навстречу выходит волк.

Овца спрашивает: «Что ты тут делаешь?»

Волк: - Вас жду!

Овца:- Зачем?

Волк – Чтобы вас всех съесть!

После этих слов волк пытается поймать последнего ягнёнка. Овца с

ягнятами (ягнятам руки отпускать нельзя!) убегает от волка. Волк может

ловить только последнего ягнёнка, а овца с ягнятами должны ловко

увернуться.

2. «Иголка, нитка, узелок» (Зун, утах, зангилаа)

Все игроки делятся на тройки. Первый в тройке – иголка, второй – нитка,

третий – узелок. Все в тройке держатся за руки. Чертится большой круг. Что

иголка будет делать, тоже должны выполнять нитка и узелок. Например:

иголка прыгает в круг, за ней нитка и узелок. Если игроки одной тройки

засмотрелись и сделали неправильное движение, то вся тройка выбывает из

игры.

3. «Ищем палочку» (Модо бэдэрхэ)

Участники становятся по обе стороны от скамейки и закрывают глаза.

Ведущий берёт короткую палочку (10см) и бросает её в сторону. Дети

стараются отгадать где упала палочка. По команде «Ищите!» игроки

разбегаются, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет её, подбежит к

скамейке и постучит палочкой. Если другие игроки догадались, у кого

палочка, то стараются догнать его и запятнать. Запятнанный игрок должен

быстро отдать палочку. Игроки, у кого в руках окажется палочка, каждый раз

убегают от других детей. Запятнанные игроки остаются на том месте, где

были пойманы.

Дагестанские народные игры

В дагестанских народных подвижных играх заключено духовное богатство

края. В них отражено прошлое спортивно- игровой культуры, даны средства

достижения физического совершенства молодежи.

1. «Достань шапку»

Дети делятся на две команды. За чертой, которая находится от ребят на

расстоянии 10м, лежат шапки. Каждой паре (игрокам из разных команд)

даётся своё задание, выполняя которое, дети двигаются к черте. Взять шапку

может только тот игрок, который первый добрался до черты. Игроки бегом

возвращаются к своим командам, встают в конец колонны. Затем даётся

задание для второй пары и т.д. Выигрывает та команда, у которой больше

шапок.

Примерные задания для пар: допрыгать до черты на левой (правой) ноге, на

2х ногах; дойти на пятках (носках) (можно добавить различные положения

рук: руки на пояс, вверх и т.д.); дойти на полусогнутых ногах, доползти на

четвереньках (на ладонях и ступнях, проползти наоборот - ногами вперёд);

допрыгать ноги вместе – ноги врозь и т.д.

2. «Выбей из круга» (Дёререкден чыгъар)

Чертится линия. От неё на расстоянии 3м чертится круг (можно положить

обруч), в который кладут камушки (можно заменить на кубики). Дети

строятся за линией друг за другом, у каждого в руке камушек (заменить на

пластмассовый шарик, теннисный мяч, мешочек с песком), по очереди

бросают в круг, стараясь выбить из него предметы. Игру можно проводить по

командам.

3. «Подними платок»

Чертится большой круг, в центр кладут платок. Участники стоят за кругом и

танцуют национальную лезгинку. По окончании музыки дети забегают в круг

и стараются схватить платок и высоко его поднять. Кто выиграл, тот может

всех участников оставить в игре, а может кого-то удалить, показывая на него

платком.

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Башкирские народные игры сформировались в традициях кочевой

Культуры и связаны с историей башкир, их трудовой деятельностью, бытом и

обычаями.

1. «Дудочка» (Курай)

В середине круга стоит кураист с длинной дудочкой.- кураем. Дети,

взявшись за руки, под башкирскую национальную мелодию ходят по кругу в

одну сторону со словами (кураист в другую, имитируя игру на дудочке):

Услыхали наш курай, собрались мы все сюда.

Наигравшись с кураистом, разбежались кто куда.

Хай-хай-хай! На зелёном лугу мы попляшем под курай.

После этих слов все дети разбегаются в рассыпную, танцуют кто как хочет со

словами:

Ты, курай задорный, веселей играй.

Тех, кто лучше пляшет, выбирай!

Кураист ходит между детей, передаёт дудочку тому, кто лучше всех танцует,

тот становится водящим – кураистом.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!